турой, они лишены многих недостатков, присущих, в частности, агрохолдингам.
Говоря о кластерах как об относительно новой для России форме агропромышленной интеграции, следует, на наш взгляд, рассмотреть положительный опыт развитых стран, в частности, Норвегии, в которой агропромышленный кластер занимает одну из ведущих позиций.
Так, по словам зарубежных исследователей данного вопроса ^оИап Наикпев), порядка 40% агропромышленных предприятий Норвегии в той или иной степени используют в своей деятельности инновационные технологии, причем большая часть из них входит в состав агропродовольственного кластера.
Формирование агропромышленного кластера Норвегии в значительной степени произошло под влиянием отмены системы государственной поддержки и тарификации, что создало необходимость для повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынке. Проводимая политика занятости в данной отрасли базируется на использовании преимуществ кластера и замене низкоквалифицированной рабочей силы высококвалифицированными специалистами, независимо от того, относится ли агропроизводство к «старым» (традиционным) или же современным направлениям. Примечательно, что вследствие развития системы специального образования его средний уровень в рамках кластера в последнее время существенно вырос. Так, если в середине 80-х гг. ХХ в. доля сотрудников низкой квалификации составляла свыше 75%, то к концу 90-х гг. - уже менее 50%, а в настоящий момент - порядка 36%.
Использование инновационных технологий в агропромышленном кластере Норвегии направлено на достижение следующих задач:
1. Повышение качества продукции.
2. Снижение издержек производства.
3. Освоение новых рынков сбыта или увеличение доли на уже существующих.
Таким образом, функционирование агропромышленного кластера на территории Норвегии приводит к приобретению серьезных конкурентных преимуществ, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, а также дает положительный социально-экономический эффект, способствуя повышению устойчивости развития сельских территорий страны.
Приведенный опыт Норвегии является ярким и далеко не единичным примером эффективного применения кластерного подхода в агропромышленной сфере.
Говоря о перспективах развития кластеров в нашей стране, следует отметить возможность их эффективного применения, обусловленную наличием технологической и научной инфраструктур, а также психологической готовностью к кооперации, основанной на исторически сложившихся производственно-экономических связях.
Особенно важным, по мнению ряда исследователей (Л. Г. Полбицына и др.), разделяемому автором
работы, представляется выявление и поддержка так называемых «точек роста». В качестве «точек роста» на территории агропромышленных зон могут выступать населенные пункты, где расположены предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, племенные животноводческие и семеноводческие хозяйства, репродуктивные свиноводческие и птицеводческие предприятия, научные, опытно-производственные и учебные хозяйства. Агропромышленные зоны организуются на территориях с развитым сельским хозяйством и предприятиями инфраструктуры или имеющими потенциал их развития на перспективу. В связи с небольшими размерами территорий административных районов организация зон АПК целесообразна на межрайонной основе.
В то же время, подчеркивая очевидные преимущества кластеров как формы интеграции в агропромышленном секторе, стоит отметить, что в России существует ряд негативных тенденций, значительно снижающих эффективность их применения:
1. Важнейшим фактором существования кластеров, как уже отмечалось, является то, что они представляют собой форму интеграции науки, органов власти и субъектов бизнеса. Отсутствие любого из указанных звеньев исключает возможность эффективного использования кластерного подхода. В то же время, в настоящий момент в России сложилась ситуация, при которой органы власти зачастую не имеют стимулов для поддержки данного начинания или не осознают потенциальной выгоды от сотрудничества, а производители сельскохозяйственной продукции по тем или иным причинам не используют передовых научных разработок. Преодоление данной тенденции, на наш взгляд, является важной предпосылкой к формированию рыночной среды, наиболее благоприятствующей появлению агропромышленных кластеров.
2. Являясь исключительно рыночной формой интеграции, кластер в процессе формирования может испытывать противодействие со стороны иных форм, таких, как агрохолдинги, зачастую в той или иной степени обладающие монопольной властью и стремящиеся сохранить свою доминирующую позицию.
3. Как свидетельствуют материалы монито-рингов, сельхозпроизводители в ряде случаев сами не проявляют стремления к интеграции, тем более к использованию таких новых форм как кластеры, поскольку не осознают возможных выгод от подобного объединения.
Вместе с тем, агропромышленные кластеры объективно являются одной из наиболее эффективных форм интеграции, способной за счет достижения синергетического эффекта обеспечить комплексное развитие сельских территорий. При этом при применении кластерного подхода в нашей стране следует опираться на серьезный анализ зарубежного опыта, что, на наш взгляд, позволит избежать ряда ошибок, а также выработать собственные стратегии для наиболее оптимального использования данного инструмента в развитии агропромышленного сектора.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АГРАРНЫХ КЛАСТЕРОВ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК
О.Ю. Анциферова, к.э.н., доц., докторант Мичуринского государственного аграрного университета,
В.В. Чуканов, ген. дир. ООО «Сельхоз-Инвест»
В числе одной из новых форм развития интегрированного производства в последнее время достаточно часто упоминаются кластеры. По мнению многих ученых, их формирование и развитие в агропромышлен-
ном комплексе станет одним из эффективных средств формирования устойчивости аграрной экономики.
Говоря о кластере, в данной работе мы воспринимаем его сущность, исходя из разработок М.
Портера, а также А.С. Бойцова и А.И. Костяева: кластеры - это сконцентрированные по географическому принципу группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств, а также торговых объединений) в оп-
ределенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу.
Наиболее характерные черты кластеров, определяемые современной научной и практической деятельностью позволяют им создавать конкурентные преимущества относительно функционирования предприятий и организаций в изолированном режиме (рис. 1).
Общность деятельности и взаимосвязанность компаний, поставщиков, организаций и их взаимодополняемость
Наличие горизонтальных и вертикальных связей
Комбинация отраслей, выпускающих готовый продукт, а также осуществляющих сервисное обслуживание
Высокая экономическая эффективность государственных и частных инвестиций
Конкурентные преимущества кластеров
Наличие предпосылок для роста конкурентоспособности участников кластера
Формирование синергетического эффекта
Повышенная внутренняя доступность специализированных факторов производства, рабочей силы и информации
Более высокая степень доступности государственных и общественных ресурсов и преференций
Высокая инновационная активность всех участников кластеров
Наличие благоприятных внутренних условий для образования новых видов бизнеса
Благоприятное территориальное расположение как основной фактор реализации конкурентных преимуществ в условиях транзитарной экономики и глобализации
Рисунок 1- Конкурентные
По результатам исследований, проводимых с участием администрации Тамбовской области, а также на основе оценки факторов производства с точки зрения конкурентоспособности рассматриваемых отраслей нами выявлены и классифицированы потенциальные аграрные кластеры в регионе, определены их ключевые участники и доминирующие взаимосвязи.
К перспективным кластерам Тамбовской области следует отнести кластеры по переработке сахарной свеклы и производству сахара, спирто-зерновой, по производству альтернативного топлива, по производству и переработке плодов и овощей. Все указанные кластеры обладают значительным потенциалом развития, привлекательными инвестиционными и рыночными перспективами (табл. 1).
Таблица 1. Факторы производства в отраслях АПК Тамбовской области
№ п/п Отрасль Факторы
Природные Материальные Трудовые Инфраструктурные
1 Масложиро-вая +++ + + ++
2 Свеклосахарная +++ + + ++
3 Зернопродук-товая +++ + + ++
4 Картофеле-продуктовая + + + -
5 Плодоовоще-консервная +++ + + +++
6 Мясная ++ + + +
7 Молочная ++ + + +
Условные обозначения: +++ доступны и не ограничены, ++ доступны, + доступны, но ограничены, - не доступны.
Наличие значительного количества агро-проимышленных кластеров позволяет предполо-
преимущества кластеров
жить возможность создания мега-кластера на тер-риториии Тамбовской области с выраженным мультипликативным эффектом.
Развитие аграрного мега-кластера в Тамбовской области планируется осуществлять на основе его структурирования по отраслевому принципу. Для этого в составе мега-кластера формируются крупные и относительно самостоятельные составные части - отраслевые кластеры. В долгосрочной перспективе локомотивом развития области станут растениеводсческие и плодоовощеводческий кластеры, так как именно они способны обеспечить наиболее полное использование потенциала региона, создать условия для стабильной занятости населения и максимизировать региональную добавленную стоимость (рис. 2)
Для координации деятельности по продвижению продукции мега-кластера предлагается создание региональной сельскохозяйственной компании, основными функциями которой будут являться:
- создание единого (коллективного, зонтичного) бренда сельскохозяйственной продукции Тамбовской области;
- сертификация на базе собственного центра стандартизации продукции производителей Тамбовской области на предмет соответствия стандартам дистрибьюторских сетей;
- организация переработки сельскохозяйственной продукции;
- логистика поставок в дистрибьюторские сети;
- обеспечение оборотными средствами сельскохозяйственных компаний.
Основным преимуществом создания компании станет получение доступа сельскохозяйственным производителям к дистрибьюторским сетям за счет обеспечения соответствия их стандартам и значительных объемов поставок консолидировано по области, а также увеличение доходности и устойчивости агропроиз-
водственного сектора и получение дополнительных поступлений в бюджет Тамбовской области.
Кроме того, для более рациональной организации деятельности мега-кластера, на наш взгляд, следует предусмотреть организацию агентства по развитию бизнеса. Целью создания агентства является как организация коммуникативной площадки между инве-
сторами, бизнесом, региональной и муниципальной властью в АПК, так и создание мощной инфраструктуры, обеспечивающей привлечение инвестиций, сопровождение инвестиционных проектов, продвижение перспективных инвестиционных проектов на национальные и зарубежные финансовые рынки.
Рисунок 2. Структура агроиндустриального мега-кластера
Предполагаемая численность сотрудников агентства должна составить не более 35-40 человек. Потенциальными учредителями агентства могут быть областная администрация (основной учредитель), администрации районов Тамбовской области, на территории которых будут расположены центры кластеров, основные промышленные предприятия региона, крупные банки, имеющие собственные филиалы в Тамбовской области.
Участие региональных органов власти в выявлении и развитии кластеров особенно важно на первом этапе и сводится к оценке экономического потенциала региона, к выбору наиболее перспективных кластеров. В дальнейшем участие региональных властей сократится, главную роль будут играть законы рыночной экономики, стимулирующие развитие наиболее выгодных производств, а роль органов власти будет сведена к поддержке важнейших кластеров, устранению ограничений к развитию инноваций. Однако следует отметить, что на наш взгляд, влияние и поддержка региональной администрации должны быть наиболее значительными по следующим направлениям:
- осуществление государственной поддержки инновационных кластеров в соответствии с областным законодательством, формирование необходимой для их развития инфраструктуры (инженерной, транспортной, телекоммуникационной) в рамках областных целевых программ;
- инициирование развития агрохолдингов (для сельскохозяйственных кластеров);
- достраивание технологических цепочек;
- стимулирование модернизации производства;
- реализация целевых образовательных программ, в том числе в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования.
Таким образом, агрокластер, диктуя необходимые потребности для своего развития, формирует на территории региона создание своеобразного каркаса, отражающего направления развития всех секторов экономики, и выступают современным инструментом управления территорией, органично отражающим ее социально-экономическую стратегию развития.
Источники
1. Бойцов А.С. К вопросу о теории кластеров и кластерном подходе /А.С. Бойцов, А.И. Костяев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 10 - С. 25-26.
2. Областная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия на 2009-2012 годы [Электронный ресурс].-Электрон. дан..- Режим доступа: http://www.agro.tambov.gov.ru
3. Портер, М. Конкуренция - СПб-М.-Киев: Изд. дом «Вильямс», - 485 с.
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В АПК
И.С. Иваненко, к.э.н., И
В России за годы реформ интеграционные процессы в масложировом подкомплексе получили динамичное развитие. Они оказали положительное влияние на технико-технологический уровень производства и, соответственно, на качество масложи-ровой продукции. Товаропроизводители масложи-рового подкомплекса создают высоко интегрированные структуры кластерного типа, в основе которых осуществляется взаимодействие между специализированными отраслями и видами аграрного и
аграрных проблем РАН
промышленного производства, с использованием эффективных механизмов управления.
Активизация межотраслевых взаимодействий на основе кластеризации позволяет участникам специализироваться на основных видах деятельности, перераспределять между собой финансовые риски, консолидировать ресурсы, повысить конкурентоспособность всех субъектов сетевого взаимодействия, и достигать синергетического эффекта от совместной организационно-экономической деятельности.