Научная статья на тему 'Экономические источники обеспечения минимальных социальных стандартов на уровне федерального, региональных и местных бюджетов'

Экономические источники обеспечения минимальных социальных стандартов на уровне федерального, региональных и местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИМАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / КОМПЛЕКС СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ УСЛУГ / MINIMUM SOCIAL STANDARDS / SOCIAL ASSURANCE / SOCIAL PROTECTION / COMPLEX SOCIALLY SIGNIFICANT SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Татьяна Владимировна, Федотов Максим Сергеевич

Описывается один из вариантов оптимального распределения доходных полномочий и расходных обязательств между федеральным, региональным и местным уровнями бюджетов для обеспечения выполнения государством возложенных на него функций социальной защиты населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes a variant of the optimal distribution of revenue powers and expenditure responsibilities between the federal, regional and local levels to ensure that the budgets of state social welfare function.

Текст научной работы на тему «Экономические источники обеспечения минимальных социальных стандартов на уровне федерального, региональных и местных бюджетов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 59-61.

Т. В. Калинина, М. С. Федотов

экономические источники обеспечения минимальных социальных стандартов на уровне федерального, региональных и местных бюджетов

Описывается один из вариантов оптимального распределения доходных полномочий и расходных обязательств между федеральным, региональным и местным уровнями бюджетов для обеспечения выполнения государством возложенных на него функций социальной защиты населения.

Ключевые слова: минимальный социальный стандарт, социальные гарантии, социальная защита, комплекс социально значимых услуг.

Уровень и качество жизни населения во многом определяются размером доходов граждан и доступностью услуг здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и других важных социальных услуг. Государство принимает на себя соответствующие социальные гарантии, под которыми понимается некоторый набор общественных социально значимых благ для граждан. На практике социальные гарантии воплощаются в минимальных стандартах, связанных как с уровнем доходов населения, так и с реальной доступностью получения медицинской помощи, жилья, достойного уровня образования, т. е. с удовлетворением материальных и духовных потребностей населения.

К сожалению, увеличение доли беднейшего и бедного населения в России, являясь следствием проведения социально-экономических реформ, вместе с тем остается тенденцией современного этапа функционирования отечественной экономики. Дифференциация доходов существовала в России и в дореформенный период, однако в то время бедные слои населения имели доступ к социально значимым услугам. В процессе проведения реформ доля беднейших и бедных слоев населения увеличивалась и в итоге составила в среднем около четверти населения государства. При этом доступность социальных услуг для нее снижалась.

Беднейшим населением мы называем тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума (ПМ). К ним относятся низкооплачиваемое занятое население, большая часть пенсионеров. Бедные — это люди, душевой доход которых примерно равен величине прожиточного минимума [5. С. 363].

Порядок формирования государственного бюджета на различных уровнях и налоговый механизм определяют ресурсы, основы

обеспечения минимальных социальных стандартов. Проблема заключается в несбалансированности доходных полномочий и расходных обязательств между федеральным, региональным и местным уровнями бюджетно-налоговой системы России. В настоящее время на федеральном уровне сосредоточены реализуемые во многом за счет налоговых поступлений доходные полномочия. При этом расходные полномочия, включающие социальные гарантии государства, находятся в рамках компетенции региональных и местных бюджетов, что позволяет говорить об усилении централизации налоговой системы. Именно поэтому бюджетно-налоговый механизм не позволяет государству выполнять принятые на себя социальные гарантии; ситуация весьма осложняется отсутствием нормативной базы по минимальным социальным стандартам.

Очевидна необходимость участия государства в удовлетворении потребностей в общественных благах, поскольку для последних характерны невозможность и нежелательность ограничения использования [7]. Прогрессивное экономическое развитие общества в большей степени зависит от взаимодополняющей деятельности государственных и рыночных институтов [6], за счет которой происходит взаимодействие частного и общественного секторов экономики. Чем более гармонично и сбалансированно это взаимодействие в рамках государства (или экономического союза государств), тем стабильнее и устойчивее развитие самого государства. В таком случае возможно с большей точностью и достоверностью прогнозировать развитие государства, выявлять потенциальные сбои и риски в его хозяйственной деятельности, что позволит ему эффективнее выполнять свои социальные обязанности по отношению к гражданам.

Реализация государством социальной функции зависит от эффективности проводимой

налогово-бюджетной политики, а также от фактического выполнения принятых им на себя социальных гарантий, т. е. ответственности перед гражданами.

Социальные гарантии представляют собой комплекс товаров и услуг и входят в систему социальной защиты населения государства наряду с социальным страхованием и социальной помощью, но, в отличие от них, распространяются на всех граждан государства без учета уровня доходов и трудового вклада.

Таким образом, социальные гарантии воплощаются в системе социальных стандартов, отражающих представления граждан об уровне, качестве жизни.

Вследствие ограниченности экономических ресурсов фактическая реализация социальных гарантий государства больше связана с понятием минимальных социальных стандартов. Их структура, состав и количество в комплексе характеризуют возможности государства по обеспечению всем гражданам хотя бы минимума необходимых социальных благ.

Выделяются два основных направления социальной стандартизации:

1) минимальные социальные стандарты в виде обеспечения граждан минимальным количеством денежного дохода для приобретения минимума товаров и услуг, предоставляемых на платной основе. В России данные стандарты сводятся к понятию прожиточного минимума как стоимостной оценки потребительской корзины и ориентированы на физическое выживание человека;

2) минимальные социальные стандарты в виде обеспечения граждан на безвозмездной основе установленным минимумом социально значимых благ и услуг. Последние относятся к смешанным общественным благам и в большей степени обладают свойствами частных благ, чем общественных.

Государство может предоставлять гражданам на безвозмездной основе следующие виды установленных в рамках минимума социально значимых услуг: услуги здравоохранения, образования и культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

В сфере здравоохранения к минимальным социальным стандартам относятся бесплатные услуги по оказанию амбулаторно-поликлинической, скорой, стационарной медицинской помощи, услуги санитарного, профилактического

характера в государственных и муниципальных лечебно-про филактиче ских учрежде ниях.

В сфере образования можно выделить услуги дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Помимо этого сюда можно отнести услуги, предоставляемые государством на конкурсной основе: среднего и высшего профессионального, послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

К бесплатным услугам в сфере культуры можно отнести услуги библиотек, а также проведение различных культурно-развлекательных мероприятий, таких, как «Ночь в музее» или музыкальные концерты во время торжеств.

К бесплатным услугам жилищно-коммунального хозяйства можно отнести перечень жилищно-коммунальных услуг, финансируемых за счет бюджетов федерального, регионального и местного уровней: социальная норма площади жилья на одного человека, норма потребления жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного жителя в год и др.

К числу государственных минимальных стандартов юридической помощи гражданам относятся некоторые виды помощи адвокатов.

Хотелось бы особо отметить две актуальные проблемы, существующие в настоящее время в России. Первая состоит в том, что доходы значительной части населения ниже прожиточного минимума, т. е. теоретически эта часть населения не обеспечена условиями для физического выживания. Вместе с тем наблюдается тенденция уменьшения количества финансируемых за счет государственного бюджета объектов социально значимой сферы, что сокращает потребление населением социально значимых услуг и сдерживает тем самым социально-экономическое развитие.

Вторая проблема заключается в несбалансированности бюджетной системы РФ; это проявляется в несоответствии доходов региональных и местных бюджетов возложенным на них расходным обязательствам. Механизм трансфертной помощи вышестоящих бюджетов не позволяет компенсировать эти несоответствия на региональном и местном уровнях.

Решение данных проблем связано с решением задачи формирования в России единого

социально-экономического пространства. Налоговая политика государства должна при этом функционировать как один из инструментов обеспечения населения минимальным уровнем дохода и социальных услуг.

Обеспечение соблюдения минимальных социальных стандартов в сфере доходов населения и потребления социально значимых услуг требует осуществления следующих мероприятий:

1) закрепить за федеральным бюджетом обязательства по обеспечению населения доходом на уровне прожиточного минимума;

2) закрепить за региональными бюджетами обязательства по обеспечению населения минимальным набором социальных услуг (здравоохранение, образование, культура);

3) закрепить за местными бюджетами расширенный и подробный перечень социально значимых услуг (в сфере образования, культуры и оказания юридической помощи) в дополнение к комплексу услуг, предоставляемых регионом.

Закрепленная за федеральным бюджетом задача обеспечения доходов населения на уровне прожиточного минимума решается за счет возложения функции распределения доходов на федеральный центр. При этом необходимо учитывать факт существования в России значительной дифференциации регионов по уровню доходов населения, что требует от регионов, где наименьшие среднедушевые доходы, наибольших финансовых затрат, если доводить уровень доходов до среднероссийского значения. Установление региональными властями минимального уровня дохода в своем регионе приведет к еще большей региональной дифференциации по доходам, что создаст значительные барьеры для эффективного процесса формирования единого социальноэкономического пространства.

При этом обеспечение населения комплексом социально значимых услуг на уровне минимального социального стандарта должно быть

возложено именно на регионы, что не противоречит утверждению о несоответствии расходных обязательств региональных бюджетов их доходным полномочиям, так как речь идет в данном случае именно о минимальном наборе социально значимых услуг.

Разделение двух основных направлений социальной стандартизации (прожиточный минимум и минимальный набор социально значимых услуг) не ограничивает регионы и муниципалитеты в обеспечении граждан дополнительным доходом и предоставлении им расширенного набора социально значимых услуг, а наоборот, создает базовые возможности для его внедрения и реализации.

Финансирование регионами минимальных социальных стандартов в области социально значимых услуг не должно чрезмерно повысить нагрузку на бюджеты регионов, так как расходы региональных бюджетов увеличатся. Следовательно, необходимо совершенствовать порядок и качество сбора региональных и местных налогов, поскольку и те, и другие налоги образуют консолидированный бюджет региона.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. О прожиточном минимуме в Российской Федерации : федер. закон № 134-ФЗ от 24.10.1997.

4. О минимальном размере оплаты труда : федер. закон № 82-ФЗ от 19.06.2000.

5. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика : учеб. для вузов. 4-е изд. СПб. : Питер, 2011. 448 с.

6. Тарасова С. В. Экономическая теория благосостояния : учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 239 с.

7. Калинина Т. В. Потребности в общественных благах как объект государственного регулирования. Екатеринбург : Изд-во Ин-та экономики УрО РАН, 2009. 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.