Научная статья на тему 'Экономические интересы в отношениях между Россией и кндр'

Экономические интересы в отношениях между Россией и кндр Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
975
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБЪЕМ ТОРГОВЛИ / РЕСУРСЫ / ТРАНЗИТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Каракин Владимир Павлович

Показано, что интеграционные процессы со стороны России и стран СВА в отношении КНДР базируются в основном на экономико-ресурсных интересах. Дается анализ ресурсов КНДР: природных, транспортно-географических, экономико-политических — и направления их использования Россией при двустороннем экономическом сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические интересы в отношениях между Россией и кндр»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В.П. КАРАКИН

Экономические интересы

в отношениях

между Россией и КНДР

«Если кто-то, говоря о международных отношениях, отрицает государственные интересы и ссылается на универсальные ценности, надо себя спросить: кого и зачем он хочет обмануть»

Карл Шмитт, немецкий геополитик (1888-1985)

Показано, что интеграционные процессы со стороны России и стран СВА в отношении КНДР базируются в основном на экономико-ресурсных интересах. Дается анализ ресурсов КНДР: природных, транспортно-географических, экономико-политических — и направления их использования Россией при двустороннем экономическом сотрудничестве.

Ключевые слова: экономическое сотрудничество, объем торговли, ресурсы, транзит.

Внеэкономические отношения России с КНДР в конце XX-начале XXI в. базировались на политической идеологии и строились исключительно по схеме «старший брат помогает младшему». В результате только официально признанный долг КНДР перед СССР/РФ составляет более 8 млрд долл. США1.

Несмотря на заявления руководства России о том, что в основе отношений России и КНДР положены деловые интересы, доминирует по-прежнему политический (геополитический) подход. Договор 2000 г. о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве носит политико-стратегический характер. Продвижение политических аспектов в отношениях происходит в ущерб экономическим интересам.

КНДР является своеобразным «джокером» в субрегиональной политической игре, где основные игроки: КНР, Республика Корея, Россия, США и Япония (участники «известных» переговоров в формате 5+1=6.).

1 Пхеньян ожидает от Москвы решение о реструктуризации госдолга КНДР, составляющего до $8 млрд [Электронный ресурс]. URL: http://www.er-duma.ru/news/8981

КАРАКИН Владимир Павлович — кандидат географических наук, заведующий лабораторией устойчивого природопользования и экспертизы Тихоокеанского института географии ДВО РАН, г. Владивосток.

Интерес к КНДР, кроме всего прочего (ядерная угроза и т. д.), определяется тем, что именно здесь возможны максимальные политико-экономические изменения в Северо-Восточном альянсе (СВА). Россия участвует в данной «игре» в значительной мере по инерции советских времен.

Низкий уровень экономического сотрудничества в значительной мере объясняется сложившимся с советского времени стереотипом политизированного, с одной стороны, и «потребительского», с другой, отношения между КНДР и РФ. «Вялотекущая» фаза торгово-экономических связей России и КНДР (рис. 1-3), громадный внешний долг Северной Кореи перед Россией слабо зависят от финансово-экономических возможностей КНДР, которые не столь плохи, как это представляется при договорах об очередной помощи. Несмотря на сложный период 90-х годов экономика КНДР в новом веке развивается в значительной мере путем сотрудничества с КНР и «третьими» странами.

1400

-Я— Экспорт -ф— Импорт Баланс

19В5 1991 2000 2004 200В

Рис. 1. Объем торговли между Россией и КНДР в 1985-2008 гг. (млн долл. США)

Экспорт Импорт

1985

1991

2000

2004

2008

Рис. 2. Доля КНДР во внешней торговле России в 1985-2008 гг. (%)

■ Экспорт

■ Импорт

Рис. 3. Доля России во внешней торговле КНДР в 1985-2008 гг. (%)

Прогнозы экспертов на перспективное развитие Северной Кореи противоречивы, в том числе говорится о реальной возможности изменений в стране, которые скорее всего произойдут по китайской модели. При этом с высокой вероятностью материальные вложения и уступки Северной Корее со стороны СССР/РФ в значительной мере обесценятся. С каждым годом, в связи со сменой поколений, память о роли СССР в создании и развитии КНДР превращается из политического дивиденда в размытый исторический факт. В связи с этим России пора перейти к новому прагматическому подходу в отношениях с КНДР. Для этого требуется очертить круг реальных интересов/целей России в Северной Корее по аналогии с Китаем, который активно формирует пространство своих стратегических интересов в КНДР. Реалистичный подход требует сосредоточиться главным образом на локальных, но стратегически важных для России целях.

В XXI в. интеграционные процессы в регионах, в том числе в СевероВосточной Азии, все более базируются на экономико-ресурсных интересах, в отличие от XX в., когда доминировал военно-политический подход. Поэтому основные интересы России в КНДР должны быть следующие:

1. Природные ресурсы и условия Северной Кореи, значимые для России.

2. Транспортно-географическое положение как ресурс и фактор эффективности участия России в интеграционных процессах в регионе, в том числе в транзите через территорию Северной Кореи.

3. Экономико-политические ресурсы и условия КНДР, которые могут быть использованы в региональном разделении труда для повышения эффективности социально-экономического развития российского Дальнего Востока (РДВ).

Природные ресурсы и условия Северной Кореи, значимые для России.

Рассмотрим ресурсы КНДР и их значимость для социально-экономического развития России и РДВ с географической точки зрения:

а) природно-ресурсный потенциал для производства продовольствия,

б) минерально-сырьевые ресурсы,

в) рекреационные.

1. Природно-ресурсный потенциал для производства продовольствия, включая морские и сухопутные акватории. Все страны СВА в той или иной степени испытывают дефицит продовольствия собственного производства, и это всегда необходимо учитывать при оценках возможностей региональной интеграции для решения продовольственных проблем.

КНДР в кратко- и среднесрочной перспективе рискованно рассматривать как потенциальный источник продовольствия для российского Дальнего Востока, даже учитывая фактор непосредственного соседства. Теоретически это перспективно при взаимообмене трудоемких культур (фрукты, овощи, продукция марикультуры — КНДР) на землеемкие (зерно, соя — российский Дальний Восток). В советские времена КНДР поставляла на РДВ некоторые виды продовольствия: фрукты, соевый соус, алкоголь, и т. д. После 90-х годов в условиях открытого продовольственного рынка роль КНДР как источника поставок продовольствия «сошла на нет».

В будущем, при модернизации сельского хозяйства КНДР по аналогии с современным состоянием сельского хозяйства Южной Кореи и Янбеньско-го автономного округа КНР, а также импорте недостающего продовольствия, острота продовольственного обеспечения на Корейском полуострове будет снята, но экспортных излишков, конкурентных с КНР и Юго-Восточной Азией не будет. Поэтому для России продовольственные ресурсы КНДР не представляют ни сегодня, ни в перспективе геостратегической значимости, что не исключает внутрирегиональной продовольственной интеграции.

2. Минерально-сырьевые ресурсы. КНДР владеет 80-90 % полезных ископаемых Корейского полуострова (см. таблицу). Несмотря на это она ни по одной из позиций не является монополистом ни в мире, ни в регионе. Схожесть минерально-сырьевого потенциала Корейского полуострова и юга российского Дальнего Востока свидетельствует о невысокой геостратегической заинтересованности России в данном виде ресурсов КНДР в долгосрочной перспективе [2].

Таблица

Доля основных видов природных ресурсов в странах, тяготеющих к Японскому морю (2000 г.), %

Природные ресурсы Страны

Россия Китай КНДР Республика Корея Япония Всего, %

Нефть, газоконденсат 76,4 23,6 - - - 100

Природный газ 97,2 2,8 - - - 100

Уголь 18,2 81,2 0,2 - 0,4 100

Железные руды 60,1 34,7 4,6 0,3 0,3 100

Марганцевые руды 24,1 73,7 0,7 0,2 1,1 100

Продолжение таблицы

Бокситы 24,2 75,8 - - - 100

Медь 31,3 64,8 2,3 - 1,6 100

Никель 64,1 35,9 - - - 100

Свинец 49,9 28,9 3,9 7,7 9,6 100

Цинк 44,3 29,5 2,0 7 17,2 100

Олово 12,4 86,5 - 0,3 0,8 100

Вольфрам 21,2 72,2 1,7 4,9 - 100

Золото 55,79 36,26 1,39 0,42 6,14 100

Плавиковый шпат 39,3 55,8 2,45 2,45 - 100

3. Рекреационные ресурсы. Азиатская часть России, включая РДВ, несмотря на большую протяженность береговой линии, крайне бедна рекреационными ресурсами побережья, например, пригодными для пляжного туризма (порядка 1000 км). КНДР обладает широким спектром рекреационных ресурсов, из которых для России потенциально наиболее интересны рекреационные ресурсы береговой зоны (БЗ). На япономорском побережье КНДР почти в два раза больше пространства для пляжно-купальной рекреации, чем на юге Приморского края.

В настоящее время наиболее используемыми и привлекательными для дальневосточников являются рекреационные ресурсы Хасанского района Приморского края, пограничного с КНДР, которые по всем параметрам представляют собою обедненный вариант япономорских побережий Северной Кореи. Так как в будущем на РДВ сохранится дефицит рекреационных ресурсов пляжной рекреации близкой территориальной доступности (ночь на поезде, 6-10 часов на автомобиле и т. д.), то япономорское побережье КНДР, особенно в провинции Северный Хамген, должно рассматриваться как ресурс, значимый для России.

Транспортно-географическое положение как ресурс и направления его использования. Важнейшие составляющие транспортно-географического положения (ТГП) КНДР на уровне СВА:

1) положение от моря до моря, обеспеченность портами восточного и западного побережья;

2) соседство с ведущими странами СВА: КНР, Россия, Япония;

3) удобная опорно-тыловая база для мировых морских держав по продвижению в материковую часть Северо-Восточной Азии;

4) контроль сухопутного транзита России и КНР на юг полуострова; Республики Корея на материк; КНР и Республики Корея к Японскому морю.

Проблемными составляющими ТГП КНДР являются:

1) «закрытость» Японского моря для КНДР, так как контроль за проливами осуществляют «третьи» страны;

2) выход на евроазиатский сухопутный транзит только через КНР и Россию, т. е. малое пространство для маневра.

Ресурсы экономико-географического положения (ЭГП) КНДР схожи с ресурсами РФ. Например, выход к Желтому морю возможен морским путем и сухопутным через КНР. Для России и СВА из ресурсов ЭГП КНДР сегодня и в будущем наиболее важны следующие возможности: контроль сухопутного транзита между южной частью полуострова и материковой частью СевероВосточной Азии (РДВ+СВК). Это значимо для формирования инфраструктуры транспортировки энергоносителей в Республику Корея и южную Японию. На использовании данного транзита базируются следующие крупные проекты:

1) транскорейские железные дороги: западная и восточная (Хасан-Тран-ссиб);

2) ЛЭП-500 РДВ-Южная Корея;

3) газопровод РДВ-Южная Корея;

4) нефтепровод РДВ-Южная Корея.

Возможно, что без серьезных политических изменений в отношениях между двумя Кореями данные проекты останутся предметами переговоров стран СВА и КНДР. Политических рычагов, достаточных чтобы «продавить» тот или иной вариант транзита, у России нет, их нет даже у более весомого для Северной Кореи партнера — Китая. Теоретически КНР заинтересовано в «закрытии» российского транзита в Южную Корею через КНДР, так как в данной ситуации повышаются возможности маршрутов российских продуктов через КНР в Южную Корею (Россия-Цзилинь-Ляонин-Ляодунский полуостров-Южная Корея).

России официально не нужно отказываться от данных проектов, но среднесрочно стратегически связывать с ними какие-либо экономические перспективы развития РДВ нет смысла. Необходимо оценивать стоимость и безопасность альтернатив:

а) морские коммуникации Приморье-Южная Корея;

б) транзит через КНР. При проведении данных оценок имеет смысл более тесно кооперироваться с Южной Кореей и Японией.

Контроль за выходом КНР к Японскому морю и началом транспортного коридора «Японское море-материковая часть СВА-СВК». Это свободная экономическая зона Расон, геополитическая значимость которого для СВА (КНР, Япония и др.) была обоснована еще в «Меморандуме Танака».

Суть коллизии заключается в том, что контроль над выходом КНР к Японскому морю и началом транспортного коридора делят между собой КНДР и Россия в виде портов Хасанского района и Расона. На идее эксплуатации и интернационализации этого ресурса построена TRADP (Tumen River Area Development Programm).

Реализация данной составляющей ЭГП на базе Расона частично лишает порты Хасанского района Приморья их конкурентных преимуществ. Россия не может закрыть порты Расона или противодействовать их развитию, но она

может и должна стремиться к усилению своих экономических позиций в Ра-соне, в том числе путем отказа от «интересов» к проектам в других районах КНДР. Последнее позволит России реально контролировать политику в «коридоре» «Японское море-Маньчжурия».

Таким образом, ТГП Расона является наиболее стратегически значимым для России ресурсом КНДР в данном блоке, и надо быть готовым к конкуренции за этот ресурс с основными странами СВА. При этом будет эффективной концентрация достаточно ограниченных возможностей России на создании зоны российского экономико-политического влияния в Расоне, в основном, путем закрепления за Россией долгосрочных прав на использование транзитных возможностей данной территории.

Эффективность варианта концентрации большей части возможностей РФ на данной небольшой территории определяется следующим:

1. Пограничным положением Расона с Россией (Хасанский район Приморского края), что обуславливает следующее:

— облегчает возможность физического присутствия российского бизнеса на территории. Реально в КНДР имеются только две точки, где российский гражданин может присутствовать, преодолев ряд организационных проблем — это Расон и Пхеньян. Остальная территория практически закрыта для оперативного посещения гражданами России;

— облегчает отработку всех организационно-финансовых вопросов российско-северокорейского взаимодействия, так как все объявленные российские инфраструктурные проекты (железная дорога, ЛЭП и т. д.) должны проходить через Расон. Не отладив схему взаимодействия на Расоне, нельзя продолжать дальнейшее развитие проектов, на чем активно настаивают власти КНДР;

— создает реальные возможности формирования российского кондоминиума для жилья и бизнеса в Расоне, а также, что чрезвычайно важно — обеспечения устойчивой сотовой связи с приемом российских систем связи.

2. У Китая интерес к порту Раджин больше, чем к портам Хасанского района. Укрепление позиций России в Расоне приведет к усилению роли нашей страны в Туманганской Программе1. Наличие у России реальных позиций в транспортном транзите в Расоне позволит на новом уровне подходить к взаимодействию с Японией и КНР в рамках Япономорского сотрудничества.

3. КНДР рассматривает в качестве главного инструмента политики модернизации экономики создание особых экономических районов, для каждого из которых выбирается своя специализация. Развитие по пути анклавных образований определяют следующие факторы:

— невозможность проведения реформ повсеместно и одновременно;

1 Соглашение стран Северо-Восточной Азии — России, КНР, Республики Корея, КНДР, Моголии — о реализации Программы развития ООН проекта «Программа развития бассейна реки Туманной».

— разбалансированность экономики, в которой невозможно вести «наступление по всем фронтам»;

— отсутствие собственных финансовых ресурсов и невозможность привлечения на первых этапах иностранных инвестиций, достаточных для модернизации всего народного хозяйства страны. Расон — одна из трех торговых зон, созданных в КНДР.

КНДР, приняв «анклавную» стратегию выхода страны из кризиса, изначально была готова на определенные уступки в рамках «анклавов» в надежде, что потом она их «отыграет». При согласованной политике со стороны России и КНР, КНДР с большей вероятностью предоставит определенные преференции именно этим странам в Расоне.

4. Нельзя исключать из будущих сценариев развития Корейского полуострова возможность кризисных ситуаций (например, природная катастрофа в виде серии экстремальных тайфунов и как следствие — продовольственная катастрофа в КНДР и поток беженцев в различных направлениях). При возникновении кризиса на корейском полуострове России удобнее при поддержке мирового сообщества иметь «санитарно-гуманитарный» барьер у себя на границе, но не на своей территории, а в Расоне.

Последнее десятилетие российско-северокорейское экономическое сотрудничество снизилось до мизерных объемов. Из большинства немногочисленных российско-северокорейских совместных предприятий (СП), которые были созданы в 90-х годах, российским участникам пришлось уйти, например, из марикультурного СП «Нереида» в Расоне. В это же время стали активизироваться переговоры и обмен делегациями в связи с перспективами развития совместной деятельности в Расоне, а именно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— общие договоренности о транскорейской железной дороге;

— реконструкция железной дороги Раджин-Хасан и сопряженные с ней объекты на территории России — реконструкция железнодорожных станций Хасан и Барановская (примыкание к Транссибу). По словам Ким Ен Сама, министра железных дорог КНДР, «фундамент проекта реконструкции железной дороги Раджин-Хасан был заложен в российско-корейской московской декларации 2001 года»;

— участие России в реконструкции и эксплуатации порта Раджин.

Расон — это один из немногих реальных северо-корейских ресурсов, КНДР

активно его продвигает, развивая конкуренцию между российской и китайской сторонами.

В рамках подписанного в 2008 г. соглашения о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и МЖД КНДР в особой экономической зоне Расон учреждено на 49 лет российско-северокорейское СП «РасонКонТранс-РКТ», которое управляет контейнерным терминалом в Раджине. Согласно достигнутым договоренностям, российская сторона вносит инвестиции, северокорейская — имущественные права на порт (3-й причал и прилегающая территория).

По информации морского бюллетеня Совфрахта со ссылкой на Sea Trade Asia Online Раджин может быть одним из пунктов на пути перевозки сырой нефти из Сибири. По информации японской компании Sankei Shimbun, Северная Корея открывает в 2010 г. любым иностранным судам доступ в порт.

В 2010 г. ОАО «РЖДстрой» подписало контракт с компанией РКТ на выполнение работ в рамках реконструкции дороги Хасан-Туманган-Раджин, протяжённостью 54 км от станции Хасан (Россия) через пограничный переход Хасан-Туманган до порта Раджин. «Инвестиции в модернизацию железной дороги Хасан (Россия)-Туманган (КНДР)-Раджин (КНДР), а также в строительство контейнерного терминала в порту Раджин составит 8 миллиардов рублей», — сообщил старший вице-президент ОАО «РЖД» В. Решетников. По его словам, проект может быть реализован уже в 2013 г.2

Китайская компания Chuangli Group получила право на 10 лет арендовать причал в порту Раджин (КНДР) и планирует инвестировать 26 млн юаней (3,8 млн долл. США) в реконструкцию причала, модернизацию необходимой инфраструктуры и строительство складов общей площадью 40 тыс. кв. м на его территории.

Таким образом, российские заявленные инвестиции в Раджин (порт + железная дорога) в 10 раз больше китайских. Хотя они незначительны на фоне инвестиций последних лет в КНДР со стороны КНР и Республики Кореи. Так, Республика Корея инвестировала в КНДР 1,5 млрд долл. США, КНР только в 2008 г. официально утвердила 85 инвестиционных проектов на сумму 440 млн долл. США. Чтобы России закрепиться в Расоне, необходимы инвестиционные программы на 5-10 лет с финансированием, близким по размеру к инвестициям КНР и Республики Корея. Заявленные на сегодня российские инвестиции могут решить вопрос развития конкретного проекта, в данном случае — использование РЖД порта Раджин, но они не решают геостратегической задачи, рассмотренной выше — формирования политико-экономического плацдарма Российской Федерации в КНДР на базе Расона.

3. Экономико-политические ресурсы и условия КНДР, которые могут быть использованы в региональном разделении труда для повышения эффективности социально-экономического развития РДВ — это относительно дешевая рабочая сила из КНДР и ее готовность размещать на своей территории «грязные» производства.

Сегодня в России находится около 13-15 тыс. рабочих из КНДР, с широкой географией присутствия. Начиная с 2000 г. качество работ, выполняемых северокорейскими рабочими, и интерес к ним самим начинает падать. Северокорейская рабочая сила на РДВ слабо конкурентна по цене и качеству со среднеазиатской. Рабочие из КНДР по-прежнему востребованы на рыбообработке

2 Байкал24 [Электронный ресурс]: информационный портал. URL: http://www.baikal24.ru

в Приморье, например, в пос. Зарубино Хасанского района Приморского края. Поэтому в перспективе трудовая миграция из КНДР в Российскую Федерацию вряд ли превысит уровень 15-20 тыс. работников в год, что не решит российских проблем с трудовыми ресурсами.

Гораздо перспективнее для экономического развития РДВ искать варианты использования северокорейской рабочей силы без ее выезда за пределы страны. Это, главным образом, возможно путем создания различных форм российских предприятий на территории КНДР с учетом целесообразности концентрации российской экономической активности в КНДР в Расоне.

В настоящее время в рамках продвижения идеи ускоренного развития юга РДВ рассматривается создание целого ряда производств «тяжелой индустрии». Например, создание алюминиевого комбината и, соответственно, комплекса по перегрузке бокситов. Их размещение возможно в Расоне, если энергоснабжение данных производств будет производиться с территории России (Хасанский район Приморского края). Это решит ряд экологических и миграционных проблем юга РДВ.

Нет сомнений, что у РФ существуют чисто политические интересы в КНДР и на Корейском полуострове. Оценка реальности и стоимости их достижения — задача политологов, но при этом необходимо учитывать, что с экономико-ресурсной точки зрения интересы РФ в КНДР достаточно ограничены и должны быть сосредоточены на следующем:

— в районе Расона на создании перерабатывающих производств тяжелой индустрии; транспортных проектах;

— в сфере использования рекреационных ресурсов Япономорского побережья, провинции Северный Хамген.

Таким образом, проведение Россией в отношениях с КНДР политики продвижения локальных ресурсно-экономических интересов РФ и накопление реального производственно-экономического потенциала присутствия в районе Расона облегчит в будущем решение многих политических задач в Северо-Восточной Азии.

Список литературы

1. Забровская Л.Д. Корейская народно-демократическая республика в эпоху глобализации. Владивосток: Изд-во ТЦСР, 2006. 168 с.

2. Ткаченко Г.Г. Минерально-сырьевые и энергетические ресурсы РДВ и СВА // Геосистемы Дальнего Востока на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Т. 2. Природные ресурсы и региональное природопользование. Владивосток: Дальнаука, 2010. С. 485-508.

3. Таможенная статистика РФ. 2008 г. : сб. М.: ФТС, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.