Научная статья на тему 'Усиление влияния Китая на морскую деятельность Северной Кореи в японском море'

Усиление влияния Китая на морскую деятельность Северной Кореи в японском море Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
559
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КНДР / ЯПОНСКОЕ МОРЕ / ТУМАНГАН / ПРИБРЕЖНЫЕ РАЙОНЫ / ПОРТЫ / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / РЕСУРСЫ / ПРОМЫСЕЛ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Курмазов Александр Анатольевич, Цыгир Виктор Валентинович

Рассматривается рост политического и экономического влияния Китая на Корейском полуострове в морской сфере: расширение масштабов внешней торговли с целью использования побережья КНДР для развития морских перевозок и морского рыболовства. Показано, что взаимодействие КНР и КНДР вблизи Дальнего Востока России затрагивает и российские интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Усиление влияния Китая на морскую деятельность Северной Кореи в японском море»

А.А. КУРМАЗОВ, В.В. ЦЫГИР

Усиление влияния Китая на морскую деятельность Северной Кореи в Японском море

Рассматривается рост политического и экономического влияния Китая на Корейском полуострове в морской сфере: расширение масштабов внешней торговли с целью использования побережья КНДР для развития морских перевозок и морского рыболовства. Показано, что взаимодействие КНР и КНДР вблизи Дальнего Востока России затрагивает и российские интересы.

Ключевые слова: Китай, КНДР, Японское море, Туманган, прибрежные районы, порты, морской транспорт, ресурсы, промысел.

Ближайшие соседи России на Дальнем Востоке — Китай и Северная Корея (КНР и КНДР), причем Россия и КНДР имеют выход к Японскому морю, а следовательно, протяженные побережья с торговыми и рыбными портами. Китай от прямого выхода на побережье Японского моря отделяют 17 км русла реки Туманная (китайское название Тумыньцзян, корейское — Туманган) и небольшие участки территории России и КНДР. Известно, что выход к побережью Китаю необходим не только для развития северо-восточных провинций, но и всей страны в целом, поскольку расширяет возможности морских грузовых перевозок и границы ведения рыбного промысла.

Устремления Пекина в данном направлении в отдаленном прошлом неоднократно приводили к обострению русско-китайских отношений, поскольку такой цели можно было достичь только путем отторжения от России части ее дальневосточной территории [3]. И так как это Китаю не удалось, он ищет иные пути, в том числе через побережье КНДР.

КУРМАЗОВ Александр Анатольевич — кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник

лаборатории обоснования новых проектов и программ ФГУП «ТИНРО-Центр», г. Владивосток.

ЦЫГИР Виктор Валентинович — заместитель заведующего Отделом международного научно-технического сотрудничества ФГУП «ТИНРО-Центр», г. Владивосток.

В настоящее время начался процесс сближения КНР и КНДР по разным направлениям. По некоторым сведениям [4], более половины бюджетных ассигнований КНР, направленных на поддержку зарубежных стран, адресованы Пхеньяну, а внешнеторговый оборот КНДР на 80 % приходится на Китай, т. е. Северная Корея все больше попадает в политическую и экономическую зависимость от Пекина [9], так как иных источников иностранной помощи у неё нет.

Морской транспорт, судостроение и судоремонт, несмотря на глубочайший экономический кризис, рассматриваются КНДР как важное направление национального развития. Предприятия, деятельность которых связана с обеспечением морской деятельности, даже в нынешних условиях многочисленных хозяйственных трудностей, по возможности обеспечиваются новыми технологиями, техникой и оборудованием [7]. Вполне очевидно, что и в этой области Пхеньян рассчитывает на помощь Пекина.

Несомненно, что у Китая за экономической помощью Северной Корее стоят далеко идущие планы, один из них — выход в Японское море через территорию КНДР. Этот тот путь, который Китай в прошлом не смог осуществить через российскую территорию.

В настоящее время северокорейский порт Раджин постепенно становится перевалочной базой для транспортировки китайского угля и других грузов в страны Юго-Восточной Азии. В 2008 г. Китай добился продления прав на эксплуатацию части портовых мощностей г. Раджин на 10 лет [8].

В 2010 г. Министерство транспорта КНР определило провинцию Цзилинь «пилотным регионом» международной торговли для трех северо-западных провинций и района реки Туманной на границе трех государств — России, Китая и Северной Кореи. Цель проекта — соединить торговыми путями северо-восточные провинции Китая с районом Шанхая и более южными торговыми зонами через северокорейский порт Раджин. Для этого достигнуто соответствующее соглашение между администрациями заинтересованных территорий двух стран: провинции Цзилинь, со стороны КНР, и района Раджин-Сонбон, со стороны КНДР.

Только за декабрь 2010 г. через порт Раджин в южные районы материкового Китая перевезено около 20 тыс. т угля. Ранее уголь северо-восточных провинций Китая доставлялся в порты Бохайского залива на расстояние более 800 км, сейчас этот путь сократился в несколько раз.

В последние годы происходит увеличение интереса китайских бизнесменов к северокорейской свободной экономической зоне (СЭЗ) «Раджин-Сонбон», которая находится на берегу Японского моря, в частности, особый интерес вызывает порт Расон, примыкающий к району Туманган. Здесь предполагается осуществить экономические реформы по китайскому сценарию (развитие свободных экономических зон приморских территорий). Отмечены беспрецедентные для КНДР предложения о продажах земельных участков китайскому бизнесу [5].

В ближайшее время начнется прокладка автострады, которая соединит г. Хуньчунь северо-восточной китайской провинции Цзилинь с портовой зоной Раджин-Сонбон Северной Кореи. Одновременно начнется промышленное развитие о. Хангунпхён в районе устья р. Туманная [9].

КНДР пытается запустить проект развития приморских территорий давно, с момента образования СЭЗ «Раджин-Сонбон» в 1991 г. Пока этого сделать не удавалось, в том числе и из-за международной изоляции Северной Кореи после проведения ею ядерных испытаний в октябре 2006 г.

Бесперебойная транспортировка грузов (главным образом сырьевых ресурсов) из северо-восточных провинций Китая в южные районы страны через портовую зону «Раджин-Сонбон» требует обеспечения безопасности грузовых операций. С этой целью в данный регион КНДР в 2010 г. введены отряды Национально-освободительной армии Китая (НОАК) и моторизованные подразделения, включая танки [6]. Таким образом Китай пытается установить не только экономический, но и военный контроль над северокорейской прибрежной зоной. Пхеньян, рассчитывая на экономический рост, этому мало препятствует.

Увеличение китайско-корейского сотрудничества отмечено также в рыбопромышленном секторе. Китай помогает развивать аквакультуру и рыбообрабатывающий сектор КНДР. Так, при участии капитала из КНР в рамках совместного предприятия (СП) с северокорейской компанией «Тэхын» в 2002 г. в торгово-экономической зоне «Расон» введен в строй завод по переработке рыбной продукции.

В прессе появились сообщения [2], что КНДР передает Китаю права на эксплуатацию своих недр и рыбных ресурсов в обмен на инвестиции в сферу жилищного строительства. Речь идет о намерении корейских властей построить в Пхеньяне до 100 тыс. жилых квартир, что потребует значительных средств, которых у КНДР нет. Китай же получает доступ к необходимым ему ценным видам природных ресурсов.

Собственный морской промысел в Северной Корее в настоящее время развит слабо в связи с недостатком судов морского класса, их сильной изношенностью и, главное, из-за отсутствия топлива (в годы СССР его основным источником являлись советские поставки в КНДР, которые после распада Советского Союза прекратились). В последние годы КНДР пытается пополнить рыболовный флот за счет среднетоннажных судов и крупнотоннажных судов-процессоров, поступающих на бартерной основе из Китая. За поставленные суда КНДР расплачивается с Китаем предоставлением квот на рыбный промысел в своей прибрежной зоне (фактически в территориальном море, поскольку в мористой части расположен резкий свал глубин, где промысел малоэффективен). Такая практика осуществляется с 2004 г.

Так, в водах КНДР, в морских районах порта Вонсан, северокорейская сторона предоставляет Китаю право ведения промысла тихоокеанского кальмара,

который в июне-июле мигрирует в северном направлении через воды КНДР в российские воды, а в конце лета и осенью — из российских вод мигрирует через воды КНДР в воды Республики Корея. Китайские суда ведут траловый лов в водах КНДР с использованием мелкоячейных вставок. Такой промысел не избирателен и изымает большое количество не только крупного, но и мелкого кальмара. Российские рыбаки в настоящее время не занимаются добычей тихоокеанского кальмара, а уловы южнокорейских рыбаков из-за китайского промысла ежегодно снижаются примерно на 13 % [1].

Таким образом, ресурсная база рыболовства прибрежных районов КНДР истощена как собственным промыслом, так и работой китайского рыболовного флота, который получил широкий доступ к ресурсам исключительной экономической зоны (ИЭЗ) северокорейского государства. По этой причине морской союз КНР и КНДР начал распространяться и на ИЭЗ России на Дальнем Востоке. В последние годы китайские суда, несмотря на действующее российско-китайское соглашение по рыболовству, лишены возможности вести промысел в российских водах из-за жесткого отказа КНР платить России штрафы, наложенные в результате многочисленных нарушений правил промысла китайскими промысловыми судами. КНДР пока еще такую возможность имеет, но испытывает острую нехватку крупных высокопроизводительных судов океанического класса. Найдено простое и весьма выгодное для двух стран решение: в российских водах промысел ведут китайские суда под северокорейским флагом в рамках двустороннего межправительственного Соглашения между Россией и КНДР. Подобный метод китайский рыболовный флот, как правило, использует для освоения рыбных ресурсов в водах бедных стран Азии и Африки.

Другой пример китайско-корейского рыбохозяйственного «сотрудничества» — получение оплодотворенной икры тихоокеанских лососей с российских рыборазводных заводов. За долгие годы рыбаки КНР чрезмерным промыслом уничтожили запасы кеты, нерестившейся в китайских реках бассейна р. Амур, а в КНДР уничтожены запасы кеты и симы. Поэтому сейчас эти страны стремятся увеличить объем воспроизводства лососей путем их разведения. В связи с этим в последнее время КНДР и КНР стремятся получить оплодотворенную икру тихоокеанских лососей из ближайших рек России. Для КНДР — это реки южного Приморья, для КНР — реки бассейна Амура и реки южного Приморья. Выпуск молоди лососей упомянутыми странами в свои реки в соответствии с международным законодательством дает им право предъявлять претензии на добычу лососей в российских водах (как в море, так и в пограничных реках, в которые выпускали молодь лососей).

Не исключено, что активность КНДР на данном направлении санкционирована именно китайской стороной, как более заинтересованной в формировании собственных запасов лососей и получении на них прав. Это означает ущемление интересов России, ведущей широкомасштабный прибрежный,

а также морской дрифтерный промысел лососей в северно-западной части Тихого океана. Через российскую ИЭЗ в Тихом океане могут мигрировать лососи, которые могут иметь и не российское происхождение. А это означает, что КНДР и КНР могут обосновать свои права стран происхождения лососей и требовать оплаты за их прилов в водах третьих стран. Поэтому необходимо пресекать любые попытки формирования лососевого стада в Китае и Северной Корее за счет российского ресурса.

Сотрудничество Китая и КНДР в области использования морских ресурсов затрагивает помимо России интересы Республики Корея. Отдельные элементы единой экосистемы вод, прилегающих к япономорскому побережью Корейского полуострова, испытывают пресс независимо от того, в чьих водах — Республики Корея или КНДР — ведется китайский промысел.

Если в 2004 г. количество китайских судов в северокорейских водах составило 144 единицы, то в 2005 г. их число многократно увеличилось и составило 935 судов. А в 2006 г. промыслом в ИЭЗ КНДР занималось уже 1110 китайских судов. Такая динамика очень настораживала Республику Корея, поскольку это могло отрицательно сказаться на состоянии морских биоресурсов этой страны.

После того, как Китай поддержал в 2006 г. международные санкции в отношении КНДР, связи двух стран ухудшились, и возможности китайского промысла в северокорейских водах временно уменьшились. В настоящее время Китай вновь ищет пути развития рыболовного сотрудничества с КНДР на основе более жесткого контроля промысла на входе в северокорейскую зону.

После введения Республикой Корея в 2010 г. санкций в отношении КНДР из-за череды военно-морских инцидентов эта страна лишилась возможности экспорта рыбной продукции в Республику Корея. А это весьма важный источник валюты для Пхеньяна. Предполагается, что данную проблему можно решить с помощью посредничества Китая и России, которые станут транзитными пунктами для переправки северокорейской продукции на юг полуострова.

У России пока остаются шансы оказывать влияние на морскую деятельность КНДР — через соглашение по рыболовству, путем оказания научнотехнической помощи морехозяйственному комплексу Северной Кореи, за счет активизации торгово-экономических контактов, способствующих развитию морской экономики, и т. п. Но они могут уменьшиться под напором эскалации китайской активности. Ведь Китай постепенно может установить полный и единоличный контроль над ресурсами прилегающих к КНДР морских вод и ее портовой инфраструктурой, используя все это в своих интересах и оказывая постепенно все большее влияние на морскую деятельность соседних стран.

Таким образом, главная задача тихоокеанской России — не допустить единоличного распространения китайского влияния на севере Корейского полуострова, используя для этого имеющиеся пока возможности, в том числе

расширение традиционных направлений развития морского хозяйства в сотрудничестве с КНДР

Список литературы

1. Китайские рыбаки перешли дорогу корейским коллегам [Электронный ресурс]. URL : http://www.fishnews.ru/news/12839

2. Север предоставляет Китаю права на горные разработки и рыболовство // Иомиури симбун. 2010. 02 дек. (на яп. яз.).

3. Ткаченко Б.И. Россия-Китай: восточная граница в документах и фактах. Владивосток: Уссури, 1999. 376 с.

4. Толстокулаков И.А. Взгляд изнутри: позиция Республики Корея // У карты Тихого океана: информ.-аналит. бюллетень. 2010. № 16 (214). С. 11-20.

5. Chinese Businesses Pour into N. Korea's Rajin-Songbong [Электронный ресурс]. KST. URL: http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/02/26/ 2011022600387.html

6. Chinese Troops Stationed in N.Korean Special Zone [Электронный ресурс]. URL: http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/01/17/2011011700465.html

7. Dock No. 2 of Ryongnam Ship Repairing Factory Commissioned // KCNA. 2006. March 24.

8. DPRK seeks foreign capital through Rajin Port Development // Inst. for Far Eastern Studies. NK Brief No. 10-03-11-1.

9. N. Korea, China to Launch Joint Economic Projects // Chosun Ilbo. 2011. May 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.