Международные отношения
РОССИЯ-КОРЕЯ: ДИПЛОМАТИЧЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ 125 ЛЕТ
В. И. ДЕНИСОВ*
В статье рассматриваются история становления русско-корейских отношений, роль России в сохранении независимости корейского государства в XIX в., современное состояние отношений РФ с двумя корейскими государствами - КНДР и РК, конструктивная политика России по урегулированию сложных проблем Корейского полуострова.
Автор подчеркивает важность поддержания ровных, добрососедских отношений России с двумя корейскими государствами, что отвечает интересам РФ, КНДР и РК, стабильности и безопасности всего региона.
Ключевые слова: Корейский полуостров, Корейская Народная Демократическая Республика, Республика Корея, российско-корейские отношения, албазинские войны, король Коджон и королева Мин, адмирал Е. В. Путятин, Московская встреча на высшем уровне в сентябре 2008 г.
Keywords: Korean Peninsula, Democratic People's Republic of Korea, Republic of Korea, Russian-Korean relations,Albasin wars, King Kojon, Queen Min, admiral E. V. Putyatin, Moscow Summit (2008, September).
*Денисов Валерий Иосифович - доктор исторических наук, профессор Кафедры востоковедения МГИМО(У) МИД России, e-mail: [email protected].
лет тому назад Российская Империя и -I.Королевство Корея установили дипломатические отношения, подписав 7 июля 1884 г. (25 июня по старому стилю) Договор о дружбе и торговле. Несмотря на то, что Россия и Корея были
соседними государствами, имели общую границу, официальные связи между ними были установлены позже, чем с Японией и странами Запада. Главная причина этого состояла в том, что давний сюзерен Кореи Китай сильно противился
нормализации отношений Кореи с Россией. Такая китайская позиция получала поддержку со стороны Японии и Англии, которые видели в миролюбивой политике России на Корейском полуострове, ее стремлении сохранить независимость Кореи основное препятствие своим агрессивным планам на Дальнем Востоке. В тот период Англия и Китай активно продвигали миф о «русской угрозе» Корее, о намерениях России поработить Корею. Цель такого мифа была предельно ясна и понятна - не допустить сближения России и Кореи, российского и корейского народов, подготовить почву для закабаления Кореи. Кстати говоря, миф о «русской угрозе» Корее до сих пор преобладает в работах историков Республики Корея. Южнокорейские исследователи корейско-русских отношений особый акцент делают на необходимости так называемого «усмирения России» и корейском «вкладе» в этот процесс, когда в середине XVII в. Россия и цинский Китай вели ал-базинские войны за территории бассейна р. Амур. В составе китайских войск сражались небольшие по численности отряды Королевства Корея.
Южнокорейская историография поднимает на щит албазинские войны, рассматривая их не только как «вклад Кореи в усмирение России», способствовавший прекращению «дальнейшего продвижения России в Восточную Азию», но и как «помощь Китаю» со стороны не вассала, а «союзника» Поднебесной. Если бы не корейские отряды, утверждают южнокорейские историки, то русские никогда бы не отступили1.
В истории русско-корейских отношений есть проблемы, которые требуют углубленного изучения и сопоставления позиций российской и корейских сторон. Это, в частности, касается оценок роли и практических действий России на Корейском полуострове в XVII—первой половине XX в., которые в южно- и северокорейской историографии являются, мягко говоря, спорными, если не сказать более точно, просто сфальсифицированными, причем сфальсифицированы они и той, и другой корейской стороной.
Некорректно, в частности, представляет северокорейская историография русско-корейские отношения в сложный для Кореи период в конце XIX в. Япония, одержавшая победу над Китаем в
1895 г., не скрывала своих планов поработить Корею. Северокорейские историки утверждают, что США, Англия и другие империалистические державы «старалась не отстать от России и Японии в своих захватнических вылазках против Кореи»2. «По-своему» пхеньянские историки трактуют стремление короля Коджона и королевы Мин сохранить независимость корейского государ-
ства, опираясь на Россию, ее политику, направленную на то, чтобы не допустить порабощения Кореи Японией и странами Запада. Северокорейские ученые называют действия Коджона и Мин попыткой «цепляться за царскую Россию». Бегство Коджона в русскую дипломатическую миссию в январе 1896 г, в северокорейской исторической литературе называют не иначе как «сговор с пророссийскими элементами», а образование им нового правительства, выступившего против ориентации на Японию -«проявлением низкопоклонства короля»3.
Подобные оценки действия России, направленные на сохранение самостоятельности Кореи, содержатся в работах и южнокорейских авторов. Бывший советник посольства РК в Москве Со Хен Соб в своей книге «1 200 дней в Москве» называет пребывание Коджона в русской дипмиссии «национальным позором». Южнокорейский дипломат не знает или делает вид, что ему неизвестно, что пребывание корейского монарха в русской миссии не позволило Японии «проглотить» Корею, а Коджону дало возможность сохранить собственную жизнь.
Еще одно историческое событие, которое сфальсифицировано как в Северной, так и в Южной Корее. Речь идет об освобождении Кореи от японского колониального господства в августе 1945 г Северокорейские историки утверждают, что «по приказу великого вождя товарища Ким Ир Сена отряды Корейской народно-революционной армии (КНРА) начали всеобщее наступление и совместно с Советской Армией, принимавшей участие в войне против Японии, нанесли поражение врагам. Не прошло и недели после начала операции КНРА по освобождению родины, как 15 августа 1945 г японские империалисты объявили о полной капитуляции»4. В 1970-е гг. в северокорейских публикациях еще упоминается «участие Советской Армии» в освобождении Кореи (не освобождение Кореи, лишь участие). В более поздних изданиях о роли СССР, его армии вообще нет упоминаний. Освобождение Кореи приписывается мифической КНРА и Ким Ир Сену как ее главнокомандующему. «Получив сокрушительный удар от соединений КНРА, наступавшей стальной лавой, и нашего народа, развернувшего мощную революционную борьбу, японские империалисты 15 августа поспешно объявили на весь мир о безоговорочной капитуляции...»5. Историческими же фактами является то, что никакой КНРА в природе вовсе не существовало, были лишь отдельные корейские партизанские отряды, разгромленные японскими колониальными войсками в 1940 г, остатки которых перешли
в Китай и на советский Дальний Восток. Ким Ир Сен с декабря 1940 г. по сентябрь 1945 г. находился в селе Вятское (Хабаровский край) и не принимал участия в военных действиях против Японии. Ким Ир Сен возвратился в Корею уже после разгрома Квантунской группировки и освобождения Кореи советскими войсками.
В Республике Корея также предпочитают замалчивать историческую правду об освободительной миссии Советской Армии в Корее. Известный южнокорейский историкЛи Ги Бэк пишет по этому поводу следующее: «15 августа 1945 г. Япония безоговорочно капитулировала, а Корея окончательно освободилась от ига японского колониализма» и далее: «Советские войска перешли корейско-советскую границу и после капитуляции Японии оккупировали Пхеньян, Хамхын и ряд других крупных городов северной части Кореи»6. Странно читать подобные вымыслы. По Ли Ги Бэку получается, что советские солдаты совершили «прогулку» по Корее и никаких боевых действий в Северной Корее в августе 1945 г. не было. А ведь хорошо известно, что в боях за освобождение Кореи потери только 25-й Советской Армии составили около 5 тыс.человек7. Памятники советским воинам-освободителям, кладбища, где покоится прах российских солдат и офицеров, разбросаны по всей Северной Корее -это ли не честное свидетельство исторической правды о роли нашей страны в освобождении Корейского полуострова от японского колониального рабства в августе 1945 г.?
Вся история русско-корейских отношений свидетельствует о том, что Россия всегда была сторонником и активным проводником политики мирного, независимого развития корейского государства. Попытки необъективного подхода к оценке политики России на Корейском полуострове в XIX в.—первой половине XX в. в современной северо- и южнокорейской историографии требуют адекватной реакции со стороны российских исследователей8. В данной статье предпринята попытка рассмотреть современное состояние отношений России с двумя корейскими государствами в тесной взаимосвязи с историческими событиями на Корейском полуострове в конце XIX в., когда Россия вела тяжелую дипломатическую борьбу за укрепление независимости Кореи. Важность экскурса в прошлое отношений России и Кореи диктуется необходимостью не только подтвердить историческую правду о роли России на полуострове, но дать объективную картину современных отношений России с двумя Кореями, вскрыть некоторые факты исторического прошлого, которые определенные науч-
ные и политические круги корейских государств пытаются использовать с тем, чтобы посеять недоверие к современной российской политике на Корейском полуострове, к искренним усилиям нашей страны, направленным на укрепление мира, безопасности и добрососедства в этом регионе.
РОССИЯ—КОРЕЯ: ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
История русско-корейских отношений насчитывает более семи веков. Первые сведения о контактах между русскими и корейцами относятся в., когда русские князья и послы встречались в Каракоруме у монгольских ханов, покоривших русские княжества и государство Коре. Есть также сведения, что русские казаки вXVI в. побывали в Корее, а в 1854 г. русская эскадра под командованием адмирала Е. В. Путятина останавливалась на корейском острове Комундо. О встречах с корейцами интересные записи оставил писатель А. Н. Гончаров в своей книге «Фрегат Пал-лада», который вместе с русскими моряками побывал в Корее.
После присоединения к России в соответствии с Айгунским (1858 г.) и Пекинским (1860 г.) договорами Южно-Уссурийского края между Россией и Кореей появилась общая граница по реке Туманной (16,7 км), которая и сегодня является границей между РФ и КНДР.
В 1860-х гг. стали развиваться торговые связи между жителями провинции Хамген и Приморского края. В эти годы на территорию России прибыли первые переселенцы-корейцы. Гонимые голодом, жестокими притеснениями со стороны местных властей и феодалов, несмотря на репрессии, тысячи корейцев стали пересекать реку Туманная и просить российские власти разрешения на проживание в Приморье. По распоряжению военного губернатора Приморской области переселенцам из Кореи оказывалась материальная и продовольственная помощь, предоставлялось право на жилище и работу.
В1876 г. Корея под жестким военно-политическим давлением Японии вынуждена была «открыть» себя. Япония навязала Корее неравноправный договор. Затем последовали аналогичные договоры Кореи с США, Великобританией, Германией. И только 7 июля 1884 г. Россия и Корея заключили Договор о дружбе и торговле, поставивший наши отношения на юридическую базу. Договор составлен по образцу корейско-английского договора и содержал преамбулу и 13 статей. В статье 1 указывалось на приверженность двух стран идеям мира и дружбы. «Отныне да будет постоянный мир и дружба между Его Величеством Императором Всероссийским и Его
Величеством Королем Корейским и их поддан-ными...»9.
Обе стороны договорились назначить в столицы своих государств дипломатических представителей, открыть порты для захода русских кораблей и доставки товаров, предоставить русским подданным в Корее право на приобретение земли, собственности, строительство фабрик. Статья 6 Договора запрещала контрабандную торговлю и судебное наказание лиц, занимающихся контрабандой. Статья 8 давала право военным судам обеих стран посещать порты с целью пополнения запасов продовольствия и воды. Правительство Кореи взяло на себя обязательство оказывать содействие военным и гражданским судам России в корейских водах. Договор был заключен на 10 лет и подлежал ратификации.
Заключив Договор с Кореей, Россия заметно укрепила свои позиции на Дальнем Востоке. Для Кореи Договор также имел большое значение. Прорусская партия в корейских правящих кругах, возглавляемая королем Коджоном, видела в России сторонника сохранения независимости корейского Королевства от посягательств Японии и Китая. Коджон неоднократно обращался к правительству России с просьбой установить российский протекторат над Кореей. Россия не поддержала обращение Коджона, т. к. это привело бы кусилению напряженности сЯпонией, Англией, отношения с которыми и без того были весьма сложными. Кроме того, Россия учитывала позицию Китая, влияние которого на Корею, корейские правящие круги было достаточно сильным, особенно после подавления попытки государственного переворота, предпринятого в начале декабря 1884 г. корейскими реформаторами во главе с Ким Ок Кюном.
В октябре 1885 г. в Сеул прибыл Поверенный в делах, статский советник К. И. Вебер, задача которого состояла в том, чтобы укрепить позиции России на Корейском полуострове. Задача эта, прямо скажем, была весьма и весьма сложной. В инструкциях К. И. Веберу, которые он получил от Императора перед отъездом в Корею, указывалось, что представителю Российской Империи следует хорошо разобраться с политикой Китая и Японии в отношении Кореи. При этом нужно иметь в виду, что «японцы благодаря своему бестактному и надменному поведению в Корее уже издавна возбудили против себя всеобщую ненависть населения, которое совершенно иначе относится к Китаю. Народ гордится своей зависимостью от правительства Богдохана, которое. всегда ограничивалось оказанием ей (Корее-прим. авт.) помощи и поддержки в трудные минуты». Лучшим ис-
ходом для нас, считали в Санкт-Петербурге, было бы упрочение независимости Кореи под влиянием России10.
Несмотря на экономические и финансовые трудности, географическую отдаленность, правительство Российской Империи было готово оказать Корее «как нравственное, так и материальное содействие, если наступят обстоятельства, которые будут угрожать независимости этой страны». Россия изъявляла также готовность оказать содействие развитию оборонительных средств Кореи путем командирования русских офицеров для обучения корейских войск»11. Своей активной дипломатией и практическими действиями Россия предотвратила аннексию Кореи Китаем после попытки переворота 1884 г, приняла непосредст-венное участие в урегулировании кризиса вокруг острова Комун-до, захваченного Англией, которая в конечном итоге была вынуждена покинуть остров.
В инструкциях Поверенному в делах содержалось указание добиваться подписания с Кореей соглашения о сухопутной торговле. Китай и страны Запада выступали против российско-корейского торгового соглашения, запугивая корейцев «русской угрозой». Россия была заинтересована в торговле с Кореей, особенно в корейских поставках продовольствия на Дальний Восток. В свою очередь, российские купцы были готовы экспортировать в Корею промышленные изделия. К. И. Веберу давалось указание добиваться включения в договор о сухопутной границе следующих положений:
«Признание русскими подданными всех корейцев, переселившихся в наши пределы до заключения договора. (Договор о дружбе и торговле от 7 июля 1884 г. - прим. авт.).
«.Выговорить для Пограничного Комиссара Южно-Уссурийского Края право посещать северную часть Кореи для защиты проживающих там русских подданных.».
«Право сухопутного проезда в столицу Кореи для чиновников, могущих быть посланными Приамурским Генерал-губернатором к Представителю нашему в Сеуле»12.
России, несмотря на препятствия со стороны Китая и других государств, все же удалось в 1888 г. заключить торговое соглашение с Кореей, которое называли «Правилами для сухопутной торговли». Однако корейская сторона не согласилась включить в документ вопрос о статусе корейских переселенцев в России. Получив юридическую базу, торговые отношения с Кореей, тем не менее, были скромными. В1888 г. товарооборот составил около 20 тыс. долл., а к концу 1990-х гг. сократился до 10 тыс. долларов.
К. И. Вебер в весьма непростых условиях проводил линию на упрочение позиций Российского государства на Корейском полуострове. Корея находилась в тяжелейшей экономической ситуации, нарастало недовольство населения нищетой, бесправием, чиновничьим беспределом, жестоким феодальным гнетом. Острые противоречия существовали в правящих кругах. Корея подвергалась сильнейшему давлению со стороны Китая и Японии. Японо-китайская война 1894—1895 гг., крестьянское восстание, начавшееся под лозунгом борьбы против феодального угнетения, переросло в освободительную войну против иностранного закабаления.
Трагическая гибель в 1895 г. королевы Мин от рук японских солдат и последовавший затем переворот привели к власти прояпонские силы. Король Коджон, испытывавший симпатии к России, был помещен под домашний арест. К. И. Вебер выступил с разоблачением захватнических действий Японии в Корее, потребовав расследования и наказания виновных. Россия не признала новое правительство Кореи, сформированное под нажимом Японии и состоявшее из прояпонски настроенных чиновников.
Коджон принял решение бежать в русскую дипломатическую миссию в Сеуле. 30 января 1896 г. корейский монарх вместе с наследником были тайно доставлены в нашу дипмиссию. В течение годичного пребывания корейского короля в российском посольстве обстановка в Корее стала меняться к лучшему. Коджон сформировал новое правительство, которое обратилось к России с просьбой направить русских военных инструкторов для создания новой корейской армии. Эта просьба была удовлетворена. Русские инструкторы провели большую работу по обучению корейских военнослужащих и королевской охраны. В Сеул был также направлен финансовый советник; начал функционировать Русско-Корейский банк. В коронации императора Николая II в июне
1896 г. принимала участие корейская делегация во главе с родственником погибшей королевы Мин Ен Хваном. Были проведены переговоры с корейской делегацией и достигнут ряд договоренностей (об обеспечении безопасности корейского короля, о направлении в Корею русских военных инструкторов и финансовых советников, о соединении телеграфных линий России и Кореи).
После возвращения Коджона из русской дип-миссии (7 февраля 1897 г.) в королевский дворец в Сеуле русско-корейские связи стали постепенно ослабевать. Заметно усиливалось влияние Японии. Ослабление позиций России на Корейском полуострове было связано главным образом с
изменениями в дальневосточной политике России. Приоритетом нашей политики становилась Маньчжурия. Российское правительство, не желая обострения отношений с Японией пошло на подписание в апреле 1898 г. Токийского протокола («Протокол Ниси-Розена»), в котором признавалась преобладающая роль Японии в торговле с Кореей. Россия отозвала из Кореи своих военных инструкторов и финансового советника. Прекратил функционировать Русско-Корейский банк.
Русско-японские отношения продолжали ухудшаться. В конечном итоге разразилась русско-японская война (1904—1905 гг.), завершившаяся поражением России и окончательной потерей наших позиций на Корейском полуострове. В 1905 г. Япония навязала Корее статус протектората, а в 1910 г. Корея перестала существовать как самостоятельное государство. Япония аннексировала Корею, превратив ее в колонию. Японское колониальное господство над Кореей продолжалось 40 лет. Корейский народ с оружием в руках сражался за независимость своей страны. Корейские партизаны использовали территорию России для борьбы с японскими оккупантами, совершали набеги на японские гарнизоны вСе-верной Корее. В августе 1945 г. освобождение корейскому народу от японского колониализма принесла Советская Армия, разгромившая Кван-тунскую группировку на Корейском полуострове. 15 августа является Днем Освобождения Кореи.
По-разному сложилась судьба Северной и Южной Кореи. На Севере при участии Советского Союза сформировался политический режим, аналогичный советскому, на Юге США создали проамериканский режим. В1948 г. на полуострове было образовано два корейских государства - Республика Корея (РК) на Юге и Корейская НародноДемократическая Республика (КНДР) на Севере. Два государства Корейского полуострова развиваются по противоположным социальноэкономическим и политическим сценариям. КНДР строит «чучхейский социализм», РК - капитализм. Более полувека две Кореи не могут добиться объединения. Их отношения носят конфронтационный характер. В1950—1953 гг. корейский народ Севера и Юга пережил трехлетний кровопролитный конфликт. В последующие годы обстановка на Корейском полуострове не раз находилась на грани войны. Остается неурегулированным ядерный кризис. В конце 1990-х—2007 г. междуСевером и Югом был короткий период разрядки, сотрудничества и диалога. Две межко-рейские встречи в верхах 2000 г. и 2007 г. открывали перспективу для дальнейшего продвижения процесса межкорейского примирения, расшире-
ния диалога, сотрудничества и обменов. Однако с приходом к власти в Сеуле консервативного крыла политической элиты во главе с президентом Ли Мен Баком межкорейские контакты и сотрудничество практически прекратились. Возобновилась жесткая пропагандистская война между Северной и Южной Кореей. Ситуация на Корейском полуострове вновь обострилась.
Российская Федерация исторически и географически близка к Корейскому полуострову и, естественно, заинтересована в мире и стабильности в этом районе, делает все возможное, чтобы способствовать политическому урегулированию корейской проблемы, мирному разрешению ядерного кризиса, превращению полуострова в зону, свободную от оружия массового уничтожения. Россия стремится поддерживать ровные добрососедские отношения с Пхеньяном и Сеулом, что отвечает интересам как Москвы, так и обеих Корей.
РОССИЯ—КНДР: ПУТЬ К ПОДЛИННОМУ ДОБРОСОСЕДСТВУЛЕЖИТЧЕРЕЗ ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ
Российско-северокорейские отношения вступили вXXI в. добрососедскими, дружественными, имея неплохие перспективы для дальнейшего развития в интересах обоих государств, мира, стабильности на Корейском полуострове, во всей Северо-Восточной Азии. Политико-юридическую основу для укрепления отношений между Москвой и Пхеньяном составляют важные документы и договоренности, достигнутые в ходе трех встреч на высшем уровне.
Новый российско-северокорейский Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (2000 г), Пхеньянская декларация (2000 г.) и Московская декларация (2001 г.), итоги саммита во Владивостоке (2002 г.) стали точкой отсчета нового этапа двусторонних отношений, лишенных прежней идеологизированности и базирующихся на общепризнанных нормах современного международного права.
В октябре 2008 г. исполнилось 60 лет со дня установления дипломатических отношений между РФ и КНДР. Непростой путь прошли Россия и Северная Корея за этот период. Москва и Пхеньян несколько десятилетий были военно-политическими союзниками. В начале 1990-х гг. произошел обвал, наступила «холодная война» в двусторонних отношениях. Нынешнее состояние отношений Россия—КНДР определяется, с одной стороны, стремлением обоих государств к поддержанию добрососедских связей, а с другой - наличием проблем, осложняющих развитие дву-
стороннего сотрудничества. Основным негативным фактором, влияющим на российско-северокорейские отношения, является ядерная проблема Корейского полуострова (ЯПКП). Российская сторона занимает последовательно принципиальную позицию в отношении ядерного распространения, выступает за строгое соблюдение всеми государствами Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Москва добивается денуклеаризации Корейского полуострова на основе договоренностей, достигнутых в ходе шестисторонних (РФ, КНР, США, Япония, КНДР, РК) переговоров. Россия приняла непосредственное участие в выработке резолюций СБ ООН № 1695, 1718,1874, осуждающих Пхеньян за ракетные пуски и ядерные испытания, произведенные в 2006 г. и 2009 г., и вводящие санкции в отношении КНДР
Россия аккуратно выполняет свои обязательства, содержащиеся в Совместном заявлении участников шестисторонних переговоров от 19 сентября 2005 г. Как подчеркивал Президент России Д. А. Медведев, «мы свои обязательства в этом вопросе (поставки мазута в Северную Корею - прим. авт.) исполняем детально и по-серьезному.»13.
Ядерная проблема Корейского полуострова обсуждается не только в рамках шестистороннего процесса, но и на двусторонней основе. В октябре 2008 г. во время визита в Москву министра иностранных дел КНДР ПакЫйЧуна эта проблема была одной из центральных на переговорах. В конце января 2009 г. заместитель министра иностранных дел А. Н. Бородавкин провел политические консультации в Пхеньяне, входе которых также обсуждалась северокорейская ядерная проблема. Обе стороны подтвердили свою приверженность выполнению обязательств, содержащихся в документах, принятых на шестисторонних переговорах в Пекине.
Российская сторона, как куратор рабочей группы по вопросам мира и безопасности в СевероВосточной Азии (создана в рамках «шестерки»), представила проект Руководящих принципов мира и безопасности вСВА, согласование которых было продолжено в феврале 2009 г. в Москве.
Российская делегация на шестисторонних переговорах не раз выступала с инициативами, которые позволили выйти из тупиковой ситуации и продолжить переговорный процесс. Благодаря конструктивным усилиям РФ удалось урегулировать так называемый финансовый вопрос КНДР (замораживание северокорейских счетов в банке «Дельта Азия» в Макао) и возобновить прерванные переговоры «шестерки».
Начавшийся процесс урегулирования ЯПКП, к сожалению, в конце 2008 г. был приостановлен.
Страны-участницы шестисторонних переговоров предпринимают усилия, чтобы запустить переговорный процесс. Россия, как об этом не раз заявлялось на высшем политическом уровне, готова к конструктивной работе в рамках шестистороннего переговорного механизма по денуклеаризации Корейского полуострова. Многое, конечно, будет зависеть от позиций КНДР и США. Руководитель КНДР КимЧен Ир, принимая заведующего международным отделом ЦК КПК Ван Цзяжуя 23 января 2009 г., подчеркнул готовность КНДР продолжать шестисторонние переговоры, направленные на денуклеаризацию Корейского полуострова. Это заявление было с удовлетворением воспринято в Вашингтоне и других столицах стран «шестерки». Администрация Барака Обамы позитивно оценила заявление Ким Чен Ира. Хотелось бы надеяться, что за декларируемыми намерениями последуют практические, конструктивные шаги.
Вообще, ситуация на Корейском полуострове - объект особого внимания российской стороны. С начала 2009 г. наблюдается эскалация напряженности в связи с резким осложнением меж-корейских отношений, проведением в марте 2009 г. американо-южнокорейских военных учений. Представитель Генерального штаба северокорейской армии выступил 9 марта 2009 г. с жестким заявлением, подчеркнув, что Пхеньян намерен запустить искусственный спутник земли (ИСЗ), и если он будет уничтожен, как утверждают в США и Японии, то КНДР осуществит меры возмездия.
В Москве эскалация напряженности на Корейском полуострове вызвала вполне обоснованное беспокойство. Развитие ситуации по силовому сценарию может иметь самые пагубные последствия. Россия призвала все стороны прекратить враждебную риторику и решать возникшие проблемы исключительно политико-дипломатическими средствами14.
Если говорить об объеме российско-северокорейских политических контактов, то в целом он весьма скромный. Связи поддерживаются, в основном, по линии внешнеполитических ведомств, парламентов. Обмены между людьми незначительные.
Экономическая составляющая российско-северокорейских отношений также достаточно скромная. Товарооборот не превышает 100— 150 млн долларов. Нет продвижения в вопросе об урегулировании долга КНДР перед Россией. Сумма задолженности приближается к 9 млрд долл., и пока не просматривается готовность Пхеньяна к поиску взаимоприемлемого разрешения данного вопроса.
КНДР все же осуществила 5 апреля с. г. запуск баллистической ракеты, а не ИСЗ, как было официально объявлено. Эти северокорейские действия вызвали вполне понятную негативную реакцию международного сообщества. На заседании СБ ООН 13 апреля было единогласно принято Заявление Председателя Совбеза, осуждающее Пхеньян за нарушение резолюции СБ ООН № 1718 и призывающее его к соблюдению международных норм, возвращению за стол шестисторонних переговоров. МИД России выразил официальное отношение Москвы к северокорейской акции, отметив, что Заявление Председателя СБ ООН является «оптимальным решением в данной ситуации». Российская сторона, подчеркивается в документе МИД РФ, сожалеет, что в «ответ на правомерную и сбалансированную позицию СБ ООН» КНДР заявила о выходе из шестисторонних переговоров и возобновлении своей ядерной деятельности. Российская сторона призвала Пхеньян соблюдать резолюции СБ ООН и действовать в целях денуклеаризации Корейского полуострова.
Во время визита 23—24 апреля с. г. в Пхеньян С. В. Лаврова позиция России была доведена до руководства КНДР и подчеркнута необходимость того, чтобы все участники шестисторонних переговоров выполняли взятые на себя в рамкахСов-местного заявления от 19 сентября 2005 г. обязательства. Важно сохранить шестисторонний механизм как инструмент урегулирования корейского ядерного кризиса.
В КНДР не скрывают своей заинтересованности в развитии торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с нашей страной, участии России в модернизации промышленных предприятий, построенных в Северной Корее при нашем техническом содействии. Однако решить вопрос финансирования этих объектов не удается из-за неурегулированности проблемы долга. Экономическая ситуация в КНДР в течение последних десятилетий остается весьма напряженной. Руководству страны не удается устранить экономический кризис, нормализовать экономическую жизнь. КНДР испытывает негативные последствия введенных против нее международных санкций. Естественно, мировой экономический и финансовый кризис усугубляет экономическую ситуацию в КНДР
Российский бизнес не спешит в КНДР. Его отпугивает не только сложная экономическая обстановка в Северной Корее. По мнению экспертов, в КНДР непривлекательный инвестиционный климат, слабый экспортный потенциал, нет современной законодательной базы для привлечения иностранного капитала. Тем не менее, Россия принимает участие в осуществлении ряда эконо-
мических проектов на территории КНДР. В частности, реализуется проект восстановления железной дороги Хасан-Туманган-Раджин. Между ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») и Министерством железных дорог КНДР подписан протокол о создании совместного предприятия на территории торговой зоны «Расон», которое будет заниматься эксплуатацией производственных объектов - контейнерного терминала в Раджине (стоимость 100 млн долл.), восстановленным железнодорожным участком Хасан-Ту-манган-Раджин (стоимость 1,8 млн руб.).
Россия и КНДР осуществляют сотрудничество в области лесной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, рыбной отрасли. На Дальнем Востоке, в Сибири, других российских регионах работает около 25 тыс. граждан КНДР.
Между двумя странами действует Межправительственная комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
РФ и КНДР продолжают процесс обновления договорно-правовой базы. Подписано более 40 межправительственных и межведомственных соглашений, в т. ч. политический договор, соглашение о сотрудничестве между военными и правоохранительными органами, в области культурного и научного обмена. Только в последние годы заключены межправительственное Соглашение о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого, Соглашение о сотрудничестве в таможенных делах. Готовится новый Договор о режиме российско-северокорейской границы, ряд других правовых документов.
Россия оказывает КНДР гуманитарную помощь как на двусторонней основе, так и по линии меж-дународныхорганизаций. Практически ежегодно в Северную Корею из РФ поставляются продовольствие, медикаменты, товары массового спроса.
Есть интересные, взаимовыгодные проекты трехстороннего экономического взаимодействия (РФ—КНДР—РК), в области железнодорожного транспорта (соединение Транскорейской железной дороги сТранссибом), электроэнергетики, металлургии и др. Их реализация, однако, возможна только после урегулирования ядерного кризиса, нормализации отношений между Северной и Южной Кореей, общего оздоровления обстановки на Корейском полуострове.
Российская Федерация и Корейская НародноДемократическая Республика имеют немало резервов для дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества. Эти резервы можно задействовать при условии добросовестного выполнения взятых на себя обязательств, строгого учета не
только своих интересов, но и интересов партнера. Можно ли говорить о каком-либо учете позиции, интересов соседа, если в 170 км от его границы взрывается ядерное устройство? Подлинное добрососедство строится на взаимовыгодной основе и развивается во благо обеих соседних стран, если проводится политика честная и открытая, без двойных стандартов и скрытых намерений.
РОССИЯ—РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ: ЦЕЛЬ -СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
В сентябре 2010 г. исполняется 20 лет со дня установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Южной Кореей. За этот очень короткий с точки зрения истории период Москва и Сеул сделали немало, чтобы заметно продвинуть двусторонние отношения. Создана хорошая правовая база. В 1992 г. заключен Договор об основах отношений РФ и РК, подписаны десятки межправительственных и межведомственных соглашений.Только во время визита в Москву в сентябре 2008 г. президента РК Ли Мен Бака было подписано более 25 документов по различным направлениям двустороннего сотрудничества.
Россия и РК поддерживают регулярные контакты на высшем и высоком уровне. Позиции Москвы и Сеула по важнейшим международным вопросам совпадают или близки. РФ и РК последовательно выступают против международного терроризма, распространения оружия массового уничтожения. Обе стороны тесно взаимодействуют в борьбе против новых вызовов и угроз, по таким проблемам, как энергетическая и продовольственная безопасность, изменение климата, мировой финансово-экономический кризис.
Москва и Сеул конструктивно сотрудничают на шестисторонних переговорах по урегулированию ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП), добиваясь международно-правового закрепления его безъядерного статуса. Южная Корея неоднократно отмечала, в том числе во время московского саммита 2008 г., конструктивную роль России в разрешении ядерного кризиса на полуострове.
РФ и РК активно взаимодействуют в многосторонних структурах, действующих в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Региональный форум АСЕАН (АРФ), форум Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС), форум Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и др. Южнокорейская сторона в принципе не возражает против подключения России к Восточно-Азиатскому сообществу (ВАС), к форуму Азия-Европа
(АСЕМ). Хотелось бы надеяться, что Сеул будет оказывать более активное содействие в продвижении членства РФ в этих организациях.
В то же время нельзя не отметить, что РК под нажимом США не раз высказывалась в поддержку НПРО и ПРОТВД в Азии, что, безусловно, негативно отражается на общей ситуации как в СВА, так и в целом в АТР. В этом контексте настораживает появление идеи создания Азиатско-Тихоокеанского Союза безопасности (Asian Pacific Security Union - PAPSU). Эта идея нашла отражение в совместном коммюнике по итогам визита президента РК Ли Мен Бака в Вашингтон в апреле 2008 г.
Россия и Южная Корея договорились регулярно проводить стратегический диалог по актуальным проблемам двусторонних отношений и важнейшим международным проблемам.Такой диалог на уровне первых заместителей министров иностранных дел состоялся в декабре 2008 г в Сеуле. Стороны обсудили отношения между двумя странами, согласовали план мероприятий по случаю 20-летия установления дипломатических отношений (30 сентября 1990 г), а также детально обсудили мировой финансово-экономический кризис и возможные пути его преодоления. Думается, что стратегический диалог -своевременная и очень полезная форма для обсуждения важнейших проблем двустороннего и международного характера. А проблем таковых немало. Это, прежде всего, проблема ядерного нераспространения на Корейском полуострове, создание мирного механизма вСВА, проблемы, связанные с совершенствованием экономического и научно-технического сотрудничества и др.
Несмотря на глобальный экономический кризис, Россия и Южная Корея добились в 2008 г значительного роста товарооборота с 15 млрд долл. в
2007 г. до более чем 20 млрд долл. в 2008 г. По мнению экспертов, товарооборот в ближайшие годы можно довести до уровня 30—40 млрд долл.15 Заметно расширяется инвестиционное сотрудничество между двумя странами. Южнокорейский бизнес, длительное время не спешивший в Россию, заметно активизировался в последние годы. Южнокорейские инвестиции в экономику РФ выросли с 260 млн долл. (начало 2000-х гг.) до почти трех млрд долл. в 2008 г. Осуществляется ряд крупных инвестиционных проектов в энергетике, нефтехимии, автомобилестроении и других областях. Южнокорейские компании строят жилье в Калужской области, автомобильный завод вСанкт-Петербур-ге (100 тыс. автомобилей в год), участвуют в развитии экономики Республики Саха (Якутия), реализации других проектов.
Южнокорейский бизнес изъявляет готовность принять участие в сооружении объектов во Вла-
дивостоке, где в 2012 г. пройдет саммит АТЭС, а также в Сочи, где в 2014 г. состоятся зимние Олимпийские игры.
Важная сфера сотрудничества - энергетика. Южнокорейский капитал проявляет большой интерес к строительству нефте- и газохимических комплексов на российском Дальнем Востоке. Республика Корея импортировала из России в 2007 г. 38 млн баррелей нефти, а в конце 2008 г. начала получать с месторождений природного газа на Сахалине сжиженный газ. В течение 20 лет ежегодные поставки сахалинского газа составят 1,5 млн т.
Во время московского саммита (сентябрь
2008 г.) РФ и РК достигли важных договоренностей, подписав соответствующие документы о сотрудничестве в области геологии и недропользования, мирного использования атомной энергии, нанотехнологий.
Стороны договорились также о расширении поставок в Южную Корею российской высокотехнологичной продукции. Это очень важная договоренность, учитывая, что российский экспорт в РК носит в основном сырьевой характер.
Москва и Сеул заинтересованы в соединении Транскорейской железной дороги сТранссибирс-кой магистралью. Этот трехсторонний проект (РФ—РК—КНДР) имел бы не только экономическую, но и политическую значимость, способствовал бы росту товарооборота между тремя государствами, укреплял бы основы стабильности и добрососедства на Корейском полуострове, во всей Северо-Восточной Азии.
Научно-техническое взаимодействие между РФ и РК развивается весьма активно. Правовой базой здесь является Соглашение о научно-техническом сотрудничестве и ряд других документов. Практически на всех саммитах, во время встреч глав правительств эта тематика занимает приоритетное место. Обе стороны осуществляют более 100 совместных проектов в области лазера, космоса, биотехнологий, волоконной оптики, алмазозаменяющих структур и др.
Москва и Сеул добились заметных успехов в сотрудничестве в области космоса. Гражданка РК совершила космический полет в 2008 г. РФ и РК подписали Соглашение о сотрудничестве в космической области. Россия оказывает содействие в сооружении на территории Южной Кореи космодрома, с которого запущена российско-южнокорейская ракета-носитель, способная выводить на околоземную орбиту грузы весом в 100 кг.
Важная роль в расширении экономического и научно-технического сотрудничества принадлежит российско-южнокорейской межправительственной Комиссии (МПК). Обе стороны на самми-
те в Москве договорились активизировать деятельность МПК в целях реализации имеющихся и будущих проектов.
Россия и Южная Корея поддерживают взаимо-полезные контакты по военной линии. Между военными ведомствами осуществляются регулярные контакты, подписан ряд соглашений, проводятся совместные военно-морские учения. За почти 20-летний период корабли ВМС РК более 10 раз посещали порты на российском Дальнем Востоке. Военные корабли Тихоокеанского флота России не раз бывали в южнокорейских портах.
Россия выступает за расширение военно-технического взаимодействия с РК. РФ готова продавать Сеулу современную боевую технику и вооружения. В области военно-технического сотрудничества (ВТС) с Россией Южная Корея пока не проявляет особой активности, предпочитая закупать военное снаряжение и технику в США. В 2007 г. РК закупила в Соединенных Штатах вооружения на сумму 1,5 млрд долл., став пятым после Великобритании, Японии, Ирана и Канады покупателем американского оружия16. Кроме того, Сеул стремится форсировать развитие собственного военно-промышленного комплекса. В 2008 г. южнокорейские компании экспортировали вооружение и военную технику, произведенную в РК, на сумму более 1 млрд долларов.
Настораживают планы Сеула создать к 2012 г. собственную противоракетную оборону (ПРО). Правительство РК собирается израсходовать значительные средства на закупку систем раннего обнаружения ракет «АВАКС», радары и американские комплексы «Пэтриот». Как считают южнокорейские военные власти, задача ПРО-уничтожение на малых высотах северокорейских ракет17.
В вопросах военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией Сеул испытывает сильное давление со стороны США, всячески противодействующих расширению ВТС с нашей страной. Конгресс США в феврале 2008 г. принял законопроект об укреплении военного альянса с Южной Кореей, в котором зафиксирована облегченная процедура приобретения РК американских вооружений. В этом вопросе Сеулу предоставлены такие же преференции, как и государствам-членам НАТО, Японии, Австралии и Новой Зеландии.
Россия и Южная Корея последовательно расширяют культурные связи. Лучшие российские творческие коллективы гастролируют в РК, а южнокорейские артисты стали частыми гостями в нашей стране. В 2006 г. в Сеуле был проведен фестиваль русской культуры «Русские вечера», в 2007 г. в Москве прошел фестиваль корейской культуры. РФ и РК приняли специальную программу куль-
турного сотрудничества по случаю 20-летия установления дипломатических отношений.
Несмотря на то, что российско-южнокорейские отношения развиваются в целом в конструктивном ключе, есть моменты, настораживающие, вызывающие недоумение. Если эти явления получат дальнейшее развитие, то в отношениях двух стран могут появиться достаточно серьезные проблемы. Речь идет не только о продолжающейся пропаганде в РК имиджа России как «агрессора и захватчика», но и о появлении новой проблемы -территориальной. Южнокорейская пресса выступила с требованием возвращения Корее острова Ноктундо, расположенного в устье реки Туманган (на границе между РФ и КНДР). Удивляет, прежде всего, то, что река Туманган - это пограничная зона между Россией и Северной Кореей. РФ и КНДР имеют договор о границе (1990 г.), по которому остров Ноктундо зафиксирован как российская территория. Естественно, только Москва и Пхеньян вправе решать подобные вопросы, которых в отношениях между РФ и КНДР просто нет. Претензии Сеула на этот счет безосновательны как сточки зрения международного права, так и исторической правды.
Складывается впечатление, что в определенных научных и политических кругах Южной Кореи вызревают идеи предъявить на каком-то этапе «серьезные территориальные притязания к Рос-сии»18. На страницах южнокорейских газет звучат призывы помнить о том, что не только остров Ноктундо, но и Приморский край России - «наши (т. е. корейские-прим. авт.) территории, о которых мы должны помнить19. Таким образом, общественное мнение РК целенаправленно воспитывается в духе того, что Россия «отхватила» в свое время «исконно корейские земли» и нужно готовиться к борьбе за их возвращение. Властные структуры РК пока не реагируют на эти пропагандистские выступления печати и научных кругов. Все это весьма и весьма настораживает.
Нельзя не воспринимать с озабоченностью и ряд других сентенций южнокорейских историков, политологов и журналистов, продолжающих настойчиво вдалбливать в умы своих сограждан об «агрессивной сущности» России. Думается, наступило время для того, чтобы серьезно и глубоко проанализировать вопросы исторического прошлого в наших отношениях с Кореей, современные проблемы, тормозящие формирование подлинного добрососедства России с обоими корейскими государствами.
Московская встреча на высшем уровне в сентябре 2008 г. подтвердила намерение России и РК наращивать взаимодействие, строить российско-
южнокорейское стратегическое партнерство, направленное в будущее. В России стратегическое партнерство с РК понимается как учет интересов друг друга, ненанесение ущерба отношениям с третьими странами, совместные усилия в пользу совершенствования взаимовыгодного сотрудничества в различных областях, формирование безъядерного статуса Корейского полуострова, создание постоянного механизма мира и безопасности в этом районе, строительство безопасного, стабильного порядка вСВА и в целом вАТР.
Оглядываясь на 125-летний период русско-корейских отношений, важно помнить, что Россия и Корея исторически обречены быть добрыми соседями. Ситуация сложилась таким образом, что на Корейском полуострове сегодня существуют два государства, две Кореи. Россия имеет сегодня полноценные отношения с обоими корейскими государствами. Несомненно, придет время, когда Корея снова станет единой. Сегодня же Россия видит свою главную цель на Корейском полуострове в укреплении добрососедских отношений с Корейской Народно-Демократической Республикой, в
строительстве партнерских связей с Республикой Корея, в обеспечении безъядерного статуса Корейского полуострова в рамках действующего шестистороннего механизма, в снижении уровня конфронтации в этой зоне, во всемерном содействии межкорейскому мирному диалогу, который в современных условиях является безальтернативным средством политического урегулирования проблем, существующих между Северной и Южной Кореей.
Valery. I. Denisov. Russia-Korea 125 years of diplomatic relations
The article is devoted to the history of relations between Russia and Korea, Russian role in maintenance of Korean independence in XIX century, modern relations of Russia with two Korean states - DPRK and RK. The author also gives an analysis of the constructive policy of Russia on the settlement of complicated problems of the Korean Peninsula.
The author underlines, that the development of equal, good neighbor relations between Russia and two Korean states is in the interest ofRF, DPRK, RK, stability and security of region.
1. Цит. по: Пак Б. Д. Россия и Корея. М., ИВ РАН, 2004. С. 34.
2. КимЧханХван, КанСокХи. Очерк корейской истории. Кн. 2. Пхеньян, 1995. С. 35.
3. Там же. С. 35—36.
4. История Трудовой партии Кореи. Изд-воТПК, Пхеньян, 1979. С. 186.
5. КимЧхан Хван, КанСокХи. Очерк корейской истории. Кн. 2. Пхеньян, 1995. С. 246.
6. ЛиГи Бэк. История Кореи: новая трактовка. Первое марта. М., 2000. С. 386—387.
7. Денисов В. И на Тихом океане свой закончили поход. Международная жизнь. 2005. № 7—8. С. 199.
8. Проблематике истории русско-корейских отношений, критике южнокорейских подходов к роли России на Корейском полуострове посвящены работы российских ученых Б. Д. Пака, Б. Б. Пака, М. Н. Пака, Т. М. Симбирцевой и др.
9. Русско-корейский Договор о дружбе и торговле от 7 июля (25 июня) 1884 года //АВПРИ. Ф. Японский стол. Оп. 493. Год 1884— 97. Д. 214. Л. 6 с об.
10. Копия с высочайше утвержденной в 25 день апреля 1885 г. секр. Инструкции Статскому Советнику Веберу//АВПРИ. Ф. Японский стол. Оп. 493. Год 1884—97. Д. 214. Л. 32.
11. Там же. Л. 33 с об.
12. Там же. Л. 50—51.
13. КВС. 2008. 4 июля.
14. mid.ru 379-10-03-2009.
15. Ивашенцов Г. Россия—Республика Корея. Новые горизонты сотрудничества // Международная жизнь. 2008. № 11. С. 61.
16. KBS. 2008.18 июня.
17. Российская газета. 2009.11 марта.
18. Иванов А. Ю. Проблема острова Ноктундо в средствах массовой информации Республики Корея // Корея: взгляд из России. ИДВ РАН. М., 2007. С. 251.
19. Там же. С. 245.