Т.В. Леженина, М.Е. Тригубенко
К ПРОБЛЕМЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С КНДР
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Леженина Татьяна Владимировна - кандидат экономических наук,
старший научный сотрудник ИЭ РАН.
Тригубенко Мария Евгеньевна - кандидат экономических наук,
ведущий научный сотрудник ИЭ РАН.
Северная Корея входит в число самых проблемных стран для внешней политики постсоветской России. Периоды союзнических отношений после краха СССР сменились полным прекращением торгово-инвестиционных связей, сменившихся новым подъемом в начале XXI в., но сегодня прибавились новые проблемы и трудности из-за жестких санкций, введенных против КНДР, Республикой Корея и США.
На первом, послевоенном, этапе 1954-1990 гг. в круг интересов сотрудничества входило расширение кредитного и технологического содействия со стороны СССР с упором на развитие капиталотрудоемких отраслей в тяжелой промышленности в условиях экономической блокады КНДР странами во главе с США.
Второй этап (1991 г. - начало XXI в.) был отмечен почти полным сворачиванием торгово-инвестиционных связей РФ с КНДР, причиной стал углубляющийся в КНДР экономический кризис, перепрофилирование экономики на формирование ВПК с ядерной составляющей.
В постсоветский период российское руководство увязывало сотрудничество с КНДР с уплатой крупной задолженности по торговым и инвестиционным кредитам, предоставленных СССР. Было заявлено, что просьбы северокорейского руководства о новых кредитах не могут быть удовлетворены в связи с трудностями в самой российской экономике.
Третий этап, отсчет которого ведется с 2011 г. по настоящее время, стал периодом сближения и согласования новых направлений сотрудничества, но 64
уже в условиях рыночной экономики и на принципах соблюдения взаимных интересов.
К этому времени почти прекратились торговые отношения с Россией. Российско-северокорейская торговля в 2010 г. по сравнению с советским периодом сократилась в 20 раз до 98,67 тыс. долл., в том числе импорт из КНДР по линии приграничных связей составил 16,4 тыс. долл.1
Поворот Северной Кореи в сторону России начался незадолго до внезапной смерти Ким Чен Ира в декабре 2011 г. В августе 2011 г. он встретился на территории России в Улан-Удэ с президентом В.В. Путиным, после этого в Минэкономразвития РФ началась работа над списком инвестпроектов по восстановлению и модернизации предприятий, ранее построенных в Северной Корее Советским Союзом, согласно межправительственным соглашениям, заключенным в 1985 г.2
Переход верховной власти к Ким Чен Ыну не сопровождался отказом от достигнутых ранее договоренностей и в отношениях РФ и КНДР начались не декларированные, а реальные перемены к лучшему.
В числе прорывных направлений сотрудничества России с Северной Кореей стала ликвидация кредитной задолженности КНДР в сумме 10 млрд долл. (общий долг 11 млрд долл.), осуществление проекта по соединению Транскорейской (пока не восстановленной) железнодорожной магистрали по восточной части Корейского полуострова с Транссибирской железной дорогой.
В 2013 г. начали курсировать первые грузовые поезда из КНДР в Россию в рамках завершения первой части железнодорожного проекта, пока без участия Южной Кореи.
Второй крупный проект - обустройство зоны свободной торговли «Рад-жин - Сонбон» (сокращенно ЗСТ «Расон»). Эта зона должна стать центром нового кластера логистики и торговли, связывающего порты КНДР по Транскорейской железной дороге с Транссибом для перевозки корейских грузов и грузов сопредельных стран на территорию России и доставкой их в Китай и Европу. Для России выгодны грузопотоки по Транссибу в условиях нынешней его недозагруженности.
Третий проект - трудовая миграция из КНДР в Россию - связан с реализацией миграционной политики на Дальнем Востоке России в рамках выполнения Пятой государственной федеральной программы развития Дальневосточного и Восточносибирского федеральных округов. Россия и КНДР имеют давние традиции использования корейской рабочей силы в Амурской
1. Леженина Т.В. Сотрудничество России с Северной Кореей по взаимным интересам //Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. — 2015. — № 1. — С. 23.
2. Там же.
области на лесозаготовках и в сельском хозяйстве по выращиванию овощей и сои. КНДР этим частично решала проблему безработицы в условиях закрытия многих предприятий из-за хронического экономического кризиса. Вместе с тем к использованию северокорейской рабочей силы в России нужен новый подход, так как сейчас на Дальнем Востоке необходима квалифицированная рабочая сила и решать ее нужно совместно с соответствующими корейскими ведомствами.
Будущее российско-северокорейского сотрудничества, видимо, нельзя рассматривать в отрыве от прямого политического диалога КНДР с Республикой Корея и развития трехсторонней кооперации по мегапроектам, включая Транспортный мост «РФ - Корея» по железнодорожным перевозкам, транзит российского газа по территории КНДР в Республику Корея.
2015 год стал переломным этапом в планах реализации ранее достигнутых договоренностей и новых планов. В апреле 2015 г. в Пхеньяне состоялось седьмое заседание Российско-северокорейской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В работе комиссии принял участие только что организованный Деловой совет России и КНДР, первое заседание которого состоялось накануне в Москве.
Деловой совет России и КНДР призван содействовать российским предприятиям и организациям в поиске северокорейских деловых партнеров, в проработке конкретных проектов в области торговли и инвестиций, в организации выставок, деловых встреч, конгрессов.
Во время пребывания российской делегации Министерство внешнеэкономических дел КНДР организовало ознакомительную поездку в зону свободной торговли «Расон», которая, стоит напомнить, граничит с китайской провинцией Цзилинь, а также с Приморским краем.
Еще в сентябре 2013 г. была завершена реконструкция участка железной дороги от российской станции Хасан до северокорейского города-порта Рад-жин и построен перегрузочный терминал, через который обеспечивается поставка значительных объемов угля из России в Китай. В зоне «Расон» активно разворачивают предпринимательскую деятельность и китайские компании.
Правительство КНДР приветствует участие российских инвесторов в развитии международного туризма. Активно развиваются Масикрёнский горнолыжный комплекс, Сондовонский международный детский оздоровительный лагерь. Знаменитые горы Кымгансан (Алмазные горы) известны древними буддийскими храмами и водопадами. Для иностранных инвесторов предусмотрены льготы при участии в строительстве новых туристических маршрутов и объектов.
Во время пребывания российской делегации в Пхеньяне также состоялись переговоры о расширении сотрудничества представителей ряда ведущих российских компаний.
Представитель компании «Gazprom International» заявил, что изучается возможность проведения геологоразведочных работ с целью выявления месторождений нефти и газа на территории КНДР.
Представители российской компании ООО «Северные прииски» подписали протокол о сотрудничестве с корейским генеральным обществом цинковой промышленности.
Российских представителей на встречах с представителями налоговой службы Министерства финансов, Таможенного комитета интересовала правовая база и механизмы, регламентирующие вывоз из КНДР добытых при осуществлении совместной деятельности полезных ископаемых.
Сотрудничество в горнодобывающей отрасли может стать новой перспективной сферой экономического взаимодействия между Россией и богатой природными ресурсами КНДР.
Ранее российская сторона обсуждала вопрос о поставке газа в КНДР после завершения строительства газопровода Сахалин - Хабаровск - Владивосток. Это, в свою очередь, заинтересовало экспертов Республики Корея.
В планы сотрудничества России с КНДР входит модернизация нефтеперерабатывающего завода в Северной Корее российской компанией «Вея Инвест» («Veya Investments Limited»), которая занимается поставками за рубеж оборудования для добычи, транспортировки и переработки нефти. Компания «Вея Инвест» намерена вложить инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающего завода КНДР в городе Синхвари и готова к сотрудничеству в качестве инвестора и поставщика оборудования.
В целом итоги работы межправительственной комиссии продемонстрировали обоюдное желание сторон создать еще более благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Заложена основа для разработки базовой концепции российско-северокорейского сотрудничества. Российскому бизнесу в КНДР будет предоставлен режим наибольшего благоприятствования в плане льготного налогообложения, оформления многократных виз, обеспечения бесперебойной связью.
Основными направлениями российско-корейского сотрудничества остаются энергетика и железнодорожный транспорт. Сотрудничество будет осуществляться по новой формуле: российские инвестиции и российский экспорт в обмен на доступ к минерально-сырьевым ресурсам КНДР. Новые инвестпроекты станут хорошим стимулом для наращивания торговли двух стран, поскольку сейчас по расчетам в рублях оборот составляет 3,5 млрд руб. (в долл. США - 500 млн).
Ситуация для реализации договоренностей, достигнутых в рамках российско-северокорейской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, резко изменилась к худшему и многое поставила под вопрос после проведения новых ядерных испытаний Северной Кореей в начале 2016 г.
6 января 2016 г. власти КНДР объявили об испытании водородной бомбы. В недавнем прошлом КНДР уже осуществила три ядерных взрыва: в 2006, 2009 и 2013 гг. В связи с этим Совет Безопасности ООН, а также США, Япония и Южная Корея на двусторонней основе ввели в отношении Пхеньяна различные санкции. В течение двух лет, кстати, до января 2016 г. КНДР не проводила ядерных испытаний, ограничившись лишь запуском баллистических ракет в ответ на крупномасштабные военные маневры Южной Кореи и США.
Россия выступила против принятия каких-либо односторонних санкций в отношении КНДР, поскольку они могут привести к дальнейшей изоляции Пхеньяна и негативно отразятся на усилиях по решению здесь ядерной проблемы. В ответ на ядерные испытания КНДР США решили разместить новейшие американские комплексы ПВО («ПРО ТНААД»). Такие действия, конечно, еще больше дестабилизируют ситуацию на Корейском полуострове.
7 февраля 2016 г. власти КНДР произвели запуск ракеты-носителя со спутником «Кванмёнсон» («Сияющая звезда»). Реальность запуска ракеты подтвердил Пентагон.
* * *
После испытания ядерной бомбы и запуска баллистической ракеты США и Южная Корея ввели новые санкции против КНДР. Южная Корея приостановила работу Кэсонского промышленного парка, заявив, что его работа не должна использоваться Северной Кореей как финансовый источник для разработки оружия массового уничтожения. Промпарк в г. Кэсон открылся в 2004 г., где на 124 южнокорейских предприятиях до 2016 г. работали 54 тыс. северокорейских рабочих. Прибыль от его деятельности в 2015 г. превысила 500 млн долл.
10 февраля 2016 г. депутаты Национального собрания Южной Кореи проголосовали за введение жестких санкций в отношении КНДР: «Сеул не намерен менять свою позицию в отношении северокорейской стороны до тех пор, пока КНДР полностью не откажется от своей ракетно-ядерной программы». В то же время власти Республики Корея рассчитывают на активное содействие СБ ООН и мировой общественности для восстановления мирного диалога с Севером по денуклеаризации Корейского полуострова.
В ответ на закрытие Кэсонского промышленного парка КНДР заявила о депортации граждан Республики Корея из Кэсона и заморозке всех активов южнокорейских компаний, работающих на данной территории.
Закрытие Кэсонского промышленного парка приведет к резкому сокращению межкорейской торговли. Товарооборот между Республикой Корея и КНДР в 2015 г. стал «историческим» рекордом, превысив 2,7 млрд долл. и вырос по сравнению с 2014 г. на 15,8%. Как и в предыдущие годы, 99% объема межкорейского товарооборота в 2015 г. обеспечивался за счет деятельности Кэсонского промышленного парка.
К новым санкциям Южной Кореи против КНДР добавился, в частности, запрет на организацию поставок гуманитарной помощи с Юга на Север.
12 февраля 2016 г. санкции против КНДР ввели США. Палата представителей Конгресса США утвердила законопроект, позволяющий расширить санкции в отношении КНДР в связи с ее ядерной и ракетной программами. Инициатива была поддержана сенатом. Законопроект предусматривает в обязательном порядке санкции в отношении не только самой Северной Кореи, но и тех компаний и предприятий, которые «поддерживают ее усилия в определенных областях». Администрация США должна провести расследование в отношении американских и зарубежных компаний, подозреваемых в такой деятельности, а также в оказании помощи северокорейскому правительству в отмывании денег, производстве контрафактных товаров и в торговле наркотиками. Устанавливается запрет на поставки в КНДР предметов роскоши. Предусматриваются санкции против тех, кто способствует нарушению прав человека и, например, ежегодное выделение 3 млн долл. из бюджета США на организацию радиовещания на КНДР. Предложенный США законопроект предполагает также запрет на заходы в порты по всему миру судов из КНДР и распространение санкций СБ ООН на въезд в США 300 физических лиц и организаций из КНДР, в отношении которых Вашингтон ранее ввел свои односторонние ограничительные меры. Япония полностью поддержала санкции США.
Особую позицию в отношении санкций сохраняет Китай, связанный с КНДР союзническими договоренностями и торговыми отношениями. Сегодня Китай остается практически единственным экспортером нефти по нефтепроводу, получая взамен железную руду и уголь.
Вашингтон и Пекин договорились включить в новый пакет санкций запрет на импорт авиационного топлива для ВВС КНДР.
Пекин, постоянно выступая против ядерного вооружения КНДР, согласен с тем, что многие из санкций необходимы. Однако он не одобрил предложенные США сверхжесткие меры, которые фактически могут привести к полной экономической блокаде и вызвать дестабилизацию в КНДР, резкое обострение обстановки в Восточной Азии.
Санкции касаются и северокорейского порта Раджин как связующего звена торговли с Китаем. Часть грузов из порта Раджин морским путем отправлялась транзитом в Южную Корею и далее в Китай. Южнокорейское правительство запретило 17 февраля 2016 г. заход в свои порты всем судам из КНДР.
Антисеверокорейские санкции прямо затронули российские интересы. Власти Республики Корея, например, на «неопределенное время» приостановят участие в проекте «Хасан - Раджин».
* * *
В заключение сделаем следующие выводы. Во втором десятилетии XXI в. российская стратегия в Азии включает весь Корейский полуостров как важнейший регион политических и экономических интересов России.
Несмотря на сложные межкорейские отношения, российским руководством постоянно ведутся консультации и переговоры по заключению экономических соглашений в двустороннем и трехстороннем форматах.
В отношениях с КНДР предусмотрена новая модель, которая позволит включить в сотрудничество российские дальневосточные края и области.
Сближению России с КНДР препятствует милитаризация северокорейской экономики. Будущее отношений России и Северной Кореи поэтому связанно с продолжением шестисторонних переговоров по ядерной проблеме и демилитаризации КНДР.