Научная статья на тему 'Российско-северокорейские отношения на современном этапе и перспективы их развития'

Российско-северокорейские отношения на современном этапе и перспективы их развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
964
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-СЕВЕРОКОРЕЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РОССИЙСКО-СЕВЕРОКОРЕЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РАДЖИН / ПРОЕКТ «ПОБЕДА» / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черкашин Павел Валерьевич

Статья рассказывает о последних значимых событиях в российско-северокорейских отношениях, раскрываются мотивы и цели их развития для каждой из сторон. Делается попытка оценить и спрогнозировать перспективы успешной реализации конкретных совместных экономических планов и проектов в условиях текущей международной обстановки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российско-северокорейские отношения на современном этапе и перспективы их развития»

Черкашин Павел Валерьевич

эксперт лаборатории международных институтов и многостороннего сотрудничества в АТР Восточного института - Школы региональных и международных отношений Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток); корреспондент ИА «Дейта» (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]

УДК 327

Российско-северокорейские отношения на современном этапе и перспективы их развития

Ключевые слова: Российско-северокорейские отношения, российско-северокорейское сотрудничество, Раджин, проект «Победа», Республика Корея

Статья рассказывает о последних значимых событиях в российско-северокорейских отношениях, раскрываются мотивы и цели их развития для каждой из сторон. Делается попытка оценить и спрогнозировать перспективы успешной реализации конкретных совместных экономических планов и проектов в условиях текущей международной обстановки

Представленная работа П. А. Чер-кашина посвящена не китайской, а корейской тематике. Однако редакция приняла решение не откладывать её публикацию, поскольку в статье содержится актуальный анализ новейших тенденций в развитии взаимодействия России и Северной Кореи

2014 год был богат на события, в значительной степени изменившие международную обстановку в мире. Прежде всего, это государственный переворот на Украине, который в последующем привёл к возникновению «де-факто» гражданской войны в стране и решению Крыма войти в состав Российской Федерации, обострение российско-американских отношений, введение США и их союзниками на западе антироссийских санкций, обусловленных украинским политическим кризисом, разворот вектора российской внешней политики в Азию, укрепление партнёрских отношений между Москвой и Пекином.

Это касается и российско-северокорейских отношений, которым был придан новый импульс, что наглядно подтверждается активизацией визитов в РФ высокопоставленных делегаций КНДР. В частности, в феврале прошлого года Россию посетил Председатель Президиума Верховного Народного Собрания КНДР Ким Ён Нам [9], в июне - министр внешней торговли КНДР Ли Рён Нам [2], в июле -первый замминистра иностранных дел Ким Ге Кван, в октябре - министр иностранных дел КНДР Ли Су Ён [6], в ноябре - спецпосланник главы КНДР, член Президиума Политбюро ЦК ТПК Чхве Рён Хэ и заместитель министра сельского хозяйства КНДР Ко Мен Хи [17].

При этом интерес к развитию двустороннего сотрудничества взаимен, о чём свидетельствуют состоявшиеся в марте, апреле и октябре 2014 года рабочие визиты в КНДР министра по развитию Дальнего Востока РФ А. С. Галушко (дважды) и заместителя Председателя Правительства РФ, полномочного представителя Президента РФ в ДВФО Ю. П. Трутнева [1, с. 10]. Кроме того, 2015 год официально объявлен перекрёстным Годом Дружбы России и Северной Кореи [4].

По состоянию на текущий момент в отношениях двух стран превалирует политическая составляющая и мотивация: оба государства противостоят проводимому Вашингтоном внешнеполитическому курсу и находятся под воздействием санкций со стороны государств Запада. Пхеньян, в отличие от Республики Корея, позиционирующей себя в качестве стратегического партнёра России, регулярно поддерживает позицию Москвы по широкому спектру проблематики на международной арене, в частности, на заседаниях Организации Объединённых Наций (последний наглядный пример - признание референдума в Крыму). В свою очередь, РФ отстаивает интересы Северной Кореи, что подтверждается ею подходом к инициированному США вынесению на голосование в ООН вопроса с принятием осуждающей КНДР резолюции по соблюдению прав человека в этой стране.

В политическом отношении путём укрепления связей с Россией Пхеньян ищет возможность для выхода из международной изоляции и обоснования права действующего режима на существование в качестве полноценного члена международного сообщества при сохранении провозглашённого курса на параллельное развитие экономики и ядерной программы. Кроме того, дальнейшее расширение контактов с Москвой позволяет КНДР в определённой степени отойти от чрезмерной зависимости страны от Китая.

Что касается экономической составляющей мотивации Северной Кореи в укреплении отношений с РФ, то, вероятно, в Пхеньяне осознают актуальную необходимость развития внешних экономических связей для строительства самостоятельного и сильного в плане экономики государства. Взяв за образец Китай и Вьетнам, которые достигли экономического роста путём создания особых экономических зон, в середине 2014 года Пхеньян увеличил количество ОЭЗ на своей территории до 19 и стремится привлечь в них зарубежные инвестиции, в том числе и из РФ [14].

Кроме того, путём расширения торговли с Россией северокорейское руководство намерено в некоторой мере сбалансировать и выровнять структуру внешнеторговых операций, имеющую сильный крен в сторону КНР. Известно, что Пхеньян ещё с 2000-х гг. стремился диверсифицировать торговлю, но в действительности зависимость от Китая, наоборот, усилилась до такой степени, что по состоянию на 2013 год его доля достигла почти 90% от всего объёма внешних торговых операций КНДР [8]. При этом Северная Корея преимущественно экспортирует в китайском направлении природные и минеральные ресурсы, сырьё, морепродукты и т.п., что значительно осложняет перспективы развития собственного производства. В этой связи власти КНДР возлагают надежды на расширение торговли с Россией, в которой относительно велика доля производственных товаров.

Рассматривая российско-северокорейские отношения с точки зрения интересов РФ, можно говорить о том, что в политическом плане Москва активизирует взаимодействие с КНДР, прежде всего, в целях увеличения своего влияния в регионе Северо-Восточной Азии, сдерживания расширения роли США в АТР, преодоления режима санкций со стороны стран Запада и обеспечения России положения сильной Евразийской державы.

Кроме того, проводимая руководством РФ в связи с последствиями развития ситуации на Украине внешняя политика с акцентом на

Азиатско-Тихоокеанский регион расширяет спектр возможного сотрудничества с КНДР в различных областях и позволяет обозначить наиболее приоритетные, на наш взгляд, направления.

Отправной точкой к активизации двустороннего экономического взаимодействия стало решение российских властей, принятое в мае прошлого года, о списании 90% долга Пхеньяна перед СССР, который составлял 10,9 млрд. долларов, и направления оставшихся 10% (около 1 млрд. долларов) в качестве инвестиций в двустороннюю кооперацию на территории КНДР и, в первую очередь, в развитие инфраструктуры [3]. Здесь, прежде всего, следует упомянуть о громком проекте «Победа», в рамках которого планируется модернизировать сеть северокорейских внутренних железных дорог общей протяжённостью 3,5 тыс. км в обмен на допуск российских компаний к добыче и переработке природных ресурсов КНДР и создание предприятиям из РФ, занятым в этой сфере, режима благоприятствования [5]. Предполагается, что речь будет идти об участии РФ в разработке месторождений золота, меди, цинка, вольфрама, молибдена, антрацита, графита, магнезита, вермикулита, циркония, никеля, мрамора, апатита, редкоземельных элементов и других полезных ископаемых. Однако помимо прямых вложений непосредственно в добычу потенциальным инвесторам неизбежно придётся понести дополнительные расходы на закупку техники и оборудования, реконструкцию и строительство инфраструктурных объектов, дорог, а также обеспечение стабильных поставок электроэнергии (вероятно, путём инвестиций в модернизацию мощностей отдельных прилегающих к месторождениям ТЭС). Озвученная стоимость проекта, которая составляет ни много ни мало 25 млрд. долларов (пусть и в течение 20 лет), в нынешних реалиях российской экономики уже сама по себе может вызвать вопросы в его реализуемости в ближайшей перспективе.

Кроме того, согласно некоторым неофициальным оценкам, значительная часть северокорейских рудников не получала должных капиталовложений уже несколько десятилетий, что априори предполагает необходимость в значительных затратах на их модернизацию. Геологоразведка в КНДР также не проводилась довольно длительный период времени. Таким образом, точная и достоверная информация об объёмах планируемых к добыче ресурсов отсутствует, а для проведения относительно качественной разведки северокорейских месторождений, по предварительным экспертным оценкам, потребуется порядка 5-10 лет, что существенно сдвигает временные рамки реализации проекта «Победа».

Руководством двух государств заявлены амбициозные планы и в сфере торговли. Так, к 2020 году предполагается довести объём двустороннего товарооборота с нынешних 92,3 млн. до 1 млрд. долларов в год [7]. Здесь одним из механизмов, призванных оказать содействие в достижении поставленных целей, представляется Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РФ и КНДР. В значительной степени способствовать реальному увеличению объёмов торговли должны достигнутые в 2014 году договорённости двух сторон о налаживании сотрудничества между банками РФ и КНДР, в частности, путём открытия корреспондентских счетов в российских банках [12]. В положительном русле следует воспринимать и готовность североко-

рейских структур к постепенному переходу на расчёты по внешнеторговым операциям в рублях, что должно вывести двустороннюю торговлю из «серых зон» и привести к использованию современной, цивилизованной системы платежей и расчётов. Должная реализация указанных мер позволит избежать имеющих место в настоящее время излишних финансовых потерь и придаст значительный импульс серьёзным экономическим проектам, в первую очередь, реализуемым ОАО «РЖД» на территории КНДР («Хасан-Раджин»), на которые в настоящее время возлагаются наибольшие надежды.

Проект «Хасан-Раджин» является знаковым, так как именно с ним северокорейская сторона в дальнейшем связывает возможный массовый приход российского бизнеса в КНДР, начиная с СЭЗ Расон. По мнению автора, начало его реализации связано с обеспокоенностью властей КНДР зависимостью большинства планов развития Расона от КНР, зафиксированной в Договоре «О совместном развитии и совместном управлении Зоной». Из-за этого Пхеньян не планирует связывать себя однобокой направленностью развития СЭЗ и стремится привлечь капитал из других стран и, прежде всего, из России.

Значительные ожидания, реализация которых способна придать импульс развитию сотрудничества России и КНДР, связаны с началом эксплуатации железнодорожного участка Хасан-Туманган-Раджин и перспективами использования интермодального перегрузочного комплекса в северокорейском порту Раджин, в том числе с возможностью привлечения к проекту на трёхсторонней основе и компаний из Республики Корея (POSCO, Hyundai Merchant Marine, Korail), о чём в ноябре 2014 года был заключён соответствующий меморандум [11]. Положительный опыт кооперации трёх стран здесь уже присутствует. Так, в ноябре 2014 года через Раджин была успешно осуществлена пилотная отгрузка и транспортировка в южнокорейский Пхохан крупной партии российского угля в 40 тыс. тонн, доставленного в КНДР по железнодорожному переходу «Хасан-Туманган» [16]. В период с 16 апреля по 9 мая 2015 года состоялась вторая тестовая отправка тем же маршрутом, но в три рейса (порты Танчжин, Кванъян и Борён), ещё порядка 140 тыс. тонн угля для нужд металлургического производства корпорации POSCO и электрогенерирующих мощностей РК [15]. Заявляется о готовности подписания соглашения об осуществлении подобных операций в дальнейшем на регулярной основе в случае, если южнокорейская сторона останется удовлетворена условиями, результатами и ходом реализации обоих этапов пилотного проекта. Всё это наглядно демонстрирует прослеживающуюся положительную динамику.

Среди основных плюсов проекта необходимо помимо чисто экономических факторов (сокращение затрат на временные и транспортные расходы) отметить наличие у Сеула и значительной политической мотивации. Обещания главы РК Пак Кын Хе, находящейся у власти уже примерно половину президентского срока, относительно нормализации отношений с КНДР пока так и остаются на бумаге. Межкорейское взаимодействие, за исключением технопарка в Кэсоне, с которым, правда, в последнее время возникают проблемы, по существу, продолжает находиться в замороженном состоянии. Однако присоединение Южной Кореи к работе российско-северокорейского проекта в Раджине и его дальнейшее развитие способны принести

действующей администрации президента РК, чей рейтинг в последнее время весьма низок, значительные внутриполитические дивиденды. Более того, подобные шаги полностью коррелируются с «Евразийской инициативой» Пак Кын Хе.

Говоря о долгосрочной перспективе, можно предположить, что достижение положительных результатов в проекте «Хасан-Раджин» в трёхстороннем формате сделает вполне осязаемой возможность реализации других трёх- и многосторонних проектов, в том числе по передаче электроэнергии и экспорту энергоносителей из России на Юг Корейского полуострова через территорию КНДР.

Определённые ожидания у Пхеньяна присутствуют в отношении возможного прихода российских инвесторов в Кэсонский промышленный комплекс и создаваемую зону экономического развития в г.Чхонджин. Однако, по мнению автора, в ближайшем будущем главные надежды КНДР на экономическое сотрудничество с Россией будут связаны всё-таки именно с СЭЗ Расон. Так, одним из потенциально перспективных направлений возможной кооперации северокорейской стороне представляется промысел и переработка морских биоресурсов. В частности, здесь возможно создание совместных предприятий как по добыче, так и по переработке рыбо- и морепродукции на имеющихся в Зоне достаточно серьёзных перерабатывающих мощностях, которые в последние несколько лет простаивают в виду отсутствия заказчиков и потребителей.

Вместе с тем, исходя из интересов и планов РФ по созданию в Приморском крае собственного рыбного кластера, что предполагает приоритетное развитие именно перерабатывающих производств на территории РФ, перспективы сотрудничества в данной сфере выглядят маловероятными, за исключением вариантов с переориентированием рыболовного флота КНДР на российские обрабатывающие мощности.

В последние несколько лет фиксируется стабильно устойчивый интерес КНДР к развитию туризма, что подтверждается активным строительством соответствующей инфраструктуры. В привязке к России его предполагается развивать по всем транспортным направлениям: наземный (частично используется, возможен новый импульс в случае расширения статуса погранперехода «Хасан-Туманган» до железнодорожно-автомобильного), воздушный (практически не используется) и морской, с которым связаны наибольшие перспективы. В случае начала реализации проекта предлагается в дополнение к уже действующим регулярным паромным линиям «Владивосток-Донхэ-Сакаиминато» и «Владивосток-Зарубино-Сокчо» создать на совместной основе новый маршрут, вариантов которого может быть несколько. Первый - линия «Расон-Владивосток-Хуньчунь» и обратно. Второй - «Владивосток-Хуньчунь-Расон-Кымгансан».

Подводя итог всему вышесказанному, следует признать, что в текущих условиях экономическое сотрудничество России и КНДР в ближайшем будущем всё-таки сохранит локальный, ограниченный характер. Более того, в сложившейся обстановке крупные экономические проекты двух стран, такие как «Победа», будет крайне проблематично реализовать без привлечения внешних инвестиций, приток которых в Россию в последнее время резко упал в связи с последствиями украинского кризиса. Оптимальным вариантом решения этой за-

дачи было бы участие южнокорейского капитала, но и здесь встают вопросы политического характера, включая уровень межкорейских взаимоотношений и значительное влияние США на проводимую Сеулом политику. Сам же по себе проект «Победа», в особенности с учётом обозначенных в начале статьи моментов, носит характер долгосрочного, и начала его полномасштабной реализации следует ожидать только после получения точных и достоверных сведений по интересующим российскую сторону месторождениям и уровню их запасов. При этом потенциальные плюсы от его воплощения в жизнь для России неоспоримы: это укрепление внешнеполитического веса и авторитета Москвы в Северо-Восточной Азии, получение доступа к новым источникам сырья, в т.ч. стратегического назначения, формирование условий и предпосылок для увеличения экспортных возможностей РФ на азиатских рынках, развитие транспортно-логистическо-го потенциала и т.п.

Что касается намеченной цели доведения товарооборота между РФ и КНДР до 1 млрд. долларов к 2020 году, то, по мнению автора, её возможно достигнуть лишь при использовании субсидий, выделяемых за счёт средств российского бюджета. С большой степени вероятности можно предположить, что Пхеньян именно на это и рассчитывает, но в нынешних условиях российской экономической ситуации это представляется маловероятным. Вместе с тем, в случае улучшения кондиций экономики РФ можно будет говорить о расширении возможностей российских компаний по инвестированию и созданию предприятий в свободных экономических зонах КНДР. Этому же должно способствовать открытие корреспондентских счетов в банках двух стран, переход на расчёты в рублях, отход от использования доллара во внешнеэкономических операциях - все эти меры облегчают условия ведения бизнеса с Северной Кореей и выводят двустороннюю торговлю на новую, более высокую, ступень развития.

Проект «Хасан-Раджин», уже на данный момент выступающий наглядным примером успешной кооперации России и КНДР, продолжит играть первую скрипку в экономическом сотрудничестве двух государств. А с учётом политической и экономической заинтересованности Республики Корея в участии в нём, если не принимать в расчёт фактор американского давления, имеются вполне реальные шансы на успешную кооперацию и в трёхстороннем формате.

В политическом отношении это в значительной мере способствовало бы нормализации межкорейских взаимоотношений и сформировало бы условия для возобновления диалога двух государств, укрепило позиции и роль Москвы на Корейском полуострове и, в целом, в Северо-Восточной Азии, а также оказало бы позитивное воздействие на урегулирование вопросов безопасности в регионе.

Касательно экономических аспектов можно утверждать, что последующее развитие железнодорожного проекта «Хасан-Раджин», являющегося пилотной частью одного из трёх «мега-проектов» на Корейском полуострове (соединения Транссибирской и Транскорейской железных дорог), придаст новый импульс реализации двух других - прокладке Транскорейского газопровода и электросетей. Причём в последнем также уже намечены определённые положительные сдвиги. Согласно имеющейся информации, российскими компаниями активно прорабатываются возможности, в т.ч. и технические, по

прокладке линий высоковольтных электропередач до российского п. Хасан и далее к северокорейской СЭЗ Расон [13].

Как представляется, вышеизложенное свидетельствует о масштабности и обстоятельности планов сотрудничества России и КНДР и их значительных перспективах, однако то, как они будут реализованы в непростых реалиях текущей международной обстановки, покажет только время.

Литература

1. «Александр Галушка рассказал об итогах визита в КНДР» // Информационно-аналитический портал «Единая Корея» [Электронный ресурс]. URL: http://onekorea.ru/2014/10/29/aleksandr-galushka-rasskazal-ob-itogax-vizita-v-kndr/ [Дата обращения 29.10.2014].

2. «Второй мост Дружбы свяжет Россию и КНДР» // Информационный портал «Коммерсант» [Электронный ресурс]. URL: http://www. kommersant.ru/doc/2490107 [Дата обращения 10.06.2014].

3. «Кимам простили долг, Россия спишет долги КНДР» // Информационный портал «Газета.ру» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gazeta.ru/business/2014/02/19/5916573.shtml [Дата обращения 19.02.2014].

4. Кирьянов О. «Стартовал Год дружбы России и КНДР» // СМИ «Российская газета» [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2015/04/14/kndr.html [Дата обращения 14.04.2015].

5. Лабыкин А. «Русская «Победа» в Северной Корее» // Информационный портал «Эксперт» [Электронный ресурс]. URL: http://expert. ru/2014/10/22/rossijskaya-pobeda-v-kndr/ [Дата обращения 22.10.2014].

6. «МИД: РФ и КНДР хотят вывести товарооборот на уровень 1 млрд. долларов»; Интервью с официальным представителем МИД России А.Лукашевичем // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/interview/20140929/1026031385.html [Дата обращения 29.09.2014].

7. «Министр: товарооборот России и КНДР может достичь 1 млрд. долларов к 2020 году» // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/economy/20150427/1061116591.html [Дата обращения 27.04.2015].

8. «Объём внешней торговли КНДР в 2013 году составил 7,34 млрд. долларов» // Газета «Ведомости» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.vedomosti.ru/finance/news/2014/05/22/obem-vneshnej-torgovli-kndr-v-2013-godu-sostavil-734-mlrd [Дата обращения 22.05.2014].

9. «Олимпиаду в Сочи посетит второе лицо в КНДР после Ким Чен Ына» // Новостной портал «Одной строкой» [Электронный ресурс]. URL: http://odnoy-strokoy.ru/?p=35964 [Дата обращения 05.02.2014].

10. «Полпред президента по ДФО находится с рабочим визитом в КНДР» // Информационный портал «Амурмедиа» [Электронный ресурс]. URL: http://amurmedia.ru/news/politics/30.04.2014/354547/ polpred-prezidenta-po-dfo-nahoditsya-s-rabochim-vizitom-v-kndr.html [Дата обращения 30.04.2014].

11. «РЖД: Сотрудничество с Азией на фоне санкций имеет особое значение»; Интервью с вице-президентом ОАО «РЖД» А.Салтановым // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.

ru/interview/20141106/1031866627.html [Дата обращения 06.11.2014].

12. «Россия и КНДР договорились о расчётах в рублях» // Информационный портал «За КНДР» [Электронный ресурс]. URL: http://www.za-kndr.ru/analytics/a-galushka-stavim-zadachu-uvelichit-tovarooborot-s-kndr-do-1-milliarda-dollarov-k-2020-godu/ [Дата обращения 05.06.2014].

13. «ТЭО строительства энергомоста из России в КНДР будет готово в июне» // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria. ru/economy/20150310/1051766557.html [Дата обращения 10.03.2015].

14. «КНДР всерьёз запускает Зоны Экономического Развития... Приоритет Ким Чен Ына», A 'З^РШ^' М^-

■Мй // Информационный портал Naver [Электронный ресурс]. URL: http://news.naver.com/main/read.nhn?mode=LSD&mid=sec&sid1=100& oid=422&aid=0000099012 [Дата обращения 15.01.2015.]

15. «Начало 2-й тестовой отправки угля в трёхстороннем формате РФ-КНДР-РК», 2^ МЙ^Й W // Новостной портал Newsis [Электронный ресурс]. URL: http://www.newsis. com/ar_detail/view.html?ar_id=NISX20150415_0013602954&cID=10301 &pID=10300 [Дата обращения 16.04.2015].

16. «Партия российского угля в 40 тыс. тонн прибыла 29 числа в Пхохан через северокорейский порт Раджин», "Е-|Л|о[- ^^ 4^ t 7Щ 29 ^ ^Щ" // Новостное агентство Yonhap [Электронный ресурс]. URL: http://www.yonhapnews.co.kr/bulletin/201 4/11/21/0200000000AKR20141121078000043.HTML?from=search [Дата обращения 21.11.2014].

17. «Чхве Рён Хэ вылетел из Пхеньяна для визита в Россию. Ким Ке Гван сопровождает», "A ЩЩЩ, Е-|Л|0[- ^^ °\Щ

-cMIÖ Ч^" // Новостное агентство Yonhap [Электронный ресурс]. URL: http://www.yonhapnews.co.kr/bulletin/2014/11/17/02000 00000AKR20141117087453009.HTML?from=search [Дата обращения 17.11.2014].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.