17S
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Т.И. Козюбро, канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный технологический университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-1-178-180
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные экономические интересы участников формирования стратегии развития таких, как собственников, потребителей, топ-менеджмента, сотрудников (персонала) предприятия и государственной региональной власти на примере винодельческих предприятий Краснодарского края. Обосновывается актуальность взаимного учета этих интересов при формировании стратегического плана.
Ключевые слова: стратегия, управление, стратегическое планирование, экономические интересы, бизнес.
Современная экономическая ситуация характеризуются непростыми, кризисными условиями для предприятий винодельческой промышленности Краснодарского края, что диктует выбор определённых тактик и стратегий развития [1]. Изменения курсов валют, нехватка сырья ввиду реформы винодельческой отрасли, ограничения, введенные в связи с пандемией и стремительным распространением корона-вируса - все эти факторы обуславливают особую актуальность и необходимость применения эффективного и грамотного стратегического планирования [2]. Также качественное стратегическое планирование способно обеспечить устойчивое экономическое развитие промышленного бизнеса [3]. Одним из факторов достижения устойчивого экономического роста, в свою очередь, является обеспечение финансовой устойчивости и улучшения уровня платежеспособности [4].
Мы считаем, что при формировании стратегии развития промышленного бизнеса должны быть учтены интересы всех групп основных участников процесса разработки стратегии: собственников, потребителей (в том числе промежуточных), топ-менеджмента, персонала предприятия и государственной региональной власти [5]. Одновременный учет всех интересов пользователей стратегии приведет к гармонизации взаимоотношений этих
участников при формировании и реализации стратегии. Также появится возможность сгенерировать эффективную систему стимулов и мотивации для каждой из групп пользователей стратегии.
Краткая характеристика интересов участников процесса формирования стратегии, которые необходимо постараться учесть в ходе стратегического планирования, выглядит следующим образом.
Например, персонал предприятия в первую очередь, стремится максимально выгодно обменять имеющуюся квалификацию и практические навыки на выгодное финансовое вознаграждение во время исполнения своих должностных обязанностей [6]. Также сотрудники заинтересованы в повышении своей будущей стоимости на рынке труда (прохождение обучение, получение опыт, рост по карьерной лестнице) и в формировании комфортного климата в коллективе. Согласно ступеням пирамиды Маслоу, персонал так же заинтересован в получении в совокупности нематериальных благ.
Основными интересами топ-менеджмента предприятия является повышение эффективности бизнес-процессов (производственных, логистических, сбытовых, управленческих) и увеличение собственной капитализации на рынке труда как топ-менеджеров.
Учредители (акционеры, собственники бизнеса) главными своими целями выделяют повышение и прибыли, и рост капитализации бизнеса, а также обеспечение опережающего роста производительности труда над зарплатёмкостью.
Так же мы предлагаем выделять государственную власть как заинтересованного пользователя стратегии развития. Ее интересами выступают:
- максимально возможное увеличения бюджетных поступлений;
- обеспечение ответственности бизнеса в социальной сфере;
- сокращение безработицы, снижение социальной напряженности, получение политических дивидендов;
- рост показателей конкурентоспособности национальной, региональной и муниципальной экономик;
- развитие инфраструктуры территорий и получение косвенных (мультипликативных) эффектов в развитии территории.
Конечные покупатели готовой продукции заинтересованы в превышении ценности (качества) над ценой приобретаемого товара и в снижении потенциальных рисков потребления продукции.
И последним участником процесса формирования стратегии развития мы выделяем дистрибутив (посредника, ритейла) продаваемого товара, заинтересованного в максимизации прибыли и капитализации от совместной деятельности.
Не вызывает сомнений тот факт, что эффективность реализации стратегии развития промышленного предприятия и соблюдение, и взаимный учет всех интересов основных участников и пользователей стратегии развития имеют достаточно тесную взаимосвязь. Именно на ней строятся качественные и результативные модели стимулирования и мотивации сотрудников, направленные на достижение целей и осуществление решений основных задач стратегического планирования.
Мы считаем, что стратегия, не учитывающая основные интересы участников стратегического процесса, не сможет продемонстрировать высокую степень эффективности и результативности при ее использовании, так как не обеспечит максимальный эффект мотивационной модели роста. Отсюда следует, что в ходе генерации стратегии развития бизнеса целесообразно предусмотреть организационные основы и экономические методы определения, оценки и взаимного учета всех интересов основных участников конструирования стратегии развития. В ходе процесса учета всех интересов участников стратегической сессии и пользователей стратегии можно наблюдать за проявлением законов диалектического материализма - «перетекание» противоположностей в единство (рис.).
Рост зарплатоемкости (персонал) Рост производительности труда (топ-менеджмент, собственники)
Снижение безработицы (государство) Рост производительности труда (топ-менеджмент, собственники)
Рост прибыли (собственники, топ-менеджмент) Рост прибыли посреднического звена (ритейл/посредники)
Рисунок. Некоторые интересы, образующие диалектические противоречия
В заключении отметим, что разработанная стратегия развития предприятия должна выполнять системную функцию - преодолевать диалектическое противоборство для достижения системного роста через организацию диалектического единства. К примеру, зарплатоемкость и производительность труда являются взаимоисключающими аспектами (с повышением зар-
платоемкости снижается эффективность и финансовые результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия), однако, эффективный бизнес определил линейную зависимость этих двух показателей - с повышением производительности труда, постепенно повышается потенциал зарплатоемкости на предприятии. Стратегия развития промышленного биз-
неса становится эффективной только в том стратегии, что, в свою очередь, повышает случае, когда учитывает все экономиче- качество и результативность стратегические интересы участников стратегического ского планирования промышленного биз-процесса и пользователей реализованной неса.
Библиографический список
1. Гукасян З.О. Стратегии и тактики поведения субъектов бизнеса в условиях мирового финансового кризиса // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 4-2(45). - С. 789792.
2. Козюбро Т.И. Методические подходы к стратегическому планированию // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 8. - С. 54-57.
3. Толмачева О.И., Козюбро Т.И., Пыренкова С.А. Применение матричного баланса при стратегическом планировании на примере предприятия винодельческой промышленности Краснодарского края // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №12-3 (89). - С. 268273.
4. Лукошкина Т.И. Матричный баланс как инструмент обеспечения платёжеспособности организации винодельческой промышленности // Экономика: теория и практика. -2012. - №4 (28). - С. 73-79.
5. Лукошкина Т.И. Методический подход к формированию стратегии развития промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №7 (48). - С. 852855.
6. Гукасян З.О. Экономические интересы и качество корпоративного управления: теория и методология: монография. - Краснодар: Издательство Дом-Юг, 2013. - 100 с.
ECONOMIC INTERESTS OF PARTICIPANTS IN THE PROCESS OF DEVELOPING AN ENTERPRISE DEVELOPMENT STRATEGY AS A FACTOR OF SUCCESSFUL
STRATEGIC PLANNING
T.I. Kozyubro, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University (Russia, Krasnodar)
Abstract. This article examines the main economic interests of participants in the formation of a development strategy, such as owners, consumers, top management, employees (personnel) of the enterprise and the state regional authorities on the example of wineries of the Krasnodar Territory. The relevance of mutual consideration of these interests in the formation of a strategic plan is substantiated.
Keywords: strategy, management, strategic planning, economic interests, business.