Научная статья на тему 'Экономические интересы и их реализация в экономической политике государства'

Экономические интересы и их реализация в экономической политике государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕСУРС / СТРУКТУРА / ПРОЦЕСС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / ФИРМА / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткаченко А.А., Кузнецова Е.Л.

В статье проанализированы методологические подходы к реализации социально-экономической политики; рассмотрены отношения, возникающие при взаимодействии государства с другими субъектами хозяйственной жизни с учетом удовлетворения экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC INTERESTS AND THEIR IMPLEMENTATION IN THE ECONOMIC POLICY STATES

In article methodological approaches to implementation of social and economic policy are analysed; the relations arising in case of interaction of the state with other subjects of economic life taking into account satisfaction of economic interests are considered.

Текст научной работы на тему «Экономические интересы и их реализация в экономической политике государства»

них оргашв управлшня та господарюючих суб'екпв у си-стемi програмно-цшьового управлiння економiчною стшкь стю повинна будуватися на основi застосування сукупносп економiчних регуляторiв господарсько! дiяльностi, пов'яза-них iз економiчними iнтересами суб'екпв господарювання регiону. Селективна полiтика при використанш рiзних ре-гуляторiв мае спиратись на достовiрну й об'ективну оцiнку соцiально-економiчноl значущостi та фiнансово-економiч-ного стану суб'ектiв господарювання репону, що дозволить приймати вiдносно них ефективш управлiнськi рiшення, а також реалiзовувати промислову та iнвестицiйну полггаки, формувати бюджети розвитку регiонiв.

Висновки. Таким чином, сталий розвиток репону - це комплексний процес, що веде до виршення проблем населенна на регюнальному рiвнi, до шдвищення умов жит-тя жителiв регiону шляхом досягнення збалансованостi соцiально-економiчного та екологiчного розвитку, здшс-нюваного на основi рацiонального використання всього

ресурсного потенщалу perioHy, включаючи географiчнi особливостi perioHy, а також особливосп економiки, шфра-структури, пpoмислoвoстi i пoтeнцiйних можливостей окре-мих мют, що вiднoсяться до даного репону.

Лпература

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития/ Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982.

2. Козловський С.В. Управлшня сучасними eкoнoмiч-ними системами, ïx розвитком та стшшстю: [моногр.] / С.В. Козловський - Вшниця: Мepкьюpi-Пoдiлля, 2010. - 432 с.

3. Подпругин М.О. Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы // Российское предпринимательство. — 2012. — № 24 (222). — С. 214-221.

4. Забарна Е.М. Ощнювання шновацшно-швестицш-toï складoвoï eкo-нoмiчнoгo розвитку / Е.М.Забарна // Наука та наукознавство. - 2015. - №4 (89). - С.28-37.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА

Ткаченко А.А.

ФГБОУ ВО «Кубанский Государственный университет», аспирант

г. Краснодар

Кузнецова Е.Л.

ФГБОУ ВО «Кубанский Государственный университет», кандидат экономических наук, доцент

г. Краснодар

ECONOMIC INTERESTS AND THEIR IMPLEMENTATION IN THE ECONOMIC POLICY STATES Tkachenko A.A., Kuban State University, postgraduate, Krasnodar

Kuznetsova E.L., Kuban State University, Ph.D. in Economics, associate professor, Krasnodar АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы методологические подходы к реализации социально-экономической политики; рассмотрены отношения, возникающие при взаимодействии государства с другими субъектами хозяйственной жизни с учетом удовлетворения экономических интересов. ABSTRACT

In article methodological approaches to implementation of social and economic policy are analysed; the relations arising in case of interaction of the state with other subjects of economic life taking into account satisfaction of economic interests are considered.

Ключевые слова: экономические интересы, социально-экономическая политика, ресурс, структура, процесс, экономический субъект, фирма, государство.

Keywords: economic interests, social and economic policy, resource, structure, process, economic actor, firm, state.

Реализация экономической политики государства - это динамически-непрерывный процесс достижения поставленных задач и целей, в котором участвуют различные институты общества и органы государственной власти. Её реализация начинается только после разработки и реализации правительством страны комплекса мероприятий, в форме программы, направленных на решение социально-экономических и политических вопросов.

Одной из составляющих частей осуществления экономической политики является определение механизма ее реализации, который включает в себя совокупность ресурсов, средств и методов, обеспечивающих выполнение мероприятий, запланированных для реализации поставленных задач. Исходя из вышесказанного, мы выделим несколько таких мер:

- нормативно-правовые;

- социально-психологические;

- финансово-экономические;

- организационно-управленческие.

Существуют несколько методологических подходов к реализации экономической политики страны. Они рассматривают этот процесс с различных сторон.

Во-первых, политику и её реализацию можно рассматривать как совокупность действий различных структур государства, направленных на решение адаптационных вопросов всех участников, и прежде всего руководителей высшего звена. Им в ходе осуществления социально-экономической политики, приходится решать поставленные задачи с умением согласовывать как государственные интересы, так и формировать партнерские отношения с другими субъектами национальной экономики. В данной ситуации большое значение имеют информационные системы и каналы связи, предоставляющие возможность своевременно узнавать о результатах деятельности и новых значимых событиях и, опираясь на это, регулировать свою дальнейшую работу, ис-

ходя из целей, которые для себя поставила организация или индивид.

Во-вторых, в выявлении особенностей реализации экономической по-литики можно подойти с точки зрения линейности процесса. В этом случае базовыми условиями организационного характера успешно выступают следующие факторы:

а) функционирование эффективных организационных структур;

б) развитая система координации функционирования различных структур, вовлеченных в процессы связанные с социально-экономической политикой, в том числе законодательная, исполнительная, центральная, региональная и местная власть;

в) четко поставленные цели деятельности и установленные функцио-нальные стандарты;

г) разработанные и утвержденные правила, инструкции и процедуры, регламентирующие и координирующие деятельность прочих организаций и их взаимоотношение с органами власти;

д) обязательное наличие ресурсов: финансовых, человеческих, информационных, и др.;

е) мотивированный и достаточно квалифицированный персонал.

В-третьих, этот процесс можно представить в форме деятельности по определенным правилам - как неформальными, так и формальными. Они устанавливаются на начальном этапе или формируются вовлеченными участниками осуществления политики, основываясь на накопленном опыте. Вместе с этим имеет место быть организационная культура, непосредственно влияющая на характер взаимодействия всех участников.

Эффективная реализация зависит, как мы писали выше, не только от осуществления поставленных задач, но так же и от взаимодействия всех организаторов и участников экономико-политических процессов. В целом появляется возможность выделить и объединить их в частные группы это: государственные институты, индивиды, организации и организованные группы.

Первые и последние принято классифицировать по двум критериям:

- по уровню управления: центральный, региональный, местный;

- по характеру организации: центральные органы власти; законода-тельные органы власти; исполнительные органы власти; судебные органы; неправительственные организации.

В осуществлении государственной экономической политики главную роль играют органы исполнительной власти всех уровней, от центральных структур и до местных органов власти. На втором месте чаще всего находятся организации неправительственного характера, непосредственно заинтересованные в реализации выгодной им политики. Они часто принимают в ней активное участие. Прочие участники играют, в данном случае, играют эпизодическую роль, это касается и органов представительной власти.

Неправительственные организации оказывают помощь в решении сложных вопросов, формирования обратной связи и обоснование новых идей; предоставление ресурсов; поддержка выстроенной социально-экономической политики и выработанных отдельных программ.

Группы интересов могут создаваться и финансироваться государственными организациями, к примеру, для усиления своих позиций и лоббирование «нужной» экономической политики. Из этого можно сделать вывод, что не только интересы отдельных социальных групп или всего общества создают политику, но и в определенном роде политика может создавать группы интересов. Взаимоотношения этих участников мы схематично обозначим ниже (см. Рисунок 1).

В общем, взаимоотношения между участниками носят характер, определяющийся поддержкой и сотрудничеством, формированием делового партнерства, готовности идти на компромиссы и всестороннее избегание возможных конфликтных ситуаций.

В период реализации социально-экономической политики перед органами государственной власти стоят задачи заключающиеся в:

а) получение необходимых ресурсов (в необходимом объеме и должного качества);

б) предложение соответствующих планов и программ;

в) организации и координации деятельности всех вовлеченных эконо-мических и политических субъектов.

Рисунок 1 Взаимодействие органов государственной власти с группами интересов [2].

Любой тип политики, проводимой государством, формирует свою позицию и расстановку сил названных групп участников. К примеру, в периоды распределительных экономико-политических процессов, как правило, отсутствуют группы, активно выступающие против её проведения. Абсолютно противоположная ситуация складывается когда какая-нибудь из групп населения начинает нести потери и повышенные издержки в период проведения программы или политики. В таком случае органы власти (представительной и исполнительной) начинают сталкиваться с активным сопротивлением со стороны незаинтересованных групп.

Анализируя положения в области проведения национальной политики Российской Федерации, можно сформировать несколько проблем, которые проявляют себя на практике.

Первое, на что обратим наше внимание это то, что в большинстве случаев достигается лишь часть целей государственной политики.

Второе - наличие множества участников различных организаций, групп и отдельных лиц, затрудняющих процессы координации проводимой работы. Помимо этого, все они имею разные ценности и мотивы, что в свою очередь только усложняют сложившиеся отношения между ними.

Третье - обозначенные выше сообщества прибегают к разным спосо-бам и методам осуществления социально-экономической политики государства.

Четвертое - особое влияние на проводимые экономические мероприятия оказывает нестабильность федеративных отношений и региональная неравномерность в стране.

В этом случае важно учитывать глубину и масштабность проводимых изменений. Особенно, на наш взгляд, следует принимать во внимание интересы всех групп, с целью минимизации появления возможных сложностей и сопротивлений при проведении преобразований (см. Рисунок 2).

Мы видим, чем масштабнее проводимые преобразования, тем больше вероятность встретить сильное сопротивление, одновременно с увеличением риска и неопределенности последствий внедряемых изменений. Из этого делаем вывод, что наибольшее количество трудностей возникает при крупных нововведениях, требующих серьезной и детальной подготовки, создания благоприятных условий, дающих возможность справиться с ними.

Попытаемся сформулировать несколько принципов общего характера, следование которым будет напрямую способствовать реализации социально-экономической политики, учитывающей интересы всех групп:

- упрощение организационной структуры;

- разработка механизма эффективного сотрудничества между участниками;

- наличие самостоятельности и автономности участников;

- систематическая, промежуточная проверка результативности и своевременная корректировка курса;

- применение современных технологий и систем.

Х - степень глубины и масштаб изменений

У - степень сопротивления, возможных рисков и неопределенностей

Рисунок 2 Зависимость уровня сопротивления на проводимые в политики изменения [2].

Оценка реализации экономической политики - это комплекс механиз-мов и методик по изучению и измерению фактического результата проводимых мер и программ.

Базовая цель определяется в сборе данных и анализе информации об итоговых и промежуточных результатах, с последующим использованием этих данных для:

а) выяснения последствий проводимой политики;

б) дальнейшего совершенствования социально-экономической политики, с повышением качества выбираемых путей решения поставленных задач.

Существует множество типов оценок аспектов национальной экономической политики, а также анализ действий вовлеченных в этот процесс участников на всех её этапах осуществления. К основным типам можно отнести: базовый процесс, итоговые результаты, возможные последствия, сложившаяся экономическая эффективность.

Выбор типа оценки так же напрямую влияет на цели и интересы организации или групп лиц вовлеченных в экономико-политический процесс.

В России оценка государственной политики является относительно новым направлением, хотя на практике многие ее элементы давно используются в органах государственной власти.

Экономическая политика - это достижение системы целей. К ним от-носятся: экономическая свобода, экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, эко-

номическая эффективность, справедливое распределение доходов, рациональный платежный баланс, социально-экономическая обеспеченность.

Ядро экономической политики - обеспечение роста благосостояния людей. Разработка конкретных программ достижения крупных экономиче-ских целей представляется далеко не простым делом, только при условии упрощения всей системы по её реализации, мы получим положительный эффект, отвечающий экономическим интересам всех субъектов хозяйственной жизни.

Литература

1. Государственное регулирование рыночной экономики. - Изд.3-е, доп. и перераб. / Под. ред. В.И. Кушлина. - М.: Изд-во РАГС, 2010.

2. Кучуков Р.А. Государственное регулирование национальной экономики в современной России. - М.: Экономика, 2012.

3. Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. - М.: Финансовый университет, 2011

4. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. - М., 1997

5. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. - СПб.: Питер, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.