Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выбор профессии / рынок труда / рыночная конъюнктура / ограниченные средства / конкурирующие цели / предпочтения / готовность к выбору профессии / профессиональное самоопределение / choice of profession / labor market / market conditions / limited means / competing goals / preferences / readiness to choose a profession / professional self-determination

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бикетова Татьяна Николаевна, Солопова Наталья Николаевна

В статье авторы рассматривают экономические и психологические аспекты проблемы профессионального выбора, внутренние и внешние факторы этого выбора. Показана взаимосвязь экономических и психологических аспектов профессионального выбора. Выделяют особенности современного российского рынка труда, компоненты психологической готовности к профессиональному выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бикетова Татьяна Николаевна, Солопова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE CHOICE OF PROFESSION IN MODERN CONDITIONS

In the article, the authors consider the economic and psychological aspects of the problem of professional choice, the internal and external factors of this choice. The relationship between the economic and psychological aspects of professional choice is shown. The features of the modern Russian labor market, components of psychological readiness for professional choice are distinguished.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

_ алтаискии вестник i государственной и муниципальном службы /

!023,

УДК 159.9

Бикетова Татьяна Николаевна,

старший преподаватель кафедры психологии и социологии управления Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия)

Солопова Наталья Николаевна, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Барнаул, Россия), кандидат экономических наук, доцент

В статье авторы рассматривают экономические и психологические аспекты проблемы профессионального выбора, внутренние и внешние факторы этого выбора. Показана взаимосвязь экономических и психологических аспектов профессионального выбора. Выделяют особенности современного российского рынка труда, компоненты психологической готовности к профессиональному выбору.

Ключевые слова: выбор профессии, рынок труда, рыночная конъюнктура, ограниченные средства, конкурирующие цели, предпочтения, готовность к выбору профессии, профессиональное самоопределение.

экономические и психологические аспекты

ВЫБОРА профессии В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИяХ

ECONOMIC AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE CHOICE OF PROFESSION IN MODERN CONDITIONS

Выбор профессии в современных условиях является одной из важнейших форм поведения человека и составляет предмет исследования многих дисциплин. Однако наиболее значимыми являются экономический и психологический подходы, т.к. они способны интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения.

Экономический подход в условиях рыночной экономики всегда связан с распределением ограниченных средств среди конкурирующих целей, что придаёт первостепенное значение поведению, подчиняющемуся обязанностям и традициям.

Существование отраслевых и профессиональных рынков труда с неодинаковой степенью эффективности координирует действие разных участников - индивидов, фирм и даже целых наций. Предполагается, что предпочтения существенно не изменяются с ходом времени и не слишком разнятся у богатых и бедных или даже сре-

ди людей, принадлежащих к разным обществам и культурам. Однако эта стабильность предпочтений предполагается по отношению не к рыночным товарам и услугам, а к основополагающим формам и объектам выбора, каким является выбор профессии, т.к. речь идёт о наиболее важном, единственно редком ресурсе человека - ограниченном количестве его времени [1, с. 31].

Проблема выбора профессии во многом зависит от внутренних и внешних социально-экономических и политических факторов, а также от уровня и темпов научно-технического развития. Так, современные внешние и внутренние вызовы определили новый вектор развития российской экономики.

Выбор профессии - это определённый процесс противостояния между представлениями самого индивида о профессии и перспективах её получения и реализации, о перспективах востребованности на рынке труда в будущем [2].

Проблема личностного и профессионального выбора, с позиции психологического знания, особенно актуальна в современных условиях. Критерием успешности профессионального самоопределения старшеклассников является наличие психологической готовности к профессиональной самоидентификации. Неверный выбор профессии приводит к неудовлетворенности в процессе овладения и формирования знаний и компетенций, смене профессиональной сферы деятельности после завершения этапа обучения. Современный российский рынок труда характеризуется протеканием в нем процессов дестандартизации занятости, которые в свою очередь приводят к появлению новых видов профессиональных занятий, трансформированию карьерных ориентаций. Рыночная конъюнктура обуславливает формирование целесообразной профессиональной направленности. Не многие старшеклассники

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

Ж

проявляют самостоятельное желание, стремление осуществлять сознательный выбор индивидуальной образовательной траектории, ориентируясь на позицию родителей, друзей и других значимых лиц.

Профессиональный выбор, с точки зрения психологического подхода, представляет собой решение, затрагивающее ближайшую профессиональную перспективу. Несмотря на активное внедрение, профессио-нально-ориентационных мероприятий в образовательных учреждениях, представления учащихся о профессиональной идентичности, как правило, размыты.

В этой связи актуализируется проблема психологической готовности старшеклассников к профессиональному выбору. Готовность к выбору профессии предполагает наличие осознанного и осмысленного самоопределения вида профессиональной деятельности и образовательной траектории, умения делать выбор и планировать его реализацию.

Психологическая готовность к профессиональному выбору у старшеклассников включает несколько компонентов:

1. Интеллектуальный компонент - знания о профессиях, профессионально важных качествах, компетен-

циях, требованиях, предъявляемых к специалисту, знания о своих индивидуально-психологических особенностях.

2. Эмоциональный компонент предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности, мотивации ориентироваться в поливариантной профориентационной информации.

3. Личностный компонент предполагает ориентацию, в процессе профессионального выбора, на личные убеждения, ценности, цели, наличие твердой позиции относительно своего профессионального развития.

4. Поведенческий компонент предполагает тайм-менеджмент, умение составлять и организовывать профессиональный план.

В целях развития готовности личности к профессиональному выбору целесообразно сосредоточить внимание старшеклассников на анализе внешней ситуации, индивидуальных возможностях и ограничениях по отношению к личным предпочтениям, на рефлексии своих потребностей, ожиданий, мотивации, на прогнозе последствий принятых решений.

Актуальным является исследование способностей субъектов самоопределения к оценке собственной ресурсной оснащенности и оценке себя

как ресурса тех или иных процессов

[3].

Таким образом, формирование готовности к профессиональному выбору является важной задачей с точки зрения развития потенциала личности и будущего профессионального самоопределения. Экономические и психологические подходы взаимодействуют и дополняют друг друга в том смысле, что затраты времени и материальных средств на получение той или иной профессии сопоставляются с материальными, психологическими и социальными выгодами в будущем.

Библиографический список

1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории.

- М.: ГУ ВШЭ, 2003. -672 с.

2. Голенкова Л.А. Социально-психологические аспекты выбора профессии // Наука и образование XXI века. - 2012. - URL: http://www. rusnauka.com/29_NIOXXI_2012/ Psihologia/10_118252.doc.htm.

3. Алашеев С.Ю., Кутейницына Т.Г., Посталюк Н.Ю. Поведенческие практики профессионального самоопределения в условиях неопределенности рынка труда // Профессиональное образование и рынок труда. - 2022. - №1.

- С. 68-87.

Biketova Tatyana Nikolaevna, a senior lecturer of the Department of Psychology and Sociology of Management, the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia).

Solopova Natalya Nikolaevna, an associate professor of the Department of Economics and Finance, the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Barnaul, Russia), Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

In the article, the authors consider the economic and psychological aspects of the problem of professional choice, the internal and external factors of this choice. The relationship between the economic and psychological aspects of professional choice is shown. The features of the modern Russian labor market, components of psychological readiness for professional choice are distinguished.

Keywords: choice of profession, labor market, market conditions, limited means, competing goals, preferences, readiness to choose a profession, professional self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.