до предельной черты
экономические факторы управления
инновационным развитием региона
_Аннотация
Представлены основные факторы, влияющие на инновационное развитие экономики региона, а следовательно, и на процесс управления этим развитием.
Ключевые слова: инновационное развитие, инновационный потенциал, факторы инновационности региона, экономика знаний, экономический рост, конкурентоспособность _
Портер М. утверждал, что только инноваци-онность позволяет выиграть в конкурентной борьбе предприятиям и территориям. При этом под инновационностью следует понимать как развитие новой техники, так и трансфер технологий. В течение последнего десятилетия много говорится и пишется о целесообразности перехода на инновационный путь развития. В связи с этим возникает необходимость исследования сущности инновационного режима развития в строгом смысле, возможности измерения наличия инновационности вообще и степени инновационности в частности.
Привлекательность надо подтверждать
В современных условиях не сформировано понятие комплексного анализа инновационности как фактора экономического роста. Остается вопрос степени воздействия инновационной деятельности на выбор направлений в целях повышения темпов экономического роста на различных уровнях макро- и микроэкономики.
Основными факторами для увеличения качества и уровня инновационности являются направленность государственной экономической политики; степень воздействия иностранной конкуренции; повышение уровня адаптации руководства организации во внешней среде.
Инновационная политика государства не ограничивается решением отраслевых проблем. Она должна
Васильева
Инесса Анатольевна
ассистент кафедры
региональной
экономики и
предпринимательства,
Чувашский
государственный
университет
им. ИН. Ульянова
Индюков
Александр Иванович
соискатель ученой степени кандидата наук,
Института экономики, управления и права, Казань
государственная
_поддержка
_заключается
—в формировании _правовой
экономической среды,
_содействующей
_повышению
конкурентоспособ-
_ности предприятий
содержать стимулы к промышленному сотрудничеству с зарубежными партнерами; инструменты адаптации хозяйствующих субъектов к условиям глобализации мировой экономики; стимулы эффективного использования инновационных конкурентных преимуществ. Государственная поддержка заключается в формировании правовой и организационно-экономической среды, содействующей повышению конкурентоспособности предприятий [2]. В Чувашской Республике есть крупные предприятия машиностроения, металлообработки, электроприборостроения, химической и легкой промышленности, предприятия энергетического комплекса. Однако конкурировать с предприятиями тех же «азиатских тигров» они сегодня едва ли могут. Поэтому вопрос модернизации производств, внедрения инноваций - единственно возможный путь нормального развития не только Чувашии, но и всей страны.
Одной из идей, которая смогла бы способствовать процессу модернизации, явилось бы создание на территории Чувашии инновационной исследо-вательско-промышленной зоны, частью которой будет завод по производству необходимых для медицины и пищевой промышленности продуктов - инулина и пектина. Необходимо использовать сельскохозяйственные преимущества региона. Инулин используется для производства лекарств и диетического питания для больных сахарным диабетом и целого ряда других заболеваний. Без пектина нельзя представить современную пищевую и кондитерскую промышленность. Эти продукты имеют очень большое экономическое и социальное значение. К слову, сегодня на территории России эти продукты не производятся, и мы вынуждены их завозить из-за рубежа за большие деньги. Сегодня стало очевидным, что реальным фактором, ослабляющим конкурентоспособность предприятий, расположенных на территории региона, является низкий уровень их инновационности. Повышение последней зачастую натыкается на разнообразные барьеры, среди которых наиболее важными являются:
- отсутствие собственных финансовых средств;
- высокий уровень банковских процентов по кредитам;
- сложная и малоэффективная система налогообложения;
- отсутствие связей между сектором научно-исследовательским, разрабатывающим инновации, и промышленным сектором, их использующим;
- отсутствие соответствующей базы и структур, необходимых для трансфера технологий, а также информации на соответствующую тему;
- отсутствие необходимости внедрения инноваций.
Знание лежит в основе
На наш взгляд, инновационность является важнейшим фактором, который влияет на качество развития региона, она может определяться как способность экономической системы превращать новые идеи в успешные предприятия, которые завершаются производством качественного нового высокотехнологичного продукта [1]. Поэтому проведение оценки уровня региональной инновационности должно проводиться с целью определения его главных конкурентных преимуществ и формирования наиболее эффективных направлений регионального инновационного развития экономической системы.
По инновационности экономики Чувашия пока находится на низших строчках рейтинга среди регионов Приволжского федерального округа. По данным статистики, в республике только 36 инновационно активных предприятий, или 3,7 процента от их общего количества.
В бизнес-среде растет инновационная активность промышленных предприятий. Доля инновационной продукции составила 8 процентов в общем объеме продукции, отгруженной предприятиями обрабатывающих производств, а инновационно активными предприятиями более 15 процентов. Объем инвестиций по среднесрочным инновационным проектам, осуществляемым как в отдельных организациях, так и в целом по республике, составляет порядка 40 миллиардов рублей. Из них 85 процентов проектов направлены на внедрение процессных и управленческих инноваций. Принято Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики о правительственной комиссии по отбору приоритетных инновационных проектов. К рассмотрению принимаются разработки
необходимо_
использовать_
сельскохозяйственные преимущества региона_
_этап модернизации
_экономики (в той
_инновационной
_трактовке,
_о которой
_мы говорим)
_не выполнит своей
миссии, если широкие
_слои населения
_не будут вовлечены
_в творчество
гьнои
как созданные в Чувашии, так и за ее пределами. Предусмотрены 3 вида государственной поддержки. В размере до 5,5 миллионов рублей - специальное вознаграждение, также предоставление субсидий из республиканского бюджета и субсидирование процентных ставок по кредитам. Этап модернизации экономики (в той инновационной трактовке, о которой мы говорим) не выполнит своей миссии, если широкие слои населения не будут вовлечены в творчество. А это достижимо лишь при ориентировке реформ на потребности страны в целом, так чтобы это стало ощутимым.
Для современной ситуации в экономике России в условиях интеграционных и модернизационных процессов характерно формирование механизмов перехода и становления новой, инновационной составляющей экономического развития. Отличительной особенностью инновационного развития является повышенное внимание к знаниям, поскольку они все более проявляют себя в виде инструмента обеспечения конкурентоспособности. В этой связи закономерна и актуальна проблема эффективного использования интеллектуального капитала (накапливаемых человеческих знаний), стимулов и условий для значительного расширения спроса на новые технологии. Согласно данным международных аналитических исследований, в настоящее время знания необходимы как для развитых, так и для развивающихся стран, причем для последних особенно важен доступ к электронным банкам знаний, что способно облегчить овладение новыми научно-техническими достижениями и технологиями [4]. В этих условиях для положительного решения данной проблемы, несмотря на то, что для окончательного формирования предлагаемых параметров еще многое предстоит сделать, инновационную экономику следует рассматривать как экономику, связанную с формированием, реализацией и развитием инновационного потенциала реального сектора. В аспекте изложенного инновационное состояние экономики (инновационность экономического развития) можно представить в виде совокупности инновационного потенциала, инновационной инфраструктуры, инновационной безопасности.
В свою очередь, инновационный потенциал - это система ограничений для становления новой экономики, которая представляет собой совокупную способность на базе имеющихся в наличии у субъекта хозяйствования инновационных ресурсов достигать поставленных целей инновационного развития. В его структуре выделим [3]:
• кадровый потенциал (здесь можно выделить численность персонала, занятого исследованиями и разработками; выпуск из аспирантуры с защитой диссертации; численность студентов вузов на 10000 человек);
• производственный потенциал (степень износа основных фондов);
• инвестиционный потенциал (индекс физического объема инвестиций в основной капитал; удельный вес убыточных предприятий; кредиты, предоставленные кредитными организациями юридическим лицам; индекс потребительских цен; внутренние затраты на исследования и разработки).
Соответственно, уровень инновационного развития экономики можно определить как отношение стоимости прироста валового регионального продукта (ВРП) в высокотехнологичных отраслях промышленности к сумме индексов инновационного потенциала, инновационной инфраструктуры и инновационной безопасности региона. На наш взгляд, прирост ВРП в высокотехнологичных отраслях должен достигать 40%. Следовательно, данный показатель определяет и обосновывает уровень инновационности экономического развития страны в пределах 25-35%.
Однако пока рано говорить о приемлемости границ данного показателя, но в период становления инновационной экономики целесообразность использования инноваций необходимо рассматривать в предложенном пределе.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что если величина уровня инновационности экономического развития находится вне установленного предела, то следует отказаться от использования инноваций, так как субъект хозяйствования не обладает необходимым и достаточным инновационным потенциалом, стоит перед проблемой дальнейшего экономического роста.
инновационную экономику следует рассматривать как экономику,
связанную с_
формированием,
реализацией_
и развитием_
инновационного
потенциала_
реального_
сектора_
если величина уровня
_инновационности
_экономического
развития находится
_вне установленного
—предела, то следует
_отказаться от
_использования
_инноваций
Вывод
Изложенные меры и инициативы позволяют сделать вывод о том, что развитие инновационного потенциала, формирование инновационной инфраструктуры и обеспечение инновационной безопасности в совокупности представляют собой институциональный механизм становления инновационной экономики в нашей стране.
Литература
1. Аксенова Ж.Н. К вопросу об оценке инновационности региональной экономической системы [Текст] // Проблемы современной экономики, 2010, № 1.
2. Кортунов С.В. Модернизация России и Европа: методологические проблемы. Аналитический доклад [Текст] / С. Кортунов, В. Рубанов // Безопасность Евразии, 2005, № 1.
3. Кочетков С.В. Оценка инновационного потенциала промышленных предприятий [Текст] // Экономист, 2006, № 5.
4. Макаров В. Контуры экономики знаний [Текст] // Экономист, 2003, № 3.
Inessa A. Vasilieva
Assistant Lecturer of the Chair of Regional Economy and Entrepreneurial Business,
Chuvash State University named after I. Ulyanov
Alexander I. Indukov
Applicant for a Degree of Candidate ofSci.,
Institute of Economics, Management and Law, Kazan
Economic factors of the regional innovative development management
Abstract
T
he article shows the key factors influencing the innovative development of the regional economy, and as a result, the process of managing this development. Key words: innovative development, innovative potential, factors of regional innovativeness, economics of knowledge, economic growth, competitiveness