Научная статья на тему 'Экономические аспекты взаимосвязи электронного менеджмента и глобализации'

Экономические аспекты взаимосвязи электронного менеджмента и глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (E-MANAGEMENT) / ГЛОБАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ 2.0 / МАРКЕТИНГ 3.0 / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАСХОДЫ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОТНЕТЫ / КРЕМНИЕВАЯ ДОЛИНА / ЭКОНОМИКА США / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ / ELECTRONIC MANAGEMENT (E-MANAGEMENT) / MANAGEMENT 2.0 / MARKETING 3.0 / THE U.S. ECONOMY / GLOBAL MANAGEMENT / GLOBALIZATION / INFORMATION TECHNOLOGY / SPENDING ON INFORMATION TECHNOLOGY / DOTNET / SILICON VALLEY / THE GLOBALIZATION OF THE CULTURAL SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиров В. Ф.

В статье представлена парадигма взаимосвязи глобализации и электронного менеджмента, которая направлена на развертывание разнообразных электронных видов экономического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASPECTS OF RELATIONSHIP ELECTRONIC MANAGEMENT AND GLOBALIZATION

The article presents a paradigm of the relationship of globalization and electronic management (e-management), which aims to deploy a variety of electronic forms of economic interaction.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты взаимосвязи электронного менеджмента и глобализации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭЛЕКТРОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Жиров В.Ф., доцент кафедры «Менеджмент» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье представлена парадигма взаимосвязи глобализации и электронного менеджмента, которая направлена на развертывание разнообразных электронных видов экономического взаимодействия.

Ключевые слова: электронный менеджмент (e-management), глобальный менеджмент, глобализация, менеджмент 2.0, маркетинг 3.0., информационные технологии, расходы на информационные технологии, дотнеты, Кремниевая долина, экономика США, глобализация культурной сферы.

ECONOMIC ASPECTS OF RELATIONSHIP ELECTRONIC MANAGEMENT AND GLOBALIZATION

Zhirov V., Associate Professor, Department of «Management» Financial University under the Government of the Russian Federation

The article presents a paradigm of the relationship of globalization and electronic management (e-management), which aims to deploy a variety of electronic forms of economic interaction.

Keywords: Electronic management (e-management), global management, globalization, management 2.0, Marketing 3.0., information technology, spending on information technology, dotnet , Silicon Valley, the U.S. economy, the globalization of the cultural sphere.

В современном мире информационные технологии (ИТ) играют значительную роль в жизнедеятельности организаций. Важно выделить влияние ИТ на глобальный менеджмент, который в настоящее время превратился в электронный менеджмент (e-management) за счет широкого привлечения ИТ [1],[2].

Электронный менеджмент помогает по-новому сформулировать видение глобальных корпораций, которое является основным фактором создания глобальной корпоративной стратегии.

Термин электронный менеджмент подчеркивает ситуацию, когда реальное управление не может выполняться без информационных технологий. Термины - электронная почта (e-mail) или электронная коммерция (e-commerce) - в большей степени делают упор на технологии, тогда как электронный менеджмент обозначает эффективное управление на основе ИТ.

Термины менеджмент 2.0. Gary Hamel [3] или маркетинг 3.0. Peter Cotler [4] служат примерами терминов, подчеркивающими влияние интернета и отображающими электронный менеджмент.

Для сегодняшних экономических преобразований характерно массовое использование различных электронных видов экономических инструментов ( e-commerce, e-business, e-learning, e-management, electronic document management, electronic payments and etc.), которое создало новые возможности и средства для бизнеса в глобальном масштабе и определило движение в направлении динамического управления в реальном масштабе времени [5].

Достижения в области электронного менеджмента и стремительная глобализация бизнеса - вот реалии 21-го века [6]. Термин «информационные технологии (ИТ)» относится к методам и объектам, предназначенным для обеспечения передачи, хранения и обработки данных [7].

Глобальные расходы в ИТ-секторе в 2010 году вырасли на 8,1% [8]. Расходы на информационные технологии в 2010 году в глобальном масштабе увеличались на 8,1% после падения на 8,9% в 2009 году, прогнозирует исследовательская организация Forrester Research [9].

Электронный менеджмент поддерживает методы управления, использующие ИТ, для реализации управленческих решений. Эффективное применение электронного менеджмента существенно влияет на успехи в бизнесе, неоправданная виртуализация может привести к банкротству, учитывая высокую стоимость ИТ. Это касается не только компьютеров, но и почты, телефона и факсов, информационных центров и библиотек. Центральное место в электронном менеджменте занимает интернет [10].

Глобализация мирохозяйственных связей - процесс, привлекающий огромное внимание, столь же стремительный и всеобъемлющий, сколь противоречивый и чреватый конфликтами.

Очевиден тот факт, что глобализация затрагивает все аспекты социально-экономической жизни практически всех стран мира и что этот процесс объективен и необратим. Все большую актуальность приобретает уже не столько выяснение возможных последствий глобализации для мирового сообщества в целом, не столько

поиск ответа на вопрос: «Кто оказывается в выигрыше от глобализации», сколько выработка конструктивной экономической политики отдельных стран и субъектов хозяйства в отношении и в рамках активной формирующейся глобальной экономики.

При всех своих издержках, глобализация может принести мировому сообществу несомненную выгоду, но в выигрыше при этом будут только те страны, которые смогут сформировать адекватную стратегию взаимодействия с другими субъектами глобализации на основе собственной национальной хозяйственной модели.

Как ни парадоксально, но именно глобализация - процесс, преодолевающий территориальные и культурные границы стран, - создает возможность для выработки национально ориентированных внешнеэкономических стратегий в рамках новых реальностей.

Предметом рассмотрения является взаимосвязь электронного менеджмента и глобализации. Цель статьи рассмотреть методологические основы влияния электронного менеджмента на экономику корпораций в условиях глобализации. [11].

Потребительские рынки каждый день становятся все более глобальными. Бренды американских компаний, таких как Coca-Cola, McDonald“s, Microsoft и т.д. пользуются популярностью не только в США, но также хорошо известны во всем мире.

США - передовое высокотехнологичное государство, которое использует утечку мозгов из других стран, привлекая творческой свободой и достойным образом жизни. Глобализация экономики и информационные технологии определяют прогресс США. Глобализация представляет взаимопроникновение корпораций разных стран, глобальные корпорации США получают существенную часть своих доходов за рубежом, в то же время европейские и японские корпорации обеспечивают рабочие места для американских рабочих и применение своих высоких технологий.

Рост импорта в США привел к увеличению предложения, снижению цен, большому выбору у потребителей, создал свыше 2 млн. рабочих мест в сфере услуг, заставил производителей в США быть более конкурентоспособными. Местные компании получили возможность переоборудования своих производственных мощностей за счет более дешевого японского и европейского оборудования, что служит дополнительным фактором роста. Бурное развитие информационных технологий является вторым мощным источником роста экономики США [12].

США переживает настоящий информационный бум: совершенствуются цифровые технологии, постоянно образуются новые компании, возникают новые отрасли промышленности.

Были периоды, когда переоценка компаний информационных технологи (дотнетов) составляла десятки раз (50-60), что привело в 2001 г. к краху дотнетов. В Кремниевой долине — кластере американских ИТ компаний (штат Калифорния) каждую неделю образуется более десятка венчурных компаний (из которых только 0,6 % достигают успеха [13].

Экономику США во многом продвигало автомобилестроение до тех пор, пока компания Тойота [14] не опередила все американ-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 29

ские компании как по выпуску автомобилей, так и по их надежности. Другой движок американской экономики - жилищное строительство, затормозился в 2008 г., и сейчас движителем развития экономики служат информационные технологии, которые обеспечивают, по приблизительным оценкам, треть всего экономического роста. Так, в рейтинге 100 компаний сферы информационных технологий журнала Business Week 75 представляют США, а в первой двадцатке — 17 американских компаний [15]. Компании-производители используют возможности глобализации, создавая производственные мощности и базы поставщиков в дешевых странах (например, Nike имеет свои производства в Таиланде и Sony в Китае).

Интернет обеспечивает широкие связи зарубежных поставщиков товаров и услуг с их покупателями. Интернет-трафик растет день ото дня и электронный бизнес, с использованием электронного менеджмента, характеризуется экспоненциальным ростом. В то же время, границы государств становятся все более прозрачными, и люди, и организации перемешаны [16].

Глобализация проявляется и в культурной сфере: проходят глобальные турне ведущих музыкальных исполнителей, продукция Голливуда приобретает черты общемирового явления, по всему миру распространяются глобальные новости CNN. Глобализация отражается в деятельности международных организаций, в изменении функций правительства. Достаточно яркие проявления глобализации в науке (новые научные идеи не знают государственных границ, многие исследования проводятся интернациональными командами и на международной основе, при этом национальные границы стираются, научные результаты все в большей степени приобретают глобальный характер). Таким образом, под влиянием глобализации происходит изменение всех сторон жизни общества [17].

Литература:

1. Жиров В.Ф. Возможности реализации электронного (виртуального) менеджмента в глобальных корпорациях. Сборник Международной заочной научно-практической конференции «Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения» (Россия, Тамбов, 2011 г.).

2. Жиров В.Ф. Электронный (виртуальный) менеджмент в глобальных корпорациях. Сборник конференции «Проблемы теории и

практики управления», 2011г., Дагестанского государственного технического университета.

3. Gary Hamel’s Management 2.0 http://blogs.wsj.com/managemeniy (22.12.2011).

4. Peter Cotler, Маркетинг 3.0. http: //www.pcweek.ru/business/ blog/business/1013.php) (22.12.2011).

5. Платформа для динамического управления бизнес-процессами http://www.c2n.info/ registration/content/ua5743/pages/ f33283.html (12.12.2011).

6. Roy, S. and K. Sivakumar, 2007. The role of information technology in the globalization of business buying behavior: a conceptual model and research propositions, J. Business & Industrial Marketing, 22(22/4): 220-227, ISSN: 0885-8624.

7. Pispa, J. and I.V. Eriksson, 2003. Aligning organizations and their information technology infrastructure: how to make information technology support business, Production Planning & Control, 14(2): 193200, ISSN: 1366-5871.

8. Глобальные расходы в ИТ-секторе в 2010 году http://equeue. spb.ru/2010/01/13/918/ . (02.12.2011).

9. Расходы на информационные технологии в 2010 . http://www. forrester.com /rb/research/. (01.12.2011).

10. Глобализация бизнеса и информационная революция http:/ / bibliotekar. ru/rGeo/37.htm.

11. Рожков К.Л. Процесс глобализации и национальная экономика. http://www.disser.h10.ru/rojkovKL.html (11.12.2011).

12. Рецепт экономического роста: больше информационных технологий. http://internet.ksan.ru/tom-01/2003/internet-013.shtml . (22.12.2011).

13. Up to $100K in funding, http://500.co/startups/ (12.12.2011).

14.Toyota Motor Corporation, The Toyota Way is supported by two main pillars: «Continuous Improvement» and «Respect for People». http:/ /ru.wikipedia.org/wiki/Toyota. (18.12.2011).

15. В рейтинге 100 компаний сферы информационных технологий журнала Business Week 75 представляют США. http:// bibliotekar. ru/rGeo/37.htm . (20.12.2011).

16. Manardo, J., 2000. Globalization at Internet speed, Strategy & Leadership, pp: 22-27, MCB University Press, ISSN: 1087-8572.

17. Гапоненко А.Л. Глобализация и информатизация экономики, http://spkurdyumov.narod.ru/D33Gaponenko.htm . (21.12.2011).

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ПЕРСОНАЛА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Малышев Н.Г., д.т.н., профессор, член-корреспондент РАН, Президент Московского университета им. С.Ю. Витте Семенов А.В., д.э.н., профессор, Ректор Московского университета им. С.Ю. Витте

В статье проведено исследование персонала современной организации, основные факторы повышения его роли в современном обществе. Выявлены и обоснованы основные проблемы управления персоналом в современных условиях хозяйствования, сформулированы подходы к решению выявленных проблем.

Ключевые слова: управление персоналом, постиндустриальное общество, эффективность управления.

KEY FACTORS INCREASING ROLE OF PERSONNEL IN A POSTINDUSTRIAL SOCIETY

Malyshev N., Doctor of Technical Sciences, Professor, Corresponding Member of RAS, President of the Witte Moscow University Semenov A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Rector of the Witte Moscow University

In this paper a study ofpersonnel of modern organization, the main factors increasing its role in modern society. Established and developed the basic problems of personnel management in the current economic conditions, include approaches to address the identified problems.

Keywords: personnel management, post-industrial society, good governance.

Примерно в 70-х годах управление персоналом, как и вся система управления, организациями, претерпело глубокие качественные изменения. В целом это было связано с вступлением ряда промышленно развитых стран Запада в постиндустриальную стадию развития, а также с действием целого ряда факторов экономического, политического и социально-культурного характера.

Ведущим и первым в нашей классификации фактором повышения роли персонала в современном производстве являются принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новых техники, технологий и методов производственной деятельности. На изменение содержания труда существенно повлиял

30 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

начавшийся в середине ХХ в. процесс автоматизации производства. Он отделил работника от предмета труда, поставив между ними сложную систему машин и оборудования, это освободило человека от большинства механических функций, резко увеличило удельный вес задач по осмыслению идущих от машин сигналов и другой информации. Кроме того, автоматизация ослабила или вовсе устранила прямую связь между интенсивностью труда и его производительностью, сделав ненужной характерную для управления персоналом в тейлористской модели функцию «максимального выжимания пота». На первый план выдвинулись функции обеспечения не-

зо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.