Научная статья на тему 'Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе'

Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1847
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / PERSONNEL MANAGEMENT / POST-INDUSTRIAL SOCIETY / GOOD GOVERNANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев Н. Г., Семенов А. В.

В статье проведено исследование персонала современной организации, основные факторы повышения его роли в современном обществе. Выявлены и обоснованы основные проблемы управления персоналом в современных условиях хозяйствования, сформулированы подходы к решению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FACTORS INCREASING ROLE OF PERSONNEL IN A POSTINDUSTRIAL SOCIETY

In this paper a study of personnel of modern organization, the main factors increasing its role in modern society. Established and developed the basic problems of personnel management in the current economic conditions, include approaches to address the identified problems.

Текст научной работы на тему «Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе»

ские компании как по выпуску автомобилей, так и по их надежности. Другой движок американской экономики - жилищное строительство, затормозился в 2008 г., и сейчас движителем развития экономики служат информационные технологии, которые обеспечивают, по приблизительным оценкам, треть всего экономического роста. Так, в рейтинге 100 компаний сферы информационных технологий журнала Business Week 75 представляют США, а в первой двадцатке — 17 американских компаний [15]. Компании-производители используют возможности глобализации, создавая производственные мощности и базы поставщиков в дешевых странах (например, Nike имеет свои производства в Таиланде и Sony в Китае).

Интернет обеспечивает широкие связи зарубежных поставщиков товаров и услуг с их покупателями. Интернет-трафик растет день ото дня и электронный бизнес, с использованием электронного менеджмента, характеризуется экспоненциальным ростом. В то же время, границы государств становятся все более прозрачными, и люди, и организации перемешаны [16].

Глобализация проявляется и в культурной сфере: проходят глобальные турне ведущих музыкальных исполнителей, продукция Голливуда приобретает черты общемирового явления, по всему миру распространяются глобальные новости CNN. Глобализация отражается в деятельности международных организаций, в изменении функций правительства. Достаточно яркие проявления глобализации в науке (новые научные идеи не знают государственных границ, многие исследования проводятся интернациональными командами и на международной основе, при этом национальные границы стираются, научные результаты все в большей степени приобретают глобальный характер). Таким образом, под влиянием глобализации происходит изменение всех сторон жизни общества [17].

Литература:

1. Жиров В.Ф. Возможности реализации электронного (виртуального) менеджмента в глобальных корпорациях. Сборник Международной заочной научно-практической конференции «Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения» (Россия, Тамбов, 2011 г.).

2. Жиров В.Ф. Электронный (виртуальный) менеджмент в глобальных корпорациях. Сборник конференции «Проблемы теории и

практики управления», 2011г., Дагестанского государственного технического университета.

3. Gary Hamel’s Management 2.0 http://blogs.wsj.com/managemeniy (22.12.2011).

4. Peter Cotler, Маркетинг 3.0. http: //www.pcweek.ru/business/ blog/business/1013.php) (22.12.2011).

5. Платформа для динамического управления бизнес-процессами http://www.c2n.info/ registration/content/ua5743/pages/ f33283.html (12.12.2011).

6. Roy, S. and K. Sivakumar, 2007. The role of information technology in the globalization of business buying behavior: a conceptual model and research propositions, J. Business & Industrial Marketing, 22(22/4): 220-227, ISSN: 0885-8624.

7. Pispa, J. and I.V. Eriksson, 2003. Aligning organizations and their information technology infrastructure: how to make information technology support business, Production Planning & Control, 14(2): 193200, ISSN: 1366-5871.

8. Глобальные расходы в ИТ-секторе в 2010 году http://equeue. spb.ru/2010/01/13/918/ . (02.12.2011).

9. Расходы на информационные технологии в 2010 . http://www. forrester.com /rb/research/. (01.12.2011).

10. Глобализация бизнеса и информационная революция http:/ / bibliotekar. ru/rGeo/37.htm.

11. Рожков К.Л. Процесс глобализации и национальная экономика. http://www.disser.h10.ru/rojkovKL.html (11.12.2011).

12. Рецепт экономического роста: больше информационных технологий. http://internet.ksan.ru/tom-01/2003/internet-013.shtml . (22.12.2011).

13. Up to $100K in funding, http://500.co/startups/ (12.12.2011).

14.Toyota Motor Corporation, The Toyota Way is supported by two main pillars: «Continuous Improvement» and «Respect for People». http:/ /ru.wikipedia.org/wiki/Toyota. (18.12.2011).

15. В рейтинге 100 компаний сферы информационных технологий журнала Business Week 75 представляют США. http:// bibliotekar. ru/rGeo/37.htm . (20.12.2011).

16. Manardo, J., 2000. Globalization at Internet speed, Strategy & Leadership, pp: 22-27, MCB University Press, ISSN: 1087-8572.

17. Гапоненко А.Л. Глобализация и информатизация экономики, http://spkurdyumov.narod.ru/D33Gaponenko.htm . (21.12.2011).

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ПЕРСОНАЛА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Малышев Н.Г., д.т.н., профессор, член-корреспондент РАН, Президент Московского университета им. С.Ю. Витте Семенов А.В., д.э.н., профессор, Ректор Московского университета им. С.Ю. Витте

В статье проведено исследование персонала современной организации, основные факторы повышения его роли в современном обществе. Выявлены и обоснованы основные проблемы управления персоналом в современных условиях хозяйствования, сформулированы подходы к решению выявленных проблем.

Ключевые слова: управление персоналом, постиндустриальное общество, эффективность управления.

KEY FACTORS INCREASING ROLE OF PERSONNEL IN A POSTINDUSTRIAL SOCIETY

Malyshev N., Doctor of Technical Sciences, Professor, Corresponding Member of RAS, President of the Witte Moscow University Semenov A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Rector of the Witte Moscow University

In this paper a study ofpersonnel of modern organization, the main factors increasing its role in modern society. Established and developed the basic problems of personnel management in the current economic conditions, include approaches to address the identified problems.

Keywords: personnel management, post-industrial society, good governance.

Примерно в 70-х годах управление персоналом, как и вся система управления, организациями, претерпело глубокие качественные изменения. В целом это было связано с вступлением ряда промышленно развитых стран Запада в постиндустриальную стадию развития, а также с действием целого ряда факторов экономического, политического и социально-культурного характера.

Ведущим и первым в нашей классификации фактором повышения роли персонала в современном производстве являются принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новых техники, технологий и методов производственной деятельности. На изменение содержания труда существенно повлиял

начавшийся в середине ХХ в. процесс автоматизации производства. Он отделил работника от предмета труда, поставив между ними сложную систему машин и оборудования, это освободило человека от большинства механических функций, резко увеличило удельный вес задач по осмыслению идущих от машин сигналов и другой информации. Кроме того, автоматизация ослабила или вовсе устранила прямую связь между интенсивностью труда и его производительностью, сделав ненужной характерную для управления персоналом в тейлористской модели функцию «максимального выжимания пота». На первый план выдвинулись функции обеспечения не-

зо

прерывности работы системы агрегатов, обслуживания и наладки оборудования. Все это повысило интеллектуальное содержание труда значимость ответственности и самоконтроля работника.

Большое влияние на содержание труда оказала компьютеризация производства, произошедшая в 80-х годах в связи с миниатюризацией и удешевлением компьютеров. ЭВМ в соединении с другими приборами освободили работников от однообразных, монотонных операций по контролю за аппаратами. Автоматизация и компьютеризация производства позволяют передавать технике не только физические, но и сложные интеллектуальные операции, оставляя человеку неалгоритмизируемые, т.е. наиболее творческие виды деятельности, связанные с уникальными свойствами мозга и социализацией индивида.

Для современного производства все более актуальным становится девиз фирмы «Ай-Би-Эм» - «Машина работает, человек думает». С таким уровнем развития производства несовместима низкая квалификация рабочей силы. Напротив, от работника требуется постоянное накопление знаний и навыков необходимое для освоения непрерывно обновляющихся видов продукции и технологий.

Компьютеризация не только повышает роль персонала в производственном процессе, но и порождает некоторые проблемы в области управления им. Так, внедрение компьютерных систем и сетей нередко ведет к росту надомного труда и индивидуализации труда в целом, в значительной степени заменяет межличностное взаимодействие общением посредством электронной связи. Это, в свою очередь, ослабляет чувство организационной принадлежности и интерес к делам всего предприятия, подрывает мотивационную значимость корпоративной культуры. Нейтрализация этих негативных факторов компьютеризации - одна из новых задач управления персоналом.

Современный уровень НТП во многом опроверг основной постулат тейлористской модели управления, гласящий: «Максимизация прибыли достигается максимальным упрощением трудовых функций» [1]. В исторически новых условиях упрощение функций работника часто препятствует эффективности производства, несовместимо с использованием ряда новых технологий и методов, требующих от работника не только добросовестного выполнения собственных задач, но и коллективной ответственности, более четкой организации труда в целом,

К таким методам, или технологическим цепочкам, относится, например, изготовление и поставка продукции «точно в срок», впервые получившие массовое распространение в Японии. Этот метод предполагает чрезвычайно высокую четкость поставок всех компонентов производственного процесса (сырья, материалов, финансовых ресурсов и т.п.), высочайшую ответственность всех работников и в случае необходимости их взаимозаменяемость, безукоризненное качество продукции, отсутствие брака. Простой пример технологической цепочки «точно в срок» - работа птицефабрики, которая не использует складских помещений для кормов и яиц, поскольку поставки кормов и отгрузка яиц осуществляются строго в установленное время соседями-кооператорами. Использование данного метода позволяет существенно сокращать издержки производства за счет экономии на складских помещениях и обслуживающем их персонале, а также на их охране.

Еще один, достаточно распространенный метод эффективного производства, существенно повышающий требования к персоналу,- «опережение во времени». Суть этого метода состоит в резком (в 2-4 раза) сокращении производственного цикла, времени от планирования и проектирования изделия до его изготовления. Подсчитано, что сокращение производственного цикла в среднем на 25% снижает общие издержки производства на 20%. Уплотнение времени, как и уже названный метод «точно в срок», требует от работника высокой ответственности и качества продукции, налаженных форм общения и коллективизма, стремления к общему успеху [2].

В рамках метода «опережение во времени» сегодня все чаще используется технология «компьютерной интеграции производства» (С1М). Она позволяет избегать потерь во времени при переходе от одних операций и фаз производства к другим, а также при коммуникациях руководства, менеджеров с различными цехами и службами фирмы. Устраняется несогласованность в деятельности различных подразделений. Системы компьютерной организации производства позволяют практически мгновенно получать информацию о любом участке предприятия, ускоряют контроль и процессы принятия решений, и их корректировки. С помощью единой ком-

пьютерной системы и ориентации на нее организационных структур предприятия достигается гармонизация процессов принятия решений, труда и циркулирования информации, обеспечивается синхронизация и экономизация производства. В результате удается перейти от максимизации отдельных производственных результатов к их оптимизации. От работников же, и в первую очередь менеджеров, все это требует высокого профессионализма, культуры общения, чувства коллективизма, заботы об интересах всего предприятия. Повышение требований к работнику одновременно означает и возрастание его роли в производстве, и усложнение функций управления персоналом.

Вторым фактором повышения роли персонала в современном обществе является изменение возможностей контроля за сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины. Контроль - одна из важнейших функций управления персоналом. Как уже отмечалось, тейлористская модель управления предусматривала жесткий авторитарный контроль руководителя за подчиненными и строгость наказаний. Современные техника, технология и методы хозяйствования ослабляют возможности и необходимость такого контроля, особенно контроля, непосредственно в трудовом процессе. Это вызвано усложнением труда (например, работу наладчиков практически невозможно контролировать непосредственно), повышением роли знаний и навыков в трудовом процессе.

Особенно трудно осуществлять текущий контроль за представителями не стандартизированного труда, связанного с творчеством, новациями. Здесь требуется, прежде всего, самоконтроль, необходимой предпосылкой которого является высокая сознательность и ответственность, самодисциплина, а также контроль по конечным результатам.

Растущая несовместимость знаний и творческого, инновационного мышления с текущим контролем за их носителем обусловила расширение области индивидуальной и групповой свободы, автономии, самостоятельного принятия решений. Использование этих новых возможностей для достижения организационных целей, т.е. целей организации как системы, целостности, требует наличия у работника соответствующих качеств и мотивации. Отражением повышения значимости индивидуального и группового самоконтроля в трудовом процессе явился, в частности, распространенный в ряде стран Запада принцип предоставления работникам возможности с помощью специальных устройств самостоятельно регистрировать результаты своего труда и тем самым определять размеры заработной платы. Повышение роли самоконтроля и самодисциплины в трудовом процессе изменяет соотношение различных методов мотивации работника, повышает удельный вес функций формирования более сложной, по сравнению с методом «награждение-наказание» по схеме «стимул-реакция», мотивации в управлении персоналом.

Третья группа факторов, обусловивших радикальное повышение роли персонала в производстве и управлении им, - макроэкономические факторы, и, прежде всего изменение ориентации и динамики спроса и направленного на его удовлетворение производства; обострение конкуренции на мировом рынке; повышение значимости качества продукции.

Примерно с 60 - 70-х годов под влиянием экономического роста и повышения благосостояния населения происходит постепенная переориентация производства с массовой, многосерийной продукции на мелкосерийную. «Диверсифицированная серийность» и адекватная ей гибкая адаптивность производства, по мнению ряда ученых, станут производственной парадигмой XXI века. Быстрая приспособляемость к непрерывно изменяющемуся спросу усиливает потребность в более высоком уровне общего и профессионального образования, непрерывном обучении работников, развитии у них способности к творчеству и постоянному обновлению [4].

Наличия у персонала таких качеств требует и обострение конкуренции на мировом рынке, общая ситуация на котором характеризуется определенным сближением используемой различными странами техники и технологий. В этих условиях качество персонала все чаще становится решающим фактором победы в конкурентной борьбе.

Первостепенная значимость персонала в современном производстве во многом отражает то обстоятельство, что на первый план в конкурентной борьбе все увереннее выходит качество продукции. Причем качество сегодня понимается не только как надежность продукции, но и как ее способность максимально удовлетворять

потребности людей. Такое «тотальное» качество обеспечивается всеми этапами производственного процесса: от проектирования продукции до ее реализации. Оно требует высокой производственной культуры персонала, образцом которой служат такие крупнейшие японские, американские и транснациональные корпорации, как «Сони корпорейшн», «Миннесота, Майнинг энд Мэньюфэкчуринг (ЗМ)», «Ай-би-эм» и др [3].

Четвертым фактором повышения роли персонала в современном производстве, а также управления им является изменение форм организации труда на предприятии. К числу таких изменений относится, прежде всего, более широкое использование коллективных форм организации труда как в масштабах всей организаций -на макроуровне, так и в ее отдельных подразделениях - на микроуровне. Опыт ряда передовых предприятий, а также эмпирические исследования показали, что требуемая современным производством многофункциональность и высокая ответственность работника наиболее успешно формируются и проявляются с максимальной полнотой именно в трудовом коллективе.

Примером широкого использования коллективных форм организации труда на макроуровне является японская система управления, которую часто называют «коллективистской» в отличие от «индивидуалистической» американской модели. «Коллективистская» система управления предполагает приоритет общих, коллективных целей в системе управления, тесную увязку личных отношений и успеха работника с процветанием всей организации (система пожизненного найма), коллективную заинтересованность в выполнении работы, групповую, корпоративную систему ценностей и др.

На микроуровне коллективистские формы организации труда и управления проявляются в широком распространении в современном мире автономных бригад, берущих на себя главную ответственность за результаты труда и предполагающих помощь и взаимозаменяемость членов бригады, в массовом использовании «кружков качества», позволяющих рабочим участвовать в управлении производством, прежде всего в решении технико-организационных вопросов.

Очевидно, что управление высококвалифицированными, автономными работниками, самостоятельно обеспечивающими контроль за «тотальным» качеством продукции, - это нечто принципиально иное, нежели роль руководителя как надсмотрщика за подчиненными на традиционной фабрике или при конвейерной системе.

Пятым фактором возрастания роли персонала на производстве явилось повышение образовательного и культурного уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности. Предсказания ряда теоретиков 70 - 80-х годов о деквалификации работников и падении личностной ценности труда и его культуры не оправдались. В 90-х годах шло формирование нового, более зрелого типа личности работника, который не довольствуется послушанием и обезличенным, механическим трудовым усердием, а стремится найти в трудовой деятельности смысл жизни, стать активным соучастником или даже сохозяином производства.

Такого работника никак не устраивает тейлористская система организации труда, предписывающая ему роль механического исполнителя указаний руководства. Экспектациям (ожиданиям) работника нового типа, особенно молодежи, теперь уже не соответствуют простые, часто примитивные операции частичных рабочих в условиях преимущественно авторитарного стиля руководства. Такого рода неудовлетворенность работника ограниченностью производственных возможностей, монотонностью и обезличенностью труда, невозможностью проявить в нем творческий личностный потенциал широко проявилась в 60 - 70-х годах.

В тот период в ряде европейских стран стала ощущаться нехватка квалифицированной рабочей силы для производств, связанных с детально дифференцированными трудовыми операциями, монотонным трудом конвейерного типа и тейлористскими методами управления. Среди работников, занятых на подобных предприятиях, получили распространение абсентеизм, отстранение от участия в общеорганизационных делах, текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, равнодушие к труду и другие негативные для организации явления. Следствия такого отношения работников не заставили себя ждать. Они обнаружились в самых разных фактах: в снижении качества продукции, массовом браке, забастовках и других формах стихийного и организованного протеста. Все это влекло за собой большие социальные и производственные издержки, реакцией на которые со стороны предпринимателей и ме-

неджеров явился уже упомянутый «тейлоризм с человеческим лицом».

Авторы данной модификации тейлористской модели управления стремились сгладить негативное влияние механистической организации труда с помощью развития неформальных связей между работниками, привлечения их к процессам принятия некоторых производственных решений, посредством организации коллективных празднований, пикников, чествований ветеранов, введения гибких графиков работы, ликвидации вредных производств и изнурительных операций, эстетизации и гуманизации труда. Такая политика значительно расширяла диапазон отношений в области управления персоналом, смягчала общий нравственный климат на предприятии. Однако она не могла сформировать производственные операции, удовлетворяющие возросшему уровню образования и запросов работников и требующие высокой квалификации персонала.

Ситуация смогла существенно измениться лишь в процессе перехода к малосерийному производству и, в частности, в результате удешевления многопрофильных станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Их массовое использование сделало невыгодным выносить многие операции по проектированию и программированию за пределы производственного процесса, оно затребовало большое количество работников с высшим техническим образованием. В результате качественных изменений содержания труда в 80 - 90-х годах наметилось сближение, с одной стороны, возможностей производства, а с другой - ожиданий и требований работников к организации труда и характеру управления. В целом же рост образованности и культуры персонала способствовал повышению его роли в современном производстве и обществе, подрывал эффективность традиционных, преимущественно авторитарных методов управления.

Все это нашло свое отражение в шестом факторе повышения роли персонала в современной организации - развитии демократии на производстве и в обществе. Влияние демократии на макроуровне, т.е. в масштабах государства, на персонал и управление им идет, прежде всего, по следующим двум направлениям:

• через формирующуюся под ее воздействием культуру, элементами которой являются чувство собственного достоинства, уважение прав личности, в том числе ее трудовых и социальных прав, ожидание демократического стиля руководства и готовность к партиципации, т.е. участию в делах организации, и т.п.;

• через принятие законов, защищающих права работника и регулирующих отношения на производстве.

Непосредственное воздействие на положение персонала и управление им оказывает производственная демократия. Сегодня в большинстве стран мира существуют те или иные формы демократии на производстве: производственные (рабочие) советы, профессиональные организации, тарифные соглашения и т.п. Многие предприятия вообще являются коллективной собственностью их работников, которые имеют права на принятие важных управленческих решений. В США, например, существуют примерно 40 тыс. самоуправляющихся предприятий, работники которых обладают и правами собственника. Управление персоналом таких предприятий имеет большую специфику [5].

Разнообразные права на производстве имеют профсоюзы. Налаживание взаимоотношений с профсоюзами и другими органами производственной демократии - важное направление деятельности современного управления персоналом. Хотя производственная демократия не распространяется на технологический процесс, однако с ее помощью работники могут участвовать в решении многих жизненно важных, прежде всего социальных, вопросов. Права же руководителей во многом ограничены.

Так, в государственных учреждениях ФРГ без согласия совета по персоналу руководитель, имея вакансию, не вправе принять на нее даже секретаршу. Еще более ограничены компетенции руководителя в решении социальных вопросов в Италии. Здесь с 1971 г. действует Устав прав трудящихся, который ограничивает власть собственника и администрации рамками технологического процесса. Такие же жизненно важные социальные вопросы, как прием на работу, перемещение внутри предприятия, оплата, увольнение и др., решаются с согласия профсоюза. Скажем, в случае увольнения работника руководство обязано доказать, при необходимости через суд, обоснованность мотива увольнения и, если это будет признано, выплачивать увольняемому работнику в течение двух лет почти полную зарплату [6]. Очевидно, что в таких условиях одна из функций уп-

равления персоналом - освобождение работников - становится весьма непростым и дорогостоящим делом, имеющим мало общего с увольнением как извещением об этом работника по почте с помощью голубого конвертика - такого рода упрощенная процедура увольнения была характерна для тейлористских методов управления.

Развитие демократии в обществе и на производстве прямо связано с седьмым фактором повышения значимости персонала в современном производстве - ростом цены рабочей силы. Ныне в западных демократиях весьма велика цена труда. Самыми высокими затраты на труд в последние годы были в ФРГ и Швейцарии, хотя по величине зарплаты эти страны уступают США и некоторым другим государствам.

Помимо расходов на зарплату, в затратах на персонал велика доля социального страхования (одну половину этих затрат в ФРГ оплачивает предприниматель, другую половину - наемный работник), оплаты отпусков (в ФРГ они составляют 4-6 недель) и социальных услуг на предприятии (медицинское обслуживание, психологические и юридические консультации, бесплатные туристические путевки, а иногда и финансирование жилья и т.п.).

В странах Запада с социальной рыночной экономикой затраты на оплату труда существенно превышали оплату труда в бывших социалистических государствах. Так, в старых землях ФРГ, расходы на зарплату составляют в среднем около 20% всей выручки предприятий от реализации продукции, товаров и услуг, в то время как в бывшей ГДР их доля была 8-9%. Некоторые фирмы, например «Ай-Би-Эм», оценивают затраты на одного своего сотрудника в течение всей его работы на предприятии (включая обучение, пенсионные и иные социальные расходы) примерно в миллион фунтов стерлингов [3].

Таким образом, если сотрудник стоит очень дорого; если его трудно уволить, да еще и дорого найти ему достойную замену; если содержание труда требует все более высокой квалификации, самоотдачи, ответственности и инициативы работника и внешний контроль за ним затруднен, то все это повышает значимость персонала в современном производстве и одновременно науки о его эффективном использовании.

Литература:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. - М.: Academia. - 1999.

2. Маренков П.Л. Управление трудовыми ресурсами. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2004.

3. Мерсер Д. Управление в самой преуспевающей корпорации в мире. - М.: Высш. школа, 2009.

4. Федосеев В.Н. Управление персоналом организации: Учеб. пособие. - М.: Экзамен. - 2004.

5. Хадасевич Н. Развитие потенциала персонала организации // Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2010. - № 1.

6. Шеркунов С.А. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности и развития кадрового потенциала в сфере науки, техники и высоких технологий // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - № 2.

7. Ковалев С.В. Оценка эффективности управления инновациями на основе развития кадрового потенциала // Вестник ЮРГ-ТУ (НПИ). - 2011. - № 1.

8. Вотякова И.В. Инновационное развитие кадрового потенциала организации в условиях реструктуризации // Экономика строительства. - 2011. - № 2 (8).

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБНОВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Барчук И.Д., профессор кафедры менеджмента и предпринимательства ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и

легкой промышленности», доктор экономических наук, профессор

В статье рассмотрены направления совершенствования технологических процессов предприятия связанных с модернизацией или обновлением технологического оборудования.

Ключевые слова: экономическое обоснование, процесс обновления, технологическое оборудование

THE BASIC CONDITIONS OF AN ECONOMIC JUSTIFICATION OF PROCESS OF UPDATING OF THE PROCESS EQUIPMENT OF THE ENTERPRISE

Barchuk I., doctor of economic sciences, professor of management and entrepreneurship GOU VPO «Russian Correspondence Institute of

Textile and Light Industry»

In article directions ofperfection of technological processes of the enterprise connected with modernization or process equipment updating are considered.

Keywords: an economic justification, updating process, the process equipment.

В рыночных условиях хозяйствования обновление технологического оборудования предприятия будет осуществляться за счёт собственных средств. Поэтому изменяется и роль обоснования различного рода мероприятий и, в частности, модернизации или обновлении технологического оборудования. Обоснование помогает выбору таких решений, которые способствуют увеличению суммы прибыли как главного источника образования основного и оборотного капитала предприятия и способствует рациональному использованию ресурсов.

В рыночных условиях обоснование модернизации или обновления технологического оборудования должно быть комплексным мероприятием и включать в себя не только экономическую оценку сравниваемых вариантов. Оно должно учитывать потребности рынка в продукции, которая изготавливается с помощью данного оборудования, его моральное старение, технические характеристики, социальные последствия и другое. Остановимся на отдельных вопросах обоснования модернизации или обновления технологического оборудования (основных фондов) предприятия.

Следует отметить, что на практике существуют две задачи, взаимосвязанные между собой: обоснование модернизации или обо-

снования технологического оборудования и обоснование обновления продукции предприятия. Взаимосвязь заключается в том, что достижение необходимого уровня качества продукции зависит от организационно-технического уровня производства. В свою очередь, повышение уровня качества продукции влияет на необходимость повышения организационно-технического уровня производства вплоть до реконструкции и перевооружения, что связано с затратами из собственных (заемных) средств предприятия.

На качество продукции в значительной степени влияют технический уровень и организация производства.

Совершенствование производственных процессов и экономики предприятия в целом связано с модернизацией или обновлением технологического оборудования.

В рыночных условиях хозяйствования обновление технологического оборудования предприятия будет осуществляться преимущественно за счёт собственных средств. Поэтому изменяется и роль обоснования различного рода мероприятий и, в частности, модернизации или обновлении (замены) технологического оборудования. Обоснование помогает выбору таких решений, которые способствуют увеличению суммы прибыли как главного источника образова-

зз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.