Научная статья на тему 'Экономические аспекты стратегического планирования на мебельных предприятиях'

Экономические аспекты стратегического планирования на мебельных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЛАН / ПОТЕНЦИАЛ. / РЫНОК / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кораблев Александр Иванович, Чинь Вьет Тьен

В статье рассматриваются экономические аспекты стратегического планирования хозяйственной деятельности мебельных предприятий. Представлены базовые стратегии развития предприятий, обоснована стратегия выживания, которая более пригодна для современного развития экономики страны. Приведена принципиальная схема стратегического планирования. Она учитывает особенности стратегического планирования в условиях рыночной экономики. Показан процесс стратегического планирования деятельности мебельных предприятийI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause economic aspects of strategic planning of economic activities of the furniture enterprises are considered. Base strategy of development of the enterprises are presented, strategy of a survival which is more suitable for modern development of a national economy is proved. The basic scheme of strategic planning is resulted. It considers features of strategic planning in conditions of market economy. Process of strategic planning of activity of the furniture enterprises is shown.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты стратегического планирования на мебельных предприятиях»

Окончание табл. 4

№ (по табл. 1) X, исх. г X. (вар. ^.±10 %) X. ( вар. Ж±20 %)

17,18 -0,00±10,04 -0,04±10,16 -0,06±10,16

19,20 -0,08±Ю,11 -0,07;-0,08 -0,08;-0,11

21,22 -0,15±10,16 -0,11 ±10,16 -0,15±10,16

23,24 -0,15±10,18 -0,09±10,20 -0,09±10,22

25,26 -0,18±10,22 -0,17±10,22 -0,18±10,22

27,28 -0,20±10,27 -0,22±10,30 -0,23±10,30

29,30 -0,24±10,31 -0,22±10,31 -0,22±10,31

31,32 -0,29±10,57 -0,27±10,57 -0,30±10,57

33,34 -0,33±10,79 -0,31 ±10,80 -0,32±10,81

35,36 -0,46±10,88 -0,50±10,90 -0,42±10,85

37,38 -0,58±10,95 -0,57±10,95 -0,58±10,95

39,40 —0,93±11,11 -0,90±11,10 -0,81±11,53

41,42 -2,48±11,37 -3,01±11,35 -2,59±11,36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильев Я. Т. Совершенствование региональной занятости населения в условиях становления рынка труда: Автореф. дисс. ... докт. экон. наук. М. 1997.

2. Семенчин Е.А., Зайцева И.В. Математическое моделирование работы биржи труда // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2004. Т.11. в.2. С. 398-399.

Кораблев А.И., Чинь Вьет Тьен

экономические аспекты стратегического планирования на мебельных предприятиях

Современная экономика России ставит перед мебельными предприятиями множество проблем и задач, определяющих стратегию своего развития. В этих условиях предприятие само разрабатывает концепцию и стратегический план развития на базе оценки имеющихся потенциальных возможностей и анализа реальной рыночной ситуации, определяя основные этапы развития и темпы обновления, обосновывая область деятельности и формы взаимодействия, как с партнерами, так и с конкурентами. Предприятие вынуждено с помощью системы гибкого планирования и управления производством формировать стратегические методы наиболее экономичного достижения поставленных целей при ограниченных ресурсах.

В основе любого стратегического плана развития предприятия лежит базовая стратегия, разработка которой является прерогативой руководства предприятия. Выбор стратегии - искус-

ство управления, зависящее от компетентности и профессионализма руководителей и достоверности собранной исходной информации.

Для российских мебельных предприятий при планировании характерны следующие базовые стратегии:

а) стратегия выживания, которая используется в условиях нестабильности экономики и инфляции. Делается попытка приспособиться к рыночным условиям хозяйствования. Эту стратегию применяют, когда финансово-экономические показатели деятельности предприятия приобретают устойчивую тенденцию к изменению в худшую сторону;

б) стратегию стабилизации используют в условиях стабильности объемов сбыта и получаемой прибыли. Ее реализуют в основном предприятия со стабильной технологией, когда руководство в целом удовлетворено положением своего предприятия;

в) стратегия развития применяется для стабильно действующих предприятий с быстро меняющейся технологией, выражающая стремление предприятия к росту объемов сбыта, прибыли, повышению рентабельности и других показателей эффективности производства.

Для неплатежеспособных мебельных предприятий особое значение, в качестве базовой, имеет стратегия выживания, предусматривающая следующие основные направления:

^ реструктуризацию имущественного комплекса предприятия в целях снижения себестоимости производства и уменьшения нагрузки на прибыль. Реструктуризация заключается в приведении в соответствие состава и структуры имущества предприятия с имеющимися финансовыми возможностями для его содержания;

^ проведение маркетинговых исследований в целях выявления возможных стратегических сегментов рынка;

^ поиск стратегических партнеров или стратегических инвесторов в целях обеспечения портфеля заказов и финансовых средств;

^ реструктуризацию производственного комплекса предприятия;

^ поиск внешних и внутренних источников финансирования предприятия. В качестве источников финансирования могут быть использованы собственные, заемные и привлеченные средства.

Результатом реализации стратегии выживания должна являться финансовая стабилизация предприятия и гибкая система планирования.

Важным аспектом хозяйственной деятельности любого предприятия в условиях рынка является его гибкость, т.е. возможность быстрой адаптации к сложившимся изменениям на рынке, вовремя пересмотреть свой экономический потенциал, в том числе и в системе планирования деятельности предприятия.

Эффективность функционирования предприятия в рыночной экономике зависит, прежде всего, от профессионализма управленческого персонала. Таким образом, человек на предприятии является ключевым ресурсом предприятия.

Особенности развития предприятий, в том числе и мебельной промышленности, в условиях рыночных отношений, определенные на основе анализа основных законов рыночной экономики и динамики формирования рыночных отношений, состоят в следующем:

развитие предприятия как системы определяется динамикой спроса и предложения товаров и услуг;

конкурентоспособность продукции (услуг) предприятий определяется уровнем обновления на основе инноваций;

стремление выжить заставляет предприятия оптимизировать свои затраты и цены, выходить на режим устойчивого функционирования.

Отсутствие планирования (текущего и стратегического) ставит предприятие в тяжелое положение, когда не обеспечивается должное руководство предприятием в процессе стратегического планирования, в частности:

- непонимание будущих задач хозяйственной деятельности;

- неумение рассматривать хозяйствование как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;

- потеря ориентации в хозяйственной деятельности, т.к. руководствуются только краткосрочными интересами и не понимают общего смысла происходящих событий;

- не в состоянии определить основные потребности рынка;

- оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками конкурентной деятельности.

Практика показывает, что быстрый рост и успех предприятия очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являются следствием таланта руководителя, его энергичного и решительного руководства деятельностью предприятия. Многие предприятия начинают применять методы стратегического планирования в тот период своего развития, когда уже прошел этап крупного успеха и предприятие вступило в стадию зрелости. На этой стадии предприятие хотя и имеет значительные финансовые достижения, но возрастает вероятность утраты им гибкости и предпринимательского духа, что предопределяет необходимость обеспечения стабильности.

Современный рынок предъявляет особые требования к предприятиям. Сложность конкурентных отношений, высокая подвижность внутрифирменных и рыночных процессов создают новые предпосылки для более серьезного подхода к применению методов планирования в условиях рынка.

К сожалению, стратегическое планирование в России в 90-е годы ХХ-го века применялось

недостаточно эффективно, что вызвано рядом причин, среди которых: неопределенность российской экономики; инфляция; привязка к курсам иностранных валют; неплатежеспособность предприятий и др. Поэтому планировать свою деятельность на длительную перспективу стало весьма проблематично.

Принимаемые при стратегическом планировании решения должны приводить к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Главной задачей является обеспечение процесса внедрения инновационных решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия.

Особенностями современного этапа развития экономики России являются: адаптация предприятий к внешним, как благоприятным условиям, так и возможным опасностям (рискам); выявление соответствующих вариантов и обеспечение эффективного приспособления стратегии к внешнем условиям.

На рис. 1 представлена графически концептуальная модель стратегического планирования в условиях рыночной экономики, разработанная автором.

Применение методов стратегического планирования необходимо для всех предприятий, независимо от их размера:

• Малые и средние мебельные предприятия характеризуются гибкостью, маневренностью, развитием новых сфер деятельности, что приводит к потребности в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Причем планирование должно быть не формальным, а должным, способным охватывать все направления деятельности, координировать и контролировать весь ход хозяйственной деятельности.

• Для крупных предприятий функция планирования является традиционной, трудно представить крупное предприятие, где работает несколько тысяч человек и где нет соответствующего учета, разработанного плана и контроля за его выполнением. В противном случае будет хаос, что приведет к дестабилизации деятельности предприятия.

Стратегическое планирование, рассматривается как процесс практической деятельности предприятия, в результате которого реализуются разработки стратегических прогнозов, проектов стратегических программ и планов.

Весь проце сс планирования предприятия можно представить в виде двух стадий:

Стадия 1: разработка стратегии деятельности предприятия;

Рис. 1. Графическое изображение концептуальной модели формирования стратегического плана предприятия

Стадия 2: определение тактики реализации выработанной стратегии на основе текущего и оперативно-производственного планирования.

Разработка стратегии предприятия заключается в выработке главных (приоритетных) целей и основных способов их достижения.

Роль текущего и оперативно-производственного планирования заключается в принятии решений о распределении ресурсов предприятия для достижения стратегических целей.

Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка во многом определяется текущей рыночной ситуацией.

В общем виде стратегическое планирование предприятия заключается в выборе основных направлений производственной деятельности, приемов и методов, обеспечивающих достижение

долгосрочных целей предприятия в постоянно меняющихся условиях внешней среды. Для наглядности представим механизм стратегического планирования (рис. 2).

Стратегическое планирование - это концепция выживания и развития предприятия в определенных условиях, на базе которой дается конкретное представление о том:

♦ каким должно быть предприятие в будущем;

♦ в каком окружении ему предстоит функционировать;

♦ какую занимать долю и применять стратегию на рынке;

♦ какие иметь конкурентные преимущества;

♦ какие изменения должны быть осуществлены на предприятии.

Практическая реализация стратегического плана

Контроль за выполнением стратегического плана

Рис. 2. Механизм стратегического планирования

Исходя из концепции стратегического планирования, необходимо определить потенциал предприятия и стратегию его развития.

Потенциалом предприятия является совокупность его возможностей по выпуску продукции, определяемая факторами производства (ресурсами), находящимися в ее распоряжении.

На потенциал предприятия оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, которые определяют вероятностный характер его потенциала, его большую вариантность, вызванную различными сочетаниями, как ресурсов, так и факторов.

Степень использования потенциала зависит от стратегии предприятия. Развитие рыночных отношений ставит перед предприятием множество задач, определяющих принципы формирования его экономики. В этих условиях предприятие само разрабатывает концепцию и стратегию своего развития на базе оценки имеющихся ресурсов и анализа рыночной ситуации, определяя основные этапы развития и темпы обновления, обосновывая область деятельности и формы взаимодействия, как с партнерами, так и с конкурентами. Предприятие

как бы вынуждено с помощью системы гибкого планирования и управления производством формировать стратегические методы наиболее экономичного достижения поставленных целей при ограниченных ресурсах.

Современный рынок предъявляет особые требования к предприятиям. Сложность конкурентных отношений, высокая подвижность внутрифирменных и рыночных процессов создают новые предпосылки для более серьезного подхода к применению методов стратегического планирования.

Таким образом, развитие стратегического планирования на мебельных предприятиях возможно только в условиях стабилизации экономики и снижения уровня неопределенности во всех сферах. Сейчас стратегическое планирование осуществляется символически или в укрупненном виде по отдельным направлениям деятельности предприятия. Стратегия выживания, не может служить стратегией развития, это вынужденная мера в данных условиях. Должное стратегическое планирование возможно только тогда, когда предприятия применяют стратегии стабилизации и развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипов В.М Стратегическое планирование на предприятии. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

2. Владимирова Л.Я Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.

3. Ляско В.И Стратегическое планирование развития предприятия. М: Изд-во «Экзамен», 2005.

4. Стратегическое планирование и управление / Под ред. проф. А.Н. Петрова: Учеб. пособ. 4.2. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

5. Тренев H.H. Стратегическое управление. М: Приор, 2000.

6. ..Лобанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии. М: Изд-во «Приор», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.