Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ "УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ"'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ "УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕНСИВНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА / ПРОГРЕССИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ / QUALITY MANAGEMENT / COMPETITIVENESS / INTENSIVE PRODUCTION METHODS / TECHNOLOGY PROGRESSIVENESS / LABOR PRODUCTIVITY / USE VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майкова П.Н., Дорошенко Ю.О., Бачинский А.Г.

В данной статье представлены две модели экономики общего управления качеством. Во-первых, концепция управления качеством рассматривается как технологическая инновация, требующая инвестиций. Изучено влияние рыночной конкуренции на инвестиции в технологии, связанные с качеством. С новыми качественными технологиями падение цен, повышение качества и снижение средней стоимости. Фирмы должны предвидеть выбор технологий конкурентов и рыночные цены при оправдании инвестиций в качественные технологии. Когда все фирмы быстро внедряют качественную технологию, отдача от таких инвестиций нормальна, то есть имеет нулевую чистую приведенную стоимость. Фирма вкладывает больше средств в технологии, связанные с качеством, и производит продукцию более высокого качества, назначает более высокую цену и получает более высокую прибыль, чем конкуренты. Преимущества фирмы в отношении качества, цены и прибыли сохраняются со временем. Во второй модели мы показываем, что ценность фирмы увеличивается, когда удовлетворение потребностей клиентов используется в качестве цели путем согласования стимулов. Это объясняет общее использование мер удовлетворенности клиентов в программах TQM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASPECTS OF THE CONCEPT OF "QUALITY MANAGEMENT"

This article presents two economics models of general quality management. First, the concept of quality management is seen as a technological innovation that requires investment. The influence of market competition on investment in technology related to quality is studied. With new high-quality technologies, falling prices, improving quality and lowering average cost. Firms must anticipate competitor technology choices and market prices when justifying investments in quality technology. When all firms quickly implement high-quality technology, the return on such investments is normal, that is, it has zero net present value. The company invests more in technology related to quality and produces products of higher quality, sets a higher price and receives higher profits than competitors. The benefits of a firm in terms of quality, price and profit persist over time. In the second model, we show that the value of a company increases when customer satisfaction is used as a goal by matching incentives. This explains the general use of customer satisfaction measures in TQM programs.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ "УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ"»

УДК: 338.001.36

Майкова П.Н. студент 2 курса Институт Финансов, Экономики и Управления

Дорошенко Ю. О. студент магистратуры 1 курса Гуманитарно-педагогический институт

Бачинский А.Г. студент магистратуры 1 курса Институт машиностроения Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ

КАЧЕСТВОМ»

Аннотация: в данной статье представлены две модели экономики общего управления качеством. Во-первых, концепция управления качеством рассматривается как технологическая инновация, требующая инвестиций. Изучено влияние рыночной конкуренции на инвестиции в технологии, связанные с качеством. С новыми качественными технологиями падение цен, повышение качества и снижение средней стоимости. Фирмы должны предвидеть выбор технологий конкурентов и рыночные цены при оправдании инвестиций в качественные технологии. Когда все фирмы быстро внедряют качественную технологию, отдача от таких инвестиций нормальна, то есть имеет нулевую чистую приведенную стоимость. Фирма вкладывает больше средств в технологии, связанные с качеством, и производит продукцию более высокого качества, назначает более высокую цену и получает более высокую прибыль, чем конкуренты. Преимущества фирмы в отношении качества, цены и прибыли сохраняются со временем. Во второй модели мы показываем, что ценность фирмы увеличивается, когда удовлетворение потребностей клиентов используется в качестве цели путем согласования стимулов. Это объясняет общее использование мер удовлетворенности клиентов в программах TQM.

Ключевые слова: управление качеством, конкурентоспособность, интенсивные способы производства, прогрессивность технологий, производительность труда, потребительная стоимость

Maykova P.N. student

2 year, Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Tolyatti (Russia) Doroshenko Y.O. magistrant

1 year, Humanitarian-pedagogical Institute

Togliatti State University

Togliatti, Russia Bachinsky A. G. undergraduate 1 year, Institute of Mechanical Engineering

Togliatti State University Tolyatti (Russia) ECONOMIC ASPECTS OF THE CONCEPT OF "QUALITY

MANAGEMENT" Abstract: This article presents two economics models of general quality management. First, the concept of quality management is seen as a technological innovation that requires investment. The influence of market competition on investment in technology related to quality is studied. With new high-quality technologies, falling prices, improving quality and lowering average cost. Firms must anticipate competitor technology choices and market prices when justifying investments in quality technology. When all firms quickly implement high-quality technology, the return on such investments is normal, that is, it has zero net present value. The company invests more in technology related to quality and produces products of higher quality, sets a higher price and receives higher profits than competitors. The benefits of a firm in terms of quality, price and profit persist over time. In the second model, we show that the value of a company increases when customer satisfaction is used as a goal by matching incentives. This explains the general use of customer satisfaction measures in TQM programs.

Keywords: quality management, competitiveness, intensive production methods, technology progressiveness, labor productivity, use value

В современных условиях критерием производительности труда является не столько рост объемов производства, сколько расширение выпуска продукции и услуг высокого качества и, как следствие, увеличение спроса на продукцию. «Концепция современного управления «качество через систему управления» призвана создать отлаженную систему преобразования ресурсов в готовую продукцию и позволяет менеджменту предприятия сосредоточивать свои усилия на поиске и внедрении наиболее прогрессивных и наукоемких методов и стратегий. Экономический аспект улучшения качества продукции проявляется в формировании новых концепций: от управления качеством к качеству управления, к росту производительности посредством улучшения качества продукции, от улучшения качества к росту функциональных возможностей продукции. Прогрессивность технологий в конечном итоге имеет цель улучшения качества продукции во всех его аспектах с одновременным повышением ее экономических показателей.» [1]

Количество и качество эти категории сопровождают человека и человечество на протяжении всей истории его развития. Значение этих категорий для экономики общества различно и состоят в следующем.

«TQM - это философия управления, действующая в масштабах всей компании, которая заключается в постоянном улучшении качества продуктов / услуг / процессов путем сосредоточения внимания на потребностях и ожиданиях клиентов с целью повышения их удовлетворенности и эффективности работы компании.» [2]

Существуют смешанные результаты о взаимосвязи между общей практикой управления качеством и эффективностью [1-3]. Причины смешанных результатов могут быть следующими. Предыдущие исследования использовали разные методы, разные переменные TQM и разные показатели эффективности в своих моделях исследований. Они были выполнены в разных контекстах, таких как разные страны и разные отрасли. Барьеры для практики TQM могли привести к неоднозначным результатам в разных исследованиях.

Исследования с использованием соответствующих аналитических методологий и измерительных инструментов могут внести значительный вклад в исследование работы по TQM, в которой анализируются причины взаимосвязи между практиками TQM и производительностью. Цели этой работы - выявление влияния практик TQM на различные результаты деятельности фирм, изучение причин и трудностей внедрения практик TQM фирмами в и использование соответствующих аналитических методов и методов статистического анализа для исследования взаимосвязи между практиками TQM и результатами работы фирм.

Общая практика TQM

В большинстве предыдущих исследований сообщается, что общая практика TQM была положительно связана с производительностью и производственными показателями, показателями качества,

удовлетворенностью / эффективностью сотрудников, эффективностью инноваций, удовлетворенности клиентов / результатов, конкурентных преимуществ, доли рынка, финансовых показателей и совокупных показателей деятельности фирмы. Однако некоторые авторы нашли отрицательные или незначительные результаты.

Лидеры в системе TQM рассматривают фирму как систему; поддерживать развитие сотрудников; установить многопунктовое общение между сотрудниками, менеджерами и клиентами; и эффективно использовать информацию. Кроме того, лидеры поощряют участие сотрудников в принятии решений и расширяют возможности сотрудников. Приверженность высшего руководства и участие в практиках TQM являются наиболее важными факторами успеха практик TQM. Менеджеры должны демонстрировать больше лидерских качеств, чем традиционные методы управления, чтобы повысить осведомленность сотрудников о качественных действиях по внедрению и практике TQM.

Лидерство улучшает операционные показатели, эффективность управления запасами, эффективность сотрудников, эффективность инноваций, социальную ответственность и результаты клиентов,

финансовые показатели, и общая эффективность фирмы. Лидерство положительно связано с производительностью.

Эффективное управление знаниями гарантирует, что сотрудники получают своевременные, надежные, последовательные, точные и необходимые данные и информацию, поскольку они должны эффективно и результативно выполнять свою работу в фирме. Только так можно достичь ожидаемых выгод от практики TQM. Управление процессами делает упор на действия, а не на результаты, посредством ряда методологических и поведенческих действий. Он включает в себя превентивные и проактивные подходы к управлению качеством, чтобы уменьшить изменения в процессе и улучшить качество продукта. Знания и успешные практики управления процессами контролируют данные о качестве для эффективного управления процессами. Таким образом, скорость оборота закупаемых материалов и инвентаря может быть улучшена. Ошибки или ошибки в процессах также могут быть выявлены и исправлены вовремя. Процессы совершенствуются посредством периодического контроля процессов и непрерывного мониторинга данных о качестве. Эффективное управление знаниями и процессами сводит к минимуму негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, когда процессы становятся ориентированными на профилактику, затраты снижаются, а прибыль фирмы увеличивается.

Фирмы TQM должны проводить необходимое обучение для всех своих сотрудников, чтобы повысить свою квалификацию в своих задачах. Эффективное обучение менеджменту и повышение качества приносят успех фирмам. Эффективные знания и способности сотрудников будут обеспечивать устойчивое управление качеством в фирме. Кроме того, обучающиеся организации быстро адаптируются к изменениям и вырабатывают уникальное поведение, которое отличает их от других фирм и позволяет им получать лучшие результаты. Качество не начинается в одном отделе или функции; это ответственность всей фирмы. Обучение должно проводиться для всех сотрудников на основе результатов оценки потребностей в обучении.

Благодаря эффективному обучению сотрудники знают отрасль и структуру фирмы. Кроме того, эффективное обучение повысит лояльность сотрудников к фирме, мотивации и производительности труда. Если сотрудники будут обучены производству надежных и высококачественных продуктов и / или услуг, их полное участие на стадии производства будет более плодотворным. Таким образом, удовлетворенность клиентов увеличится, а жалобы клиентов уменьшатся

Управление цепочкой поставок в TQM подразумевает сокращение и рационализацию базы поставщиков для облегчения управления отношениями с поставщиками, развития стратегических альянсов с поставщиками, работы с поставщиками для обеспечения того, чтобы ожидания соответствовали [1], и вовлечения поставщиков на раннем этапе процесс разработки продукта, чтобы воспользоваться их возможностями и

опытом.

Входные данные от поставщиков составляют первую фазу производства продуктов и / или услуг в фирме. Высококачественные материалы обеспечивают высокое качество продукции и / или услуг. Поэтому поставщики должны принять TQM и участвовать в этом процессе. Эффективные методы управления поставками позволяют поставщикам внедрять управление качеством и своевременно предоставлять надежные и высококачественные продукты и / или услуги.

Фирмы TQM фокусируются на обслуживании внешних клиентов. Сначала они должны знать ожидания и требования клиентов, а затем предлагать продукты / услуги, соответственно. С помощью успешных усилий, направленных на клиента, производство может быть организовано с учетом потребностей, ожиданий и жалоб клиентов. Это побуждает фирмы своевременно производить высококачественные и надежные продукты / услуги с повышенной эффективностью и производительностью. Когда ожидания клиентов оправдаются, их удовлетворенность будет увеличена, а продажи фирмы и доля рынка увеличатся.

Стратегическое планирование качества включает в себя видение, миссию и ценности фирм. Они формируются с учетом концепции качества. Благодаря эффективному стратегическому планированию качества сотрудники принимают участие в разработке концепции, миссии, стратегий и целей. Это облегчает принятие и поддержку стратегических планов качества сотрудниками. Успешные усилия по стратегическому планированию качества также учитывают возможные побочные эффекты плана для окружающей среды до производства. Это проявит и улучшит социальную ответственность фирмы.

Причиной внедрения практики TQM является повышение удовлетворенности клиентов, качества продуктов и / или услуг, производительности, производительности производственной линии, производительности сотрудников, качества работы, доли рынка и конкурентных позиций. Другая причина заключается в сокращении времени развития производства, растраты запасов, незавершенного производства, затрат, сроков поставки, текучести кадров и жалоб.

Мы выбрали лидерство, управление знаниями, обучение, управление качеством поставщиков, ориентацию на клиента, стратегическое планирование качества, постоянное улучшение, вовлечение сотрудников и управление процессами как факторы практики TQM, основанные на обзоре литературы. Мы также включили несколько факторов эффективности, а именно: операционные показатели, эффективность управления запасами, производительность сотрудников, эффективность инноваций, социальная ответственность, результаты клиентов, а также рыночные и финансовые показатели, чтобы охватить все аспекты деятельности компании

На современном этапе качество рассматривается в основном как экономическая категория. Существует неразрывная связь между основными

экономическими категориями и качеством продукции. Все усилия в области качества продукции направлены на повышение ее конкурентоспособности, что, в свою очередь, зависит от себестоимости единицы продукции, цены, полезности, что проявляется в затратах на эксплуатацию или потребление и качестве, производительности или максимальном удовлетворении спроса. (рис.1.2).

Конкуренция является важным фактором рыночной экономики, экономической конкуренции поставщиков (производителей, посредников) продукции. Продукция, представленная на рынке, конкурирует между собой, а производители этой продукции - фирмы, отрасли, страны. Поэтому конкуренцию и конкурентоспособность можно рассматривать в разных аспектах: конкуренция товаров (товаров, услуг) и конкуренция производителей. Основная концепция - конкурентоспособность продукции, а все остальное - производные.

Уровень качества - относительная характеристика, которая указывает на соответствие качества продукции указанным требованиям и определяет стандарты, эталонные образцы и образцы новейшей продукции. Соотношение цены и качества - это концепция цивилизованного бизнеса и рынка, согласно которой высокие цены означают высокое качество, а низкие - низкое качество. Важно, чтобы цена отражала качество и имидж, которые компания хочет создать для своих продуктов. Цена является единственным элементом, способствующим накоплению ресурсов компании. Все остальные виды деятельности дороги и осуществляются в надежде, что инвестиции окупятся. Выгода - это свойство, которое определяется тем эффектом, который потребитель получает от использования, эксплуатации или потребления продукта. Производительность - способность компании

полностью удовлетворить спрос на количество продукции требуемого качества.

Экономический аспект качества характеризуется стоимостью объекта. В то же время оценка качества потребителей рассматривается при конструктивном рассмотрении экономических и технических аспектов качества. С философской точки зрения это противоречие определяет неразрывное единство экономических и технических аспектов качества (одно не может существовать без другого).

В бизнесе качество работы (например, производства) связано с качеством работы. Проблемы производственных ошибок неразрывно связаны с потерей и расходованием денег. Постоянное снижение бракованности новых продуктов является существенным фактором удовлетворенности клиентов.

Целью управления качеством служит достижение экономического эффекта (прибыли) и что административное управление качеством также должно опираться на экономические факторы.

Использованные источники:

1. Tracy D. Johnson-Hall, Ensuring Food Safety by Preventing Food Recalls: The Impact of Locus of Failure, Regulatory Agency Discovery, Breadth, and Firm Size on Corrective Action, Journal of Marketing Channels, 10.1080/1046669X.2017.1393230, 24, 3-4, (115-135), (2017).

2. Anna Nagurney and Dong Li, The General Multitiered Supply Chain Model of Quality Competition with Suppliers, Competing on Supply Chain Quality, 10.1007/978-3-319-25451-7_10, (267-313), (2016).

3. Anna Nagurney and Dong Li, Introduction, Competing on Supply Chain Quality, 10.1007/978-3-319-25451 -7_1, (3-25), (2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.