13.4. ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФИРМЫ
Новожилов Алексей Леонидович, преподаватель кафедры мировой экономики и экономической теории
Место работы: Московский финансово-промышленный университет Синергия
Аннотация: Цели и задачи работы: Устойчивость фирмы является общепризнанным условием постоянного и эффективного развития любой бизнес-структуры. При этом немаловажным условием обеспечения устойчивости является внедренная в организации система обеспечения и контроля качества. Накоплен значительный объем опыта, в том числе в аспекте использования в деятельности предприятий и организаций менеджмента качества. Однако имеющийся мировой опыт пока что в недостаточной степени используется отечественным бизнесом. В связи с этим целью работы является конкретизация основных проблем управления качеством и поиск путей их решения в отечественных условиях.
Задачами работы стали анализ исследований, посвященных влиянию системы качества на обеспечение устойчивости фирмы, уточнение основных условий и факторов, ведущих к совершенствованию системы качества фирмы.
Методология исследования. Исследование проводилось на материале 15 публикаций, посвященных различным аспектам проблемы повышения эффективности системы качества и ее влияния на устойчивость фирмы.
Результаты исследования. Сформулированы системные выводы о влиянии системы качества на устойчивость фирмы, согласно которым управление качеством, как инструмент обеспечения устойчивости фирмы, возникло задолго до использования его в виде конкурентного преимущества. На современном этапе развития управление качеством состоит в разработке качественной продукции для удовлетворения клиента; в достижении качества согласно стандартам при минимизации затрат; в участии в управлении качеством всего персонала фирмы. Таким образом, можно сделать вывод, что для устойчивого развития фирмы развитие системы управления качеством принципиально необходимо, поскольку приоритет недопущения дефектов позволяет снизить уровень брака, сохранить имидж, сократить издержки, что, в свою очередь, обеспечит устойчивость фирмы.
Озвученные в работе выводы позволяют выбрать приоритеты в системе управления качеством, обозначают условия устойчивости фирмы, а также перечень необходимых мер, в том числе важнейших и первоочередных в сфере совершенствования внутрифирменной системы качества, направленной на повышение устойчивости фирмы.
Статья адресована специалистам в сфере менеджмента качества, а также всем, кто проявляет интерес к данной тематике.
Ключевые слова: система качества, устойчивость, технический регламент, затраты на качество.
IMPACT OF QUALITY SYSTEM TO ENSURE THE SUSTAINABILITY OF THE COMPANY
Novozhilov Alexey L., Lecturer, Department of World Economy and Economic Theory
Work place: Moscow Financial-Industrial University Synergy
Annotation: Aims and objectives: The stability of the company is a recognized condition for permanent and effective development of any business structure. At the same time an important prerequisite for sustainability is implemented in the organization of quality assurance and control. Accumulated a considerable amount of experience, including in terms of use in enterprises and organizations quality management. However, the existing international experience so far insufficiently used domestic business. In this regard, the aim of the work is to specify the main problems of quality control and the search for solutions to them in domestic conditions.
The objectives of the work was the analysis of studies on the impact of the quality system to ensure the sustainability of the company, clarifying the basic conditions and factors leading to the improvement of the quality of the firm.
Research Methodology. The study was conducted on the material of 15 publications on various aspects of the problem of increasing the effectiveness of the quality system and its impact on the stability of the company.
Results of the study. Formulated systemic conclusions about the impact of the quality of the stability of the company, according to which the quality management as a tool to ensure the sustainabil-ity of the company, appeared well before using it as a competitive advantage. At the present stage of development of quality management is to provide quality products to meet customer; in achieving quality according to the standards while minimizing costs; of involvement in quality management for all staff of the company. Thus, we can conclude that the development of the sustainable development of the company quality management system is fundamentally necessary because the priority is to prevent defects can reduce the level of marriage, save the image, reduce costs, which in turn will ensure the sustainability of the company.
Sounded the findings allow to choose priorities in the quality management system, represent the conditions of stability of the company and a list of the necessary measures, including the most important and urgent in improving in-house quality system aimed at improving the sustainability of the company.
The article is addressed to specialists in the field of management.
Keywords: quality system, sustainability, technical regulations, quality costs.
Современное развитие системы качества связано с информационными технологиями. Ранее управление качеством [1] было направлено на сокращение издержек, а при экономике знаний ориентировано на требования клиента посредством информационных технологий с учетом стандартов качества. Управление знаниями, как инструмент обеспечения устойчивости, позволяет задействовать не только технологию, но и персонал, культуру. Новая модель экономики строиться на знании, которое управляет потенциалом устойчивого развития, а интеллектуальный капитал ценится в не меньшей степени, чем производственный или финансовый.
Процесс устойчивого развития предпринимательства предполагает наличие комплексной политики экономического и социального развития регионов и организаций. При этом приоритетны факторы, которые гарантируют рост экономических показателей и устойчивое развитие экономики в регионе. Одним из таких факторов как показывает практика многих стран, является концепция качества [2]. С другой стороны улучшение качества служит основой стратегии обеспечения устойчивости фирмы.
В концептуальном смысле повышение качества является одной из эффективных стратегий удовлетворения потребителей и снижения затрат. Это обстоятель-
ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФИРМЫ
ство показано в виде «цепной реакции» Деминга, (см. рисунок 1) [3].
Суть «цепной реакции» в улучшении качества, что служит тригерром процесса, приводящего к следующим результатам:
- снижению стоимости из-за уменьшения переделок, меньшего числа ошибок;
- росту производительности за счет отработки технологии;
- захвату рынка за счет лучшего качества и более низкой цены;
- устойчивому развитию предпринимательской структуры;
- возможности создания рабочих мест за счет расширения производства.
улучшение кЛ'-есщ и
снижемие СТОИМОСТИ
рогт
ПрОНЗДОДИТелЬНОСТН
еозв|Ы1 инвестиций новые рабочие места устойчивость фирмы
Рисунок 1. Цепная реакция Деминга инвестиций в улучшение качества
Конечным результатом этой реакции является возврат инвестиций в повышение качества. Дополнить этот процесс целесообразно вложением инвестиций в инновации, замыкая в виде спирелеобразного цикла. Улучшение качества продукции способствует снижению требуемого количества изделий, сокращению фондов. Это ведет к росту доходности производства и отражается в устойчивом развитии фирмы.
Управление качеством на уровне фирмы определяются решением следующих задач:
- соблюдение требований в области технического регулирования;
- внедрение новых стандартов и других нормативных документов;
- мероприятия по совершенствованию бизнеса фирм, в том числе улучшению качества продукции.
Мировая тенденция состоит в регулировании только требований по безопасности продукции. Требования по качества и устойчивости относятся к добровольной сфере. А эти стандарты участники рынка могут использовать для улучшения качества своей продукции и конкурентных преимуществ.
По мнению автора, целесообразно: снизить нагрузку на предпринимательские структуры, упорядочить административный контроль, сблизить нормативно-правовую базу России по обеспечению качества с международными стандартами. Принятый в 2002 г. ФЗ- №184 «О техническом регулировании» направлен на решение задач в этом направлении. В законе определены единые требования к продукции, процессам ее производства, применению сертификации, так как эти элементы могут быть источником ограничения конкуренции на рынке. При этом требования по безопасности продукции устанавливаются техническими регламентами.
Что касается качества продукции, то оно определяется добровольными стандартами. При этом компетентность производителя зависит от его системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9000.
Наряду с реформированием системы стандартизации Законом «О техническом регулировании» предусмотрено изменение подхода к сертификации продукции и услуг. Сейчас в России подлежит сертификации около 80% всей продукции, а в ЕС - наоборот: допустимо подтверждение соответствия продукции требованиям по-
средством декларирования. Преимущество этого способа - в экономии ресурсов для производителя.
Следует отметить, что состояние с внедрением систем менеджмента качества в России пока неудовлетворительно [2]. Распространению систем менеджмента качества препятствуют: добровольный характер сертификации систем, ограниченное признание российских сертификатов за рубежом, слабая подготовка специалистов в области систем менеджмента качества.
За последнее время предприняты меры по устранению указанных недостатков. С 2003 года Россия состоит в Международной сети по сертификации систем менеджмента качества IQNet как официальный партнер. И имеет право выдавать одновременно с сертификатом национальной системы ГОСТ Р сертификат и знак IQNet, признаваемый в 32 странах мира.
Аргументом в пользу роста устойчивости фирмы на основе менеджмента качества, способного улучшать качество продукции для удовлетворения потребителей [4], является история развития концепции качества.
В истории концепции качества можно выделить несколько периодов (фазы развития), приводом которых служит конфликт между внутренними и внешними целями фирмы. Обычно внутренней целью является рост прибыли (см. рисунок 2). Внешняя же цель состоит в обеспечении качества продукции и, соответственно, устойчивости фирмы на рынке и конфликтует с внутренней целью. Это противоречие на каждой стадии развития производства, рынка и общества имело свои особенности. База обеспечения качества - стандартизация, метрология и взаимозаменяемость продукции. Ф. Тейлором была разработана концепция менеджмента на основе системного подхода, управления персоналом, разделения ответственности в бизнесе фирмы, нормировании труда.
Стоимость (ИЙ1
1 выручка ^ /'
^ издержки
/1 01-низкое 0.ОПТ- ! „
/ Оптимальное / / Ц2 -высокое качество
Рисунок 2. Влияние цены и уровня качества на себестоимость продукции Реализация этой концепции привела в начале XX в. к росту контролеров вдо 40% от числа рабочих. Рост качества сопровождался ростом затрат на его обеспечение и цели роста эффективности производства и качества изделий не достижимы одновременно [5].
Далее идет фаза управления качеством (20-е гг. XX в.) для устранения противоречий предыдущей фазы. Производственный процесс имеет предел выпуска изделий без дефектов, и определяется всей деятельностью фирмы. После этого предела опять действует конфликт между ростом эффективности производства и ростом качества изделий.
Накопившиеся противоречия в середине ХХ века привели к формированию фазы менеджмента качества, сформулированной Э. Демингом при разработке теорию статистического управления процессами. Вместо концепции увеличения выхода изделий без брака появилась концепция «О - дефектов». Противоречие между ростом качества и эффективности производ-
ства устранилось: можно одновременно увеличивать качество и снижать издержки (см. рисунок 3).
В настоящее время распространена концепция качества, основанная на том, что качество определяется потребителем[6]. Рассмотренный обзор эволюции подходов к качеству показывает его структурированность и соответствие технологическим укладам.
Затраты(руб)
\ V /
v \ / /
/
Н>-~---—__
Ремесленное производство
Массовое производство
Рисунок 4. Эволюция смены технологических укладов производства Характеристика менеджмента фирмы может быть получена посредством оценки ее бизнеса [8]. При этом следует отметить, что качество продукции - способ-
ность удовлетворять потребности клиентов, и мерой его может быть только удовлетворенность потребителей.
В [9] отмечается, что влияние на потребителей подразумевает оценку их удовлетворенности продукцией. Удовлетворенность потребителей качеством основана на оценке их поведения в рамках стандарта ISO 90042000, который служит для сертификации фирм. Такова методология процесса разработки гарантии качества продукции. Используя модель Н. Кано для описания этого процесса, можно выделить три класса удовлетворенности (см. рисунок 5).
Уровень ожиданий потребителя и его интенсивность характеризуют вероятностный уровень реализуемости его представлений о ценности продукции.
Качество ннзкое
0 качество
1- расходы на контроль качества; 2 -издержки производства; 3 -потери из-за дефектности; 4 - общая сумма издержек на производство; 5 - оптимальное соотношение «общие затраты-качество» Рисунок 3. Затраты на качество при выпуске продукции В настоящее время отмечается слияние общего менеджмента и менеджмента качества, реализованного в виде концепции TQM (общее управление качеством). Таким образом, управление качеством с учетом экологии становится основой устойчивого развития организации [7].
Процесс обеспечение качества состоит из ряда этапов: анализ, проектирование, контроль качества. При этом система управления качеством строится циклически из этапов: планирование, производство, контроль, совершенствование продукции на протяжении всего жизненного цикла изделия.
На качество управления устойчивостью фирмы оказывает влияние переход от массового к экономному производству. Экономное производство отличается от массового и единичного целями и методологией проектирования и производства, логистическими цепочками поставок. Одна из целей экономного производства - устранение потерь ресурсов, так как потери влияют на цену продукции, качество и сроки поставок.
Также отмечается тренд перехода к «активному» и интегрированному производству. Отличие активного от экономного производства состоит в том, что первое -работает в стабильных условиях, а второе - способно работать в условиях неопределенности.
В целом эволюция типов производства под воздействием менеджмента качества протекала в следующей последовательности (см. рисунок 4).
Современная парадигма характеризуется созданием интегрированной системы управления с учетом сложности фирмы и нелинейности ее бизнес- процессов.
Высокая
удовлетворенность желаемое
/ Удовлетворенность низкая
Рисунок 5. Уровни удовлетворенности потребителей [10] Исследование проблем предпринимательских структур, связанных с неудовлетворением требований клиентов, их дифференциации и расстановки приоритетов, позволяет сформулировать алгоритм учета и оценки удовлетворённости потребителей, который целесообразно использовать в системе менеджмента качества (СМК) для устойчивого развития предпринимательской структуры (см. рисунок 6).
Качество
(материальное)
Характеристики
продукции
Качество (нематериальное) обслуживания
Ожидания потребителей
Ценность для потребителя
Индекс
удовлетворенности потребителей
И
Приверженность потребителя
Активное Интегрированное -
производство производство
Рисунок 6. Алгоритм учета и оценки удовлетворённости потребителей
Выгоды от роста числа удовлетворенных клиентов значительны: чем более доволен покупатель, тем вероятнее его повторная покупка.
Следует отметить, что качество для потребителя носит субъективный характер. Соответственно показатели качества определяются рейтинговой оценкой. Это нужно учитывать ввиду того, что положительная оценка качества продукции является одним из индикаторов устойчивости самой фирмы. Ее можно выявить на основе информации:
- о мерах фирмы для обеспечения качества (стандарт качества);
■ об организационной структуре фирмы;
■ о бизнес-процессах фирмы и их инновационности;
■ о динамике критериев качества продукции (определение эффективности).
В качестве основы для анализа системы качества используется стандарт сертификации ISO 9001, который основан на концепции TQM.
При анализе целесообразно применять нормированные рейтинговые оценки для: выбора поставщиков, оценки динамики качества, устранения проблем. Под нормированием подразумевается определение шкалы для рейтинга качества. Для оценки качества продукции
ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФИРМЫ
фирмы используется спектр методов, среди них основные: оценка по результатам работы, самооценка качества, потребительская оценка, экспертная оценка.
Необходимость повышения качества продукции предполагает партнерство заказчика и поставщика в рамках реализации комплекса качества (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Параметры качества продукции_
№ Наименование параметра Значение
1 Практическое применение Основная функция продукции.
2 Особые характеристики База для рекламы, возможности привлечь внимание к продукту.
3 Надежность Вероятность поломки в определенный период времени.
4 Прочность Продолжительность жизненного цикла.
5 Соответствие. Соответствие спецификациям.
6 Обслуживаемость Легкость обслуживания.
7 Эстетика Внешний вид, запах и звук.
8 Общепризнанное качество. Бренд в глазах клиента.
Данные параметры составляют базу системы оценки качества, которая зависит от назначения системы качества.
Целесообразно детальнее рассмотреть универсальные параметры [11]: надежность и соответствие спецификациям при приемке. Надежность - вероятность срока службы продукции в течение гарантии. Сложность - фактор снижения надежности ввиду вероятности выхода из строя компонент. Отклонения от стандартов, вызванные требованиями надежности, несомненно, являются генераторами доходов или, напротив, убытков.
Что касается традиционного подхода к стоимости качества, то кривая соотношения качество/стоимость подобна кривой экономичного запаса в виде буквы и Считается приемлемым первоначальный уровень дефекта, так как предполагается, что уменьшение дефектов повысит расходы. Напротив, согласно концепции качества (0-дефектов), каждый дефект стоит дорого, а их предотвращение снижает расходы (см. рисунок 7).
Стоимость
0 Качество
Рисунок 7. Соотношение качество/стоимость по концепции «О-дефектов» Соответственно, приоритет - в изготовлении изделий с должным качеством, а не «привнесении» качества, что связано с большими затратами. Для этого целесообразно координировать взаимодействие покупателя и продавца для роста качества при минимизации стоимости.
Ключевой проблемой для надежности системы качества фирмы является эффективность логистики. Концепция качества вызывает необходимость нескольких источников снабжения. Исходя из принципа конкуренции, можно предположить, что обращение к другому поставщику незатратно для фирмы, и наличие спектра источников дает гарантию снабжения и контроль над поставщиками. Рост качества в виде критерия логистики не соответствует этому. Ясно, что найти надежного поставщика непросто. Соответственно, смена
поставщиков приведет к дополнительным затратам. Однако, один поставщик вызывает ощущение повышенного риска у заказчика.
Традиционный взгляд на качество берет начало в экономике высокого спроса и низкой конкуренции, при которой допустимы дефекты. Он способствовал неполноте оценки стоимости качества и соответственно его ухудшению. Можно выделить три основных типа издержек по качеству: обнаружение, предотвращение и коррекция дефекта (см. рисунок 8).
Стоимость
Рисунок 8. Сопоставление затрат по обнаружению, предотвращению и устранению дефектов
Оценки стоимости качества показывают, что она составляет 30%-40% стоимости продукции. Вследствие этого следует признать качество одной из основных проблем при повышении устойчивости фирмы на рынке.
Поэтому одним из способов решения этой проблемы является формирование условий для функционирования надежной системы обеспечения качества фирмы. Такие условия должны включать следующие элементы: специфику услуги; характеристики взаимоотношений с потребителями; структуру ресурсов; возможность контроля качества потребителем; оценку параметров качества продукта [12].
Немаловажным условием, по мнению исследователей, является также наличие достоверной и эффективной методики анализа затрат на качество, которая, будучи правильно реализована, станет дополнительным эффективным инструментом управления, что в итоге положительно отражается на деятельности фирмы в целом. [13] Итогом чего, по мнению [14], станет обеспечение внутрифирменной устойчивости бизнес-структуры.
При кризисе в экономике надежная система управления качеством позволит обеспечить неуязвимость фирм за счет синергизма и взаимосвязи оптимального сочетания системы обеспечения устойчивости предпринимательской структуры и качества продукции, так как чрезмерное развитие первой может привести к увеличению степени рисков при конкуренции, а второй - к размыванию и распылению ресурсов. Примером могут быть - массовое производство и бренды.
Следует отметить, что концепция устойчивого развития заложена в методологии TQM (всеобщий менеджмент качества) на основе стандартов (см. таблицу 2). Такая система позволяет обеспечить устойчивое развитие организации, ее конкурентоспособность во времени и наиболее полно удовлетворить интересы кластера партнеров [15].
Таблица 2.
Внедрение культуры устойчивого развития_
Сфера Цикл Стандарты
Экономика P-D-C-A* ИСО серии 9000 и 10000, BS серии 25999, OHSAS серии 18000, ИСО серии 27000, МЭК серии 60300, ИСО серии 22000.
Общество P-D-C-A ИСО 26000. Социальная ответственность
Окружающая среда P-D-C-A ИСО серии 14000 . Экологический менеджмент
Культура устойчивого развития P-D-C-A BS серии 8900. Менеджмент устойчивого развития
* - Цикл «Plan - Do - Check - Act» (PDCA): планирование (plan) -цели и процессы для достижения результатов согласно спросу и стратегии организации; осуществление (do) - реализация процессов;
проверка (check) -контроль процессов и продукции относительно стратегии, целей и требований на продукцию; действие (act) -действия по улучшению показателей процессов [ИСО 9001:2008] .
Результатом обобщения опыта в этой области стали принципы и методология обеспечения устойчивого развития предприятий. Стандарты устойчивого развития действуют в различных странах мира. Во многих странах проводится добровольная сертификация по стандартам в области устойчивого развития, соответствующими органами по сертификации.
Первым стандартом Международной Организацией по Стандартизации стал проект стандарта ИСО 20121 «Обеспечение устойчивости при управлении событиями». Проект стандарта содержит основу, необходимую для планирования, поддержания и повышения устойчивости организации.
Процесс устойчивого развития организации предполагает, что ее ресурсы, инвестиции, инновации, квалификация персонала представляют единый комплекс в рамках данного технологического уклада и институциональных изменений и направлены на повышение инновационного потенциала организации, удовлетворения ее потребностей и достижения целей стратегии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При нестабильности экономики приоритетом становится эффективное управление устойчивым развитием организации в совокупности с другими системами менеджмента. Цель устойчивого развития состоит в том, чтобы при удовлетворении текущих потребностей использовались возобновляемые ресурсы с учетом потребностей будущих поколений, а также в минимизации вредных выбросов газов в атмосферу, сохранении экологических ресурсов и обеспечении условий, реализации человеческого потенциала. Установленные цели в области экономики, социальной и окружающей среды, направленные на обеспечение устойчивого развития, предпринимательская структура можно достичь путем внедрения культуры устойчивого развития. Процесс распространения культуры устойчивого развития организации в России может быть начат с внедрения стандартов BS серии 8900.
Список литературы:
1. Барад, М.П. Система управления качеством и ИТ/С. В Кн.: Информационные технологии в бизнесе/М.П. Барад. - СПб: Питер, 2000.-С.58 с.
2. Окрепилов, В.В. Экономические проблемы качества и их решение на региональном уровне/ В.В. Окрепи-лов//Актуальные проблемы теории региональной экономики.-2003.- № 3.-С.67.
3. Басовский, Л.Е., Протасьев, В.Б. Управление качеством/ Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев.-Москва: ИНФРА-М, 2002.-262 с.
4. Черезов, А.В., Карпов, Э.А., Масалытина О.В. Управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры на основе системы качества/. А.В. Черезов, Э.А. Карпов, О.В. Ма-салытина.- Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2004.-183 с.
5. Чермошенцев Д.Н. Анализ современных тенденций с ретроспективой развития управления качеством продукции предпринимательской структуры/ Чермошенцев.- Тамбов: БМА, 2004.-314 с.
6. Свиткин, М.В. От менеджмента качества - к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность?/ М.В. Свиткин //Стандарты и Качество.- 2004. -№ 1.-С. 10
7. Спицнадель, В.Н. Системы качества./В. Н. Спицнадель -СПб: Бизнес-пресса, 2000.- 261 с.
8. Канджи, Дж. К., Моура, Р. Балльные оценки бизнеса/ Дж. К. Канджи, Р.Моура // Все о качестве. Зарубежный опыт. М., 2003. Вып. 39. -С. 3 - 16.
9.Лясников, Н.В. Потребительское поведение и стратегическая устойчивость промышленного предпринимательской структуры. Монография/ Н.В. Лясников.-. М.: Агентство печати «Наука и образование», 2008.-276 с.
10. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Интегрированная цепь поставок/ Д.Бауэрсокс, Д.Клосс .- М.: Олимп-Серви,. 2006.-478 с.
11. Демьянович, И.В. Концепция устойчивого развития и менеджмент качества транспортного холдинга/ И.В. Демьянович //Проблемы современной экономики. -2010.- № 1 (33).-С.79.
12. Demyanovich I.V. The Concept of Sustainable Development and Transport Holding Qaulity Management/ I.V. Demy-anovich//Problems of Modern Economy.- 2010.- No.1 (33).-Р.79.
13. Краснова Е. А. Система учета и анализа затрат на качество как метод повышения эффективности деятельности предприятия// Бизнес в законе 2013. №1 С. 181-184
14. Бруслов А. Ю. Внутрикорпоративная устойчивость: практические рекомендации// Социально-политические науки. 2014. №2. С. 16-22.
15. Шадрин, А.Д. О причинах низкой эффективности применения стандартов ИСО серии 9000/ Шадрин // Стандарты и качество. -2009.- № 2.-С.62.
РЕЦЕНЗИЯ
Данная статья посвящена анализу влияния системы качества на обеспечение устойчивости фирмы.
В статье дана характеристика повышения качества деятельности фирмы как основой стратегии обеспечения ее устойчивости, рассмотрены состояние, рассмотрены история развития концепции качества в мировой практике и современное состояние менеджмента качества, а также представлены основные направления и перспективы внедрения менеджмента качества в современные российские реалии.
Отдельное внимание в статье уделено анализу параметров качества выпускаемой фирмой продукции, а также таким ключевым проблемам надежности системы качества фирмы как эффективность логистики и издержки по качеству.
Сформулированные в статье выводы о влиянии системы качества на устойчивость фирмы, позволяют выбрать приоритеты в системе управления качеством, обозначают условия устойчивости фирмы, а также перечень мер, которые необходимо осуществить в указанном направлении.
Рецензент
доцент кафедры гражданского права Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», канд. юрид. наук
Р.В. Пузиков