Таким образом, цель исследования была достигнута. В рамках исследования была подтверждена значимость экономических новостей по отношению к изменению доходности государственных облигаций. Мы получили чрезвычайно интересные результаты влияния вируса COVID-19 на ответные изменения. Дальнейшие исследования могут расшить и дополнить представленные результаты, например - в части развивающихся рынков.
Источники:
1. Рамазанов А. В. Показатели, влияющие на фондовый рынок в России, и регулирование его развития //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2022. - №. 1. - С. 32-40.
2. Consoli S., Pezzoli L. T., Tosetti E. Emotions in macroeconomic news and their impact on the European bond market //Journal of International Money and Finance. - 2021. - Т. 118. - С. 102472.
3. Charoenrook A. Does sentiment matter //Unpublished working paper. Vanderbilt University. - 2005.Financial Times.
4. Global Competitiveness Index [Электронный ресурс]. URL: https:// www.oecd.org (Дата обращения: 20.11.2022).
5. Financial Times [Электронный ресурс]. URL: https://ig.ft.com/coronavirus-lockdowns/ (Дата обращения: 10.05.2023).
6. Focus Economics [Электронный ресурс]. URL: https://www.focus-economics.com (Дата обращения: 10.05.2023).
7. Trading Economics Index [Электронный ресурс]. URL: https://tradingeconomics.com (Дата обращения: 10.05.2023).
8. Araci D. Finbert: Financial sentiment analysis with pre-trained language models //arXiv preprint arXiv: 1908.10063. - 2019.
9. Xu Y. et al. Sentiment indices and stock returns: Evidence from China //International Journal of Finance & Economics. - 2023. - Т. 28. - №. 1. - С. 1063-1080.
10. Investing.com - Stock indexes [Электронный ресурс]. URL: https://m.ru.investing.com (Дата обращения: 10.05.2023).
11. Muharam H. Government Bond Yield Volatility and It's Determinants: The Case of Indonesia Government Bond //The First International Conference on Finance and Banking Faculty of Economics and Business Diponegoro University-Indonesia Financial Management Association (IFMA). - 2013.
12. Koroleva E., Kopeykin M. Understanding of Macro Factors That Affect Yield of Government Bonds //Risks. - 2022. - Т. 10. - №. 8. - С. 166.
13. Goldberg L. S., Leonard D. What moves sovereign bond markets? The effects of economic news on US and German yields //The Effects of Economic News on US And German Yields. - 2005.
14. Paule-Vianez J., Orden-Cruz C., Escamilla-Solano S. Influence of COVID-induced fear on sovereign bond return //Economic Research-Ekonomska Istrazivanja. - 2022. - Т. 35. - №. 1. - С. 2173-2190
EDN: JWCBWE
О.А. Левшукова - к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.A. Levshukova - candidate of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Д.Р. Высоцкая - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.R. Vysotskaya - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Ю.А Кривенко - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
Yu.A Krivenko - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ ECONOMIC ASPECTS OF TAX CONTROL IN THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. В данной статье рассматриваются экономические аспекты налогового контроля в Российской Федерации. Приводятся теоретические аспекты, виды и формы налогового контроля. Статья направлена на выявление основных проблем и предложение путей их решения. Результаты анализа строятся на определении перспектив развития налогового контроля в России. Также изучается влияние налогового контроля на экономику страны и предлагаются основные направления совершенствования данной области, включая применение современных информационных технологий, автоматизацию процессов налоговой проверки и усиления ответственности за нарушения налогового законодательства. Стоит отметить, что налоговый контроль необходим для обеспечения финансовой устойчивости государства и роста экономики. Однако, его работа напрямую зависит от эффективности налогового законодательства, его принципов и от применения инноваций и нововведений в реформах.
Abstract. This article discusses the economic aspects of tax control in the Russian Federation. Theoretical aspects, types and forms of tax control are given. The article is aimed at identifying the main problems and suggesting ways to solve them. The results of the analysis are based on determining the prospects for the development of tax control in Russia. The impact of tax control on the country's economy is also studied and the main directions for improving this area are proposed, including the use of modern information technologies, automation of tax audit processes and strengthening responsibility for violations of tax legislation. It is worth noting that tax control is necessary to ensure the financial stability of the state and economic growth. However, his work directly depends on the effectiveness of tax legislation, its principles and the application of innovations and innovations in reforms.
Ключевые слова: налоговый контроль, принципы, эффективность, меры, функции, проблемы, перспективы.
Keywords: tax control, principles, efficiency, measures, functions, problems, prospects.
Данная тема актуальна и важна в современных условиях, так как налоговый контроль в России имеет большое значение, так как является одним из основных инструментов государства для сбора налогов и обеспечения финансовой устойчивости бюджета.
При этом его механизм сложный и многогранный процесс, который требует высокой квалификации и компетенции со стороны налоговых органов.
Помимо этого налоговый контроль также играет важную роль для бизнеса и инвесторов, в связи с тем, что позволяет гарантировать защиту их прав и интересов, а также обеспечивает честную конкуренцию на рынке.
Стоит отметить, что в условиях быстро меняющейся как экономической, так и политической ситуации и в условиях развития цифровых технологий, налоговый контроль должен адаптироваться к новым обстоятельствам и использовать инновации для повышения эффективности и улучшения качества контроля. Так, изучение экономических аспектов налогового контроля в РФ остается актуальной темой для дальнейшего развития и совершенствования налоговой системы.
Цель данной статьи - проанализировать экономические аспекты налогового контроля в России и рассмотреть важность налогового контроля в экономике страны, как средство противодействия незаконному обороту денежных средств и нарушению финансового законодательства. Статья также исследует влияние эффективного налогового контроля на экономический рост и конкурентоспособность государства.
Налоговый контроль - это комплекс мер, направленных на проверку исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками. Он направлен на обеспечение достоверности деклараций налогоплательщиков для предотвращения налоговых преступлений, нарушений или ошибок при заполнении деклараций. Налоговые ор-
ганы проводят проверку деятельности налогоплательщика и его соблюдения законодательства о налогах и сборах. В результате этой проверки налоговые органы могут выявить нарушения и обнаружить необоснованные или недостоверные заявления в налоговых декларациях налогоплательщика [1].
Суть налогового контроля заключается в том, что с помощью его выявляются и пресекаются налоговые правонарушения:
1) уклонение от уплаты налогов;
2) неправомерное получение налоговых выгод;
3) легализация доходов, полученных в результате преступной деятельности.
В России контроль осуществляется органами налоговой службы, которые осуществляют ряд функций и имеют право проводить проверки у юридических и физических лиц (рисунок 1). Проверки могут проводиться как плановые, так и внеплановые, в зависимости от сложности налоговых отношений, объемов налоговых обязательств и других независимых факторов. В ходе данной проверки налоговые органы могут уточнять информацию у третьих лиц и осуществлять экспертизу документов. Результаты проверки оформляются соответствующим актом, в котором указываются обнаруженные нарушения и принятые меры по их устранению [2].
Функции налогового контроля
Основные функции:
Проверку налоговых декларации и отчетов
налогоплательщиков;
Выявление налоговых нарушений;
Разрешение налоговых споров: Налоговые
органы рассматривают жалобы и апелляции на
решения по налоговым вопросам, принятые
налоговыми инспекторами и другими
должностными лицами.
Пресечение налоговых преступлений сотруднтгчсство с правоохрантггельнымн органами:
Вспомогательные:
Консультирование налогоплательщиков по налоговым вопросам;
Обеспечение прозрачности п учеиностн налоговой системы;
Предотвращение налоговых злоупотреблении и мошенничества,
Оптимизация налоговой политики и повышение
её эффективности.
Рисунок 1 - Функции налогового контроля
Данные функции направлены на обеспечение защиты прав и интересов налогоплательщиков и честной конкуренции на рынке. Также в Российской Федерации существуют различные виды налогового контроля, которые могут быть применены органами налоговой службы. Некоторые из них включают в себя:
1. Плановые проверки - это проверки деятельности налогоплательщика, которые проводятся в соответствии с графиком, утвержденным налоговыми органами.
2. Внеплановые проверки - данные проверки проводятся не по графику, а по заявлению налогового органа или по результатам анализа информации, поступившей в налоговую службу.
3. Тематические проверки - проводятся с целью выявления налоговых правонарушений в определенной области деятельности.
4. Налоговый аудит - проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на предмет соблюдения им налогового законодательства и правильности расчетов налогов.
5. Экспресс-проверки - проводят на короткий срок и на месте, например, при проведении рейдов на предприятиях с целью выявления нарушений в сфере налогообложения.
6. Мониторинг - систематический контроль за деятельностью физического или юридического лица на предмет соблюдения законодательства.
7. Контроль за представлением налоговой отчетности - сверка правильности и своевременности представления отчетности налогоплательщиком в налоговую службу.
8. Контроль за выплатами - анализ и подтверждение уплаты налогов и сборов.
9. Комплексная проверка - налоговый орган проверяет налоговые декларации и документы на предмет соблюдения всех налоговых обязательств.
10. Предварительная проверка - осуществляется при подготовке к плановой налоговой проверке. Её цель заключается в выявление возможных нарушений налогового законодательства.
Помимо всего вышеперечисленного есть ряд иных видов проверок, таких как проверка признаков хозяйственной деятельности, проверка документов, проверка кассовой дисциплины [3].
Налоговой контроль в Российской Федерации основан на налоговом законодательстве, который регулирует порядок и основания проведения налоговых проверок, а также определяет права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков (рисунок 2).
Данные законодательные основы определяют правила и порядок проведения налогового контроля в России, которые должны соблюдаться как налоговыми органами, так и налогоплательщиками.
Постановления Правительства Российской Федерации, которые содержат дополнительные инструкции по проведению налоговых проверок и регламентируют особенности налогового контроля в определенных сферах деятельности.
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4].
Федеральный закон «Об общих принципах организация местного самоуправления в Российской Федерации» [5].
Федеральный закон «О налоговых органах» - устанавливает правовую основу деятельности налоговых органов, их структуру и компетенцию [6].
Налоговый кодекс Российской Федерации - основной законодательный акт. определяющий порядок и основания проведения налоговых проверок, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
Рисунок 2 - Налоговые законодательные акты
В РФ имеется ряд субъектов налогового контроля, находящихся в тесной информационной взаимосвязи, направленной на предотвращение нарушений налогового законодательства и налоговых преступлений (рисунок 3).
Рисунок 3 - Субъекты налогового контроля
Контролирующими органами являются: налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, ФСФР и др.
Информационное взаимодействие данных структур по СМЭВ позволяет пресекать налоговые махинации. Суть данных подразделения в том, что они осуществляют правомерную деятельность по защите интересов государства в сфере налогообложения и в области налоговых преступлений [7].
Налоговый контроль влияет определенным образом на экономическую сферу государства (рисунок 4).
Рисунок 4 - Роль налогового контроля в экономическом аспекте страны
Так, эффективный налоговый контроль способствует более рациональному использованию бюджетных средств и повышению качества социальных услуг [8].
Налоговые проверки являются самым эффективным инструментом налогового контроля. Главной задачей камеральных налоговых проверок выявить на этапе рассмотрения налоговых деклараций нарушения в связи неверным исчислением и уплатой налоговых платежей. Результативность таких проверок невысокая- примерно 5 %. Формой эффективного и оптимально проведения налогового контроля остаются налоговые проверки, осуществляемые на выезде (таблица 1).
Таблица 1 - Результативность налоговых проверок
Показатели 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. к 2020 г. в %
Камеральные проверки, ед. 61 542 147 58 855 586 41 952 247 68,17
- с выявленными нарушениями 2 382 858 2 982 463 1 852 462 77,75
Результативность КНП, % 3,9 5,1 4,4 -
Выездные проверки организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой и физических лиц, ед. 5 934 7 772 7 740 130,43
- с выявленными нарушениями 5 658 7 428 7 423 131,19
Результативность ВНП, % 95,3 95,6 95,9 -
(Источник: Отчет по форме № 2-НК)
По предоставленным данным можно сказать, что количество камеральных налоговых проверок за рассмотренный период снижается, результативность составила в диапазоне от 3 до 5 % . Количество выездных налоговых проверок выросло на 30 %, результативность проводимых проверок высокая - более 95 %. Для наглядности представим результативность налоговых проверок на рисунке 5.
Рисунок 5 - Динамика результатов проведения налоговых проверок
(Источник: Отчет по форме № 2-НК)
Показателем эффективности служит сумма дополнительно начисленных платежей в результате проведенных налоговых проверок (таблица 2).
Таблица 2 - Эффективность налоговых проверок
Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. к 2020 г. в %
Всего Кнп с нарушениями, ед. 2 382 858 2 982 463 1 852 462 77,75
Дополнительно начислено по Кнп, тыс. руб. 52 518 463 90 387 699 63 116 103 120,18
Эффективность Кнп, тыс. руб. 22,0 30,3 34,1 155,00
Всего Внп с нарушениями, ед. 5 658 7 428 7 423 131,19
Дополнительно начислено по Внп, тыс. руб 195 923 856 378 889 887 533 155 378 282,33
Эффективность Внп, тыс. руб. 34 627,8 51 008,3 71 824,8 207,42
(Источник: Отчет по форме № 2-НК)
Данный анализ свидетельствует о том, что несмотря на снижение количества проводимых камеральных налоговых проверок, показатель эффективности растет, так на одну камеральную проверку доначислено в 2020 г. - 22 тыс. руб., а в 2022 г - 34,1 тыс. руб. Высокий рост эффективности выездных налоговых проверок подтверждается данными показателями таблицы, сумма дополнительно начисленных платежей за три года выросла в 2 раза. Стоит отметить, что данные ФНС представлены по сводной отчетности РФ, по отдельным субъектам РФ возникает и иная ситуация.
Существующие проблемы налогового контроля проиллюстрированы на рисунке 6.
Инжан эффективность налоговик проверок
Высокой пшруикл на бизнес а шш с час I шал ироиеркадсн а НСОЙДЕ ОДНМОСТЬ К1 предоставлять большое количество документов и
Налогов ктс органы не всегда обладают достаточной компетенцией тт профессионализмом
Кчррушлш н шиуии 1решеш1? властью со стороны некоторых налоговых
инспекторов
Рисунок 5 - Вызовы налогового контроля в России
Все эти проблемы сводят в ряд негативных последствий: сокрытие доходов и налоговых обязательств со стороны некоторых налогоплательщиков, необоснованные обвинения и штрафы, и самое опасное - неправомерные действия со стороны государственных представителей [9].
Поэтому следует тщательно реализовывать налоговое законодательство и усиливать борьбу с коррупцией и злоупотреблениями властью. Необходимо повышать квалификацию и профессиональный уровень налоговых инспекторов, внедрять и применять новые технологии и цифровые достижения в налоговый контроль.
Оценка эффективности налогового контроля в РФ - первостепенная задача для определения качества работы налоговых органов и повышения рациональности бюджетных расходов.
В России есть определенные индикаторы, по которым оценивается эффективность налогового контроля. Одним из таких показателей является коэффициент налоговых доходов, который рассчитывается как отношение объема налоговых доходов к объему валового внутреннего продукта (ВВП) страны:
Объем налоговых доходов
Этот показатель позволяет определить долю налоговых доходов в экономике страны и измерить эффективность работы налоговых органов. Другим важным показателем является уровень налоговых невозвратов, который определяет долю налоговых платежей, которые не были получены налоговыми органами в срок. Этот показатель может быть связан с недостаточной эффективностью налоговых проверок и неспособностью налоговых органов выявлять и пресекать налоговые нарушения. Также для оценки эффективности налогового контроля используется показатель числа налоговых проверок на одного налогоплательщика, который позволяет определить нагрузку на бизнес и эффективность использования ресурсов налоговых органов.
Помимо вышеперечисленных показателей используются различные методы контроля эффективности налоговых органов: аудиты и мониторинги деятельности налоговых органов. Данные методы позволяют выявлять проблемы в работе налоговых органов и принимать меры для их устранения.
Эффективность налогового контроля в России может быть оценена на основе многих различных показателей и методов, что позволяет правительству и налоговым органам анализировать и улучшать работу системы налогового контроля и повышать доходность бюджета [10].
Современные технологии играют важную роль в налоговом контроле, улучшая эффективность работы налоговых органов. Некоторые из наиболее распространенных технологий, используемых в налоговом контроле, включают в себя:
1. Автоматизированные системы контроля: налоговые органы используют специальные программы для обработки налоговых деклараций и других документов, которые могут автоматически обнаруживать ошибки и расхождения. Это помогает ускорить процесс контроля и снизить вероятность ошибок.
2. Электронный документооборот: налоговые органы усиленно переходят на электронный документооборот, что позволяет сократить время на обработку документов и улучшить точность данных. Также это позволяет налоговым органам более быстро и точно обменяться информацией с другими органами.
3. Большие данные (Big Data): налоговые органы могут использовать большие объемы данных, чтобы выявить потенциальные нарушения налогового законодательства. С помощью анализа больших данных можно определить тенденции и аномалии в налоговых декларациях и узнать, какие компании или отрасли могут быть подозрительными.
4. Искусственный интеллект (AI): AI может использоваться для анализа больших объемов данных и выявления потенциальных нарушений налогового законодательства. AI также может помочь в оптимизации процессов налогового контроля и улучшении эффективности работы налоговых органов.
5. Блокчейн: блокчейн может быть использован для создания прозрачной и безопасной базы данных налоговых документов и транзакций. Это может упростить процесс налогового контроля и сделать его более эффективным.
Использование современных технологий в налоговом контроле может помочь снизить вероятность ошибок, повысить точность данных, оптимизировать процессы и улучшить эффективность работы налоговых органов.
Повышению работоспособности налогового контроля в РФ можно добиться несколькими способами:
1. Использовать информационные технологии: аналитика данных, машинное обучение и искусственный интеллект. Они повышают скорость и качество анализа информации о налогоплательщиках.
2. Ужесточить контроль за налоговыми уклонами: активно использовать данные, получаемые от различных источников, например, банков, судебных решений.
3. Улучшить качество налоговой отчетности: правильно заполнять налоговые декларации и отчитываться о доходах. Необходимо также снизить количество административных барьеров и упростить процедуры налоговой отчетности.
4. Обучение и развитие сотрудников налоговых органов: сотрудники налоговых органов должны регулярно проходить обучение и повышение квалификации, чтобы они могли более эффективно выполнять свои задачи. Также важно создать систему стимулов для мотивации сотрудников к более эффективной работе.
5. Укрепление ответственности за нарушения налогового законодательства. Необходимо усилить наказания за нарушения налогового законодательства и обеспечить их более активное применение.
Стоит выделить несколько перспективных направлений данной темы:
1) более глубокий анализ современных технологий и инноваций, которые используются в налоговой системе, их развитие и применение на практике;
2) изучить опыт зарубежных стран в области налогового контроля и выявить их наилучшие практики, которые можно было бы внедрить в нашу страну;
3) провести исследование влияния налогового контроля на различные секторы экономики, чтобы выявить наиболее эффективные методы контроля для каждого сектора.
Таким образом, изучение экономических аспектов налогового контроля в Российской Федерации имеет большое значение для обеспечения стабильного развития экономики и укрепления финансовой устойчивости государства. Оценка эффективности налогового контроля и использование новшеств могут значительно повысить качество работы и уменьшить затраты на его осуществление.
Однако, налоговый контроль в России сталкивается с рядом проблем, таких как коррупция и неэффективное использование ресурсов. Эти проблемы могут привести к негативным последствиям для экономики, таким как ухудшение инвестиционного климата и увеличение теневой экономики.
Для решения данных проблем необходимы реформы в системе налогового контроля, усиление контроля со стороны государственных органов, а также вовлечение общественности в контроль за налоговыми платежами.
При проведении дальнейших исследований необходимо учитывать возможные изменения в законодательстве и экономической ситуации в стране. Анализ налогового контроля должен быть постоянным и своевременным, чтобы обеспечивать устойчивое экономическое развитие и гарантировать справедливое распределение налоговых нагрузок между населением и бизнесом.
Источники:
1. Водопьянова В.А., Галицына В.Г. Результативность налоговых проверок как показатель оценки качества налогового контроля в Российской Федерации / Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. № 3. С. 125-139.
2. Кобелева, А.А. Формы и методы налогового контроля и их использование в практике организации // Вестник МФЮА. 2013. № 4. С. 22-36.
3. . Коркина Г.М., Смирнова О.П. Влияние качества налогового контроля на обеспечение экономической безопасности страны // Вестник института экономики Российской академии наук. 2019. № 13. С. 301-305.
4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ / [Электронный ресурс].-. Режим доступа: https://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_83079/.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / [Электронный ресурс].-. Режим доступа: https://base.garant.ru/186367/.
6. Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 N 943-1 / [Электронный ресурс].-. Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/3897370/.
7. Смирнова, В. Б. Перспективы совершенствования законодательства в сфере налоговых проверок / В. Б. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 167-169. — [Электронный ресурс].-. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/438/95728/.
8. Полинская М. В., Бондарь А. М., Воробьева Ж. А. Роль налогового контроля в области налога на доходы физических лиц // Вестник Академии знаний. 2020.№ 1 (36). С. 331-335.
9. Михайлова, Е. А. Проблемы правового регулирования налогового контроля / Е. А. Михайлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (404). — С. 88-91. — [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/404/89296/.
10. Сайдулаев Д. Д. Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления // Экономика и бизнес. 2018. № 11 -2. С. 64-67.
11. Формы и методы налогового контроля и пути их совершенствования Левшукова О.А., Алексеенко А.Д., Капсузян В.А., Шульженко Т.В. Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 380-385.
EDN: JXAQJL
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.A. Levshukova - candidate of economics, associate professor of the department of finance, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
А.А. Фролов - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.A. Frolov - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
А.С. Яловая - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.S. Yalovaya - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В РОССИИ TAX EVASION AS A SOCIO-ECONOMIC PHENOMENON IN RUSSIA
Аннотация. Налоговые поступления в государственный бюджет составляют основу его формирования и дальнейшего осуществления его эффективного распределения. В связи с этим образование задолженностей и недоимок по налоговым платежам, взносам и сборам, в том числе и умышленное, в долгосрочной перспективе влечет за собой появление угрозы бюджетной и налоговой безопасности страны, что обуславливает необходимость формирование действенного механизма противодействия данным явлениям. В данной научной статье рассмотрено понятие уклонения от уплаты налогов как социально-экономического явления, выявлены ключевые причины совершения данного экономического преступления, а также обозначены негативные последствия от их реализации. Определены основные факторы, препятствующие эффективному расследованию данной категории экономических преступлений, перечислены наиболее распространенные схемы уклонения от осуществления налоговых выплат и меры по противодействию их укоренения в российской практике.
Abstract. Tax revenues to the state budget form the basis for its formation and further implementation of its effective distribution. In this regard, the formation of arrears and arrears on tax payments, contributions and fees, including intentional, in the long term entails the emergence of a threat to the budgetary and tax security of the country, which necessitates the formation of an effective mechanism to counter these phenomena. This scientific article examines the concept of tax evasion as a socioeconomic phenomenon, identifies the key reasons for the commission of this economic crime, and identifies the negative consequences of their implementation. The main factors hindering the effective investigation of this category of economic crimes are identified, the most common schemes of tax evasion and measures to counteract their rooting in Russian practice are listed.
Ключевые слова: налогообложение, уклонение от уплаты налогов, физические и юридические лица, федеральный бюджет, налоговая безопасность, экономические преступления.
Keywords: taxation, tax evasion, individuals and legal entities, federal budget, tax security, economic crimes.