Научная статья на тему 'Экономически приемлемые риски при формировании государственных программ резервирования углеводородного сырья'

Экономически приемлемые риски при формировании государственных программ резервирования углеводородного сырья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕРАСПРЕДЕЛЕННЫЙ ФОНД НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белановский В. В.

Определены принципы формирования стратегических резервов углеводородного сырья. Приведена классификация рисков горной промышленности. Выполнена оценка возникновения рисков формирования стратегического резерва нефти. Установлены наиболее приемлемые виды резервов, минимизирующие риски государства при его создании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ACCEPTABLE RISK BY FORMING OF STATE PROGRAM OF HYDROCARBONS RESERVATION

The principles of forming of hydrocarbons strategic reserve are determined. Classification of risks of mining industry is described. The estimation of risks origin by creation of strategic oil reserves is implemented. The acceptable forms of reserves to permitting of minimize the state risk are defined.

Текст научной работы на тему «Экономически приемлемые риски при формировании государственных программ резервирования углеводородного сырья»

ЭКОНОМИЧЕСКИ ПРИЕМЛЕМЫЕ РИСКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

Определены принципы формирования стратегических резервов углеводородного сырья. Приведена классификация рисков горной промышленности. Выполнена оценка возникновения рисков формирования стратегического резерва нефти. Установлены наиболее приемлемые виды резервов, минимизирующие риски государства при его создании.

Ключевые слова: стратегические резервы углеводородного сырья, экономические риски, государственное регулирование, нераспределенный фонд нефтяных месторождений.

В современных условиях мировая экономика характеризуется высокой степенью неопределенности. Спрос на минеральносырьевые ресурсы неуклонно растет, тогда как существующие запасы нефти и газа истощаются, а добыча переходит в районы со сложными природно-климатическими и геолого-промысловыми условиями.

По распоряжению Правительства РФ (от 16.01.1996 г., № 50-р), нефть и газ входят в перечень стратегических видов полезных ископаемых (ПИ), для которых в Федеральном законе «О недрах» оговорена целесообразность формирования федерального резерва их запасов [1, 10].

Во многих странах мира, с целью обеспечения энергетической безопасности, созданы стратегические резервы углеводородного сырья (УВС). Россия позиционирует себя как одного из основных поставщиков нефти и газа на мировой рынок, поэтому ей необходимо создание резервов УВС для оперативного решения стратегических задач регулирования экспорта и добычи.

Сегодня, когда мировой рынок энергоресурсов вступил в полосу частых и резких колебаний цен на нефть, резервы УВС ста-

новятся важным инструментом регулирования рынка и поддержания цен в коридоре, устраивающем его основных участников. Они также могут быть использованы для сглаживания сезонных колебаний внутреннего потребления, как залоговый инструмент при внешних заимствованиях и для гарантирования товарных обязательств [4].

Традиционно выделяют «активный» и «пассивный» резервные фонды. Под «активным» резервным фондом понимается создание государственных фондов складских запасов добытого сырья или продуктов его переработки. «Пассивный» резервный фонд (фонд месторождений) представляет собой резерв УВС в недрах страны, включая разведанные месторождения с подсчитанными запасами и перспективными территориями с прогнозными и перспективными ресурсами [3, 6].

В рамках «пассивного» резервного фонда выделяют следующие виды стратегических резервов ПИ:

1. Участники недр федерального значения. Основой формирования являются месторождения с учетными государственным балансом запасами категории АВС1+С2 распределенного и нераспределенного фонда недр. Обеспечивают государственные потребности в минеральном сырье для решения кризисных ситуаций и на среднесрочную перспективу (извлекаемые запасы нефти от 70 млн т, газа от 50 млрд м3).

2. Федеральный фонд резервных месторождений (фонд будущих поколений). Основа формирования — фонд прогнозируемых к открытию, крупных месторождений, в основе которого лежат перспективные и прогнозные ресурсы, категории С3+Д, на территориях высокоперспективных земель нераспределенного фонда. Обеспечивают планируемые на перспективу объемы добычи в будущем (извлекаемые запасы нефти от 70 млн т, газа от 50 млрд м3).

3. Потенциальный фонд резервных запасов. Формирование на базе разрабатываемых или подготовленных месторождений нераспределенного фонда с установленным государственным контролем за темпами разработки ПИ (извлекаемые запасы нефти 10—70 млн т). [3, 6]

Все перечисленные виды резервов являются значимыми, однако не все они актуальны для России. Формирование «ак-

тивного» резервного фонда потребует значительных финансовых вложений как для создания резервуарного парка для хранения нефти и нефтепродуктов, так и для создания механизма управления резервом, хотя в случае необходимости нефть и нефтепродукты можно использовать более оперативно. И все же наиболее приемлемым для РФ является создание «пассивного» резервного фонда.

Формирование государственных резервов УВС связано со специфическими рисками, присущими горнодобывающей промышленности, которые в современных условиях требуют учета научно-обоснованных систем планирования и контролирования рисков при создании программ резервирования нефти и газа.

В горно-геологическом производстве источником индивидуальных рисков являются геологические, горнотехнические, правовые, экономические, информационные и др. риски [2]. При формировании государственных программ резервирования УВС необходима оценка экономически приемлемых рисков.

Риск — это вероятность потерь при осуществлении одного из стратегических решений в условиях неопределенности. Риск связан с возможным отклонением фактического результата от ожидаемого и оценивается исходя из внутренних критериев системы и свойств внешней среды, устанавливая пороги приемлемости риска. Именно на этом положении основана концепция приемлемого риска [8].

В рамках концепции приемлемого риска принято выделять следующие зоны риска (рис. 1., табл. 1).

Потери расчетной прибыли (сокращение доходности)

Зона ( отсутствия Зона ^ допустимых Зона критических Зона , катастрофических^

потерь потерь потерь потерь

0

Ожидаемая Расчетная Ожидаемая Расчетная Собственный

прибыль прибыль прибыль выручка капитал

Рис. 1. Зоны риска

Характеристика зон риска

Название зоны Граница Финансовый результат Характеристика

Зона отсутствия потерь (безрисковая зона) Зона допустимого риска Зона критического риска Зона катастрофического риска Предполагаемая ситуация отсутствия потерь Уровень потерь, равный ожидаемой прибыли Потери, равные величине полной расчетной выручки Потери, равные собственному капиталу организации Положительный, с приростом расчетной прибыли Положительный, снижение прибыли Прямые убытки Катастрофические убытки Потери ожидаются в пределах расчетной прибыли Величина вероятностных потерь не превышает ожидаемой прибыли Потери превышают величину ожидаемой прибыли Потери превосходят критический уровень

Величину риска можно рассчитать, оценив величину предполагаемых потерь от изменений входящей информации и в случае действия неблагоприятных факторов. Входящая информация оценивается по степени её достоверности и надежности определения исходных данных. Здесь применяется вариационный или дисперсионный анализ, определяющий точность определения оцениваемых параметров. Применительно к геолого-экономическим рискам горных проектов — это задача оценки точности подсчетных параметров. Для оценки качественных условий существования горных проектов используется экспертный анализ данных путем логических и статистических процедур [2, с. 12].

Кроме обычной классификации экономических и производственных рисков, исследователи (Г.Ю. Боярко, А.В. Алешин) выделяют специфические риски, наблюдаемые в горнодобывающей промышленности (рис. 2).

При формировании государственных программ резервирования УВС базовым критерием оценки их эффективности со стороны государства является интегральный бюджетный эффект, отражающий

Рис. 2. Принципиальная схема классификации стратегических отраслевых рисков горнодобывающей промышленности

финансовые последствия формирования и использования резервов для федерального бюджета. Интегральный бюджетный эффект в этом случае рассчитывается как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.

(1)

где Бинт — интегральный бюджетный эффект; Динт — интегральные бюджетные доходы (выручка от реализации резервных запасов УВС); Ринт — интегральные бюджетные расходы (затраты на реализацию запасов).

Риски экономических потерь, связанные с деятельностью по использованию государственных резервов УВС в регулирующих и страховых целях, выше среднерыночного риска экономики государства [1]. При этом часть рисковых факторов, опираясь на математические методы, можно оценивать количественно. Однако в условиях отсутствия сведений о вероятности и величине возможных убытков при возникновении рисковых ситуаций во время формирования государственных резервов УВС, наилучшим методом оценки рисков является экспертный метод.

В ряде исследований связанных с проблемами формирования стратегических резервов [1, 3, 6, 9], приводит оценку возникновения рисков формирования государственных резервов России, с использованием экспертного метода, в соответствии с разработанным алгоритмом расчета по каждому отдельному риску и по группам. Результаты обработки полученной информации и итоговой оценки рисков по пяти группам причин возникновения рисков представлены в табл. 2 [1, 3].

Оценка вероятности возникновения рисков стратегического резерва

Причины возникновения рисков по группам Причины возникновения рисков одного фактора

1-я группа Внешние непредсказуемые события 1.1. Военно-политические угрозы 1.2.Непредвиденное государственное регулирование 1.3. Стихийное бедствие (наводнение, засуха), авария и др. 1.4. Неожиданные внешние воздействия (социальные, экологические, экономические, технические, технологические и др.) 1.5. Непредвиденные обстоятельства и неудачи (финансовая нестабильность, нарушение контрактов, договоров и т.д.) Средневзвешенная оценка вероятности- 10,38

2-я группа Внешние предсказуемые, но неопределенные события 2.1. Изменения конъюнктуры рынка (источников и стоимости материальных ценностей, спроса, рыночных цен) 2.2. Изменения эксплуатационных требований нормативных документов (соответствие требованиям, обеспечение безопасности жизнедеятельности) 2.3. Инфляция Средневзвешенная оценка вероятности- 14,9

3-я группа Внутренние организационно- экономические факторы 3.1. Срыв графиков выполнения транспортных, закладочных, обслуживающих работ по причинам нехватки технических средств, рабочей силы, материалов, задержки поставок, ошибки, смены руководства, непредвиденных условий 3.2. Изменение финансирования 3.3. Превышение затрат по вине исполнителей, поставщиков и др. Средневзвешенная оценка вероятности 12,75

4-я группа Внутренние технологические факторы 4.1. Изменение технологий добычи и хранения 4.2. Ошибки в технологии, организации и контроле Средневзвешенная оценка вероятности 10,05

5-я группа Надежность и взаимодействие исполнителей 5.1. Ошибки при вводе исходной информации 5.2. Ввод недостоверной информации по объектам добычи и хранения 5.3. Ненадежность (отказ) технических средств и систем управления и взаимодействия участников работ 5.4. Ошибки при принятии решений Средневзвешенная оценка вероятности 12,15

ИТОГО 60,23

Рассмотрим возможность формирования государственных программ резервирования УВС в рамках концепции приемлемого риска.

Участки недр федерального значения, согласно Проекту постановления Правительства РФ «Об утверждении правил формирования федерального фонда резервных участков недр», включают участки распределённого и нераспределённого фонда недр на территориях с развитой инфраструктурой, содержащие извлекаемые запасы нефти от 70 млн т, и газа от 50 млрд м3. Однако месторождения углеводородов, подходящие под данные требования, практически все уже распределены, а формирование резервов УВС на базе распределенного фонда потребует значительных ассигнований для возмещения ущерба недропользователям при отчуждении у них ранее заключенных лицензионных соглашений. Кроме того, вмешательство государства в права недропользователей, влечет за собой неблагоприятные последствия в инвестиционной обстановке [10, с. 14]. Непредвиденное государственное регулирование относится к группе рисков внешних непредсказуемых событий, вероятность возникновения которого оценивается экспертами как 1, 4 % [1, с. 66].

Риски, связанные с формированием резервов УВС за счет распределенных участков недр федерального значения нельзя отнести к экономически приемлемым.

Потенциальный фонд резерва запасов включает разведываемые и подготовленные к разработке месторождения нераспределенного фонда, с извлекаемыми запасами нефти 10 — 70 млн т. Целями государства при их формировании является создание дополнительных резервов добычи в кризисные периоды времени и влияние на уровень цен на нефть за счет продажи государственных резервных запасов нефти и газа на мировом рынке. При этом на разведку и добычу углеводородов на данных месторождениях должны выдаваться особые лицензии с ограниченным правом использования, эффективные объемы добычи на которых обосновываются государством.

Существуют две схемы формирования резервов УВС на базе потенциального фонда резерва запасов. Согласно первому варианту, государство резервирует часть запасов месторождений для мобилизационных целей. Участок недр, на разработку которого выдается лицензия, делится на 2 части: часть недропользователя — 80 %, часть государства — 20 % (мобилизационный резервный фонд). Недро-

пользователь не имеет права добывать и реализовывать нефть из зарезервированной части, но в случае возникновения чрезвычайной ситуации обязан осуществить добычу за свой счет. При этом недропользователю предоставляется льгота по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере 20 % на часть добытой нефти, принадлежащей ему по лицензии. Государство несет расходы только на транспортировку добытой нефти до потребителя [3].

По второму варианту государство резервирует часть запасов месторождения для коммерческих целей. Государство также выдает особые лицензии на право разработки участка недр, который делится на 2 части: часть недропользователя — 80 % и часть государства — 20 % (коммерческий резервный фонд). При этой схеме недропользователь ведет добычу на всем месторождении в течении всего срока эксплуатации, но зарезервированную часть нефти (20 % от добытой) обязан продать государству по цене ниже мировой на 50 %, а «свою» часть — на внутренний рынок по цене ниже мировой на 30 %. Государство реализует резервную нефть на мировом рынке, самостоятельно неся расходы по её транспортировке. Недропользователь имеет льготы по уплате НДПИ в размере 20 % от текущей ставки и несет все капитальные и эксплуатационные затраты по освоению ресурсов месторождения. [3, 5]

Экономические риски, связанные с формированием потенциального фонда резерва запасов, являются приемлемыми. Проблема формирования данного резерва УВС заключается в небольшом количестве месторождений нефти в нераспределенном фонде, соответствующих требованиям по объемам запасов (рис. 3). [10, с. 10].

В нераспределенном фонде в настоящее время находится всего около 5 % запасов нефти и 17 % запасов газа. Однако перспективы их прироста сравнительно велики — разведано лишь около 35 % нефти и 23 % газа от их начальных суммарных ресурсов [10, с. 7]. На подготовку к освоению перспективных ресурсов потребуются значительные капиталовложения, которые могут формироваться за счет коммерческого использования нефти потенциального фонда резерва запасов. При этом, за счет полученных средств, государство сможет инвестировать работы по освоению перспективных ресурсов нераспределенного фонда недр (кат. С3+Д) и их перевод, по мере подтверждения запасов, в потенциальный фонд резерва запасов и участки недр федерального значения нераспределенного фонда недр.

н

3

,s 500 s z <u

f 400 Q.

S 300

01

S

p 200 u

ai

менее 1 1-5 5-10 10-15 более 15

градация месторождений по запасам, млн т

Рис. 3. Структура запасов нефти нераспределенного фонда по масштабам месторождений

При формировании Федерального фонда резервных участков недр (фонда будущих поколений) создается долгосрочный государственный резерв УВС. Данный фонд включает прогнозируемые к открытию, крупные месторождения с извлекаемыми запасами нефти от 70 млн т и газа от 50 млрд м3.

В России существуют значительные прогнозные ресурсы запасов УВС категории С3+Д. Однако они сосредоточены на территориях, сложных для освоения по геолого-промысловым, геогра-фо-климатическим и технико-экономическим условиям. Выявление месторождений в пределах данных территорий требует значительных затрат и связаны с существенным геологическим и экономическим рисками. Частные нефтегазовые компании вряд ли будут инвестировать свой капитал в работы по выявлению месторождений, поэтому необходимо государственное финансирование.

Чтобы снизать экономические риски государства при финансировании работ по переводу ресурсов категории С3+Д в запасы категории АВС1+С2 необходимо пошаговое освоение перспективных территорий. При этом основой государственных инвестиций должны являться средства, вырученные от продажи нефти, полученной в рамках потенциального фонда резерва запасов. После перевода выявленного месторождения в фонд федерального значе-

ния или в потенциальный фонд резерва запасов, заключения лицензионных соглашений (с ограниченным правом использования добытого УВС) с нефтегазовыми компаниями и получения прибыли от реализации резервной нефти на мировом рынке в период высоких цен на нефть, государству следует приступать к оценке ресурсов и выявлению месторождений в рамках фонда будущих поколений. Таким образом возможно снизить экономический риск и перевести его из зоны критических в зону допустимых потерь.

Анализ различных вариантов создания резервных фондов в условиях РФ и рисков, связанных с их формированием, показал, что наиболее приемлемым представляется создание потенциального фонда резерва запасов и федерального фонда резерва месторождений. При этом средства, вырученные государством от продажи резервной нефти, целесообразно направить на работы по подтверждению запасов и выявлению месторождений из ресурсов фонда будущих поколений.

Подготовленные в рамках федерального фонда будущих поколений месторождения нераспределенного фонда, с подтвержденными и оцененными запасами, будут служить для дальнейшего формирования потенциального фонда резерва запасов и участков недр федерального значения.

Для включения участков недр в потенциальный фонд резерва запасов необходимо подтвердить объем извлекаемых запасов месторождения, соответствующий данному виду резерва и обеспечить наличие инфраструктуры, позволяющей государству совместно с частными НГК оперативно ввести месторождение в эксплуатацию.

В целом важно отметить, что создание резервных фондов УВС носит стратегический характер обеспечения энергобезопасности будущих поколений и позволяет РФ оперативно регулировать экспорт и добычу нефти и газа, тем самым, гарантируя обеспечение взятых на себя обязательств по поставкам сырья. Возможность реализации государственных программ резервирования УВС связана с рядом внешних и внутренних факторов. Экономические риски при формировании различных видов государственных резервных фондов распределены неравномерно. В качестве первого опыта формирования государственных резервных фондов для России можно рекомендовать создание потенциального фонда резерва запасов и участков недр федерального значения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипина Е.И. Экономический механизм управления комплексом государственных резервов нефти и нефтепродуктов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — СПб: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2010. — 160 с.

2. Боярко Г.Ю. Стратегические отраслевые риски горнодобывающей промышленности. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Томск: Томский политехнический университет, 2002. — 370 с.

3. Варламов А.И., Ильинский А.А., Милетенко Н.В., Череповицын А.Е., Сапожникова Е.И. Проблемы формирования стратегического резерва углеводородного сырья России. — СПб.: Наука, 2008. — 322 с.

4. Гафиятов И.З. Оперативно-стратегический нефтяной резерв в российской системе нефтеобеспечения // Проблемы современной экономики, №2 (22) 2007

5. Ильинский А.А., Котельников С.А., Сапожникова Е.И. Экономические и правовые проблемы формирования кадастра стратегического резерва углеводородного сырья России // Нефтегазовая геология. Теория и практика. — Электронный научный журнал, 2008 (3) [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.ngtp.ru

6. МатросоваГ.И. Проблемы государственного резерва России в современных условиях: теоретические основы и методология. — М.: ФАГР, 2006. 319 с.

7. Перечень участков недр федерального значения (ред. от 13.08.2010 г.) // Сайт Министерства Природных ресурсов и экологии РФ [Электронный ресурс] — режим доступа: www.mpr.gov.ru

8. Попова Т.А. Определение понятия риска в рамках концепции приемлемого риска // Научные записки НГУЭУ. — Новосибирск, 2008

9. Череповицын А.Е. Принципы формирование нефтегазового стратегического резерва//Записки горного института том 179. Проблемы развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов России Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). — СПб, 2008. — С. 116—120.

10. Якуцени В.П., Петрова Ю.Э. Проблемы формирования государственных резервов запасов нефти и газа. Целевое назначение, виды // Нефтегазовая геология. Теория и практика. — Электронный научный журнал, 2007 (2) [Электронный ресурс] — режим доступа:

http://www.ngtp.rU/rub/6/006.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.