УДК 622.323
А.Е.ЧЕРЕПОВИЦЫН
Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЕЗЕРВА
Определены факторы и предпосылки формирования стратегического фонда резервных месторождений. Предложена концептуальная модель формирования нефтегазового стратегического резерва. Определена экономическая эффективность освоения нераспределенного фонда нефтегазовых месторождений Северо-Западного федерального округа как наиболее вероятной основы для формирования фонда резервных месторождений.
Factors and presuppositions of forming of strategic fond of reserve fields are determined. Conceptual model of creation oil and gas reserve fields are developed. Economic efficiency of undistributed oil and gas fields development of North-West Federal District as most probably for formation of oil and gas reserve fields are defined.
Общемировой тенденцией в настоящее время является усиление государственных позиций в сфере недропользования и признание общенациональной значимости содержащихся в недрах полезных ископаемых, в том числе в роли гаранта национальных стратегических интересов и безопасности государства. Ряд зарубежных государств уже имеют или создают нефтяные (нефтегазовые) резервы и резервные фонды месторождений углеводородного сырья.
Нефтегазовый резерв представляет собой резервуарный парк для хранения добытой нефти с особым механизмом управления. В этом случае резерв добытого углеводородного сырья (активный резерв) рассматривается как механизм влияния на внутренний и внешний рынки нефти. В качестве основного принципа функционирования нефтяного резерва в таком его понимании предлагается следующая модель. Пока цены на нефть на мировом рынке находятся в пределах определенного коридора, государственный нефтяной резерв работает на сохранение накопленного объема нефти. В тот момент, когда цены на нефть опускаются ниже установленной планки, органы управления нефтяным резервом начинают скупать относительно дешевую нефть у российских компаний. Когда мировые цены на нефть поднимутся выше определенного уров-
ня, определенный объем ранее купленной дешевой нефти будет продан. Из суммы, полученной за счет разницы между ценой продажи в период высоких цен и низкой ценой покупки, т.е. прибыли государства, часть средств направляется на содержание самого государственного нефтегазового резерва. Этот резерв можно назвать коммерческим активным резервом, так как им можно воспользоваться немедленно и для экономических целей.*
Резерв углеводородного сырья в недрах страны, т.е. резервный фонд месторождений, включающий разведанные месторождения с доказанными запасами, можно назвать пассивным резервом. В нем можно выделить участки недр с подсчитанными запасами и готовые к обустройству месторождения. При благоприятно складывающейся мировой конъюнктуре организация, управляющая таким фондом, может даже обустроить месторождение, чтобы незамедлительно начать добычу. Реальная добыча сырья из месторождений такого фонда может начаться в течение 1-5 лет. Такой резерв позволяет регулировать процесс недропользования и процесс взаимоотношения госу-
* Матросова Г.И. Проблемы государственного резерва России в современных условиях: теоретические основы и методология / Федеральное агентство государственного резерва. М., 2006. 319 с.
Формирование стратегического резерва углеводородного сырья
Предпосылки и факторы формирования
Обеспеченность запасами Наличие нераспределенного фонда месторождений Высокие инвестиционные возможности государства Политическая воля государства
Преодоление противоречий между текущими задачами наполнения бюджета посредством высоких налоговых поступлений от экспорта нефти и газа и стратегическими задачами будущего развития Наличие финансовых возможностей для создания инфраструктурных объектов хранения нефти, газа, нефтепродуктов Потенциал ресурсной базы, превышающий потенциал потребления
Волантильность мировых цен на нефть
Мировые тенденции по снижению доказанных запасов углеводородного сырья
Активный резервный фонд
Сырая нефть, находящаяся в нефтехранилищах (подземных, наземных, плавучих) Природный газ (подземные естественные газохранилища)
Хранилища мазута, бензина, дизельного топлива, авиационного топлива и др.
Пассивный резервный фонд
Перспективные нефтегазовые территории с прогнозными ресурсами С3 и Д Открытые нефтегазовые месторождения, требующие до-разведки запасов и создания инфраструктуры Нефтегазовые месторождения, подготовленные к разработке, т.е. при наличии промыслового обустройства и инфраструктуры, принадлежащие государству
Месторождения, находящиеся в разработке, но имеющие ограничения по добыче в соответствии с их запасами
Экономические цели
Продажа накопленных резервов нефти и газа на мировых рынках Интенсивный ввод подготовленных месторождений в промышленную эксплуатацию Покупка нефти и газа у отечественных компаний (возможно, компаний стран СНГ)
й
4
Стратегические цели (энергобезопасность, забота о будущих поколениях)
Накопление нефтепродуктов на случай экономического кризиса Резерв нефтепродуктов, сырой нефти и подготовленных месторождений для чрезвычайных ситуаций природно-климатического характера Создание фонда резервных месторождений длительной консервации и перспективных территорий Резерв для военно-оборонных целей
Механизмы выделения объектов резервного фонда
О
Стратегия управления
Методологический подход к формированию стратегического государственного резерва нефтегазового сырья и продуктов его переработки
дарства с нефтяными компаниями. К месторождениям резервного фонда можно отнести участки с прогнозными ресурсами, которые требуют геологического изучения и освоение которых будет иметь долгосрочный и последовательный характер. Такой резерв необходим для формирования стратегических запасов углеводородного сырья на отдаленную перспективу.
Резерв должен включать лучшие месторождения (как разведанные, так и просто открытые), которые экономически выгодно разрабатывать даже при низких ценах на сырье.
Россия может себе позволить включить в резерв 15-20 % из нераспределенного фонда. Большое количество месторождений из нераспределенного фонда находится в Западной Сибири, в Ненецком округе, Восточной Сибири, на континентальном шельфе.* Однако в настоящее время сторонники создания пассивного нефтяного резерва не сформировали единого мнения относительно цели создания,
* Ильинский А.А. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России: стратегический анализ и концепции развития / А.А.Ильинский, О.С.Мнацаканян, А.Е.Череповицын. СПб: Наука, 2006. 474 с.
117
механизма формирования и системы управления и финансирования таким резервом.
Основной целью создания резервного фонда месторождений углеводородного сырья должно стать обеспечение интересов обороны и безопасности государства, стратегических и экономических интересов России (см. рисунок). Экономические интересы будут обеспечены государственным регулированием внутреннего и внешнего рынков.
Северо-Западный регион находится на выгодном пересечении транспортных потоков, следовательно, потенциал развития системы резервирования углеводородного сырья достаточно высок и имеет важное значение для всего нефтегазового комплекса России, являясь, по существу, экспортными воротами в Европу и Северную Америку. Время транспортировки углеводородного сырья представляется минимальным, что является сильным аргументом в пользу придания именно этому региону статуса приоритетного при формировании государственного резервного фонда. Освоение энергетического, прежде всего, нефтегазового потенциала Северо-Западного региона России обеспечит долгосрочное устойчивое развитие экономики и энергетики региона, повысит территориальную сбалансированность энергопроизводства и энергопотребления в стране.
Перспективы использования сырья должны быть увязаны с возможностями получения финансовой поддержки со стороны
Правительства Российской Федерации, перспектив привлечения инвестиционных ресурсов, кадрового обеспечения.
Прогнозируемый объем добычи углеводородного сырья в Северо-Западном регионе до 2020 г. по месторождениям нераспределенного фонда составит 98,4 млн т, а по новым месторождениям - 63,2 млн т. Общий подход к вовлечению в освоение новых месторождений из распределенного фонда недр и лицензионная политика в отношении нераспределенного фонда предусматривает освоение лишь гарантированно высокорентабельных объектов со средним (более 10 %) уровнем рентабельности. К таким объектам относятся неглубокозалегающие месторождения с высокими коллекторскими свойствами (районы Центрально-Хорейверской провинции, Требса-Титова и др.).
Для месторождений нераспределенного фонда, рассматриваемых как потенциальный ресурс формирования государственного резерва нефти мобильного использования, определен экономический эффект их освоения при цене 30, 35, 40, 60 долларов за баррель (см. таблицу). Цена нефти на российском рынке была принята на уровне 50 % от экспортной. Поскольку инвестором при формировании нефтяного резервного фонда выступает государство в лице управляющей компании, то доход инвестора, по сути, это также доход бюджета РФ, помимо налогов и платежей.
Результаты экономической оценки освоения месторождений нефти нераспределенного фонда
в 2006-2020 гг. при добыче 98,1 млн т
Показатель Цена, долларов за баррель
30 35 40 60
Капитальные вложения 3729,6 3729,6 3729,6 3729,6
Текущие эксплуатационные затраты 1374,1 1374,1 1374,1 1374,1
Транспортные расходы (экспорт) 1226,9 1226,9 1226,9 1226,9
Итого 6331 6331 6331 6331
Выручка от реализации, в том числе: 16121 18808 21494 32242
экспорт 10747 12538 14330 21494
внутреннее потребление 5374 6269 7165 10747
Окончание таблицы
Показатель Цена, долларов за баррель
30 35 40 60
Экономическая оценка до налогообложения:
денежная наличность 9790 12477 15164 25911
дисконтированная денежная наличность 3665 4671 5677 9700
Экономическая оценка с позиции инвестора:
налоги и платежи государству 11597 12345 13094 16088
дисконтированные налоги 4341 4622 4902 6023
чистый доход инвестора -1806 132 2070 9823
чистый дисконтированный доход инвестора -676 49 775 3677
индекс доходности 0,5 1,04 1,56 3,63
Как видно из таблицы, освоение нефтяных месторождений и использование добытого сырья в экономических целях имеет смысл при мировых ценах на нефть 35 долларов за баррель и выше. Необходимо отметить, что при введении нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при освоении новых месторождений рентабельность их освоения может повыситься в несколько раз. Кроме того, при реализации нефти резервного фонда всю добываемую нефть можно отправлять
на мировой рынок, а не 50 %, как принималось в данных расчетах (здесь учитывался рост внутреннего потребления нефти и необходимость использования резервов пассивного мобильного фонда на внутреннем рынке). Но даже при принятых исходных значениях дополнительные доходы государства от управления нефтяным резервным фондом в течение 2006-2020 гг. могут составить от 49 до 3677 млн долларов в зависимости от мировой ценовой конъюнктуры.