УДК 622.323
А.Е. ЧЕРЕПОВИЦЫН, д-р экон. наук, доцент, alekseicherepov(a),inbox. ги Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет) А.В. РАДЬКО, канд. экон. наук, заместитель генерального директора, radkoal(a),mail. ги ООО «Холдинговая компания Гранул», Москва
А.Е. CHEREPOVITSYN, Dr. in the Field of Economics, Assistant Professor, alekseicherepov(a)inbox. ru Saint-Petersburg State Mining Institute (Technical University)
A.V. RAD КО, PhD in the Field of Economics, Deputy General director, radkoal&mail. ru Limited Company "Holding Company Granul", Moskow
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА УГЛЕВОДОРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
Определены факторы и предпосылки формирования специального фонда нефтегазовых месторождений. Предложена схема функционирования месторождений специального фонда, включающая элементы раздела продукции и льготное налогообложение. Определена экономическая эффективность вариантов освоения месторождений специального фонда.
Ключевые слова: специальный фонд месторождений нефти и газа, экономический механизм, баланс интересов государства и компаний.
ECONOMIC MECHANISM OF FORMING OF HYDROCARBON FIELDS SPECIAL FUND
Factors and presuppositions of forming of special fund of fields are determined. Scheme of functioning of special fund of fields, inclusive elements of production share and privileged taxation are proposed. Economic efficiency of special funds of oil and gas fields' development are defined.
Key word: special fund of oil and gas fields, economic mechanism, balance of state and companies interests.
Минерально-сырьевая база углеводородов в России объективно истощается, ухудшается структура разведанных запасов нефти и газа на фоне опережающей разработки наиболее рентабельных частей месторождений. В ближайшие два-три десятилетия нефтегазовый комплекс России будет работать с труд-ноизвлекаемыми запасами и малодебитными месторождениями. Рентабельность разработки таких месторождений подвержена сильному влиянию мировых цен на нефть.*
Ильинский A.A. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России: стратегический анализ и концепции
Для освоения месторождений с гранично рентабельными запасами и стимулирования недпропользователей к их разработке предлагается сформировать специальный фонд месторождений (СФМ) углеводородного сырья с особым механизмом выдачи лицензий на разработку. К данному фонду могут быть отнесены месторождения нераспределенного фонда недр с извлекаемыми
развития / А.А.Ильинский, О.С.Мнацаканян, А.Е.Чере-повицын. СПб, 2006. 474 с.
IlinskyA.A., Mnatsakanian O.S., CherepovitsinA.E. Oil and gas complex of the North-West of Russia: strategic anba-lysis and development concept. St.-Petersburg, 2006. 474 p.
______ 199
Санкт-Петербург. 2009
запасами от 10 до 70 млн т, в том числе с малорентабельными и трудноизвлекаемыми запасами. Освоение таких месторождений предполагается осуществлять в форме частно-государственного партнерства с элементами частичного раздела продукции и льготного налогообложения.
Экономический механизм формирования СФМ заключается в том, что государство выдает особые лицензии (с ограничением) на право пользования участком недр и с системой налогообложения, отличающейся от существующей.
При лицензировании участков недр, подлежащих включению в СФМ, должно быть предусмотрено ограничение участия иностранного капитала. Такой фонд месторождений предлагается российским компа-ниям-операторам с использованием одной из предложенных схем:
1) коммерческое использование - с резервированием части запасов месторождения для коммерческих целей;
2) коммерческое использование и создание резервов сырой нефти - с резервированием части запасов месторождения как для целей обеспечения энергетической безопасности (стратегические резервы), так и для коммерческих целей государства.
В первом случае запасы месторождения делятся на две части: 80 % - компании и 20 % - государству. Основные принципы реализации данного варианта для государства и компании различны. Государство выкупает «свою» зарезервированную часть нефти (20 % от добытой) у недропользователя по цене на 50 % ниже мировой и реализует ее на мировом рынке. Прибыль от продажи нефти является прибылью государства и направляется в федеральный бюджет и на содержание структур управления потенциальным фондом месторождений.
Расходы по транспортировке нефти государство берет на себя. Кроме того, добытая для государства нефть не облагается налогами.
Компания несет все капитальные и эксплуатационные затраты по освоению ресурсов нефти месторождения, но пользуется льготами по уплате налога на добычу полез-
ных ископаемых (НДПИ) в размере 20 % от текущей ставки, причем налогами облагается только та часть добытой нефти, которая принадлежит компании, т.е. 80 %. Компания обязывается продавать часть нефти государству по льготной цене (50 % от мировой) и на внутренний рынок по цене ниже мировой на 30 %. Максимальный объем экспорта нефти устанавливается на уровне 80 % от общего объема продаж нефти компанией.
Таким образом, часть доходов поступает государству в виде уплаченных налогов и платежей от компании, а часть - в виде выручки от реализации на мировом рынке своей части нефти.
Во втором случае извлекаемые запасы месторождения делятся следующим образом: 70 % компании и 30 % государству. Доля государства, в свою очередь, делится на резервные (10 %) и коммерческие (20 %) запасы.
Резервный фонд месторождения (10% от разведанных запасов категорий АВС) + Сг на момент получения лицензии) является своего рода неприкосновенным запасом, т.е. собственностью государства, и может быть использован им при возникновении чрезвычайной ситуации. Компания не имеет права добывать и реализовывать нефть, добытую из зарезервированной части. Добыча нефти для мобилизационных нужд страны (государственных целей) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций производится за счет компании. При этом государство несет расходы только на транспортировку добытой нефти до потребителя.*
Остальная часть, принадлежащая государству, формируется в размере 20 % от добытой с месторождения нефти. Государство покупает у компании эту часть добытой нефти по льготной цене и реализует на мировом рынке (аналогично первому варианту).
Проблемы формирования стратегического резерва углеводородного сырья России / А.И.Варламов, А.А.Ильинский, Н.В.Милетенко, А.Е.Череповицын, Е.И.Сапожникова. СПб, 2008. 316 с.
Varlamov A, Ilinsky A., MiletenkoN., Cherepovil-synA., Sapozhnikova Е. Problems of strategic hydrocarbon reserve forming in Russia. St.-Petersburg, 2008. 316 p.
200_
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.184
Экономическая эффективность предлагаемых вариантов разработки Северо-Гуляевского месторождения при отнесении его в потенциальный фонд
Расчет
Показатель по действующей налоговой системе по варианту 1 по варианту 2
Добыча нефти, млн т: 10,37 10,37 10,37
для компании 10,37 8,30 7,26
резерв для обеспечения энергетической безопасности - - 1,04
коммерческое использование нефти государством - 2,07 2,07
Капитальные вложения, дисконтированные, млрд руб. 12,08 12,08 12,08
Затраты государства, всего, дисконтированные, млрд руб. - 5,6 5,6
Налоги и платежи государству, дисконтированные, млрд руб. 31,6 25,1 22,0
ЧДД* государства от реализации нефти, млрд руб. 4,6 4,6
Доход государства, всего, млрд руб. 31,6 29,7 26,6
ЧДД инвестора, млрд руб. -0,6 1,8 0,2
Индекс доходности 0,95 2, ¡4 2,02
Период освоения (расчетный), годы 33 33 33
Период окупаемости, годы - 13 19
ЧДД - чистый дисконтированный доход.
Так формируется одновременно и мобилизационный, и коммерческий резервные фонды углеводородного сырья на месторождениях. При такой схеме компания имеет определенные льготы по уплате налогов и может получать в итоге большую прибыль по сравнению с обычной схемой отработки в результате льготного налогообложения. Государство при такой схеме получает возможность формировать мобилизационный резервный фонд месторождений за счет компаний и обеспечивать энергетическую безопасность, не неся практически никаких расходов.
Экономические механизмы формирования данного фонда недр будут основываться на рассмотрении капитальных вложений в геологоразведку и освоение как долгосрочных государственных инвестиций с потенциально высоким уровнем доходности в случае благоприятной экономической конъюнктуры дальнесрочного прогнозирования. Однако необходимо отметить, что создание такого «стабилизационного фонда» посредством долгосрочного замораживания инвестиций и основанного на потенциальном росте ценности углеводородных недр является экономи-
ческой стратегией с высокими степенью риска и неопределенностью.*
В качестве примера рассмотрим расчет экономической эффективности освоения Северо-Гуляевского месторождения, которое относится к экономически нерентабельным и технологически труднореализуемым (см. таблицу). Месторождение расположено в 110 км к северо-западу от пос. Варандей, в 75 км от береговой линии на глубине моря 10-30 м и значительно удалено от промыш-ленно развитых регионов с обустроенной инфраструктурой. Обязательным условием ввода таких объектов в промышленный оборот (тем более, при столь незначительных запасах) является наличие в регионе развитой транспортной и производственной инфраструктуры.
Результаты экономической оценки по трем вариантам использования данного месторождения показывают, что при выделе-
* Проблемы формирования стратегического резерва углеводородного сырья России / А.И.Варламов, А.А.Ильинский, Н.В.Милетенко, А.Е.Череповицын, Е.И.Сапожникова. СПб, 2008. 316 с.
VarlamovA, IlinskyA., Miletenko NCherepovitsyn А., Sapozhnikova E. Problems of strategic hydrocarbon reserve forming in Russia. St.-Petersburg, 2008. 316 p.
___________ 201
Санкт-Петербург. 2009
нии 20 % запасов месторождения для коммерческого использования (вариант 1) уже на 13-м году освоения затраты окупаются и в последующие годы инвестор получает стабильный доход. При реализации варианта 2 окупаемость наступает на 19-й год освоения. В то время как разработка данного месторождения при существующей налоговой системе нерентабельна.
Это свидетельствует о высокой эффективности выделения части запасов, не рентабельных на сегодняшний день месторождений по рассмотренной выше схеме. Во-первых, инвестор получает высокую отдачу на вложенный капитал за достаточно короткие сроки и льготы по НДПИ, а государство получает часть запасов для самостоятельной реализации на мировых рынках и решения
проблем энергетической безопасности в случае необходимости без непосредственного участия в процессе добычи.
Таким образом, создание и функционирование специального фонда месторождений можно рассматривать как механизм реализации стратегии инновационного развития, предусматривающий баланс интересов государства и бизнеса. Экономический механизм разработки таких месторождений (льготные условия налогообложения) будет стимулировать компанию-оператора разрабатывать малорентабельные и трудноизвлекаемые запасы, а государству позволит минимизировать расходы по созданию и обслуживанию коммерческих и стратегических резервов углеводородов и обеспечивать энергетическую безопасность страны.
202.____-________
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т. 184