Научная статья на тему 'Оценка бюджетной эффективности разработки шельфового проекта'

Оценка бюджетной эффективности разработки шельфового проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВО / ЧАСТНЫЙ ИНВЕСТОР / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусина Дилара Раисовна, Низамова Гульнара Закиевна

Одной из наиболее перспективных областей для развития ресурсной базы российской нефтегазовой отрасли в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2035 г. являются подготовка запасов и освоение нефтегазовых месторождений на шельфе Арктики, Дальневосточного и Южного морей. В то же время для успешного развития российского континентального шельфа необходимо решение ряда важных задач по созданию новых технологий, требующих концентрации отечественного и международного научнотехнического потенциала и привлечения значительных финансовых ресурсов. Определяющую роль в оценке экономической эффективности разработки месторождения играет фискальный фактор. В связи с тем, что российский государственный бюджет в значительной степени зависит от нефтегазовых доходов, Правительство активно регулирует фискальный режим подобных проектов. Кроме того, в определенной степени государство в лице Государственной комиссии по запасам обладает правом «вето» на проекты разработки месторождений. Обязательным этапом в подготовке технико-экономического обоснования проекта является оценка бюджетной эффективности. Бюджетная эффективность оценивается через чистый дисконтированный доход бюджета. Притоки в бюджет формируются через налоги, таможенные платежи, отчисления в страховые фонды, сборы и проч. Для оценки принят реальный шельфовый проект ПАО «НК «Роснефть».В статье оценивается эффективность инвестиционного проекта разработки шельфового месторождения для государства с учетом фискальной составляющей. Статья носит аналитический характер и представляет собой результаты оценки экономической эффективности проекта для бюджета. Авторы анализируют абсолютную величину и структуру чистого денежного дохода государства в условиях, когда проект генерирует отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых и не эффективен, а также в текущих условиях, когда шельфовый проект освобожден от налога на добычу полезных ископаемых, но эффективен. Исследование отражает, как гибкая фискальная политика может быть выгодна и недропользователю, и государству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мусина Дилара Раисовна, Низамова Гульнара Закиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF TНE BUDGETARY EFFICIENCY OF DEVELOPMENT OF TНE SНELF PROJECT

Preparation of stocks and development of oil and gas fields on the shelf of the Arctic, the Far East and Southern seas is one of the most perspective areas for development of resource base of the Russian oil and gas branch. It is defined in the Energy strategy of Russia until 2035. At the same time successful development of the Russian continental shelf requires the solution of a number of important tasks of creation of new technologies. New technologies demand concentration of domestic and international scientific and technical potential and to attract the considerable financial resources. The fiscal factor plays an important role in assessment of economic efficiency of mining. Because the Russian government budget substantially depends on oil and gas income, the Government actively regulates the fiscal mode of similar projects. Besides, to some extent the state represented by State commission on stocks has rights of «veto» on projects of development of fields. Assessment of the budgetary efficiency is an obligatory stage in preparation of the feasibility study on the project. The budgetary efficiency is estimated through the net present value of budget revenues. Inflows to the budget are formed through taxes, customs payments, contributions to insurance funds, collecting and so forth. For assessment the real shelf project of «Rosneft» is approved.In article the efficiency of the investment project of development of the offshore field for the state taking into account a fiscal component is estimated. The article is analytical and represents results of assessment of economic efficiency of the project for the budget. Authors analyze an absolute value and structure of net monetary income of the state in conditions when the project generates assignments on a severance tax and is not effective and also in the current conditions when the shelf project is exempted from a severance tax, but is effective. The research reflects as flexible fiscal policy can be favorable to both the subsoil user, and the state.

Текст научной работы на тему «Оценка бюджетной эффективности разработки шельфового проекта»

Мусина Д. Р. Musina D. R.

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Ря

Низамова Г. З. Nizamova G. I.

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 336.645.1

ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ

ШЕЛЬФОВОГО ПРОЕКТА

Одной из наиболее перспективных областей для развития ресурсной базы российской нефтегазовой отрасли в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2035 г. являются подготовка запасов и освоение нефтегазовых месторождений на шельфе Арктики, Дальневосточного и Южного морей. В то же время для успешного развития российского континентального шельфа необходимо решение ряда важных задач по созданию новых технологий, требующих концентрации отечественного и международного научно-технического потенциала и привлечения значительных финансовых ресурсов. Определяющую роль в оценке экономической эффективности разработки месторождения играет фискальный фактор. В связи с тем, что российский государственный бюджет в значительной степени зависит от нефтегазовых доходов, Правительство активно регулирует фискальный режим подобных проектов. Кроме того, в определенной степени государство в лице Государственной комиссии по запасам обладает правом «вето» на проекты разработки месторождений. Обязательным этапом в подготовке технико-экономического обоснования проекта является оценка бюджетной эффективности. Бюджетная эффективность оценивается через чистый дисконтированный доход бюджета. Притоки в бюджет формируются через налоги, таможенные платежи, отчисления в страховые фонды, сборы и проч. Для оценки принят реальный шельфовый проект ПАО «НК «Роснефть».

В статье оценивается эффективность инвестиционного проекта разработки шельфового месторождения для государства с учетом фискальной составляющей. Статья носит аналитический характер и представляет собой результаты оценки экономической эффективности проекта для бюджета. Авторы анализируют абсолютную величину и структуру чистого денежного дохода государства в условиях, когда проект генерирует отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых и не эффективен, а также в текущих условиях, когда шель-фовый проект освобожден от налога на добычу полезных ископаемых, но эффективен. Исследование отражает, как гибкая фискальная политика может быть выгодна и недропользователю, и государству.

Ключевые слова: оценка, бюджетная эффективность, инвестиции, государство, частный инвестор, инвестиционный проект, налог на добычу полезных ископаемых.

ECONOMIC SCIENCE_

Economy and management in branches and fields of actmty

ASSESSMENT OF THE BUDGETARY EFFICIENCY OF DEVELOPMENT OF THE SHELF PROJECT

Preparation of stocks and development of oil and gas fields on the shelf of the Arctic, the Far East and Southern seas is one of the most perspective areas for development of resource base of the Russian oil and gas branch. It is defined in the Energy strategy of Russia until 2035. At the same time successful development of the Russian continental shelf requires the solution of a number of important tasks of creation of new technologies. New technologies demand concentration of domestic and international scientific and technical potential and to attract the considerable financial resources. The fiscal factor plays an important role in assessment of economic efficiency of mining. Because the Russian government budget substantially depends on oil and gas income, the Government actively regulates the fiscal mode of similar projects. Besides, to some extent the state represented by State commission on stocks has rights of «veto» on projects of development of fields. Assessment of the budgetary efficiency is an obligatory stage in preparation of the feasibility study on the project. The budgetary efficiency is estimated through the net present value of budget revenues. Inflows to the budget are formed through taxes, customs payments, contributions to insurance funds, collecting and so forth. For assessment the real shelf project of «Rosneft» is approved.

In article the efficiency of the investment project of development of the offshore field for the state taking into account a fiscal component is estimated. The article is analytical and represents results of assessment of economic efficiency of the project for the budget. Authors analyze an absolute value and structure of net monetary income of the state in conditions when the project generates assignments on a severance tax and is not effective and also in the current conditions when the shelf project is exempted from a severance tax, but is effective. The research reflects as flexible fiscal policy can be favorable to both the subsoil user, and the state.

Key words: assessment, budgetary efficiency, investments, state, private investor, investment project, severance tax.

В настоящее время на долю нефтяной отрасли приходится примерно 12 % отечественного промышленного производства, а на отраслевых предприятиях занято около 3 % населения. При этом нефтегазовые доходы бюджета формируются за счет поступлений:

— налоги на доходы нефтяных компаний от продажи углеводородов и нефтепродуктов;

— налоги на добычу нефти, природного газа и газового конденсата [1];

— акцизы на бензин, моторное масло, дизельное топливо;

— таможенные пошлины на вывоз сырой нефти и продуктов нефтепереработки, а также природного газа;

— дивиденды по акциям, которыми владеет государство в нефтедобывающих компаниях.

На рисунке 1 прослеживается динамика нефтегазовых доходов в бюджете за шестилетний период с 2011 г. по 2016 г. [2].

Как видно из рисунка 1, нефтегазовые доходы достигли своего максимума в 2014 г с долей нефтегазовых доходов в доходах

бюджета 51 %. С 2011 г. по 2014 г. эта доля поступательно росла (темп роста составил 102 %). Однако снижение мировой цены нефти вызвало соответствующее снижение доли нефтегазовых доходов в бюджете 2015 г. до 43 %. Несмотря на то, что Правительство предпринимает шаги по валютному регулированию, доля нефтегазовых доходов в бюджете в 2016 г. снизилась еще на 7 %. Относительно валового внутреннего продукта нефтегазовые доходы в 2016 г. составили 5,6 % (рисунок 2), что является самым низким уровнем за 2011 -2016 гг.

Тем не менее, налоги и сборы с нефтегазового сектора остаются основным источником доходов для отечественного бюджета [3-6]. Понимая это, Правительство идет на уступки компаниям и в рамках поддержки сложных инвестиционных проектов обеспечивает льготное налогообложение. К такой категории технически сложных и стратегически важных проектов относятся проекты разработки шельфовых месторождений.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

20

15

10

| Доходы бюджета, трлн руб. ■ Из них нефтегазовые доходы, трлн руб.

Рисунок 1. Динамика доходов российского бюджета и отчислений в бюджет нефтегазовых компаний

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

I доходы, всего ■ нефтегазовые доходы

Рисунок 2. Динамика долей доходов федерального бюджета и нефтегазовых поступлений в структуре валового внутреннего продукта РФ, %

Так, Энергетическая стратегия России до 2035 г. предусматривает ввод в эксплуатацию месторождений арктического шельфа для обеспечения стабильности российской экономики, бесперебойной поставки природного газа и нефти в страны-импортеры [7].

Пионером в развитии российского шельфа выступает ПАО «НК «Роснефть». Компания является крупнейшим недропользователем на российском шельфе: по состоянию на 1 января 2017 г. ПАО «НК «Роснефть» владела 55 лицензиями на участки в Арктике, Дальнем Востоке и Южных морях России.

Запасы углеводородов в этих районах оцениваются в 41,5 млрд т нефтяного эквивалента. Компания также реализует оффшорный проект в Черном море у берегов Республики Абхазия, исследует и добывает углеводороды на шельфе Вьетнама, участвует в проектах на шельфе Норвегии, Мозамбика и Венесуэлы.

Объем инвестиций компании в проекты геологоразведки и разработки шельфа России за 2016 г. составил 31 млрд руб. (рисунок 3). При этом цифра 2016 г. почти в 3 раза выше инвестиций 2014 г., но на 38 % меньше инвестиций 2015 г.

Economy and management in branches and fields of activity

Рисунок 3. Динамика инвестиций НК «Роснефть» в шельфовые проекты, млн руб.

По итогам полевого сезона 2016 г. на российском шельфе компания перевыполнила свои лицензионные обязательства более чем в 2 раза.

В течение 2016 г. были получены 3 лицензии: на Гусиноземельский участок в Баренцевом море, Богатинский участок в Охотском море и Центрально-Татарский в Японском море. Выявлено, что среди факторов инвестиционной привлекательности шельфа одним из определяющих эффективность проекта выступает фискальная политика государства [8-10].

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб) [11]. Основой для расчета показателей бюджетной эффективности выступают денежные потоки, формируемые налоговыми отчислениями в бюджет от реализации проекта, включая и подоходный налог с персонала предприятия.

Цель работы — оценить эффективность инвестиционного проекта разработки шель-фового месторождения для государства. Объектом исследования выступает один из шельфовых проектов ПАО «НК «Роснефть».

Основным «нефтяным» налогом в нефтедобыче выступает налог на добычу полезных ископаемых [12-14]. Он был введен в 2002 г. и с тех пор претерпел ряд поправок как по механизму взимания, так и по базе налогообложения, ставкам и льготам по нему [15]. В частности льготы по налогу на добычу полезных ископаемых компаниям предостав-

лялись при разработке шельфовых месторождений, начиная с 2007 г. Последние изменения по налогообложению шельфовых месторождений были приняты в 2016 г.

Согласно Налоговому кодексу РФ (глава 26, ст. 342 по НДПИ) «.. .налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче углеводородного сырья, добытого из залежи углеводородного сырья на участке недр, расположенном полностью в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации или в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

— степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемого из соответствующей залежи углеводородного сырья, по состоянию на 1 января 2016 года составляет менее 0,1 процента;

— запасы углеводородного сырья, добытого из соответствующей залежи углеводородного сырья, по состоянию на 1 января 2016 года не были поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых...».

Авторами выполнена оценка экономической эффективности разработки шельфового месторождения Медынское-море, которое территориально расположено в Западной Арктике на континентальном шельфе Печорского моря [2, 4, 5]. Добыча пока не начата, бурение скважин тоже. Извлекаемые запасы месторождения 133,94 млн т. Такие макроэкономические показатели, как цена нефти, курс доллара и экспортная пошлина приняты по состоянию на 01.04.2017. Показателем бюджетной эффективности проекта выступает чистый дисконтированный доход бюджета. Для расчета показателя сформированы последовательно денежные потоки по проекту для оценки коммерческой эффективности для оператора, затем отдельно сформированы денежные потоки для оценки бюджетной эффективности.

Чистый доход бюджета от реализации проекта оценивался на уровне 581798,7 млн руб. С учетом дисконтирования бюджетный доход оценен в 146067 млн руб.

Структура притоков в бюджет по проекту отражена в таблице 1.

Таблица 1. Структура доходов бюджета по проекту

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Как видно из таблицы 1, существенные притоки в бюджет от реализации проекта формируют экспортная пошлина и налог на прибыль (рисунок 4).

Соответственно, учитывая, что экспортная пошлина привязана к уровню мировой цены нефти и пересчитывается с учетом курса доллара, то ее изменение может приводить в процессе реализации проекта как к увеличению, так и к уменьшению чистого дисконтированного дохода бюджета.

Эффективность проекта была оценена в ТЭО проекта в условиях 2010 г. проектным институтом «НК «Роснефть». В данной работе проект был пересчитан исходя из внешних условий 2017 г. Различия в макроэкономических условиях обусловлены различием в цене нефти, курсе валюты, экспортной пошлине на нефть, налоге на добычу полезных ископаемых. Ставка НДПИ на нефть в 2010 г. составляла 2889,7 руб./т, в 2017 г. — нулевая.

В условиях 2010 г. проект был неэффективен, так как чистый дисконтированный доход по проекту был отрицательным. Сопо-

Вид налога (пошлины, отчислений) Значение, млн руб. Структура, %

Страховые взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, в фонды обязательного медицинского страхования 1093,5 0,19

Страхование 36,3 0,01

Природоохранные платежи 2,0 0,00

Налог на имущество 15361,4 2,64

Налог на прибыль 180779,4 31,07

Экспортная пошлина 382667,5 65,77

Таможенные сборы 1858,7 0,32

Итого доход государства 581798,7 100,00

Налог на прибыль 31%

Экспортная пошлина 66%

Рисунок 4. Структура бюджетных поступлений по проекту, рассчитанному в условиях 2017 г.

Налог на имущество 3%

Economy and management in branches and fields of activity

ставление чистых дисконтированных доходов оператора и бюджета, представленных на рисунке 5, показывает, что несмотря на более высокий потенциальный доход в 2010 г. относительно 2017 г. реальных поступлений в бюджет не было, так как проект был отклонен как неэффективный.

Эффективность проекта достигается благодаря предоставленной Налоговым кодексом налоговой льготе по НДПИ, а также благодаря снижению ставки экспортной пошлины (рисунок 6).

Как видно из рисунка 6, потенциальные доходы бюджета в нынешних макроэкономических условиях на 27,6 % ниже.

Бюджет теряет в поступлениях в условиях 2017 г. в результате льготы по НДПИ и снижения экспортной пошлины, которая снизилась относительно 2010 г. на 47,4 % (с 9460,75 руб./т до 4974,8 руб./т). Изменения от денежных притоков по отдельным налогам и отчислениям прослеживаются на рисунке 7.

Таким образом, с одной стороны, в связи с налоговой льготой по НДПИ бюджет потенциально не дополучит четверть чистого дисконтированного дохода (рисунок 8), с другой стороны, законодательная инициатива позволит приступить в принципе к разработке шельфовых месторождений, расположенных в условиях Крайнего Севера.

250000

g 200000

к а

« vo

о ^150000

Он &

s к

S 100000

H

к §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о S

Ч х

эк о

р-н tí

hQ H о

s F

50000

-50000

201876

i ЧДД оператора i ЧДД бюджета

Рисунок 5. Чистый дисконтированный доход оператора и государства, млн руб.

2017

п

a

2010

146 067

201 876

0

50 000 100 000 150 000 200 000 250 000

Рисунок 6. Сопоставление доходов бюджета в различных макроэкономических

условиях, млн руб.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Рисунок 7. Сопоставление потенциальных налоговых поступлений в различных макроэкономических условиях

Рисунок 8. Структура бюджетных поступлений по проекту, рассчитанному

в условиях 2010 г.

На первый взгляд, государство теряет в доходах, но нужно учитывать, что практически все лицензионные участки на шельфе принадлежат ПАО «НК «Роснефть», чьи акции контролирует государство. Соответственно, часть доходов оператора, в сущности, также формируют доходы государства, только уже не через фискальный механизм, а через чистую прибыль.

Вывод

Фискальная политика должна быть гибкой, так как в большинстве случаев в сфере недропользования эффективность или неэффективность проекта определяет наличие и величину денежных притоков в государственный бюджет.

Список литературы

1. Гафарова З.Р., Герасимова М.В., Соловьева И.А. Особенности налогообложения предприятий нефтегазового сектора // Евразийский юридический журнал. 2016. № 2 (93). С. 217-219.

2. Чернявский А. Исполнение федерального бюджета в 2016 году (Под знаком

непредсказуемости) [Электронный ресурс] // Институт «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики». URL: https://dcenter.hse. ru/data/2017/02/07/1167432764/bd_17-01.pdf.

3. Мусина Д.Р. Анализ налоговой нагрузки вертикально интегрированных нефтяных компаний // Вестник экономики и менеджмента. 2016. № 1 (2). С. 130-134.

Economy AND MANAGEMENT IN BRANCHES AND FIELDS OF ACTIVITY

4. Хуснуллина (Низамова) Г.З., Макова (Гайфуллина) М.М. Повышение эффективности инвестиционной деятельности предприятий нефтяного комплекса. Уфа: УГНТУ 2007. 161 с.

5. Макова (Гайфуллина) М.М., Хуснуллина (Низамова) Г.З. Повышение экономической устойчивости организации на основе оптимизации ресурсного обеспечения ее деятельности: Монография. Уфа: БашГАУ, 2007. 104 с.

6. Чеботарев Е.И., Низамова Г.З. Актуальные вопросы финансирования инвестиционной деятельности нефтегазовых компаний // Инновации в управлении региональным отраслевым развитием: матер. Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2017. С. 441-444.

7. Энергетическая стратегия России на период до 2035 г. Проект [Электронный ресурс]. URL: http://www.energystrategy.ru/ DocsZES-2035_1.pdf.

8. Низамова Г.З., Чеботарев Е.И. Формирование оптимальной структуры источников финансирования инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т. 8, № 2. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/101-EVN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/101EVN216.

9. Хуснуллина (Низамова) Г.З. Государственная поддержка инновационной деятельности предприятий // Сб. ст. Всеросс. науч.-практ. конф. в рамках XVII Междунар. спе-циализир. выставки «АгроКомплекс-2007». Уфа: БГАУ, 2007. С. 221-223.

10. Низамова Г.З., Мусина Д.Р. Оценка доступности иностранных инвестиционных ресурсов для российских нефтегазовых компаний // Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (104). С. 356-358.

11. Основы управления проектами: учебное пособие / Д.А. Гамилова, М.В. Герасимова, Д.Р. Мусина, С.Ф. Сайфуллина, Л.А. Авдеева, И.А. Соловьева. Уфа: УГНТУ, 2016. 227 с.

12. Мусина Д.Р., Мусалимов А.Д., Тасму-ханова А.Е. Влияние «большого налогового маневра» на эффективность нефтедобычи //

Евразийский юридический журнал. 2016. № 4 (95). С. 187-189.

13. Мухаметов Р.Р., Мусина Д.Р Факторы, определяющие себестоимость добычи нефти // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.: в 5 ч. 2016. С. 108-111.

14. Мусина Д.Р. Влияние налога на добычу полезных ископаемых на эффективность разработки нефтяного месторождения // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 69-76.

15. Мусина Д.Р, Сейдалин Р.Р. Влияние системы налогообложения на эффективность разработки газового месторождения // Евразийский юридический журнал. 2016. № 6 (97). С. 227-229.

References

1. Gafarova Z.R., Gerasimova M.V., Solo-vyova I.A. Features of taxation of enterprises in the oil and gas sector // Eurasian legal journal. 2016. № 2 (93). P. 217-219.

2. Chernyavsky A. Execution of the federal budget in 2016 (under the sign of unpredictability) [Electronic resource] // Institute for Development Center of the National Research University Higher School of Economics. URL: https:// dcenter.hse. ru/data/2017/02/07/1167432764/ bd_17-01.pdf.

3. Musina D.R. Analysis of the tax burden of vertically integrated oil companies // Bulletin of Economics and Management. 2016. № 1 (2). P. 130-134.

4. Khusnullina (Nizamova) G.Z., Makova (Gaifullina) M.M. Improving the efficiency of investment activities of enterprises of the oil complex. Ufa: UGNTU, 2007. 161 p.

5. Makova (Gaifullin) M.M., Khusnullin (Nizamova) G.Z. Improving the economic sustainability of the organization on the basis of optimizing the resource provision of its activities: Monograph. Ufa: BashGAU, 2007. 104 p.

6. Chebotarev E.I., Nizamova G.Z. Topical issues of financing investment activities of oil and gas companies // Innovations in the management of regional sectoral development: Mater. All-Russ. scientific-practical Conf. with Intern. participation. Tyumen: Tyumen Industrial University, 2017. P. 441-444.

7. Russia's energy strategy for the period up to 2035. Project [Electronic resource]. URL: http://www.energystrategy.ru/Docs/ES-2035_1. pdf.

8. Nizamova G.Z., Chebotarev E.I. Formation of the optimal structure of sources of financing investment projects in the oil and gas industry // Internet-magazine «Naukovedenie». 2016. Vol. 8, No. 2. Access mode: http://nauko-vedenie.ru/PDF/101EVN216.pdf (free access). Ver. from the screen. Yaz. rus DOI: 10.15862 / 101EVN216.

9. Khusnullina (Nizamova) G.Z. State support of innovation activities of enterprises // Coll. Art. All-Russ. scientific-practical Conf. in the framework of the XVII Intern. specialized exhibition «AgroComplex-2007». Ufa: BGAU, 2007. P. 221-223.

10. Nizamova G.Z., Musina D.R. Assessment of the availability of foreign investment resources for Russian oil and gas companies // Eurasian Law Journal. 2017. № 4 (104). P. 356-358.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

11. Fundamentals of project management: tutorial / D.A. Gamilova, M.V. Gerasimova, D.R. Musina, S.F. Saifullina, L.A. Avdeeva, I.A. Solovyov. Ufa: UGNTU, 2016. 227 p.

12. Musina D R., Musalimov A.D., Tasmu-khanova A.E. The impact of the «big tax maneuver» on the efficiency of oil production // Eurasian Law Journal. 2016. № 4 (95). P. 187-189.

13. Mukhametov RR, Musina D.R. Factors determining the cost of oil production // Innovation Science: Past, Present, Future: Coll. of Articles of Intern. scientific-practical Conference: in 5 ch. 2016. P. 108-111.

14. Musina D.R. The impact of the mineral extraction tax on the efficiency of oil field development // Vestnik VEGU. 2014. № 6 (74). P. 69-76.

15. Musina D.R., Seydalin R.R. The Impact of the Taxation System on the Efficiency of Developing a Gas Field // Eurasian Law Journal. 2016. № 6 (97). P. 227-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.