Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования в области фискальной политики в нефтегазовом комплексе'

Особенности государственного регулирования в области фискальной политики в нефтегазовом комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / ВЫВОЗНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / СТАВКА НАЛОГА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / МИРОВЫЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ / КУРС НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОСВОЕНИЕ УЧАСТКА НЕДР / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / MINING TAX / EXPORT CUSTOMS DUTIES / TAX RATE / FEDERAL BUDGET / INTERNATIONAL OIL PRICES / THE NATIONAL CURRENCY EXCHANGE RATE / ECONOMIC EFFICIENCY / THE DEVELOPMENT OF SUBSURFACE AREA / EASTERN SIBERIA AND THE FAR EAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонова Ирина Викторовна

В статье проведена комплексная оценка роли нефтегазовых налогов (налога на добычу полезных ископаемых и вывозной таможенной пошлины) в экономике России в части формирования доходов федерального бюджета. Выявлены устойчивые тенденции в динамике и структуре поступлений нефтегазовых налогов по видам углеводородного сырья в период с 2005 по 2015 г. На основе геолого-экономического моделирования дана количественная оценка влияния нефтегазовых налогов на экономическую эффективность освоения месторождений углеводородного сырья перспективных регионов нефтегазодобычи на востоке страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE REGULATION OF FISCAL POLICY IN THE OIL AND GAS COMPLEX

The article conducted a comprehensive assessment of the role of oil and gas taxes (tax on mineral extraction and export customs duty) in the Russian economy in the formation of the federal budget. Revealed stable trends in the dynamics and structure of the oil and gas tax revenue by type of hydrocarbons in the period from 2005 to 2015. Based on the geological and economic modeling of a quantitative assessment of the impact of oil and gas taxes on the economic efficiency of development of hydrocarbon fields promising oil and gas regions in the east.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования в области фискальной политики в нефтегазовом комплексе»

УДК 332.62

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ

Ирина Викторовна Филимонова

Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Ак. Коптюга, 3, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории ресурсов углеводородов и прогноза развития нефтегазового комплекса, тел. (383)333-28-14, e-mail: FilimonovaIV@ipgg.sbras.ru

В статье проведена комплексная оценка роли нефтегазовых налогов (налога на добычу полезных ископаемых и вывозной таможенной пошлины) в экономике России в части формирования доходов федерального бюджета. Выявлены устойчивые тенденции в динамике и структуре поступлений нефтегазовых налогов по видам углеводородного сырья в период с 2005 по 2015 г. На основе геолого-экономического моделирования дана количественная оценка влияния нефтегазовых налогов на экономическую эффективность освоения месторождений углеводородного сырья перспективных регионов нефтегазодобычи на востоке страны.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, вывозная таможенная пошлина, ставка налога, федеральный бюджет, мировые цены на нефть, курс национальной валюты, экономическая эффективность, освоение участка недр, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

FEATURES OF STATE REGULATION OF FISCAL POLICY IN THE OIL AND GAS COMPLEX

Irina V. Filimonova

Trofimuk Institute of Petroleum Geology and Geophysics SB RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, 3 Koptyug Prospect, Ph. D., Senior Researcher, tel. (383)333-28-14, e-mail: Filimono-vaIV@ipgg.sbras.ru

The article conducted a comprehensive assessment of the role of oil and gas taxes (tax on mineral extraction and export customs duty) in the Russian economy in the formation of the federal budget. Revealed stable trends in the dynamics and structure of the oil and gas tax revenue by type of hydrocarbons in the period from 2005 to 2015. Based on the geological and economic modeling of a quantitative assessment of the impact of oil and gas taxes on the economic efficiency of development of hydrocarbon fields promising oil and gas regions in the east.

Key words: mining tax, export customs duties, the tax rate, the federal budget, the international oil prices, the national currency exchange rate, economic efficiency, the development of subsurface area, Eastern Siberia and the Far East.

Роль доходов от использования природных ресурсов, прежде всего нефти и газа, в экономике России, стала активно расти с начала 2000-х гг., когда сложилась благоприятная конъюнктура на мировых энергетических рынках. Высокие и устойчиво растущие цены на нефть позволили России решить вопрос с покрытием дефицита федерального бюджета, погасить задолженность по внешнему долгу, нарастить золотовалютные резервы, а также создать систему спе-

циализированных фондов (Стабилизационный фонд, Резервный фонд, Фонд национального благосостояния) и проводить стабильную социальную политику по средствам индексаций доходов населения.

С введением в 2002 г. нового для нефтегазовой отрасли налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) администрирование доходов от освоения нефтегазовых ресурсов существенно упростилось, так как одновременно были отменены плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат. И в 2008 г. был введен термин «нефтегазовые доходы» - поступления от налога на добычу полезных ископаемых (в виде углеводородного сырья - нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья) и вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, газ природный, а также товары, выработанные из нефти. Это позволило разделить доходную часть федерального бюджета России на две группы доходов - нефтегазовые и не нефтегазовые.

В 2015 г. доля нефтегазовых доходов в структуре доходов федерального бюджета составила 51,4 % (7,4 трлн руб.), в том числе на долю вывозной таможенной пошлины пришлось 31,8 % (4,6 трлн руб.) и на налог на добычу полезных ископаемых - 19,6 % (2,8 трлн руб.). В том числе поступления от нефти составляют 45,1 % (6,5 трлн руб.), в то время как за счет газовой промышленности формируется только 6,0 % (0,87 трлн руб.) нефтегазовых доходов федерального бюджета [1].

В условиях неустойчивости мировых энергетических рынков и значительного колебания цен на нефть одной из приоритетных задач Правительства РФ с начала 2000-х гг. стало нивелирование зависимости отечественной экономики от нефтегазовых поступлений. Однако за последние 10 лет объем нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета только увеличился на 22 % - с 42,1 % в 2005 г. до 51,4 % в 2015 г.

Последние годы было проведено существенное количество законодательных инициатив, направленных на изменения, связанные, прежде всего, с налоговым регулированием. Процесс налогового регулирования в нефтегазовом комплексе проходит в двух основных направлениях.

Во-первых, происходит усиление общего налогового бремени на НГК России. Как это было показано выше, налоговые отчисления нефтегазовых компаний в структуре федерального бюджета (только в части налога на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлины), формирующие так называемые нефтегазовые доходы, выросли на 22 % за последние 10 лет.

Во-вторых, изменение налогового законодательства происходит в соответствии с проблемами, стоящими перед нефтяной и газовой отраслями. Процесс осуществляется путем диверсификации ставок существующих специфических для НГК налогов в зависимости от горно-геологических и технико-экономических условий недропользования и предоставления льгот отдельным категориям месторождений.

Налоговое регулирование НГК осуществляется в части:

• стимулирования разработки месторождений в новых, труднодоступных и инфраструктурно слабо развитых регионах;

• стимулирования вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти;

• предоставления льгот при добыче нефти с особыми физико-химическими свойствами.

Наиболее значимым изменением в законодательстве о недропользовании стало введение с 2015 г. так называемого «налогового маневра», предусматривающего поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты и увеличение ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат.

Нефтегазовые налоги имеют принципиальное значение не только для формирования доходной части федерального бюджета, но и влияют на оценку эффективности освоения конкретных объектов недропользования (нефтегазоносных областей, участков недр, месторождений, залежей и т. д.). Комплексное влияние нефтегазовых налогов на эффективность реализации проектов освоения месторождений углеводородов можно проследить с помощью геолого-экономического моделирования. На основе геолого-экономической оценки компании обосновывают выбор наиболее эффективных направлений развития, принимают решения по оформлению портфеля лицензий на право поисков, разведки и разработки месторождений и целесообразности их дальнейшего освоения.

Для иллюстрации и количественной оценки влияния нефтегазовых налогов на эффективность реализации проектов освоения углеводородного сырья выбран один из наиболее перспективных и крупных центров нефтегазодобычи России - Восточная Сибирь и Дальний Восток. В условиях действующей налоговой системы, в зависимости от уровня мировых цен на нефть, доля таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых составляет от 47 до 86 % в структуре цены реализации (таблица) [2]. Такая высокая доля НДПИ и таможенной пошлины в цене нефти обуславливают высокую чувствительность экономической эффективности освоения перспективных нефтегазоносных участков недр Восточной Сибири и на Дальнем Востоке к изменениям ставки и периода применения льгот по этим налогам.

Устойчивой тенденцией является опережающий рост налоговой нагрузки по НДПИ и экспортной пошлине по отношению к росту мировой цены на нефть. Это происходит вследствие неравномерного роста курса национальной валюты вслед за увеличением уровня мировых цен на нефть.

Зависимость налога на добычу полезных ископаемых от уровня мировых цен на нефть и, как следствие, от курса доллара проявляется через коэффициент (Кц), учитывающий динамику мировых цен на нефть и курс национальной валюты. С ростом мировой цены нефти налоговая нагрузка по НДПИ на компании-недропользователи увеличивается. При мировой цене нефти на уровне 50 долл./барр. итоговая ставка налога составит 7887 руб./т или 34 % от цены реализации. С ростом мировой цены нефти наблюдается усиление налогового бре-

мени на сектор добычи, так, при мировой цене 75 долл./барр. доля НДПИ в цене реализации составит 39 %, а при 100 долл./барр. - 41 %.

Таблица

Структура средней мировой цены нефти (на примере участка недр Северо-Тунгусской НГП, Красноярский край)

Показатель Значение

Средняя цена нефти сорта "Юралс" на мировом рынке 30,0 50,0 75,0 100,0

Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую с особыми физико-химическими свойствами 6,8 17,8 31,5 45,3

Доля вывозной таможенной пошлины в средней цене нефти сорта "Юралс" на мировом рынке, % 23% 36% 42% 45%

Сетевой тариф на услуги по транспортировке нефти по ВСТО, для поставки на экспорт через порт Козьмино 3,9 4,8 7,1 9,6

Ставка тарифа на услуги по перевалке нефти в порту Козьмино 0,3 0,3 0,5 0,6

Цена нефти, рассчитанная методом №Шаск 19,1 27,2 35,9 44,6

Себестоимость добычи нефти 13,4 24,4 40,1 56,0

в том числе налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 7,2 16,9 28,9 41,0

Доля НДПИ в средней цене нефти сорта "Юралс на мировом рынке, % 24% 34% 39% 41%

Доля вывозной таможенной пошлины и НДПИ в средней цене нефти сорта "Юралс" на мировом рынке, % 47% 69% 81% 86%

Также формула расчета ставки вывозной таможенной пошли на нефть содержит показатель, характеризующий актуальный уровень мировой цены на нефть. Налоговое бремя по экспортной пошлине увеличивается с ростом цен на мировом рынке. Так, при цене нефти на мировом рынке на уровне 50 долл./барр. доля экспортной пошлины в мировой цене составляет 36 %, при цене 75 долл./барр. - 42 %, а при 100 долл./барр. - 45 % [3].

С помощью геолого-экономического моделирования проведена оценка влияния нефтегазовых налогов и ключевых макроэкономических показателей (мировые цены на нефть, курс национальной валюты) на экономическую эффективность освоения типового участка Северо-Тунгусской нефтегазоносной провинции. Анализ показал высокую чувствительность показателей экономической эффективности к изменению курса национальной валюты и, как следствие, ставок нефтегазовых налогов (НДПИ и экспортной пошлины), самое не-

значительное их изменение влечет существенную корректировку чистого дисконтированного дохода.

Расчеты показали, что со снижением цены нефти на мировом рынке налоговая нагрузка на недропользователей сокращается и проекты освоения ресурсов углеводородов становятся более привлекательными и, наоборот, по мере роста уровня мировых цен на нефть увеличивается и налоговое бремя. Эффективность проектов освоения месторождений увеличивается до так называемой «точки перегиба», когда цена нефти на мировом рынке опускается до уровня 40-45 долл./барр., после этого затраты на геологоразведку и разработку месторождения начинают окупаться в меньшей мере, т. е. снижается относительная эффективность проекта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-!, в ред. от 23.06.2014.

2. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 ноября 2013 г. № 477 «Об утверждения Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов».

3. Филимонова И.В., Эдер Л.В., Мишенин М.В., Проворная И.В. Принципиальные подходы к геолого-экономической оценке разномасштабных нефтегазовых объектов // Геология нефти и газа. - 2014. - № 1. - С. 15-23.

© И. В. Филимонова, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.