Научная статья на тему 'Модель управления стратегического резервом углеводородного сырья'

Модель управления стратегического резервом углеводородного сырья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ РЕЗЕРВ / СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белановский В. В.

Определены понятия нефтегазового резерва. Разработана концептуальная модель стратегического управления резервом нефти и газа. Определены факторы, влияющие на выбор стратегий формирования нефтегазовых резервов. Обозначены задачи стратегического резерва нефти и газа на долгосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF MANAGEMENT OF HYDROCARBON’S STRATEGIC RESERVE

The notion of oil and gas reserves is determined. Conceptual model of strategic management of oil and gas reserves is developed. The factors to influencing for choose of oil and gas reserve strategies forming are defined. The tasks of development of oil and gas reserves for long-term perspective are determined.

Текст научной работы на тему «Модель управления стратегического резервом углеводородного сырья»

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЕЗЕРВОМ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

Определены понятия нефтегазового резерва. Разработана концептуальная модель стратегического управления резервом нефти и газа. Определены факторы, влияющие на выбор стратегий формирования нефтегазовых резервов. Обозначены задачи стратегического резерва нефти и газа на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: нефтегазовый резерв, стратегического управление, программа комплексного освоения углеводородных ресурсов, долгосрочные задачи развития.

Для обеспечения национальных стратегических интересов и безопасности государства, а в некоторых случаях и в качестве экономического влияния на мировые рынки минерального сырья создаются стратегические резервы полезных ископаемых. Много промышленно развитых стан уже имеют или создают нефтяные резервы и резервные фонды месторождений углеводородного сырья.

Существует два понятия «нефтегазовый резерв» и «резервный фонд». Нефтегазовый резерв - это создание резервуарного парка для хранения добытой нефти и нефтепродуктов со специальным подходом к управлению и регулированию уровнем запасов. Основной задачей «резервного фонда» является обеспечение национальных стратегических интересов посредством выделения ряда месторождений углеводородного сырья с особым правовым положением и особым механизмом вовлечения в эксплуатацию.

«Резервный фонд» - это ряд месторождений и перспективных участков недр с прогнозными ресурсами. Его можно назвать «пассивным» резервом, включающий разведанные месторождения с подсчитанными запасами. Здесь можно выделить участки недр с доказанными запасами и готовыми к обустройству месторождения. Причем управляющая организация таким фондом может даже обустроить месторождение, чтобы незамедлительно начать добычу в случае благоприятно складывающейся мировой конъюнктуры. Реальная добыча сырья из месторождений такого

фонда может начаться в течении 1-5 лет. Такой резерв необходим, чтобы иметь возможность регулировать процесс недропользования и процесс взаимоотношения государства с энергетическими корпорациями. К месторождениям такого фонда можно отнести и участки с прогнозными ресурсами, которые требуют геологического изучения. Освоение таких объектов будет иметь долгосрочный и последовательный характер. К подобным участкам может быть отнесен континентальный шельф, месторождения суши в новых нефтегазовых провинциях с ресурсами категории С3+Д. Месторождения с прогнозными ресурсами необходимы для формирования стратегических задела углеводородного сырья на отдаленную перспективу для будущих поколений [1,2].

Принципиальная схема стратегического управления нефтегазового комплекса (НГК) округа в условиях создания государственного резервного фонда показана на рис. 1.

Выбор государством экономически обоснованной стратегии при формировании резервов в нефтегазовом комплексе наиболее ответственный и методически сложный процесс в связи с высокой неопределенностью развития мировых цен на энергоносители, большим количеством отраслей и все более широким применением высоких технологий в области переработки, добычи и транспортировки. Понимая высокую значимость нефтегазового комплекса в образовании федерального бюджета, долгосрочное устойчивое развитие НКГ приобретает еще более важное значение и роль государственных органов управления становится решающей [2].

На выбор стратегии оказывает большое влияние множество факторов внешней по отношению к отрасли, внутриотраслевой и внутренней региональной среды научно-технического, экономического, социального и экологического характера. К ним, в частности, относятся:

• экономическая и энергетическая безопасность России;

• динамика реальной потребности в определенных видах продукции, производимой в рамках нефтегазовой отрасли;

• изменение емкости внешнего и внутреннего рынков по видам энергетического сырья, нефтепродуктам, продуктам нефте- и газохимии;

• динамика конъюнктуры на мировом и внутреннем рынках энергетического сырья, наличие конкурентных преимуществ, ключевых факторов успеха, барьеров входа в отрасль и др.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Создание и оптимальное территориальное размещение стратегических резервов углеводородов и продуктов их переработки

-1.

Внешнее окружение ■ Мировые запасы, производство и рынок энергоресурсов и прогнозные тенденции ■ Экологические ограничения глобального характера ■ Экономические кризисы ■ Стихийные бедствия Управленческий анализ ■ Ретроспектива, современное состояние и стратегические возможности внутреннего потенциала нефтегазового комплекса СЗФО ■ Инвестиционные потребности

НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС:

• Запасы и ресурсы;

• Добыча и производственная инфраструктура;

• Транспортная и портовая инфраструктура;

• Перерабатывающие мощности;

• Хранение углеводородов и продуктов их переработки;

• Спрос и потребление.

СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ

Условия формирования стратегического резерва

■ Наличие нераспределенного фонда месторождений недалеко от развитой транспортной инфраструктуры и потребителей

■ Наличие мест хранения нефтепродуктов и сырой нефти

■ Реально действующие методы государственного регулирования

■ Внутреннее потребление нефти и газа региона будет компенсироваться добычей отечественных компаний

■ Инвестиционные возможности государства

■ Софинансирование проектов по созданию стратегических резервов на взаимовыгодных условиях для бизнеса и государства

■ Создание эффективной системы управления резервным фондом

! ФОРМИРОВАНИЕ ■

і СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕ- і І ЗЕРВОВ НЕФТИ И ГАЗА

Законодательные и нормативноправовые акты, закрепляющие принципы формирования стратегического нефтяного резерва

Программы лицензирования нефтегазовых ресурсов с учетом стратегических интересов государства;

Программы комплексного освоения углеводородных ресурсов региона;

Программы развития региональной транспортнологистической инфраструктуры

Требования:

■ Энергетическая безопасность

■ Рациональное недропользование

■ Надежность функционирования при чрезвычайных ситуациях

■ Быстрое реагирование на изменения рынка

■ Высокая бюджетная доходность от реализации запасов активного резервного фонда

Рис. 1 Концептуальная модель стратегического управления резервным фондом нефтегазовых ресурсов

Лицензирование в настоящих условиях это важнейший элемент в изучении и освоении нераспределенного фонда недр. От него зависит, в первую очередь, последовательность и своевре-

менность воспроизводства запасов и объем инвестиций на поисковые и геологоразведочные работы.

При создании резерва углеводородного сырья государственная и региональные программы лицензирования позволят выделить необходимый перечень месторождений и перспективные участки, которые будут заложены в государственный резервный фонд. Представляются возможными варианты, при которых недрополь-зователым будет предоставлено право на проведение геологического изучения с последующим право добычи, но при условии тесного взаимодействия с государственными структурами управления резервом (то есть часть добытой нефти будет передаваться в резервный фонд) на взаимовыгодных условиях, например внедрение различных механизмов льготного налогообложения при разработке месторождений [1].

Программа развития транспортно-логистической инфраструктуры позволит создать направления новых транспортных потоков, позволяющих в случае увеличение объемов экспортных поставок резервных запасов находящихся в управлении федерального государственного резерва не образовывать узких мест для других производителей нефти и газа. Кроме того, данная программа должна сформировать сеть подземных и плавучих хранилищ нефти на территории округа, а также интенсифицировать поиск естественных подземных резервуаров и ввод в действие резервных хранилищ для резервирования в них запасов природного газа. Возможности для создания комплекса подземных хранилищ природного газа имеются как на территории России.

Программы комплексного освоения углеводородных ресурсов регионов должны охватывать такие направления как геологоразведка, добыча, транспортировка, переработка углеводородного сырья и распределение нефтепродуктов до потребителей. С точки зрения формирования эффективной системы управления стратегическим резервом необходимо развивать такие нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие производства, которые будут частично или полностью контролироваться структурами управлении стратегического резерва.

Однако довольно очевидным является тот факт, что строительство новых перерабатывающих производств являются весьма дорогостоящими инвестиционными проектами, что на настоящее

время является для государства не позволительной роскошью. В этом случае наиболее оптимальным вариантом представляются совместные проекты государственного и частного бизнеса по развитию нефте- и газопереработки с паритетом вопросов резервирования нефтепродуктов по требованию государственных структур управления резервом, механизмами государственночастного партнерства и со льготными условиями по налогообложению для компаний участников подобных проектов.

Для формирования и реализации подобных программ и учета в них вопросов создания нефтегазового резерва и резервного фонда месторождений углеводородного сырья для экономических и стратегических целей необходимы политическая воля федеральных служб управления и огромные инвестиционные затраты.

Следует отметить, что существует много противников формирования стратегического нефтяного резерва. Если резервы нефтепродуктов в нашей стране создаются в нашей стране уже в течение долгого времени, то формирование резервов сырой нефти и газа в стране имеющей экспортную направленность в сфере углеводородного сырья представляется многим не актуальным. Однако с экономической точки зрения контроль за мировыми ценами и их регулирование зависит не только от спроса, но и от того насколько в определенный момент времени государства - ведущие экспортеры нефти обладают возможностью увеличить или снизить объем продаж углеводородного сырья, посредством управления своим активным резервным фондом [1].

В интересах сохранения и дальнейшего расширения сырьевой базы, создания стратегического резерва запасов, обеспечения перспективы освоения минеральных и энергетических ресурсов необходимо решить следующие долгосрочные задачи[1,4]:

• формирование экономико-правовой среды, позволяющей государственным структурам управления резервом оказывать влияние на нефтегазодобывающие и перерабатывающие компании в интересах государственного фонда запасов нефти и газа и продуктов нефтепереработки;

• изучение геологического строения и определение ресурсного потенциала нераспределенного фона месторождений и континентального шельфа Российской Федерации путем осуществления государственного мониторинга геологической среды, а также

измерения физических полей над океанским дном, картографирования, бурения и грузоподъемных работ со дна;

• освоение минеральных и энергетических ресурсов суши и континентального шельфа;

• государственный контроль и регулирование разведки и мониторинга полезных ископаемых и минеральных ресурсов с учетом экономических и оборонных интересов государства;

• разработка известных месторождений и интенсификация разведки нефти и природного газа на континентальном шельфе Российской Федерации;

• сохранение на суше вблизи развитой инфраструктуры, а также на Западно-Арктическом шельфе Российской Федерации разведанных запасов минеральных ресурсов в качестве стратегического резерва;

• разработка новых технических средств и передовых технологий для изучения и освоения минеральных ресурсов континентального шельфа и продолжение работ в области специального судостроения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варламов А.И., Ильинский А.А., Милитенко Н.В., Череповицын А.Е., Сапожникова Е.И. Проблемы формирования стратегического резерва углеводородного сырья России. — СПб.: Наука, 2008. — 322 с.

2. Ильинский А.А., Котельников С.А., Сапожникова Е.И. Экономические и правовые проблемы формирования кадастра стратегического резерва углеводородного сырья России // Нефтегазовая геология. Теория и практика. — Электронный научный журнал, 2008 (3) [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.ngtp.ru.

3. Череповицын А.Е. Концептуальные подходы к разработке инновационно-ориентированной стратегии развития нефтегазового комплекса-СПб.: СПГГИ, 2007.

4. Череповицын А.Е. Принципы формирование нефтегазового стратегического резерва//Записки горного института том 179. Проблемы развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов России Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). — СПб, 2008. — С. 116—120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.