Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО САРАЗМА'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО САРАЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САРАЗМ / НАСЕЛЕНИЕ / ЭЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / СКОТОВОДСТВО / МЕТАЛЛУРГИЯ / ОРУДИЯ ТРУДА / ПРОИЗВОДСТВО / РЕМЕСЛО / ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарипов Махмадали Хайруллоевич

В статье рассматривается экономическая жизнь населения древнего Саразма особенно в период позднего энеолита и ранней бронзы. Основу экономики жителей Саразма составляло земледелие, скотоводство, различные специализированные производства, и в первую очередь металлургия и металлообработка. О высоком уровне земледелия свидетельствуют разнообразия орудия труда. Развитие скотоводства ориентированно на разведение мелкого рогатого скота. Охота и рыболовство имели вспомогательный характер. С конца IV тыс. до н.э. поселение Саразм было одним из крупнейших центров древней металлургии Центральной Азии. Особо следует отметит, что саразмийцы освоили металлическое производство. Саразмские специалисты научились получат бронзу - сплав меди с разными компонентами который получали естественным путём. В Саразме высоко было развито ювелирное дело. На поселении найдены предметы ювелирного производства - лазурита, бирюзы и других минералов. Таким образом, можно почеркнуть, что Саразм является уникальным памятником древнеземледельческой культуры и важным ремесленным центром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC LIFE OF THE POPULATION OF ANCIENT SARAZM

This article deals with the economic life of the population of ancient Sarazm, especially, in the period of late Eneolita and early bronze. The basis of the economy of the residents of Sarazm was agriculture, cattle breeding, various specialized production, and primarily metallurgy and metalworking. About the high level of agriculture is evidenced by the diversity of labor tools. The development of cattle breeding is focused on breeding small horned cattle. Hunting and fisheries had auxiliary. From the end of IV thousand BC. The settlement of Sarazm was one of the largest centers of the ancient metallurgy of Central Asia. It should be noted that Sarazimians mastered metallic production. Sarazm specialists have learned to receive bronze - alloy copper with different components that were obtained natural way. The jewelry was highly developed in sarazm. On the settlement found objects of jewelry production - lazurita, turquoise and other minerals. Thus, it is possible to blacken that Sarazm is a unique monument of ancient-earth culture and an important craft center.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО САРАЗМА»

Республике Таджикистан» от 8 июня 2007г. №242[5] в упорядочении и отмене многих «привнесенных» и никому не нужных свадебных обрядов, таких как «чойгаштак» - торжество для подруг невесты, сам обряд обручения «фотиха» превратившийся в разновидность угощения с большими расходами, «идонабарй» - праздничное одаривание жениха и невесты и т.д.

Данная статья является актуальной на современном этапе в плане сохранения и укреплении основ таджикской семьи, а также упорядочения традиций и ритуалов в Республике Таджикистан.

Ключевые слова: традиционная культура, быт, таджики, обычаи и обряды, предсвадебная обрядность, жизненный цикл, родственные браки,закон, упорядочение традиций.

PRE-WEDDING RITES IN THE STRUCTURE OF THE LIFE CYCLE OF TAJIKS

Traditional-domestic culture of Tajiks has been studied by many well-known researchers, including M.SAndreev, A.E.Snesarev, AA.Bobrinsky, I.I.Sarubin, A.K.Pisarchik, N.A.Kislyakov, L.F.Monogarova and others, however detailed research in relative terms of Tajiks of all regions on this topic is still not there.

The authors of the article show the place ofpre-wedding rites in the structure of the life cycle of Tajiks, consider traditions and innovations in rites, in particular, in the definition of the marriage age of Tajiks, the existence of related marriages, their negative impact on the inheritance, the custom of collusion of minors -«gavorabakhsh» which is gone, primacy - «honadomod» occasionally observed until now, matchmaking -«hostkor», choice of bride, engagement, called in different places , «safedidaroni,» «tui photiha», «nonshikanon» the groom's expenses for the wedding - «qaling», the custom of watching gifts of the bride -«tukkuzbinon» in the past and present. This shows the role of the Law of the Republic of Tajikistan on «Tradition, celebrations and ceremonies in the Republic of Tajikistan» of June 8, 2007 No.242 in ordering and canceling many «introduced» and unnecessary wedding ceremonies, such as «choigashtak» - a celebration for the bride's girlfriend, the very rite of engagement «photiha» turned into a kind of treat with high expenses, «idonabari» - afestive gift of the bride and bride etc.

Keywords: traditional culture, life, Tajiks, customs and rites, pre-wedding rites, life cycle,related marriages, law, ordering traditions

Сведения об авторах:

Юсуфбекова Зинатмо - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии имА.Дониша Национальной Академии наук Таджикистана,. Тел:(+992) 919037791; E-mail:Yusufbekova 50@mail.ru Шовалиева Мумина Садыковна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии имА.Дониша Национальной Академии наук Таджикистана,. Тел: (+992) 908991989 ;E-mail:mumina.1957@mail.ru

About the authors:

Yusufbekova Zinatmo - PhD. in Historical Sciences, Lead Researcher of the Institute of History, Archaeology and Ethnography by A.Donish of the National Academy of Sciences of Tajikistan,. Phone: (+992) 919037791. E-mail: Yusufbekova 50@mail.ruShovalieva Mumina Sadykovna - is a Ph.D. candidate in history and a leading researcher at the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the National Academy of Sciences of Tajikistan. Phone: (+992) 908991989, E-mail:mumina. 1957@mail.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО САРАЗМА

Шарипов М. Х.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

На территории Зеравшанской долины, в 15 км к западу от г. Пенджикента, открыто самое северное в Средней Азии поселение оседло-земледельческого типа - Саразм. Саразм имеет 5500 -летную историю. Его наибольшие расцвет приходится на периоды позднего энеолита и ранней бронзы. Общая площадь поселения превышает 100 га. Выделены четыре последовательных хронологических периода, которые с учетом радио-карбонных определений могут быть датированы следующим образом: период I - 3400-3200 гг. до н.э., период II - 3200-2900 гг. до н.э., период Ш -2300-2700 гг. до н.э., период IV - 2700-2000 гг. до н.э. [2, с.112].'

Археологический комплекс Саразма

Основу экономики жителей Саразма составляло земледелие (как поливное, так и богарное) и скотоводство (разведение мелкого и крупного рогатого скота, с преобладанием первого), но едва ли не меньшее значение имели здесь различные специализированные производства, и в первую очередь металлургия и металлообработка. О высоком уровне земледелия свидетельствуют разнообразия орудия труда наличие общественного хранилища зерна. - Все это говорит о том, что Саразм был одним из крупных земледельческих центров.

Развитие скотоводства ориентированного на разведение мелкого рогатого скота помимо продуктов питания, давало постоянный приток сырья: мех, кожа, шерсть необходимого для домашних промыслов. Охота и рыболовство имели вспомогательных характер.

Особо следует отметит, что саразмийцы научились добывать медную руду и освоили металлическое производство. При этом на стадии Саразм II - Ш они могли использовать только чистую медь, для изготовления орудии труда и оружия, была мало пригодна, так как не обладала достаточной твёрдостью. Поэтому использований каменных орудий еще продолжалось. Однако на стадии Саразм Ш - IV четко наметился прогресс к металлургии. Саразмские специалисты научились получат бронзу - сплав меди с разными компонентами который получали естественный путем, за счет плавни руд муншистенского месторождения.[5, с. 19].

С конца IV тыс. до н.э. поселение Саразм было одним из крупнейших центров древней металлургии Центральной Азии. Минеральные ресурсы горных цепей Верхнего Зеравшана разнообразны: золото, серебро, медь, свинец, ртуть, олово, бирюза, а водная артерия - Зеравшан открывает доступ ко всему горному массиву. [4, с.62-68].

Согласно результатам химических анализов металлических изделий с поселения Саразм, их основой (89,3-96,6%) является медь; содержание мышьяка доходит до 3,3%, а олова - до 1,6%. Скорее всего саразмийцы добывали медную руду, а также компоненты для производства бронзы недалеко от места своего обитания - в месторождениях Ёри, Канчоч, Джилау,

находящихся в 40-50 км к востоку от поселения. Возможно, для экспорта был изготовлен найденный в Саразме свинцовый слиток весом почти в 10 кг.

Производство металлических предметов зафиксировано в течение всех периодов существования Саразма, а их разнообразие постоянно возрастает. К настоящему времени на поселении найдено более 150 различных металлических изделий, среди которых медные и бронзовые ножи, кинжалы, топоры-тесла, наконечники копий, стержни с фигурным наведшие, печать из свинца, золотые и серебряные предметы. Местный характер металлообрабатывающего производства засвидетельствован находками плавильных тиглей, глиняных литейных формочек, различных заготовок, а также металлоплавильных горнов. [1, с.141-142].

Специализированный характер имело и производство каменных изделий. В Саразме найдено около 40 видов каменных предметов: сверла, буравчики, долота, стамески, отбойники и др., а также гири, отражающие определенные весовые стандарты. Уникальна цилиндрическая печать, относящаяся к IV периоду. На ее поверхности вкруговую вырезано изображение коровы или быка с длинным пышным хвостом. Высокого развития достигло ювелирное дело: изготовление различных бус и украшений. На поселении найдены и ремесленные отходы ювелирного производства -лазурита, бирюзы и других минералов. Имели также место обработка кож, прядение, ткачество и ряд других промыслов.

Самым развитым из них является производство керамика. Керамика в Саразме изготовлялась большей частью вручную, лишь в период Ш появился гончарный круг медленного вращения. На поселении вскрыто 6 гончарных печей для обжига посуды. Печи были двух типов: круглая, открытая двухкамерная; одноярусная с углубленной топкой, расположенной вдоль обжигательной камеры и двух в ярусная.

Обнаруженная при раскопах культового комплекса (раскопа IX) двух ярусная печь для обжига керамических сосудов - доказательство тому, что саразмийские гончары освоили это производство еще пять тысяч лет назад. Найденная печь хорошо сохранилось и состоит из двух расположенных друг на другом выложенных сырцовый кирпичом на мед - топочной и обжигательной. Продуманности отмечается система жара проводящих каналов и дымоходов. Здесь же были найдены фрагменты чащ горшков других сосудов. Всего боле 10 форм [4,20]

Керамика Саразма представлена столовой, тарной и кухонной посудой. Она делится на три основные группы: светлованную, среди которой особо выделяется красно ангажированная керамика с лощением; серую и черную с лощением и без него и расписную, одноцветную и многоцветную. Росписью украшалась преимущественно столовая посуда. По стилю роспись саразмских сосудов генетически наиболее связана с двумя регионами южной оседлозем-ледельческой зоны - Юго-Восточной Туркменией, в особенности с геоксюрскими поздне энеолитическими комплексами, и Белуджистано-Сеистанским регионом, расположенным к югу от Гиндукуша. Также в Саразме найдены серо глиняные сосуды с пророщенным орнаментом, имеющие североиранское происхождение. В небольшом количестве прослежены и традиции кельтеминарской неолитической культуры Юго-Восточного Приаралья. [5, с.62-68]. Таким образом впервы в Центральной Азии в одном поселении обнаружены из Южной Туркмении, Северо Восточного Систана Белуджистана.

Общий облик Саразма (архитектура, материальная культура, хозяйство, культы) свидетельствует о его южном происхождении, связанном с зоной оседло земледельческих культур. У истоков формирования Зеравшанского очага этих культур, вероятно, стояли переселенцы из южно туркменистанских общин, что в Саразме подтверждается стратиграфических. Не исключено, что причиной такого переселения была экологическая ситуация в Геоксюрском оазисе, связанная с миграцией водных потоков реки Теджен. Конкретный регион, где возникло поселение Саразм, был избран в качестве места обитания не только вследствие благоприятных здесь для развития сельского хозяйства условий, но и по причине близости к богатым источникам минерального сырья. Можно думать, что переселенцы ассимилировали здесь и какое-то местное неолитическое население, однако этот вопрос требует дополнительных исследований [1, с.254].

При явной южно туркменистанской доминанте, проявляющейся на ранних этапах развития Зеравшанского центра, здесь налицо и другая линия связей, уходящая в регионы, расположенные к югу от Гиндукуша. Здесь можно напомнить, что в погребении самого раннего периода Саразма были найдены браслеты из явно привозных морских раковин, а затем на поселении стал все более распространяться стиль росписи посуды, имеющей отчетливые белуджистанские истоки. Основу таких контактов, вероятно, составляла торговля, однако, обилие и устойчивое влияние на местную керамику расписной посуды белуджистанских типов, очевидно, позволяет поставить вопрос и о белуджистанских компонентах в среде саразмского населения. Однако традиция далеких импортов

продолжает стойко сохраняться, о чем свидетельствуют находки сосудов североиранского происхождения. Саразм был удивительным центром скрещения самых различных связей и торговых контактов [7, с.53-54].

Такая роль региона в значительной степени сохраняется и в более позднее время, о чем свидетельствуют открытые здесь погребения и могильники эпохи поздней бронзы. Так, недалеко от Пенджикента, в Зардча Халифа, обнаружено захоронение мужчины вместе со скелетом архара. В сопровождающем инвентаре преобладают бронзовые предметы и керамика, идентичные изделиям бактрийско-маргианского комплекса, свидетельствуя о южной ориентации культурных связей.

Таким образом, можно почеркнуть, что Саразм являтся уникальным- памятником древнеземледельческой культуры и важним ремесленным центром.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валиев, А. Шарипов, М. Шафаков Х. Археологи. -Душанбе, 2018.- С.

2. Исаков А. Первооткрыватель Саразма. / А.Исаков Душанбе: Истевдод, 2015.

3. Исаков, А. Саразм - начало цивилизатции таджиков. / А.Исаков - Душанбе: Дониш, 2018.

4. Метало обраты воющие орудия Саразма (По экспериментально - тератологические данным). // Известия АН РТ. Отд. Общ. наук - 1993 №1 - 2

(29-30)

5. Саразм - Душанбе, 2006. - 19 с.

6. Смирнов А.П. По вопросу археологической культуры / А.П.Смирнов // Советская археология, 1964.-№ 4.

7. Шербоев С. Саразм - зеркало цивилизации таджикского народа. / С. Шербоев Душанбе, 2020.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО САРАЗМА

В статье рассматривается экономическая жизнь населения древнего Саразма особенно в период позднего энеолита и ранней бронзы.

Основу экономики жителей Саразма составляло земледелие, скотоводство, различные специализированные производства, и в первую очередь металлургия и металлообработка. О высоком уровне земледелия свидетельствуют разнообразия орудия труда.

Развитие скотоводства ориентированно на разведение мелкого рогатого скота. Охота и рыболовство имели вспомогательный характер.

С конца IV тыс. до н.э. поселение Саразм было одним из крупнейших центров древней металлургии Центральной Азии. Особо следует отметит, что саразмийцы освоили металлическое производство. Саразмские специалисты научились получат бронзу - сплав меди с разными компонентами который получали естественным путём.

В Саразме высоко было развито ювелирное дело. На поселении найдены предметы ювелирного производства - лазурита, бирюзы и других минералов.

Таким образом, можно почеркнуть, что Саразм является уникальным памятником древнеземледельческой культуры и важным ремесленным центром.

Ключевые слова: Саразм, население, ээкономическая жизнь, земледелие, скотоводство, металлургия, орудия труда, производство, ремесло, ювелирное дело, культура,

ECONOMIC LIFE OF THE POPULATION OF ANCIENT SARAZM

This article deals with the economic life of the population of ancient Sarazm, especially, in the period of late Eneolita and early bronze.

The basis of the economy of the residents of Sarazm was agriculture, cattle breeding, various specialized production, and primarily metallurgy and metalworking. About the high level of agriculture is evidenced by the diversity of labor tools.

The development of cattle breeding is focused on breeding small horned cattle. Hunting and fisheries had auxiliary.

From the end ofIV thousand BC. The settlement of Sarazm was one of the largest centers of the ancient metallurgy of Central Asia. It should be noted that Sarazimians mastered metallic production. Sarazm specialists have learned to receive bronze - alloy copper with different components that were obtained natural way.

The jewelry was highly developed in sarazm. On the settlement found objects of jewelry production -lazurita, turquoise and other minerals.

Thus, it is possible to blacken that Sarazm is a unique monument of ancient-earth culture and an important craft center.

Keywords: Sarazm, population, economic life, agriculture, cattle breeding, metallurgy, tools, production, craft, jewelry, culture.

Сведения об авторе:

Шарапов Махмадали Хайруллоевич - старший преподаватель кафедры методика преподавании истории и права Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни Тел: (+992) 939530074.

About the author:

Sharipov Makhmadali Khairulloevich - a senior teacher of the Department of Teaching History and Law of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini Tel: (+992) 939530074.

ТДУ 891.550:9(575.3) ИНЪИКОСИ ^УКМРОНИИ АМИРОНИ МАНГИТИ ДАР ОСОРИ АХМАДИ ДОНИШ

Нуруллозода М.Н.

Донишгохц давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айни

Яке аз махбубтарин фарзандони Бухорои Шарифи карни XIX Ах,мад Махдуми Дониш, бо лаккаби Ахмади Калла (1826-1897) ба хисоб меравад. Ахмади Дониш дар шахри Бухорои Кухна, дар оилаи мулло Носир ба дунё омадааст. Ахмади хурдсол маълумоти ибтидоиро дар мактаби шахсии модараш барои духтарон гирифта, инчунин, дар мактаби хофизони ^уръон низ тахсил намудааст. Аммо Ахмад мактаби кориёнро ба зудй тарк карда, аз синни 14 - солагй тахсилро дар мадраса давом медихад. У дар мадраса ба гайр аз илмхои динй, асосан мустакил худаш, такя ба корхои уламои Шарк, фанхои риёзиёт, таърих, нучум, табииёт, хайват, фалсафаи табий ва адабиёти бадеиро меомузад. Ахмади Дониш тахминан соли 1855 бо хохиши амир Насрулло ба дарбор рох ёфта, ба хайси меъмору мухандиси дарбор таъйин мегардад. Мутафаккир аввалин бор солхои 1857 - 1858 бо фармони амир Насрулло ба хайси мирз-котиб дар хайати сафорати амир, бори дуюм солхои 1869 -1870 ва бори сеюм солхои 1874 - 1875 ба Русия сафар мекунад. Дар давоми ин сафархо Ахмади Дониш аз наздик бо хаёти сиёсию-иктисодй ва махсусан фархангию-мадании маркази империяи Русия шахри Петербург, ба таври назаррас шинос мешавад. Аз ин ру, хама руйдодхои ба вукуъ омада дар баробари таъсири адабиёти классикии форсу точик дар ташаккулёбии андешахои маорифпарваронаи Ахмади Дониш макоми арзандае мебозад [4, с.1].

Наздикии солхои 1870-1873 А. Дониш рисолаеро таълиф менамояд, ки дар он акидахои худро нисбат ба адолат ва тартибу низоми идоракунии давлату чомеа изхор менамояд. Дертар аз ин А. Дониш ба ин асар номи «Рисола дар назми тамаддун ва таовун»-ро мегузорад. Бояд тазаккур дод, ки асари номбурда дар вокеъ як барномаи тайёри ислохоти амики тарзи идоракунии давлат ва пояхои ичтимоии аморати Бухоро ба хисоб мерафт. Храмин максад буд, ки мутафаккир ин рисоларо ба амир Музаффархон пешниход карда буд. Муаллиф дар рисолаи мазкур бахри идоракунии кишвар тахияи сохтори вазоратй ва мачлиси машваратй (парламент)-ро заруру мухим мешуморад. Ба андешаи А. Дониш хукуку ухдадорихои шох (амир), хамчун хокими мутлак бояд дар назардошти конуну (Конститутсия) конунгузорй махдуд карда шавад. Илова бар ин, дар рисола муаллиф оиди сохтор ва хукуки вазоратхо, тартибу мавкеи куввахои мусаллах, хукуку макоми амир, муносибати хукуматдорон нисбат ба мардумро батафсил изхор мекунад. Дар ин чо мутафаккир таъкид мекунад, ки шох (амир) бояд аз чумлаи донишмандтарин шахсон таъин гардад ва доимо дар хидмати мардум бошад; дар як кишвар шохи одилу амалдори иртичопараст буда наметавонад, зеро ки чунин амалдор зери сарпарастии у амал мекунад [9, с.15].

Ба фикри мутафаккир шох хамон вакт адолатпарвар буда метавонад, ки у агар дах шартро риоя кунад. Аввалан, ба акидаи муаллиф, «дар хар вокеа, ки раоёро пеши хоким афтод, подшох худро дар он вокеа аз раоё тасаввур кунад ва дигареро бар худ хоким донад. Ва дар он хам хар хукм, ки аз дигаре ба худ раво намедорад, мисли он аз худ ба дигаре раво надорад ва агар раво дорад, хиёнат карда бошад». Ё ин ки дар шарти хафтум у таъкид мекунад, ки: шохи одил «он ки аз хатари хукумат ва вилоят гофил набошад. Ва якин донад, ки мансаби аморату хукумат олатест, (ки) бад-он саодату некномии дунё ва охират касб метавон кард. Ва хам шаковату гирифторй ва бадномии абадй хосил тавон намуд». Баъдтар дар шарти нухум мегуяд: «.. .некбахтарин раиятдорон касест, ки раият бад-у некбахт аст, ва бадбахтарин касе он аст, ки раият бад-у бадбахт аст» [9. С.25]. Умуман дар рисола чунин пандхо хеле сершуморанд. Дар асари мазкур мутафаккир сатхи пасти рушди маорифу фарханг, симои манфури табакахои хукумронро танкид намудааст.

Амир Музаффархон аз пешниходи такдирсози А. Дониш оид ба давлатдорй ба харос омада, на танхо онхоро кабул накард, балки уро аз дарбор дур намуда, аввал ба Гузор, баъд дар Нахрпай ба хайси козй таъин менамояд. Баъдтар мутафаккир тамоман аз корхои давлатй ва хизмати дарборй дур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.