ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ Н.С. Соколов, магистр
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10723
Аннотация. В работе рассматриваются вопросы налогообложения малого бизнеса, его сущность и функции. Рассмотрим мнения классиков политической экономики касаемо самого понятия налог, а также функций налогов. Пойдет речь о проблеме разногласий авторов и исследователей, которая заключается в смешении понятия «функция» и «роль». Можно сказать, что налоги - это объективная экономическая категория и сущность налогов, и их глубина отображается больше в фискальной функции, отображая основу самой природы налогов и сборов. Данная функция присутствует почти в каждом государстве, благодаря данной функции формируются государственные денежные фонды.
Ключевые слова: малый бизнес, налоги, экономика.
Экономическая сущность налогов не обходится без глубокого и всестороннего рассмотрения. В целях раскрытия сути данного понятия необходимо более подробно рассмотреть разные категории: все виды определений налогов, определение их места и роли. Проанализировав работы многих авторов за последнее десятилетие ясно, что до сих пор к единому определению данного понятия так и не пришли. Основополагающим объектом исследования науки является - налог. Именно вся сущность экономических, политических, правовых и социальных интересов государства и общества. Для тщательного анализа и определения сущности налогов, необходимо исследование методологии налогообложения. Другими словами, необходимо проанализировать систему методов познания, которая связывает теорию и практику налогов.
Многие ученые и исследователи к определению «налог» подходят с разных позиций. Возможно рассматривать как с философской стороны, рассуждая о необходимом благе и зле, а возможно характеризовать как экономическую категорию. Как экономическая категория выступает специфическое общественное назначение, а именно формирование и использование денежных средств страны.
С одной из сторон, налог принадлежит к финансово-распределительной катего-
рии, которая связана с формирование финансовых резервов на стадии распределения и перераспределения ВВП.
Рассматривая с другой стороны (правовой природы), налог есть мера упорядочения, ведения имущественных отношений участников общества и государства в определенные границы. Другими словами, это система правоотношений налогоплательщика и государства на основании законности, принуждения, безвозмездности, а, следовательно, понятие налог можно рассматривать как юридический аспект.
Налог можно рассмотреть в политическом аспекте: воспроизводства системы государственной власти, уравновешение интересов государства и разных слоев общества.
Большинство авторов подчеркивают свои отдельные характеристики, которые берут за основу при определении понятия. Так А.В. Брызгалин дал характеристику налогу как комплексной категории, которая имеет экономическое и юридическое значение [1, с. 103].
Под редакцией Юткиной Т.Ф. была сформулирована такая характеристика, что налог является не только правовой категорией, но также фискальной, финансовой, экономической и, конечно же, философской [14, с. 89].
Ранее вопросы о содержании понятия «налог», а также о его функционале и
принципах по настоящее время остается дискуссионным. До сих пор авторы не могут прийти к единому определению, скорее всего это связано с различными мнениями о налогах в обществе и сложностью сущности самого понятия.
Таким образом, классики политической экономики Смит А. и Рикардо Д. пришли к единому пониманию сущности налога, несмотря на явное различие в трактовке. Сущность они видят в том, чтобы рассматривать налог как категорию непроизводительного характера, который обуславливается сущностью и ролью государства.
Тургенев Н.И является основоположником финансовой науки России. В своих работах он связывает возникновение налогов тесно с государством. Его взгляды неоднократны. С одной стороны, налог характеризует как добровольный взнос граждан в бюджет государства для его функционирования, а с другой - все-таки указывает на принудительность уплаты взносов налогоплательщиками.
Таблица 1. Определение понятия «налог»
Источник Определение
Налоговый кодекс Налог - обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Э. Селигман Налог - принудительный сбор, взымаемый государством с отдельного лица для покрытия расходов, вызванных общегосударственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика.
В.А. Кашин Налог - это установленное законом одностороннее обязательство лица участвовать в финансировании деятельности публичного образования (налоговое обязательство).
А.И. Худяков, М.Н. Бродский, Г.М. Бродский Налог - это принудительное изъятие государством в целях финансового обеспечения своей деятельности денежных средств, принадлежащих на праве собственности организациям и физическим лицам.
И.И. Янжул Под именем налогов должно разуметь такое односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек.
Советский энциклопедический словарь Налоги - принудительные сборы, взымаемые с населения на известной территории на установленных законном основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства.
К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю Налог - принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.
Орлова М.Ф. рассматривает налог в качестве пожертвования, которое приносят граждане для безопасности и пользы всего государства и общества.
Иловайский С.И. решил определить налог как принудительным денежным взносом частных хозяйств по закону. Озеров И.Х. указывает, что налог - принудительный сбор, взимаемый с лиц с определенной территории в бюджет государства с целью покрытия расходов.
Изучая и анализируя все взгляды отечественных ученых конца XIX - начала XX веков, можно их объединить в одно определение, по которому налог - принудительное изъятие от налогоплательщика определенного количества денежных средств без соответствующего эквивалента.
В таблице 1 приведены мнения авторов, у которых различны определения, но все они содержат общие признаки.
Из таблицы 1 справедливо подчеркивает определение А.И. Худяков, М.Н. Бродский и Г.Н. Бродский. По их мнению, налог представляет собой обязательный платеж в пользу государства, причем этим свойством обладает с момента образования государств.
Определение понятия «налог» позволяет осознать и оценить отношение общества к налогообложению в стране. Но по законодательству существует свое определение.
В налоговом законодательстве. а именно в Налоговом кодексе России в статье 8 приведено следующее определение понятия: «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных) образований». Данное определение дает полную характеристику понятию налога.
Существует два общих понятия:
- с экономической стороны, налог - инструмент фискальной политики и метод косвенного регулирования экономики на макроуровне;
- с юридической стороны, налоговые отношения - совокупность специфических обязательств, которыми обязывают субъекта налогообложения оплачивать налоги в бюджет в соответствии с законодательством в пользу государства.
Под сбором согласно статье 8 Налогового Кодекса РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор,
отдельных видов предпринимательской деятельности.
Также у налогообложения имеются принципы, на которых оно основано.
Приведем принципы по российскому законодательству:
- всеобщность (обхват налогом всех экономических субъектов, которые получают любые виды доходов);
- стабильность (устойчивость видов налогов);
- равнонапряженность (равная нагрузка на субъекты с одинаковыми доходами);
- обязательность (принудительность выплаты налога);
- социальная справедливость (ставки и льготы должны уравнивать все слои населения);
- горизонтальная справедливость;
- вертикальная справедливость.
После этого рассмотрим основные
функции налогов, так как они отображают экономическую их сущность и внутреннее содержание. В разные периоды, разные авторы выделяли различные функции налогов.
Так в период 1992 по 1998 года профессор Родионов В.М. разделял функции налога на фискальную и экономическую, которую иногда дробили на регулирующую и стимулирующую.
Академик Казак А.Ю. классифицировал на фискальную и стимулирующую (регулирующую). По мнению Дробозиной Л.А. существовали две функции: фискальная и регулирующая. Так, по мнению профессора Заяц Е.А., была только распределительная и контрольная функции.
Следующий период начинается с 1999 года. Здесь мнения ученых также разделились и расширились. По мнению Чер-ник Д.Г. функции налогов подразделяются на:
- фискальная (наполнение деньгами бюджета государства);
- распределительная (социальная) - перераспределение финансовых средств через налоговую систему в пользу социальной сферы;
- регулирующая (стимулирование или дестимулирование развития отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых
изменений в структуре производства, его размещении);
- контрольная (налоговая отчетность позволяет получать информацию об истинном положение страны);
- политическая (связана с режимами налогообложения с отдельными странами).
Основные функции налогов представлены в таблице 2.
Стоит отметить, что среди авторов разногласий по поводу актуальности фискальной функции не существует. Эволюция функций налогов непосредственно связано с развитие налогообложения и изменением самих видов налогов.
Наиболее обоснованным является выделение одной функции - фискальной. Поскольку, регулирование могут осуществлять только субъекты в процессе выбора методов налогового регулирования и их утверждения в законодательстве, поэтому
Проблема разногласий авторов и исследователей заключается в смешении понятия «функция» и «роль». Два понятия тесно связаны между собой, однако имеют разный смысл. Поэтому необходимо четко определить понятия функции и роль налогов. Ответ на этот вопрос помогут ответить словари. Функция является составной частью от сущности и роли, которая выражается. Поэтому налоги - реализация общественного назначения той или иной экономической категории.
В заключение отметим, что функция действует всегда в рамках отношений соответствующей категории.
налог не может себя не увеличивать, не уменьшать.
Подводя итоги, можно сказать следующее, что налоги - это объективная экономическая категория и сущность налогов, и их глубина отображается больше в фис-
Таблица 2. Основные функции налогов, выделяемые различными авторами
Автор Функции
С.М. Барулин 1) функция совокупного эквивалента государственных услуг госу-
дарства; 2) фискальная;
3) регулирующая
4) контрольная.
И.В. Горский 1) фискальная.
В.М. Родионова 1) фискальная;
2) экономическая.
А.В. Брызгалин 1) фискальная;
2) распределительная (социальная);
3) регулирующая;
4) контрольная;
5) поощрительная.
Л.Н. Лыкова 1) 2) фискальная; распределительная (перераспределительная);
3) 4) контрольная; стимулирующая (дестимулирующая).
В.В. Глухов, И.В. Дольде 1) фискальная;
2) социальная;
3) регулирующая.
А.И. Худяков, М.Н. Бродский 1) распределительная;
2) контрольная.
Д.Г. Черник 1) фискальная;
2) распределительная;
3) контрольная;
4) внешнеэкономическая.
Р.Г. Сомоев 1) фискальная;
2) регулирующая;
3) контрольная.
Т.Ф. Юткина 1) фискальная;
2) регулирующая.
Е.А. Смородина 1) фискальная.
кальной функции, отображая основу самой стве, благодаря данной функции форми-природы налогов и сборов. Данная функ- руются государственные денежные фонды. ция присутствует почти в каждом государ-
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г.) // Российская газета. - 25.12.1993 г. - № 237.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ. Часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2018)
3. Антаненкова Е. Упрощенная система налогообложения: учебное пособие. - М.: ИН-ФРА, 2016. - 156 с.
4. Барулин C. B. Специальные налоговые режимы: теоретические и организационные основы. - М.: ИНФРА, 2015. - 205 с.
5. Горина Г.А. Специальные налоговые режимы: учебное пособие / Г.А. Горина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2016. - 128 с.
6. Дадашев А.З. Налоги в Российской Федерации: учебное пособие. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. - 240 с.
7. Зрелое А.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - М.: Изд-во Юрайт, 2013. - 147 с.
8. Насырова В.И. Специальные налоговые режимы как инструмент налогового регулирования малого предпринимательства. - М.: Проспект, 2015. - 376 с.
9. ПансковВ.Г. Налоги и налоговая система. - М.: ЮрайТ, 2013. - 680 с.
10. Сафиева С.Н. Налогообложение малого предпринимательства: практический аспект / С.Н.Сафиева - Москва: Дашкович и К, 2013. - 212 с.
11. Самохвалова Ю.А. УСН: учитываем доходы. - М.: ЮрайТ, 2013. - 180 с.
12. Зозуля В.В., Журавлев П.Д. Гармонизация налоговых систем как способ ограничения налоговой конкуренции в условиях интеграции // Международный бухгалтерский учет. -2014. - № 31 (325). - С. 26-31.
13. Зозуля В.В., Фитчин А.А., Саханов В.В. Российская Федерация в мировой торговле лесоматериалами: проблемы импортозамещения / Зозуля В.В., Фитчин А.А., Саханов В.В. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - №3. - С. 15-25.
14. Зозуля В.В., Хочаев И.М. Перспективы развития трансфертного ценообразования / Зозуля В.В., Хочаев И.М. // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 45 (291). -С. 26-31.
ECONOMIC ESSENCE AND FUNCTIONS OF TAXES N.S. Sokolov, master
Bauman Moscow state technical university (Russia, Moscow)
Abstract. The paper deals with the taxation of small business, its essence and functions. Consider the views of the classics of political economy with regards to the very concept of tax, as well as the functions of taxes. We will talk about the problem of disagreements between authors and researchers, which is to confuse the concept of "function" and "role." We can say that taxes are an objective economic category and the essence of taxes, and their depth is displayed more in the fiscal function, reflecting the basis of the very nature of taxes and fees. This function is present in almost every state; thanks to this function, state monetary funds are formed.
Keywords: small business, taxes, economy.