Научная статья на тему 'Выявление социально-экономической сущности налога и основных подходов к определению его функций'

Выявление социально-экономической сущности налога и основных подходов к определению его функций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1843
878
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / СУЩНОСТЬ / НАЛОГОВЫЙ / ФУНКЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОДХОД / КАТЕГОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина О.В.

В статье раскрывается социально-экономическая сущность налога. Отражается авторский взгляд на проблему дефиниции этой категории. Выявляются и подробно рассматриваются основные налоговые функции, проводится систематизация подходов к их определению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление социально-экономической сущности налога и основных подходов к определению его функций»

1(43) - 2011

Налоги и налогообложение

УДК 336.221

ВЫЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ НАЛОГА И ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЕГО ФУНКЦИЙ

О. В. КАЛИНИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического менеджмента

E-mail: olgakalinina@bk.ru Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

В статье раскрывается социально-экономическая сущность налога. Отражается авторский взгляд на проблему дефиниции этой категории. Выявляются и подробно рассматриваются основные налоговые функции, проводится систематизация подходов к их определению.

Ключевые слова: налог, социально-экономический, сущность, налоговый, функция, социальный, направленность, подход, категория.

Несмотря на различные приоритеты государственной политики и взгляды на понятие и сущность налогов, а также на выполняемые ими функций в разные исторические периоды, сущность налога всегда состоит в необходимости передачи части дохода в пользу государства для обеспечения расходных потребностей бюджета. То есть налоги являются одним из основных методов формирования государственных доходов.

При этом налоги по мере социально-экономического развития общества становятся основным финансовым инструментом экономической политики государства, одним из определяющих факторов развития предпринимательской деятельности, национальной экономики и международных экономических отношений. Одновременно налоги воспринимаются налогоплательщиками как форма участия в решении общенациональных задач.

Вместе с тем налоги позволяют обществу бороться с потенциальными недостатками рыночной экономики, так называемыми провалами рынка,

обеспечивают поддержку экономического развития в периоды кризиса и сдерживают инфляцию в периоды интенсивного подъема, а также финансируют капиталовложения в те сферы, где частный бизнес не столь активно интегрируется из-за длительного периода окупаемости проекта.

В современной экономической литературе приводится достаточно большое количество определений категории налога. При этом во всех дефинициях подчеркивается, что налог является обязательным платежом. Правовая обязанность безусловной, полной и своевременной уплаты налога носит название императивности налога.

Подтверждением обязательного характера налога могут служить его названия в других странах. К примеру, в Великобритании налог звучит как «duty» — долг (обязанность); законодательство США определяет налог как «tax» — такса; во Франции налоговые отношения характеризуют как «import» — принудительный платеж.

Хотя многие предприниматели действительно рассматривают налоги как «потери» для бизнеса, эти платежи, по словам Ф. Рузвельта [7], являются платой за цивилизованное общество. Этому же человеку принадлежит замечание о том, что на свете существует две неизбежные вещи: «Платить налоги и умереть должен каждый...».

Принудительный характер налога был отражен еще в Советской финансовой энциклопедии 1924 г., где налоги трактуются как принудительные сборы,

взимаемые с населения на известной территории на установленных законом основаниях в целях покрытия общих потребностей государства [5]. В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю [10] указывают, что налог — это принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег, при которой домохозяйство или фирма непосредственно не получают товаров или услуг.

Подчеркнем особенность уплаты налога — его безвозмездность, т. е. государство не имеет законодательно установленных обязанностей по возмещению суммы уплаченного налога в денежной или общественной форме (предоставление общественных благ или выполнение государством своих функций) по отношению к тому лицу, которое осуществило данный налоговый платеж. Иначе говоря, налогоплательщик не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. В результате уплаты налога происходит смена собственности — определенная доля частной собственности становится государственной.

Отметим, что налогами признаются платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Любые изменения в налоговой сфере могут происходить только в законодательной форме, т. е. после выхода надлежащего нормативно-законодательного документа. Другими словами, налоги носят легитимный характер.

В различных определениях также подчеркивается что налоги — это денежные платежи, так как они взимаются в денежной форме. Данная особенность налога характерна для современных налоговых систем, тогда как в историческом прошлом налоги уплачивались и в натуральной форме в виде предоставлению государству товаров и услуг (к примеру, в виде податей и оброков).

Примером натуральной формы уплаты налогов в нашей стране могут служить заключаемые в конце 1990-х гг. соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда налогов заменялось разделом произведенной продукции между государством и хозяйствующим субъектом.

Одним из наиболее часто встречающихся определений налога в экономической литературе является следующее: налог — это обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государством и зачисляемый в бюджет соответствующего уровня. Однако в данном определении учитываются не все перечисленные особенности и характеристики налога.

Некоторые отечественные ученые предлагают дополнить и уточнить названную дефиницию. В

частности, В. Г. Пансков приводит следующее определение: налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [14].

Авторы Н. Н. Тюпакова и О. Ф. Бочарова трактуют налог как философскую и экономическую категорию и одновременно конкретную форму правовых взаимоотношений, закрепляемых в законодательном порядке при наполнении доходами казны государства [21, с. 67—72].

В работе под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской акцентируется внимание на финансовой составляющей, налог трактуется как императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту какого-либо эквивалента [13].

Содержание налога как комплексного явления раскрывается в определении, предложенном С. Г. Пепеляевым: налог — это единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти [17].

Достаточно четкое определение дает Ю. А. Ежов, который пишет, что налог — это установленный государством (в лице уполномоченного органа) в одностороннем порядке и в надлежащей правовой форме обязательный платеж, производимый налогоплательщиком в определенном порядке и размерах, носящий безвозвратный, безэквивалентный и стабильный характер, уплата которого обеспечивается мерой государственного принуждения [6].

Из приведенных суждений можно сделать вывод, что налог является комплексным, многофункциональным и дискуссионным понятием, выступающим в трех основных категориях — экономической, финансовой и правовой. В работе, выполненной Т. Ф. Юткиной, помимо перечисленных категорий предлагается рассматривать налог с точек зрения философской и фискальной [23].

На взгляд автора, если говорить о дефиниции налога, то следует исходить из его легитимного, законодательно установленного определения. В ст. 8 Налогового кодекса РФ (НК РФ) зафиксировано следующее определение: налог — это обязательный,

индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований [14, 15].

Однако, по мнению автора, во всех рассмотренных определениях основной акцент делается на обязательность и безвозмездность платежа, тогда как не менее важной стороной налоговых отношений является их социальная составляющая. Собранные средства вернутся к налогоплательщику в виде предоставления конкретных общественных благ и гарантий, создавая тем самым основу для развития хозяйствующих субъектов и процветания общества.

Социально-экономическая сущность налога проявляется через выполняемые им функции. В целом под функциями налогов понимают внешние проявления их свойств в системе социально-экономических отношений.

В настоящее время среди ведущих отечественных и зарубежных ученых достаточно распространена точка зрения: основным назначением налогов со времени их появления является удовлетворение финансовых потребностей государства. Во всех развитых странах доля налоговых поступлений в общем объеме бюджетных доходов составляет около 75—95 %. Вместе с тем в современной хозяйственной жизни наметились тенденции к расширению роли государства в решении социально-экономических задач общества. В связи с этим необходимо рассмотреть роли налогов и налоговых отношений в современной системе хозяйствования.

В классической экономической литературе выделяют четыре основные функции налогов (в скобках приведены их другие названия, встречающиеся в различных источниках):

• фискальную (собирательную);

• регулирующую (стимулирующую/дестиму-лирующую, регулятивно-стимулирующую, экономическую);

• контрольную;

• распределительную (социальную, перераспределительную).

В Х1Х—ХХ вв. ученые-экономисты в качестве важнейших выделяли фискальную и регулирующую функции, т. е. налоги рассматривались в качестве материальной (финансовой) основы стабильного функционирования национального рынка и поддержания существующей общественно-полити-

ческой структуры. В дальнейшем регулирующая функция нашла качественно новое воплощение в выполнении налоговыми системами гаранта социальной поддержки бедных слоев населения, а следовательно, в обеспечении социальной стабильности общества.

Что касается современных взглядов, то при ранжировании перечисленных функций по степени их значимости большинство ученых основными функциями считают фискальную и регулирующую, тогда как социальной и контрольной отдают вспомогательные роли.

Однако, по мнению Н.Н. Тюпаковой и О. Ф. Бочаровой, все функции налога настолько взаимосвязаны между собой, что выделение какой-то одной из них в качестве основной не представляется возможным. Ни одна функция не может существовать в отрыве от других, и если это происходит, нарушается налоговое равновесие. Впрочем, с позиций экономической мотивации и интересов государства главенствующее положение занимает фискальная функция, а все прочие играют подчиненную роль [21].

Помимо основных функций налогов, можно выделить дополнительные [8]:

• ограничительную — лимитирование экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;

• антиинфляционную — лимитирование роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости валового внутреннего продукта и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление. На взгляд автора, данные функции являются

несколько надуманными, т. к. выступают составной частью основных функций при решении конкретных задач.

Рассмотрим более подробно основные налоговые функции.

Фискальная функция налогов состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Этим реализуется главное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, которые в дальнейшем идут на поддержание расходных потребностей бюджета и на финансирование основных бюджетных статей. В связи с этим не случайно понятие налоговой политики государства заменяют термином «фискальная политика государства».

Считать фискальную функцию основной среди функций налогообложения побуждают следующие аспекты [22, с. 43—51]:

• соответствие налогов их экономическому назначению, заложенному при возникновении самой идеи налогообложения;

• нахождение налогов полностью в русле финансовых интересов государства, которые ограничиваются обеспечением расходных потребностей бюджетной системы. Однако главным недостатком фискальной

функции налогов является игнорирование интересов социально-экономической сферы, защиту которых выполняет социальная функция.

Фискальную функцию налоговой системы реализуют на практике совместно налоговые, правоохранительные и другие контролирующие органы государственной власти. Поэтому существует проблема оптимального управления этими органами с учетом их межведомственного взаимодействия, выполняемых обязанностей и территориальной иерархии. Эти аспекты учитываются в рамках налогового администрирования.

Регулирующая функция находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство активно участвует в хозяйственной жизни страны, регулирует экономические процессы, т. е. влияет на поведение экономических субъектов (граждан или организаций), устанавливая различным категориям плательщиков разные условия налогообложения для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях государства. Дифференцированные условия налогообложения могут способствовать (или препятствовать) концентрации производства и капитала, повышать (или сдерживать) экономическую активность в отдельные периоды.

Как отмечает И. Л. Юрзинова, важнейшими задачами государственного регулирования экономико-хозяйственной жизни являются [22]:

• обеспечение экономического роста субъектов экономики как на макро-, так и на микроэкономическом уровне;

• обеспечение экономических интересов субъектов национальной экономики;

• создание и обеспечение эффективного функционирования государственных институтов защиты экономических прав и интересов субъектов хозяйствования;

• обеспечение системы государственных мероприятий в области тарифов и регулирования денежного обращения.

При этом основными факторами, способствующими решению данных задач, являются:

• значительное увеличение скорости трансакций;

• диверсификация экономической деятельности;

• ее транснационализация;

• появление новых видов экономической деятельности, а также новых технологий производства товаров, выполнения работ и оказания услуг;

• возрастание роли международной специализации и конкуренции в экономических отношениях и др.

В рамках регулирующей функции налогов можно выделить основные методы, оказывающие на хозяйственную систему страны определенное влияние:

• изменение массы налоговых поступлений;

• замена одних способов обложения другими;

• введение или отмена налогов;

• дифференциация налоговых ставок;

• изменение налоговых ставок и льгот;

• изменение субъектов и объектов налогообложения, а также сфер распространения налогов;

• налоговое регулирование совокупного спроса и предложения.

Регулирующая функция отражает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства и его структуру, в силу чего некоторые ученые регулирующую функцию называют стимулирующей (или дестимулирующей).

Так, А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н. Головин, Е. Н. Евстигнеев, О. В. Врублевская, М. В. Романовский, Д. Г. Черник и ряд других ученых выделяют три основные составляющие стимулирующей функции.

1. Стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот, преференций и освобождений, например для сельскохозяйственных предприятий.

2. Дестимулирующая подфункция проявляется через повышение налоговых ставок в отношении отдельных рынков, отраслей, видов деятельности и категорий граждан. К примеру, повышение таможенных пошлин приостанавливает вывоз капитала из страны.

Несколько иначе дестимулирующую функцию налогов видят авторы статьи «Методологические основы функционирования налогов как категории финансов». По их мнению, эта функция состоит в целенаправленном использовании налогов исключительно для ограничения:

• потребления вредных с общественной точки зрения товаров;

• отрицательных воздействий на окружающую среду;

• нерационального использование ресурсов;

• импорта в интересах защиты отечественного производителя и т. п. [21].

3. Воспроизводственная подфункция заключается в использовании налоговой системы или отдельных ее элементов для целевой мобилизации средств на восстановление источников ресурсов, потребляемых в экономике.

Расширенное воспроизводство включает в себя непрерывное возобновление и увеличение производственных фондов, рост ВВП и национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.

В работе Т. Ф. Юткиной воспроизводственная функция трактуется следующим образом: налог — категория прежде всего финансовая, и искать ее истоки надо в распределении стоимости. Вновь созданная стоимость подлежит распределению в первую очередь для того, чтобы обеспечить непрерывность воспроизводства [23].

По мнению автора И. Л. Юрзиновой, в описание данной функции входят специфические ресурсные платежи, сопровождающиеся целевым использованием аккумулируемых средств. Однако, как отмечает автор, в настоящее время в российской налоговой системе не существует налогов или сборов, напрямую реализующих эту подфункцию в ее классической трактовке. Законодательно закрепленный смысл налога или сбора устанавливает обезличенное (а не целевое) назначение мобилизованных средств. Вместе с тем налоги и сборы наряду с другими источниками дохода государства несут в себе определенный воспроизводственный потенциал [22].

В целом регулирующая функция не только целенаправленно воздействует на экономику страны, но и стихийно проявляется в различных рыночных процессах. Именно так понимает эту функцию налогов А. А. Соколов: «Если даже налог вводится по чисто фискальным соображениям, он все же является тем новым искусственным фактором, который вторгается в прежние хозяйственные отношения и приводит к их перестройке, влияя на цены и прибыль, производство и потребление как облагаемых, так и необлагаемых товаров» [19].

При этом, как отмечено в работе Л. И. Якобсона, едва ли не любая акция, предпринимаемая государством, порождает целую цепочку перераспределительных изменений, которые затрагивают не только те субъекты и параметры экономических процессов, на которые государство стремилось

повлиять, но и другие индивиды и хозяйствующие субъекты, которые не остаются пассивными во взаимоотношениях с государством [24].

Приоритетность регулирующей функции налогов, проистекающей из идеи Дж. М. Кейнса о роли государства в регулировании экономических процессов, определяется следующими преимуществами [22]:

• ориентация на реализацию регулирующей функции позволяет установить более широкий спектр целевых ориентиров государственного регулирования экономики, чем ориентация на реализацию фискальной функции;

• приоритет регулирующей функции не исключает возможности реализации фискальной функции, тогда как утверждать обратное можно только при соблюдении жесткой системы ограничивающих условий;

• реализация регулирующей функции оказывает более гибкое и всеобъемлющее влияние на экономику.

По мнению Н. Н. Тюпаковой и О. Ф. Бочаровой, регулирующая функция уравновешивает фискальное свойство налогообложения в соответствии с социально-стимулирующей ролью и новыми задачами налоговой системы в условиях глобализации современных экономических процессов [21].

Регулирующая функция по-разному проявляется в прямых и косвенных налогах. В приводимой таблице показано, каким образом государство через налоговые механизмы оказывает влияние на экономическую активность хозяйствующих субъектов на макро- и микроуровнях, исходя из общенациональных экономических интересов и приоритетов социально-экономического развития.

Воздействие прямых и косвенных налогов на экономику страны

Налоги Воздействие на экономику

Прямые С позиции предложения сокращают уровень чистой прибыли и увеличивают стоимость рабочей силы. Прямая зависимость: снижение налогов может вызвать понижение цен за счет роста объема производства. С позиции спроса сокращают располагаемый доход и платежеспособный спрос. Обратная зависимость: снижение налогов может повлечь рост цен

Косвенные Напрямую влияют на цену товаров, работ и услуг, что требует повышения заработной платы и влечет дальнейший рост цен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Единый социальный налог (ЕСН) С позиции предложения увеличивает стоимость рабочей силы и является фактором роста инфляции. С позиции спроса является фактором, сдерживающим инфляцию

Источник: [4, с. 23].

Во многих странах налоги рассматриваются как средство привлечения капитала в отсталые и слаборазвитые регионы. Обязательные платежи также влияют на структуру и уровень совокупного спроса. Они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях экономики, т. е. создавать определенные стимулы для развития деятельности хозяйствующих субъектов.

К числу основных стимулов экономического развития относят ограничение роста цен и тарифов, сдерживание темпов инфляции, рост объема инвестиций, формирование доходов предприятий, поддержание уровня бюджетного финансирования и др. [20, с. 52-56].

В рамках регулирующей функции можно отметить значение налогов и в социально-экономической жизни. Они традиционно используются как средство демографической политики. Государства с помощью налоговых льгот пытаются либо стимулировать, либо сдерживать рост населения.

Среди основных функций налога выделяют контрольную, трактуемую с позиций реализации налогового контроля. Она позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления налоговых платежей в бюджет.

Контрольная функция, по мнению многих исследователей, имеет самую расплывчатую формулировку экономической сущности. Традиционно налоги с этой точки зрения рассматриваются как возможность государства сопоставлять объем налоговых поступлений с его финансовыми потребностями или как возможность осуществлять государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов и граждан.

Расплывчатость и дискуссионность приводимой формулировки контрольной функции налогов подтверждает И. Л. Юрзинова. По ее мнению, налоги позволяют получить довольно искаженное представление как о деятельности хозяйствующих субъектов, так и об экономических процессах, происходящих в обществе [22].

Это связано в основном с двумя причинами. Первая заключается в содержании большого количества неточностей и явных искажений в отчетности налогоплательщиков. Вторая, самая главная, причина вытекает из неспособности российской налоговой системы полностью адекватно отражать все особенности и специфику хозяйственной деятельности в рамках национальной экономики.

Для успешной реализации контрольной функции необходимо разрабатывать и применять специальные средства автоматизированной обработки

информационных потоков со сложной структурой. При этом назначение функции заключается не в контроле за деятельностью налогоплательщиков, а в контроле за полнотой и правильностью соблюдения ими законодательно установленных экономических ограничений прав и свобод.

По мнению таких авторов, как А. В. Брызга-лин, Е. Н. Евстигнеев, В. В. Ковалев, Д. Г. Черник, контрольная функция налогов является необходимым условием оценки эффективности налогового механизма, включая в себя сопоставление налоговых доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах, проверку правильности и своевременности их поступления в соответствующие фонды и бюджеты.

По мнению автора данной статьи, уместнее говорить о контрольной функции налоговых органов, так как самостоятельно сами налоги не могут ничего контролировать.

Социальная (распределительная) функция налогов реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. Социальная функция в широком смысле характеризуется влиянием налогов на социальные условия общественной жизни. С помощью этой функции происходит перераспределение доходов между различными категориями граждан, т. е. действует принцип перераспределения доходов: налоги с одних плательщиков формируют доходную базу для выплаты социальных пособий другим.

В связи с этим основными инструментами обеспечения социальной стабильности в современном обществе являются социальный налог на заработную плату, распадающийся в дальнейшем на взносы в отдельные фонды социального страхования, и система налоговых преференций по налогу на доходы физических лиц.

Примером реализации социальной функции является использование прогрессивной шкалы налогообложения в отношении налогов на доходы физических лиц. Социальная направленность экономического развития прослеживается в большинстве развитых странах мира, в том числе и в нашей стране, с конца нынешнего десятилетия.

На основании приведенных определений основных функций налогов представляется целесообразным систематизировать взгляды российских ученых на понимание сущности рассматриваемых категорий. В результате проведенного анализа литературных источников было выявлено несколько точек зрения на понимание налоговых функций, отличающихся от традиционных.

Классический подход - четыре основные функции

N.

Фискальная (со бирательная)

Регул ирующая (стимулирующая, д естнмулнрукщ ая, экономическая)

Контрольная

Распределительная (социальная)

Первый подход - трн основные функппп налогов

Р егулирующая Социальная Контрольная

Второй подход - две основные функппп налогов

Фискальная

Регулирующая

Систематизация подходов к определению функций налога: а — классическая трактовка; б — трактовка, отличная от традиционной

Первый подход. Некоторые ученые выделяют

только три функции налогов. При этом:

• не рассматривают в качестве самостоятельной социальную функцию [2, 22]. В частности, ряд исследователей относят данную функцию к регулирующей [9, 11, 12, 18, 22]. Так, по мнению Г. Б. Поляка, если понимать под социальной функцией налогов исключительно перераспределение национального дохода между различными группами населения, то нет никаких оснований для выделения данной функции в качестве самостоятельной [12]. С точки зрения И. Л. Юрзиновой, социальная функция как вспомогательная характеризует распределение финансовых государственных ресурсов между физическими и юридическими лицами, что не является целью государственного управления экономикой; эта функция должна обеспечиваться реализацией фискальной и регулирующей функций [22];

• объединяют фискальную и регулирующую функции в распределительную, сочетающую в себе централизованный и фискальный механизмы распределительных отношений (к примеру [11]);

• не рассматривают в качестве самостоятельной контрольную функцию налогов [3, 8, 18]. Так, в работе А. В. Бобровой отсутствует упоминание о контрольной функции: налоги

не контролируют хозяйственную деятельность и доходы граждан, а только облагают их в определенной части [3]. Это мнение схоже с точкой зрения А. В. Перова, который говорил о контрольной функции налоговых органов, а не самих налогов [18]. Однако при этом он выделял контрольную функцию в качестве самостоятельной, что является более распространенной и корректной точкой зрения, чем подход, отмеченный в работе [3].

Второй подход. Некоторые авторы выделяют только две основные функции налогов — фискальную и экономическую (регулирующую), причем последняя включает в себя перераспределительную, стимулирующую, учетную и контрольную подфункции. При этом, как отмечается в работе И. М. Александрова, учетная и контрольная подфункции тесно связаны: учетная вытекает из того, что государство заинтересовано в строгом учете налоговых доходов и облагаемой базы, а контрольная характеризует количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства [1].

Однако данный подход не нашел поддержки среди ведущих экономистов, занимающихся вопросами налогообложения.

Многообразие подходов к пониманию основных функций налогов представим в виде составленной автором схемы (см. рисунок).

Отметим, что вне зависимости от выявления приоритетности основных налоговых функций исследования показывают, каким образом реализуется общественное назначение экономической категории налога как инструмента распределения доходов.

На взгляд автора, исходя из определенной в работе сущности налога, где подчеркивается необходимость рассмотрения социального аспекта налоговых отношений между государством и налогоплательщиками, по степени важности после фискальной следует рассматривать социальную функцию налога, позволяющую дифференцированно подходить к обложению обязательными платежами различных слоев населения и секторов предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. Александров И. М. Налоги и налогообложение. М.: Дашков и К, 2009. 318 с.

2. Барулин С. В. Теория и история налогообложения. М.: Экономист, 2006. 319 с.

3. Боброва А. В. Организация и планирование налогового процесса. М.: Экзамен, 2005. 320 с.

4. Борисов О. И. Финансовые и налоговые методы регулирования инфляции: влияние на банковскую систему // Банковское дело. 2006. № 7.

5. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение: учебник. СПб.: Питер, 2008. 304 с.

6. Ежов Ю. А. Банкротство коммерческих организаций. М.: Дашков и К, 2007. 171 с.

7. ЕрмаковаЕ. А. Теория и методология государственного налогового менеджмента. Саратов: СГЭУ, 2007. 141 с.

8. Карп М. В. Налоговый менеджмент. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2001. 477 с.

9. Коровкин В. В. Экономическая сущность, правовая природа и функции налогов и сборов. М.: ВГНА МНС России, 2006. 80 с.

10. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблема и политика. М.: ИНФРА-М, 2007. 514 с.

11. Миронова О. А. Налоговое администрирование. М.: Омега-Л, 2008. 288 с.

12. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / под ред. Г. Б. Поляка. 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 631 с.

13. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. 6-е изд. М.: Питер, 2009. 522 с.

14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

15. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

16. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2009. 493 с.

17. Пепеляев С. Г. Налоги. Реформы и практика. М.: Статут, 2005. 285 с.

18. ПеровА. В. Налоги и международные соглашения России. М.: Юристъ, 2009. 517 с.

19. Соколов А А. Теория налогов. М.: ООО «ЮрИн-фоР-Пресс», 2003. 506 с.

20. Тиникашвили Т. Ш. Налоги в системе государственного регулирования денежного хозяйства // Финансы и кредит. 2007. № 39.

21. Тюпакова Н. Н., Бочарова О. Ф. Методологические основы функционирования налогов как категории финансов // Финансы и кредит. 2007. № 33.

22. Юрзинова И. Л. Трансформация роли и места налоговых отношений в современной экономической системе // Финансы и кредит. 2007. № 39.

23. Юткина Т. Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. М.: ИНФРА-М, 1999. 291 с.

24. Якобсон Л. И. Экономика общественного строя: основы теории государственных финансов. М.: Аспект Пресс, 1996. 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.