генерировать бренд-контент, комментируя, загружая фотографии, обмениваясь идеями.
Coca-Cola превратила социальные сети в одну из основных, если не в самую главную, площадок для своего продвижения. Сегодня Coca-Cola с гордостью заявляет, что адрес ее страницы в интернете не просто coke. com, а google.com, twitter.com, youtube.com, facebook.com и так далее. А количество ежедневных упоминаний названия бренда в сети достигает 5000 раз[3].
Таким образом, можно сделать вывод, что PR является действенным инструментом продвижения компании на рынке, так как влияет на общественное мнение, сознание потребителей. Важным моментом является психологическая составляющая выбора потребителями конкретного бренда, марки, компании. Правильная политика в области PR маркетинга позволит компании сформировать её положительный образ в общественном сознании, а постоянный контакт с потребителями только укрепит её положение на рынке.
Список литературы
1. Сайт «Записки маркетолога»,- [Электронный ресурс],- http://www.marketch.ru/ notes_on_marketing/ marketing_tactics/pr_marketing/ , свободный
2. Сайт «AdMe» ,- [Электронный ресурс],- http://www.adme.ru/ tvorchestvo-reklama/ vojna-kol-248255/ , свободный
3. Сайт «AdMe» ,- [Электронный ресурс],- http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/pochemu-polzovateli- frendyat-coca-cola-112955/ , свободный
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, ИХ ВИДЫ И ФУНКЦИИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Кутузова Ксения Юрьевна, старший преподаватель кафедры экономической теории и анализа Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет, Россия
В статье анализируется сущность налогов, рассматриваются признаки их классификации, дается характеристика основным функциям налогов и их взаимосвязи.
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Их возникновение обусловлено разделением общества на социальные группы и появлением государства. Вводившиеся на первых порах в исключительных случаях как нерегулярный взнос, налоги по мере формирования и развития государственности постепенно превратились в стройную систему платежей в государственную казну.
Появление налогов обусловило необходимость выработки теоретических основ налогообложения, определения сущности данного понятия, отличающей его от других платежей и взносов. Первые теоретические выкладки о налогах относятся еще к середине XIII в., когда один из величайших
ученых Средневековья Фома Аквинский сделал первые попытки обосновать отличительные признаки налога и установить определенные принципы его взимания. Несмотря на длительный процесс становления и развития экономической мысли в области налогообложения, наука не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, природы и задач государства.
Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты.
Налоги можно отнести к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают наиболее значимые стороны жизни человека и общества, а процесс разработки налогового законодательства и его применения неразрывно связаны с острыми противоречиями и компромиссами. С одной стороны у государства должно быть достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой — налоговое бремя предприятий и граждан не может быть слишком велико, поскольку результатом может стать снижение стимулов к труду и сдерживание экономического роста в целом.
Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и органов власти всех уровней [1, с. 74].
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж [2, с. 152]. В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог — платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Таким образом, налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина — это, в отличие от налога, плата за ока-
занные плательщику какие-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Характерными чертами налога как платежа являются:
— обязательность;
— индивидуальная безвозмездность;
— отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
— направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований. [2, с. 176].
Существуют следующие концепции сущности налогов:
1. Правовая - сущность налога определяется налоговым законодательством, где подчеркивается его принудительный и общеобязательный характер.
2. Фискальная - налоги имеют материальную основу и представляют собой реальные суммы денежных средств, созданных обществом и направляемых в централизованный фонд государства.
3. Возвратность налога - налоги взимаются с налогоплательщиков и косвенным образом возвращаются им через систему бесплатных институтов.
В экономической теории существует несколько видов классификации налогов и сборов. В основу их классификаций положены различные принципы. В общем виде классификация всех налогов и сборов, характерная для Российской Федерации, представлена в таблице 1.
Основным признаком деления налогов в экономической теории признается деление их по уровням утверждения.
Федеральные налоги контролируются на уровне Правительства РФ и взимаются на всей территории государства по единым ставкам. К ним относятся такие налоги, как:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- налог на добычу полезных ископаемых.
Региональные налоги, ставки и условия взимания по которым определяются законами субъектов РФ, включают:
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- налог на имущество организаций.
Местные налоги, ставки и условия взимания по которым устанавлива-
ются на уровне районных и городских органов власти, включают:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.
Таблица 1. Классификация налогов
Признак Вид
По иерархическим уровням утверждения: - федеральные - субъектов Федерации - местные
По способу взимания: - прямые - косвенные
По объектам налогообложения: - на имущество - ресурсные налоги - налог на прибыль или доход - операции по реализации товаров/услуг - на средство потребления - прочие налоги
По источникам выплат: - себестоимость работ - выручка от реализации работ - прибыль - добавленная стоимость работ
По субъекту налога: - налог с физических лиц - налог с юридических лиц
По отношению к бюджету: - бюджетные фонды - внебюджетные фонды
По виду ставки: - пропорциональные - твердые - прогрессивные - регрессивные - кратные МРОТ
По способу обложения: - кадастровый - декларационный - у источника выплаты дохода;
По назначению: - общие - целевые
По праву использования суммы налоговых поступлений: - закрепленные - регулирующие
Налог, являясь основополагающей всего налогообложения страны, содержит ряд обязательных элементов:
1. Субъект налога (налогоплательщик), которым признается юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложено обяза-
тельство по уплате налога. Субъект может быть формальным, если он переносит налог на другое лицо, или конечным плательщиком.
2. Объект налога представляет собой предмет, или действие, подлежащее обложению налогом; это может быть доход, имущество, товар, отдельные виды деятельности, передача имущества и др.
3. Единица обложения, которой является единица измерения объекта налогообложения (например, по подоходному налогу - рубль, налогу на землю - га).
4. Налоговая ставка - это размер налога на единицу обложения. В зависимости от системы построения налогов различают твердые (определяются в абсолютной сумме) и долевые ставки (выражаются в определенных долях объекта обложения, например в процентах).
5. Налогооблагаемая база представляет собой ту часть объекта налогообложения, к которой применяется налоговая ставка. Она может выражаться в облагаемых единицах и, как правило, равна объекту налогообложения за минусом налоговых льгот.
6. Налоговый период.
7. Порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.
8. Налоговые льготы, отражающие полное или частичное освобождение от налогов налогоплательщика согласно действующему законодательству.
Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов: фискальную; распределительную (социальную); регулирующую; контрольную; поощрительную.
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
Распределительная (или как её ещё называют — социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более обеспеченные категории населения.. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ве-
дет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов — обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. Эффективность контрольной функции зависит от деятельности органов налоговых служб.
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности, платным обучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
Итак, налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что налоговая система современного государства является эффективным и универсальным механизмом для регулирования макроэкономических процессов, протекающих в обществе. При помощи налогов государство может стимулировать инвестиционную активность, реализовывать финансово-экономическую политику, поддерживать экономическое развитие, осуществлять социальное регулирование и даже решать политические задачи.
Список литературы
1. Нечаев А. С., Антипина О. В. Налогообложение в России: анализ и тенденция развития // Финансы и кредит. - 2014. - № 1. - С. 73 - 77.
2. Перов А. В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие, - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 362 с.