Научная статья на тему 'Экономическая ситуация в Шанхае: инвестиции в развитие и инновации'

Экономическая ситуация в Шанхае: инвестиции в развитие и инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горин Евгений Анатольевич

Процессы, происходящие в китайской экономике в последние годы, привлекают пристальное внимание, а благодаря успешным экономическим реформациям, Китай уверенно становится страной-лидером во многих сферах деятельности, начинает играть существенную роль в мировой экономике и политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The processes occurring in the Chinese economy in recent years, attracted attention as a result of successful economic reformation, China has an emerging leader in many areas, begins to play a significant role in world economics and politics.

Текст научной работы на тему «Экономическая ситуация в Шанхае: инвестиции в развитие и инновации»

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

Экономическая ситуация в Шанхае:

инвестиции в развитие Е.А.Горин,

и инновации советник вице-губврдэ0нр;,

Санкт-Петербурга

Процессы, происходящие в китайской экономике в последние годы, привлекают пристальное внимание, а благодаря успешным экономическим реформациям, Китай уверенно становится стра-

ной-лидером во многих сферах деятельности, на чинает играть существенную роль в мировой эко номике и политике.

В 1976 году в Китае началась серьезная «переоценка ценностей» и отход от наиболее одиозных идей Мао Дзэдуна, а к концу 70-х гг. главным идеологом преобразований стал Дэн Сяопин. Общий курс реформ не претерпел существенных изменений и при Цзян Цзэмине, в результате Китай при годовых темпах роста 8-10% смог добиться в экономике впечатляющего прогресса.

На прошедшем в октябре 2006 года пленуме ЦК КПК принята «Резолюция по некоторым важным вопросам построения социалистического гармоничного общества», что и планируется осуществить к 2020 году.

Не занимаясь детальным изучением положительных и отрицательных сторон происходящих в Китае процессов /1/, для нас представляет интерес опыт этой страны в достижении бурного инновационного и производственного развития. Лидером в этом несомненно является Шанхай, демонстрирующий экономический рост в локальном регионе, что может быть примером и для российской практики /2/, и служащий ориентиром для всей национальной китайской экономики. Поэтому в данной работе рассмотрена экономическая ситуация в Шанхае, приведены предпринятые и планируемые практические действия, послужившие основой для интенсивного экономического развития в одном из крупнейших китайских городов, удачно расположенном в дельте реки Янцзы.

Показатели экономического развития шанхайского региона

Шанхай и, в первую очередь, свободная зона Пу-донг демонстрируют стабильный экономический рост в течение последних 15 лет, обеспечив объем ВРП 914,4 млрд. долларов в 2005 г., торговый оборот — 350 млрд. долларов (1/4 от общекитайского), объем иностранных инвестиций — 6,85 млрд. долларов (11,4% от общекитайского).

В соответствии с перспективными национальными планами Шанхай будет и в дальнейшем развиваться как международный производственный, финансовый и торговый центр, ведущий морской

порт и современный социальный мегаполис. Учитывая проведение здесь международной выставки ЭКСПО-2010, намечены серьезные инфраструктурные изменения. Народное правительство Шанхая создает благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций, ориентируясь на решение четырех основных задач: инновационное развитие, формирование широкого спектра современных услуг, создание высокоэффективных производств и модернизацию социальной сферы /3/.

За период проведения реформ и политики открытой экономики достигнут быстрый экономический рост, в 10-ой пятилетке в Шанхае зарегистрировано 18 тыс. иностранных инвесторов с объемом контрактов 54,5 млрд. долларов и заявленным объемом капиталовложений 28,6 млрд. долларов. Только в 2005 г. более 4 тыс. иностранных инвесторов обеспечили объем контрактов 13,8 млрд. долларов, на 18,3% больше 2004 г., а объем капиталовложений достиг 6,8 млрд. долларов, на 4,7% больше 2004 г. (рис.1).

Млрд. долл. USD

160 140 120 100 80 60 40 20 0

2001 2002 2003 2004 2005

объем контрактов инвестиции —♦—проценты]

Рис. 1. Прирост иностранных инвестиций в экономику Шанхая

Рассматривая сферы деятельности, в которые направляются инвестиции, можно условно выделить три сектора: инфраструктурные, вспомога-

тельные или компонентные и базовые. В связи с относительно интенсивным для развития базовых отраслей предыдущим периодом, в 2005 году иностранные инвестиции в экономику Шанхая распределились по этим секторам как 52,9, 47,0 и 0,1 %% соответственно.

Доля вложений в инфраструктурный сектор быстро растет, в 2005 году были реализованы с участием иностранного капитала 2775 проектов с объемом 7,31 млрд. долларов с рекордным ростом в 60,2% по отношению к 2004 году и почти 50% первоначальным вкладом. Для вспомогательных отраслей объем инвестиций составил 6,51 млрд. долларов для 1308 проектов с ростом 7,9% по сравнению с 2004 годом. В базовых отраслях было осуществлено 8 проектов на сумму 12,48 млн. долларов.

По данным Китайского комитета мировой торговли (ChinaAs WTO commitments), наблюдается значительный рост иностранных инвестиций в создание и развитие сферы современных услуг: торговых, логистических, информационных, финансовых и других, относительная доля которых приведена на рис.2.

2004 года. По состоянию на конец 2005 года в Шанхае действовало 1818 логистических компаний с иностранным капиталом с годовым оборотом 4,03 млрд. долларов.

В 2005 году появились 14 финансовых организаций с общим оборотом 200 млн. долларов, а лизинговых компаний было создано столько же, сколько за все предыдущие 20 лет. Среди новых направлений стоит выделить обучение в финансовой сфере и управление активами, работу с кредитными картами и страхование, планирование застройки и улучшение городской среды, реформирование государственных предприятий, игровой бизнес и водоснабжение, медицинская диагностика и лечение, переводческие и музыкальные обучающие центры.

За годы 10-ой пятилетки во вспомогательные или компонентные отрасли, структура которых приведена на рис.3, включая информационные технологии и химическую промышленность, было инвестировано 32,96 млрд. долларов. В 2005 году здесь в целом наблюдалось снижение объемов иностранных инвестиций, хотя выпуск оборудования, химическая и бу-

Рис. 2. Иностранные инвестиции в инфраструктурные сферы деятельности экономики Шанхая в 2005 году

Рис.3. Структура иностранных инвестиций во вспомогательные отрасли экономики Шанхая в 2005 году

Так, в сфере торговли в 2005 году начали работу 1117 торговых предприятий с иностранным капиталом, а их общий оборот составил 1,33 млрд. долларов. Количество таких предприятий почти в 4 раза превысило их суммарное число за все предыдущие годы, обеспечив около 40% от общекитайского и рост в 5,7 раза по сравнению с 2004 годом. Рекордный рост сопровождался приходом ведущих мировых «брендов».

В сфере логистики 2005 год характеризовался началом работы 327 компаний, включая 4, ориентированные на морские перевозки, с общим оборотом 1,37 млрд. долларов, который в 5 раз больше показателя

мажная промышленность, производство строительных материалов демонстрировали рост 0,5%, 35,6%, 479,5% и 32,4% соответственно. На территории Шанхая появились такие известные американские фирмы стройиндустрии, как Bechtel и Fluor.

Структура собственности для предприятий с иностранными инвестициями показана на рис.4. В инвестиционном процессе основное место занимают компании, находящиеся в полной иностранной собственности, что составило в 2005 году 10,9 млрд. долларов — 79,1% от общего объема инвестиций, а их доля постоянно растет. Что касается ключевых стран-инвесторов, то общий список из 120 стран, как

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

Среди них, 232 компании создали дочерние предприятия, а 28 — представительства. В рамках реализации 1282 проектов этих корпораций, как показано на рис.6, действуют 968 производственных и торговых предприятий, 20 региональных штаб-квартир, 25 холдинговых компаний, 32 исследовательских центра, 45 посреднических центров, 56 финансовых организаций и 136 представительств. Годовой объем оборота по этому блоку составил 16,66 млрд. долларов или 16,7% от общего для Шанхая, причем ключевыми направлениями деятельности стали автомобилестроение и производство автомобильных компонентов (их доля — 28%), электроника и электротехническое оборудование (23%), банковская сфера (22%) и страхование (18%), медицина (17%) и энергетика (17%), продукты питания и лекарства (17%), информационные технологии (17%) и химия (7%).

Рис. 4. Структура собственности иностранных инвестиций в экономику Шанхая

видно из рис.5, возглавляют Гонгконг, Вирджинские острова, государства Евросоюза, Каймановы острова, Япония и США.

Рис.5. Происхождение иностранных инвестиций в экономику Шанхая в 2005 году

Что касается транснациональных корпораций, то участвовали в инвестиционном процессе в Шанхае 260 компаний из входящих в список 500 лидеров мирового бизнеса журнала «Fortune» (фактически — из 485, поскольку можно исключить 15 китайских).

Рис. в. Структура иностранных инвестиций компаний из списка 500 лидеров мирового бизнеса журнала «Fortune» в 2005 году

В числе этих мировых лидеров, активно работающих в Шанхае, 87 компаний из США, 86 — стран Европейского Союза, 60 — Японии. Такие корпорации как General Electric, Hitachi, Mitsubishi, Mitsui Bussan, Marubeni, C.ITON, Siemens, Matsushita, Sumitomo, United Technologies активно взаимодействуют при подготовке и реализации проектов на территории Шанхая.

С целью привлечения ведущих мировых производителей Правительство Шанхая в июле 2002 года утвердило «Временные правила размещения региональных штаб-квартир для транснациональных корпораций», что обеспечило более благоприятные условия по сравнению с остальной территорией Китая и обеспечило размещение в городе к марту 2006 года 133 таких управленческих органов, включая General Motors, General Electric, Exxon Mobil, Bayer, BASF и другие. Корпорация Intel теперь имеет глобальную штаб-квартиру в Шанхае по одному из своих пяти направлений бизнеса. Причем, это первый случай в истории Intel, когда глобальная штаб-квартира корпорации находится вне территории США.

Благодаря интенсивному развитию технологической базы в Шанхае и активному взаимодействию с производственно-торговыми сетями ведущих мировых производителей, суммарный экспортно-импортный оборот предприятий с иностранными инвестициями достиг в 2005 году 125,44 млрд. долларов с ростом в 17% по отношению к 2004 году, составив 67,3% от общегородского. Экспорт составил 61,58 млрд. долларов с ростом 24,4% по отношению к 2004 году, причем объем продукции машиностроения и электрооборудования — 51,16 млрд. долларов, продукции Hi-Tec — 34,6 млрд. долларов. За счет предприятий с иностранными инвестициями достигается 70% роста городского экспорта.

Развитие промышленного сектора в шанхае

В течение относительно большого периода промышленное производство в Шанхае обеспечивало до 50% ВРП, причем в 10-ой пятилетке именно вклад этой сферы деятельности дал 53,2% экономического роста. На рис.7 приведена динамика объемов и темпов роста промышленного производства за эти годы и в 2005 году доля шанхайского региона в объеме производства национальной промышленности достигла 6%, доля прибыли — 6,5%. Существенно, что здесь присутствуют практически все отраслевые направления, если вся промышленность Китая может быть условно разделена на 169 подотраслей или специализаций, то в Шанхае присутствуют 161. Темпы роста объемов выпуска продукции таких отраслей как электроника, машиностроение, легкая промышленность, нефтехимия, металлургия и автомобилестроение составили в 2005 году 22%, 19,8%, 16,3%, 12%, 8,5% и 6,6% соответственно.

Млрд. лолл. иЗО

200 180 160 140

120 100 80 60 40 20 0

2000 2001 2002 2003 2004 2005

I I общий объем —♦—темпы роста

Рис. 7. Объем выпуска промышленной продукции и темпы роста в 10 ой пятилетке

За последние 25 лет территории Шанхая, занятые промышленным производством, увеличились со 100 до 600 кв. км из общей городской площади 6 тыс. кв. км. Происходит активное формирование шести базовых производственных кластеров — промышленных зон либо городского уровня, либо с более высокой

степенью поддержки. Имеющиеся статистические данные свидетельствуют, что локализация предприятий этих шести базовых кластеров в промышленных зонах сейчас достигает 50%. Практически уже сегодня здесь полностью сосредоточены автомобилестроение и прецизионная металлургия. В 11-ой пятилетке процесс концентрации продолжится и, в основном, коснется химической промышленности, фармацевтики и микроэлектроники (включая специализированную зону микроэлектроники в Пудонге, зону развития новых технологий в Хаочанге и промышленную зону в Сонджанге). Будут также реализованы большие проекты в зоне Ли Чанг, ориентированной на производство оборудования, и в специализированной судостроительной зоне. В результате, к 2010 году суммарная степень локализации по всем кластерам, показанным на рис.8, достигнет 75%.

Рис. 8. Шесть точек индустриального роста в Шанхае

По состоянию на конец 2005 года в производстве оборудования участвовали 2074 предприятия с иностранными инвестициями с общими активами около 10 млрд. долларов, численностью персонала 600 тысяч и объемом выпуска продукции около 80 млрд. долларов, что составляет 79% производства такой продукции в Шанхае. В производстве радиоэлектроники доля иностранных производителей выросла до 93%, причем с участием капиталов Гонконга, Макао и Тайваня было изготовлено 25% такой продукции. В автомобилестроении задействовано 141 предприятие с иностранными инвестициями с общими активами около 11 млрд. долларов, их доля в отрасли — 77,9%, и объемом выпуска продукции около 12 млрд. долларов, что составляет 88% производства такой продукции в Шанхае.

В качестве задачи в промышленном производстве ставится доведение объема выпуска продукции в

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

2010 году до 400 млрд. долларов с равномерным ростом в активных отраслях, таких как информационные технологии, нефтехимия, автомобилестроение и металлургия, в стратегических сферах: судостроение, космос и авиация, а также становление новых направлений: фотоэлектроники, солнечной энергетики, новых материалов. В общем объеме выпускаемой продукции планируется увеличить долю инновационных товаров до 30-70 млрд. долларов. Общие расходы на исследования и разработки (R&D) будут ежегодно возрастать на 3%, из которых 65% — за счет средств предприятий, количество R&D центров транснациональных корпораций достигнет 300, а вклад технологического прогресса в экономический рост составит не менее 65%. Предполагается, что к 2010 году в производимой продукции возрастет число известных «брэндов», включая 5-7 мировых и 10-15 — национальных. В этот же период полностью завершится формирование указанных выше шести базовых промышленных зон и в них будет сосредоточено до 75% городского производства, а выпуск продукции в четырех крупнейших зонах: микроэлектроники, автомобилестроения, химии и качественной металлургии достигнет 20 млрд. долларов.

Продолжится работа по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий в промышленности, потребление энергии в расчете на 1,5 тыс. долларов добавочной стоимости уменьшится с 1,22 т угольного эквивалента в 2005 году до 1,05 — в 2010 году, т.е около 4% ежегодно, а в базовых отраслях снижение составит 5%. Освоение новых промышленных территорий потребует не менее 300 млн. долларов на 1 кв. км. Объем жидких отходов и выбросов в атмосферу в расчете на единицу добавочной стоимости в промышленности уменьшится на 20% и 15% соответственно, а 80% промышленных сточных вод будет очищаться. В результате до 95% промышленных жидких и газообразных отходов подвергнутся очистке до требований санитарных норм, все промышленные зоны будут сертифицированы по ISO 14000 и ISO 9000.

Развитие городской инфраструктуры

Особого внимания заслуживает развитие инфраструктуры Шанхая, принципиально преобразившее облик города и весьма быстро превращающее его в мегаполис, отвечающий современным мировым стандартам. Начиная с 1990 года правительством города уделяется этому постоянное внимание и, в результате, в транспортной сфере объемы перевозок возросли в 2000-2005 гг. по железной дороге в 2 раза, автомобильным транспортом — в 5,5 раза, морским транспортом — в 3,5 раза, самолетами — в 3 раза.

Шанхай — единственный город в Китае, имеющий два аэропорта, причем международный аэропорт в Пудонге занимает 7-ое место в мире по грузообороту, который составил 1,6 млн. т в 2005 году (первое место в континентальном Китае), и пассажиропотоку — 14,5 млн. человек. Еженедельно совершается около 8 тысяч рейсов по 232 маршрутам, включая

89 точек — за пределами Китая. Объем международных авиаперелетов растет быстрее внутренних, а грузовые перевозки быстрее пассажирских. В дальнейшем аэропорт Пудонг, где в 2008 году начнет функционирование многофункциональный сервиснологистический комплекс, в большей степени будет ориентирован на международные рейсы и обслуживание Азиатско-Тихоокеанского региона, а аэропорт Хонгжоу — преимущественно на местные линии в долине реки Янцзы.

С вводом в эксплуатацию первой очереди глубоководного терминала в Янг Чане Шанхай занял третье место среди мировых контейнерных портов (более 18 млн. TEU в 2005 году), превратившись из порта реки Янзцы в порт Восточно-Китайского моря. Около 70 морских транспортных компаний различной национальной принадлежности, 846 операторов, включая логистические агентства, самостоятельных менеджеров и представителей, осуществляют работу в порту Шанхая. В трехлетнем плане намечены реализация второго и третьего этапов сооружения глубоководного порта в Янг Чане, второй очереди гавани Лиянг, шестого этапа сооружения причалов Вайга-окуао, ввод международного северного пассажирского вокзала и нефтеналивного терминала.

С крупнейшими городами Китая в ближайшие годы Шанхай соединят 12 скоростных железных дорог, в том числе высокоскоростная (до 350 км/час.) — с Пекином и на магнитной подвеске — с Ханджоу.

К концу 2005 года протяженность линий метрополитена составила 123 км, включая кольцевую линию длиной 33,5 км, с 10 туннелями под рекой Хуанг Пу. В городе, где протяженность дорог и транспортных магистралей составляет 8110 км, включая 560 км — для скоростного движения (плотность таких дорог — 128 км на 100 кв. км территории города), задействованы 940 автобусных маршрутов с их общей протяженностью почти 22 тыс. км.

Дальнейшее городское развитие направлено на достижение максимально благоприятных условий для жителей и обеспечение Шанхаю высоких мировых статусов в морской транспортной логистике, выставочном бизнесе, экологии и безопасности, а также формирование как высококачественных территорий не только центра города, но окраин и пригородной зоны.

Важнейшим направлением развития современного сервиса становится расширение информационной инфраструктуры, увеличение перечня предоставляемых услуг и их доступности, включая стационарную и мобильную телефонную связь, кабельное телевидение, Интернет и все виды on-line коммуникаций. К концу 2005 года в Шанхае насчитывалось 10 млн. стационарных телефонных линий, 14,5 млн. номеров мобильной связи, 4,2 млн. точек кабельного телевидения, использовалось 9 волоконно оптических линий длиной 37 км с пропускной способностью 260 Гбт.

По данным статистики за 2004 год в Шанхае работало 2,5 млн. квалифицированных специалистов, из

которых 1,6 млн. — дипломированные или сертифицированные специалисты. Подготовка квалифицированных кадров осуществляется в 60 университетах и колледжах, где сегодня обучаются 442,6 тыс. человек. К 2010 году в Шанхае будет 2,4 млн. дипломированных специалистов, 1/4 от всех занятых в экономике города, причем 15% в возрасте старше 25 — с университетским образованием. Количество инженеров и исследователей составит 80 человек на 10 тысяч работающих, причем приоритет отдается фундаментальным исследованиям, корпоративному управлению и инновационной сфере. В сфере подготовки кадров взят курс на интеграцию образовательных ресурсов, поддержку кооперации между университетами, исследовательскими институтами и предприятиями, укрепление взаимосвязей с зарубежными образовательными учреждениями, транснациональными корпорациями, рекрутинговыми агентствами и другими организациями. Начата реализация политики «10 тысяч талантов из-за границы», направленной на привлечение талантливой молодежи, в первую очередь, национальной и перспективных творческих команд в ключевые производства, в важнейшие исследовательские и технологические проекты.

В отношении размещения производств в Шанхае используется принцип «поддержка проектов с минимальной территорией», что подразумевает содействие развитию предприятий при условии энергосбережения и комфортности городской среды. С этой целью правительством города принят ряд нормативных документов, определяющих критерии промышленной и градостроительной политики, передача земли под новые производственные проекты с 2003 года осуществляется через публичные торги. В 2005 году таким образом местным и иностранным инвесторам было предоставлено 2930 га новых территорий.

Рост промышленного производства и развитие социальной сферы приводит к постоянному возрастанию энергопотребления — более 10% в год, достигшего в 2005 году 92,2 млрд. кВт/час, генерирующие мощности Шанхая в середине 2006 года оценивались в 14 тыс. МВт. Кроме того, поставки электроэнергии из других регионов достигли 6,5 тыс. МВт. Еще большими темпами растет потребление газа — 48%, составившее в 2005 году 1,86 млрд. куб. м. Все это заставляет обращаться к новым видам производства энергии. В последние годы значительное внимание уделяется использованию солнца, ветра и воды, уже вступил в строй первый ветрогенератор мощностью

24,2 МВт. В качестве регулирующей меры вводится администрирование в сфере распределения электрической мощности, что позволит несколько сгладить пиковые нагрузки, связанные с суточной неравномерностью технологических процессов, широким использованием систем кондиционирования в жаркий период и т.п.

Одновременно, от масштабного наращивания промышленного производства интерес смещается в сторону менее энергоемких и высокотехнологичных

производств, реализуется задача по снижению роста объемов потребляемой электроэнергии с достижением разумного баланса производства-потребления в ближайшие несколько лет. Приоритет все в большей степени отдается экономии ресурсов и безопасности, безотходным и экологически чистым производствам, что стимулируется соответствующей тарифной и налоговой политикой.

Регулирование инвестиционного процесса в Шанхае

Для координации работы в системе ВТО и обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти, предприятий и частных лиц правительство Шанхая в октябре 2000 года создало специальный консультационный центр — Shanghai WTO Affairs Consulting Center, а для формирования стандартных правил и обеспечения правового поля в инвестиционном процессе опубликовало в январе 2004 года «Правила информирования общественности», которые вступили в действие в мае того же года. В июне 2004 года утверждены «Меры шанхайского правительства по регистрации и учету иностранных торговых предприятий», определившие требования и процедуру работы с зарубежными компаниями в сферах сервиса и финансов, безопасности и страхования, рекламы и других сферах в увязке с действующим национальным законодательством. За период до конца 2005 года департаментами и службами городского правительства, районными администрациями было подготовлено до 13 тыс. различных регламентирующих документов, из которых около 4 тыс. были отменены в процессе апробирования, около 600 — исправлены и дополнены.

В настоящее время иностранные инвестиционные проекты реализуются в соответствии с национальным законодательством, однако в Шанхае их согласование упрощено, а сроки таких процедур сокращены. Роль органов городского управления в значительной степени переориентируется с предварительных проверок и согласований на последующее администрирование и координацию, достижение взаимно эффективной деятельности и снижение рисков для инвестора на основе максимального разрешения всех возможных проблем уже на стадии подготовки проекта.

На уровне города рассматриваются проекты с объемом инвестиций до 100 млн. долларов, в случае проектов особых категорий — до 50, в городских районах и округах — до 30. Предложения по принципиально новым инвестиционным проектам иностранных инвесторов или проектам, не подпадающим под какие-либо специальные ограничения и заявляющим единовременные вложения в объеме 100 млн. долларов, также как и проекты, отнесенные к особым категориям с объемом 50 млн. долларов, рассматриваются Государственной комиссией по развитию и реформированию и затем, после соответствующего согласования, представляются в Министерство торговли Китая.

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

Для проектов, за исключением тех, которые требуют рассмотрения на национальном уровне, все подготовительные процедуры — от предложения до контракта — обычно осуществляются в один этап, причем соответствующие формы требуемых документов размещены на интернет-сайте правительства Шанхая. Оформление разрешения может быть поручено районной администрации с последующими координацией и контролем со стороны городского Комитета по иностранным инвестициям.

В отношении иностранных торговых организаций используется принцип разделения полномочий между Министерством торговли Китая и правительством Шанхая на основе объемов розничной торговли, числа торговых точек и занимаемых площадей. Так, в 2005 году 421 торговое предприятие с иностранными инвестициями было зарегистрировано в городе, из которых 329 — получали разрешение в Министерстве торговли, а 92 — в шанхайской городской Комиссии по иностранным инвестициям. Вместе с тем, с марта 2006 года Министерством торговли введены в действие ведомственные Правила передачи местным администрациям прав по оформлению и проверке иностранных торговых предприятий, предусматривающие осуществление таких полномочий на городском уровне. Однако предприятия, занимающиеся продажей оборудования телевидения, связи и интернет-коммуникаций, торговых автоматов, сырой нефти и нефтепродуктов, лекарств и пищевых масел, средств передвижения, удобрений и сельскохозяйственных пленок, печатной продукции, сахара, хлопка и стали, натурального каучука и промышленного сырья, в случае использования торговых площадей более 5 тыс. кв. м, остаются в компетенции национального Министерства торговли. В результате за 3 месяца с момента введения этих правил структурами управления Шанхая оформлено 250 торговых предприятий с иностранными инвестициями, процедура регистрации продолжает совершенствоваться с целью сокращения срока выдачи разрешения с 10 дней до 1 дня. Упрощенные процедуры регистрации предприятий уже введены и опробованы в свободной зоне Пудонг, а количество визовых разрешений для иностранных граждан, выданных административным департаментом бюро общественной безопасности Шанхая, возросло с 131 тыс. в 2004 году до 146 тыс. — в 2005 году.

Шанхайская ассоциация предприятий с иностранными инвестициями и аналогичные районные некоммерческие общественные организации сегодня насчитывают около 10 тыс. коллективных членов, включая предприятия с капиталом Тайваня, Гонконга и Макао и объединяя до 45% всех предприятий с иностранными инвестициями, расположенных в Шанхае.

С 2002 года правительством Шанхая проводится систематическая работа по привлечению иностранных инвестиций в государственный сектор экономики и стимулированию процесса трансформации государственных предприятий в совместные структуры.

Прежде всего, это относится к сфере производства новой техники и внедрения современных технологий, аграрному сектору и энергетике, утилизации отходов и развитию новых территорий, международной торговле и реструктуризации активов убыточных предприятий. Городским центром по продвижению иностранных инвестиций регулярно публикуются соответствующие перечни проектов и списки предприятий для ознакомления потенциальных инвесторов.

R&D — основа инновационного развития

В 2003 году правительство Шанхая приняло специальный документ «Общие принципы стратегии развития Шанхая через науку и образование», определяющий эти направления как ключевые для преобразования экономической и социальной жизни города на основе рационального сочетания кадровых, технологических и финансовых ресурсов. Благодаря целенаправленным действиям, за последние 5 лет объем R&D-продукта вырос с 3 до 10 млрд. долларов, возрастая ежегодно на 23%, и в 2005 году составил 2,3% от ВРП, что сравнимо с этим показателем для ведущих промышленно развитых стран. Объем продукции, которую можно отнести к Hi-Tech, вырос почти до 30%, а в городском экспорте она уже составляет до 40%.

По данным Бюро государственной статистики и национального Министерства науки и технологий в

2005 году индекс научно-технологического прогресса в Китае составил 45,6%, в то время как в Шанхае — 72,2%.

Основным центром инновационного развития в шанхайском регионе является Hi-Tech-парк в За-нгджанге, структурно состоящий из технопарка и 6 локальных зон, расположенных на территории площадью 42,13 кв. км. Общий объем продукции 3171 предприятия составил в 2005 году 38 млрд. долларов, прибыль — 1,9 млрд. долларов, налоги — 1,7 млрд. долларов. Еще 535 предприятий, относящихся к Hi-Tech и находящихся в других промышленных зонах Шанхая, добавляют к объему производства 25,5 млрд. долларов, к прибыли — 1,2 млрд. долларов, к налогам — 0,8 млрд. долларов.

Осуществляется дальнейшее развитие научнотехнологических зон, в основу которого положена тесная кооперация высокотехнологичных предприятий с научными лабораториями и университетами, позволяющая объединить ресурсы и ориентировать их на интенсификацию промышленного производства и улучшение социальной среды.

Правительство Шанхая планирует увеличить через 5 лет долю R&D-продукта до 2,8% от ВРП, а к 2020 году — до 3,5%. Предполагается создание 50 национальных научных лабораторий и исследовательских центров и 90 городских лабораторий по ключевым направлениям, в первую очередь, информатике и телекоммуникациям, биологии и медицине, современному оборудованию и транспорту, нетрадиционной энергетике, а также интегрированных комп-

лексов по разработке и производству электронных панелей и полупроводниковых излучающих матриц, солнечных батарей и устройств водородной энергетики, созданию элементов авиационной и космической техники. На основе долговременных контактов строится взаимодействие с ведущими мировыми компаниями для совместной реализации перспективных научных проектов и доведением их до коммерческого использования.

Научный технопарк в Зонгуанкуне

Завершая обзор экономической ситуации и ее перспектив в Шанхае, следует отметить и другие «точки развития» в Китае. И, в данном случае, в аспекте инновационного развития весьма показательным является научный технопарк в Зонгуанкуне — пригородном районе Пекина.

Этот комплекс — крупнейший научно-образовательный и производственно-технологический конгломерат в Китае, в котором расположены 39 высших учебных заведений (700 тыс. студентов), 213 исследовательских институтов, включая подведомственные Китайской академии наук и Китайской инженерной академии (здесь живут и работают 37% членов этих академий), 71 национальная лаборатория и 75 национальных инженерных центров. Из 17 тыс. зарегистрированных здесь предприятий, большинство ориентированы на разработки в сфере информационных технологий (54%), новых материалов (8%), биотехнологий (8%), нетрадиционной энергетики (6%) и другие перспективные направления. В них работает 690 тыс. сотрудников, в том числе в филиалах таких известных фирм как NEC, AMD, Oracle, Intel, IBM, Microsoft, Mitsubishi.

Созданный в 1999 году в соответствии с решением Госсовета КНР и находящийся под патронажем национального Министерства науки и технологий и Правительства Пекина технопарк сформирован из семи научно ориентированных зон как базовый научный центр мирового уровня и генератор инновационного развития для всего Китая.

Российско-китайское экономическое сотрудничество

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение остановимся на общих тенденциях в российско-китайских отношениях. Последние годы рост торгового и экономического сотрудничества двух стран ярко демонстрирует положительную динамику. В 2004 году объем двустороннего товарооборота вырос на 35% и составил 21,2 млрд. долларов. Это наивысший уровень за всю историю советско-китайской и российско-китайской торговли. В первой половине 2005 года этот объем возрос на 28,9% по сравнению с соответствующим периодом 2003 года и составил 12,3 млрд. долларов /4/.

Следует отметить, что торговля Китая с США также значительно растет, при этом сами эти объемы уже на порядок больше, чем объемы торговли с Россией. В 2004 году при общем внешнеторговом това-

рообороте Китая 1,2 трлн. долларов его торговля со странами Европейского союза составила 177,2 млрд. долларов, с США — 169,8, с Японией — 167,8, с ЮгоВосточной Азией (АСЕАН) — 104, а с Россией —

21,2 млрд. долларов.

К сожалению, структура российского экспорта в Китай выглядит не лучшим образом. Удельный вес российской нефти в совокупном ввозе этого товара в Китай в 2004 году составил 9,2% (5,8% — в 2003 году) и Россия заняла 4-е место среди поставщиков нефти в Китай после Ирана, Саудовской Аравии и Омана. Поставки российской древесины в Китай составляют около 12% объема российского экспорта в эту страну и покрывают до 60% потребностей Китая в древесине. При этом 98% поставок — необработанный лес-кругляк. Российские удобрения составляют 11,5% российского экспорта в КНР. Одновременно, в 2004 году значительно сократились объемы поставок в Китай продукции российского машиностроения и ее удельный вес в российском экспорте снизился до 5% с 13% — в 2003 году и 20% — в 2002 году. Таким образом, в российском экспорте в Китай все больше возрастает доля сырья, что постоянно усиливает роль этой страны как растущего индустриального гиганта.

Большие планы по расширению сотрудничества ориентированы на поставки российского газа в КНР. Правительство Российской Федерации утвердило в марте 2003 года Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом его возможного экспорта на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, включающую отдельную Концепцию экспортной политики поставок газа в Китай и другие страны этого региона. Предполагается в течение ближайших 30 лет, начиная с 2008 года, продать 600 млрд. куб. м газа Китаю и до 300 млрд. куб. м — Республике Корея, а общий объем капитальных затрат по проекту составит около 18 млрд. долларов.

Определенные перспективы имеются для российско-китайского сотрудничества в области электроэнергетики и энергетического машиностроения, хотя уже были серьезные проблемы при реализации согласованных и осуществляемых проектов, например по строительству первой очереди Тяньваньской АЭС или по поставкам пяти самолетов «Ту-204» по контракту 2001 года.

Экономическое сотрудничество двух стран вышло на такой уровень, когда его дальнейший прогресс только на основе торговых отношений становится затрудненным, необходимо активнее переходить к технологическому и научному обмену, включать в оборот интеллектуальные ресурсы. Поэтому на передний план выдвигается задача упорядочения и активизации инвестиционного сотрудничества как основы дальнейшего движения вперед.

В КНР поставлена задача расширить рамки инвестиционного взаимодействия и инвестировать в российскую экономику к 2020 году 12 млрд. долла-

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

ров. Большое значение в этой связи имеет регулярное проведение двусторонних инвестиционных форумов. Во время первого российско-китайского инвестиционного форума в Хабаровске летом 2004 года было подписано 12 инвестиционных проектов на сумму 690 млн. долларов. На втором инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге в июне 2005 года были заключены контракты уже на 1,5 млрд. долларов, в том числе — на 1,2 млрд. долларов — по строительству комплекса «Балтийская жемчужина».

Если экономика Китая развивается в соответствии с требованиями мировой конкуренции, то экономика России в этом пока явно отстает. Тем не менее, руководство двух стран принимает конкретные действия по расширению торгово-экономического сотрудничества. В совместном коммюнике, подписанном главами государств во время визита Председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию в июле 2005 года, ставится задача «раскрытия огромного потенциала» этого сотрудничества и «по достижению цели увеличения двустороннего товарооборота к 2010 году до 60-80 млрд. долларов».

С нашей стороны, было бы правильным постепенно смещать акценты от сырьевой направленности к активному обмену с Китаем инновационными разработками, где Россия, наряду с ведущими запад-

ными странами, могла бы предложить новые идеи и продукцию, отвечающую современному техническому уровню, а в результате использовать растущий потенциал китайской экономики в своих целях. Тем более что резервы для такого взаимодействие имеются, Россия способна достаточно успешно конкурировать с другими странами по наукоемкой продукции по 10-15 направлениям из 50, что позволяет ей претендовать на 3-4% этого сегмента мирового рынка /5/ и существенно повысить свою глобальную конкурентоспособность.

Литература

1. В. Батуров. Гармония или утопия. Руководство Китая решилось улучшить модель «социализма с китайской спецификой» // Политический журнал, 2006, № 41-42 (136-137), с.43-45

2. Е. А. Горин. Регионализация российской промышленности в условиях глобализации мировой экономики // Инновации, 2002, № 9-10 (56-57), с.57-67

3. 2006 White Paper. Environment for Foreign Investment in Shanghai

4. В. П. Федотов. Символы экономического партнерства // Стратегия России, 2005, № 10 (22), с.30-34

5. Р. А. Варфаловская. Политика повышения показателей конкурентоспособности в рейтинге стран // Власть, 2006, №7, с.45-52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.