Научная статья на тему 'Последствия вступления Китая в ВТО для экономики страны'

Последствия вступления Китая в ВТО для экономики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5447
627
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / INTERNATIONAL ECONOMICS / COMPETITIVENESS / THE WORLD TRADE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжао Чэньюй

Проанализированы последствия вступления Китая в ВТО. Проведена оценка уровня конкурентоспособности китайских предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSEQUENCES OF CHINA ENTRY INTO WTO FOR THE COUNTRY ECONOMY

The consequences of China's membership in WTO for its national economy are discussed. Competitiveness of Chinese businesses is assessed.

Текст научной работы на тему «Последствия вступления Китая в ВТО для экономики страны»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

ЧЖАО ЧЭНЬЮЙ

аспирант

ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ КИТАЯ В ВТО ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

Вступление Китая в ВТО произошло 11 декабря 2001 г. после осуществления долгих подготовительных либерализационных мер и означало радикальное изменение экономических приоритетов. Одни аналитики критиковали китайское правительство за поспешность этого шага, заявляя, что КНР присоединилась на заведомо невыгодных условиях. Другие утверждали, что вступление Китая в ВТО своевременно и будет способствовать экономическом росту не только в Китае и Юго-Восточной Азии, но и во всем мире, поскольку практически все регионы мира зависят сегодня от китайской экономики. Текущее состояние экономики Китая подтверждает правильность именно последней точки зрения.

В настоящее время Китай по производству ВВП, пересчитанного на основе валютных курсов, занимает шестое место в мире, а на основе паритета покупательной способности уступает только США (при этом, согласно прогнозам Всемирного банка, к 2020 г. размер ВВП Китая может значительно превысить размер ВВП США)1.

Проведенные ОЭСР в июне 2004 г. исследования показали, что КНР вышла на первое место в мире по количеству привлеченных прямых иностранных инвестиций (53 млрд дол. в 2003 г. против 40 млрд дол. у США и всего 1 млрд дол. у России)2. При этом, по мнению ряда специалистов, у КНР еще есть достаточно большой запас прочности в создании более привлекательных условий для инвесторов.

Притоку иностранных инвестиций в последние годы способствуют планы проведения в Китае крупных международных мероприятий (Олимпийские игры 2008 г. в Пекине, Всемирная выставка ЭКСП0-2010 в Шанхае). С учетом высокой динамики заключения новых инвестиционных соглашений в КНР рассчитывают, что к 2010 г. размеры накопленных иностранных инвестиций достигнут 1 трлн дол. США.

Характерной особенностью экономики Китая после вступления в ВТО является интенсивный приток зарубежных портфельных инвестиций, сопровождающий выход ведущих китайских компаний («Ping An Insurance», «Great Wall Auto», «China Resources Power», «China Life Insurance») на иностранные фондовые рынки. Гарантии зарубежных инвесторов в КНР обеспечиваются межправительственными соглашениями о взаимной защите иностранных инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений, в частности с Великобританией, Германией, Францией, Японией, Австралией, Республикой Кореей.

Выросла доля Китая в мировой торговле с 1 до 6% (именно поэтому развитие КНР многими было сочтено «экономическим чудом»). Так, в 2002 г. общий экспортно-импортный объем составил 72,65 млрд дол., увеличившись на 19,3% по сравнению с предыдущим годом. В том числе объем импорта увеличился на 22%, а экспорта — на 16%3.

Китай занимает первое место в мире по производству зерна, хлопка, масляничных культур, мяса, угля, стали, химических волокон, пряжи, одежды, цемента, телевизоров и второе по объему рынков мобильной и стационарной связи, уступая лишь США. Китай также является одним из основных игроков на рынке Интернет-услуг и крупнейшим в мире экспортером сотовых телефонов. Еще недавно считавшаяся аутсайдером страна сегодня переживает массовую автомобилизацию.

КНР развивается при опережающем росте объемов продукции высоких технологий. Так, объемы производства компьютеров в 2004 г. превысили соответствующий показатель 2003 г. на 29%4, а объемы производства в области электроники и информатики выросли на 32,7%5. Также стоит отметить успешный запуск в 2003 г. собственного космического корабля «Шеньчжоу-5», который, по мнению американских специалистов, превосходит российский «Союз».

© Чжао Чэньюй, 2006

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Таким образом, исходя из текущего состояния экономики Китая можно выделить следующие основные положительные стороны членства данной страны в ВТО.

Во-первых, это увеличение экспорта продукции сектора высокотехнологичного промышленного бизнеса, который очень привлекает транснациональные корпорации и имеет серьезные шансы утвердиться на мировом рынке. За последние 10 лет высокотехнологичный сектор экономики КНР прошел стадию становления и сегодня отвечает требованиям международного рынка. Число малых и средних предприятий в нем выросло с 2,5 тыс. в 1992 г. до 36 тыс. в 2000 г., а занятость составляет около 5—6 млн чел.

Во-вторых, ожидается дальнейший рост объемов традиционных товаров китайского экспорта (одежда, обувь, мебель, игрушки и игры, прочие потребительские товары). Он возможен за счет выхода китайской продукции на рынки как развитых стран, «азиатских тигров», так и развивающихся стран и стран с переходной экономикой, особенно тех, которые являются членами ВТО.

В-третьих, динамично растет сектор коммерческих услуг — туристических, транспортных, коммуникационных, компьютерных, информационных и пр. КНР занимает третье место по экспорту коммерческих услуг в Азии после Японии и Гонконга и восьмое место в мире.

В-четвертых, усиление процессов либерализации китайской экономики в рамках ВТО обусловит развитие конкуренции не только на внешнем рынке, но и между самими китайскими предприятиями, ибо постепенно будут разрушаться барьеры, сдерживающие конкуренцию госпредприятий с негосударственными внутренними товаропроизводителями.

Представляется, что повышение уровня конкурентоспособности китайских предприятий происходит в том числе и за счет начавшихся после вступления страны в ВТО процессов их интеграции. Так, например, в 2003 г. по инициативе администрации Шанхая был организован торговый блок «Шанхай Вайлянь», в который вошли четыре крупных торговых объединения: «Ивай», «Хуалянь», «Дружба», «Узи». Капитал данных объединений достигает 77,8 млрд юаней6.

В-пятых, членство в ВТО делает Китай более привлекательным объектом для иностранных инвесторов.

В-шестых, нельзя забывать и о том, что Китай получил возможность защищать свои торговые интересы, используя для этого имеющуюся в ВТО систему урегулирования разногласий. Члены ВТО не смогут предпринимать на своих рынках дискриминационные меры в отношении китайских товаров.

Наряду с данными позитивными изменениями в своей экономике КНР столкнулась и с рядом проблем, среди которых мы выделили следующие.

Во-первых, снижение тарифов сильно ударило по ряду отраслей экономики КНР, из которых в наиболее значительной степени пострадали текстильная, химическая промышленность, деревообработка, сельское хозяйство и, особенно, машиностроение. В частности, далеко в неоднозначном положении из-за вступления КНР в ВТО находится в настоящее время отрасль автомобилестроения. С одной стороны, произошло увеличение производства автомобилей в самом Китае как минимум втрое, а с другой стороны, увеличение объема импорта. В результате в ходе конкурентной борьбы на внутреннем рынке КНР прежде всего проигрывают отечественные производители автомобилей, а от поставок более качественной и дешевой продукции выигрывают потребители.

Во-вторых, государство потеряло контроль над целым рядом отраслей, зачастую достаточно важных, таких как банковская сфера и транспорт. В частности, у внутренних финансовых институтов появились высокие риски, и эти институты по менеджменту и стандартам заметно проигрывают иностранным банкам и страховым компаниям. Ожидается, что приток в эту сферу иностранного капитала создаст серьезную конкуренцию внутренним банковским и финансовым институтам, вызовет увеличение внутренней денежной массы. Правительству придется решать новые проблемы в макроэкономической и финансовой политике.

В-третьих, что касается социальной сферы, то членство Китая в ВТО привело к реструктуризации рабочей силы и усилению неравенства в обществе, сопровождающегося появлением очень богатых и очень бедных слоев населения. По причине концентрации прямых иностранных инвестиций в районах, расположенных вдоль побережья, еще больше усилилось экономическое неравенство между регионами.

Известия ИГЭА. 2006. № 4 (49)

ЧЖАО ЧЭНЬЮЙ

В-четвертых, растущая конкуренция привела к увеличению безработицы в государственном секторе, в то время как количество создаваемых рабочих мест в частном секторе не может удовлетворить возрастающие потребности.

Со вступлением страны в ВТО обнажились проблемы убыточных государственных предприятий страны, которые должны быть в кратчайшие сроки решены кардинально — путем реорганизации или банкротства таких предприятий. А это очень непростая задача. В стране имеется около 18 тыс. крупных и средних государственных предприятий, около 100 тыс. мелких государственных предприятий и более 1,4 млн предприятий, находящихся в коллективной собственности. На государственных предприятиях занято 64,9% работающего городского населения; на государственный сектор приходится 55,7% всего объема инвестиций в основные фонды. Вместе с тем половина этих предприятий являются убыточными и выживают только благодаря государственным дотациям, объем которых, по самым скромным оценкам Всемирного банка, составляет 3,9% ВВП Китая.

По расчетам, после вступления Китая в ВТО и демонтажа системы тарифных и нетарифных барьеров, ограничений в отношении инвестиций и других дискриминационных мер, направленных на защиту неэффективных государственных предприятий, по мере роста конкуренции со стороны национальных частных предприятий и зарубежных компаний может быть уволено до 100 млн работников.

В-пятых, на наш взгляд, самый важный отрицательный момент членства КНР в ВТО — применение единого торгового режима на территории всей страны. Китай с 1,3 млрд чел. не является единым рынком, как кажется большинству бизнесменов7.

Как ни странно, как только страна распахнула двери во внешний мир, возникли торговые барьеры между отдельными провинциями. По данным Парижского центра международных исследований, наценка на

товары, пересекающие границы провинций Китая, составляет 46% тарифа. В результате лицензирования, предъявления требований к товарам местного производства Китай делается больше похож с точки зрения торговли на свободную федерацию суверенных стран, нежели на единое государство.

Американские эксперты выделяют еще одну существенную трудность в выполнении Китаем договорных обязательств. Это необходимость подготовить и принять большое количество новых законов и нормативных актов, отвечающих требованиям ВТО. В условиях неразвитой и высокополитизированной правовой системы КНР трудно ожидать, что новые законы, полностью соответствующие требованиям ВТО, начнут применяться достаточно быстро и эффективно.

Как известно, России было предложено вступить в ВТО на условиях, аналогичных китайским. Однако данное предложение было отвергнуто российским правительством, и сейчас идут споры о том, когда и на каких условиях следует России вступать в ВТО. В связи с этим исследование опыта восточного соседа, безусловно, представляется полезным.

Примечания

1 China's Growth and Integration into the World Economy: Prospects and Challenges // IMF Occasional paper. 2004. № 232. P. 1.

2 www.rbcdaily.ru/comments/index.shtml.

3 Лу Наньцюань. Стратегическое значение стимулирования развития торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией в новых условиях // Рынок России, Центральной Азии и Восточной Европы. 2004. № 2. С. 1-7.

4 www.allchina.ru/news/4/852 l.php.

5 www.allchina.ru/news/15/778 l.php.

6 Ши Гуаншэн. Китайская экономика после вступления в ВТО. Пекин, 2004.

7 По последним данным, в Китае 23 провинции, 5 автономных округов, 4 муниципалитета, находящихся непосредственно под управлением центрального правительства, 5 особых экономических зон, 14 открытых городов на морской и сухопутной границах страны, 15 свободных торговых зон, 32 зоны экономического и технического развития на уровне провинции и 52 новые зоны высокотехнологичного промышленного развития, причем всюду существуют и ревностно охраняются местные правила и нормативы торгового режима.

Известия ИГЭА. 2006. № 4 (49)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.