Научная статья на тему 'Привлечение иностранных инвестиций в экономику Китая: экономические условия тенденции развития'

Привлечение иностранных инвестиций в экономику Китая: экономические условия тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2261
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжан Бэйбэй

Проблема привлечения иностранных инвестиций актуальна для каждой страны, особенно для развивающихся стран. Китай может служить примером реализации активной инвестиционной политики. Статья подчеркивает роль и значение государственной внешнеэкономической политики по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране. Статья затрагивает проблему вступления Китая в 2001 г. в ВТО, подчеркивает, что это позволило ему улучшить свои внешнеэкономические показатели и обеспечить дальнейший рост привлечения иностранных инвестиций в экономику страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привлечение иностранных инвестиций в экономику Китая: экономические условия тенденции развития»

привлечение иностранных инвестиций в экономику китая: экономические условия тенденции

развития

ЧЖАИ БЭЙБЭй Орловский государственный университет

В конце 70-х годов XX в. в Китае был взят курс на ускоренную модернизацию народного хозяйства. Реализация этой цели требовала значительных финансовых и материально-технических ресурсов. Одним из источников этих ресурсов служит привлечение прежде всего прямых иностранных инвестиций в экономику страны. Правительство Китая принимает ряд мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата. Так, были введены налоговые и таможенные льготы для совместных предприятий (СП). Были учреждены районы льготного инвестирования в приморской полосе, что дало толчок развитию совместного предпринимательства. Первоначально СП были представлены кооперационными предприятиями, которые занимались производством, переработкой, сбытом промышленной продукции, выполнением работ, торговлей, бытовым обслуживанием и оказанием других услуг. Совместные предприятия концентрировались в приморских провинциях Гуандун и Фуцзянь. Большинство иностранных инвесторов являлись выходцами из Гонконга, Макао, Тайваня и проживали за рубежом.

В середине 1980-х годов усиливается роль государства в регулировании иностранных инвестиций. Для этого предпринимаются шаги по их выборочному ограничению и поощрению в отношении отраслевой, технологической и территориальной структуры. Наряду с этим получает дальнейшее развитие адаптация национального законодательства к общепринятой мировой практике. В результате в Китае происходит переход от количественного наращивания внешних ресурсов вследствие либерализации инвестиционного климата к многосторонней системе поощрения иностранных капиталовло-

жений с учетом их качественных характеристик. Более двух третей СП, созданных в этот период, пришлись на сферу производства. Совместные (паевые) предприятия стали преобладающей формой совместного предпринимательства. Усилилась их экспортная направленность, активнее стал поступать в страну тайваньский капитал. Однако Тяньаньмэньские события лета 1989 г. и последующие за ними санкции западных стран снизили число создаваемых совместных и кооперационных предприятий, одновременно резко возросло количество иностранных предприятий, что поощрялось правительством в условиях нехватки валютных средств.

В 1990-х г. XX в. одной из важнейших тенденций в международной политике Китая является стремление привлечь иностранных инвесторов в экономику страны. Содействие развитию этого процесса оказывает завершение «Уругвайского раунда» переговоров в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), создание Всемирной торговой организации (ВТО), подписание Североамериканского соглашения НАФТА о свободной торговле, создание единого европейского рынка.

В результате явным лидером в импорте предпринимательского капитала в 1990-е г. среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой становится Китай. В экономику Китая было привлечено в 1993 г. 27 млрд долл. США, в 1994 г. — 34 млрд, в 1995 г. — 36 млрд, в 1996 г. — 42 млрд, 1997 г. — 45 млрд долл. США 1 (см. рис.)

За годы реформ (1979 — 1997 гг.) общая сумма инвестиций, привлеченных в Китай по соглаше-

1 World Bank, Global Development Finance, 1997; IMF, International Financial Statistics. 1997. April, Бюллетень иностранной и коммерческой информации.

млрд

долл. США 45 -|

40 -35 -30 25 -20 15 -10 -5 0

п , , П , , П , , П , п , 1—1 1-1 1 1 п

¡2 и i ц 1 S3 м и К О i ц S та w та t 1 в a Чили

1 & и f н а < я с

Страна

Страны — крупнейшие импортеры капитала в 1996 г. Источник:World Bank, «Global Development Finance» (Volume 1), 1997.

ниям, составила более 654 млрд долл. США, из которых фактически освоено около 348,3 млрд долл. США. Предприятия с иностранным капиталом дают 14 % валовой продукции промышленности и 47 % экспорта.

Важным направлением в реализации открытой внешнеэкономической политики Китая является его опыт создания свободных экономических зон (СЭЗ) разной направленности. В конце 1990-х гг. в Китае функционировало около 120 специальных зон, одобренных государством. Всего же разного рода зон с льготным режимом, по оценкам специалистов, насчитывается от 1,7 тыс. до 9 тыс. Достигнув определенных успехов в создании СЭЗ, Китай во второй половине 1990-х гг. начинает пересматривать концепцию их дальнейшего развития, намечая меры, адекватные изменениям международной экономики и внутренним потребностям страны.

Привлечение иностранного капитала способствует вхождению Китая в десятку стран, успешно зарекомендовавших себя на мировом рынке товаров и услуг. Так, если в 1990 г. Китай занимал 10-е место в мире по объему экспорта и 11-е место по объему импорта, то в начале XXI в. Китай переместился на 5-е место по экспорту и 6-е место по

импорту товаров. При этом происходило особенно быстрое увеличение экспорта, что является одной из главных направляющих сил развития китайской экономики. В начале XXI в. доля экспорта Китая уже составляла более 5% мирового объема.

В ноябре 2001 г. Китай вступает в ВТО. Многие эксперты в связи с этим прогнозировали возможное снижение Китаем объемов экспорта, особенно в первые годы, так как после вступления в ВТО Китай вынужден был принять на себя ряд ограничений по экспорту своей продукции в другие страны-участницы ВТО на весь период перехода своей торгово-экономической системы в соответствии с правилами ВТО и отказаться от дотирования производства экспортной продукции. Однако уже первые четыре года членства в ВТО показали, что произошел стремительный рост почти всех макроэкономических показателей и внешней торговли страны (см. табл.).

В экономику Китая было привлечено в 1998 г. 45,5 млрд долл. США, в 1999 г. — 40,3 млрд, в

2000 г. — 40,7 млрд. Начиная с 2001 г. постепенно их объем возрастает и к 2005 г. превысил объем иностранных инвестиций 1998 г. на 33 %. Таким образом, вступление Китая в ВТО позволило сохранить инвестиционную привлекательность страны, определяющуюся значительным притоком иностранных инвестиций — 46,9 млрд долл. США в 2001 г. и 60,3 млрд долл. США в 2005 г., а также стремительным ростом золотовалютных запасов — 212,2 млрд долл. США в 2001 г. и 818,9 млрд долл. США в 2005 г. С

2001 по 2005 г. объем валового внутреннего продукта вырос на 87 %, объем внешней торговли — на 179 %, объем экспорта — на 186 %.

Таблица

основные показатели экономического развития кнр после вступления в вто в 2001 г.

Показатель 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г.

Валовой внутренний продукт (млрд юаней) 9731,5 10517 11690 15988 18232

Внешняя торговля (млрд долл. США) 509,6 620,8 851,0 1154,8 1422,1

Экспорт (млрд долл. США) 266,1 325,6 438,2 593,4 762,0

Импорт (млрд долл. США) 243,5 295,2 412,8 561,4 660,1

Объем прямых иностранных инвестиций (млрд долл. США) 46,9 52,7 53,5 60,6 60,3

Объем золотовалютных запасов (млрд долл. США) 212,2 286,4 403,2 609,9 818,9

2 http://www. stats. gov. cn National Bureau of Statistics of China.

Привлечение прямых иностранных инвестиций является важной составной частью проводимой политики внешней открытости и ускорения строительства рыночной экономики, ключевой деятельностью Китая на фоне глобализации экономики в целях активного участия в международном распределении труда. В течение 26 лет, по мере непрерывного углубления политики реформы и открытости, с каждым днем улучшаются инвестиционный климат и условия рыночного функционирования. Сегодня Китай — одна из немногих стран, обладающих наибольшим объемом непосредственных иностранных инвестиций.

Важнейшими сферами привлечения прямых иностранных инвестиций являются:

• наукоемкое производство;

• индустрия недвижимости;

• оптовая и розничная торговля, аренда и бизнес-услуги.

Следует отметить, что важную роль в привлечении прямых иностранных инвестиций играют транснациональные корпорации.

Большая часть иностранных инвестиций компактно привлекаются в восточную часть Китая. Здесь объем инвестирования составляет около 86,25 % от общего объема фактически использованных иностранных инвестиций в стране. Китай уже стал важным источником поступающей прибыли транснациональных предприятий.

В настоящее время примерно две трети предприятий с привлеченным иностранным капиталом в Китае уже вышли на положительный баланс, приблизительно две пятых транснациональных корпораций зарабатывают в Китае больше среднего уровня прибыли в мире. Кроме того, предприятия, созданные и функционирующие на основе иностранных инвестиций, стали важной составной частью китайской экономики. Статистика показывает, что средний уровень доли фактически использованного иностранного капитала от общего объема основного капитала в стране в течение 1993-2002 гг. составлял более 10 %. Даже в последние два года данный показатель насчитывает около 8 %. Общий объем экспорта от общего размера товарооборота достиг 57,8 %, общий объем импорта — 57,1 %. Привлечение прямых иностранных инвестиций на предприятиях с иностранным инвестированием содействует решению проблем занятости.

Таким образом, привлечение Китаем иностранных инвестиций носит взаимовыгодный характер, что не только стимулирует экономическое развитие Китая, но и позволяет иностранным инвесторам

получать необходимую отдачу. В дальнейшем привлечение прямых иностранных инвестиций должно сыграть важную роль. В настоящее время экономическая политика позволяет и в будущем следовать курсом открытости экономики. Открытая экономическая система нацелена на достижение новых уровней развития, что позволит решить поставленные задачи привлечения и в дальнейшем иностранных капиталов.

Социалистическая система рыночной экономики продолжает совершенствоваться, рыночные принципы и дисциплина становятся более упорядоченными, прозрачными и прогнозируемыми. Отечественные и зарубежные предприятия получат возможность по-новому развиваться в благоприятном инвестиционном и деловом климате.

Экономическая структура, индустриальная структура и организация продукции вошли в новую стадию — период дальнейшего регулирования, в частности, изменение форм экономического роста и форм внешнеторгового роста. Это предоставляет новую возможность и огромное пространство развития для осуществления мирового регулирования и перемещения индустриальной структуры, особенно для продолжительного перемещения индустрии новых и высоких технологий на китайский рынок.

В целом представляется, что в будущем Китай выйдет на новый виток экономического развития и предоставит новые возможности для развертывания деятельности иностранными инвесторами.

Иностранные инвесторы, отмечая прекрасные перспективы для капиталовложений в Китай, исходят из следующих аспектов.

Во-первых, Китай обладает огромным рынком и широкими перспективами для дальнейшего развития.

В 2020 г. общий спрос на рынке Китая увеличится в четыре раза по сравнению с показателем 2000 г. Такой масштаб рынка и потенциал развития не могут не привлекать внимание транснациональных корпораций. На самом деле создание предприятий с участием иностранного капитала происходит, с одной стороны, потому, что иностранных инвесторов привлекает низкая себестоимость китайской продукции, с другой, что более важно, они предпочитают объемный рынок Китая. В прошлом году предприятия с иностранными инвестициями создали продукции на рынке Китая в размере более 400 млрд долл. США, а на международном рынке — лишь 330 млрд долл. США.

Во-вторых, изобилие на рынке рабочей силы, чья низкая себестоимость остается большим преимуществом Китая на протяжении сравнительно длительного срока.

В Китае проживают 1,3 млрд человек, поэтому рынок труда постоянно насыщен. Высокое качество и низкая себестоимость людских ресурсов являются несравнимыми преимуществами для других стран. К примеру, себестоимость ИТ-специалистов в Китае составляет всего лишь одну десятую от их себестоимости в США и одну вторую по отношению к Индии. В связи с этим Китай обладает большими преимуществами в привлечении больших инвестиций транснациональных корпораций. В последующие 10 лет в Китае, по меньшей мере, 10 млн выпускников вузов присоединятся к отряду так называемых «белых воротничков», что обеспечит Китаю гарантированный запас высококвалифицированных кадров.

В-третьих, совершенствующаяся инфраструктура может создать благоприятную твердую инвестиционную почву.

В настоящее время по общей протяженности действующих железнодорожных магистралей Китай занимает третье место в мире, по пропускной способности морских портов — первое место, по показателю общего количества абонентов телефонной связи — первое место, по количеству абонентов сети Интернет — второе. В последующие годы подлежит дальнейшему развитию транспортная и коммуникационная инфраструктуры. Китайские и иностранные предприятия получат больше возможностей в сфере налаживания более активного сотрудничества и накапливания потенциала. Вместе с тем непрерывно совершенствующаяся инфраструктура также предоставит несомненные удобства для инвесторов.

В-четвертых, постоянное усовершенствование правовой системы и обеспечение инвесторам стабильного и мягкого инвестиционного климата.

В течение трех лет с момента присоединения Китаем к ВТО около 30 ведомств Госсовета исходя из требований соответствующих правил ВТО и требований политики реформы и открытости Китая, упорядочили и внесли изменения приблизительно в 3 тыс. законодательных документов, правовые акты и ведомственные положения. В том числе было аннулировано более 800 документов, касающихся таких сфер, как торговля, инвестирование, интеллектуальная собственность и т. п. Была создана совершенная, открытая и прозрачная юридическая система регулирования иностранных инвестиций,

призванная обеспечить инвесторам стабильный и мягкий инвестиционный климат.

Защита интеллектуальной собственности во все времена оставалась волнующим вопросом, в особенности для транснациональных корпораций, поскольку именно они владеют примерно 80-90 % от общего размера патентованных технологий мирового значения. В экономической политике Китая придается большое значение защите прав интеллектуальной собственности. Все ведомства, от государственных руководителей до правительственных ведомств разных инстанций, все структуры стараются защищать права интеллектуальной собственности, а также принимают меры по привлечению к уголовной ответственности за противоправные действия. В этом отражаются не только требования правообладателей интеллектуальной собственности, но и требования экономического развития и защиты собственных интересов Китая. Результаты исследования делового климата страны показывают, что 93 % респондентов-компаний признают улучшение ситуации в хозяйствовании в Китае, 92 % — выражают оптимизм в отношении перспектив развития бизнеса в будущие 5 лет.

Государственная внешнеэкономическая политика Китая сегодня отражает дальнейшую активизацию эффективного использования иностранных инвестиций, важным содержанием ее реализации являются принципы взаимной выгоды и стратегия открытости. Это получило отражение в Предложениях ЦК КПК о разработке 11-й пятилетки в сфере народного хозяйства и социального развития. В документе заключены важные установки китайского правительства, призванные обеспечить стабильность и продолжительность политики по привлечению иностранных инвестиций. Иностранным инвесторам следует осознать эту приоритетную направленность на использование Китаем иностранных инвестиций, установить подходящее для себя направление и найти подходящую доступную возможность для активного поиска шансов налаживания инвестиционного сотрудничества. В этой области особое внимание должны вызывать следующие факторы:

• во-первых, индустрия предоставления услуг является центром тяжести внешней открытости нового этапа развития. Нынешний уровень развития индустрии услуг в Китае сравнительно низок. Доля данной отрасли от общего объема ВВП составляет лишь 30 %. В связи с этим в бюллетене ЦК КПК 16-го созыва была четко определена цель «ускорения развития

индустрии услуг» и «восприятия международной современной индустрии услуг». Согласно обязательствам Китая, принятым при вступлении в ВТО в 2005 г., разрешен доступ иностранного капитала к закупке пакетов акций предприятий оптовой и розничной торговли, разрешено предоставление иностранными банками услуг по операциям в национальной валюте, разрешено создание строительных компаний с чистым иностранным капиталом. С конца 2005 г. разрешено создание предприятий со 100 %-ными иностранными инвестициями в сферах экспресс-доставки, автоперевозки грузов и корреспондентских предприятий по грузовой перевозке. К началу 2007 г. будет открыта сфера предоставления зарубежными банками всесторонних банковских услуг, разрешено создание железнодорожных карго предприятий. Таким образом, по мере углубления внешней открытости в области предоставления услуг Китай станет рынком с наиболее крупной динамично развивающейся сферой услуг в мире.

• во-вторых, область новых высоких технологий — приоритетное направление использования иностранных инвестиций.

Новые высокие технологии являются ключом к повышению индустриальной структуры и конкурентоспособности. В связи с этим Китай приветствует инвестиционные проекты, которые предоставляют Китаю передовые технологии. Китай поощряет иностранных инвесторов создавать научно-исследовательские центры. В этом и заключается требование о повышении качества использования иностранных инвестиций.

• в-третьих, центральная, западная и северо-восточная части Китая станут новыми центрами привлечения инвестиций на новом этапе. Эти районы обладают обширной территорией, богатыми ресурсами. В них совершенствуется инфраструктура, прочную базу имеют наука, техника и образование, экономическое развитие — огромный потенциал. Кроме того, в Китае всемерно реализуется стратегия «подъема центральной части страны», «масштабного освоения запада Китая» и «подъема старых промышленных баз на северо-востоке КНР». Центральная власть уже разработала и

обнародовала ряд политических мероприятий для ускорения развития, в частности, политические мероприятия по поощрению участия предприятий с привлеченными иностранными инвестициями и оказание необходимой помощи со стороны правительственных ведомств (включая Министерство коммерции Китая) их развитию в этих районах; • в-четвертых, государственные предприятия ускоряют темпы реформ, что предоставляет иностранным инвесторам широкий круг ценных возможностей.

Следует отметить, что во время 11-й пятилетки Китай планирует ускорить реформу в акционерной системе крупных государственных предприятий, углубить реформы в монопольных отраслях, облегчить доступ к рынку для достижения диверсификации инвестиционных субъектов и собственности предприятий, поощрять и поддерживать участие негосударственного экономического сектора в реформе государственных предприятий, их доступ к отраслям финансового обслуживания, коммунальных услуг, инфраструктурного строительства и др. Все это расширяет возможности привлечения иностранных инвестиций.

Литература

1. http://www. allchina. га.

2. Андрианов В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. — М.: ОАО Издательство «Экономика», 1999. — 662 а

3. Гельбрас В. Г. Экономическая реформа в КНР. Очерки, наблюдения, размышления. — М.: Междунар. отношения. 1990. — 312 с.

4. Звонов Е. А. Международное внешнее финансирование в современной экономике. — М.: ОАО «НПО «Экономика», 2002. — 324 с.

5. Колесов В. П. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: — М.: Флинта: Московский психологосоциальный институт, 2000. — 480 с.

6. Потапов М. А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. — М.: Международные отношения, 2004. — 240 с.

7. Фаминский И. П. Китай. — М.: Международные отношения. 1992. — 192 с. — (Наши деловые партнеры).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.