Экономические аспекты функционирования особых экономических зон в условиях глобализации (на примере Китая)
Н.Н. Котляров,
Гао Тяньмин
В мировой хозяйственной практике особые экономические зоны за последние десятилетия получили достаточно широкое распространение. По данным ЮНИДО, к началу 2007 года в 120 странах мира насчитывалось порядка 3 тысяч особых экономических зон, обеспечивающих рабочими местами около 55 миллионов человек. Объем произведенной экспортной продукции оценивается в 650 миллиардов долларов.
Значительный опыт развития ОЭЗ накоплен в Китае. Об их эффективности свидетельствуют следующие цифры: в течение 28 лет функционирования ОЭЗ «Шэньчжень» среднегодовой прирост ее валовой продукции составил 27,3%; валовая продукция ОЭЗ «Чжухай» в 2007 году выросла в 1370,5 раз по сравнению с показателем в 1980 года, валовая продукция ОЭЗ «Хэйнань» увеличилась в 36 раз по сравнению с аналогичным показателем 1988 года, а размер валовой продукции района «Пудун» (зона развития современных технологий в районе г. Шанхая) достиг 275 млрд юаней, что в 3 раза больше, чем показатель самого Шанхая.
Под влиянием изменений в международной торговле ясно прослеживается эволюция организационно-функциональных форм ОЭЗ от простых, связанных в основном с торговлей товарами, к более сложным, ориентированным на массовое производство потребительской продукции, разработку и производство новых товаров, предоставление различных услуг, а также, что особенно важно, разработку и внедрение инновационных технологий. Как следствие, усложняется и организационно-функциональная структура ОЭЗ. В современной мировой практике выделяют до 26 разновидностей ОЭЗ.
Хотя достаточно сложно однозначно классифицировать ту или иную ОЭ3, поскольку многие из них обладают целым рядом схожих признаков, тем не менее, среди наиболее распространенных в мире особых экономических зон можно выделить следующие: экспортно-производственные зоны (ЭПЗ); зоны высокой технологии; промышленно-производственные зоны; технико-внедренческие зоны; туристско-рекреационные зоны; портовые особые экономические зоны; приграничные зоны экономического сотрудничества; зоны свободной торговли; зоны экономического благоприятствования; предпринимательские зоны; научно-промышленные парки (технопарки); эколого-эко-номические регионы; оффшорные центры.
Исходя из общих признаков, которыми обладают практически все особые экономические можно сформулировать следующее определение ОЭЗ: особой экономической зоной является часть национальной территории (иногда выделенной из общей таможенной границы государства), имеющей определенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и предоставляющей преференциальные условия экономической деятельности как для иностранных, так и для национальных предпринимателей.
В настоящее время основным фактором конкурентоспособности товара является не только его цена, а, прежде всего, его качество, новизна, наукоёмкость, содержание инновационной технологии. Все это находит отражение и в характере деятельности экспортно-производственных зон, многие из которых стали трансформироваться в научно-промышленные парки (НПП). Вновь создающиеся ОЭЗ зачас-
тую изначально образуются в форме технопарков, т.е. высокоразвитых в инфраструктурном и интеллектуальном отношении структур для разработок, внедрения и выпуска конкурентоспособной продукции.
По своей ориентации на рынки сбыта можно выделить два типа ОЭЗ: первые - имеющие анклавный характер и работающие в основном на внешний рынок зоны и вторые - интегрированные в национальную экономику ОЭЗ.
Анклавный характер имеет большинство ОЭЗ в новых индустриальных странах Азии, в отдельных странах Центральной Америки и Карибского бассейна. Предприятия, расположенные в таких зонах, вывозят, как правило, от 75% до 90% и более производимой продукции. Спецификой деятельности предприятий, функционирующих в зонах анклавного типа, является сборочный характер производства, основанный на импортных материалах, различного рода компонентах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах создают свои филиалы и дочерние компании транснациональные корпорации, использующие экспортно-производственные зоны как экспортную базу для создания продукции с более низкими издержками производства и за счёт этого более конкурентоспособной.
Следует подчеркнуть, что зоны анклавного типа, несмотря на определенную схожесть, весьма существенно отличаются по принципам своей организации. В современном мировом хозяйстве эти принципы реализуются в трёх основных направлениях.
К первому можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяется льготный налоговый и таможенный режим. Более широкое развитие такие зоны получили в Мексике, где функционируют так называемые “макиладорас” - экспортные предприятия, расположенные вдоль границы США. По таким же принципам созданы экспортно-производственные зоны в Венгрии.
Ко второму направлению можно отнести небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров. Такие зоны получили достаточно широкое распространение в новых индустриальных странах, а также в отдельных промышленно развитых государствах, таких, например, как Ирландия.
Принципиальное отличие третьего направления организации зон анклавного типа заключается в широком территориальном охвате многих районов и городов страны. Такой принцип характерен, прежде всего, для организации экспортно-производственных зон (ЭПЗ) в Китае, а также в некоторых других странах, таких как Шри-Ланка, Маврикий и др.
Для вторых экспортно-производственных зон интегрированного типа наиболее важной характерной особенностью является наличие тесных экономических связей с внутренними районами страны. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентоспособности выпускаемых товаров.
В настоящее время, в условиях развития мирового экономического кризиса, в Китае в целях стимулирования внутреннего спроса разрабатывается концепция более тесной интеграции ЭПЗ в национальную экономику, что потребует постепенной переориентации производства с внешнего на внутренний рынок и повышения доли национального компонента в выпускаемой продукции. В этой связи возникает необходимость более узкой отраслевой специализации зон.
Классификация зон по отраслевому признаку вызывает определенные трудности, поскольку, как правило, в ЭЗП располагаются предприятия, относящиеся к различным отраслям промышленного производства. Тем не менее, в мировой практике существует определенная специализация ЭПЗ на одной или нескольких отраслях промышленности. В частности, в Южной Корее промышленная зона в г. Куми специализируется на выпуске электронных и электротехнических изделий, в г. Ечхоне
- на выпуске нефтехимической продукции. В Израиле одна из свободных торговых зон, где находится алмазная биржа страны, специализируется исключительно на частичной переработке и торговле алмазами.
К зонам с ярко выраженной отраслевой специализацией можно также отнести торговые зоны, оффшорные, туристические и рекреационные зоны.
Отраслевая специализация характерна не только для ЭПЗ, но и для научно-промышленных парков (НПП), большинство из которых ориентированы на разработку и выпуск науко-
емкой продукции. Основными отраслями специализации научно-промышленных парков являются микроэлектроника, информатика, биотехнология, генная инженерия.
В реализации политики реформ и внешней открытости Китая развитию специальных экономических зон уделяется особое значение. В китайских источниках отмечается, что специальные экономические зоны («цзин цзи те цюй») сыграли своего рода роль пионеров в деле апробации новых форм управления предприятиями и экономического взаимодействия с внешним миром.
Известно, что внедрение в экономическую практику Китая «особых экономических зон» явилось важной составной частью хозяйственных преобразований страны. Еще в 1980 году в Китае в экспериментальном порядке были созданыI первые такие зоны, ориентированные на привлечение зарубежных инвестиций. Опыт был признан успешным, практика использования экономических зон получила дальнейшее развитие, и в результате Китай к середине 2000-х гг. стал вторым после США крупнейшим в мире реципиентом прямых иностранных инвестиций.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что экономическим успехам Китая во многом способствует умелая политика поддержки и защиты отечественного производителя, использования прежде всего внутреннего рьнка для подъема промышленности и сельского хозяйства страны В качестве примера можно сказать, что 8090% всех товаров в китайских магазинах являются товарами отечественного производства. При этом, китайские товары завоевывали значительную часть мирового рынка Например, свыше 30% продаж одежды на американском рынке приходится именно на китайские товары В экспорте страны постоянно увеличивается доля современных отраслей промышленности, чему в значительной мере способствовало использование специальных экономических зон, и Китаю уже к середине 1990-х годов удалось отойти от сырьевой и сельскохозяйственной направленности своего экспорта Структура китайского экспорта в настоящее время характеризуется преобладанием в ней товаров обрабатывающих отраслей промышленности при сокращении доли трудоемких производств и увеличении продаж технической продукции.
Создание специальных экономических зон в Китае прошло несколько этапов. В 1980-1982 гг. в Китае было создано 5 особых экономических районов: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу (пров. Гуандун), Сямэнь (пров. Фуцзянь) и Хайнань (охватывающий всю пров. Хайнань). В 1984 г. китайское правительство предприняло дальнейшие шаги для открытия страны внешнему миру: 14 городов прибрежного пояса КНР (Далянь, Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Лянъ-юньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Гуанчжоу, Фучжоу, Чжаньцзян и Бэйхай) получили статус открытых приморских городов. С 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельтах Янцзы и Чжуцзян, на юге провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в провинции Хэбэй и Гуанси-Чжуанском автономном районе.
В результате всех этих мер сформировалась обширная открытая экономическая полоса в приморском поясе страны. Позднее, в 1990-е гг. в соответствии с решениями Госсовета КНР статус открытых для внешнего мира зон получили ряд приграничных городов, а также административные центры всех внутрикон-тинентальных провинций и автономных районов страны. Всего было создано 15 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 53 зоны освоения высоких технологий, имеющих государственное значение. В результате сложилась достаточно сложная система многоступенчатой и разносторонней открытости Китая на базе районов приморья, бассейна реки Янцзы, приграничья и внутри-континентальных районов страны. Все эти районы, открытые для внешнего мира, играют роль своего рода “окон” и посредников в процессе привлечения в страну иностранного капитала и развития ориентирующейся на внешний рынок экономики, что в свою очередь ведет к увеличению валютных доходов, масштабному освоению передовой зарубежной техники и технологий. При этом первые пять особых экономических районов к настоящему времени фактически стали представлять собой единый хозяйственный комплекс, который ориентируется, главным образом, на внешний рынок, на территории которого развивается в основном ориентированная на экспорт обрабатывающая промышленность, где в единый комплекс объединены научные исследования, производство и торговля.
Первые иностранные инвестиции в 1980-е гг. стали поступать по линии состоятельных зарубежных китайцев (хуацяо), которые явились своего рода первопроходцами в освоении нового инвестиционного пространства. Одновременно крупные компании из США, Японии и Европы стали проявлять интерес к возможности организации производства в КНР. Привлекательность Китая в плане приложения капитала определялась наличием дешевой рабочей силы, политической стабильностью в стране и достаточно льготным инвестиционным законодательством.
Наибольшее число таких предприятий расположено в провинции Гуандун, где проживает 92 млн. человек. Предприятия провинции производят 12,4% валового национального продукта всего Китая. Ведущими сферами производства в провинции являются легкая промышленность, сфера услуг, а также ряд производств тяжелой промышленности. К июлю 2008 года 176 зарубежных корпораций, входящих в список 500-та крупнейших компаний мира, создали более 600 совместных предприятий, которые расположены на территории провинции Гуандун. В соответствии с задачами развития наукоемких производств, с начала 2000-х гг. провинция ежегодно увеличивает выпуск продукции в сфере высоких технологий на 20-25%, а рост производства новых видов продукции составляет, в среднем, 30%-40%. Ведущую роль в развитии экономики провинции Гуандун играют три из пяти созданных там специальных экономических зон Китая, а именно: ОЭЗ «Шэньчжэнь», «Чжухай» и «Шаньтоу». На территории этих зон отрабатываются хозяйственные эксперименты, которые потом, в случая признания правительством их положительных результатов, используются в работе других районов страны. Так, в 1998 году, в условиях проведения Китаем переговорного процесса о вступлении в ВТО, когда рассматривался вопрос о либерализации рынка банковских услуг КНР, ОЭЗ Шэньчжэнь была утверждена правительством страны в качестве экспериментального города, где иностранные банки могли в опытном порядке проводить операции с китайской валютой (юани) жэньминьби. Позднее право обслуживать клиентов в местной валюте получили иностранные и совместные банки, работающие в других регионах Китая.
Кроме особых экономических зон провинции Гуандун, следует особо отметить новый экономический район Пудун в Шанхае, который продемонстрировал большие успехи как в плане привлечения зарубежных инвестиций в отрасли современных технологий, так и в содействии развитию экономики китайских районов бассейна реки Янцзы. Стремясь создать современный и крупный технопарк, правительство Китая предоставило новому району Пудун значительно более широкие, по сравнению с обычными ОЭЗ, льготы и права. Например, на территорию ОЭЗ Пудун распространяются все законы и положения, разработанные правительством для других ОЭЗ и зон технико-экономического развития (частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и подоходного налога). Кроме этого, установлены такие льготы, которые действуют исключительно на территории ОЭЗ Пудун. Так, с первого января 2008 г. государство предоставляет высокотехнологичным и инновационным предприятиям, вновь создаваемым на территории Пудун, налоговые льготы по схеме 2+3 (на первые два года деятельности предприятия полностью освобождаются от налога на прибыль, а в последующие три года наполови-ну).1
Государство также предоставило право иностранным инвесторам создавать в Пудуне финансовые учреждения, участвовать в работе Шанхайской фондовой биржи, а также расширило компетенции администрации ОЭЗ Пудун по утверждению заявок иностранных компаний на создание предприятий. Уже в 2007 г. объем производимой там валовой промышленной продукции (476 млрд юаней) превысил аналогичный показатель всего города Шанхая за 1998 г., что означает, что фактически была создана экономика, сопоставимая с хозяйственной деятельностью всего Шанхая.
В целом в 2007 году общий размер валовой внутренней продукции 54-х зон технико-экономического развития страны составил 1269,60 млрд юней, а объем добавленной стоимости промышленной продукции - 919,97 млрд юней. Совокупный размер их внешнеторгового оборота составил в том же году 330,9 млрд долл. (экспорт - 178,1 млрд долл., импорт - 152,8 млрд долл.) или около 15% внешнеторгового оборота Китая, привлечено иностранных инвестиций в размере 17,32 млрд долл.2
Управление этими зонами осуществляется двумя способами:
- первый способ, получивший в Китае название «комплексная модель управления», предполагает, что орган управления зоны технико-экономического развития исполняет функцию текущего администрирования всей жизнедеятельности зоны, включая обустройство инфраструктуры и разработку экологического плана развития, так и регулирование объемов и структуры иностранных инвестиций, определение их наиболее важных сфер использования;
- второй способ, или «раздельная модель управления», предполагает разделение полномочий, когда местные органы власти осуществляют функции по обустройству и поддержанию инфраструктуры, решают вопросы, связанные с экологией (чему в Китае придается очень большое значение), а управление инвестициями выполняется специальным комитетом по инвестиционному развитию. При этом главными показателями развития таких зон является размер и ежегодный рост новых капиталовложений, их отраслевая структура, соотношение инвестиций на площадь территории зоны, другими специально разработанными показателями.
В 2002 году правительство Китая разработало новую стратегию развития экономики, которая выполняется в настоящее время и суть которой заключается в создании так называемого циркулярного хозяйства или хозяйства с многооборотным использованием продукции. Речь идет о создании с использованием современных технологий безотходных и экологически чистых производств. После принятия этой стратегии органы управления зон технико-экономического развития обязаны совместно с экологическими ведомствами разрабатывать соответствующие планы по защите окружающей среды, и что очень важно, они имеют право на получение субсидий для капиталовложений в экологические проекты. Звание «экологического промышленного парка» является в настоящее время очень почетным, обладание которым влечет за собой не только статусный, но и материальный аспект. К 2006 году были разработаны «Государственные стандарты экологического промышленного парка Китая», уже к концу мая 2008 года 16 зон технико-экономического развития получили такое звание.3
Необходимо отметить еще один важный аспект. Китай, как известно, вел длительные переговоры о присоединении к ВТО. Одним из основополагающих принципов ВТО является предоставление всем хозяйствующим субъектам национального режима, что означает одинаковое отношение как к отечественным, так и к иностранным компаниям. В этих условиях преференции иностранным компаниям рассматриваются руководителями ряда регионов страны как бы излишними и даже противопоказанными.
Несмотря на стремление в большинстве случаев привлекать иностранные инвестиции, зачастую в Китае сохраняется и негативное отношение к особым экономическим зонам, что продиктовано чувством ревности и нежелания создавать себе конкурентов. Однако положительные наработки в деле использования иностранных инвестиций, в том числе благодаря особым экономическим зонам, настолько очевидны и убедительны, что выступать против них открыто, является делом бесполезным.
В Китае сохраняются различные позиции и точки зрения относительно целесообразности использования ОЭЗ. Многие члены КПК, которая является правящей партией, по-прежнему руководствуются испытанным классовым подходом. По их мнению, недопустимо использовать иностранный капитал, когда главной целью развития является построение социализма. Сторонники позиции Дэн Сяопина, который говорил о том, что неважно какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей, выступают сторонниками использования зарубежных капиталов и технологий, правда, в пределах, не затрагивающих нынешнее социально-политическое устройство Китая. Для них опыт России 1990-х годов является скорее отрицательным, чем положительным примером. Существует и третья позиция, которой придерживаются представители некоторой части китайской научной общественности и предпринимательских кругов, выступающих за смену нынешней модели социально-экономического развития страны и более активное копирование опыта западных стран как в экономической, так и политической области.
Собственную позицию занимают иностранные предприниматели, развернувшие свой бизнес в Китае. Они, как правило, выражают недовольство существующими ограничениями в
области хозяйственной деятельности и считают нужным распространить все льготы и преференции, имеющиеся в ОЭЗ, на всю территорию Китая.
В настоящее время правительство Китая разрабатывает программу интеграции ОЭЗ в национальную экономику, где основной акцент делается на постепенную переориентацию производства зон с внешнего на внутренний рынок и повышения доли национального компонента в выпускаемой продукции. Такие действия признаны особенно оправданными в условиях развития мирового кризиса. Еще в первой половине 2007 года китайские специалисты стали обращать внимание на необходимости переориентации ряда производств ОЭЗ с внешнего рынка на внутренний.4
По мнению ряда китайских специалистов, нынешний мировой кризис необходимо рассматривать не только с позиций негативных последствий для национальной экономики, но и с точки зрения тех новых возможностей, которые сейчас предоставляются Китаю. К их числу относят не только необходимую переориентацию части предприятий с внешнего на внутренний рынок, но и возможность приобрести за рубежом оборудование и даже целые предприятия, расширить зарубежную сеть китайских финансовых институтов.5 Главным, однако, является стимулирование внутреннего рынка. Принятое правительством КНР 5 ноября 2008 года решение о дополнительном выделении 4 трлн юаней (около 580 млрд долл.) на предот -вращение негативных последствий мирового кризиса на национальную экономику, как раз нацелено на решение этих задач.
Примечания:
1 Го У Юань (Правительство Китая), «Сообщение о реализации налоговых льгот для высокотехнологических и инновационных предприятий, вновь создаваемых на территориях особых экономических зон и нового района Пудун г. Шаньхэй», номер Го Фа [2007] 40, от 2б декабря 2007 г.
2Чжун Го Кай Фа Цюй Ван, «Доклад о развитии государственных зон технико-экономического развития 2007 года». 2б.05.2008. //http:www.cadz.org.cn
3Christina Hirche. Trendbericht Nr 5: Industrieparktypen in China//Press release ACHEMASIA. 2007.
4Чэнь Чжун «Рынок в поиске особых экономи-
ческих зон»//Ди И Цай Цзин Жи Бао, от 17 мая 2007 г. А07
5Чжу Сяоин //Чжунго Синьвэнь, 07.11.2008 г.
Библиография:
1. Оффшорный бизнес в России. Сб. стат.
- М.: Экономика, 1999, с 145-147.
2. Ло Цинхэ. Введение в экономику особых экономических зон. - Пекин: Чжун ян бянь и чу бань шэ, 2000.-477с.
3. Шеховской П.Л. Системы экономических преференций в СЭЗ. - М.: Экономика, 2001, с. 34.
4. Су Дунбинь. История особых экономических зон Китая . - Гуан Чжун: Гуан дун цзин цзи чу бань шэ, 2001. - б57 с.
5. Ли Увэй, Ван Чжэнь. Теория и практика создания зон развития в Китае .- Шанхай, Шанхай цай цзин да сюе чу бань шэ, 2004.-24бс.
6. Ли Цин, Ли Вэньлун, Го Цзинлун. Исследование теории и практик индустриального развития региональной инновации.- Пекин: Шань у инь шу гуань, 2004. - 421 с.
7. Го У Юань, «Сообщение о реализации налоговых льгот для высокотехнологических и инновационных предприятий, вновь создаваемых на территориях особых экономических зон и нового района Пудун г. Шаньхэй», номер Го Фа [2007] 40, от 2б декабря 2007 г.
8. Чжун Го Кай Фа Цюй Ван, «Доклад о развитии государственных зон технико-экономического развития 2007 года». 2б.05.2008. // http:www.cadz.org.cn.
9. Чэнь Чжун «Рынок в поиске особых экономических зон»//Ди И Цай Цзин Жи Бао, от 17 мая 2007 г. А07.
10. Цзин цзи гуань ча//Синь Хуа, от
25.08.2008 г.
11. Жэньминь Жибо, 01.10.2008.
12. Жэньминь жибао 11.10 2008.
13. Чжу Сяоин //Чжунго Синьвэнь,
07.11.2008 г.
14. Christina Hirche. Trendbericht Nr 5: Industrieparktypen in China//Press release ACHEMASIA. 2007.
15. World Investment Report 2008// UNCTAD. 24.09.2008.
16. http://www.rosoez.ru
$