Научная статья на тему 'Экономическая реализация «Пекинского консенсуса» в условиях мирового экономического кризиса'

Экономическая реализация «Пекинского консенсуса» в условиях мирового экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КИТАЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ / "ПЕКИНСКИЙ КОНСЕНСУС" / УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / THE "BEIJING CONSENSUS" / ECONOMIC CRISIS / GLOBALIZATION / GRAND CHINA STRATEGY / ECONOMIC GROWTH / STOCK MARKET / CAPITALIZATION / INNOVATIVE ACTIVITY / TAX POLICY / INDUSTRIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лопатина Анжелика Николаевна

Статья посвящена анализу реализации основных положений «Пекинского консенсуса» в условиях мирового финансового кризиса, исследованию возможных механизмов и способов управления экономическими процессами как со стороны частного бизнеса, так и со стороны правительства Китая. Изучение результатов «Пекинского консенсуса» позволяет сделать вывод, что тщательно разработанная стратегия дает возможность развивающейся экономической системе не только переживать кризисные моменты, но и достигать удивительных результатов, опережая многие экономически развитые страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Realisation of the «Beijing Consensus» in the Conditions of the World Economic Crisis

The article contains analysis of main realized aspects of the «Beijing consensus» in the conditions of the world economic crisis, describes potential mechanisms and methods of how to manage economic processes both by business and government. The author concludes that detailed strategy can lead even developing country not only to come over crisis but also to show incredible results of economic development that helps to be before the developed economies.

Текст научной работы на тему «Экономическая реализация «Пекинского консенсуса» в условиях мирового экономического кризиса»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 4

А.Н. Лопатина1,

канд. экон. наук, доцент кафедры политической экономии экономического

ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ «ПЕКИНСКОГО

КОНСЕНСУСА» В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Статья посвящена анализу реализации основных положений «Пекинского консенсуса» в условиях мирового финансового кризиса, исследованию возможных механизмов и способов управления экономическими процессами как со стороны частного бизнеса, так и со стороны правительства Китая. Изучение результатов «Пекинского консенсуса» позволяет сделать вывод, что тщательно разработанная стратегия дает возможность развивающейся экономической системе не только переживать кризисные моменты, но и достигать удивительных результатов, опережая многие экономически развитые страны.

Ключевые слова: экономический кризис, глобализация, китайская стратегия, «Пекинский консенсус», устойчивый экономический рост, фондовый рынок, капитализация, инновационная активность, налоговая политика, промышленная политика.

The article contains analysis of main realized aspects of the «Beijing consensus» in the conditions of the world economic crisis, describes potential mechanisms and methods of how to manage economic processes both by business and government. The author concludes that detailed strategy can lead even developing country not only to come over crisis but also to show incredible results of economic development that helps to be before the developed economies.

Key words: economic crisis, globalization, Grand China strategy, the «Beijing consensus», economic growth, stock market, capitalization, innovative activity, tax policy, industrial policy.

Взаимодействие с внешней средой, как правило, оказывает большее воздействие на экономику, которая старается быть открытой как внешним угрозам, так и выгодам. В то же время в условиях кризиса подобная экономическая система будет более уязвимой по сравнению с относительно закрытой экономикой. Китай здесь является исключением, поскольку кризис не оказал большого негативного влияния на показатели его экономики, как это наблюдается в других странах (рис. 1, табл. 1).

1 Лопатина Анжелика Николаевна, тел. +7 (963) 970-70-44; e-mail: lovely-lika@ mail.ru

Рис. 1. Показатели ВВП некоторых стран Источник: Росстат, National Bureau of Statistics of China.

Платежный баланс стран, млрд долл.

Таблица 1

Страны 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

США -750 -810 -730 -710 -430 -500

Страны ЕС -10 -60 -90 -20 130 -100

Япония 180 190 200 160 100 120

Китай 170 240 380 440 420 430

Источник: рассчитано по World Economic Situation and Prospects 2010 // United Nations Website. URL: http://www.un.org/esa/policy/wess/wesp.html (дата обращения: 12.02.2010).

Во-первых, с 1999 г. ВВП Китая по паритету покупательной способности вырос с 4,8 до 8,8 трлн долл. в 2009 г.2

Во-вторых, за 30 лет ВВП Китая увеличился с 350 млрд юаней до 30 трлн юаней; вклад Китая в темпы роста мировой экономики составляет более 20%3. Вместе с тем данный процесс не закончился, поскольку китайское правительство под китайской стратегией понимает поступательное долгосрочное движение государства к общему благосостоянию.

2 World Economic Outlook // International Monetary Fund Website. April. 2009. URL: http://www.imf.org (дата обращения: 12.03.2010).

3 National Bureau of Statistics of China Official Website. URL: http://www.stats.gov.cn (дата обращения: 15.02.2010).

В-третьих, китайский индекс промышленного производства, который предвосхищает изменения в промышленности и экспорте страны, достиг уровня 55,1 пункта, что свидетельствует о быстрых темпах экономического роста.

В-четвертых, Китай смог организовать процесс производства с участием иностранного капитала таким образом, что подобные предприятия в основном находились в специальных экономических зонах обособленно от основного китайского производства и занимались переработкой сырья и сборкой товаров из материалов заказчика.

Эти и многие другие положительные показатели экономического развития страны отражают политику китайского правительства, разработанную в соответствии с Большой стратегией Китая, названной так на родине. В мире эта стратегия известна как Пекинский консенсус, в противоположность Вашингтонскому консенсусу.

Пекинский консенсус был проверен на прочность в условиях мирового экономического кризиса 2007—2010 гг. За этот период проявились как положительные, так и отрицательные стороны китайской большой стратегии. При этом многие ученые-экономисты признают, что политика Китая, направленная на развитие собственного национального производства, поддержку социальных программ, последовательное движение реформ, позволила достаточно успешно противостоять внешним и внутренним проблемам и потрясениям.

Мировой экономический кризис показал сильные стороны китайской стратегии, особенно ее стремление к открытости, вовлеченности в глобальные экономические процессы. Во многом это принесло положительные результаты для развития страны, позволило ей быть открытой для иностранных инвестиций, получить доступ к новейшим технологиям и методам современного менеджмента в транснациональных организациях, к мировым рынкам сбыта и потребления, выход на новые рынки сырья и энергетических ресурсов. В качестве отрицательных результатов можно отметить все большую зависимость национального производства от внешней конъюнктуры, колебаний на энергетических и финансовых рынках.

Мнения китайских ученых относительно причин возникновения мирового экономического кризиса разделились. Согласно одному направлению, основной причиной стала политика США, направленная на поддержание низкой процентной ставки по кредитам, что вызвало бум жилищных займов при невозможности их возвращения4. В последние десятилетия США, а также другие раз-

4 Так, например, известный банкрот «Lehman Brothers» был тесно связан с экономикой Китая — крупнейшие китайские предприятия владели облигациями на сумму 722 млн долл.

витые страны Западной Европы изменили структуру национального производства и вывели отрасли, которые производят товары с низкой добавленной стоимостью, в страны с дешевой рабочей силой и дешевыми энергоресурсами. В результате падение спроса в развитых странах приводит не столько к падению производства в этих странах, сколько к обвальному падению производства в странах, поставляющих товары массового потребления, к которым, в частности относится и Китай.

Именно поэтому начало мирового экономического кризиса сказывалось скорее на экономиках развитых и развивающихся стран, особенно тех, которые делали большой упор на развитие финансовой системы и особенно фондового рынка. Но впоследствии, когда в развитых странах начался процесс повсеместного падения спроса на товары и падение потребительских цен и цен производителей, уменьшился приток иностранных инвестиций в китайскую экономику, упал спрос на экспорт5, произошло мощное сокращение кредитов, резко уменьшилась ликвидность.

Согласно другой точке зрения, китайская экономика не может испытывать значительного влияния от мирового экономического кризиса в силу своей неразвитости и прежде всего неразвитости финансового рынка (хотя многие оспаривают этот факт, поскольку на сегодняшний день три китайских банка входят в пятерку крупнейших банков мира по рыночной капитализации). В то же время китайский банковский сектор является высококонцентрированным, где более 80% активов приходится на 17 институтов.

Не секрет, что китайский рынок товаров и ресурсов достаточно открыт для иностранных производителей и инвесторов, но пока еще закрыт для мирового фондового рынка. Китайское правительство не приветствует открытость для мировой финансовой системы и предпочитает пока сохранять некоторую самостоятельность и независимость, что в итоге и приводит к неразвитости фондового рынка, отсутствию крупных инвестиционных банков, хеджинговых фондов в стране. Так, торговать акциями на китайских фондовых биржах могут только те иностранные компании, которые функционируют в составе совместных компаний на миноритарных положениях, т.е. их собственность не превышает 33%. Следовательно, до сих пор иностранные эмитенты не имеют практической возможности получить прямой выход на китайский фондовый рынок.

Помимо того что государство пытается не терять контроль над финансовой системой, существует еще одна отличительная особенность китайской экономики. Она связана с тем, что сама по-

5 По некоторым данным, примерно 20% китайского экспорта потребляется именно США, поэтому если ВВП этой страны снижается на 1%, то в Китае это может привести к падению китайского экспорта более чем на 4%.

требительская система Китая имеет очень большие отличия от систем других стран. В то время как американская и европейская системы потребления больше ориентированы на потребление и использование кредитов, а финансовая система отличается развитым использованием посреднических и других финансовых услуг, китайская система потребления нацелена на накопление и сбережения, а в финансовой системе китайское правительство очень бдительно следит за уровнем процентных ставок по депозитам и кредитам. Основными участниками финансового и особенно фондового рынка являются резиденты, которые полученную прибыль оставляют в стране, а не вывозят ее за границу.

Согласно противоположной точке зрения6, последние 5 лет капитализация фондового рынка в Китае растет очень быстрыми темпами, увеличиваясь ежегодно более чем на 50%. В результате на сегодняшний день примерно десятая часть населения страны связана с операциями на фондовом рынке. Большую долю этого роста занимает рынок облигаций. Падение фондовых индексов Китая, а также падение цен на акции китайских компаний не было таким сильным, как в других развивающихся странах. В основном на падение китайского фондового рынка оказывал воздействие именно отрицательный внешний фон, а не внутренний.

В итоге мировой экономический кризис негативно повлиял не столько на финансовый сектор экономики, сколько на реальную экономику Китая, увеличив безработицу и сократив темпы экономического роста7.

Последние десятилетия экономика Китая переживала циклы, которые сопровождались 3—4-годичной фазой подъема с упором на инвестиции в промышленность. После азиатского экономического кризиса подъем длился 6 лет и хотя сопровождался достаточно стабильным ростом ВВП Китая (10—12% в год), основной упор был сделан на потребление и расширение внутреннего спроса.

Второй квартал 2007 г. охарактеризовался наибольшим подъемом и последовавшим за ним перегревом экономики. Принятые правительством меры по разрешению проблемы (подорожание национальной валюты по отношению к доллару, повышение налоговых поступлений от экспорта, рост издержек на трудовые и энергоресурсы) повлияли скорее отрицательно на зависящую от экспорта экономику Китая (рис. 2).

6 Более подробно см.: Lo Ch. Understanding China's Growth. N.Y., 2007.

7 До мирового экономического кризиса в Китае была достаточно стабильная ситуация на рынке рабочей силы. Высокие темпы роста мирового спроса привели к сокращению избытка рабочей силы в деревне, увеличению численности крестьян, занятых вне аграрного сектора экономики. Однако уже к началу 2009 г. страна вернулась к показателям 2002 г., впервые за несколько лет стало наблюдаться устойчивое сокращение занятости, причем в большей степени страдали малые и средние предприятия, которые были тесно взаимосвязаны с крупными корпорациями.

2 ВМУ, экономика, № 4

17

Рис. 2. ВВП Китая, %

Источник: World Economic Outlook, 2010. URL: http://www.un.org/esa/policy/wess/ wesp.html (дата обращения: 15.03.2010).

Кроме того, в Китае также наблюдались «пузыри», которые были связаны с внутренним и внешним спросом на рынке недвижимости. Они повлекли за собой рост спроса на продукцию черной и цветной металлургии, строительные материалы, технику, который, как и рост фондового рынка (за 2 года вырос более чем в 6 раз), привел к тому, что «пузыри» стали лопаться, а темпы роста впервые за несколько десятилетий стали быстро сокращаться. В большей степени это затронуло промышленность, где в 32 из 39 отраслей наблюдалось падение, стали сокращаться иностранные инвестиции (до 30% за год), национальному производству было трудно переключаться на внутренний рынок.

Сокращение экспорта привело также к росту избыточных мощностей, которые в черной металлургии и автомобильной промышленности составляют более 30%, в то время как в химической промышленности и электроэнергетике достигают 40%8. По мнению китайского правительства9, избыток мощностей в сталелитейной промышленности и избыточное строительство инфраструктурных объектов, которые были вызваны слишком большим количеством выданных кредитов, могут повлечь высокие уровни инфляции.

В 2009 г. китайские банки выдали беспрецедентное количество кредитов в размере 1,4 трлн долл., что почти в 2 раза превышает уровень 2008 г. и составляет примерно половину ВВП 2009 г.10 Чтобы уменьшить кредитование населения и фирм со стороны банков, правительство решило пойти на крайние меры и ужесточить

8 Государственный информационный сервер Китая. URL: http://www.china.org. cn (дата обращения: 15.02.2010).

9 National Bureau of Statistics of China Official Website. http://www.stats.gov.cn (дата обращения: 15.02.2010).

10 China Trade in Services: Governmental Portal. URL: http://tradeinservices.mof-com.gov.cn (дата обращения: 10.02.2010).

условия выдачи кредитов путем повышения во второй половине 2010 г. коэффициентов достаточности основного капитала, минимального набора потребительской корзины, ставки по депозитам и процента резерва. Глава Комиссии по регулированию банковской деятельности Л. Минкан заявил, что правительство решило сократить кредитование частного сектора до 1,09 трлн долл. в 2010 г.11

Особое опасение у китайского правительства вызывает возможность появления новых «пузырей» в сфере недвижимости. Согласно данным Бюро национальной статистики, цены на недвижимость (в частности, на дома в частном секторе) в 70 крупных городах Китая в среднем росли ежегодно примерно на 10%, а продажа объектов недвижимости за 2009 г. выросла на 75%, что составило около 670 млрд долл.12 Чтобы остановить этот процесс и не допустить перегрева, крупные национальные банки подняли нижнюю границу процентных ставок по кредитам на недвижимость с 20 до 40%. В конце 2009 г. были приняты и другие меры (например, введение штрафов для владельцев необработанной земли, строительство экономных домов), которые нацелены на сдерживание сильных колебаний цен на недвижимость. Со стороны главного банка — Народного банка Китая — было предложено повысить ставку рефинансирования на 0,5 п.п.

Согласно данным Народного банка Китая, только в январе 2010 г. новые кредиты были выданы на сумму 1,39 трлн юаней, что на 230 млрд юаней меньше прошлого года, и до конца 2011 г. планируется сократить кредитование до 1,1 трлн долл.13

Соответственно китайское правительство, учитывая показатели своей экономики и темпы роста экономик других развитых и развивающихся стран за период 2007—2008 гг., скорректировало Пекинский консенсус, включив в него соответствующие меры (рассматриваются ниже) по выходу экономики из кризиса.

I. Для изменения ситуации на рынке труда правительство применяет следующие меры:

— предписание предприятиям государственного сектора по возможности избегать сокращения штатов;

— создание учебных заведений по обучению и переобучению специалистов, которые потеряли работу и не могут найти ее в новых кризисных и посткризисных условиях;

— возможность фондов страхования выдавать дотации тем предприятиям, которые находятся в тяжелых условиях и не способны справиться самостоятельно.

11 China Daily Website. URL: http://www.chinadaily.com.cn (дата обращения: 10.02.2010).

12 National Bureau of Statistics of China Official Website. http://www.stats.gov.cn (дата обращения: 15.02.2010).

13 The People's Bank of China Website. URL: http://www.pbc.gov.cn (дата обращения: 12.03.2010).

Стратегия Китая по выходу из кризиса содержит целый раздел, посвященный проблеме рынка труда. Называется программа «95146» и нацелена она на создание новых 9 млн рабочих мест, обеспечение работой 5 млн уволенных в процессе кризиса, 1 млн находящихся в особенно тяжелых условиях, достижение уровня занятости в 4,6%.

Промышленность 27%

Рис. 3. Занятость в Китае по отраслям, 2009 г.

Источник: рассчитано по данным сайта www.economywatch.com

Как видно из рис. 3, значительную долю как в ВВП страны (от 12 до 20%), так и в системе занятости (за последние 2 года этот показатель снизился до 40%) занимает сельское хозяйство. Возделы-вается примерно 15% от всей земельной площади, поэтому на одну фермерскую семью приходится около 1,6 га земельных угодий. Почти 15% этих земельных угодий используется под выращивание сельскохозяйственной продукции (на первом месте стоит рис, затем идут пшеница и картошка)14.

II. Предполагается повсеместное развитие внутреннего рынка и повышение внутреннего спроса. Так, в третьем квартале 2008 г. правительство выделило около 300 млрд долл. на реформирование и развитие железнодорожного сообщения, что фактически вдвое увеличило протяженность железных дорог в стране и, как предполагается, увеличит занятость. Также Китай выделил около 100 млрд долл. на строительство автомобильных дорог в труднодоступных районах страны. И если на развитие инфраструктурных объектов выделяется около 90% средств, то на поддержку потребления не более 10%.

Правительство Китая проводит широкую политику денежно-кредитного стимулирования экономики (табл. 2). Особое внимание уделяется потребительской способности населения, поэтому в настоящее время банки ограничивают выдачу промышленных креди-

14 Fogel R. Futher Comments on the Impact of the Asian Miracle on the Theory of Economic Growth // NBER Working Paper Website. 2010. February. URL: http://www. nber.org/papers/w15721 (дата обращения: 12.04.2010).

тов, но расширяют сеть потребительского кредитования. В результате в 2009 г. более 50% выданных банковских кредитов составили именно потребительские (табл. 3). За последние 10 лет долг домо-хозяйств в ВВП увеличился с 4 до 12%, что, по оценке западных экономистов, может способствовать увеличению доли потребления в ВВП к 2025 г. до 50%15.

Таблица 2

Денежно-кредитное стимулирование экономики после кризиса

Страна Доля в ВВП (%) Выплаты (млрд долл.)

США 6,8 969

Россия 1,2 20

Китай 13,3 583,3

Индия 3,2 38,4

Япония 6 297,5

Источник: рассчитано по World Economic Situation and Prospects 2010.

Таблица 3

Кредитование частного сектора, млрд долл.

Страна 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Страны Азии, за исключением Китая 16 12 6

Страны Латинской Америки 32 18 3

Развивающиеся страны ЕС 38 28 2

Китай 13 15 55

Источник: рассчитано по World Economic Situation and Prospects 2010.

Однако, по мнению некоторых исследователей16, данные меры могут привести к увеличению зависимости китайской экономики от инвестиций, что оказывает отрицательный эффект на качество экономического роста — приводит к увеличению расходов на приобретение ресурсов, возникновению структурных дисбалансов и пр.

III. Проводится стимулирование государственной и частной инвестиционной активности.

15 См.: Зотин А. Китайский сюрприз // РБК. 2010. № 5. С. 24 — 32.

16 Китай: инвестиционная стратегия и перспективы для России / Отв. ред. Л.В. Новоселова. М., 2009.

Как известно, существует 3 главных фактора экономического роста национальной экономики:

— уровень экспорта;

— показатели внутреннего спроса;

— уровень инвестиций в стране, где значительную долю составляют иностранные инвестиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До кризиса правительство Китая пыталось справиться с перегревом экономики и инфляцией, сокращая ликвидность и стимулируя кредитование. Теперь же китайское правительство нацелено на стимулирование потребления, снижение уровня безработицы, понижение процентной ставки до уровня 1990-х гг. и увеличение кредитов и инвестиций в капитальное строительство и потребительские товары17, так как в 2009 г. был достигнут самый низкий показатель доли потребления в ВВП (рис. 4).

Китай \ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ|

Сингапур \ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ^1

Япония чЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

Индия ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ1

Россия чЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

Великобритания ччччччччччччччччччччччччччччччччччччччччччччччччччччччччч

США чЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

Мексика ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ1

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 4. Доля потребления в ВВП, % Источник: рассчитано по данным сайта www.mckinsey.com

Поскольку средние значения доли сбережений в Китае значительно превосходят мировые показатели, китайские ученые говорят о необходимости инвестировать средства в конечное потребление, социальную политику, в том числе и в образование, здравоохранение, что может стимулировать годовой прирост экономики более чем на 1%. По расчетам ученых, рост ВВП на 8% в год при условии, что сохраняется высокая инвестиционная составляющая в ВВП (до 55%), требует увеличения инвестиций на 10% в год18. Китай-

17 Так, например, основные положения плана по расходованию инвестиций в 2008—2010 гг. включают: строительство крупных капитальных объектов (1500 млрд юаней), строительство дешевого наемного жилья (400 млрд юаней), строительство бытовых и инфраструктурных объектов (370 млрд юаней), собственные инновации и регулирование структуры (370 млрд юаней).

18 Fogel R. Op. cit.

ское правительство проводит расширенную инвестиционную политику, подразумевая под инвестициями как государственные (правительственные), так частные и иностранные вложения.

Однако если до мирового экономического кризиса поток иностранных и внутренних инвестиций вместе с выгодами, который получил Китай от вхождения в ВТО в 2001 г., положительно повлияли на политику быстрой индустриализации и урбанизации, то в настоящее время наблюдается избыток мощностей в основных отраслях промышленности, а слабые инвестиционные возможности только усугубляют ослабленную кредитоспособность банков. Кроме того, за время бурного интенсивного роста экономики Китая произошло относительное насыщение рынка: строительство автомобильных дорог значительно превышало рост грузооборота, рост инвестиций в недвижимости составлял более 20% в год, в результате чего на сегодняшний день сформировался большой разрыв в спросе и предложении19. По мнению некоторых исследователей, на положении с инвестициями в Китае может отрицательно отразиться и так называемый «скрытый» долг, который включает фонды социального обеспечения по старости и по болезни, а также отсутствие разрешения у местной администрации выпускать собственные облигации. Данная проблема была частично разрешена в 2009 г., когда местной администрации в зависимости от ее кредитоспособности, участия в общегосударственных антикризисных программах и размеров задолженности разрешили открытый выпуск местных облигаций.

IV. Очень большое влияние в условиях мирового экономического кризиса стала приобретать налоговая политика государства. Начиная с конца 2008 г., а особенно в 2009 г. наблюдается снижение налоговой нагрузки фирм, а также трансформация налога на добавленную стоимость (НДС). НДС имеет самые высокие уровни в Китае и взимается не с потребителя, а с производителя. 75% доходов от налога на добавленную стоимость направляется в центральные государственные органы управления, а 25% идет в местную администрацию. При этом налог может составлять 17% для товаров второй необходимости и предметов роскоши, 13% — для товаров первой необходимости и товаров сельскохозяйственного назначения и 0% — для товаров на экспорт. Кроме того, НДС при экспортных операциях может возмещаться государством, если предприятие успешно конкурирует на мировом рынке и производит и реализует высокотехнологичную продукцию. Последнее обстоятельство послужило причиной того, что многие крупнейшие технологичные компании переводят свое производство в Китай.

19 По некоторым данным, большой остаток непроданной недвижимости может быть ликвидирован не ранее чем через 5 лет.

На долю НДС в 2007 г. приходилось 31% всех налоговых поступлений в бюджет20.

Изменение налоговой политики направлено на увеличение инвестиционной активности как со стороны внутренних субъектов, так и со стороны иностранных участников рынка. Для облегчения последствий мирового экономического кризиса предусмотрены:

— возможности вычета для фирм НДС из затрат на приобретение оборудования,

— снижение НДС для малых фирм до 3%,

— рост налоговых скидок на экспорт, которые по сравнению с 2007 г. в 2008 г. выросли на 4%, а в 2009 г. — на 14%21.

Конечно же, налоговая политика не достаточно эффективна в условиях кризиса, потому что налоговые поступления в бюджет резко сократились и возможности бюджета достаточно ограниченны.

V Происходит реформирование промышленной политики Китая. Инвестиции в новые строительные промышленные объекты составили в 2008—2009 гг. более 70% от всего объема вложений государства (в основном были затронуты наиболее отсталые регионы страны), однако уже в 2010 г. планируется сократить это число до 40%, чтобы не допустить перегрева экономики22. Кроме того, планируется, что инвестиции будут точечно направляться только в те отрасли, где производственные мощности ниже рыночных потребностей.

Правительство прежде всего нацелено на помощь наукоемким отраслям (черная и цветная металлургия, автомобилестроение, нефтехимия, текстильная промышленность), которые производят до 80% добавленной стоимости промышленности и 30% ВВП страны. Эффективность деятельности этих отраслей определяет возможности государственного бюджета, так как они аккумулируют большую часть налоговых поступлений, а также от них зависит уровень безработицы в Китае. Многие китайские компании получили разрешение на выпуск облигаций, что позволило им увеличить собственную капитализацию, а фондовому рынку Китая быстро оправиться от экономического кризиса. В результате китайский фондовый индекс демонстрирует наилучшую динамику по сравнению с другими мировыми фондовыми индексами (рис. 5).

Снижение налогов для производителей автомобилей позволило Китаю быстро восстановиться от падения спроса на автомобили в результате кризиса. Поэтому по сравнению с США и странами Европы, где падение достигало более 40%, как в самом Китае, так

20 National Bureau of Statistics of China Official Website. URL: http://www.stats.gov. cn (дата обращения: 20.02.2010).

21 Ibid.

22 The World Bank Website. URL: http://www.worldbank.org/ (дата обращения: 03.03.2010).

и в других странах, произошел рост продажи китайских автомобилей на 3—5%.

Рис. 5. Фондовые индексы России, Германии, Великобритании, Китая, США Источник: рассчитано по данным сайта www.finam.ru

VI. Реформируется сельское хозяйство. Как известно, до недавнего времени Китай в основном представлял собой аграрную страну, поэтому планы китайского правительства предполагают увеличение численности городского населения более чем на 50%. Для ликвидации последствий экономического кризиса китайское правительство выделило значительные средства, равные почти ежемесячным расходам фермерских хозяйств, на поддержку китайских фермеров. Также было принято решение о повышении закупочных цен на зерно, что позволило увеличить доходы крестьян и фермеров более чем на 10%. Что касается выделения инвестиций на строительство ирригационных, строительных объектов, то их число увеличилось более чем на 26%.

VII. Проводится поддержка «экономики знаний» на государственном уровне. До кризиса китайское правительство увеличило инвестиции в научные разработки до 2% от ВВП, а по программе антикризисных мер эта сумма должна увеличиться до 2,5% от ВВП, что составит примерно 6 трлн долл., инвестиции же в образование в целом в посткризисный период составляют от 12 до 13 % от ВВП23.

23 См.: Завадский М., Сумленный С. Великий поход за опытом и технологиями // Эксперт. 2010. № 12.

По мнению американского экономиста Р. Фогеля24, в течение последующих 10 лет рост набора в Китае (общее количество учащихся в высших и средних учебных заведениях по отношению к числу молодого населения в возрасте 17—22 лет) в высшие учебные заведения увеличится на 100%, а в колледжи и среднетехнические учебные заведения — на 50%, что будет способствовать ежегодному увеличению ВВП страны на 6%.

В настоящее время в стране действует более 700 научно-технических центров, которые в основном финансируются крупнейшими китайскими корпорациями и банками. При этом по количеству подобных центров Китай уступает только США и Великобритании. Предполагается, что после проведения реформ их количество будет увеличено, чтобы Китай занял первое место в мире по новейшим научно-техническим разработкам и исследованиям. В результате планируется сократить зависимость Китая от иностранных технологий до 30%.

VIII. Китайское правительство стимулирует покупку национальным бизнесом зарубежных компаний25 (официально иностранные инвестиции в 2008 г. достигли 42 млрд долл., хотя, по некоторым оценкам, эта цифра колеблется в районе 70—80 млрд долл.), но тщательно контролирует этот процесс (рис. 6). Компании, которые готовы инвестировать средства в зарубежную промышленность, должны урегулировать это с контролирующими государственными органами и различными комиссиями и министерствами.

Пищевая промышленность

8%

Машиностроение

13% / УЖШШШ^

Автомобильная промышленность 15%

Текстильная промышленность 15%

Рис. 6. Инвестпроекты Китая в зарубежную промышленность Источник: составлено по: Завадский МСумленный С. Указ. соч.

24 FogelR. Op. cit.

25 Китайские власти называют эту политику «стратегией исхода» (Эксперт. 2010. № 12).

С одной стороны, китайские бизнесмены приобретают европейские и американские компании, которые характеризуются наличием тяжелых финансовых проблем (например, «VOLVO»), но с хорошим менеджментом, развитыми международными каналами сбыта, ноу-хау. В условиях кризиса это происходит, естественно, за меньшую стоимость, чем если бы это было до кризиса (хотя такую ситуацию представить трудно, поскольку в то время и европейское, и американское общество, и бизнес были категорично настроены против продажи бизнес-единиц китайцам).

Теперь же ситуация изменилась. Европейские и американские компании, выбирая между банкротством и закрытием и работой под руководством китайского менеджмента, отдают предпочтение последнему. Необходимо отметить, что, приобретая компании, китайцы не стремятся заменить руководство, наоборот они оставляют менеджмент компаний, обучаются новейшим технологиям и приобретают опыт эффективного ведения бизнеса. Кроме того, китайские предприятия, приобретая новейшие технологии, достаточно быстро осваивают их производство (как произошло, например, с покупкой высокотехнологичного энергетического машиностроения). Впоследствии более 80% товаров уже производится на собственных предприятиях Китая. Одной из причин китайской экспансии на зарубежный рынок путем поглощения иностранных компаний является желание быть ближе к потребителю. Китайский бизнес не видит необходимости перевода зарубежного производства в Китай, для него важно производить и реализовывать товар на разных рынках сбыта.

Китай активно инвестирует в регионы с богатыми природными ресурсами. Вложения в экономику Африки, Азии превышают инвестиции в Европу и США (рис. 7). В основном в этих районах Китай инвестирует в строительство инфраструктурных и строительных предприятий, чтобы обеспечить достаточным количеством дешевого сырья свою стремительно растущую (более 7—10% в год) экономику.

Данные меры невозможны без увеличения нагрузки на китайский бюджет. По многим данным, дефицит бюджета в Китае, хотя и укладывается в международные стандарты, имеет увеличение расходов в 2009 г. на 21%, в то время как повышение доходов составляет лишь 8%, а рост национального долга — 20%26. В связи с этим инвестирование в другие экономики не всегда поддерживается китайским обществом.

26 См.: Завадский М. Гоцзинь миньтуй // Эксперт. 2010. № 2.

Прочие 13%

Африка 18%

Рис. 7. Основные направления инвестиционных потоков Китая Источник: шставлено по: Завадский МСумленный С. Указ. соч.

Одновременно с этими мероприятиями, по мнению ряда исследователей27, в самом Китае наблюдается рост слияний и поглощений, что увеличивает монополизацию на внутреннем рынке. Однако эти изменения в основном затрагивают компании с государственным участием, поскольку основная финансовая помощь приходится именно на государственный, а не на частный сектор экономики. Именно поэтому происходящее в Китае часто трактуют как процесс поглощения крупными государственными компаниями средних и мелких компаний для увеличения доли на рынке. В большей степени от этого страдают более успешные мелкие компании, которые не готовы к слиянию с неперспективными немо-дернизированными государственными компаниями в условиях недостаточно развитой конкуренции. Помимо этого такие процессы сопровождаются не только недовольством со стороны администрации фирмы, но и со стороны рабочих, поскольку если до кризиса численность в частных и государственных компаниях практически сравнялась, то теперь неизбежен дисбаланс, который неоднозначно оценивается работниками.

Несомненно, рост Китая и его возрастающее влияние в глобальной экономике вызваны подходом руководства страны к решению различных проблем. Правительство Китая относится к любому экономическому кризису не как к процессу, который сопровождается потерями и провалами, но как к процессу, который способствует системному обновлению, прорыву во многих отраслях экономики, возникновению инновационных технологий и методов управления28. Не случайно один из китайских ученых Цай Фан на-

27 См.: Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. М., 2009.

28 Кризис 1980-х гг. привел к возникновению различных форм собственности, кризис в конце 1990-х гг. привел к реформированию государственной собственности.

зывает кризис «созидательным разрушением»29, так как кризис приводит к структурному и территориальному реформированию китайской экономики.

Кризис приводит также и к системному реформированию глобальной экономики, о чем свидетельствует появление в мировом обществе явления «Большая двойка» и термина «Кимерика»30.

Китайское правительство видит в экономическом кризисе положительные стороны, поскольку он способен улучшить положение китайских предприятий. Изменения на рынке сырья и энергоресурсов, а также утрата многими транснациональными компаниями и крупнейшими мировыми банками своего монопольного положения в мировой экономике привели к тому, что китайское правительство и бизнес получили возможность проводить крупнейшие слияния и поглощения в различных странах мира31. Китай также оказывает помощь многим государствам в обмен на возможность получения доступа к акциям крупнейших финансовых и промышленных институтов. И если до кризиса о Китае говорили в большей степени как об экспортере товаров, то после кризиса, как надеется китайское правительство, о Китае заговорят еще и как об экспортере капитала.

Конечно же, Китай представляет не только достаточно быстрорастущую экономическую систему, которая построена на лучших принципах рыночной и социально ориентированной экономики, но и обеспечивает особый вклад в создание глобальной экономики с учетом своих специфических особенностей.

Список литературы

Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. М., 2009.

Государственный информационный сервер Китая. URL: http://www. china.org.cn

Завадский М. Гоцзинь миньтуй // Эксперт. 2010. № 2.

Завадский М., Сумленный С. Великий поход за опытом и технологиями // Эксперт. 2010. № 12.

Зотин А. Китайский сюрприз // РБК. 2010. № 5.

Инвестиционный холдинг России «Финам»: сайт. URL: www.finam.ru

29 Ифу Л., Фан Ц., Чжоу Л. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа / Пер. с кит. М., 2001.

30 Некоторые ученые (президент Всемирного банка Р. Зелик, М. Дайлами, Л. Ифу) говорят о двух единственно главных игроках глобальной экономики — США и Китае, другие (профессор Гарвардского университета Н. Фергюсон, Л. Цянь-цзинь) — о брачном союзе кимерийца-мужа (Китай), который днем и ночью зарабатывает деньги, и кимерийке-жене (Америка), которая бесследно эти деньги тратит, и только лишь мировой кризис способен положить такому процессу конец.

31 По некоторым данным, объем китайских инвестиций в 2008 г. достиг более 50 млрд долл.

Ифу Л., Фан Ц., Чжоу Л. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа / Пер. с кит. М., 2001.

Китай: инвестиционная стратегия и перспективы для России / Отв. ред. Л.В. Новоселова. М., 2009.

China Daily Website. URL: http://www.chinadaily.com.cn China Trade in Services: Governmental Portal. URL: http://tradeinservices. mofcom.gov.cn

EconomyWatch Website. URL: http://www.economywatch.com Fogel R. Futher Comments on the Impact of the Asian Miracle on the Theory of Economic Growth // NBER Working Paper Website. 2010. February. URL: http://www.nber.org/papers/w15721

Lo Ch. Understanding China's Growth. N.Y., 2007. McKinsey Global Institute Website. URL: www.mckinsey.com National Bureau of Statistics of China Official Website. URL: http://www. stats.gov.cn

The People's Bank of China Website. URL: http://www.pbc.gov.cn (дата обращения: 12.03.2010).

The World Bank Website. URL: http://www.worldbank.org/ World Economic Outlook // International Monetary Fund Website. 2009. April. URL: http://www.imf.org

World Economic Situation and Prospects 2010 // United Nations Website. URL: http://www.un.org/esa/policy/wess/wesp.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.