Гамзатов А. О., Кравчук Е.Г., Захарова Т.Н.
Экономическая рамификация в управлении условиями маркетинговой среды на различных сегментах потребительского рынка.
Особенности маркетингового анализа макро- и микроэкономических показателей перспективного развития ведущих хозяйственных отраслей России логически вытекают из задач, определяемых Президентом РФ в ежегодном Бюджетном послании Федеральному Собранию, и базируются, в т.ч. на принципах маркетинговой антиципации, т.е. на научно прогнозируемых параметрах развития отраслей народного хозяйства, что в итоге позволяет (в качестве маркетингового инструментария) достоверно исчислять не только сроки выхода России из рецессионного процесса, но и научно идентифицировать потенциальный прирост промышленного производства (13,1% в 2011 году по сравнению с 14,2% за 2006-2008 годы), а также обосновать максимальную продуктивность сельского хозяйства страны (17% на 01.01.2011 года по сравнению с 18,6% за 2006-2008 годы), что представлено в таблице 1. Комментируя данные названной таблицы, надлежит подчеркнуть следующее: среди кластеров негативных условий маркетинговой среды вокруг бюджетных активов существенное положение (кластер первого ранга) занимает чиновничья преднамеренность нарушений при подготовке проекта бюджета или утверждения планов (программ) приватизации госимущества. В этом контексте маркетинговая составляющая государственно-частного партнерства видится нами как разработка методики маркетингового контроля, реализуемого в рамках антикоррупционной экспертизы совместными усилиями полномочных органов и общественных институтов, включая обучение представителей бизнес-сообщества и независимых экспертов на базе Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты и Высшей школы государственного аудита. Подобный методологический подход позволяет не только идентифицировать административные злоупотребления при распоряжении земельными ресурсами, но и выявить дисбаланс рыночных интересов предпринимательства и государства в процедуре банкротства и акциях рейдерства на стратегически значимых объектах (кластеры второго и третьего ранга по встречаемости среди негативных условий маркетинговой среды вокруг бюджетных активов). Подобное заставляет общественность и здоровую часть административного аппарата противодействовать коррупционным злоупотреблениям путем: а) расширения объема информации (в т.ч. размещенной на официальных Интернет-сайтах) о деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по противодействию коррупции в сфере землепользования; б) включения в мониторинг маркетинговой деятельности саморегулируемых организаций системно-разъяснительных мероприятий по повышению ответственности членов государственных, коммерческих и некоммерческих организаций за убытки, причинённые вследствие неправомерных действий указанных лиц в условиях конфликта этим
организациям, их акционерам или участникам. В качестве наиболее значимого кластера четвертого ранга (из негативных условий маркетинговой среды вокруг бюджетных активов) выступает типирование проявлений бытовой коррупции, т.е. административных правонарушений, с которыми различные слои граждан сталкиваются наиболее часто.
Таблица 1. Авторская схема кластерификации и ранжирования условий маркетинговой среды, объединяющих антикоррупционные усилия экономически активного населения.
Кластеры негативных условий маркетинговой среды вокруг бюджетных активов. Маркетинговая составляющая государственно-частного партнерства в процессе формирования и р а сход о ва ния ср едств консолидир о ва иного бюджета.
1. Пр еднамер е нно сть нарушений при подготовке проекта бюджета или утверждения планов (программ) приватизации госнмущества. 1.1. ^азраоотка методики маркетингового контроля, реализуемого в рамках антикоррупционной экспертизы совместными у с илиями полномочных органов и общественных институтов, включая обучение представителей бизнес-сообщества и не завис имых экспертов на. базе Гос. НИИ системного анализа Счетной палаты и Высшей школы госуд. аудита.
2. Ид ентификация админиетр а т ивных ■злоупотреблений при распоряжении земельными ресурсами. 2.1. Расширение объема информации (в т.ч. размещенной на официальных Интернет-сайтах) о деятельности Федеральной службы государственной регистрации. кадастра. и картографии по противодействию коррупции в сфере землепо льзова ния.
3. Выявление дисбаланса рыночных интересов предпринимательства и го суд ар ства в пр оцедур е банкротства и акциях рейдер ства на стратегически значимых объектах. 3.1. Включение в мониторинг маркетинговой деятельности саморетулируемых организаций системно-разъяснительных мероприятий по повышению ответственности членов государственных, коммерческих и некоммерческих организаций за убытки, причинённые вследствие неправомерных действий указанных лиц в условиях конфликта зтим организациям, их акционерам или участникам.
4. Типирование проявлений бытовой коррупции, т.е. административных правонарушений, с которыми различные слои граждан сталкиваются наиболее часто. 4.1. Через СМИ (включая Интернет-обсуждения антикоррупционной проблемы в интерактивном режиме) консолидировать государственно-частное партнерство по совершенствованию нормативных правовых актов и прапики мониторинга их правоприменения в системе: а) государственных закупок лекарств: б) демонополизации рынка бензина и авиакеросина: в) регулирования цен на тарифы ЖКХ
При этом, маркетинговая составляющая государственно-частного партнерства в процессе формирования и расходования средств консолидированного бюджета (как антикоррупционный фактор) позволяет через СМИ (включая Интернет-обсуждения антикоррупционной проблемы в
интерактивном режиме) консолидировать усилия здоровых сил государства и предпринимательства для гласного совершенствования нормативных правовых актов и практики мониторинга их правоприменения в системе: а) государственных закупок лекарств; б) демонополизации рынка бензина и авиакеросина; в) регулирования цен на тарифы ЖКХ. Комментируя данные таблицы 2, необходимо подчеркнуть, что предлагаемый нами маркетинговый инструментарий позволял с высокой степенью достоверности идентифицировать уровень исходных макро-и микроэкономических показателей ведущих субъектов РФ (в т.ч. на территории Южного Федерального округа) для формирования бюджетов различных уровней в соотношении аналитики основных задач Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию на 2011 год и плановый период до 2013 года.
Таблица 2. Маркетинговый анализ основных макро- и микроэкономических показателей перспективного развития ведущих хозяйственных отраслей России, исходя из задач, ежегодно определяемых в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.
Исходные макро- и микроэкономические показатели для формирования бюджетов различных уровней. Аналитика основных задач Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию на 2011 год и плановый период до 2013г.
1. В достижении целевого уровня инфляции е 2011 году (6.5%) существ™! определенные риски, связанные с ростом цен на продовольственные товары ввиду существенных потерь урожая в России из-за аномальных погодных окклюзии в условиях лета 2010 года. 1.1. Дефицит федерального бюджета запланирован со снижением с 5,9 % ВВП (уровень 2009 года) до 2,9 % ВВП в 2013 году. Уровень инфляции в 2010 году составил S по проекту федерального бюджета составит в 2011 году - 6,5 %, в 2012 году - 6 в 2013 году -5 5 %.
2. Требует маркетингового обоснования прогнозируемое увеличение доли внутреннего производства в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса при опережающих темпах роста импорта по сравнению с относительно невысокими темпами роста промышленного производства в Российской Федерации за среднесрочный период 2011 - 2013 годов. 2.1. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов по прогнозу снизится с 47,5 % в 2010 году до 44,3 % в 2013 году, или с 8.3 % к ВВП ^ 7,5 % к ВВП. Ненефтегазовые доходы в общем объеме доходов Российской Федерации увеличатся с 52.5 % в 2010 году до 55.2 % в 2013 году и составят 9,1 % к ВВП в 2010 году; 9.5 % к ВВП в 2011 году и 9,3 % к ВВП в 2013 году.
3. Определенный риск для макрозкономической стабильности создает высокая степень не опр ед е л енно сти тенд е нций измене ния курса национальной валюты в танируемом периоде до 2013 года. 3.1. Программы госгарантий РФ в иностранной валюте предусматривают поддержку экспорта промышленной продукции в: 2011г. 3 млрд. долл. США; 2012г. 3 млрд. долл.: 201 Зг. 3 млрд. долл.
В частности, при анализе путей решения проблемы достижения целевого уровня инфляции в 2011 году (6,5%) на первый план выступали рыночные риски, связанные с ростом цен на продовольственные товары ввиду существенных потерь урожая в России из-за аномальных погодных окклюзий в условиях лета 2010 года. Одновременно, маркетинговый анализ возможных направлений хозяйственного предупреждения подобных рисков позволял акцентировать внимание предпринимательского сообщества на официальных подходах к решению этой проблемы, поскольку зафиксированный в Бюджетном послании Президента РФ дефицит федерального бюджета уже был запланирован со снижением с 5,9% ВВП (уровень 2009 года) до 2,9% ВВП в 2013 году. Не менее эффективное практическое решение было отражено в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию, когда выяснилось, что требует маркетингового обоснования прогнозируемое увеличение доли внутреннего производства в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса при опережающих темпах роста импорта по сравнению с относительно невысокими темпами роста промышленного производства в Российской Федерации за среднесрочный период 2011-2013 годов. Однако, реалистичные статистические выкладки Бюджетного послания позволяют утверждать, что доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов по прогнозу снизится с 47,5% в 2010 году до 44,8% в 2013 году, или с 8,3% к ВВП до 7,5% к ВВП. Нефтегазовые доходы в общем объеме доходов Российской Федерации увеличатся с 52,5% в
2010 году до 55,2% в 2013 году и составят 9,1 % к ВВП в 2010 году, 9,5% к ВВП в
2011 году и 9,3% к ВВП в 2013 году. Вместе с тем, определенный риск для макроэкономической стабильности создает высокая степень неопределенности тенденций изменения курса национальной валюты в планируемом периоде до 2013 года. Излишняя государственная зарегламентированность валютного курса оказывает негативное влияние на доходную часть бюджетной системы, а также затрудняет возможности хозяйствующим субъектам выстраивать долгосрочные прогнозы своего развития. Авторское осознание научного содержания термина «экономическая рамификация маркетинга» происходила на базе проведенного нами рыночного типирования бюджетных нарушений, делавшего доступным информирование общественности о результатах контроля условий маркетинговой среды вокруг бюджетных активов, в т.ч. а) оплаты завышенной стоимости объемов работ (услуг); б) безосновательного перечисления бюджетных средств сторонним организациям; в) превышение установленного уровня заработной платы из бюджетных источников. При этом, выявленные бюджетные злоупотребления выступали как фактор снижения конкурентоспособности отечественного производителя, что идентифицировалось нами в ходе использования таких инноваций стратегического и операционного маркетинга, как: 1) информационная составляющая маркетингового контроля, делающая достоянием экономического сообщества факты нецелевого использования бюджетных активов; 2) техническая составляющая маркетингового контроля, основанная на своевременном обнаружении и обнародовании фактов, свидетельствующих о нарушениях
госстандартов и технологий в производстве рыночного продукта (в т.ч. СНИПов в строительстве олимпийских объектов); 3) правовая составляющая маркетингового контроля, заключающаяся в открытой информации для устроителей бюджетных тендеров об имевшихся ранее случаях противоправных манипуляций с бюджетными активами со стороны фирм-претендентов на повторное получение таковых. Надлежит подчеркнуть, что предложенный нами маркетинговый арсенал бюджетного сопровождения российского производителя базировался на сформированном в рамках исследования научном обосновании маркетинговой разветвленности, т.е. рамификации сбытовых притязаний взаимозависимых групп предприятий и потребителей их продукта при санации рыночной среды вокруг бюджетных активов Нацпроектов России. При этом, сам термин «экономическая рамификация маркетинговых программ» научно трактовался нами как методологическая цепь разветвленных (гатш=ветвь) рыночных задач, логически вытекающих из единой государственной концепции оздоровления условий маркетинговой среды различных сегментов российского рынка, и впервые (в отличие от понятийных характеристик, предлагаемых другими исследователями) предусматривал использование такого методологического инструментария, как маркетинговый контроль в качестве эффективной общественной меры профилактики нецелевого расходования бюджетных средств. Наши приемы научного обоснования маркетинговой разветвленности, т.е. рамификации сбытовых притязаний взаимозависимых групп предприятий и потребителей их продукта позволили квалифицированно провести маркетинговый мониторинг целевых и непрограммных бюджетных инвестиций (при аналитике путей решения задач, определенных в Бюджетном Послании Президента РФ), когда научно прогнозируемый (с помощью названного маркетингового инструментария) объем ассигнований федерального бюджета, направленный на реализацию федеральных целевых программ, был законодательно определен к плановому увеличению с 761,1 млрд. рублей в 2010 году до 805,7 млрд. рублей в 2013 году, или на 44,6 млрд. рублей (на 5,9%), а их доля в общем объеме целевых и непрограммных инвестиций - с 8,3% до 8,5%. Эффективность рыночного позиционирования баз исследования определялась из расчета срока окупаемости бюджетных инвестиций, когда у 89,4% предприятий, использовавших в 2005-2010 годах бюджетные активы с учетом наших маркетинговых программ экономической разветвленности, т.е. рамификации научных приемов управления сбытовой средой в России, определялось ежегодное снижение на 4,7-4,9% срока окупаемости суммарных производственных инвестиций в рамках вышеуказанных Федеральных целевых программ, а у их конкурентов (которые не использовали авторские маркетинговые приемы) отмечалось ежегодное снижение на 2,5-2,8% срока окупаемости суммарных производственных инвестиций лишь у 43,0% подобных фирм.
Литература
1. Голенко, В.П. Маркетинг как специфическая сфера бизнеса.// Научный вестник Алтайской ГМА,- 2010,- №5.-42-43 с.
2. Коржавин, В.Б. Коммуникативная компетентность в системе сбытовых технологий.// Российский психоаналитик,- 2009.- №2,- .67-70 с.
3. Корженевская, В.Ф. Государственно-частное партнерство как составляющая маркетинговых программ.// Сбыт,- 2009.- №9.- 74-76 с.