Научная статья на тему 'Концепция клиентоориентированности взаимозависимых групп потребителей (экономического котериума) в рамках рамификации рыночных притязаний'

Концепция клиентоориентированности взаимозависимых групп потребителей (экономического котериума) в рамках рамификации рыночных притязаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Татьяна Николаевна, Кравчук Евгений Геннадиевич, Никитин Михаил Владимирович

Предлагаемая концепция клиентоориентированности предусматривает маркетинговый анализ рыночной успешности тех или иных видов отечественных товаров или услуг, которые были произведены (или закуплены) в 2005-2010 годах на основании предложенных критериев маркетинговой разветвленности, т.е. рамификации рыночных притязаний экономического котериума. В это понятие нами включались и были реализованы задачи по маркетинговой идентификации условий рыночной среды (коэффициент инфляции, стоимость энергоносителей и т.д.) при прогнозировании потенциальной рентабельности и уровня продаж разрабатываемых (новых) видов товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Татьяна Николаевна, Кравчук Евгений Геннадиевич, Никитин Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция клиентоориентированности взаимозависимых групп потребителей (экономического котериума) в рамках рамификации рыночных притязаний»

• инновационное развитие образования в системе туристического бизнеса;

• инновации в сфере культуры (обеспечение нового уровня культурных услуг, расширение многообразия объектов культуры путем создания инновационных структур);

• инновационное развитие строительства и архитектуры туристических комплексов;

• экологические инновации, охрана окружающей среды;

• инновационное развитие спорта и физической культуры в туризме;

• развитие правовой культуры (формирование системы правового обеспечения рынка результатов инновационной деятельности туристических компаний);

• инновации в администрировании (формирование и развитие культуры коммуникаций, планирования, доклада, мышления (идеологии), внедрения инноваций менеджмента туристического бизнеса).

Литература

1. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов [Текст] / А.Ю. Александрова. М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Балабанов, И.Т., Балабанов, А.И. Экономика туризма [ Текст] / И. Т. Балабанов, А.И. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Богданов, Е.И. Планирование на предприятии туризма [Текст] / Е.И. Богданов. СПб.: Бизнес-пресса, 2003.

4. Игнатьев, А.В. Экономика туристского предприятия: Курс лекций. [Текст] / А.В. Игнатьев. М.: Московский гуманитарный университет, 2004.

5. Игнатьев, А.В. К вопросу об усилении функций туризма в постиндустриальном обществе. В сб. «Туризм и региональное развитие» [Текст] / А.В. Игнатьев. Смоленск, Смоленский гуманитарный университет, 2006 - 127 -133 с.

Захарова Т.Н., Кравчук Е.Г., Никитин М.В.

Концепция клиентоориентированности взаимозависимых групп потребителей (экономического котериума ) в рамках рамификации рыночных притязаний

Системный анализ открытых литературных и официальных источников (Кострыкина М.В., 2006; Сакаданов Д.В., 2007) по проблеме клиентоориентированности потребителя на различных сегментах российского рынка, а также статистическое динамическое наблюдение за маркетинговой деятельностью баз исследования - консалтинговых фирм и частных предприятий, занимающихся маркетинговыми услугами (п=281) в 2005-2010 годах, позволили

на достоверном уровне (р<0,05) выделить магистральные составляющие маркетинговой среды (в контексте с их авторским критическим оцениванием) в рамках научного осмысления сложившихся позитивных и негативных тенденций в методологии реализации товаров и услуг на российском рынке, что представлено в таблице 1.

Комментируя данные таблицы 1, следует подчеркнуть, что в рамках осуществленного эксперимента были дифференцированы три основные характеристики внешней маркетинговой среды, оказывающие превалирующее экономическое влияние на процесс управления концепцией клиентоориентированности отечественных фирм по продаже товаров и услуг. Таковыми маркетинговыми характеристиками являлись: а) потребительские; б) технические; в) геополитические. При этом среди потребительских характеристик внешней маркетинговой среды выделялся демографический сегмент (например, зависимость объемов услуг для туристических групп от периодов школьных и студенческих каникул), а также поведенческий сегмент, что определялось сложившимся стилем жизни и уровнем потребительских притязаний экономического котериума (взаимозависимых групп потребителей, в т.ч. от имущественного ценза). Это проявлялось, например, востребованностью у тех же туристических групп (т. е. временного потребительского котериума) купе VI?-класса, оборудованных душем, телевизором и т.д. Вместе с этим, технические характеристики внешней маркетинговой среды сегодня оказывают негативное воздействие на потребительский рынок, поскольку сдерживают эффективность маркетинговых мероприятий из-за устаревшей системы информации как продавца, так и покупателя, поскольку не обеспечивают ни первого, ни второго возможностью оперативного отслеживания маршрутов доставки товаров, подлежащих перемещению через границу Рыночная успешность маркетинговой функции российских предприятий, занимающихся торговлей иностранными товарами, остается достаточно низкой, поскольку трансформация условий внешней маркетинговой среды в связи с геополитической неурегулированностью экономических составляющих пограничного и таможенного барьеров со странами ближнего и дальнего зарубежья ведет к удлинению сроков перемещения грузов, что крайне негативно сказывается не только на внешнеэкономической деятельности, но и ведет к удорожанию внешних пассажирских перевозок при индивидуальном или массовом международном туризме. Последнее настоятельно требует принятия конкретных шагов по совершенствованию маркетинговой политики отечественных фирм, занимающихся внешней экономической деятельностью, на базе их скорейшей интеграции в единую транспортную систему стран Евросоюза. Последнее определяет сущностное содержание концепции клиентоориентированности при планировании будущих сбытовых мероприятий, что представлено на схеме 1. Обсуждая данные схемы 1, необходимо указать на примененный в рамках исследования единый методологический подход к формированию концепции клиентоориентированного маркетинга, который представляет собой логическую цепь сбытовых мероприятий, направленных на органичное сочетание кратко-, средне- и долгосрочных рыночных притязаний экономического котериума. 52

Таблица 1. Сравнительные характеристики концепции клиентоориентированности и критическая авторская оценка существующей методологии управления рыночными притязаниями экономического котериума (взаимозависимых групп потребителей).

Хлрак т еристика Сущностное содержание Маркетинговое резюме

1. Потребительские в т.ч. сегменты: 1.1. демографический 1.2. географический 1.3. поведенческий 1.4. психографический Инициация маркетинговых программ регулирования товар опотоков и объемов оказываемых услуг по сбытовым критериям, которыми выступают: территориальная общность проживания потенциальных потребителей, половозрастной состав, ценовая доступность товара или услуги. Существующие маркетинговые программы управления качеством и объемами реализации товаров и услуг слабо учитывают психографическую составляющую потребительского рьпгка (особенно, изменившийся стиль жизни и уровень потребительских притязаний, диктующие степень готовности покупки того или иного класса товара или у с луги^с о ответствующих общественному и имущественному статусу польз оваго ля).

2. Технические Диссеминация разноуровневых систем управления условиями маркетинговой среды, включая авто матизир ов анно е (таможенное) оформление перевозочных документов, информирование потребителей и поставщиков об изменениях в графиках и тарифах планируемых к поставке товаров. Недостатком существующих маркетинговьгх мероприятий является устаревшая технически система информации продавца и покупателя о синхронизации согласованного подвоза товаров к транспортным узлам, а также оперативного графика их прохождения на таможне.

3. Геополитические Трансформация условий маркетинговой среды (в связи с возникновением пограничного барьера со странами дальнего и ближнего зарубежья) ведет к удорожанию перемещаемых в таможенном пространстве грузов и пассажиропотоков, что снижает оперативность не только получения товаров, но и оказания услуг, например, в рамках меящунар одного туризма Рьшочная успешность маркетинговой функции российских субъектов рьшочных отношений в сфере реализации товаров и услуг остается достаточно низкой ввиду медленной интеграции отечественньгх груз о перевозчиков в единую транспортную политику стран Евросоюза.

Схема 1. Ингредиенты авторской концепции клиентоориентированности взаимозависимых групп потребителей (экономического котериума) и анализ маркетинговой разветвленности (рамификации) их рыночных притязаний.

О

Краткосрочное

(поквартальное и на срок до 1 года) планирование ингредиентов клие нтоориентирован ных маркетинговых

ли

Оптимизация ценовой привлек'! т ель ни сти

отечественных товаров и услуг для

взаимозависимых групп потребителей.

а

Реализация

маркетинговых инноваций при автоматизированном оформлении процесса таможенного

перемещения российских товаров с использованием схем электронного

транспорт-бизнеса.

и

Строительство новых бизнес-центров и

коммуникаций к ним на основе государственно-частного партнерства

Снижение налогового бремени на товарного производителя путе м

сдерживания р оста тарифов на российские товары и услуги отечественных фирм.

Сре днес р очное

(до Зх лет включительно) планирование ингредиентов клие нтоориентиров анны х маркетинговых

программ.

Маркетинговая разв етв ленное тъ (рамификация рыночных притязаний различных групп потребителей)

=}

Долгосрочное

(на срок более Зх лет) планирование ингредиентов клие нтоориентиров анны х маркетинговых ттппгпамм

•О-

Создание региональных центров управления

потребительскими рынками как

центр ализованной общероссийской системы

-О-

Моделирование доступных экономическому котериуму (взаимозависимым группам потребителей) качественных услуг эконом- и VIР-класса на базе имущественной потребительской градации.

тт

Демонополизация российского сегмента рынка путем создания налоговых /—I льгот и финансовых 1—1 преференций для мелкого отечественного производителя.

При этом, в основе краткосрочного планирования концепции клиентоориентированного маркетинга лежала оптимизация ценовой привлекательности российских товаров и услуг. Последнее протекало на фоне реализации маркетинговых инноваций в схемах электронного транспорт-бизнеса, представленного в виде автоматизированных систем оформления товаров при таможенном пересечении границ. В ряде случаев это достигалось при среднесрочном исполнении маркетинговых программ, которые за Зх-летний период позволили создать продуктивно работающие региональные центры управления потребительскими рынками, как централизованной общероссийской системы маркетингового контроля. Одновременно долгосрочный компонент предложенной концепции клиентоориентированного маркетинга включал в себя

два управленческих этапа: а) грядущую плановую демонополизацию российского сегмента рынка путем создания налоговых льгот и финансовых преференций для мелкого отечественного производителя; б) строительство новых бизнес-центров и коммуникаций к ним на основе государственно-частного партнерства.

В рамках представленного аналитического исследования проводилось изучение форм и методов задействования клиентоориентированного маркетинга как действенного управленческого инструментария стратегии черноморских производителей товаров и услуг для завоевания и расширения собственной доли рынка. Названное было органично связано с первостепенной задачей клиентоориентированного маркетинга, призванного ответить на следующие вопросы: а) какими бы желал видеть товар или услугу (по ассортиментным, качественным, стоимостным и иным характеристикам) сегодняшний и завтрашний их потребитель; б) кто этот потребитель, т.е. его социальный и экономический (имущественный) портрет; в) в какие сроки администрация или собственник предприятия (фирмы) должны успеть провести реконструкцию или замену технологического оборудования фирмы, чтобы массированно выбросить на территориальный сегмент рынка обновленную услугу или товар? Подобный алгоритм маркетинговых действий менеджеров представлен на схеме 2.

Схема 2. Клиентоориентированность маркетинговых программ для идентификации задач рыночной разветвленности сбытовых притязаний экономического котериума (взаимозависимых групп потребителей).

Маркетинговый мониторинг имущественной стратификации сегодняшнего и завтрашнего потребителя пегиональных товапов

Маркетинговая ассортиментация (текущая региональная

востребованность) товаров и услуг, производимых сегодня отечественными фирмами.

Маркетинговый анализ сопоставимости текущих затрат на производство однотипных услуг

(товаров) изучаемыми фирмами и их конкурентами.

Текущие

ТГ

Задачи клиент оориентир ованнюго маркетинга

=)

Маркетинговая идентификация условий рыночной среды (коэффициент инфляции,

стоимость энергоносителей и т.д.) при прогнозировании потенциальной рентабельности и уровня продаж

разрабатываемых (новых) вццов товаров и услуг.

£

Маркетинговая (калькулятивная) разведка соотношения собственных и заёмных ( 1 средств,

предположительно направляемых на

обновление товара у конкурентов.

Пер спективные

Л

Маркетинговый прогноз сроков появления новых собственных видов товаров и услуг.

Комментируя данные схемы 2, следует отметить две группы основных задач рыночного поведения производителей отечественного продукта, решаемые в рамках настоящего исследования с помощью научных приёмов клиентоориентированного маркетинга. В частности, первая группа подобных проблем обозначена нами, как текущие задачи, которые включают: 1) маркетинговый мониторинг имущественной стратификации потребителей (как реальных, так и потенциальных); 2) идентификацию, т.е. маркетинговую ассортиментацию уровня текущей востребованности в изучаемом регионе различных видов товаров и услуг; 3) маркетинговый анализ сопоставимости затрат баз исследования с затратами конкурентов на производство однотипного продукта. Именно последний научный приём клиентоориентированного маркетинга позволил в рамках представленного исследования выделить вторую группу проблем, которые были условно обозначены как перспективные задачи. В эту группу задач были отнесены: а) маркетинговый прогноз сроков появления новых видов товаров и услуг у конкурентов; б) маркетинговая (калькулятивная) разведка соотношения собственных и заёмных средств, предположительно направляемых на обновление товаров у конкурентов; в) маркетинговая идентификация условий рыночной среды (уровень инфляции, потенциальный рост стоимости энергоносителей и т.д.) при прогнозировании будущей рентабельности и уровня продаж разрабатываемых (как конкурентами, так и базами исследования) новых видов товаров и услуг.

Литература

1. Кострыкина, М.В. Реновационный маркетинг при совершенствовании алгоритма рыночных действий отечественных менеджеров [Текст] // М.В. Кострыкина. Сбытовой вестник.-2006.-№3.- с. 82-84.

2. Сакаданов, Д.В. Санационные программы экономических показателей грузоперевозок в России [ Текст] // Д.В. Сакаданов. Транспортное дело.- 2007.-№1.- с. 35-38.

Веселова Т.Е., Захарова Т.Н., Никитина А.М.

Инновационность медиа-инструментария в развитии коммуникативных рыночных связей на принципах маркетингового

котериума

Контент-анализ эффективности использования медиа-инструментария в сбытовых программах предприятий сегодня должен рассматриваться в контексте маркетингового сопровождения рыночных притязаний различных групп потребителей. В этой связи актуальным становится рассмотрение научных приемов регулирования уровня продаж на различных сегментах российского и зарубежного рынка по, так называемым, котерическим критериям. В этот термин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.