• поиск и привлечение стратегических профильных инвесторов;
• поиск стратегических партнеров, формирование механизмов согласования стратегических интересов и установление новых финансовых зависимостей при взаиморасчетах с ними;
• соблюдение стратегического равновесия между существующими и формируемыми направлениями туристических услуг компании.
Литература
1. Бобина, Н.В. Государственная политика в области развития туризма.// Сб. «Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма». Материалы 5-й Международной научно-практической конференции. Сочи.- 11-14 мая 2005 г.
2. Харрис Годфри, Кац Кеннет М. Стимулирование международного туризма в XXI веке. / Пер. с англ.// М.: Финансы и статистика, 2000 г.
Никитин М.В., Вершинин В.П., Сиюхова Л.Ш.
Энергосберегающие технологии предолимпийского развития сочинского курорта Красная Поляна в контексте маркетинга услуг по этнос-туризму и
восстановительной медицине
По утверждению ряда ведущих экономических школ Южного Федерального округа (Б.Л.Винокуров, 2009; Е.Л.Шуремов, 2009; А.И.Клевлин, 2010), теоретические основы, современные и ретроспективные научные подходы к реструктуризации бизнеса в сфере энергосбережения реально представлены в рамках существующего понятийного аппарата по разработке и внедрению концепции маркетинга в механизм государственного или коммерческого хозяйствования. При этом, базовые теоретические воззрения мировых научных школ на проблему энергоэффективности и энергосбережения как на единую концептуальную составляющую маркетинговых мероприятий в системе экономического развития государства имеют индивидуальные (сущностные) отличия в использовании прогрессивного методического и методологического инструментария стратегического или операционного управления маркетингом в общей производственной цепочке генерации, передачи и потребления энергоресурсов. В этой связи нами были проанализированы сравнительные характеристики этапного маркетингового мониторинга тиражируемых властными структурами РФ на всю российскую экономику энергоэффективных научно обоснованных хозяйственных решений. Это заставило нас разбить маркетинговые мероприятия на следующие составляющие: а) маркетинговый патронат деятельности фирм при рыночном внедрении экспресс-аудита жилых и административных зданий; б) научную предикацию (раскрытие содержания) рыночных преимуществ маркетинговых программ экономического
стимулирования предприятий и граждан, использующих инновации в процессе учета и оплаты энергоресурсов. Последнее обязало нас использовать прогрессивный маркетинговый инструментарий в алгоритме управления деятельностью тематических порталов системы Интернет, способствующих развитию энергоэффективности различных отраслей хозяйствования, а также изучить проблемы управления рыночной средой на рынке энергоэффективного технологического оборудования для российских предприятий сферы услуг. Ведущим методологическим инструментарием на изучаемом сбытовом поле стало маркетинговое прогнозирование уровня конкурентоспособности фирм, участвующих в глобализации высокотехнологичного рынка энергосберегающих систем светодиодного наружного, производственного и бытового освещения. В этой связи необходимо сослаться на опыт ведущих российских и зарубежных маркетологов (П.Н.Плавник,2010; A.A. Вайсман, П.Ю.Попова,2011; R.K.Blashfield, M.S. Aldenderfer, 2010; M.L. Gargano, B.W.Raggad, 2010), которые, анализируя предполагаемую динамику туристических потоков в Россию, в т.ч. в связи с Зимней 0лимпиадой-2014, выделяют фактор незавершенного строительства объектов инфраструктуры Сочи, как наиболее вероятную причину потенциальных экономических потерь от сокращения количества иностранцев и россиян, планировавших посетить названную рекреационную зону, но отказавшихся от визита на этот курорт, в т.ч. из-за региональных проблем с электроснабжением. Как отмечает Д.Н.Козак (2010), в горноклиматической зоне Красная Поляна курорта Сочи из внебюджетных источников активно финансируется строительство и реконструкция инженерно-технической инфраструктуры (74,2 млрд. рублей), включая объекты энергоснабжения и газификации. Как указывает В.Ф. Басаргин (2010), выделенные на развитие предолимпийского Сочи средства по направлениям расходования из федерального бюджета делятся следующим образом: 1) объекты транспортной инфраструктуры - 126,5 млрд. рублей (из них расходы на финансирование строительства новых и реконструкцию существующих федеральных автомобильных дорог осуществляются в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)"; 2) объекты энергоснабжения и газификации - 36,4 млрд. рублей; 3) олимпийские объекты - 86,3 млрд. рублей; 4) объекты инженерной инфраструктуры, в т.ч. водопользования и канализования - 59,6 млрд. рублей; 5) объекты связи - 6,3 млрд. рублей; 6) природоохранные мероприятия - 1,8 млрд. рублей. Один из ведущих российских экономистов А.Г.Аганбегян (2010) пишет, что по его предварительной оценке общий экономический эффект от реализации указанной целевой Программы превзойдет совокупные расходы на ее реализацию (при расчетах принимались плановые исходные ассигнования в размере 12 млрд. долларов США) в 2016-2017 годах. Здесь уместно сослаться на опыт предолимпийского развития курорта Сочи, для чего была создана специальная госкорпорация «Олимпстрой». История государственной корпорации «Олимпстрой» начинается в ноябре 2007 года. В соответствии с ФЗ N 238 от 30.10.2007 г. основные направления деятельности корпорации связаны со
строительством олимпийских объектов, включая их газификацию. Корпорация реализует масштабную программу с привлечением частных и государственных инвестиций, создавая условия для инновационного развития города Сочи как всесезонного горноклиматического курорта. В частности, госкорпорация «Олимпстрой» проводит работу, направленную на проектирование, строительство и реконструкцию объектов, организует эксплуатацию олимпийских объектов, проводит открытые конкурсные отборы, отслеживает ход строительства олимпийских объектов и реализацию связанных с ним мероприятий. Важным органом управления ГК «Олимпстрой» является Наблюдательный совет, который возглавляет вице-премьер РФ Д.Н.Козак. Президент корпорации руководит работой правления ГК «Олимпстрой». С 2009 года президентом ГК «Олимпстрой» является Т.К.Боллоев. Правление выносит на утверждение Наблюдательного совета перечень объектов, которые предстоит построить в предстоящем году, финансовый план доходов и расходов корпорации на год; квартальные и годовые отчеты корпорации. Подготовка к Олимпийским и Паралимпийским Играм в Сочи находится под личным контролем президента РФ Д.А. Медведева и премьер-министра В.В. Путина. Правительством России утверждена Программа строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (таблица 1). Основные спортивные сооружения и гостиничные комплексы будут расположены в двух кластерах -прибрежном и горном. В приморской зоне Имеретинской низменности разместится Олимпийский парк, где пройдут состязания по ледовым видам спорта. Помимо этого, здесь будут находиться Олимпийская деревня, пресс-центр и телецентр. На территории Олимпийского парка расположены шесть ледовых арен: Центрального стадиона, на котором пройдут церемонии открытия и закрытия зимних Игр 2014 года, Малой ледовой арены для хоккея с шайбой, Ледового дворца спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку, Большой ледовой арены для хоккея с шайбой, Ледовой арены для керлинга и Крытого конькобежного центра. Идет активное обсуждение архитектурных концепций объектов. В рамках деятельности Технического совета корпорации проходят заседания архитектурной секции, в которых участвуют главный архитектор Краснодарского края Ю.В.Рысин, главный архитектор г. Сочи О.В. Шевейко, почетный президент Союза архитекторов РФ Ю.П.Гнедовский, президент Российской Академии архитектуры и строительных наук А.П.Кудрявцев, президент Союза дизайнеров России Ю.В.Назаров, президент Российской академии художеств З.К.Церетели и председатель Союза художников России А.Н.Ковальчук. Первые международные тестовые соревнования в горах (горном кластере) запланировано провести уже в феврале 2011 года. Участники кубка Европы по горным лыжам первыми опробуют склоны, подготовленные к 0лимпиаде-2014. Проведение основных предолимпийских тестовых соревнований запланировано на конец 2012 года- начало 2013 года. В этой связи, ввод основных спортивных объектов, а также объектов инфраструктуры будет обеспечен до начала этих соревнований. В ходе проектирования и строительства
спортивных объектов одним из основных приоритетов ГК «Олимпстрой» является охрана окружающей среды.
Таблица 1. Целевые индикаторы по направлениям реализации федеральной целевой программы "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006
- 2014 годы) ". КД.Козак, 2006.
Целевые индикаторы Единица измерения 2005 год 2014 год
1. Олимпийские объекты
Число олимпийских объектов (значимость ШТУК 1 16
показателя в обшей оценке - 65 процентов) процентов 6 100
Вместимость зрителей (значимость показателя тыс. человек 15000 201000
в общей оценке - 20 процентов) процентов 7 100
в том числе, сидячие места (значимость тыс. человек 15000 127000
показателя в общей оценке - 15 процентов) процентов 12 100
2. Транспортная инфраструктура
Пропускная способность: человек в час 30000 73000
процентов 41 100
основные олимпийские трассы 18000 45000
3. Связь
Мобильная связь (значимость показателя в станций 7 120
общей оценке - 10 процентов) процентов 6 100
цифровое телевидение (значимость показателя каналов 0 15
в общей оценке - 10 процентов) процентов 0 100
пропускная способность магистральных
волоконно-оптических линии связи ГБИТ.'сек 2 8
(значимость показателя в обшей оценке - 35 процентов 25 100
процентов)
4. Инженерная инфраструктура (в т.ч. газификация, энергоснабжение)
Установленная мощность ал ектр о энергии , МВт 380 800
в т.ч.: процентов 48 100
горноклиматический курорт (горная часть) 210
жнлые районы г. Сочи 400
магистральные сети водоснабжения н водоотведения (значимость показателя в общей оценке - 5 процентов) км процентов 1054 38 2800 100
Теплофикация и газификация жктья (значимость показателя в общей оценке -10%) тыс. Гкал процентов 1275 48 2650 100
5. Туристическая инфраструктура
Число пятизвездочных номеров (значимость штук 230 2104
показателя в общей оценке - 15 процентов) процентов 12.8 116.8
Число четырехзвездочных номеров (значимость показателя в общей оценке - 35 процентов) штук процентов 4658 73.1 10057 157,9
Число трехзвездочных номеров (значимость ШТУК 3599 13510
показателя в общей оценке - 30 процентов) процентов 86,3 135,1
б. Природоохранные мероприятия
Удельный вес экологически чистого топлива
(включая различные виды газопродукга) в процентов 15 95
общем объеме его потребления (значимость процентов 16 100
показателя в общей оценке - 20 процентов)
Кроме того, госкорпорация разрабатывает собственные (согласующиеся с международными требованиями) «зеленые» стандарты, с учетом которых принимаются проекты по строительству зданий и сооружений для Олимпиады в Сочи. ГК «Олимпстрой» получила сертификат соответствия своих принципов управления, в т.ч. в сфере газификации, требованиям международного стандарта ISO 14001. Применение наилучших доступных технологий и «зеленых» стандартов при строительстве спортивных объектов (по мнению заместителя председателя Правительства РФ Н.Д.Козака, 2006) создаст в Сочинской рекреационной зоне уникальное экологическое наследие Зимних Олимпийских Игр-2014. В этой связи необходимо отметить, что внедряемые программы модификации энергоснабжения повышают ценность курорта Красная Поляна как объекта этнос-туризма (где проживают 26 национальностей и народностей России, включая адыгейскую, греческую, украинскую, русскую, армянскую, белорусскую, эстонскую диаспоры). Кроме этого, устойчивое энергоснабжение создает дополнительные сбытовые преимущества для развития на курорте Красная Поляна таких специфических медицинских услуг, как ландшафтотерапия (таблица 2). Комментируя данные этой таблицы, следует сослаться на хороший терапевтический эффект всех обозначенных на ней типов терренкуров, когда попеременно назначаются терренкуры легкой, средней и высокой степени сложности, где варьируются: 1) величина уклона ландшафта от 4 до 10?; 2) радиус пешеходной доступности от плавного поворота пешеходной тропы (120-150?) до крутых разворотов пешеходной зоны (от 90? и менее, т.е. под прямым или острым углом). При этом позитивный терапевтический эффект у больных регулируется относительной влажностью воздуха, в т.ч. возможностью преодолевать крутые пешеходные тропы в гигрометрических условиях при относительной влажности воздуха более 85%. Особенности ландшафта горноклиматического курорта Красная Поляна позволяли выбирать (при необходимости) как безветренные пешеходные тропы, так и те виды лечебного терренкура, где эквивалент энергозатрат повышался вследствие различной комфортности биоклиматических показателей (например, порывов ветра от 10 до 15 м/сек и частотой повторов до 1000 час/год или пролегания пешеходной трассы в климатической зоне, где соотношение «тень-солнце» достигало 30/70%). Таким образом, анализ маркетинговой среды и ее факторов (особенно энергетической составляющей динамичного развития Красной Поляны) позволяет говорить о возможности экономически прибыльного периода развития названного курорта не только до, но и после 0лимпиады-2014. Последнее гарантируется возможностями совершенствования инфраструктуры всего сочинского курорта, а также его административных крыльев - Лазаревского и Адлерского районов, как территорий, имеющих приоритет в туристическом развитии Краснодарского края.
Таблица 2. Ландшафтотерапия различной степени сложности в пешеходной зоне горноклиматического курорта Красная Поляна.
Критерии назначения дозированной ходьбы Терренкур №1 (легкая степень сложности) 35-40 шагов в мин. Терренкур №2 (средняя степень сложности) 2 0-3 0 ш агов в мнн. Терренкур №3 (высокая степень сложности) 10-15 шагов в мнн.
1. Величина уклона л андш афга уклон 4° н менее уклон 5-9° уклон 10° н более
2. Радиус пешеходной доступности (Е.) К. поворотов^ 20-150" (вс едо с тупный) Е. поворотов^95-115° (относительно сложный) Е. ПОЕОрО ТОЕ=90° н менее (повышенной сложности)
3. Соотношение скоростнн частоты повторения отдельных порывов ветра ветер до 5 м/сек: частота повторов не более 300 час.год ветер до ЮмУсек, частота повторов не более 500 час. год ветер от 10 до 15 м/сек: частота повторов до 1000 час. год
4. Индекс комфортности биоклнм атнческнх характеристик пешеходной зоны средняя влажность воздуха по путп следования пациента
отно с _ел ажно с ть=5 6 -70% относ _ел ажн_=71 -S5% о тно слпажн более 35%
соотношение «тень-солнце»на протяжении всего терренкура
50% 50% 40% 60% 30% 70%
5. Эквивалент энергозатрат 300-500 калорий км до 1000 калорий ем до 2000 калорий км
Литература
1. Козак, Д.Н. Целевые индикаторы по направлениям реализации Федеральной целевой программы «Развитие г.Сочи как горно-климатического курорта (2006-2014 годы)».// Экономика России.- 2006.- №1.-4-9с.
2. Винокуров, Б. Л. Стратегия экономического развития курортных регионов. СПб: Из-во СПб ГУЭФ, 2008. - 246 с.
3. Жуков, А. Развитие инфраструктуры горноклиматической рекреационной зоны Красная Поляна курорта Сочи.// Российский экономический вестник. -2008.-№1.-4-5 с.
Веселова Т.Е., Кравчук Е.Г., Никитина А.М.
Рыночная коммуникативность государственных и частных инициатив в оздоровлении маркетинговой среды (с использованием медиа-инструментария) на различных сегментах российского рынка
В настоящий период актуализируется потребность использования инновационных форм маркетинга как универсального механизма системы управления демографией, направленной на максимальное удовлетворение
80