Научная статья на тему 'Экономическая природа туристического рынка в России'

Экономическая природа туристического рынка в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ИНДЕКСЫ ХЕРФИНДАЛЯ-ХИРШМАНА / ДИСПЕРСИИ / КОНЦЕНТРАЦИИ / ЭНТРОПИИ / ДИСПЕРСИИ РЫНОЧНЫХ ДОЛЕЙ / ТУРИЗМ / МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ОЛИГОПОЛИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варвус Светлана Анатольевна, Максимов Никита Алексеевич

Туристическая отрасль России является одной из самых перспективных отраслей экономики, потенциал которой не использован. Россия обладая разнообразными туристическими ресурсами не занимает ведущих позиций по развитию туризма по сравнению с ведущими странами. Актуальность избранной темы заключается в том, что глубокие трансформационные преобразования, происходящие в нашей стране, поставили вопрос о вкладе туристической отрасли в развитие диверсифицированной экономики России. Поэтому в работе предпринята попытка оценить современное состояние туристической отрасли России. Объектом исследования выступает организованный иностранный туризм (т.е. деятельность туроператоров).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая природа туристического рынка в России»



SCIENCE TIME

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА В РОССИИ

Варвус Светлана Анатольевна, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

E-mail: varvus@mail.ru

Максимов Никита Алексеевич, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

E-mail: nik-maksimov-97@mail.ru

Аннотация. Туристическая отрасль России является одной из самых перспективных отраслей экономики, потенциал которой не использован. Россия обладая разнообразными туристическими ресурсами не занимает ведущих позиций по развитию туризма по сравнению с ведущими странами. Актуальность избранной темы заключается в том, что глубокие трансформационные преобразования, происходящие в нашей стране, поста-вили вопрос о вкладе туристической отрасли в развитие диверсифицированной экономики России. Поэтому в работе предпринята попытка оценить современное состояние туристической отрасли России. Объектом исследования выступает организованный иностранный туризм (т.е. деятельность туроператоров).

Ключевые слова: индексы Херфиндаля-Хиршмана, дисперсии, концентрации, энтропии, дисперсии рыночных долей, туризм, монополистическая конкуренция, олигополия, конкуренция.

Туристическая отрасль России является одной из самых перспективных отраслей экономики, потенциал которой не использован. Россия обладает разнообразными туристическими ресурсами, которые обладают высоким потенциалом для развития туризма, однако оно сдерживается рядом проблем, характерных почти для каждого российского региона: недостаточно развитая туристическая и базовая инфраструктура, слабо организованный маркетинг, нехватка кадров, неблагоприятная предпринимательская среда, отсутствие должной законодательной базы. Туризм должен являться одним из ключевых приоритетов экономического развития России. Кризис не только не является препятствием, но и создает благоприятные возможности для подъема

российской туристической отрасли и вывода ее на качественно новый уровень. Россия по основным показателям развития туризма не занимает первых позиций по сравнению с ведущими странами. Так, доля туризма в ВВП России в 2013г. составила 6,0% против 10 % в среднем в мире [1]. Доля туризма в занятости России в 2013 году составила 5,7% против 9,4% в США [2].

Актуальность избранной темы заключается в том, что глубокие трансформационные преобразования, происходящие в нашей стране, поста-вили вопрос о вкладе туристической отрасли в развитие диверсифицированной экономики России [3]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны [4]. Поэтому в работе предпринята попытка оценить современное состояние туристической отрасли России. Объектом исследования выступает организованный иностранный туризм (т.е. деятельность туроператоров).

Мы разграничили туристические потоки на "внешние" и "иностранный туризм". По данным Федерального агентства по туризму до 2013 года активно рос внешний туризм (+19,3% по сравнению с 2012 г.), но уже в 2014 году этот показатель составил -4%. Следует отметить, что въездной туризм тоже показывает отрицательную динамику. Все это и предопределило тему исследования.

По данным портала «Слетать.ру» мы проанализировали запросы туристов об организации отдыха за границей. Страны расположены в порядке убывания по предзаказам на лето-2015:

- Египет;

- Турция;

- Таиланд;

- Греция;

- Вьетнам;

- Италия.

Но предзаказы - это еще не совершенная поездка, поэтому мы обратились к данным выезда российских граждан. Для сравнения динамики мы использовали данные предыдущих двух лет и сделали прогнозы на лето этого года.

Таблица 1

Долевое распределение запросов за 2015 г. [5]

Страны Долевое распределение запросов Динамика выезда российских граждан

Египет 39% 32%

Турция 13% 10%

Таиланд 6% -5%

Греция 5% -11%

-10%

■ Запросы 2015

■ Изменение

выезда 2013-2014

Рис. 1 Динамика выезда россиян за 2013-2014 г. [5]

Если рассматривать Европу, то тут все страны имеют отрицательные показатели и не досчитались достаточно большой суммы из-за падения притока русских. Лишь одна Италия сохраняет рост (+3%), а остальные страны проигрывают по показателям въезда наших туристов.

Как показывает анализ данных, произошло сокращение европейских направлений (Греция - (-11%), Финляндия - (-58%), Австрия - (-16%), Кипр - (5%)), в то время как Египет показывает прирост в 2014г. 32%, а Турция - в 10%. Кроме того, по самым последним новостям египетские отели готовы

предоставить скидку отечественным туроператорам в размере 20 %, что будет лишь способствовать положительной динамике направления.

Что же сейчас представляет из себя туристическая отрасль? Это межотраслевой комплекс организаций по производству товаров и услуг для туризма, с очень сложной структурой подотраслей и направлений. Специфика индустрии туризма состоит в многообразии и комплексности прямого и (или) косвенного взаимодействия в данном сегменте различных отраслей общественного производства, большая часть которых - отрасли, реализующие непроизводственные виды услуг. Основными составляющими рынка туризма являются турагенства и туроператоры. Туроператоры - «производители» туристических продуктов (турпакетов). Они продают товар "оптом", а вот турагенства уже занимаются его "розничной продажей". Но стоит сказать, что действия туроператоров регулируются законом и туроператоры не останавливаются лишь на "оптовой продаже", но и могут продавать турпакеты прямиком туристам или же иметь свои собственные турагентства, как точки продажи туристической продукции.

Можно предположить, что в условиях девальвации рубля, снижения реальных доходов населения, будет развиваться самостоятельный, а не организованный туризм. Что еще раз косвенно подтверждают данные табл.2.

Таблица 2

Количество запросов по туроператорам

Туроператоры Изменение количества запросов

Pegas Tiuristik -89,00%

Coral Tavel (OTI Holding) -88,00%

Bíblio Globus -90,00%

Sunmar(OTI Holding) -86,90%

Tez Tour -89,00%

-88,58%

Так какой же туристический рынок с точки зрения конкуренции? Чтобы определить тип рынка воспользуемся стандартными показателями:

- контроль за информацией;

- количество фирм и их размеры;

»

89

- тип продукции;

- наличие рыночной власти у фирм;

- контроль за ценой;

- вход и выход из отрасли;

Рассмотрим первый показатель, который говорит о том, на сколько доступно в отрасли найти данные о текущей конъюнктуре, положении туроператоров, их выручки и прибыли, а также информация, которая предопределяет вход новых игроков в отрасль или же расширение уже действующих (данные о авиаперевозчиках, отелях и т.п.). Можно предположить, что в отрасли информация имеет характер приближающейся к совершенной (общедоступной), но опять же с оговоркой, так как порой сложно найти правильные имена владельцев компаний, место регистрации фирмы, ее ИНН.

Анализируя количество фирм и их размеров, мы прибегли к базе данных «СПАРК», сделали выборку и получили следующие данные.

В ООО TT TP ЭВЕЛ (TUI)

В ООО "Европорт1

В ООО 'Туристическое бюро

"СолвексТрэвэл" Н ООО Море Тревел

В ООО "Корал Тревел"

н ООО "Натали туре"

В Другие комании

Рис. 2 Доли компаний на рынке

Таким образом, мы больше склонны назвать монополистической конкуренций, чем аморфной олигополией туристический рынок России. Но только по доле фирмы на рынке нельзя говорить о типе рынка, поэтому мы рассчитали индексы: Херфиндаля-Хиршмана, энтропии, концентрации, дисперсии долей.

Доли компаний на рынке

SCIENCE TIME

а)

б)

в)

г)

Рис. 3 Расчет индексов: а) концентрации; б) Херфиндаля-Хиршмана; в)

энтропии; г) дисперсии долей

Индекс Херфиндаля-Хиршмана говорит, что рынок является умеренно-концентрированным, поскольку 0,1 <1ИИ(0,1008)< 1. Индекс концентрации измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке и свидетельствует о том, что отрасль ближе к рынку монополистической конкуренции. Индекс энтропии равен 2,45. Индекс энтропии рассчитывается как среднее значение логарифма величины, обратной рыночной доле, взвешенное по рыночным долям фирм. Представляет собой показатель, обратный

SCIENCE TIME

концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке.

Но, проведя дополнительный анализ, мы столкнулись с рейтингом Forbes: 200 крупнейших частных компаний России [8]. В рейтинг включены компании, в капитале которых государство и иностранные совладельцы участвуют не более чем на 50%. Предпочтение отдавалось данным по стандартам МСФО. На основе этих данных мы сделали выборку туристических операторов. Получились совершенно другие показатели.

Доли компаний на рынке

У ООО Пегас Туритк"

И ООО11 Библио Глобус"

В ООО "КОМПАНИЯ ТЕЗТУР1

u BAO "Интурист" У Другие компании

Рис. 4 Доли компаний на рынке

Не вооруженным глазом можно заметить серьезные изменения. Топ -игроки в сравнении с предыдущей диаграммой полностью не совпадают. По нашему мнению, "данные широкого доступа" дают совершенно иную информацию, из которой можно определить рынок как жестко олигополистический. Прежде всего, это показывает индекс концентрации (СЯ4), который равен 97 %, что говорит о том доля "хвоста рынка" микроскопически мала, и влияние этих фирм на рынок незначительно. Подтверждают это утверждение и следующие показатели.

Конечно, это деление отрасли на "данные по отчетности" и по "данным широкого доступа", вне сомнений, условно, и во многом даже затрудняет тип определения рынка. Сказав, что первый образ отрасли есть монополистическая конкуренция, мы сделали это с большой натяжкой. Но это было нужно, чтобы показать контраст того, что на бумаге есть одни показатели, а на деле они совсем другие, что говорит о "непрозрачности" отрасли и ее похождение на финансовую пирамиду.

SCIENCE TIME

HHI

0,4 0,3 0,2 0,1 0

0,3

Mill

ИпдсксХсрфиндаля — Хиршмапа

б)

Рис. 5 Показатели, подтверждающие, что рынок олигополистический: а) индекс кнцентрации; б) Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Индекс Херфиндаля-Хиршмана равен 0,2921. Это говорит, что новым фирмам вход в отрасль затруднителен. А исходя из ФЗ "О защите конкуренции" (статья 5.2) доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, если совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов. Это как раз наш случай. Стоит также отметить, что валовая выручка всей отрасли имеет показатель выше в 60 раз, чем показано в отчетности «СПАРК». Да и наличие барьеров свидетельствует о том, что отрасль относится к олигополии.

Анализируя тип продукта, можно сказать, что продукт отрасли - турпакет, который в свою очередь состоит из услуг авиаперевозчика, отеля, самого туроператора и т. п. При чем турпакет является дифференцированным, так как имеется ряд параметров, по которым туры могут отличаться (по цене, рекламе, укомплектованности тура, возможным дополнительным опциям). Более того турпакет может отличаться местом назначения, что говорит о том, что рынок можно дробить на сегменты: туры в Турция, туры в Египет, туры в Грецию. Следовательно, туристический продукт неоднороден, он отличается, а более того мы можем делить рынок на сегменты по разным показателям.

Такой показатель как контроль над ценой говорит о рыночной власти туроператоров на рынке. Разделив рынок на сегменты, каждый туроператор назначает индивидуальную цену за уникальный туристический продукт. Стоит сказать, что средняя стоимость тура упала на 25 % процентов, и связано это с

тем, что туристы стали экономить. Но нельзя забывать, что и девальвация делает свое, и в долларовом значении цена тура потеряла 60 %.

Теперь перейдем к характеристике барьеров, которые присущи туристической отрасли. Начнем с барьеров входа. Для этого обратимся к ФЗ "Об основах туристической деятельности в России". Во-первых, необходимость туроператора иметь финансовое обеспечение. Это договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия. Они должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристами и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами. Финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта:

- возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. Может возникнуть вопрос: почему же это является барьером для входа в отрасль?

Все потому что без финансового обеспечения операторы не могут быть внесены в единый федеральный реестр туроператоров, следовательно, не имеют право осуществлять туристическую деятельность. Если же ты новичок в отрасли, то ты должен иметь финансовое обеспечение в размере 30 млн.рублей не зависимо от своей выручки. Если по закону финансовое обеспечение должно быть 12% от дохода компании, то путем несложным математических подсчетов придем к тому, что выручка нашего новичка должна была бы ровняться 250 млн. рублей. Неплохо правда ли? Более того не каждая страховая компания или банк готовы предоставить новичку отрасли обеспечение в 30 млн. рублей. Да и плюс платить за предоставление этого обеспечения тоже придется немало, а где новичку взять деньги?

Другим серьезным барьером является необходимость уплачивать взнос в компенсационный фонд, который равняется 0,1 % от выручки. Конечно, это сумма мала, но все же, его можно отнести к законодательному барьеру.

Теперь перейдем к рассмотрению барьеров выхода из отрасли. Как нам кажется, они более однородны и все связаны с тем, чтобы остановить оператора покинуть отрасль иностранного туризма. Это огромный груз договоров и контрактов, которые туроператоры заключают не на год и не на два, а, как правило, гораздо больше. Кроме того, это отрасль практически существует в долг и представляет собой финансовую пирамиду, которая аккумулирует

денежные средства путем постоянного привлечения инвесторов.

Смысл в том, что любая финансовая пирамида обещает инвестору высокие проценты, но выплачиваться они будут не путем инвестирования предыдущих вложений в какие-либо проекты, а за счет увеличение оборотных средств путем привлечения все новых и новых людей. Туристическая отрасль по своей структуре сильно напоминает описанную выше ситуацию. Мы не пытаемся обвинить компании в намеренном "строительстве пирамид", а наоборот убеждены, что это отрасль из-за своего "такого" устройства подталкивает туроператоров к этой деятельности.

Дело в том, что по существующему порядку туристические фирмы заранее, еще до начала сезона, должны бронировать (выкупать) номера в гостиницах, в которые они отправят своих клиентов, и места в самолетах, на которых клиенты будут доставлены к местам отдыха, а потом вывезены обратно. Естественно, никакая компания не может заранее определить, сколько клиентов к ней придет, поэтому всегда существует риск, что часть номеров в отелях и кресел в самолетах останутся пустующими. И поскольку они оплачены заранее, хотя и по выгодным оптовым ценам, при нехватке нужного количества клиентов компании будут нести убытки. Поэтому получается, что туристы, которые покупают турпакет, в 8 из 10 случаев оплачивают не свой тур, а поездку предыдущих клиентов компании. До 2014 года не было серьезных "крушений" в отрасли, но вот лето 2014 года можно назвать черным для туриндустрии. За 3 месяца банкротами стали 10 туроператоров! Причинами такого массового банкротства являются: долги, девальвация и падение спроса, отсутствие реального регулирования, управленческие ошибки (невозможность, а скорее нежелание туроператоров прогнозировать спрос, так как за несколько лет компании привыкли к рост объема покупаемых туров в отрасли).

Закономерно возникает вопрос: кому же на самом деле принадлежат "российские" туроператоры? По информации статей из журнала "Эксперт" 76 % капитала отрасли принадлежит туркам. Такие компании, как "Коралл" и "Санмар" вообще принадлежат OTI Holdings, а "Пегас" и "Тез Тур" создавались с участием капитала из Турции. Интересна информация об Интуристе. Компания работает в отрасли, мягко говоря, очень долго, с 1929 года, но сейчас Внешнеэкономическое акционерное общество (ВАО) «Интурист» представлена как Национальная туристическая компания (НТК) «Интурист» и сеть турагентств «Интурист Магазин путешествий», где британцы имеют 75 % компании, а также опцион на выкуп доли «Интуриста» в СП в течение пяти лет.

Таким образом, организованный рынок иностранного выездного туризма ждет укрупнение игроков рынка. Рынок покинут слабые участники, тем самым создав условия для расширения оставшихся, а значит это "пустое место" кто-то же должен будет занять в отрасли [9]. Доминирующими будут фирмы, которые

SCIENCE TIME

способны развивать свой бизнес, покупать целые отели, самолеты, открывать новые офисы продаж. А холдинговая схема позволит им снизить расходы. Многие туроператоры начинают осваивать курорты на юге России и «разворачиваются» лицом на Восток (Южная Корея, Шри-Ланка и Вьетнам).

Литература:

1. WORLD TRAVEL & TOURISM COUNCIL [Электронный ресурс]. - URL: www.wttc.org

2. В туристической отрасли проявляется наиболее сильно мультипликативный эффект влияния на экономику. Это означает, что общий рост выпуска в экономике превышает рост выпуска в отрасли туризма в 2,8 раза, а общий рост занятости в экономике на каждые 100 млн руб. дополнительного выпуска в отрасли туризма составляет 72 рабочих места [Электронный ресурс]. - URL: www.rg.ru

3. Варвус С. А., Петюк С.И. Точки роста инновационных компаний в России// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №4, 2014, с.117-121.

4. Утверждена Стратегия развития туризма в России до 2020 года / ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/news/547340/

5. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. - URL: http:// www. rus siatourism. ru/

7. Индекс энтропии рассчитывается как среднее значение логарифма величины, обратной рыночной доле, взвешенное по рыночным долям фирм. Представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке.

8. 200 крупнейших частных компаний России — 2014: рейтинг Forbes / Forbes [Электронный ресурс]. - URL: http://www.forbes.ru/rating/200-krupneishikh-chastnykh-kompanii-rossii-2014-reiting-forbes/2014?full=1&table=1

9. Варвус С.А., Клименкова А.М. Роль процессов слияний и поглощений в российской экономике// Science Time. - 2014. - №7 (7). - С.48-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.