Научная статья на тему 'Проблемы экономики туристских услуг и сервиса'

Проблемы экономики туристских услуг и сервиса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
670
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туристы / страны / услуги / сервис / экономика / проблемы / развитие / эффективность / tourism / tourists / countries / service / economy / problems / development / efficiency

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Курочкин В. Н.

Экономика туристских услуг в Российской Федерации имеет некоторые особенности, которые вызваны изменениями покупательной способностью населения и санкциями. Изменяется география въездного и выездного туризма из-за волатильности покупательной способностью населения, обменного курса и санкций. В настоящее время по въездному туризму лидируют Украина, Казахстан, Китай, который имеет потенциал роста по причине доходов его населения. Проведение крупных спортивных мероприятий способствует существенному росту услуг туризма. Выявлена зависимость численности туристического потока и стоимости реализованных турпакетов, числа агентств, гостиниц и др. сервиса. Показатели туристической отрасли России демонстрируют значимый рост. Рекомендуется переориентировать туристические потоки на внутренний и въездной туризм, что привлечет инвестиции в регионы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of economics of tourism services

The economy of tourist services in the Russian Federation has some features that are disclosed in this article. Features caused by changes in the purchasing power of the population and sanctions. The geography of inbound and outbound tourism is changing due to the volatility of the purchasing power of the population, the exchange rate and sanctions. Currently, Ukraine, Kazakhstan, China are the leaders in inbound tourism, which has the potential for growth due to the income of its population. Major sporting events contribute to a significant increase in tourism services. The dependence of the number of tourist flow and the cost of sold tour packages, the number of agencies, hotels and other services. The indicators of tourism industry in Russia demonstrated considerable growth. It is recommended to reorient tourist flows to domestic and inbound tourism, which will attract investment in the regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы экономики туристских услуг и сервиса»

Проблемы экономики туристских услуг и сервиса Problems of economics of tourism services

Ц Л московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ Ч^Я ЖУРНАЛ

УДК 338.46.004 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15080

Курочкин В.Н.,

доктор технических наук, старший научный сотрудник, профессор Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону Kurochkin V.N.,

Doctor of Technical Sciences, Senior Researcher, Professor of the Southern Federal University, Rostov-on-Don

Аннотация. Экономика туристских услуг в Российской Федерации имеет некоторые особенности, которые вызваны изменениями покупательной способностью населения и санкциями. Изменяется география въездного и выездного туризма из-за волатильности покупательной способностью населения, обменного курса и санкций. В настоящее время по въездному туризму лидируют Украина, Казахстан, Китай, который имеет потенциал роста по причине доходов его населения. Проведение крупных спортивных мероприятий способствует существенному росту услуг туризма. Выявлена зависимость численности туристического потока и стоимости реализованных турпакетов, числа агентств, гостиниц и др. сервиса. Показатели туристической отрасли России демонстрируют значимый рост. Рекомендуется переориентировать туристические потоки на внутренний и въездной туризм, что привлечет инвестиции в регионы России.

Summary. The economy of tourist services in the Russian Federation has some features that are disclosed in this article. Features caused by changes in the purchasing power of the population and sanctions. The geography of inbound and outbound tourism is changing due to the volatility of the purchasing power of the population, the exchange rate and sanctions. Currently, Ukraine, Kazakhstan, China are the leaders in inbound tourism, which has the potential for growth due to the income of its population. Major sporting events contribute to a significant increase in tourism services. The dependence of the number of tourist flow and the cost of sold tour

packages, the number of agencies, hotels and other services. The indicators of tourism industry in Russia demonstrated considerable growth. It is recommended to reorient tourist flows to domestic and inbound tourism, which will attract investment in the regions of Russia. Ключевые слова: туризм, туристы, страны, услуги, сервис, экономика, проблемы, развитие, эффективность.

Key words: tourism, tourists, countries, service, economy, problems, development, efficiency.

Современный мир характеризуется транспортной доступностью самых различных, порой чрезвычайно удаленных, его уголков. Доступность поездок по всему земному шару увеличивают туристские фирмы, которые берут на себя бремя всяческих вопросов путешествий. С другой стороны, коммуникативные связи увеличивают желания народонаселения отправиться в поездки. По этим причинам во всём мире всё большее количество человек ежегодно отправляются в туристические путешествия. Это могут быть как поездки по своей стране, то есть внутренний туризм, так и по другим странам -это выездной туризм. Можно сказать, что миграция населения по туристским направлениям к настоящему времени стал значимым фактором экономического развития стран, принимающих потоки туристов. Туристические поездки нуждаются в инфраструктуре и государственной поддержке, которая оказываются практически во всех странах, принимающих туристов. В качестве примера можно привести Турцию, которая на протяжении 90-х и нулевых годов вложила в инфраструктуру курорта Анталия около 30 млрд. долларов, которые вернулись в бюджет с прибылью. Обслуживанием туристов в этой стране ежегодно заняты миллионы человек. Сервис туристского потока - основа создания миллионов новых рабочих мест. Ежегодно туристы привозят в Турцию денег столько же, а чаще и больше, чем Россия получает от экспорта вооружений. И среди туристов, отдыхающих на турецком побережье, не менее трех миллионов россиян (за исключением 2015 г.). Следовательно, услуги туризма и сопутствующего сервиса являются эффективной сферой приложения инвестиций и снижения безработицы, увеличения доходов населения принимающей стороны, роста ВВП. По данным ООН, доля туристских услуг составляет 1/10 мирового ВВП. Например, 842 млн. поездок дали США поступления более 700 млрд. дол. В связи с этим представляет интерес развитие туристских услуг в Российской Федерации.

Цель - выявление закономерностей развития туристских услуг и сервиса в Российской Федерации.

Методика исследований предусматривала экономический анализ способом сравнения и изучения показателей в динамике.

В качестве исходных данных использованы результаты статистического наблюдения и результаты опубликованных исследований по данной теме.

В результате исследований установлено следующее. Данным вопросом занимается рад исследователей Южного федерального университета, Ставропольского ГАУ и др. Перспективы развития внутреннего туризма на юге России исследовали С.Г. Горяйнов и А.В. Полушкина [1, с. 298-300]. Развитию туристских кластеров посвящена работа И.Н. Молчанова [2, с. 279-284], Значимость вопросов маркетинга и маркетинговой стратегии развития туристского направления Индонезия-Бали показана в работе О.В. Ивлиевой [3, с. 276-278]. Вместе с тем общие тенденции развития туристских услуг в РФ недостаточно раскрыты, хотя эффективность въездного туризма очевидна и подтверждена данными ООН. Поэтому вначале исследовали вопрос въездного туризма.

С использованием результатов статистического наблюдения [4, с. 230-238] нами было установлено, что по въездному туризму лидируют такие страны, как Украина -8,7 млн. чел., Казахстан - 3,5, Китай - 1, 48, Финляндия - 1,1 и Азербайджан - 0,9 млн. человек. Наибольший потенциал роста имеет Китай по причине миллиардного населения и роста его доходов. Всего въезжают в Россию ежегодно 24,5 млн. интуристов, тенденция роста отсутствовала до 2018 г, но в 2018 г. был рост 11,53% в связи с чемпионатом мира по футболу. На наш взгляд, это связано со слабой рекламной компанией. В то же время в сезон отпусков российские СМИ заполнены рекламой поездок в Турцию, Хорватию, Италию, Испанию, Грецию и др. заморские страны. Не удивительно, что россияне массово выезжают в эти страны: за 2018 год рост выездного туризма составил 27, 4 % по данным Агентства по туризму РФ. Для роста ВВП России более приемлем вариант роста внутреннего и въездного туризма, в настоящее время доля внутреннего туризма составляет 64%, въездного - 11,0%, выездного - 25,0% (рис.1).

■ внутренний

■25% Я Шк

■ ВЫеЗДНОМ

BF и

■ Въездном

Рисунок 1 — Стр'уктура туристской отрасли РФ в 2017 г. [4. с. 230—23 5]

При выезде за рубеж наши граждане инвестируют свои средства в развитие другой страны, в ущерб собственной. Такое положение дел препятствует развитию инноваций в

туризме. Указанные инновации существенно повышают его экономическую эффективность [5, с. 114-126].

С использованием результатов статистического наблюдения [4, с. 230-238] нами было установлено: в прошлом году объем выездного туризма был 24,39 млн. чел, а в первом квартале нынешнего - 5,88 млн. чел, и за год ожидается существенный рост по сравнению с прошедшим периодом. В этом сегменте преобладает туризм для пляжного отдыха и рекреации. По данным ассоциации туроператоров России, выездные потоки в 2017 г. были направлены в Турцию - 4,66 млн. чел., Финляндию - 3,63, КНР - 1,80, Эстонию -1,80, Германию - 1,27, Таиланд - 1,14, а в Испанию и Италию - по 1,0 млн. чел. Три страны из популярных выездных рынков, по версии пограничной службы ФСБ России, продемонстрировали отрицательную динамику числа поездок в 2017 году по сравнению с предыдущим годом: это Литва (-6,85%), Болгария (-10,3%) и Тунис (-16,9%). Специалисты указанной ассоциации считают, что из ранее не популярных представляет интерес Доминиканская республика, у которых второе после Турции место по динамике прибытий, Пограничные службы зафиксировали рост числа российских туристов в эту страну на 73,13%. Куба приняла на 60,1% больше россиян, а Иордания - на 56%. Но лидер роста - Саудовская Аравия (129%).

Следующим видом, указывающим на уровень развития туристской отрасли республики является въездной туризм. В настоящее время наблюдается положительная динамика увеличения объемов въездного туризма (рис. 2).

12 3 1

Первая колонка — это 2000 г, вторая, третья и четвертая — соответственно 2010, 2014, 2012 и 2016 гг. Рисунок 2 - Обслужено посетителей по въездному туризму в России

Спад выездного туризма в 2015 и 2016 г. объясняется политической напряженностью с Турцией [6, с. 285-287], ростом обменного курса рублей на доллар. Немаловажная роль роста въездного туризма в 2018 г. принадлежит болельщикам ЧМ 2018 года и росту числа

турфирм и тур агентств: общему увеличению туристского потока способствует увеличение численности туроператоров и турагентств. (рис. 3).

Рисунок 3 — Тенденция роста численности туристических агентств и операторов в России

Одновременно с ростом численности организаций, предоставляющих услуги туризма и сервиса, увеличилась стоимость турпакетов до 290 млрд. руб. За период с 2013 по 2017 гг. число туроператоров выросло на 17%, а вал выручки от туристских услуг - на 25%, то есть численность турагентств значимо повлияла на показатели эффективности данной отрасли (рис. 4).

Рисунок 4 - Сюимос

Как известно, внутренний туристский рынок в большинстве развитых в туристском плане странах приносит от 30 до 50 % общего дохода от туризма.

В этом отношении и у России [7, с.301-304] есть перспективы, которые не реализованы по причине недостаточной инфраструктурной бюджетной протекции, небрежному отношению к рекламе внутреннего туризма и пропаганде туристских возможностей наших стран за рубежом. Среднегодовое увеличение туристской активности колеблется, факторы колебаний - зависимости экономики от обменного курса и международных отношений. Но если ухудшение отношений компенсируется перенаправлением туристов в другие страны, то падение курса национальной валюты не поддается корректировке. Значимый фактор - сопутствующий туризму сервис, прежде всего количество мест для размещения туристов. Туристы проводят в России в турпоездках в среднем 8 суток, за период с 2000 по 2016 гг. число указанных мест

возросло в три раза, а количество размещений - в 2,6раза при снижении оборота от 48 до 41 (табл.1).

Таблица 1 — Взаииосвязь показателей сервиса туризма в динамике

Показатели 2003 2010 2014 2015 2016

Числ о пест ЛЛЯ ТурИСТОВ, ™С. 346 530 315 923 1035

Бс ег о р азмеш ено 16539 21259 2895(5 3052(5 42515

Оаорогмест 48 40 36 33 41

В результате анализа экономических показателей развития туристских услуг и сервиса в Российской Федерации выявлена зависимость численности туристического потока от количества мест размещения туристов, причем с увеличением числа последних оборот мест замедляется. Рост стоимости реализованных турпакетов прямо пропорционален численности туристского потока. Положительными факторами его роста является развитие связанного с туризмом сервиса. Все показатели туристической отрасли демонстрируют значимый рост.

Выводы. Показатели туристической отрасли России демонстрируют значимый рост. Для дальнейшего роста ВВП России более приемлем вариант роста внутреннего и въездного туризма, в настоящее время доля внутреннего туризма составляет 64%, въездного - 11,0%, выездного - 25,0%. Тенденция роста въездного туризма до 2018 была слабой, что связано с недостаточной рекламной компанией. В настоящее время по въездному туризму лидируют Украина, Казахстан, Китай, который имеет потенциал роста по причине доходов его населения. В связи с обострением отношений с Украиной она, скорее всего, уйдет из лидеров. Проведение крупных спортивных мероприятий способствует существенному росту услуг туризма. Выявлена зависимость численности туристического потока и стоимости реализованных турпакетов, числа агентств, гостиниц и др. сервиса.

Несмотря на успешное развитие туристской отрасли, имеются некоторые проблемы. Во-первых, на её экономику значимо влияют изменения покупательной способности населения, волатильность обменного курса и санкций, что приводит к значимым изменениям географии въездного и выездного. Рекомендуется переориентировать туристические потоки на внутренний и въездной туризм, что привлечет инвестиции в регионы России и позволит снизить зависимость турпотока от обменного курса и санкций. Во-вторых, проблемой является излишняя реклама выездного туризма, и слабая рекламная компания по внутреннему туризму. Проблемой является системный кадровый кризис в российской индустрии туризма [8, С. 18-22]. Проблемой для экономики страны является тот факт, что выездной туризм выводит из нашей страны суммы, сопоставимые с

доходом от оборонного экспорта, поэтому разумно переориентировать туристические потоки на внутренний туризм, что привлечет инвестиции в регионы России. Также есть основания для развития въездного туризма [9], деньги от которого позволят развивать связанный с туризмом сервис.

Список литературы

1. Горяйнов, С.Г. Перспективы развития внутреннего туризма на юге России // С.Г. Горяйнов., А.В.Полушкина. - Россия в глобальной экономике: вызовы и институты развития. Материалы III Международного политэкономического конгресса и VI Международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону. - 26-28 мая 2016 г. - с. 298-300.

2. Молчанов, И.Н. Развитие туристских кластеров в регионах России: проблемы формирования финансовых ресурсов. - Россия в глобальной экономике: вызовы и институты развития. Материалы III Международного политэкономического конгресса и VI Международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону. - 26-28 мая

2016 г. - с. 279-284.

3. Ивлиева, О.В. Маркетинговая стратегия развития центрального туристского направления в Индонезии - Бали. - Россия в глобальной экономике: вызовы и институты развития. Материалы III Международного политэкономического конгресса и VI Международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону. - 26-28 мая 2016 г. - с. 276-278.

4. Российский статистический ежегодник. 2017: Статистический сборник./Росстат. - М.,

2017 - 686 с. - с. 230-239.

5. Рубан Д. А. Инновационный менеджмент в туризме: направления и управленческие действия / Д. А. Рубан // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. — 2015. — № 1.

— С. 114-126.

6. Павлов П.В. Влияние санкций на русско-турецкие отношения и перспективы развития туризма между двумя великими странами // П.В Павлов, О.С. Щекунцова.- Россия в глобальной экономике: вызовы и институты развития. Материалы III Международного политэкономического конгресса и VI Международной научно-практической конференции.

- Ростов-на-Дону. - 26-28 мая 2016 г. - с. 285-287.

7. Григорян, В.В. Природный фактор как базовая основа развития рекреационной деятельности. - Россия в глобальной экономике: вызовы и институты развития. Материалы III Межд. политэкономического конгресса и VI Межд. научно-практ. конф. -Ростов-на-Дону. - 26-28 мая 2016 г. - с. 301- 304.

8. Рубан Д.А. О причинах системного кадрового кризиса в российской индустрии туризма. Вестник Таганрогского ИУиЭ.- 2018. - № 1 (27). - С. 18-22.

9. Курочкин В.Н., Кобина Л.А. Организационно-экономические аспекты сервисной деятельности: физкультурно-спортивные услуги, горнолыжный туризм и сервис. - Ростов-на-Дону: Дониздат, 2015. - 151 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.