Научная статья на тему 'Конкуренция на рынке туристических услуг'

Конкуренция на рынке туристических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / PRICING FACTORS / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ТАРИФ / TARIFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Ирина Анатольевна, Баясгалан Цэцгээ

Статья посвящена актуальной теме современности развитию туристической сферы услуг. Одной из главных задач государственной политики в сфере туристических услуг является превратить туризм в конкурентоспособный, инновационный, устойчивый и высокодоходный сектор национального бизнеса. В настоящее время ценообразование стало одним из ключевых процессов стратегического развития предприятия. Конкуренция на всех этапах развития экономических взаимоотношений была одним из главных факторов ценообразования. В статье проведен анализ различных типов конкуренции на рынке туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киселева Ирина Анатольевна, Баясгалан Цэцгээ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкуренция на рынке туристических услуг»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ Киселева И.А.1, Баясгалан Ц.2 Email: Kiselеvа1792@scientifictext.ru

'Киселева Ирина Анатольевна - доктор экономических наук, профессор,

кафедра математических методов в экономике, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва; 2Баясгалан Цэцгээ - доктор экономических наук, доцент, кафедра управления технологиями, Школа делового администрирования и гуманитарных наук, Монгольский университет науки и технологий, г. Улан-Батор, Монголия

Аннотация: статья посвящена актуальной теме современности - развитию туристической сферы услуг. Одной из главных задач государственной политики в сфере туристических услуг является превратить туризм в конкурентоспособный, инновационный, устойчивый и высокодоходный сектор национального бизнеса. В настоящее время ценообразование стало одним из ключевых процессов стратегического развития предприятия. Конкуренция на всех этапах развития экономических взаимоотношений была одним из главных факторов ценообразования. В статье проведен анализ различных типов конкуренции на рынке туризма. Ключевые слова: туризм, факторы ценообразования, конкуренция, тариф.

COMPETITION IN THE MARKET OF TOURIST SERVICES Kiselеvа I.A.1, Bayasgalan TS.2

'К1$е1еуа Irina Anatolievna - Doctor of Economics, Professor, DEPARTMENT OF MATHEMATICAL METHODS IN ECONOMICS, PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW; 2Bayasgalan Tsetsgee - Doctor of Economics, assistant professor,

DEPARTMENT OF TECHNOLOGY MANAGEMENT, SCHOOL OF BUSINESS ADMINISTRATION AND HUMANITIES, MONGOLIAN UNIVERSITY OF SCIENCE & TECHNOLOGY, ULAAN BATOR, MONGOLIA

Abstract: the article is devoted to the actual topic of modernity - the development of the tourism services sector. One of the main tasks of the state policy in the sphere of tourist services is to turn tourism into a competitive, innovative, stable and highly profitable sector of national business. Currently, pricing has become one of the key processes of strategic development of the enterprise. Competition at all stages of development of economic relations was one of the main factors ofpricing. The article analyzes different types of competition in the tourism market. Keywords: tourism, pricing factors, competition, tariff.

УДК 330

Конкуренция на всех этапах развития экономических взаимоотношений была одним из главных факторов ценообразования. Хозяйственные субъекты, предлагающие услугу туристического характера, формируют рыночную среду этой сферы. Рыночные тарифы находятся в прямой зависимости от числа участников рынка: чем их больше, тем сильнее конкуренция.

Для оценки роли конкуренции в процессе формирования тарифов необходимо оценить степень концентрированности рынка, для чего целесообразно использовать индекс Херфиндаля - Хиршмана (1) [1].

hhi = s2 + s2 + s2 +...+s2 , (i)

где Sn - доля каждого участника рынка, исходя из объемов продаж.

Очевидно, что с помощью индекса можно описать ситуацию на рынке и показать следующие результаты: HHI > 2000 - рынок сильно концентрирован; 1000 < HHI < 2000 -рынок умеренно концентрирован; HHI < 1000 - рынок не концентрирован.

Уровень концентрированности рынка, рассчитанный методом Херфиндаля - Хиршмана, может быть эффективным для больших рынков с относительно незначительным количеством участников. На малых рынках, где конкурентную среду создает большое число поставщиков, данный метод может привести к искаженным, оторванным от рыночной реальности результатам. В подобных случаях целесообразно оценить уровень конкуренции индексом Лернера (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£ = (2) Р

где Р - тариф услуги, предлагаемой со стороны фирмы,

МС - предельные издержки.

Коэффициент Лернера должен быть в рамках от 0 до 1. В условиях совершенной конкуренции принимается, что цена единицы продукции равна предельным издержкам, коэффициент Лернера становится равным 0.

Рассмотрим различные типы рынков.

1. Свободный рынок характеризуется множеством участников, доля каждого из которых не превышает 50% от объема рынка. Рыночная конкуренция построена на основах рыночных взаимоотношений, при которых все участники рынка пытаются увеличить свой объем рынка, сокращая расходы, внедряя новые направления услуг, привлекая клиентов маркетинговыми инструментами. Данный тип конкуренции характерен для туристической сферы, поскольку рынок дает возможность с использованием научных и технологических нововведений снижать расходы, разрабатывать новые направления туризма или же привлекать клиентов определенной социальной группы. Предприятия, которые хотят получать конкурентные преимущества на рынке с момента проникновения, могут применять новые методы и технологии обслуживания, что позволит привлечь покупателей низкими ценами или высоким качеством. Так, например, туристическая организация «Инна-тур», вместо 600 долларов за неделю пребывания в Париже предлагала клиентам тур всего 399 долларов, экономя на стоимости авиабилетов, поскольку заключила долгосрочный контракт с авиакомпанией. Следовательно, компания предлагала идентичный с конкурентами тип туристической услуги, тариф которой был на 34% ниже среднерыночной.

2. Следующий тип конкуренции обозначается как умеренно концентрированный. На подобных рынках количество участников превышает 10, однако доля объема пяти фирм в совокупности превышает 50% сферы. В данном случае рынок характеризуется сильным воздействием конкуренции на тарифы, однако, влияние ценовое, рыночное, с временными неценовыми проявлениями. Сфера услуг является наукоемкой, в определенных условиях субъектам рынка удается достичь конкурентных преимуществ, снижая рыночные тарифы, при сохранении уровня эффективности производства [2, с. 244].

3. При олигополистической конкуренции сфера характеризуется, в первую очередь, ограниченным числом конкурентов. В данном случае на рынке работают не более 10 поставщиков, среди которых выделяется определенный лидер или группа лидеров. Олигополистическая конкуренция, как правило, влияет на уровень тарифов, необоснованно поднимая их. Ценовая стратегия одной фирмы, если она не занимает более 60% рынка, не может быть эффективна, поскольку у покупателей выбор поставщика незначительный, но неограниченный.

4. Монопольный рынок характеризуется одним участником рынка, который имеет возможность формирования рыночных цен, исходя только из своих целей. На рынке туризма чистая монополия, которая подразумевает единственного поставщика, не встречается, поскольку услуга - продукт не первой необходимости и в случае, когда его фактическая рыночная стоимость превышает экономическую стоимость (предельную экономическую выгоду потребителя), покупатели отказываются от потребления.

В современной экономике развитие туристической сферы неограниченно в силу природного, культурного, этнического разнообразия планеты. Но реализация определенных услуг связана с рядом природных условий, которые формируют монополию поставщика (путешествие в космос, отдых на необитаемом острове, морское путешествие на подводном судне). В большинстве случаев фирмы, которые имеют необходимые ресурсы, предлагают эксклюзивные турпакеты, которые включают услуги, не имеющие близких альтернатив на рынке, резко отличаются по качеству, направлены на реализацию нестандартных потребностей человека в отдыхе и путешествиях. В данном случае фирма становится монопольным поставщиком услуги, что аргументировано природными условиями, финансовыми возможностями, а также стратегией развития компании. Монопольный поставщик услуги для формирования тарифов не имеет конкурентов, поэтому может назначать выгодные для себя тарифы. Это означает, что увеличение цен на его продукцию необязательно приведет к потере всех покупателей. Открытие новых туристических направлений требует немалых вложений, поэтому стоимость турпакета будет относительно высокой для покрытия расходов и получения долгосрочной прибыли.

Список литературы / References

1. Исмаев Д.К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса). М.: «Книгодел»: МАТГР, 2015. 158 с.

2. Киселева И.А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма / Аудит и финансовый анализ, 2005. № 2. С. 244 - 245.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА КАК ФАКТОР НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ Курбатова И.А.1, Пермякова Н.П.2 Email: Kurbatova1792@scientifictext.ru

'Курбатова Ирина Александровна - кандидат экономических наук, доцент;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2Пермякова Надежда Павловна - кандидат экономических наук, доцент,

кафедра политической экономии, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье отмечается необходимость модернизации российской экономики для выхода на уровень развитых стран, одно из условий которой — преобразование рынка труда, адекватное идее новой индустриализации; выделяется, в частности, проблема оплаты труда и ее дифференциации, несоответствие современного механизма формирования заработной платы задаче реструктуризации рынка труда и повышению его качества; подчеркивается необходимость совершенствования и активизации мер государственной политики распределения доходов в направлении обоснованного материального и морального стимулирования работников.

Ключевые слова: новая индустриализация, регулирование рынка труда, неконкурентоспособность заработной платы, дифференциация заработной платы, государственная политика, стимулирование труда.

THE REGULATION OF THE LABOR MARKET AS A FACTOR OF THE NEW INDUSTRIALIZATION Kurbatova I.A.1, Permyakova N.P.2

'Kurbatova Irina Aleksandrovna — PhD in Economics, Associate Professor;

2Permyakova Nadezhda Pavlovna - PhD in Economics, Associate Professor, POLITICAL ECONOMY DEPARTMENT, URAL STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, YEKATERINBURG

Abstract: in the article the necessity of modernization of the Russian economy to reach the level of developed countries, one of which — the transformation of the labor market adequate to the idea of new industrialization; it is, in particular, the issue of remuneration and its differentiation, the discrepancy of the modern mechanism of wage formation objective of the restructuring of the labour market and to improve its quality; stressed the need to improve and enhance the public policy measures of the distribution of income in the direction of the sound material and moral incentives. Keywords: new industrialization, labor market regulations, uncompetitive salaries, wage differentiation, state policy to stimulate labor.

УДК 331.5.024.5

Потребность в обновлении, переоценке сложившихся стереотипов становится сегодня очевидным условием развития любого общества. При этом невозможно слепо копировать экономические модели наиболее успешных стран. Построение траектории развития каждой страны предусматривает учет всех противоречиво связанных факторов: внешних и внутренних, обусловленных политическими, историческими, ментальными, природными особенностями развития государства, а также реальную оценку исходных условий для преобразований. Выбранная стратегия, характеризующая общую долгосрочную идею социально-экономического развития страны, предполагает достаточно своевременные и взвешенные тактические меры, адекватные изменениям внешней и внутренней среды этой страны. Не случайно, попытки создать общие схемы экономических преобразований для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.