Научная статья на тему 'Экономическая политика регулирования электроэнергетики Воронежской области'

Экономическая политика регулирования электроэнергетики Воронежской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рисин И. Е., Трещевский Ю. И., Цапин А. Н.

В статье дана содержательная характеристика основных направлений региональной политики регулирования электроэнергетики Воронежской области. В их составе: формирование новой институциональной структуры отрасли, включающей государственный и частный секторы экономики: содействие развитию конкурентных начал в производстве и сбыте электроэнергии; совершенствование тарифной политики. По каждому из направлений обоснованы инструменты, посредством которых региональные органы власти воздействуют на процессы реформирования и развития электроэнергетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICAL ELECTROENERGETICS ADJUSTMENT POLICY OF THE VORONEZH REGION1VSU

Pithy characteristics of the main trend of Regional Electroenergetics Adjustment Policy are given in the article. They include: to form of a new institutional structure of the field, including state and private sectors: to help to develop competativeness in manufacturing processes and electroenergetic selling; to improve the rate policy. All these characteristics are supported and proved. Using all these tools the Regional Government in Pluence on forming and developing processes in the field of electroenergetics.

Текст научной работы на тему «Экономическая политика регулирования электроэнергетики Воронежской области»

УДК 338.1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2004 И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский, А. Н. Цапин

Воронежский государственный университет

Оценка состояния и перспектив развития электроэнергетики в Воронежской области. анализ нормативных документов, регламентирующих характер и векторы процессов ее реформирования и развития, позволяют следующим образом определить основные направления региональной политики регулирования этой отрасли:

- формирование новой институциональной структуры электроэнергетики, включающей государственный и частный секторы экономики;

- содействие развитию конкурентных начал в производстве и сбыте электроэнергии;

- совершенствование тарифной политики.

Главным в содержании процессов, осуществляемых в рамках первого направления, является изменение структуры собственности предприятий электроэнергетики, выполняющих функции генерации, распределения, передачи, сбыта электроэнергии, сервисного обслуживания.

Реформирование структуры собственности электроэнергетического комплекса области в значительной степени зависит от характера собственности в генерирующем секторе отрасли. Для Воронежской области основной генерирующей компанией является Нововоронежская АЭС. Ныне она сохранена в государственной собственности и передана в хозяйственное ведение концерна ГУП «Росэнергоатом».

Целесообразность сохранения объектов такого рода в государственной собственности и их укрупнение получила практическое подтверждение. Превращение АЭС в филиал концерна позволило решить ряд финансовых проблем: обеспечить своевременность расчетов с ФОРЭМ; включить инвестиционную составляющую в тариф на электрическую энергию, вырабатываемую

концерном и профинансировать за счет этого работы по продлению сроков эксплуатации 3 и 4 блоков (в 2000—2002 гг. на это выделено более 1,9 млрд руб. капиталовложений). В итоге за областью сохранен статус энергоизбыточного региона и, соответственно, продажа электроэнергии по нерегулируемым ценам в объеме до 15 % ее выработки.

В связи с сохранением Нововоронежской АЭС в государственной собственности центральной задачей развития региональной электроэнергетики является реформирование ОАО «Воронежэнерго», обеспечивающее, как и преобразование любого другого АО-энерго, создание условий для формирования и функционирования конкурентного рынка электроэнергии на территории региона. В процессе преобразования общества необходимо обеспечить достижение финансовой прозрачности предприятий отрасли, повышение ее инвестиционной привлекательности, соблюдение интересов акционеров, возможностей реализовать макроэкономические и социальные цели государства посредством мер государственного регулирования отрасли.

При этом на первом этапе реформирования (его предполагается осуществить до конца 2004 г.) планируется создание следующих предприятий:

“ ОАО «Воронежская управляющая энергетическая компания* (ВУЭК);

~ ОАО «Воронежэнерго» (электросетевая компания);

- ОАО «Воронежская генерирующая компания» (ВГК);

- ОАО «Воронежская энергосбытовая компания (ВЭСК);

- ОАО «Воронежская магистральная сетевая компания» (владеющая акциями Меж-

региональной магистральной сетевой ком* панки (ММСК) Центра);

- ОАО «Воронежэнергоремонт» (ВЭР — 100 % дочерняя компания ОАО «Воронеж-

энерго»;

- ОАО «Воронежэнергопроект» (ВЭП — 100 % дочерняя компания ОАО «Воронеж-энерго»);

- ОАО «Воронежэлектросетьремонт» (100 % дочерняя компания ОАО «Воронеж-энерго»);

- Некоммерческое образовательное учреждение «Воронежский учебный центр «Энергетик» (НОУ «ВУЦ «Энергетик»).

Новая институциональная структура электроэнергетики Воронежской области представлена на рис.

В результате проведения этого этапа в структуре отрасли осуществляется разделение потенциально конкурентных и монополистических видов деятельности. При этом в новых акционерных обществах сохраня-

РАО «ЕЭС Росси»

1

49,01 •/• уставного капитала

I Миноритарные акционеры I

1

50,99% уставного капитала

ОАО «Воро-

управляющая энергетическая компа-

Аппарат

управления

ОАО «Воро-нежэнерго»

Распределительные электросети

ОАО «Воронежская магистральная сетевая компания)» ОАО «Воронежская генерирующая компания»

Воронежская ТЭЦ-1

Акции ОАО л ММСК Центра»

Воронежская ТЭЦ-2

Вороноесжие тепловые сети

ОАО «Воронежская энергосбытовая компания»

Поставка электрической энергии потребителям Воронежской области. Исполнение функций ГП на территории Воронежской области

100 % уетшого

100 Ч уставного

ОАО л Вороне ж*

I

ОАО «Воровежзясрпъ

Рис. Новая институциональная структура электроэнергетики Воронежской области ЕСГНИК В ГУ. Серия ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ, 2004. Ч 2 *4

етсн существующее распределение акций между акционерами <Вцшжзнд>р».

Важной особенности) реорганизации отрасли шипи сохранение едино! уц*о-ленческой структуры, ш чего планируется передать акционерному обшесгау «Воронежская управляющая энергетическая компания» («ВУЭК») полномочии единоличного исполнительного органа ОАО «Воронеж-энерго». ОАО «ВГК». ОАО «ВЭСК».

Основной задачей ВУЭК является кон-солидаиия управления энергосистемой на период реорганизации. Срок функционирования управляющей компании определяется степенью готовности создаваемых в ходе реформирования компаний к самостоятельному функционированию. В составе ее функций планируется: осуществление полномочий исполнительного органа вышеназванных компаний на основе договоров управления; формирование и развитие единой корпоративной, технической и финансовой политики; обеспечение соблюдения единых стандартов безопасности, технических норм и правил функционирования энергетических систем; выработка единых стандартов финансовой отчетности и документооборота для создаваемых энергетических компаний.

Следует отметить, что полномочия исполнительного органа в системе акционерных обществ достаточно ограничены, поскольку он обязан выражать интересы акционеров. Поэтому полагаем целесообразным непосредственно включить в состав акционеров федеральные и региональные органы власти и управления. При этом можно эффективно использовать механизм обмена акций РАО «ЕЭС России» как крупнейшего акционера региональных АО-энер-го на акции создаваемых предприятий Не исключена возможность выкупа акций у миноритарных акционеров общества, поскольку удовлетворение их интересов как собственников и участников процессов управления в данном обществе с небольшим имущественным комплексом и наличием системы макроэкономических и социальных целей проблематично

На каш взгляд, для контроля за формированием конкурентного рынка, гтрелотвря-шения формирования олигополистической структуры рынка прсяяшюв иичгтроШГ|Я ИИ.

учета интересов региона при разработке управляющей компанией корпоративной, финансовой и техническое политики пеле-сообразно присутствие в составе акционеров ВУЭК администрации области с пакетом акций не ниже блокирующего. При злом оправдана передача названного пакета акций в трастовое управление, позволяющее обеспечить, во-первых, высокий профессиональный уровень контрола и его систематичность, во-вторых, четкое определение принципов и задач, которые должны быть реализованы в рамках жтненного цикла АО.

ОАО «Воронежская генерирующая компания» будет формироваться на базе имущественных комплексов ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, функционирующих ныне в качестве подразделений ОАО «Воронежэнерго». В составе ее функций: производство электрической энергии; производство и передача тепловой энергии; сбыт тепловой энергии. Присутствие региональных органов власти и управления в числе акционеров компании нецелесообразно, поскольку предприятие становится с момента своего создания участником конкурентного рынка производителей электроэнергии с относительно небольшим объемом производства, не требующим специального регулировании.

Роль региональных органов — в инициировании процессов формирования внутри компании конкурентно# среды, участниками которой станут ее относительно автономные отделения — ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Они смогут самостоятельно выходить на оптовый (а со временем — розничный) рынок электроэнергии, финансировать свои затраты. К основным вопросам, передаваемым в компетенцию отделений, оправданно отнести: формирование производственных планов; проведение собственной ценовой политики (в рамках ограничений, установленных ВУЭК и РЭК; распоряжение частью полученной прибыли, направляемой, в том числе, ка дополнительное материальное поощрение и образование целевых фондов (резервного, развития).

ОАО «Воронежэнерго» (РСК — распре-аелитедьнад ггтгиая шипами) — предпринимательская структура, которая станет естественным монополистом, реализующим функцию доставки авектроамрпш от ма-

гистральных сетей до конкретных потребителей. Ее имущественный комплекс составят региональные сети ВН, СН и НН, передающиеся ОАО «Воронежэнерго», поэтому на первом этапе РСК окажется дочерней организацией «Воронежэнерго». Можно прогнозировать процесс продажи ей муниципальными ОПП своего сетевого хозяйства. Тем более, что такой процесс имеет историю. Так, в течение 2001—2002 гг. инициированы региональными органами государственной власти и управления и приняты органами местного самоуправления 8 районов области решения о продаже ОАО «Во-ронежэнерго» сетевого хозяйства муниципальных предприятии ОПП.

Следует отметить, что передача собственности позволила нормализовать отношения между поставщиками и потребителями электроэнергии. Она привела в течение одного года (2002 г.) к погашению ранее возникшей задолженности перед ОАО «Воронежэнерго» на сумму 426,3 млн руб., в том числе промышленных предприятий на 144,2 млн руб., сельскохозяйственных предприятий — на 34,8 млн руб., бюджетополучателей — на 190,4 млн руб., сельских ОПП-энергии — на 56,9 млн руб.

По нашему мнению, с учреждением ОАО «РСК» процесс передачи муниципального сетевого хозяйства должен происходить по следующей схеме: вначале муниципальные образования передают сетевое хозяйство в областную собственность (безвозмездно или в счет погашения задолженности перед региональным бюджетом), а затем областная администрация вносит соответствующие объекты в качестве вступительного взноса в учрежденное акционерное общество.

Присутствие региональных властей в качестве акционера способно повысить эффективность регулирующего воздействия на естественного монополиста за счет использования механизма корпоративного управления. В этом случае также потребуется использование инструментария трастового управления государственным пакетом акций.

Трастовый управляющий должен стать инициатором постановки и решения ключевых вопросов развития сетевой компании. Один из них — разработка условий подключения к региональным сетям вновь появля-

ющихся генерирующих предприятий. На наш взгляд, перспективным вариантом его решения является использование механизма франчайзинга, при котором частному предпринимателю предоставляется привилегия на право пользования государственной собственностью (сетями). Соглашение о франчайзинге заключается с теми, кто обязуется соблюдать устанавливаемые государством требования (к тарифам, стандартам качества). Обратим внимание на выгоды, получаемые государством-франшизодателем. Во-первых, создаются условия для наращивания объемов продукции без привлечения дополнительных финансовых ресурсов от собственника. Финансирование эксплуатационных расходов, а также издержек по управлению, найму рабочей силы, другим необходимым элементам производственной программы осуществляется за счет частной фирмы. Во-вторых, частный бизнес начинает «питать» государство не только налоговыми платежами, но и чистыми доходами (в виде процента от объема продаж).

Другим естественным монополистом в электроэнергетике региона станет ОАО «Воронежская магистральная сетевая компания». Ее материальные активы — магистральный электросетевой комплекс ОАО «Воронежэнерго*. По концепции реформирования электроэнергетики области названные активы передаются Межрегиональной магистральной сетевой компании (ММСК) Центра в качестве оплаты дополнительной эмиссии ее акций. Затем в соответствии с концепцией РАО «ЕЭС России* акции должны быть выкуплены ОАО «ФСК ЕЭС». Если это не произойдет, то созданное предприятие ОАО «ВМСК» начинает выполнять функции акционера ММСК Центра. Затем ОАО «ВМСК», как и другие аналогичные предприятия, в соответствии с концепцией реформирования отрасли, предложенной РАО «ЕЭС России», должна бьпъ ликвидирована, а акции пропорционально распределены среди акционеров ОАО «Воронежэнерго».

По нашему мнению, результаты такого процесса в большей мере окажутся негативными, если учитывать интересы самого региона и акционеров ОАО «Воронежэнерго». Для региона по существу закрывается воз-

мажностъ MJUib is антшиосп естественного монополиста, поскольку упрааленчес-кос ммейстмс может инициироваться только высшим менеджментом РАО «ЕЭС России», интересы которого не тождественны интересам государства и конкретного региона. Что касается миноритарных акционеров ОАО «Ворояежзнерго». как и акционеров любых АО-энерп>, то возможности их участия в принятии решений в акционерном обществе федерального уровня и такого масштаба практически отсутствуют.

Целесообразным является другой вариант продолжения реорганизации ОАО •ВМСК» Его суть заключается в сохранении за ОАО «ВМСК.» функций акционера ММСК Центра. При этом необходим выкуп органами власти акций у миноритарных акционеров с использованием специально создаваемого юридического лица, предпочтительно — в форме государственного унитарного предприятия. Такой шаг позволит соыать условия для экономикоорганизационного обеспечения регулирующей деятельности региональных властей в сфере естественной монополии. Конечно, это связано с дополнительными бюджетными расходами. Однако, учитывая сложившийся уровень рентабельности электроэнергетики. такие расходы, по существу, явится финансовыми инвестициями областной администрации. Контрольный пакет акций целесообразно сохранить за органами власти и управления области на достаточно длительный временной интервал, по крайней мере, на период формирования новой дееспособной институциональной структуры отрасли. Даш если федеральное законодательство однозначно потребует в будущем приватизации этой собственности, очевиден выигрыш, поскольку консолидированный пакет стоит для стратегического инвестора неизмеримо больше, чем пакеты, каясушщи-еса в руках множества миноритарных акционеров Поиаление такого инвестора предсказать несложно, поскольку акционер» >ot общество окажется достаточно привлекательным в инвестиционном плане.

На основе имущественного комплекса ОАО «Вороивжшврт «Энергосбыт» iiMinaifi mwiiM ОАО «Воронеж-скал миргоебытааая ымтания . В ооотвег-

ствии с юониепшгй РАО «ЕЭС Рвссаа» данная компания получает статус гчраитируц-шего поставщика с возложением на него следующих функций: покупка электроэнергии на основе договоров участия в оптовом рынке и у ОАО «Воронежская генерирую-шая компания»; заключение с потребителями договоров купли-продажи или поставки электроэнергия; разработка с целью оптимизации нагрузок графиков энергопотребления и гибких тарифных планов; внедрение энергосберегающих технологий и мероприятий по безопасности работы электрооборудования; энергоаувит; согласование с ОАО «Воронелсэнерго» трафиков энергоснабжения и совместный контроль предельных параметров потребляемой мощности, заявленной потребителями; выставление счетов и сбор оплаты с потребителей.

В соответствии с нынешним состоянием электроэнергетики, перспективами развития рынка электроэнергии, ресурсным потенциалом отрасли и основными направлениями социально-экономического развития страны, Концепцией реструктуризации РАО «ЕЭС России» формируются регулируемый рынок электроэнергии в регионе. В его основе — отделение естественно-монопольных видов бизнеса от его потенциально конкурентных сфер. К первым Концепция относит диспетчеризацию и транспорт электроэнергии, ко вторым — генерацию и сбыт.

Субъектами конкурентного рынка могут являться: генерирующие компании; независимые коммерческие компании, выступающие в качестве агентов генерирующих компаний; коммерческие компании, осуществляющие закупку электроэнергии с иелыо ее перепродажи; конечные потребители электроэнергии; распределительные компании (в том числе муниципальные), ааиеюшие распределительными сетами и приобретающие электроэнергию для поставки ее потребителям, присоединенным к ид сетам, при условии разделения бизнесов по транспортировке и сбыту электроэнергии.

Формирование новой институциональной структуры эвпетромирггтши сопряже-но с другим направлением ишипнотд! политики региона »ьных органов власти -«действием ратвнтию конкурентных начал в производстве и сбыте электроэнергии

Такая связь обусловлена тем, что в отрасли создаются хозяйственные структуры, изначально ориентированные на рынок, поэтому развитие конкурентных начал призвано стимулировать их эффективное хозяйствование. Необходимость регулирования государством процессов становления и функционирования рыночного сегмента электроэнергетики важна и для решения другой важной задачи — минимизации социальных издержек, связанных с частичным открытием отрасли для конкуренции.

В обосновании форм и инструментов названной деятельности государства оправдан выбор продуктивного инструментария, апробированного в зарубежной практике рыночной трансформации электроэнергетики.

В этой связи, полагаем целесообразной организацию конкурентных торгов на ввод в действие новых электроэнергетических мощностей. Использование этого механизма позволит, во-первых, изначально зафиксировать стандарты качества продукции генерирующих предприятий, во-вторых, обеспечить транспарентность сделок, связанных с подключением к сетям новых субъектов хозяйствования; в-третьих, регулировать процесс наращивания мощностей в отрасли.

Оправданно для действующих и новых субъектов хозяйствования, обеспечивающих потребителей электроэнергией, введение порядка, дающего последним право на получение компенсации, например, при перебоях в подаче электроэнергии.

Повышенная социально-экономическая значимость электроэнергетики, потребность в ее информационной открытости обусловливает введение порядка, обязывающего предприятия отрасли регулярно посылать в министерство промышленности и энергетики сведения экономического и технического характера, а также публиковать финансовые результаты деятельности.

Открытие электроэнергетики для конкуренции не означает «ухода* государства из процесса ценообразования в этой отрасти. Однако изменение условий хозяйствования детерминирует модификацию используемых им форм и инструментов. Принципиально важным становится, чтобы тарифная политика, реализуемая региональными властями, была направлена на защиту взаимных инте-

ресов потребителей и производителей энергии, поддержание условий конкурентной среды в энергетическом комплексе, созла-ние экономических стимулов для снижения издержек производства и распределения энергии.

В содержательной характеристике названной политики важное значение имеют следующие моменты.

Для тех групп потребителей, которым отмена льготных тарифов существенно ухудшит условия воспроизводства (население, бюджетные организации), необходимо введение лимитированного энергопотребления с оплатой потребления в пределах лимита по льготному тарифу, а сверхлимитного -по полному тарифу, соответствующему стоимости энергоснабжения.

В ряде случаев необходимо перейти от перекрестного субсидирования к рыночным тарифам. Если государство на федеральном или региональном уровне считает важным оказать поддержку каким-либо категориям потребителей продукции, то целесообразны целевые субсидии.

Сохранить перекрестное субсидирование можно только на определенный период, изменив подход к определению структуры реципиентов. Целесообразно, например, предоставлять субсидии (тарифные льготы) по двум критериям: в одном случае сохраняется отраслевой подход к предоставлению суб-сшшй. в частности — предприятиям сельского хозяйства, в другом — необходимо применение территориального критерия. В последнем случае возможны два варианта. Прежде всего, речь идет о субсидировании территорий с низким уровнем развития производительных сил для их более равномерного распределения по территории области. Целесообразность такого подхода вытекает из того, что большинство муниципальных образований являются дотационными и в любом случае получают финансовую поддержку региона, в наибольшей степени — в форме дотаций на выравнивание уровня экономического развития.

По нашему мнению, предоставление льгот по тарифам на электроэнергию будет стимулировать предприятия реального сектора экономики открывать на данных территориях свои хозяйственные подразделе-

ния, что в целом будет способствовать снижению уровня допционности районов, повышению занятости и решению других социально-экономических проблем.

Второй вариант субсидирования по территориальному критерию возможен для активизации процессов реализации конкурентных преимуществ территорий и формирования реализующих их кластеров.

Если речь идет о необходимости повысить общий уровень потребления некоторых категорий хозяйствующих субъектов или населения, то целесообразны адресные дотации.

Оправданно модифицировать систему перекрестного субсидирования посредством включения инвестиционной составляющей

в тарифы только для определенных категорий потребителей.

В дальнейшем целесообразно осуществить переход на тарифы, рассчитанные с учетом рыночных факторов, то есть дифференцировать их в зависимости от уровня питающего напряжения, характера, графика нагрузки, количества потребляемой энергии и т.п.

Реализация предложенной экономической политики регулирования электроэнергетики Воронежской области позволит, на наш взгляд, обеспечить продуктивное воздействие государственных органов субъекта РФ на процессы рыночной трансформации и развития названной отрасли, взаимосвязанное решение стоящих перед нею экономических и социальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.