проектов и социальных программ. Крупный бизнес может рассматривать себя и как гражданина в масштабах страны или нации, тогда она выступает уже в роли общественного деятеля.
По словам патриарха корпоративного гражданства Крейга Смита (Craig Smith), термин «корпоративное гражданство» относится к процессу, когда корпорации в своей повседневной бизнес-деятельности привносят дополнительные «ценности» (added values) в общество, то есть, обычно компании привносят «ценности» в общество неосознанно. Если они идут на это сознательно, это и есть корпоративное гражданство.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что проблема социальной активности бизнеса в последние годы становится все более актуальной и востребованной социальной, экономической и политической практикой в России. Вместе с тем, терминов, описывающих социальную активность и социально-ответственное поведение бизнеса много, в современной науке нет их единого трактования. Это свидетельствует о том, что рассматриваемая проблема многоаспектна, не достаточно изучена и это открывает новые горизонты исследований в области социальной активности бизнеса и его роли в развитии общества.
CD
i ЛИТЕРАТУРА
(□ 1. Ассоциация Менеджеров сотрудничает с ООН в области измерения социальных инвестиций
российского бизнеса // Вестник Ассоциации менеджеров. 2005. № 2(61). ^Т 2. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общ. ред. С.Е. Литовченко. Z М.:Ассоциацияменеджеров,2004.
Lß 3. Концепция стратегического развития России до 2010 года - государственный Совет Рос;> сийской Федерации. М., 2001. 4. Официальный сайт Центра современных бизнес-технологий «SATIO - новый консалтинговый и бизнесобразовательный центр» // http://www.satio.by/ ^ 5. Снегов А. Путь ответственных: от социального рекета к социальному инвестированию // □ Время Малого Бизнеса. 2004. № 10-11.
6. Социальная политика: Учеб. / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2006.
CU
О
ö I—
ф
I—
S
о ■
а
ф
I
>
0
1 I
ф
СТРЕБУЛЯЕВ Д.А.
структурная реформа электроэнергетики в аспекте согласования общенациональных и корпоративных
интересов
о а
^ В настоящее время в Российской Федерации осуществляется крупномасштабная реформа о электроэнергетики, стратегической целью которой является обеспечение устойчивого фун-
<- кционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности про-5 изводства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энерго-о снабжения потребителей (см.: [3, с. 30-32]).
о Необходимость реформы вызвана тем, что энергетика страны функционирует в режиме, когда вертикально интегрированная компания при отсутствии конкуренции исключает ^ возможность привлечения инвестиций, в результате общий уровень износа оборудования превысил 50%, в то же время продолжает действовать затратный механизм тарифообразо-
0 вания, в связи с чем, у энергетиков отсутствует заинтересованность в сокращении издержек ™ производства.
§ Наличие и степень остроты противоречий экономических интересов общества и энерге-^ тических корпораций обусловили необходимость поиска путей преобразования экономичес-
1 ких отношений в данной отрасли, результатом которого явилось бы разрешение или сглажи-о вание основных противоречий.
о Учитывая главные направления проводимой реформы электроэнергетики, было бы спра-00 ведливо отметить, что она протекает в русле общемировых тенденций, складывающихся с
середины 80-х годов XX века и связанных с развитием элементов конкурентного рынка в электроэнергетической отрасли. Причем этот процесс характерен как для развитых стран (США, страны Евросоюза), так и для развивающихся государств (в частности, Чили, Аргентина, Бразилия).
Приоритетная направленность реформ в электроэнергетике за рубежом связана с внедрением конкурентных отношений в отрасли. Первостепенной целью формирования рынка электроэнергии практически везде являлось согласование экономических интересов всех субъектов экономики посредством достижения общественной выгоды в результате рационализации деятельности предприятий электроэнергетики.
Переходя к анализу подходов к реформированию отечественной электроэнергетики, следует подчеркнуть, что главной целью реформирования отрасли в России также является гармонизация экономических интересов субъектов электроэнергетики, развивающейся национальной экономики и общества в целом.
Целевая ориентация реформирования предопределила круг задач, решение которых должно способствовать снижению остроты ключевых «узлов» противоречий интересов в
П
Ш
сложившейся отраслевой модели. Суть трансформации экономических отношений в отрасли ь в соответствии с реализуемой моделью состоит в отказе от механизма административного щ перераспределения ресурсов и переходе к конкурентному взаимодействию участников на основе балансирования спроса и предложения в условиях либерализации оптового и рознич- ^ ных рынков электроэнергии. И
Основные характеристики целевой модели функционирования электроэнергетики могут быть сведены к следующему:
1. Единое рыночное пространство на территории России. Необходимость реализации го- о сударственных интересов в части сохранения целостности ЕЭС России, способствующей обеспечению энергетической безопасности России и представляющей возможность ^ колоссальной экономии энергетических ресурсов при централизованном ведении ре- □ жимов производства и потребления электроэнергии, обусловливает целесообразность ^ формирования единого, централизованного конкурентного оптового рынка электро- О энергии на Европейской территории России, Урале и в Сибири (за исключением изоли- 0 рованных энергосистем, находящихся на этих территориях). Ей
2. Ценообразование на оптовом рынке и торговля электроэнергией. Ценообразование ^ на оптовом рынке электроэнергии осуществляется в рамках ценового «спот» аукцио- ^ на посредством сопоставления ценовых заявок, поданных субъектами оптового рынка § организатору торгов на покупку и продажу электроэнергии. >
Предполагается, что этот конкурентный механизм ценообразования обеспечит снижение 2 цен на оптовом рынке. О справедливости данного тезиса могут свидетельствовать результаты ^ исследований характера влияния конкурентных отношений на динамику цен в российской $ промышленности в целом, проведенных Институтом экономики переходного периода, в со- о ответствии с которыми «конкуренция определенно оказывает положительное влияние на це- о новую политику предприятий, заставляя их массово снижать цены» [5, с. 201]. По некоторым оценкам, имеющиеся резервы для сокращения расходов генерирующих мощностей, которые £5 будут задействованы при введении конкуренции на оптовом рынке электроэнергии, позво- £5 лят электростанциям сократить издержки на 17-20% (см.: [1, с. 17]).
о
3. Инфраструктура отрасли. Обеспечение баланса интересов в соотношении между эко- § номической эффективностью функционирования субъектов электроэнергетики в условиях о конкуренции и необходимостью надежного и бесперебойного энергоснабжения потребите
о.
лей отрасли в процессе ее реформирования должно обеспечиваться посредством создания |
соответствующей рыночным условиям инфраструктуры отрасли, которая включает в себя о
ряд независимых от участников рынка, но регулируемых государством, организаций: ®
- федеральную сетевую компанию (ОАО «ФСК ЕЭС»), межрегиональные магистральные сетевые компании (ММСК), межрегиональные распределительные сетевые компании о (МРСК) и региональные распределительные сетевые компании (РСК), оказывающие на недискриминационной основе услуги по передаче и распределению электроэнергии; ^
- системный оператор (ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС») и его региональные филиалы (диспетчерские § управления), отвечающие за надежное и экономически эффективное управление ре- ^
жимами в ЕЭС России;
- администратор торговой системы (НП «АТС»), организующий централизованную площадку по купле-продаже электроэнергии и обеспечивающий соблюдение утвержденных государством правил рынка.
В целях укрепления интегрирующей роли Единой энергетической системы России и энергетической безопасности государства, обеспечения возможности экономически эффективного взаимодействия производителей и потребителей электроэнергии на конкурентном оптовом рынке электроэнергии, гарантирования равного доступа продавцов и покупателей этот рынок, обеспечения возможности осуществления эффективного государственного регулирование тарифов на передачу электроэнергии в масштабах страны предусмотрена передача во владение ОАО «ФСК ЕЭС» всех магистральных сетей и соответствующего энергетического оборудования. Сетевые активы переходят к созданным в результате реорганизации АО-энерго региональным сетевым компаниям, которые, в свою очередь, на этапе их межрегиональной интеграции будут объединены в несколько (до 5) холдинговых компаний по ОЭС ^ (МРСК), акции которых будут переданы в управление ФСК.
ь Анализ новой структуры электросетевого комплекса показывает, что в результате рефор-(□ мирования отрасли увеличится централизация капитала и управления как в области магистральных, так и в области распределительных сетей, что бесспорно будет служить реализации ^ экономических интересов потребителей электроэнергии в части повышения надежности энергоснабжения. Однако обеспечение экономической эффективности оказываемых гига-^ нтской государственной монополией услуг по транспортировке электроэнергии будет во ;> многом зависеть от степени прозрачности и экономической обоснованности установления тарифов на эти услуги, характера и направлений использования инвестиционных ресурсов, закладываемых в тарифы, соблюдения всеми сетевыми организациями требований законодательства по предоставлению потребителям электроэнергии недискриминационного доступа □ к сетям.
^ 4. Розничные рынки электроэнергии. В сфере поставок электроэнергии конечным пот-О ребителям предстоит сформировать такие розничные рынки электроэнергии, которые
0 обеспечат надежное и одновременно экономически эффективное энергоснабжение
ш потребителей при поэтапном развитии конкуренции, основными субъектами которых
0 будут устойчивые и прозрачные в финансовом отношении региональные энергетику ческие компании, созданные путем выделения с зеркальной структурой капитала из § вертикально-интегрированных АО-энерго региональных генерирующих, сетевых и > сбытовых организаций.
5 В целях реализации экономических интересов конечных потребителей электроэнергии
1 выделенные из АО-энерго сбытовые компании получат статус гарантирующих поставщиков, т по законодательству обязанным заключить с любым обратившимся к ним потребителем до-££ говор на энергоснабжение, условия которого определяются государством. Договор будет ^ предусматривать поставку электроэнергии по регулируемым тарифам, величина которых о определяется как сумма оптовой цены электроэнергии, затрат по оплате услуг за передачу и
2 распределение электроэнергии, а также регулируемой сбытовой надбавки.
2 Институт гарантирующих поставщиков призван способствовать демпфированию резких ^ колебаний оптовых цен на электроэнергию на розничном рынке, а также создавать естес-о твенный барьер для завышения цен независимыми сбытовыми компаниями. При этом лю-о бая коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям и условиям, ^ сможет получить право осуществлять сбытовую деятельность по поставке электроэнергии | конечным потребителям по свободным ценам, что, в свою очередь, призвано стать объективен ным ограничивающим фактором для монопольного завышения сбытовых надбавок гарантией рующими поставщиками.
5. Совершенствование государственного регулирования в естественно-монопольных о сегментах электроэнергетики. Следует отметить, что введение конкуренции в произ-
водстве и сбыте электроэнергии не сможет явиться способом разрешения всех проти-о воречий экономических интересов в электроэнергетической отрасли. Ряд противоре-
о чий, связанных с неэффективностью регулирования естественных монополий, будет
00 лишь локализован в области транспортировки и диспетчеризации электроэнергии.
Однако концепция реформирования отрасли предполагает возможность сглаживания этих противоречий посредством совершенствования государственного регулирования в данных видах деятельности в электроэнергетике, которое должно осуществляться по следующим основным направлениям:
- обеспечение прозрачности принципов и методики установления тарифов на всей территории страны, что должно способствовать нивелированию субъективного подхода к регулированию тарифов;
- установление тарифов, гарантирующих инвестиционную привлекательность регулируемых секторов отрасли за счет включения в тарифы среднерыночной нормы возврата на вложенный капитал, что призвано способствовать модернизации и созданию новых производственных фондов в сфере транспортировки и диспетчеризации электроэнергии;
- поэтапный отказ от перекрестного субсидирования тарифов при регулировании тарифов, от которого зависит эффективность работы оптового и розничных рынков электроэнергии.
П
Ш
6. Структура собственности в отрасли. На начальном этапе реформирования отрасли ь ФСК, СО, МРСК и генерирующие компании (ОГК и ТГК) предусмотрено учреждение ОАО щ РАО «ЕЭС России» со 100-процентным участием в их уставных капиталах. В дальнейшем, путем распределения акционерного капитала компаний среди собственников ^ ОАО РАО «ЕЭС России» обеспечивается снижение доли участия государства в уставных И капиталах тепловых генерирующих компаний (вплоть до 0) и увеличение его доли в уставных капиталах сетевых компаний и системного оператора (в ФСК и СО доля государства должна составить не менее 75% + 1 акция), в том числе, путем обмена акций о генерирующих компаний, принадлежащих государству, на акции инфраструктурных компаний, принадлежащих другим акционерам. ММСК изначально создаются с преобладающей долей государства в их уставных капита- □ лах, созданные в результате реорганизации АО-энерго РСК переходят в собственность МРСК ^ путем внесения пакетов акций ОАО РАО «ЕЭС России» в уставные капиталы МРСК, а гаран- О тирующие поставщики входят в Холдинг, контрольный пакет акций которого находится у 0 государства. Ей
Совершенствование отношений собственности в отрасли будет проходить постепенно, ^ что не нарушит надежности энергоснабжения потребителей в период адаптации субъектов ^ электроэнергетики к работе в условиях конкуренции. §
Представленная модель трансформации экономических отношений в энергетике объек- > тивно требует достаточно продолжительного периода времени на разработку соответствую- 2 щей законодательной базы, отработку механизмов работы субъектов отрасли в новых усло- ^ виях, адаптацию потребителей к существованию в новой системе координат. Поэтому в ходе $ реформы должна быть обеспечена синхронность трансформации рынков электроэнергии и о осуществления мероприятий по реструктуризации субъектов отрасли. о
В результате к 2009-2010 г. конкуренция на оптовом и розничном рынках электроэнергии должна привести к разрешению большинства противоречий экономических интересов в £5 сфере электроэнергетики, связанных с неэффективностью государственного регулирования £5 потенциально конкурентных видов деятельности и существованием вертикальной интегра- ^ ции в отрасли. о
По мере углубления реформы электроэнергетики в России должны сложиться условия о для решения проблем реконструкции и модернизации изношенных производственных мощ- о-ностей, повышения эффективности функционирования промышленности, обеспечения бес- | перебойного и качественного энергоснабжения потребителей электроэнергией по экономи- о чески обоснованным ценам. ®
Вместе с тем, в процессе осуществления реформы следует учитывать региональные особенности электроэнергетики, что в условиях огромной территории России исключительно о важно.
В начале века на Юге России, например, проблемы энергоснабжения прочно сплелись
т
О
с острыми политическими и социальными вопросами. Финансово-экономическое состоя- § ние энергокомпаний Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской Республик, Республик (Т)
Северная Осетия-Алания и Ингушетия в составе Единой энергосистемы Северного Кавказа оказалось весьма сложным. Причины этого носили как объективный, так и субъективный характер. В сложившейся ситуации Правление РАО «ЕЭС России» приняло решение о создании ОАО «Кавказская энергетическая управляющая компания» [4], функцией которого стало обеспечение надежного энергоснабжения потребителей этих четырех республик Северного Кавказа.
Эффективность принятия такого решения подтвердили пять лет работы управляющей компании, направленной на финансовое оздоровлений управляемых акционерных обществ, подготовку и реализацию плана их санации и реструктуризации в рамках реформирования электроэнергетики России. За пять лет работы ОАО «КЭУК» сумела поднять уровень собираемости текущих платежей с 40% в 2001 году до 100% в 2005 гг.
С сентября 2006 года ОАО «КЭУК» работает под управлением ОАО «Южная сетевая компания», создание которой стало закономерным этапом реформирования электроэнергетической отрасли Юга России - этапом межрегиональной интеграции. ^ Южная сетевая компания значительно отличается от других межрегиональных распред-ь сетевых структур. Она приняла под свое управление все сетевые и большую часть сбытовых (□ акционерных обществ, выделившихся из бывших АО-энерго республик Северного Кавказа и Ставропольского края.
^Т Такая исключительность обусловлена необходимостью сохранения на данном этапе бо-Z лее тесного взаимодействия между сбытовыми и сетевыми компаниями с использованием Lß элементов административного управления и оправдана в силу особенностей экономики, по;> литики и ментальности народов, населяющих Северный Кавказ.
Что касается характеристики результатов реформирования электроэнергетики с точки зрения эффективности разрешения противоречий экономических интересов в данной сфе-^ ре, следует отметить, что возможность успешной реализации основных направлений рефор-□ мирования отечественной электроэнергетики отдельными учеными ставится под сомнение: ^ «поскольку реформа отдана на откуп самим естественным монополиям, она идет в интересах О их высших менеджеров, а не собственников, без учета интересов народного хозяйства (и ö страны в целом)» и поэтому «обернется не ростом, а падением эффективности» [2, с. 32]. ш Причина подобных рассуждений понятна: разработка основных направлений и практи-
0 ческая реализация реформы электроэнергетики действительно осуществляется главным но-ф сителем отраслевых интересов - естественной монополией ОАО РАО «ЕЭС России».
s Вместе с тем, по нашему мнению, есть основания полагать, что реформа не обернется > «падением эффективности» в отрасли. Своеобразным «защитным» механизмом в этом плане 5 является то, что государство, являясь основным собственником ОАО РАО «ЕЭС России», обес-
1 печивает реализацию общенациональных интересов посредством известных методов корпо-m ративного управления. При помощи этих же методов реализуются интересы миноритарных ££ акционеров предприятий электроэнергетики.
^ Способы защиты интересов кредиторов и акционеров региональных энергокомпаний о при их реформировании определены в Постановлении Правительства РФ «О реформирова-
2 нии электроэнергетики», а также в корпоративных нормах ОАО РАО «ЕЭС России», в соответс-2 твии с которыми реформирование АО-энерго должно осуществляться по «базовому вари-g анту», который предусматривает реорганизацию АО-энерго путем выделения акционерных о обществ по видам бизнеса с сохранением пропорциональной структуры собственности и пе-о реходом прав и обязанностей АО-энерго к вновь созданным компаниям. Так, в большинстве ^ АО-энерго произошло организационное и имущественное разделение потенциально конку-Ü рентных и естественно-монопольных видов деятельности путем их реорганизации с зеркаль-о ной структурой капитала выделенных сетевых, генерирующих и сбытовых компаний. Кроме со того, реализации интересов энергетических компаний и потребителей их продукции в части 's снижения издержек на ремонтно-восстановительные работы способствует успешное функ-ö ционирование в условиях конкуренции более 100 дочерних ремонтных компаний, созданных s на базе АО-энерго и АО-электростанций.
о Таким образом, реформа электроэнергетики в России является основным способом со-о гласования общенациональных и корпоративных интересов, поскольку она обеспечивает ус-ÔÔ ловия для снижения издержек производства и обеспечения бесперебойного снабжения всех
потребителей энергоресурсами, модернизацию и техническое перевооружение отрасли, а
также сохранение единого энергетического пространства страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьева Л.В. Совершенствование механизма государственного управления естественными монополиями (на примере энергетической отрасли): Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2003.
2. Делягин М. В реформу электроэнергетики не верят даже сами реформаторы // Российский экономический журнал. 2003. № 11-12.
3. Постановление Правительства РФ «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» от 11.07.2001 г. № 526 (ред. от 01.02.2005) // Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29.
4. Распоряжение Правления РАО «ЕЭС России» № 52-р от 26.07.2001.
5. Российская экономика в 2003 году. Тенденции и перспективы. Вып. 25. М.: ИЭПП, 2004.
СУСЛОВА А.В.
необходимость и особенности формирования экономической стратегии региона
п
л ь о (О
X *
а
г ш
о ь
На современном этапе становления цивилизованного рыночного хозяйства в России воз- д
никает предпосылки для более осознанного и целенаправленного социально-экономическо- □
го развития как общества в целом, так и отдельных регионов. Конец XX века ознаменовался ^
для российских регионов не только политической и экономической регионализацией, децен- ^
трализацией и демократизацией управления, но и тяжелейшим экономическим кризисом как о
результатом глубоких экономических трансформаций, в результате чего усилилась дезин- ю
теграция регионов. В этих условиях возникла острая необходимость выработки экономичес- о
кой стратегии развития на всех уровнях общественной структуры, включая региональный ф уровень.
Переход к рыночным отношениям, происходящие изменения во всех сферах жизни тер- ^ риториально-административных образований страны, изменение каналов и форм распреде- ^ ления ресурсов и средств, необходимых для развития региона, поставили перед региональ- х ными органами власти проблему самоопределения в национальной системе воспроизводства. & Однако до настоящего времени нет четкости в ответе на вопрос о том, каким должен быть механизм эффективного управления экономическим развитием региона в условиях рынка, как ^ и посредством каких методов наиболее эффективно управлять им? В этой связи, необходимо о четкое определение места региональной системы, финансовой основы ее развития, источни- 2 ков поступления средств и механизмов их привлечения и т.п. 2
Можно выделить ряд уровней, на которых формируются экономические стратегии: го- ^
сударство в целом, макрорегион (округ), регион, муниципальное образование, корпорация, о человек. При этом у региональных стратегий есть особенность: регион, находясь в середине этой вертикали стратегирования, должен учитывать, с одной стороны («сверху») стратегии
государства и федерального округа (макрорегиона), с другой стороны («снизу») - стратегии §
муниципальных образований. о
Исходя из этого, важной задачей региональных властей в современных условиях стано- т
вится самостоятельное формирование стратегии развития региона, учитывающее его соци- §
ально-экономическую специфику. Естественно, стратегия экономического развития регионов ^
меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государс- 1
тва на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра §
о о о.
I
с субъектами Федерации, внешнеэкономической ситуации, то есть от системы условий и фак- о торов, влияющих на целевые установки развития общества в рамках единого государства. О)