Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В СВЕТЕ РЕШЕНИЙ 4 СЕССИИ ВСНП 13 СОЗЫВА'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В СВЕТЕ РЕШЕНИЙ 4 СЕССИИ ВСНП 13 СОЗЫВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕКИТАЙСКОЕ СОБРАНИЕ / ОТЧЕТ И ПЛАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА / БЮДЖЕТЫ / СТРАТЕГИЯ РАСШИРЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО СПРОСА / СРЕДНЕЗАЖИТОЧНОЕ ОБЩЕСТВО / РАБОТА ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ШЕСТИ СФЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонян Гарник Айкарамович

В марте 2021 г. в Китае прошла очередная сессия Всекитайского собрания народных представителей. Правительство отчиталось о проделанной работе в истекший период и представило планы социально-экономического развития страны вплоть до 2035 года. Согласно намеченным планам, Правительство берет курс на реализацию стратегии расширения внутреннего спроса, повышение уровня занятости и благосостояния граждан страны. Отмечается, что властями Китая поставлена глобальная задача формирования сильного внутреннего рынка, который позволил бы укрепить независимость Китая от внешних катаклизмов, многие из которых носят сугубо политический характер. Фиксируя ряд трудностей и проблем развития КНР, автор полагает, что поставленная правительством Китая цель по удвоению ВВП и подушевого дохода к 2035 году вполне достижима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S ECONOMIC POLICY IN THE LIGHT OF THE DECISIONS OF THE 4TH SESSION OF NATIONAL PEOPLE'S CONGRESS OF THE 13TH CONVOCATION

In March of 2021 China hosted the regular session of the National People's Congress. The Government reported on the work done in the past period and presented plans for the socio-economic development of the country up to 2035. According to the planned plans, the Government is committed to implementing a strategy to expand domestic demand, to increase the level of employment and well-being of the country's citizens. It is noted that the Chinese authorities have set the global task of forming a strong internal market that would strengthen China's independence from external cataclysms, many of which are of a purely political nature. Recording a number of difficulties and problems in the development of the PRC, the author believes that the goal set by the Chinese government to double GDP and per capita income by 2035 is quite achievable.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В СВЕТЕ РЕШЕНИЙ 4 СЕССИИ ВСНП 13 СОЗЫВА»

УДК 338(510).«2021» DOI: 10.24412/2308-264X-2021-2-169-175

СИМОНЯН Г.А.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В СВЕТЕ РЕШЕНИЙ 4 СЕССИИ ВСНП 13 СОЗЫВА

Ключевые слова: Всекитайское Собрание, отчет и планы Правительства, бюджеты, стратегия расширения внутреннего спроса, среднезажиточное общество, работа по стабилизации шести сфер.

В марте 2021 г. в Китае прошла очередная сессия Всекитайского собрания народных представителей. Правительство отчиталось о проделанной работе в истекший период и представило планы социально-экономического развития страны вплоть до 2035 года. Согласно намеченным планам, Правительство берет курс на реализацию стратегии расширения внутреннего спроса, повышение уровня занятости и благосостояния граждан страны. Отмечается, что властями Китая поставлена глобальная задача формирования сильного внутреннего рынка, который позволил бы укрепить независимость Китая от внешних катаклизмов, многие из которых носят сугубо политический характер. Фиксируя ряд трудностей и проблем развития КНР, автор полагает, что поставленная правительством Китая цель по удвоению ВВП и подушевого дохода к 2035 году вполне достижима.

SIMONYAN, G.A.

CHINA'S ECONOMIC POLICY IN THE LIGHT OF THE DECISIONS OF THE 4TH SESSION OF NATIONAL PEOPLE'S CONGRESS OF THE 13TH CONVOCATION

Key words: National Congress, Government report and plans, budgets, strategy for expanding domestic demand, prosperous society, work to stabilize the six spheres.

In March of 2021 China hosted the regular session of the National People's Congress. The Government reported on the work done in the past period and presented plans for the socio-economic development of the country up to 2035. According to the planned plans, the Government is committed to implementing a strategy to expand domestic demand, to increase the level of employment and well-being of the country's citizens. It is noted that the Chinese authorities have set the global task of forming a strong internal market that would strengthen China's independence from external cataclysms, many of which are of a purely political nature. Recording a number of difficulties and problems in the development of the PRC, the author believes that the goal set by the Chinese government to double GDP and per capita income by 2035 is quite achievable.

В соответствии с принятым 26 декабря 2020 г. решением Постоянного комитета высшего законодательного органа страны - Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП), в период с 5 по 11 марта 2021 года в Пекине состоялась 4 сессия ВСНП 13-го созыва. По традиции ВСНП проводится одновременно с заседанием Всекитайского комитета Народного политического консультативного Совета (совещательный орган при руководстве КНР), что обусловило появление устойчивой категории «две сессии». В повестке дня Собрания - Доклад о работе Правительства, проект 14-го Пятилетнего плана социально-экономического развития на период 2021-2025 гг. и перспективных целей на 2035 г.; Доклад о выполнении плана социально-экономического развития за 2020 г и проекте плана социально-экономического развития на 2021 год, а также Доклад об исполнении центрального и местных бюджетов за 2020 год и проектах центрального и местных бюджетов на 2021 г; проекты поправок к Закону об организации ВСНП и Положению о регламенте ВСНП, а также отчеты о работе ПК ВСНП, Верховного народного суда КНР и Верховной народной прокуратуры КНР [1].

Согласно действующему в КНР регламенту, Президиум Собрания был сформирован по принципу пропорционального представительства. В него на 4 Сессии ВСНП 13 Созыва вошли действующие председатели Президиума ВСНП Ли Чжаншу, Ван Чен, Цао Цзяньмин, Чжан Чуньсянь, Шен Юэюэ, Цзи Бинсюань, Айлиген Имин Бахаи, Ван Эсян (Китайский революционный комитет Гоминьдана), Чэнь Чжу (Китайские крестьяне и Рабочая демократическая партия), Ван Дунмин, Бай Ма Чилинь, Дин Чжунли (Китайская демократическая лига), Хао Минцзинь (Китайская демократическая национальная строительная ассоциация), Цай Дафэн (Китайская ассоциация содействия демократии), У Вэйхуа (общество Цзюсань) и Ян Чжэньу. Все представленные лица являются членами заседания Постоянного комитета ВСНП. Генеральным секретарем ВСНП избран Ван Чен [2].

Согласно ст. 70 Конституции КНР, ст. 27, 28 и 35 Закона ВСНП, 13-е Всекитайское собрание учредило следующие специальные комитеты:

Специальные комитеты 13-го ВСНП

Название комитета Председатель Число участников

Национальный комитет Бай Чуньли (Компартия Китая) 28

Комитет Конституции и Закона Ли Фэй (Компартия Китая) 19

Надзорно-судебный комитет У Юйлян (Компартия Китая) 20

Финансово-экономический комитет Сюй Шаоши (Компартия Китая) 23

Комитет по образованию, науке, культуре и здоровью Ли Сюэён (Компартия Китая) 32

Комитет по иностранным делам Чжан Есуй (Компартия Китая) 21

Заморский китайский комитет Ван Гуаня (Компартия Китая ) 19

Комитет по охране окружающей среды и ресурсов Гао Хучэн (Компартия Китая ) 24

Комитет сельского хозяйства и села Чэнь Сивэнь (Компартия Китая ) 22

Комитет социального строительства Хэ Итин (Компартия Китая) 24

Таблица: https://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=zh-CN&u=https://zh.wikipedia.org/zh-hans/%25E7%25AC%25AC%25E 5%258D%2581%25E4%25B8%2589%25E5%25B1%258A%25E5%2585%25A8%25E5%259B%25BD%25E4%25BA0/o25BA0/o25 E6%25B0%2591%25E4%25BB%25A3%25E8%25A1%25A8%25E5%25A4%25A7%25E4%25BCo/o259A&prev=search&pto=aue

В работе ВСНП КНР 13-го Созыва приняли участие в общей сложности 2980 депутатов, которые были избраны депутатами ВСНП в 2018 году

Партии Количество депутатов ВСНП Количество членов Постоянного комитета Количество председателей из числа членов собрания

Правящая партия (всего) 2097 118 8

Компартия КНР 2097 118 8

Демократы и беспартийные (всего) 856 52 6

Китайский революционный комитет Гоминьдана 44 6 1

Китайская демократическая лига 57 9 1

Китайская демократическая национальная строительная ассоциация 57 3 1

Китайская ассоциация содействия демократии 58 7 1

Китайская крестьянская и рабочая демократическая партия 54 7 1

Китайское объединение Чжи Гун 38 3 0

Общество Джиу Сан 63 4 1

Лига демократического самоуправления Тайваня 13 3 0

Беспартийные 472 10 0

ИТОГО 2980 175 14

Таблица: https://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=zh-CN&u=https://zh.wikipedia.org/zh-hans/%25E7%25AC%25AC%25E5%

258D%2581%25E4%25B8%2589%25E5%25B1%258A%25E5%2585%25A8%25E5%259B%25BD%25E4%25BA0/o25BA0/o25E6

%25B0%2591%25E4%25BB%25A3%25E8%25A1%25A8%25E5%25A4%25A7%25E4%25BCo/o259A&prev=search&pto=aue

В связи с тем, что политические партии Гонконга и Макао не зарегистрированы в Пекине, они указаны, как не имеющие партийной принадлежности. Ниже приводится распределение мест для политических организаций в Специальных административных районах Гонконг и Макао (36 депутатов на 4 сессии ВСНП представляли Особый административный района Гонконг и 12

Партии Количество депутатов Всекитайского собрания народных представителей Количество членов Постоянного комитета Количество членов собрания председателей

Политические организации в Особом административном районе Гонконг (всего) 16 1 0

Демократический альянс за развитие Гонконга 5 1 0

Гонконгский альянс по вопросам экономики и жизнеобеспечения людей 3 0 0

Федерация профсоюзов Гонконга 2 0 0

Форум нового века 1 0 0

Актуальный политический круглый стол 1 0 0

Либеральная партия 1 0 0

Федерация всех слоев общества острова Гонконг 1 0 0

Федерация обществ Коулун 1 0 0

Федерация работников образования Гонконга 1 0 0

Политические организации в Специальном административном районе Макао (всего) 6 0 0

Ассоциация интересов работодателей Макао 2 0 0

Федерация профсоюзов Макао 1 0 0

Федерация ассоциации соседей Макао 1 0 0

Альянс Содружества для Австралии 1 0 0

Федерация женщин Макао 1 0 0

Таблица: https://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=zh-CN&u=https://zh.wikipedia.org/zh-hans/%25E7%25AC%25AC%25E 5%258D%2581%25E4%25B8%2589%25E5%25B1%258A%25E5%2585%25A8%25E5%259B%25BD%25E4%25BA%25BA%25 E6%25B0%2591%25E4%25BB%25A3%25E8%25A1%25A8%25E5%25A4%25A7%25E4%25BC%259A&prev=search&pto=aue

Четвертая Сессия ВСНП 13 Созыва заслушала отчет о работе Правительства, представленный премьером Государственного Совета КНР Ли Кэцяном. Собрание высоко оценило экономические и социальные достижения страны в 13-ю пятилетку. Отчет был одобрен единогласно. Также были заслушаны и одобрены основные направления работы Правительства, намеченные на 14 пятилетку, утвержден план развития страны в 2021 году.

Согласно отчету премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна, страна достигла целей, поставленных в начале столетия. Среди основных экономик мира в 2020 г. Китай оказался единственной страной с положительным экономическим ростом. На период нового 14-го пятилетнего плана китайское руководство намерено взять курс на качественные изменения. В частности, было заявлено, что, продолжая строительство современной социалистической страны, КНР вступает в новую фазу своего развития с более прочной основой и новыми возможностями.

В докладе съезду Ли Кэцян отметил, что Правительство в отчетном периоде продолжало следовать духу XIX съезда КПК, 2-го, 3-го и 4-го пленумов ЦК КПК 19-го созыва, неуклонно претворяя в жизнь основную линию и стратегию Коммунистической партии Китая, руководствуясь идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой. Ссылаясь на материалы съездов КПК, Пленумов ЦК КПК и непосредственно работы Си Цзиньпина, руководитель Правительства тем самым подчеркнул, что в руководстве страны нет разногласий. Какой-либо раскол в ближайшее время им совершенно исключается. Это следует воспринимать как важный посыл о внутреннем единстве населения страны и действующих в ней политических организаций.

Освещая работу Правительства, премьер отметил негативное влияние пандемии на все стороны жизни китайского общества. В то же время, он сообщил, что страна под руководством партии и лично Си Цзиньпина, сумела предотвратить распространение пандемии в гораздо больших масштабах. Из-за пандемии в первом квартале 2020 года произошел даже экономический спад. Тем не менее, борясь за жизнь каждого человека, Правительство предприняло ряд мер по стимулированию возобновления работ после вынужденного простоя: были снижены налоги и сборы, отменена плата за проезд по платным автотрассам, стали действовать субсидии на затраты по энергопотреблению, производилась выдача льготных и субсидируемых кредитов, был досрочно утвержден лимит целевых облигаций местных правительств, проведена выдача пособий малообеспеченным гражданам и всем, кто работал на переднем крае борьбы с эпидемией и т.д. Именно эти меры позволили стабилизировать социально-экономическую обстановку в стране, создав основу для быстрого восстановления экономики и возврата к прежним темпам развития.

В числе трудностей, с которыми столкнулось китайское руководство в 2020 году, Ли Кэцян отметил также вялость мировой экономики и обострение международных торгово-экономических противоречий, а в самом Китае - возрастающий прессинг нисходящего тренда экономического развития. Несмотря на трудности, экономика КНР продолжала свое развитие, в результате чего ВВП страны увеличился на 6,1%, достигнув 99,1 трлн. юаней (в переводе - более 991 трлн. рублей). Для возможного сравнения, российский ВВП по данным Росстата в 2020 году составил 106,607 трлн. рублей.

В своей работе Правительство страны продолжало ориентироваться на реализацию приоритетных социальных программ. Так, уровень безработицы в стране был удержан на уровне ниже 5,3% (в России по данным Росстата - 5,9%), потребительские цены возросли всего на 2,9 % (в России по данным Росстата - 4,9%). Общий объем розничных продаж потребительских товаров превысил 40 трлн. юаней. В результате принятых мер поддержки малого и среднего бизнеса, повысилась экономическая активность деятельности населения. Правительство в отчетном периоде продолжило работы по углублению реформ по наиболее важным направлениям. Так, была снижена налоговая нагрузка на предприятия обрабатывающей промышленности, малые и микропредприятия. В целом, сокращение налогов на данном направлении составило 2,36 трлн. юаней, что позволило предприятиям этого сегмента экономики направить освободившиеся средства на развитие.

Учитывая положительные результаты развития негосударственного сектора для всей экономики КНР, было указано, что правительство и далее намерено предпринимать усилия, направленные на оптимизацию среды для всего негосударственного сектора, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса. В целях стимулирования роста экономики в отдельных отраслях продолжится осуществление политики полного или частичного освобождения малых налогоплательщиков от уплаты НДС в таких сферах услуг как общественный транспорт и грузоперевозки, общественное питание и гостиничный бизнес, туризм и развлечения, культура и спорт. Планируется, что государственные меры по сокращению налогов и денежных сборов будут решительным образом доведены непосредственно до предприятий. Правительство объявило и

намерении предпринять серьезные меры контроля над процессом доведения средств до получателей.

Всестороннее продвижение получила реформа по упрощению административных процедур, делегированию полномочий нижестоящим инстанциям при последующем надлежащем контроле и оптимизации предоставления государственных услуг.

Все эти меры позволили существенно продвинуться в вопросах построения социального среднезажиточного общества. Статистические службы Китая отмечают серьезное увеличение доходов населения. В частности, существенно повысился уровень базового обеспечения по старости, медицинского обеспечения, гарантированного прожиточного минимума и т.д. Интенсивно велось строительство социального жилья в городах и поселках и реконструкция аварийных домов в сельской местности. В плане совершенствования социальной политики Правительство объявило о планах укрепить работу по стабилизации шести сфер: трудоустройство, финансовая система, внешняя торговля, внутренние и внешние инвестиции, рыночные ожидания. Делая основной акцент в работе на уровне жизни населения, Ли Кэцян поставил перед собой и своим аппаратом следующие цели: удержать уровень зарегистрированной безработицы на уровне 5,5%, рост потребительских цен - на уровне 3,5%. Все малообеспеченное сельское население, живущее за чертой бедности по ныне действующему в Китае критерию, будет полностью выведено из бедственного состояния, а «ярлык бедности» будет снят со всех слаборазвитых уездов.

В российской и зарубежной прессе сегодня встречаются прогнозные показатели роста экономик мира в 2021 г. и последующие годы. Такие же прогнозы даются и в отношении экономики Китая. Ли Кэцян в своем выступлении на ВСНП КНР заявил, что, ввиду большой непредсказуемости в глобальной эпидемиологической и торгово-экономической ситуации, «мы не определили конкретные цифры годовых темпов роста экономики. Такой наш подход будет полезен для того, чтобы сосредоточить все силы на «работе по стабилизации шести сфер» и на реализации «мер обеспечения по шести направлениям». Вместе с тем, после закрытия сессии ВСНП на состоявшейся пресс-конференции премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил, что темпы роста ВВП Китая в 2021 году могут не только достичь целевого показателя, установленного на отметке 6%, но и превысить его [4].

Наряду с этим Ли Кэцян сообщил, что, перед лицом неопределенности, центральное Правительство приняло решение показать пример и сократить свои расходы на 50%. Освободившиеся средства будут возвращены в бюджет для перераспределения. Правительством взят курс на всемерное повышение качества и эффективности бюджетных расходов, чтобы каждый юань использовался только на самые необходимые нужды.

Правительство поставило перед собой задачу, опираясь на реформы, пробуждать жизнедеятельность субъектов рынка, укреплять новые драйверы развития. Не отказываясь от идей социального преобразования и совершенствования общества, была выдвинута задача способствовать реформе, направленной на распределение факторов производства через рынок.

Новые задачи ставятся в направлении повышения опорной роли научно-технических инноваций. В этом плане будет оказана системная поддержка фундаментальным и прикладным исследованиям НИИ, вузов и предприятий.

На наш взгляд, одно из наиболее важных, поистине знаковых заявлений Ли Кэцяна состояло в том, что - страной взят курс на реализацию стратегии расширения внутреннего спроса, что предполагает содействие трансформации модели экономического роста в этом направлении.

В экономическом блоке Резолюции ВСНП особо отмечается необходимость неуклонно совершенствовать инновационную концепцию развития. Наряду с этим, сделан акцент на экологической составляющей программы правительства. В 14 пятилетке общая стратегия развития экономики КНР будет заключаться в дальнейшем стимулировании отраслей, производящих высококачественную продукцию, углублении структурных реформ на рынке спроса и предложения, нацеленных на более полное удовлетворение растущих потребностей людей, качества жизни и безопасности. По-прежнему в центре внимания Коммунистической партии и Правительства останутся вопросы построения современной экономической системы, ускоренного создания новой модели развития - с внутренним (в качестве основного), и международным

(двойными) циклами, взаимно дополняющими и продвигающими друг друга, с целью решения вопросов модернизации национальной системы управления.

ВСНП поставил перед Правительством задачу: особый акцент сделать на формировании нового потребительского рынка путем стимулирования внутреннего спроса. Поставлена глобальная задача формирования сильного внутреннего рынка, который позволил бы укрепить независимость Китая от внешних катаклизмов, многие из которых носят сугубо политический характер. В последующей пятилетке Правительству предстоит решить задачу устранения институциональных барьеров, ограничивающих экономические циклы, способствовать циркуляции факторов производства и органической связи производства, распределения, обращения и потребления.

Планируется до 2035 года осуществить социалистическую модернизацию, в результате которой резко возрастет экономическая, научная и техническая мощь страны. Общий объем производства и рост доходов на душу населения у городских и сельских жителей позволят выйти на новый уровень развития страны, а ключевые технологии достигнут значительного прорыва и выйдут на передний план. Касаясь инновационных планов КНР, Ли Кэцян отметил, что в основном будут реализованы проекты новой индустриализации, информатизации, урбанизации, модернизации сельского хозяйства. Поставлена задача создания современной экономической системы, способствующей более полному материальному и духовному развитию китайских граждан [5].

Выводы:

Как видно из представленных материалов, среди главных приоритетов развития КНР -инновации и высокие технологии, как драйверы роста, имеющего цель повышения жизненного уровня населения, включая поддержание высоких экологических стандартов. Приоритетным становится курс на реализацию стратегии расширения внутреннего спроса.

Наблюдая за «двумя сессиями», трудно не согласиться с экспертом Bank of America Хелен Цяо в том, что поставленная правительством Китая цель по удвоению ВВП и подушевого дохода к 2035 году вполне достижима. При этом эксперт в качестве предусловий отмечает, что в ходе реформ необходимо решить вопросы, связанные с проблемами старения населения, снижения высокого уровня госдолга по отношению к ВВП и повышения устойчивости модели экономического развития, основанной на инвестициях [6]. В Пекине все эти проблемы хорошо известны, и работа по этим направлениям заложена в планах развития страны.

Касаясь экономических взаимоотношений России и Китая, некогда приобретавших значительные масштабы [7], вновь восстанавливаемые в 2000-е гг. как на межгосударственном [8, s.26], так и на региональном [9] уровнях, отметим, что они, безусловно, получат свое дальнейшее развитие, даже несмотря на то, что объем товарооборота между РФ и КНР по итогам 2020 г. составил всего 107,76 млрд. долларов, уменьшившись (по причине пандемии) на 2,9% относительно 2019 года.

Полагаем, что динамика взаимоотношений будет зависеть все же главным образом от уровня развития и стабильности экономической и политической ситуации в России. Как показала практика последних лет, китайская сторона заинтересована в интенсификации экономических контактов с нашей страной, однако она с крайней осторожностью смотрит на процессы экономической турбулентности в России. Не случайно весьма тревожные тенденции наблюдаются в банковской сфере [10], где, в частности, Народный банк Китая (Центральный банк) в 2018 году рекомендовал государственным и коммерческим структурам страны проявить осторожность и сдержанность в экономических контактах с российской стороной, отдельные экономические показатели которой показали настораживающую динамику.

Литература и источники

1. http://russian.news.cn/2020-12/26/c_139620491.htm

2. https://zh. wikipedia.org/zh-hans/^+HS^IllAK'ftSA^

3. https://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=zh-CN&u=https://zh.wikipedia.org/zh-hans/%25E7%25AC%25AC%25E5%258D% 2581%25E4%25B8%2589%25E5%25B1%258A%25E5%2585%25A8%25E5%259B%25BD%25E4%25BA%25BA°/o25E6°/o25B0 %2591%25E4%25BB%25A3%25E8%25A1%25A8%25E5%25A4%25A7%25E4%25BC0/o259A&prev=search&pto=aue

4. https://interaffairs.ru/news/show/29372

5. http://www.xinhuanet.com/politics/2021lh/2021 -03/05/c_1127172897.htm

6. https://russian.rt.com/inotv/2021-03-01/CNBC-Kitaj-sposoben-udvoit-VVP Интернет ресурс «ИноТВ» 1 марта 2021 CNBC Оригинал

7. Дружба навеки: Очерки истории сотрудничества Советского Союза и Китайской Народной Республики (1949-1960 гг.). -М.: НИИ ИЭП, 2018.

8. Nye Joseph S. Russland und China - geeint gegen den Westen? // Die Presse. 30.3.2015.

9. Ма Юйцзюнь. Провинция Хэйлунцзян - важное звено общенациональной программы «Один пояс - один путь»// Современная научная мысль. - 2018. - №6. - С. 223-240.

10. ТурицынИ.В., Турицын Д.А. Российско-китайское сотрудничество в банковской сфере: исторический опыт и реалии эпохи цифровизации // Вопросы истории. - 2021. - №1. - С.121-135.

References and Sources

1. http://russian.news.cn/2020-12/26/c_139620491 .htm

2. https://zh.wikipedia.org/zh-hans/^+H,S^BAR"№SA«

3. https://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=zh-CN&u=https://zh.wikipedia.org/zh-hans/%25E7%25AC%25AC%25E5%258D% 2581%25E4 %25B8%2589%25E5%25B1%258A%25E5%2585%25A8%25E5%259B%25BD%25E4%25BA%25BA%25E6%25B0%2591%25E4%25BB%25A3 %25E8%25A1%25A8%25E5%25A4%25A7%25E4%25BC%259A&prev=search&pto=aue

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. https://interaffairs.ru/news/show/29372

5. http://www.xinhuanet.com/politics/2021 lh/2021 -03/05/c_1127172897.htm

6. https://russian.rt.com/inotv/2021-03-01/CNBC-Kitaj-sposoben-udvoit-VVP Internet resurs «InoTV» 1 marta 2021 CNBC Original

7. Druzhba naveki: Ocherki istorii sotrudnichestva Sovetskogo Soyuza i Kitajskoj Narodnoj Respubliki (1949-1960 gg.). - M.: NII IEP, 2018.

8. Nye Joseph S. Russland und China - geeint gegen den Westen? // Die Presse. 30.3.2015.

9. Ma Yujczyun'. Provinciya Hejlunczyan - vazhnoe zveno obshchenacional'noj programmy «Odin poyas - odin put'»// Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2018. - №6. - S. 223-240.

10. Turicyn I.V., Turicyn D.A. Rossijsko-kitajskoe sotrudnichestvo v bankovskoj sfere: istoricheskij opyt i realii epohi cifrovizacii // Voprosy istorii. -2021. - №1. - S.121-135.

СИМОНЯН ГАРНИК АЙКАРАМОВИЧ, - доктор экономических наук, вице-президент НИИ истории экономики и права ([email protected]).

SIMONYAN, GARNIK A. - Doctor of Economics, Vice-President History, Economics and Law Research Institute (HELRI).

УДК 334.021(510+569.4) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-2-175-181

ЛЯН СЮЭЦЮ

ИССЛЕДОВАНИЕ НОВОГО РАЙОНА ХАРБИНА, ПРИВЛЕКАЮЩЕГО ИЗРАИЛЬСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ1

Ключевые слова: Новый район Харбина, Израиль, китайско-израильское сотрудничество, инвестиции, технологии.

Благодаря своему превосходному географическому положению, диверсифицированной промышленной структуре и благоприятной политической среде, новый район Харбина, будучи 16-м новым национальным районом Китая, стал местом притяжения для инвесторов со всего мира. Значительные успехи в Харбине были достигнуты в последние годы и в сотрудничестве с Израилем - одной из важных для Китая целевых стран - доноров иностранных инвестиций, которые закладывают основу для взаимовыгодного двустороннего сотрудничества. Разрабатывая преференциальную политику, Harbin New Area стремится привлечь глобальных инвесторов, включая Израиль, в надежде на продвижение экономического сотрудничества, презентуя Харбин как второй родной город для еврейского народа.

LIANG XUEQIU

A STUDY ON HARBIN NEW AREA ATTRACTING ISRAELI INVESTMENT Key word: Harbin New Area, Israeli, Sino-Israeli cooperation, investments, technologies.

With its excellent geographical location, diversified industrial structure and favorable policy environment, Harbin New Area, as China's 16th national new area, has become a huge attraction for investors from all over the world. Considerable achievements in the Harbin have been made in the previous cooperation with Israel - one of target countries important for China - donors of foreign investment, which lay the foundation for mutually beneficial bilateral cooperation. By developing preferential policies, the Harbin New Area seeks to attract global investors, including Israel, in the hopes of promoting economic cooperation by presenting Harbin as a second home city for the Jewish people.

Despite being one of the hub cities of northeast China, Harbin has suffered an overall economic, social and cultural decline in recent years, partly due to economic development itself and partly due to lack of momentum. In view of this, the government has introduced a series of preferential policies to try to revitalize the city. As the 16th national new area in China and the second national new area in northeast China, Harbin New Area has served as a pilot area and foreign trade pilot zone for China's major development and reform and opening up tasks with its unique location advantages. This implies greater rights to independent development and a favorable environment for reform and innovation, thus

1 Статья подготовлена в рамках проектов: 1. Молодежный проект Хэйлунцзянской академии социальных наук, 2020 г. (№ 2020-Q14); 2: Молодежный проект Национального фонда социальных наук, 2017 г. (№ 17CGJ023); Undertake Project: 1: 2020 Youth Project of Heilongjiang Academy of Social Sciences (No. 2020-Q14); 2: 2017 Youth Project of National Social Science Fund (No. 17CGJ023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.