НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU»
№2/2015
ISSN 2411-7161
При получении показателя результативности управления потенциала предприятия, который будет варьироваться от 0 до 1, необходимо провести оценку его результативности.
Вывод. Таким образом, подводя итог нашего исследования, отметим, что прибыль является одним из основных показателей результатов хозяйственной деятельности предприятия. Основываясь на выше приведенных исследованиях [1, 3, 4, 5], также отметим, что прибыль предприятия, а именно ее распределение играет важную роль для развития и управления потенциала предприятия. Список использованной литературы:
1. Ефремова А.А., Фахриев С.М. Роль основных фондов в хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] Международный научный журнал «Символ науки». - Уфа, 2015. - №6, стр. 115-117. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-osnovnyh-fondov-v-hozyaystvennoy-deyatelnosti-predpriyatiya
2. Князев, С.Е. Оценка эффективности видов деятельности компании при формировании прибыли [Текст] / С. Е. Князев [и др. ] // Финансы. - 2009. - N 11. - С. 71-73. - Библиогр.: с. 73
3. Ефремова А.А. Оценка элементов потенциала винодельного предприятия / А.А. Ефремова. - Общество: политика, экономика, право. Научный журнал. - Краснодар, 2015. - №1, стр. 45-48. - Режим доступа: http://econpapers.repec.org/article/scn001457/15734066.htm
4. Ефремова А.А. Потенциал предприятия как объект управления. Материалы научно-практической конференции «Наука и бизнес. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства» / А.А. Ефремова. - Симферополь: Минэконом АРК, 2007. - 139 с. - С. 87-90. Режим доступа: http://www.innovations-crimea.gov.ua/content.php?cid=n_b_1
5. Ефремова А.О. Оцшка елеменпв потенщалу виноробного шдприемства. Модершзащя оргашзацшно-економiчних механiзмiв управлшня шдприемством: матерiали Всеукрашсько! науково-практично! 1нтернет-конференцп викладачiв, студенев та фахiвцiв, Омферополь, 15 березня 2014 р. / А.О. Ефремова. -Омферополь: ВД «АР1АЛ», 2014. - С. 125-127. Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%90%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B0/Downloads/Modre_ 2013_1_29.pdf
© Ефремова А.А., Голуб О.А., 2015
Лазарева Вероника Николаевна,
Челябинский филиал Финансового университета
при Правительстве РФ студентка кафедры менеджмента и маркетинга
г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected] Перевозова Ольга Владимировна, Челябинский филиал Финансового университета
при Правительстве РФ, доцент кафедры менеджмента и маркетинга кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания
г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ
Аннотация
Развитие экономики и ее выход на новые позиции способствовали тому, что многие предприятия занимались только вопросами повышения эффективности их деятельности и особое внимание обращали на
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU»_№2/2015_ISSN 2411-7161_
их успешность и конкурентоспособность, игнорируя вопросы эффективности управляющих кадров. В данной статье рассматривается проблема неэффективности менеджеров, именно поэтому выполненная нами статья актуальна.
Цель: изучить экономическую неэффективность менеджеров.
Ключевые слова
Экономическая неэффективность менеджера, глобальные изменения, неэффективность управления, стиль
менеджмента.
Тенденции современного управления показывают, что все организации ищут ответы на вопросы, касающиеся повышения эффективности и конкурентоспособности менеджеров, но при этом мало, кто исследует феномен «неэффективности» менеджера, а ведь именно это проблема наносит компаниям максимальный ущерб.
Впервые проблему управленческой неэффективности затронул И.К. Адизес, который отметил, что «один человек не способен выполнять все роли, необходимые для эффективного руководства организацией» [1]. В своем исследовании он подчеркнул мысль о том, что «место несуществующего «идеального руководителя» должна занять взаимодополняющая команда менеджеров, каждый член которой выполняет определенную роль» [1]. Искажение его мысли мы наблюдаем сегодня в практике многих вузов, занимающихся подготовкой менеджеров. Основная ошибка их заключается в том, что при обучении менеджера акцент делается на подготовку специалиста широкого профиля, способного одинаково хорошо демонстрировать владение различными компетенциями. Именно этот принцип современного образования «всего по чуть-чуть» становится первопричиной социально-экономической неэффективности менеджеров.
Наши наблюдения и беседы с руководителями многих средних и крупных компаний позволили констатировать факт, что «неэффективность менеджмента» - это проблема, которая реально существует сегодня в практике управления. Что же понимается в теории под термином «неэффективный менеджмент»? Неэффективный менеджмент - это стиль менеджмента, для которого характерна утопическая стратегия управления[1].
Сегодня большинство управленцев пытаются следовать всем новым тенденциям, которые появляются и обновляются ежедневно. С одной стороны, такой подход к управлению помогает менеджерам совершенствовать свое предприятие, но с другой, этот стиль руководства не позволяет реально оценивать ситуацию на рынке. В своих предыдущих исследованиях мы уже установили факт, что вузы очень слабо используют инновационно-ориентированные подходы в подготовке управленческих кадров, либо очень формально реализуют его на редких занятиях [2]. Выходя из стен вуза, менеджер испытывает реальный недостаток знаний и неуверенность в своих практических навыках, что сразу же отражается в неэффективной профессиональной деятельности на этапе вхождения в организацию. Недовольство со стороны работодателей и постоянная замена управленческих кадров в поисках «лучшего» приводит к тому, что на рынке труда именно менеджеры занимают лидирующие места по неустроенности. Возникает негативное отношение к профессии, что порождает снижение интереса абитуриентов в вузы на такое «рискованное» направление как «менеджмент».
Сегодня в обществе не только сохраняется, но и нарастает тенденция негативного отношения к данной профессии. Согласно данным «Центра независимых социологических исследований» (г. Санкт-Петербург), 54,5% населения Российской Федерациив 2014 году (1235 человек опрошенных из 2266 человек) выразили негативное отношение к данной профессии.
Мы проводили анкетирование в 2014 - 2015 году среди работодателей 45 компаний, среди менеджеров-выпускников 10 вузов, среди выпускающих кафедр 10 вузов по направлению «менеджмент» и иных респондентов по вопросу «Как Вы оцениваете уровень профессиональной эффективности менеджеров?».
Статистическая обработка проведенных нами опросов показала, что 48% работодателей считают, что эффективность менеджеров на практике имеет низкий уровень, 44% работодателей определили его как средний и лишь 2% работодателей оценили его как высокий. Интересен факт, что и сами менеджеры в данной
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU»_№2/2015_ISSN 2411-7161_
ситуации считают себя подготовленными до низкого или среднего уровня - по 47%, то есть отмечают недостаточную подготовленность для успешной адаптации в реальных условиях бизнеса.
В своих предыдущих исследованиях мы уже делали попытки понять причины неэффективности менеджеров и связали их с пробелами в подготовке в условиях высокой динамики изменений реального сектора бизнеса. Обязательной «особенностью была определена очень жесткая связь «работодатель - вуз»», нарушение которой и являлось основной причиной оторванности формируемых компетенций и их неэффективной реализации [3].
В связи с полученными результатами мы постарались определить, что следует понимать под определением «социальная неэффективность» и «экономическая неэффективность» менеджеров.
Социально неэффективный менеджер - менеджер, не имеющий умений и навыков по работе с коллективом организации и взаимодействием с социумом. К основным характеристикам такого менеджера относится: отсутствие такта и культурного воспитания; неумение общаться с людьми различных категорий и статусов; неумение выражать свои мысли; неспособность сохранения спокойствия в сложных эмоциональных ситуациях.
Социально важные умения и навыки формируются в вузах достаточно условно, чаще на поверхностном теоретическом уровне. Основными результатами деятельности менеджера, у которого данные навыки сформированы слабо, для организации могут стать: повышение текучести кадров; отказ клиентов работать с организацией; снижение производительности труда.
Такие последствия из социальных очень быстро перерастают в экономические. Менеджер становится неэффективен с точки зрения экономических перспектив компании. Экономически неэффективный менеджер - это менеджер, который не может решить главную задачу менеджмента: достижение целей организации с минимальными затратами на управление. Экономически неэффективный менеджер обладает такими характеристиками как: неумение применять знания на практике, принимать решения в сложных и кризисных ситуациях, неумение решать стратегические и тактические задачи, строить прогнозы и планы.
Мы видим, что экономические риски от неэффективности менеджеров достаточно высоки. Более того, мы неоднократно подчеркивали, что «управленческая некомпетентность менеджеров-выпускников кроется не в том, что они не могут адаптировать и применить свои знания на практике, а в том, что у них наблюдается острый недостаток этих знаний и их слабая привязка к практическим реалиям бизнес-процессов»[4].
Таким образом, можно сказать, что проблемы неэффективности менеджеров и всего процесса менеджмента или управления в компании на протяжении последних десятилетий волнуют политиков, экономистов, действующих руководителей различного уровня организаций.
К числу приоритетных задач в решении данной проблемы для вузов и работодателей мы рекомендуем отнести:
- повышение роли предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки управленческих кадров;
- усиление практической направленности в подготовке инновационно-ориентированных специалистов;
- оптимизацию отношений между работодателями и системой высшего образования.
Список использованной литературы
1. Адизес И. К. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
2. Перевозова О.В., Лазарева В.Н. Инновационно-ориентированный подход в подготовке управленческих кадров // Социум и власть. № 2 (52). 2015.
3. Перевозова О.В. Особенности подготовки менеджеров в условиях организационных изменений реального сектора бизнеса // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2014 года: в 9 частях. Часть 1. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014.
4. Перевозова О.В., Возилова Е.В. Риски управленческой некомпетентности: источники и причины // Международный научный журнал «Инновационная наука». Уфа. № 3. 2015г.
© Лазарева В.Н., Перевозова О.В., 2015