_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU»_№2/2015_ISSN 2411-7161_
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ефремова Анжелика Александровна
канд.экон.наук, доцент КФУ Голуб Ольга Алексеевна
студентка 4 курса, гр. Э-434о КФУ г. Симферополь, Республика Крым, РФ E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА
УПРАВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
Актуальность данного исследования заключается в том, что вне зависимости от профиля деятельности предприятия, в процессе деятельности всегда происходит формирование его доходов и расходов, которые определяют величину прибыли. Правильный учет и анализ дохода и прибыли предприятия важны для отражения его деятельности. В статье рассмотрено значение анализа прибыли и его влияния на потенциал предприятия, как факторы, влияющие на реализацию хозяйственной деятельности предприятия.
Ключевые слова
Прибыль предприятия, потенциал предприятия, хозяйственная деятельность, анализ прибыли, управление
потенциалом предприятия.
В современных экономических условиях эффективное функционирование предприятия любой организационно-правовой формы независимо от видов деятельности является обязательным условием его существования. Деятельность любого предприятия должна быть рентабельна и целью любого производства является получение прибыли [1]. Достижение этой цели зависит от очень большого числа факторов и связано с общей организацией производства, применением высоких технологий, финансовыми возможностями, а также технической оснащенности предприятия.
Прибыль - конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли - цель деятельности любой коммерческой организации [2].
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней [2].
Прибыль от реализации продукции — финансовый результат производственной и сбытовой деятельности предприятия, основная или преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Из приведенного определения следует, что ее происхождение связано с получением предприятием валового дохода от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия - выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат - представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рисунке 1.
Валовой доход
Материальные затраты
Оплата труда
Прибыль
Издержки производства (себестоимость)
Чистый доход
Объем реализации
Рисунок 1 - Себестоимость, валовой доход и прибыль предприятия [2]
Трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие, как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем предпринимательская деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том числе прибыли.
В научных исследованиях Ефремовой А.А. [1, 3, 4, 5] рассмотрено влияние пребыли и рентабельности предприятия на его потенциал. В данных исследованиях указывается, что одной из составляющих потенциала предприятия являются ресурсы. Достижение целей, как результат управления потенциалом может быть обеспечен разными комбинациями ресурсов. Критерием оптимальности комбинации ресурсов должны быть минимальные расходы на все задействованные ресурсы. Для того чтобы обеспечить эффективное управление составляющими потенциала предприятия в зависимости от базового ресурса целесообразно выявить функции управления, которые обеспечивают управление потенциалом предприятия.
Под управление потенциала предприятия Ефремова А.А. рассматривает совокупность скоординированных мероприятий направленных на достижение хозяйственных целей предприятия на основе рационального распределения затрат по структурным элементам потенциала.
Управление потенциалом предприятия может считаться результативным, если хозяйственные целые предприятия будут достигаться в заданное время. Ступень достижения предприятием его хозяйственных целей характеризуется их результативностью. Результативность свидетельствует о сущности достижения определенного запланированного результата.
Исходя из вышесказанного и определения понятия управления потенциалом предприятия можно сделать вывод, что уровень достижения целей потенциала зависит от восьми составных элементов (ресурсов) потенциала предприятия.
Измерение результативности предлагается с помощью показателя результативности - ПРупп.
Согласно методике, предложенной Ефремовой А.А., показатель результативности ПРупп представляет собой соотношение фактического результата 8 элементов управления потенциалом предприятия к их плановому результату и имеет следующий вид:
где Хфг - фактическое значение показателя, которое характеризует компонент потенциала предприятия
(1)
1 (/ = 1, 2,...п);
Хпг - плановое значение показателя, которое характеризует компонент потенциала предприятия 7. при условии п > 8; 0 < и > 1.
При получении показателя результативности управления потенциала предприятия, который будет варьироваться от 0 до 1, необходимо провести оценку его результативности.
Вывод. Таким образом, подводя итог нашего исследования, отметим, что прибыль является одним из основных показателей результатов хозяйственной деятельности предприятия. Основываясь на выше приведенных исследованиях [1, 3, 4, 5], также отметим, что прибыль предприятия, а именно ее распределение играет важную роль для развития и управления потенциала предприятия. Список использованной литературы:
1. Ефремова А.А., Фахриев С.М. Роль основных фондов в хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс] Международный научный журнал «Символ науки». - Уфа, 2015. - №6, стр. 115-117. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-osnovnyh-fondov-v-hozyaystvennoy-deyatelnosti-predpriyatiya
2. Князев, С.Е. Оценка эффективности видов деятельности компании при формировании прибыли [Текст] / С. Е. Князев [и др. ] // Финансы. - 2009. - N 11. - С. 71-73. - Библиогр.: с. 73
3. Ефремова А.А. Оценка элементов потенциала винодельного предприятия / А.А. Ефремова. - Общество: политика, экономика, право. Научный журнал. - Краснодар, 2015. - №1, стр. 45-48. - Режим доступа: http://econpapers.repec.org/article/scn001457/15734066.htm
4. Ефремова А.А. Потенциал предприятия как объект управления. Материалы научно-практической конференции «Наука и бизнес. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства» / А.А. Ефремова. - Симферополь: Минэконом АРК, 2007. - 139 с. - С. 87-90. Режим доступа: http://www.innovations-crimea.gov.ua/content.php?cid=n_b_1
5. Ефремова А.О. Оцшка елеменпв потенщалу виноробного шдприемства. Модершзащя оргашзацшно-економiчних механiзмiв управлшня шдприемством: матерiали Всеукрашсько! науково-практично! 1нтернет-конференцп викладачiв, студенев та фахiвцiв, Омферополь, 15 березня 2014 р. / А.О. Ефремова. -Омферополь: ВД «АР1АЛ», 2014. - С. 125-127. Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%90%D0%BD%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B0/Downloads/Modre_ 2013_1_29.pdf
© Ефремова А.А., Голуб О.А., 2015
Лазарева Вероника Николаевна,
Челябинский филиал Финансового университета
при Правительстве РФ студентка кафедры менеджмента и маркетинга
г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected] Перевозова Ольга Владимировна, Челябинский филиал Финансового университета
при Правительстве РФ, доцент кафедры менеджмента и маркетинга кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания
г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ
Аннотация
Развитие экономики и ее выход на новые позиции способствовали тому, что многие предприятия занимались только вопросами повышения эффективности их деятельности и особое внимание обращали на