Научная статья на тему 'Экономическая и социальная эффективность реализации молока на рынке свободной конкуренции'

Экономическая и социальная эффективность реализации молока на рынке свободной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК МОЛОКА / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ЦЕНА / ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Н.А., Бабьяк М.А., Кубышкин А.В.

В научной статье обоснованы преимущества свободной конкуренции на рынке молока, реализуемого хозяйством непосредственно населению, определен экономический и социальный эффект, раскрыты условия свободной конкуренции на рынке натурального молока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая и социальная эффективность реализации молока на рынке свободной конкуренции»

УДК 338.43: 637

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОКА НА РЫНКЕ

СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ECONOMIC AND SOCIAL EFFICIENCY OF IMPLEMENTATION OF MILK ON THE MARKET OF

FREE COMPETITION

Н.А. Соколов, доктор экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», профессор E-mail: babyakma1466@rambler.ru М.А. Бабьяк, А.В. Кубышкин N.A. Sokolov, Doctor of EconomicSciences, Associate Professor FSBEI HE "Bryansk State Agrarian University", Professor M.A. Babyack, A.V. Kubishkin

Аннотация. В научной статье обоснованы преимущества свободной конкуренции на рынке молока, реализуемого хозяйством непосредственно населению, определен экономический и социальный эффект, раскрыты условия свободной конкуренции на рынке натурального молока.

Ключевые слова: свободная конкуренция, рынок молока, спрос, предложение, цена, эффект

Abstract. The advantages of free competition in the milk market sold directly to the population by the farm have been justified in the scientific article. The economic and social effect has been determined and the conditions of free competition in the natural milk market have been disclosed.

Key words: free competition, milk market, demand, supply, price, effect

Одним из главных принципов рыночной экономики, имеющей социальную направленность развития, является «торговля во благо каждого» [1]. Данный принцип более полно реализуется в условиях свободной конкуренции, являющейся одной из основных движущих сил эффективного роста экономики. Обусловлено тем, что малые фирмы, которых на индивидуальных рынках, как правило, множество, не могут договориться об уровне цен и объемах выпуска однородной продукции. Цены регулируются соотношением сил спроса и предложения, что выгодно продавцу и покупателю. Кроме того, фирмы, чтобы не обанкротиться, постоянно стремятся использовать достижения общества в области науки и техники. Конкуренция за инновациями сопровождается снижением средних общих издержек (себестоимость единицы продукции). В результате создаются предпосылки для увеличения прибыли и сдерживания роста рыночных цен. И наконец, продавец, чтобы повысить конкурентоспособность вынужден обновлять ассортимент продукции, повышать ее качество. Удовлетворяя свои потребности, продавец реализует и растущие запросы покупателя, общества [2-5].

Этот простой рыночный механизм, несущий неиссякаемую прогрессивную силу, в сельском хозяйстве, как наиважнейшей отрасли общества, невозможен без действенной финансовой поддержки государства. Механизм также будет давать «сбои», если на рынке появятся монополисты. Овладевая экономической властью, они в своих эгоистических интересах повышают цены на ресурсы, необходимые для производства продовольствия, а также цены на готовые к потреблению продукты.

В сельском хозяйстве господство монополии особенно ярко проявляется на рынке молока. В летний период, когда силы Природы и человеческого фактора увеличивают производство и предложение молока, заводы-монополисты по его переработке сбрасывают закупочные цены. Сельскохозяйственные организации, испытывающие острый дефицит в технике, топливе, профессиональных кадрах, вынуждены отпускать заводам молоко по заниженным закупочным ценам.

Как показывает рисунок, закупочная цена 1 кг молока в феврале 2015 года составила 22,16 руб., в июне -19,27 руб. или сократилась на 13,0%.

В декабре в связи с возросшим на рынке дефицитом молока заводы повысили цены, что привело к росту розничных цен на молоко и молочные продукты. Разница минимальных и максимальных закупочных цен в течение 2015 г. составила 2,96 руб.

24,00 22,00 20,00 18,00 16,00 14,00 12,00 10,00

21,30

19,20 19,80

февраль апрель

июнь

август октябрь декабрь

Рисунок 1 - Динамика цен на молоко, реализуемое сельскохозяйственными организациями Брянской области в

2015 году, рублей за кг

Монополизм на рынке сдерживает рост цен на молоко, реализуемое сельскохозяйственными организациями, и увеличивает розничные цены на молоко и молочные продукты. Поэтому сельскохозяйственными организациями, чтобы избежать негативного влияния монополистов, часть своей молочной продукции реализуют непосредственно населению. О выгоде, получаемой хозяйствами и населением от молока, реализуемом на рынке свободной конкуренции, свидетельствует опыт АО «Учхоз «Кокино» Выгоничского района Брянской области.

Таблица 1 - Экономическая эффективность реализации молока населению в АО «Учхоз «Кокино»

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2013 г., %

Объем реализации молока населению, ц 480 552 580 120,8

Полная себестоимость молока, реализованного населению, тыс. руб. 552,2 948,5 937,9 169,8

Цена реализации 1 ц молока, руб. 2000 2500 3000 125,0

Денежная выручка, тыс. руб. 960,0 1380,0 1740 181,2

Прибыль от реализации молока населению, тыс. руб. 407,8 431,5 802,1 196,7

Уровень рентабельности, % 73,8 45,5 85,5 +11,7п.п.

Таблица и рисунок показывают, что цена реализации молока на рынке свободной конкуренции выше монопольной. В результате от реализации молока населению в хозяйстве существенно повышается уровень рентабельности. Складываются предпосылки для начисления дополнительной заработной платы работникам молочных ферм. Кроме того, покупатели молока получают социальную выгоду. Её размеры равны разнице между розничной ценой молока, реализуемого частными торговыми компаниями и хозяйством, которое сбывает молоко непосредственно покупателю. С 2013г. по2015 г. разница цен за кг молока составила 6 руб. Следовательно, покупатели сберегли 967200 руб. (6 руб. * 161200 кг). Социальный эффект от реализации молока населению этим не заканчивается. Эффект возрастает, если население сэкономленные деньги вложит в банк. При ставке за депозит в 10% образуется годовой доход вкладчиков в размере 96720 руб. (967200 руб. *0,1). Социальный эффект приобретает форму мультипликационного, так как покупатели, взяв в банках потребительский кредит, приобретут блага на возросшую сумму денег. При их покупке внесут косвенные налоги, используемые государством для социальной сферы, от развития которой повышается качество жизни населения.

Таким образом, социальный эффект от продажи хозяйствами молока непосредственно населению может иметь следующие составляющие:

Эф = X] + х2 + х3 + х4 X] - дополнительная зарплата за счет прибыли; х2 - дополнительный доход населения по депозитам; х3 - сумма денег, уплачиваемая населением за кредиты; х4- сумма косвенных налогов, внесенных населением за купленные товары.

При расчете социального эффекта от продажи организациями молока населению важно брать во внимание и его качество. Оно, несомненно, выше, так как не имеет химических веществ, используемых заводами при переработке и упаковке молока. Но чтобы увеличить долю молока, реализуемую хозяйствами непосредственно населению (она сегодня в Брянской области составляет не более 10%), необходимо реализовать много факторов. Среди них особое место занимают улучшение породного состава молочного стада и его ветеринарное обслуживания, сбалансированное кормление животных, значительное повышение материальной и социальной заинтересованности работников ферм в производстве экологически безопасной продукции.

Первичная переработка молока, его сбыт требуют дополнительных финансовых средств и квалифицированных работников. Поэтому возможна кооперация (в странах Евросоюза до 50% сельскохозяйственной продукции перерабатывается и реализуется фермерскими кооперативами, что стабилизирует розничные цены). Однако кооперация сельскохозяйственных предприятий в переработке молока и реализации молочных продуктах возможна только при действенной финансовой поддержке государства и

обоснованном регулировании рынка органами власти всех уровней. Кроме того, кооперация возможна при устойчивом спросе на молоко и молочные продукты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адам Смит «Невидимая рука» рынка. В кн: Мэнкью Н., Тейлор М. «Экономикс» - СПб.: Питер, 2013. -С.30.

2. Принцип 5. Торговля во благо каждого. В кн: Мэнкью Н., Тейлор М. «Экономикс» - СПб.: Питер, 2013. -С.28.

3. Сельское хозяйство Брянской области. Стат. сб. / Брянскстат. Брянск, 2016. 224 с.

4. Коломейченко В.В., Полухин А.А., Полухина М. Г, Климова С.П., Ставцев А. Н., Анисимова Е.И., Бугаев С.П., Богачев А.И. Перспективы развития молочного скотоводства в условиях обеспечения продовольственной безопасности: Монография. - «Орловский ГАУ им. Н.В. Парахина» 2016 г. -184 с.

5. Иванихина Л.Н., Иванихин А.А. Влияние концентрации поголовья коров на эффективность производства молока в хозяйствах Ярославского района // Вестник АПК Верхневолжья 2017. № 2. С. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.