ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ АПК
УДК 339:637 ВОЗРОЖДЕНИЕ СВОБОДНОГО РЫНКА МОЛОКА
НА. СОКОЛОВ, ЕВ. КАНИЧЕВ, ИВ. ШЕВЕНЬ
Брянская государственная сельскохозяйственная академия
Молоко и молочные продукты в рационе питания россиян всегда занимали одно из важнейших мест. В настоящее время господство монополий грозит разрушением молочной отрасли России. Устойчивое повышение цен на молочные продукты привело к сокращению его потребления. Единственным эффективным инструментом укрепления положения сельхозпроизводителей объективно является введение на федеральном уровне значительных государственных дотаций. Это будет способствовать развитию молочного скотоводства, сохранению молочной промышленности и поддержанию покупательной способности населения на молочные продукты в условиях рынка.
В России традиционным и самым полезным продуктом считалось натуральное молоко. В 90-е годы по производству молока страна занимала первое место в мире. В Брянской области в 1990 году на душу населения потреблялось 402 кг молока и молочных продуктов или более 1 литра в день на человека. Причем потребляли в основном цельное молоко, не было в продаже йогуртов, творожной массы, биокефиров. До 30% ккал. в день на человека обеспечивалось за счет молока и молочных продуктов, семьи могли готовить из цельного молока разнообразные и полезные блюда, что сдерживало рост заболеваемости населения, особенно детей и подростков.
С приватизацией крупные молочные комбинаты превратились в монополии. Захватив власть на рынке молока, стали сдерживать рост закупочных цен, что явилось одной из главных причин разрушения молочной отрасли, сокращения на рынке предложения молочных продуктов, а их возросший дефицит привел к повышению розничных цен. Их рост был вызван и увеличением тарифов на электроэнергию, тепло- и водоснабжение молочных комбинатов, недоиспользованием ими производственных мощностей. Растущая дороговизна молочных продуктов объясняется и возросшими затратами на упаковку продукции, ее рекламу. Устойчивое повышение цен на молоко и значительное сокращение его производства (до 31,1 млн. т в 2006 г.) привело к сокращению потребления продукта. В 2006 году в среднем по стране на душу населения потреблялось 235 кг или по 644 граммов в день. Согласно материалам выборочного обследования бюджетов хозяйств, в среднем на одного человека расходуется на молоко и молочные продукты около 70 рублей в месяц или 2,30-2,50 рубля в день. Но молочный голод в стране, где благоприятнейшие природные условия для молочного скотоводства, сопровождается значительным ухудшением качества молочных продуктов. Развивается тенденция утраты их природных свойств, высо-
чайшей полезности. Чтобы продукт сохранился, монополии вынуждены применять синтетические вещества, часто вредные для здоровья (консерванты, ароматизаторы, заменители, стабилизаторы, красители и т.д.). Более того, летом, вместо того, чтобы реализовать молоко населению по низкой цене, как это делается в странах рынка, они его перерабатывают в сухие сливки, сухое молоко, а зимой из них изготовляют молочные продукты и продают их по высокой цене. В ходе двойной переработки молока неизбежно уничтожаются его природные свойства. Продукты не только утрачивают полезность, но становятся вредными для населения. За 2006 год по данным Роспотребнадзора 6% отечественной и 11 % импортной цельномолочной продукции, 11% отечественного и импортного животного масла от количества взятых проб, являлась опасной для здоровья людей, сегодня в 54% реализуемых йогуртах нет живых бактерий, улучшающих пищеварение. Ныне опасность молочных продуктов и в том, что комбинаты «схвачены» иностранными компаниями. На молочных продуктах указана молочная марка, а технология приготовления (наличие ингредиентов, бактерий) зарубежная. Иностранные монополии российскому покупателю диктуют не только высокие цены, но и качество продукта, часто несоответствующее принятым госстандартам.
Рынок натурального молока зародился в конце XIX века, а интенсивное развитие получил в 30-е годы, когда в результате НЭПа крестьянские хозяйства получили реальную свободу в работе и сбыте продукции. Так, крестьяне России, которые содержали 2 млн. коров, были объединены в маслодельные кооперативы. Вырабатывая масло без ингредиентов и пищевых добавок (химики еще их не изобрели!), они завоевывали ведущие позиции на мировом рынке. В 60-е годы молочный рынок развивается уже в иных экономических условиях. С крестьян, загнанных в колхозы, государство берет внушительные налоги и лишает справедливой оплаты труда. Чтобы выжить, они везут на рынки, расположенные в районных центрах, цельное молоко, творог, сметану и продают по мизерным ценам. Так деревня существенно помогала городу. Сегодня рынок натурального молока начинает возрождаться, но возникает много преград, о чем свидетельствует торговля молоком ФГУП УОХ «Кокино» в 2007 г. (Таблица 1).
Таблица 1 - Эффективность продажи молока населению и молочному комбинату
Каналы сбыта Цена 1 кг молока, руб. Себестоимость 1 кг молока, руб. Прибыль от реализации 1 кг молока, руб.
Продажа молока: - населению 15 12,92 2,08
- молочному комбинату 13 10,00 3,00
Цена 1 кг молока, продаваемого горожанам, всего лишь на 2 рубля выше цены молока, реализуемого молочному комбинату. Но хозяйство терпит большие транспортные издержки и издержки по сбыту продукции, поэтому себестоимость 1 кг молока увеличи-
вается почти на 3 рубля, в итоге от продажи 1 кг молока населению хозяйство теряет почти 1 рубль. Но горожане получают большую выгоду, если брать во внимание, что ныне 1 кг нормализованного молока стоит 26-30 руб., то семья на данную сумму может купить не один, а два литра молока, причем натурального, более полезного. Это трудно переоценить, в условиях тотальной бедности городского населения, когда неуклонно растут цены и тарифы на жилищные, лечебные, транспортные, образовательные и другие услуги, а заработная плата не может быстро расти. Обусловлено это тем, что на предприятиях разрушена техническая основа, что сдерживает рост производительности труда и заработной платы. Выгода горожан от покупки натурального молока на местном рынке очевидна, следовательно, надо увеличить число продавцов и объемы продаж данной продукции. Это возможно только при реальной помощи деревне. Настало время (и важно его не упустить!) вернуть крестьянину огромные долги, накопившиеся десятилетиями. Тем более у государства накопление нефте- и газовых доходов приближается к 3-м триллионам рублей. Такие накопления в России достигнуты впервые за сотни лет.
В 2006 году в области сельхозорганизациями, фермерами и хозяйствами населения создано 424 тыс. тонн молока. С учетом приближения к нормам потребления, сокращения численности населения (по прогнозам к 2025 году численность населения в области составит 1170 тыс. чел.) и экспорта молочных продуктов в государства Средней Азии и Закавказья необходимо производство молока довести до 600-650 тыс. тонн или увеличить в 1,5 раза. Это реально только при радикальном изменении экономического механизма помощи государством отрасли молочного скотоводства. Сегодня развитие молочных ферм поддерживается в основном из региональных бюджетов. Чтобы резко увеличить стимул работников и специалистов ферм, заменить истощенный, непородный скот и создать принципиально новую кормовую основу необходимо существенно повысить закупочные цены на молоко. Это неизбежно разорит молочные комбинаты. Избежать их банкротства можно только через дальнейшее повышение розничных цен на молоко и молочные продукты, но и эта мера невозможна при нынешних денежных доходах населения. Разорвать порочный круг можно только введением государством сильных дотаций. Причем это надо делать на федеральном уровне, чтобы все молочные фермы страны поставить в относительно равные условия. Дотации в молочной отрасли применялись при социализме, их действенность была высокая. В 1990 году уровень рентабельности молока в колхозах области составлял 84,3%, а оплата работников села составляла 90% от общероссийского уровня. Но механизм дотирования отрасли сегодня должен быть иной. Источником дотаций может быть профицит федерального бюджета, размеры которого составляют 800 млрд. руб. Трудно понять политику правительства, когда собранные с фирм, населения, огромные налоговые доходы не используются, это сдерживает рост экономики и порождает бедность населения. Источником дотаций селу должен быть и Стабилизационный фонд страны, а дотации ввести размером не менее 5 руб. за 1 кг реализованного молока (4 рубля из названных источников и 1 рубль из региональных бюджетов). Это 25% от цены молока на местных рынках, а в европейских странах дотации
составляют 50 и более процентов. При таких дотациях можно приблизить заработную плату работников и специалистов ферм к справедливой и довести ее до 8-10 тыс. руб. в месяц, а уровень рентабельности отрасли до 60-80%. Если сейчас не реализовать эти меры, то завтра некому будет содержать закупленный за границей племенной скот во вновь построенных дорогих комплексах. Эти радикальные решения потребуют дополнительно для сельского хозяйства выделения 55-60 млрд. руб. в год (в 2008 году из федерального бюджета будет направлено денежных средств на сумму 110 млрд. руб.). Но явится реальным стимулом развития местных рынков натурального молока, так как его минимальная цена составит 20 рублей за 1 кг.
Для укрепления и развития этого рынка политика региональных властей на свободном рынке молока должна включать дополнительные комплексные меры и на региональном уровне. Важно создать равные условия сбыта молока хозяйствам близко расположенных к рынку и удаленных от него, выделять льготные кредиты для открытия торговых точек с холодильным оборудованием. Следует на рынках организовать систему продвижения молочной продукции, широко применяемую в странах рынка (конкурсы, призы и т.п.), а также добиваться, чтобы микробиологические лаборатории возглавляли высококвалифицированные специалисты. Брянская государственная сельскохозяйственная академия также может внести свой вклад в развитие рынка молока. Например, наладить за счет средств областного бюджета приобретение студентами второй специальности по переработке молока в домашних условиях и небольших цехах, организовать подготовку предпринимателей в сфере молочного бизнеса (производство молока, переработка и реализация молочных продуктов на местных рынках), усилить научные исследования среди аспирантов в области регулирования молочных рынков на уровне районов. Развитие местных рынков молока создаст здоровую конкуренцию для потребителя среди сельхозор-ганизаций, фермеров, хозяйств населения, будет сдерживать господство молочных монополий и рост цен на молочные продукты.
REVTVAL OF FREE MARKET OF DAIRY PRODUCTS
N. A. SOKOLOV The Bryansk state agricultural academy SUMMARY
Milk and dairy products always occupied one of the most important place in ration of Russian people. Now supremacy of monopolies threatens to destroy for dairy branch in Russian Federation. Stable increase of prices for dairy products led to reduction of its consumption. Objectively the only effective method of strengthening farmer' position is introduction considerable state subsidies on the federal level. It will be further to development of dairy-farming, preservation of dairy-processing industry and support of consumer ability on dairy products in market conditions.