Е.А. Брюн,
д.м.н., профессор, Московский научно-практический Центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы
и.П. Почитаева,
к.м.н., МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭффЕКТИВНОСТь
мероприятий по противодействию распространению наркомании
И АЛКОГОЛИЗМА
УДК 614.2
Брюн Е.А, Почитаева И.П. Экономическая эффективность мероприятий по противодействию распространению наркомании и алкоголизма (Московский научно-практический Центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы; МГМУ им. И.М. Сеченова, г. Москва)
Аннотация. Анализ экономической эффективности мероприятий по борьбе со злоупотреблением наркотиками/ алкоголем в Костромской области в 2008-2012 годах показал наличие значительных потерь для экономики региона, вызванных заболеваемостью населения наркоманией, алкоголизмом молодого и трудоспособного населения. Отмечен низкий уровень финансового обеспечения областных целевых Программ и дефицит текущего финансирования наркологической службы, что значительно снижает доступность медицинской помощи. Уровень достигнутых показателей оценки эффективности деятельности наркологической службы продемонстрировал значительное отставание от регионов, включенных в реализацию Концепции модернизации наркологической службы Российской Федерации.
Ключевые слова: экономическая эффективность, доступность, профилактика, целевые Программы.
Актуальность. Наркомания представляет существенную угрозу общественному здоровью [16, 14, 12] и глобальную проблему для общества [13, 7]. Особая актуальность данной проблемы связана с широким распространением наркомании среди молодого и репродуктивно активного возраста 12, 5]. В этой связи проблема профилактики распространения
мании занимает особое внимание ученых [1, 2, 11, 8, 3]. се вышеизложенное свидетельствует об актуальности профилактики наркомании и алкоголизма и оценки экономической эффективности профилактических мероприятий.
цель: Установить экономическую эффективность проведения мероприятий по профилактике распространения наркомании и алкоголизма в Костромской области.
материал и методы: Проведен расчет экономической эффективности профилактических мероприятий по противодействию распространению наркомании и алкоголизма в Костромской области в соответствии с региональными Программами профилактики, утвержденными постановлением губернатора Костромской области. Для проведения анализа рассчитаны следующие относительные показатели: «включение в программы амбулаторной
© Е.А. Брюн, И.П. Почитаева, 2016 г.
реабилитации» - число пациентов, включенных в реабилитационные программы на 100 зарегистрированных амбулаторной службой пациентов соответствующей нозологии; «включение в программы стационарной реабилитации» - число прошедших программы стационарной реабилитации на 100 выбывших из стационара; «успешное завершение амбулаторной реабилитации» - число успешно завершивших амбулаторную реабилитацию на 100 включенных в амбулаторные реабилитационные программы; «успешное завершение стационарной реабилитации» -число успешно завершивших амбулаторную реабилитацию на 100 включенных в стационарные реабилитационные программы.
результаты и их обсуждение: Ущерб от злоупотребления населения алкоголем и наркотическими средствами складывается из прямых и косвенных затрат различных субъектов экономики области, среди которых выделены следующие [4]: затраты целевых программ и мероприятий, связанных с наркоманией и алкоголизмом населения; затраты государственной и негосударственной системы здравоохранения в связи с заболеванием населения алкоголизмом и наркоманией, а также в связи с травмами, отравлениями и несчастными случаями, а также укреплением материально-технической базы служб: наркологической, психиатрической помощи, лабораторной; затраты бюджетов домашних хозяйств (населения) на получение помощи, медикаментозное лечение в связи заболеванием наркоманией и алкоголизмом; экономические потери бюджета субъекта в связи с временной нетрудоспособностью, инвалидизацией и преждевременной смертностью трудоспособного населения, вызванного алкоголизмом, наркоманией.
субъект российской Федерации также несет финансовое бремя в виде затрат: на обеспечение правопорядка в связи с последствиями злоупотребления наркотиками и алкоголем, связанными с высоким уровнем преступности, а также на содержание лиц, совершивших преступления в состоянии
наркотического и алкогольного опьянения, в местах отбывания наказания и следственных изоляторах; по выплате социальных пособий, страховых выплат по социальному страхованию в связи с лечением или иждивением лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом, а также сиротам, потерявшим родителей в связи с алкоголизмом, и на содержание сирот в детских домах, интернатах, выплаты приемным и патронажным семьям, на содержание детей с врожденными или наследственными заболеваниями, вызванными чрезмерным употреблением их родителями алкоголя и наркотиков.
По данным официального статистического учета, ежегодная смертность в области от прямых причин, связанных с чрезмерным употреблением алкогольных напитков и употреблением алкогольных напитков ненадлежащего качества и суррогатов алкоголя, составляет 550-600 жителей, в связи с наркоманией - в среднем 100 человек.
Экономический ущерб в производстве внутреннего регионального продукта (ВРП) Костромской области, обусловленный временной нетрудоспособностью, инвалидизаци-ей, смертностью трудоспособного населения в связи с заболеванием алкоголизмом и наркоманией, составляет порядка 220 млн. рублей ежегодно. В связи с дотационностью субъекта и отрицательным приростом населения такой факт является одним из обоснований необходимости проведения профилактических мероприятий и продолжения модернизации наркологической службы, учитывая, что показатели, характеризующие эффективность наркологической службы, такие как число пациентов с ремиссией и снятых с наблюдения в связи с выздоровлением (стойким улучшением), имеют прямую зависимость от финансового фактора. Так как указанные показатели характеризуются отдаленным эффектом, значимое увеличение этих показателей возможно только на основе долгосрочных финансовых вложений в процесс лечения и реабилитации.
Анализ прямых затрат, связанных с наркотизацией и алкоголизацией населения, позволил
Юнеджер №2
здравоохранения 2016
получить следующие результаты. В рамках целевого финансирования в 2008-2012 годах Костромская область финансировалась за счет федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и муниципальных бюджетов районов области. Так, с 2011 года из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации выделяются субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в том числе мероприятий по совершенствованию медицинской помощи наркологическим больным, включая профилактику, диагностику и медицинскую реабилитацию.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1237 «О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака», в 2011 году в реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи наркологическим больным, были включены 16 субъектов Российской Федерации, в том числе и Костромская область. В рамках указанных мероприятий регионами решались такие задачи, как проведение в наркологических учреждениях текущих и капитальных ремонтов, оснащение их различными видами медицинского, в том числе лабораторного оборудования, подготовка и переподготовка медицинских кадров.
Следует отметить, что основным условием включения субъекта в данное направление явилось обязательное софинансирование указанных мероприятий бюджетными средствами субъекта. В Костромской области с 2005 года реализовывались областные целевые программы, направленные на профилактику и борьбу с наркоманией, алкоголизмом. Основой профилактики наркомании в Костромской
области являлась областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 20082012 годы». Основной целью Программы явилось сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков. Целевая областная программа послужила базой для разработки муниципальных антинаркотических Программ. Объемы финансирования мероприятий программы планировались на уровне 16650 тыс. руб. (в 2008 году - 5738 тыс. руб., в 2009 году - 3713 тыс. руб., в 2010 году -2528 тыс. руб., в 2011 году - 2598 тыс. руб., в 2012 году - 2073 тыс. руб.).
В целях снижения прямой и косвенной смертности и заболеваемости, предотвращения социальных проблем, вызванных чрезмерным употреблением населением алкогольных напитков и употреблением алкогольных напитков ненадлежащего качества в Костромской области, в 2009 году принята областная целевая программа «Профилактика пьянства и алкоголизма в Костромской области на 2010-2012 годы» с плановым бюджетом 510,5 тыс. руб.
За анализируемый период фактические расходы целевых программ, реализованных в Костромской области в 2008-2012 годах, составили 3,7 млн. руб., или в 4,5 раза ниже запланированного уровня. До 47,0% фактических затрат целевых программ направлены на экспресс-тестирование для выявления потребителей наркотиков среди подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, 25% израсходовано на проведение ремонтно-строительных работ отделения неотложной наркологической помощи и амбу-латорно-реабилитационного отделения областного наркодиспансера, приобретение средств экспресс-диагностики наркотического опьянения и современных лекарственных препаратов для лечения и медицинской реабилитации больных наркоманией. На профессиональную подготовку и переподготовку специалистов подразделений и ведомств,
0,00 200,00 400,00 600,00 800,00 1000,00 1200,00 1400,00
тыс. руб.
ЕЗ Всеобщий охват населения пропагандой и профилактикой наркомании и алкоголизма ■ Добровольное экспресс-тестирование для выявления потребителей наркотиков I | Профилактика наркомании и алкоголизма среди отдельных контингентов (допризывники) □ Лекарственная терапия
ГЯ Укрепление МТБ медицинских организаций, медицинских лабораторий
| Строительство, реконструкция, ремонт медицинских организаций, медицинских лабораторий Переподготовка, обучение, повышение квалификации, стажировки
Рисунок 1. Направления расходования средств целевых программ за 2008-2012 годы, тыс. руб.
осуществляющих антинаркотическую деятельность в рамках программ, было израсходовано всего 3% средств. Динамика структуры затрат целевых программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2008-2012 годы представлена на рисунке 1.
Максимальная доля всех средств израсходована в 2008 году (31%) и в 2011 году (26%). Для оценки эффективности модернизации
наркологической службы Минздравом России утверждены следующие показатели [15]: показатели краткосрочной и долгосрочной ремиссии у пациентов, больных алкоголизмом и наркоманией; показатели включения в амбулаторные и стационарные реабилитационные программы; а также показатели успешного завершения амбулаторных и стационарных реабилитационных программ. Результаты расчетов показателей приведены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей оценки эффективности наркологической службы Костромской области за 2012-2014 гг.
Г Показатели эффективности 2012 2013 2014
L наркологической помощи
1 Включение в программы амбулаторной реабилитации 28,4 32,2 35,5
2 Успешное завершение амбулаторной реабилитации 2,6 1,8 2,0
3 Включение в программы стационарной реабилитации 24,9 19,8 24,7
4 Успешное завершение стационарной реабилитации 19,5 14,6 19,9
5 Ремиссии от 1 до 2 лет 9,4 9,9 9,9
6 Ремиссии более 2 лет 7,8 8,0 8,2
Обращает на себя внимание тот факт, что значение показателя «успешное завершение амбулаторной реабилитации» на фоне роста значения числа включенных имеет тенденцию к снижению [10]. При этом, в сравнении с аналогичными показателями по регионам, включенным в модернизацию в 2011 году, показатель отстает в два раза. На наш взгляд, основной проблемой неэффективности реабилитационной программы в амбулаторных условиях является высокая нагрузка на одну занятую ставку врача психиатра-нарколога. В то же время данные аналогичного показателя при стационарной реабилитации демонстрируют если не рост, то стабильный уровень, но как позитивный факт расцениваться не могут, так как в два раза ниже, чем в других субъектах (43,8).
В целом, в сравнении с данными других субъектов, включенных в модернизацию наркологической службы в 2011 году, показатели, полученные наркологической службой Костромской области, расцениваются как неудовлетворительные. С точки зрения анализа финансовых источников, участвующих в мероприятиях, направленных на совершенствование медицинской помощи наркологическим пациентам, показательна структура расходов ГБУЗ областного наркологического диспансера. Так, основным финансовым источником
являются средства субсидии на выполнение государственного задания из областного бюджета Костромской области, доля в общих расходах которого составляет порядка 60%. (рис. 2.)
Целевая субсидия учреждения составляет порядка 5% всех средств. Недофинансирование утвержденных финансовых нормативов за счет средств областного бюджета в среднем составляет 10%. Данный дефицит покрывается за счет предоставления платных услуг населению и иных прочих доходов, доля которых составляет более 35%. Следует отметить, что более 65% затрат медицинских организаций при оказании помощи населению в связи с наркоманией, алкоголизмом расходуются на заработную плату. Незначительную долю, порядка 5,0%, составляют расходы на медикаменты и расходные материалы.
Затратные статьи расходов на укрепление материально-технической базы, закупку дорогостоящего оборудования финансировались в основном в рамках целевых программ. Так, за 2008-2012 годы такие расходы на наркологическую службу составили порядка 1,5%. Анализ подушевых расходов мероприятий против распространения наркомании, алкоголизма с показателем распространенности заболеваний показал наличие средней обратной корреляционной зависимости (г= -0.62) (рис. 3.).
100% 80% 60% 40% 20% 0%
13,9 28,5 14,9
19,7 17 3 19,4
21,8 53,4 64,9
44,5
2012
2013
2014
□□ Иные прочие доходы I I Приносящая доход деятельность I I Целевые субсидии
I I Субсидии на выполнение государственного задания
Рисунок 2. структура доходов областного наркологического диспансера.
200,00 180,00 160,00 140,00 120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00
173,22
193,7
2008 2009 2010 201 -подушевые расходы, руб./чел.
184,5
190,3
96 94 92 90
2012 2013 2014 • распространенность
184 182 180 178
Рисунок 3. Динамика показателей распространенности заболеванием наркоманией и алкоголизмом и подушевых расходов по мероприятиям против распространения наркомании, алкоголизма.
Полученные данные свидетельствуют о том, что в Костромской области имеют место быть условия «отзывчивой системы», в которой финансирование имеет влияние на изменение качественных показателей здоровья населения. Поэтому увеличение расходов, в том числе на профилактические мероприятия, позволит снизить количество случаев заболеваний наркоманией, алкоголизмом.
Выводы
Анализ экономической эффективности мероприятий по борьбе со злоупотреблением алкоголем и наркотическими средствами в Костромской области в 2008-2012 годах показал наличие значительных потерь для экономики региона, вызванных заболеваемостью населения наркоманией, алкоголизмом молодого и трудоспособного населения.
Отмечен недопустимо низкий уровень финансового исполнения областных целевых программ, который демонстрирует низкий приоритет задачи борьбы с наркотизацией и алкоголизацией населения для органов исполнительной власти субъекта.
Дефицит текущего финансирования наркологической службы повышает уровень предоставления медицинской помощи населению на платной основе, а при высоком уровне населения с доходом ниже прожиточного минимума данный факт значительно снижает доступность медицинской помощи. Уровень достигнутых показателей оценки эффективности деятельности наркологической службы продемонстрировал значительное отставание от регионов, включенных в реализацию Концепции модернизации наркологической службы Российской Федерации.
Литература
1. Брюн Е.А., Бузик О.Ж., Власовских Р.В., Можгинский Ю.Б. Выявление лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами и азартными играми, среди несовершеннолетних (Часть I): Методические рекомендации № 18. - М.: ООО «Медиа-Студия», 2007. - 24 с.
2. Брюн Е.А., Бузик О.Ж., Власовских Р.В., Можгинский Ю.Б. Выявление лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами и азартными играми, среди несовершеннолетних (Часть II): Методические рекомендации № 19. - М.: ООО «Медиа-Студия», 2007. - 23 с.
3. Брюн Е.А., Бузик О.Ж., Сокольчик Е.И., Габрильянц О.А., Сафонцева С.В., Третьякова Т. В., Тараянц А.В., Булатников Ф.В., Терехин В.А. Комплексная программа первичной позитивной профилактики аддиктивного поведения в образовательных учреждениях. Методические рекомендации № 14. Часть I. Методика проведения профилактических занятий для обучающихся 15-17 лет общеобразовательных учреждений и колледжей. - М.: ООО «Медиа-Студия», 2013. - 37 с.
4. Доклад Общественной палаты Российской Федерации «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия» .13 мая 2009 г.
5. Иванова М.А. Павлова Т.М., Бузик О.Ж. К вопросу об организации медицинской помощи больным с наркотической зависимостью. Журнал «Вопросы наркологии». 2010. № 4. С. 117-122.
6. Иванова М.А. Учтенная частота распространения токсикоманий и злоупотребления ненаркотическими психоактивными веществами в Российской Федерации за период с 2000 по 2010 гг. [Электронный ресурс] /М.А. Иванова, М.В. Воробьев //Информационно-аналитический вестник. «Социальные аспекты здоровья населения». - 2012. - № 2 (24). - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru /content/category/5/59/30/lang, ru (0,2 п.л., автора 0,1).
7. Иванова М.А. Заболеваемость вирусным гепатитом С и доля пациентов с наркотической зависимостью, получивших инфицирование парентеральным путем, на территории Ивановской области /М.А. Иванова, М.В. Воробьев //Наркология. - 2013. - № 10 (142). -С. 55-58 (0,14 п.л., автора 0,07).
8. Иванова М.А. Современные тенденции социально-обусловленных заболеваний в Российской Федерации в 2011 году /М.А. Иванова, И.М. Сон, М.В. Воробьев //Монография. -М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2013. - 104 с. (тираж 500 экз.) (4,33 п.л., автора 1,08).
9. Каклюгин Н.В. Современная наркоситуация в России и способы ее решения в условиях социально-экономических изменений, обусловленных финансовым кризисом. // Наркология. - 2010. - № 1 (97). - С. 86-92.
10. Кошкина Е.А., Киржанова В.В., Гусева О.И. Мониторинг и оценка эффективности наркологической службы в условиях ее модернизации: проблемы и пути их решения./Со-циальные аспекты здоровья населения// № 2. 2014 (40): http://vestnik.mednet.ru/content/ view/640/30/lang, ru/
11. Кошкина Е.А. Проблемы распространенности болезней зависимости и основные направления совершенствования наркологической помощи в России / Е.А. Кошкина, В. В. Киржанова // Вопросы наркологии. 2013. № 6. С. 10-26.
12. Ладная Н.Н. ВИЧ-инфекция и ИППП в Российской Федерации в 1993-2008 гг./Н.Н. Ладная, М.А. Иванова/ Эпидемиология. - № 3. - 2010. - С. 4-11
13. Михайлова Ю.В. Международное правовое регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ /Ю.В. Михайлова, А.Ю., Абрамов, Н.В. Косолапова//
Социальные аспекты здоровья населения [эл. научный журнал] - 2013, № 1 (29). URL: http://vestnik.mednet.ru/cjntent/view/462/30/lang.ru.
14. Михайлова Ю.В. Эпидемиологическая ситуация по психическим и поведенческим расстройствам, связанным с употреблением психоактивных веществ, в Российской Федерации/Ю.В. Михайлова, О.Б. Нечаева, А.Д. Абрамов//Социальные аспекты здоровья населения/ ГОД номер. URL: http://vestnik.mednet.ru/cjntent/view/421/30/lang.ru.
15. Приказ Минздрава России от 05.06.2014 года № 263 «Об утверждении Концепции модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года».
16. Стародубов В.И. Динамика социопатий в современной России / В.И. Стародубов, А.С. Киселев, Ю.П. Бойко. - М.: ЦНИИОИЗ, 2001. - 68 с.
UDC 614.2
Bryun Е.А., Pochitaeva I.P. The economical effectiveness of actions preventing the expansion of incidents of substance and alcohol abuse (Moscow scientific - practical Centre of Narcology of Moscow Health Department; I.M. Sechenov, The First Moscow State Medical University)
Abstract. The analysis of economical effectiveness of preventative measures against substance and alcohol abuse in the Kostromskaya region between 2008-2012 years showed a presence of significant losses for the region's economy, prompted by the population's morbidity for drug and alcohol abuse among the young and employable population. There was noted a low level of financial provision of regional target-oriented programmes and a deficit in current financing of narcology service, what in turn makes the medical aid considerably less accessible. The level of achieved indicators for evaluating the effectiveness of the narcology service's activity demonstrated that there is a significant retardment among the regions, included in the process of realization of the concept for modernizing the narcology service of the Russian Federation.
Keywords: economical effectiveness, accessability, prevention, target-oriented Programmes.
Здравоохранение-2016
РОССИЯНЕ НЕ ОФОРМЛЯЮТ БОЛЬНИЧНЫИ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ХОТЯТ ТЕРЯТЬ ЧАСТЬ ЗАРПЛАТЫ
□ прос показал, что практически каждый пятый работник (18% опрошенных) никогда не уходит на больничный при плохом самочувствии. Большинство (63%) берут больничный редко, 11% респондентов - иногда. Тех, кто при любом недомогании берёт листок нетрудоспособности и лечится дома, лишь 8%.
Чаще всего от больничного отказываются, чтобы не терять часть зарплаты: эту причину назвали 37% опрошенных. 22% не хотят тратить время на очереди в поликлиниках и получение справки. Почти столько же (каждый пятый) отмечают, что работать им придется в любом случае, а в домашней обстановке это делать неудобно, поэтому они продолжают ходить на работу больными.
Впрочем, иногда сотрудникам разрешают работать и дома, не оформляя больничный. Больше трети (37%) опрошенных могут работать удаленно один-два дня, не заботясь о том, чтобы принести справку. Полную рабочую неделю - до пяти дней - оставаться дома могут 5%; столько же респондентов отметили, что им можно работать дома столько, сколько потребуется. Однако у большинства (53%) возможности работать удаленно без оформления больничного нет.
Во многих компаниях заботятся о здоровье сотрудников: 32% оформляют им дополнительную медстраховку, а 39% - проводят вакцинацию от гриппа.
Источник: Работа Mail.Ru, Здоровье Mail.Ru