Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
Экономика, финансы, менеджмент
Список литературы
1. Аоронин, Л. И. Бизнес-разведка. — М., 2002.
2. Аоронин, Л. И. Основы экономической разведки и контрразведки : учебно-методическое пособие. — Тула, 2000.
3. Аоронин, Л. И. Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансовохозяйственной деятельности коммерческой организации. — Тула, 2000.
4. Баяндин, Н. И. Технологии безопасности бизнеса: введение в конкурентную разведку : учебно-практич. пособие. — М., 2002.
5. Слизкая, В. П., Соболь, И. Л. Обеспечение экономической безопасности коммерческой организации: правоохранительный аспект : монография. — СПб., 2011.
6. Бугаев, Л., Логинов, Е., 'Райков, Л., Сараев, Л. Латентный синтез решений // Экономические стратегии. — 2007. — № 1. — С. 52—60.
7. Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (1 ч.). — Ст. 3448.
8. http://www.ud.mos.ru/fhu.html (дата обращения: 01.03.2012).
9. Катаев, Л. Ц., Илюхина, Р. В. Взаимодействие правоохранительных органов в области противодействия преступлениям экономической направленности / / Реформа силовых структур и задачи ФСЭПП МВД России в обеспечении экономической безопасности, по противодействию экономическим и налоговым преступлениям. — М., 2005. — С. 18—20.
10. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 17. — Ст. 888.
11. http: / / ru.wikipedia.org/ wiki.
12. Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 7. — Ст. 785.
13. Тарасенко, Ю. Л. Кредиторы: защита их имущественных прав. — М., 2004.
14. Лйгнер-Хегер, С. Общество с ограниченной ответственностью в сравнительном гражданском праве России, Германии, Англии : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1994.
15. Лнуфриева, Ю. Л. Экономико-правовые проблемы несостоятельности (банкротства) юридических лиц // Право и экономика. — 2006. — № 10. — С. 113—114.
16. Российская газета. — 2005. — 18 января.
17. Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.
18. Соболь, И. Л. Экологическая преступность в регионе: особенности и пути противодействия / / Государственно-правовая политика в Северо-Западном регионе : материалы Международной научнопрактической конференции, 29 — 30 октября 2010 г. / под общ. ред. В.Н. Агеева, К.Н. Серова. — СПб., 2010. - С. 251-258.
19. Тангиев, Б. Б. Необходимость реализации конституционных основ законодательной деятельности в области охраны окружающей среды и противодействия экопреступности / / Конституционные основы деятельности органов государства и местного самоуправления в субъекте Российской Федерации (посвящается памяти профессора А.В. Зиновьева) : материалы региональной научно-практической конференции. 21 апреля 2011 года / под общ. ред. И.А. Соболя. — СПб., 2011. — С. 167-173.
УДК 338 В.А. Титов*
Экономическая безопасность субъекта Российской Федерации
В статье рассмотрены вопросы обеспечения экономической безопасности субъектов Российской Федерации. Предложены меры, позволяющие создать новые инновационные сектора экономики в субъектах Российской Федерации.
Ключевые слова: государство, экономика, субъект российской Федерации, региональная экономика, угрозы национальной безопасности.
V.A. Titov*. Subject economic safety of the Russian Federation. The paper deals with economic security of the Russian Federation. Proposed measures to create new and innovative sectors of the economy in the Russian Federation.
Keywords: government, economics, the subject of the Russian Federation, the regional economy, national security.
Обеспечение экономической безопасности субъекта Российской Федерации на современном этапе выступает одной из основополагающих задач органов власти субъекта Российской Федерации. С учетом этого приобретают актуальность вопросы, связанные с определением потенциально
* Титов, Виктор Анатольевич, начальник факультета повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор экономических наук, профессор. Россия, 19820б, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: [email protected].
* Titov, Viktor Anatolievich, head of training department of the St. Petersburg University Ministry of Interior of Russia, doctor of economic sciences, professor. Russia, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22 февраля 2012 года.
© Титов В.А., 2012
21S
возможных угроз экономической безопасности субъекта Российской Федерации как необходимого элемента в механизме противодействия и нейтрализации угроз экономической безопасности субъекта Российской Федерации.
Экономическая безопасность субъекта Российской Федерации должна быть направлена на обеспечение целостности и сбалансированности функционирования экономической системы как субъекта Российской Федерации, так и всего государства.
При разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации возникают вопросы, связанные с определением основных элементов экономической системы субъектов Российской Федерации. Полное и корректное определение всех элементов (секторов, институциональных единиц) экономической системы субъекта Российской Федерации органами власти субъекта Российской Федерации позволит обеспечить экономическую безопасность субъекта Российской Федерации.
Сущность экономической системы различные авторы рассматривают по-разному. В статье предлагается рассматривать экономическую систему субъекта Российской Федерации как совокупность секторов экономики субъекта Российской Федерации, состоящих из определенных институциональных единиц, занимающихся определенными видами экономической деятельности, направления и содержание деятельности которых, основано и обусловлено правилами и нормами, регулирующими экономические отношения (рис. 1).
Рис.1. Экономическая система субъекта Российской Федерации
Исходя из сущности и структуры экономической системы государства и ее элементов, можно сделать вывод, что экономическая безопасность экономической системы субъекта Российской Федерации — это такое состояние динамично развивающейся экономической системы субъекта Российской Федерации, при котором обеспечивается ее оптимальное функционирование, защищенность жизненно важных экономических интересов.
В соответствии с приведенным определением можно сделать вывод, что экономическая безопасность субъекта Российской Федерации зависит не только от понимания важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков1 и ресурсного2 потенциала субъекта Российской Федерации, но и понимания сложившейся экономической системы субъекта Российской Федерации.
В этих условиях понимание органами власти субъекта Российской Федерации существующего производственного кластера3 и отнесение его к тому или иному сектору экономической системы субъекта Российской Федерации является одной из важнейших задач. Решение данной задачи позволит в будущем оперативно выявлять возникающие экономические кризисные ситуации в том или ином секторе экономики, негативно воздействующие на экономическую систему субъекта Российской Федерации.
Отнесение институционных единиц субъекта Российской Федерации к тому или иному сектору экономики необходимо основывать на классификаторе институционных единиц секторов экономики (далее — КИЕС). КИЕС предназначен для классификации и кодирования институциональных единиц в соответствии с их принадлежностью к соответствующим секторам экономики, что позволяет осуществлять разработку макроэкономических показателей в разрезе институциональных секторов и производить анализ межсекторальных потоков в экономике [2, с. 56].
Построение макроэкономических показателей по институциональным секторам субъекта Российской Федерации важно для углубления экономического анализа, выявления взаимосвязей между отдельными секторами экономики субъекта Российской Федерации и их роли в формировании важнейших макроэкономических показателей субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом.
1 Риски — направления и факторы, из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в субъекте Российской Федерации.
2 Ресурсы — материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы субъекта 3 Российской Федерации.
3 Производственный кластер — сеть поставщиков и потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и локализованная на определеннои территории.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
Экономика, финансы, менеджмент
Например, определение секторов экономики хозяйственной системы субъекта Российской Федерации позволит определить степень воздействия принятых в корпоративном секторе мер в области производства, занятости и инвестирования на налоги и другие доходы сектора государственного управления, или, наоборот, определить степень воздействия государственной политики и политики субъекта Российской Федерации на доходность корпораций, домашних хозяйств, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.
Точное определение секторов экономики субъекта Российской Федерации позволит разработать механизм, обеспечивающий сбалансированность экономической системы субъекта Российской Федерации. В свою очередь, сбалансированность экономической системы субъекта Российской Федерации будет способствовать обеспечению экономической безопасности всего государства.
С целью выработки эффективного механизма по противодействию и нейтрализации угроз экономической безопасности субъекта Российской Федерации предлагается определить последовательность управленческих действий органов власти субъекта Российской Федерации. С этой целью на первом этапе необходимо выявить причины возникновения угроз экономической безопасности секторов экономики субъекта Российской Федерации; на втором этапе определить возможные негативные последствия от наступления, или воздействия угроз экономической безопасности на экономическую систему субъекта Российской Федерации. Определение причины возникновения угрозы экономической безопасности можно представить следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Этапы определения причины возникновения угрозы
Как видно из представленного рисунка, возникновение угрозы экономической безопасности субъекта Российской Федерации обусловлено множеством факторов. К таковым можно отнести:
— внутренние и внешние причины возникновения угроз экономической безопасности;
— субъективные и объективные причины возникновения угроз экономической безопасности;
— низкий уровень знаний о природе угрозы;
— потребности государства и субъекта Российской Федерации в экономическом развитии;
— природно-климатические и техногенные изменения;
— несовершенство механизмов противодействия угрозам экономической безопасности секторов экономики;
— несовершенство законодательства;
— узкие временные рамки для принятия решения;
— усугубление угрозы экономической безопасности от неправильных экономических действий органов власти субъекта Российской Федерации;
— противоречия политических и экономических интересов и т.д.
Концентрация усилий по выявлению, противодействию и нейтрализации угроз экономической безопасности секторов экономики субъекта Российской Федерации является первостепенной задачей органов власти субъекта Российской Федерации.
Считаем, что положения, направленные на обеспечение экономической безопасности субъекта Российской Федерации, должны найти свое отражение в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. При этом в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации должны учитываться основные направления государственной политики Российской Федерации.
В целях формирования эффективного и сбалансированного развития всех секторов экономики и минимизации уровня риска возникновения угроз экономической безопасности субъекта Российской Федерации необходимо:
— отразить в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации приоритетные направления развития отдельных секторов экономики субъекта Российской Федерации;
— создать проекты и планы финансирования отдельных секторов экономики из средств федеральных целевых программ, федеральных адресных инвестиционных программ и прочих инструментов целевого финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
— создать механизм развития системы бюджетирования, ориентированного на результат;
— выработать единую управленческую культуру государственного управления.
Развитие экономического потенциала субъекта Российской Федерации напрямую зависит от понимания структуры экономической системы субъекта Российской Федерации. Равномерное развитие всех секторов экономической системы субъекта Российской Федерации позволит снизить риски возникновения угроз экономической безопасности, которые могут привести к кризисным явлениям и социальной напряженности в обществе [1, с. 325—331].
В целях равномерного развития секторов экономики субъекта Российской Федерации важное значение имеет межрегиональное взаимодействие субъектов Российской Федерации и выработка в стране единой социально-экономической стратегии. Согласование и принятие решений по проектам межрегионального масштаба органами власти одного субъекта Российской Федерации с органами власти приграничных субъектов Российской Федерации должны найти свое отражение в стратегии социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации.
Все перечисленные меры позволят создать новые инновационные сектора экономики в субъектах Российской Федерации и комплексно модернизировать многие производственные кластеры. В свою очередь, создание новых и модернизация существующих институциональных единиц позволит увеличить доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации за счет налоговых и неналоговых поступлений. Решение этих задач приведет к экономической стабильности субъекта Российской Федерации и социальной защищенности граждан проживающих на соответствующей территории.
Список литературы
1. Фирова, И. П., Титов, В. Л., Демидова, М. Г. Угрозы и риски экономической безопасности, оказывающие влияние на управленческие решения в сфере налогообложения / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2006. — № 4. — С. 325—331.
2. Рыбакова, О.М., Тирбасова, Е.М. Основы системы национального счетоводства (методические рекомендации) // Бухгалтер и закон. — 2007. — № 11.
УДК 338/462
В.А. Титов*, Л.Н. Смирнова**
Обеспечение экономической безопасности государства за счет внедрения современных методов финансирования
В статье рассматриваются проблемы, связанные с расходованием бюджетных средств, влияющие на безопасность России и предлагаются меры для достижения запланированных социальноэкономических результатов.
Ключевые слова: безопасность, бюджет, методы, показатели, расходы, эффективность.
V.A. Titov*, L.N. Smirnova**. Ensuring economic security by introducing modern methods of financing. The article discusses the problems associated with the expenditure of budgetary funds, affecting the security of Russia, and proposes to achieve the planned socio-economic results of their effective use.
Keywords: security, budget, methods, metrics, cost effectiveness.
* Титов, Виктор Анатольевич, начальник факультета повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД
России, доктор экономических наук, профессор. Россия, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1. E-mail: [email protected]
** Смирнова, Лариса Николаевна, заместитель начальника кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1. E-mail: [email protected]
* Titov Victor Anatolievich, head of faculty training university of St. Petersburg the Russian Interior Ministry, doctor of economic
sciences, professor. Russia, Saint Petersburg, Sq. Repin, 1. E-mail: [email protected]
* Smirnova, Larisa, deputy head of the department of accounting, analysis and audit of the St. Petersburg university, the Russian Interior Ministry. Russia, St. Petersburg, Sq. Repin, 1. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13 марта 2012 года.
© Титов В.А., Смирнова Л.Н., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012