Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности государства за счет внедрения современных методов финансирования'

Обеспечение экономической безопасности государства за счет внедрения современных методов финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
584
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЮДЖЕТ / МЕТОДЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / РАСХОДЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / SECURITY / BUDGET / METHODS / METRICS / COST EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титов Виктор Анатольевич, Смирнова Лариса Николаевна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с расходованием бюджетных средств, влияющие на безопасность России и предлагаются меры для достижения запланированных социально-экономических результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Титов Виктор Анатольевич, Смирнова Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring economic security by introducing modern methods of financing

The article discusses the problems associated with the expenditure of budgetary funds, affecting the security of Russia, and proposes to achieve the planned socio-economic results of their effective use

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности государства за счет внедрения современных методов финансирования»

Считаем, что положения, направленные на обеспечение экономической безопасности субъекта Российской Федерации, должны найти свое отражение в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. При этом в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации должны учитываться основные направления государственной политики Российской Федерации.

В целях формирования эффективного и сбалансированного развития всех секторов экономики и минимизации уровня риска возникновения угроз экономической безопасности субъекта Российской Федерации необходимо:

— отразить в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации приоритетные направления развития отдельных секторов экономики субъекта Российской Федерации;

— создать проекты и планы финансирования отдельных секторов экономики из средств федеральных целевых программ, федеральных адресных инвестиционных программ и прочих инструментов целевого финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

— создать механизм развития системы бюджетирования, ориентированного на результат;

— выработать единую управленческую культуру государственного управления.

Развитие экономического потенциала субъекта Российской Федерации напрямую зависит от понимания структуры экономической системы субъекта Российской Федерации. Равномерное развитие всех секторов экономической системы субъекта Российской Федерации позволит снизить риски возникновения угроз экономической безопасности, которые могут привести к кризисным явлениям и социальной напряженности в обществе [1, с. 325—331].

В целях равномерного развития секторов экономики субъекта Российской Федерации важное значение имеет межрегиональное взаимодействие субъектов Российской Федерации и выработка в стране единой социально-экономической стратегии. Согласование и принятие решений по проектам межрегионального масштаба органами власти одного субъекта Российской Федерации с органами власти приграничных субъектов Российской Федерации должны найти свое отражение в стратегии социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации.

Все перечисленные меры позволят создать новые инновационные сектора экономики в субъектах Российской Федерации и комплексно модернизировать многие производственные кластеры. В свою очередь, создание новых и модернизация существующих институциональных единиц позволит увеличить доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации за счет налоговых и неналоговых поступлений. Решение этих задач приведет к экономической стабильности субъекта Российской Федерации и социальной защищенности граждан проживающих на соответствующей территории.

Список литературы

1. Фирова, И. П., Титов, В. Л., Демидова, М. Г. Угрозы и риски экономической безопасности, оказывающие влияние на управленческие решения в сфере налогообложения / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2006. — № 4. — С. 325—331.

2. Рыбакова, О.М., Гирбасова, Е.М. Основы системы национального счетоводства (методические рекомендации) // Бухгалтер и закон. — 2007. — № 11.

УДК 338/462

В.А. Титов*, Л.Н. Смирнова**

Обеспечение экономической безопасности государства за счет внедрения современных методов финансирования

В статье рассматриваются проблемы, связанные с расходованием бюджетных средств, влияющие на безопасность России и предлагаются меры для достижения запланированных социальноэкономических результатов.

Ключевые слова: безопасность, бюджет, методы, показатели, расходы, эффективность.

V.A. Titov*, L.N. Smirnova**. Ensuring economic security by introducing modern methods of financing. The article discusses the problems associated with the expenditure of budgetary funds, affecting the security of Russia, and proposes to achieve the planned socio-economic results of their effective use.

Keywords: security, budget, methods, metrics, cost effectiveness.

* Титов, Виктор Анатольевич, начальник факультета повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД

России, доктор экономических наук, профессор. Россия, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1. E-mail: tvakfhd@mail.ru

** Смирнова, Лариса Николаевна, заместитель начальника кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1. E-mail: larkhen@mail.ru

* Titov Victor Anatolievich, head of faculty training university of St. Petersburg the Russian Interior Ministry, doctor of economic

sciences, professor. Russia, Saint Petersburg, Sq. Repin, 1. E-mail: tvakfhd@mail.ru

* Smirnova, Larisa, deputy head of the department of accounting, analysis and audit of the St. Petersburg university, the Russian Interior Ministry. Russia, St. Petersburg, Sq. Repin, 1. E-mail: larkhen@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13 марта 2012 года.

© Титов В.А., Смирнова Л.Н., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Экономика, финансы, менеджмент

Проблема недостаточности ресурсов и необходимость эффективного их распределения для максимально полного удовлетворения потребностей населения касается всех стран мира, в т.ч. и России. Решение данных проблем должно достигаться путем направления имеющихся ресурсов в распоряжение государства, включая и бюджетные средства, на наиболее важные виды деятельности. В современных условиях существенно повышаются требования к качеству управления социально-экономическими процессами как на уровне отдельных объектов хозяйствования (бюджетополучателей), так и на уровне государства. Ещё в феврале 2008 г., выступая на расширенном заседании Государственного Совета РФ, Президент РФ назвал ссовершенствование государственного управления одной из основных задач. Он отметил, что государство должно «создавать мотивацию эффективной деятельности ведомств и отдельных чиновников» [3, с. 25] за счет оптимизации их функций и изменения системы функционирования, т.к. государственные интересы требуют обеспечения экономической и политической безопасности и максимальной защиты интересов граждан России.

Однако формирование доходов и необходимость их использования чаще всего не совпадают по времени. Поэтому требуется определенная система, обеспечивающая перераспределение этих средств на наиболее приемлемых для всех участников этого процесса условиях. Такое перераспределение призвана осуществить финансовая система, которая является «кровеносной системой», питающей тело всей экономики. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в государстве происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка, которые так же не могут успешно и стабильно функционировать без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка.

В то же время финансовая система обусловливает и определяет условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансовыми отношениями приобретает большое значение, т.к. вопрос благосостояния и безопасности населения государство ставит в зависимость от результатов экономического роста. Таким образом, государство выступает основным субъектом обеспечения безопасности через органы законодательной, исполнительной и судебной власти и готово создать условия и механизмы для её реализации, в т.ч. за счет предупреждения, выявления, пресечения правонарушений и преступлений в бюджетном секторе экономики. Экономическая безопасность в рамках бюджетных отношений обеспечивается методами распределения и использования бюджетных средств.

Одним из звеньев финансовой системы государства выступают государственные (публичные) финансы (бюджетная система, внебюджетные фонды, финансы государственных унитарных предприятий, государственный кредит). Инструментами воздействия на участников финансовых отношений, в т.ч. в бюджетном секторе экономики, выступают нормы, правила и условия, установленные законодательством, которые регулируются положениями Бюджетного кодекса РФ и приказами Минфина России, которыми утверждены бюджетный классификатор РФ, а также Инструкция по бюджетному учету. Эти инструменты позволяют всем участникам финансовых, в т.ч. бюджетных отношений соблюдать финансовую дисциплину.

На рис. 1 представлена схема финансовых отношений Российской Федерации, показывающая взаимодействие участников централизованных и децентрализованных фондов РФ.

Централизованные фонды образуют бюджет и бюджетные отношения между участниками бюджетного процесса. Исходя из определений Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации имеет три уровня: федеральный — бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; местные бюджеты. Для выявления эффективности управления государственными финансами мы остановимся на финансировании бюджетных расходов за счет средств федерального бюджета.

На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики, проводимой в государстве, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов функционирования бюджетной системы государства. Следовательно, федеральный бюджет является центральным звеном бюджетной системы, обеспечивающий финансирование общенациональных задач и функций, основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом [1, с. 53] для исполнения расходных обязательств РФ. Управляя государственными финансами в лице таких институтов, как бюджет и внебюджетные фонды, перераспределяется основная часть государственных средств (от 10 до 50 % ВВП), которая направляются на поддержку приоритетных отраслей экономики, социальной сферы, нужд обороны и органов управления и правопорядка.

Основной задачей управления финансами служит сбалансированность бюджета, гармонизация экономических интересов государства и его граждан, т.е. достижение экономического и социального эффекта за счет эффективного использования бюджетных средств: «Необходимо переходить от неэффективных расходов к более рациональным, повышать качество работы бюджетных учреждений, внедрять современные методы финансирования, ликвидировать избыточные административные барьеры, другими словами, учиться развиваться за счет поиска внутренних ресурсов и возможностей, внедрения новых современных технологий» [4].

Инструментами рационального и эффективного использования бюджетных средств выступают методы и формы управления государственными финансами, которые обеспечивают стабильность экономической безопасности и устойчивость экономического роста государства, направленного на защиту социально-экономических интересов населения, которые достигаются через ресурсное обеспечение благосостояния населения и обеспечение функций органов исполнительной власти и местного самоуправления. Проведение эффективной бюджетной политики государства, инструментом

которой является бюджет, позволит достичь поставленных целей за счет соблюдения бюджетополучателями финансовой дисциплины и выполнения необходимых условий, направленных на снижение и предотвращение угроз и рисков в экономической сфере деятельности государства.

Рис.1. Схема финансовых отношений между участниками централизованных и децентрализованных фондов

Укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками и угрозами.

Следовательно, при разработке и принятии управленческих решений финансового характера, оформляемых в законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и других нормативноправовых документах, должны учитываться требования экономических и юридических законов, результаты экономического анализа хозяйственных процессов не только прошлого периода, но и прогнозы на будущее с учетом обеспечения экономической безопасности государства; использоваться экономико-математические методы и автоматизированные системы управления.

В условиях нарастающих глобализационных процессов экономическая составляющая политических и социальных процессов является доминирующей. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. Поэтому в настоящее время экономическая безопасность нашего государства отождествляется в первую очередь с обеспечением устойчивого развития национального хозяйства, идущего по пути динамичного роста и научнотехнического прогресса. Из этого вытекает, что экономическая безопасность имеет многомерный, межотраслевой характер, она охватывает безграничный спектр объектов, свойств, критериев» [2].

Данные определения сформулированы прежде всего исходя из экономической сущности рассматриваемого вопроса. В этой связи можно констатировать, что подходы к определению содержания понятия «экономическая безопасность», встречающиеся в экономической литературе, имеют в своей основе понимание ее как некоторого состояния экономики, при котором обеспечиваются экономическое благополучие нации, устойчивый экономический рост, стабильность внутреннего рынка, защита экономических интересов на национальном и международном уровня [5].

Экономическая безопасность «пронизывает» бюджетную, налоговую, денежно-кредитную, валютную, расчетно-платежную политику России, что «предопределяет её присутствие в любой сфере деятельности и на всех уровнях экономических отношений, в том числе и на уровне принятия государственного бюджета на соответствующий период времени» [2]. Следовательно, одним из элементов экономической безопасности

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Экономика, финансы, менеджмент

России выступает безопасность в бюджетном секторе экономики, которая связана с формированием доходов и осуществлением расходов, т.е. защищенности интересов государства в ходе исполнения бюджета. Конкретные экономические условия во многом определяют структуру бюджетных доходов и расходов, а также бюджетные отношения между главными распорядителями (распорядителями) и получателями бюджетных средств, которые обязаны эффективно их использовать на: достижение мультипликативного социально-экономического эффекта от каждого рубля вложенных бюджетных средств; обеспечение приемлемых для населения условий жизни и развития личности; обеспечение устойчивого развития и целостности экономической системы государства; искоренение условий для коррупции и криминализации общества при осуществлении финансовохозяйственных деятельности бюджетополучателями.

В результате рассмотрения существующих подходов к интерпретации таких понятий, как «угрозы ЭБГ» и «причины возникновения угроз», установлено, что отсутствует их четкое разграничение, что затрудняет формирование обеспечивающих механизмов противодействия угрозам экономической безопасности государства. Под причинами возникновения угроз ЭБГ предлагается понимать деструктивные процессы и явления, возникающие при исполнении бюджета, способные при определенных условиях привести к неблагоприятным последствиям. В качестве понятия «угрозы ЭБГ», вызванные нарушениями бюджетного законодательства, автором предложено использовать характеристику величины размера ущерба, причиняемого государству (потенциальный или реальный). Вследствие потерь бюджета снижается качество реализации государством своих функций. Следовательно, защита интересов государства, общества и личности от угроз, вызванных нарушениями бюджетного законодательства, должно осуществляться за счет эффективного использования бюджетных средств и соблюдения требований финансовой дисциплины.

Для своевременного предупреждения и выявления рисков и угроз в экономике необходимо создать перечень показателей, информацию по которым будут предоставлять не только органы власти, но и бюджетополучатели. На основе этой информации, после её проверки на соответствие критериям экономической безопасности, можно принимать обоснованные решения о минимизации различного рода угроз экономической безопасности государства. В целях оценки интересов населения и стабильности экономики во взаимосвязи с факторами экономической безопасности их можно разделить на: а) показатели стабильности и благосостояния населения, к которым будут относиться: валовой продукт в расчете на душу населения, среднедушевые денежные доходы, средняя номинальная начисленная заработная плата, ожидаемая продолжительность жизни, уровень рождаемости, число больничных коек и др.; б) показатели оценки безопасности населения, к которым можно отнести: число зарегистрированных преступлений, уровень зарегистрированной безработицы, уровень смертности, удельный вес убыточных предприятий, зарегистрированных на данной территории; в) показатели потерь (ущерба) от возможных критических социально-экономических ситуаций — фактические (реальные), ожидаемые (потенциальные), компенсируемые (некомпенсируемые) потери.

Предлагаемые индикативные показатели экономики и набор индикаторов экономической безопасности позволят выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по их снижению. Своевременное выявление и предвидение возможных рисков и угроз в бюджетном секторе экономики производится на основании проведения мониторинга показателей и их анализа, с учетом влияния этих показателей на поставленные цели, а также прогнозе возможных изменений условий развития объектов управления, куда направляются бюджетные средства. Это позволит предотвратить, ослабить и смягчить их последствия.

На основе анализа существующих теоретических подходов к определению экономической безопасности в секторе управления государственными финансами можно сделать следующие выводы:

Эффективное и целевое использование бюджетных средств можно рассматривать как нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на экономику государства, сохранение экономической и политической стабильности в обществе, т.е. достижение целей экономической безопасности, чем обеспечивает приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, целостность государства.

Переход организации бюджетного процесса в Российской Федерации на принципы результативности бюджетных расходов требует создания адекватных методов управления государственными финансами, в т.ч. методами повышения эффективности использования бюджетных средств и механизмов, позволяющими определять степень достижения запланированных социально-экономических результатов.

Список литературы1

1. Врублевский, В. О., Романовский, М. В. Бюджетная система Российской Федерации. — СПб.: Питер, 2008. - 576 с.

2. Нсмагилов, Р. Ф, Сальников, В. П., Степашин, С. В. Экономическая безопасность России: концепция

— правовые основы — политика. — СПб., 2001. — 459 с.

3. Выступление Президента РФ на расширенном заседании Государственного Совета РФ «О стратегии развития России до 2020 года». URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/ 159528.shtml (дата обращения: 20.02.2012).

4. Выступление В.В. Путина на заседании Правительственной комиссии по вопросам регионального развития, прошедшем 20 октября 2009 года. URL: http:// www.government.ru/content (дата обращения: 18.02.2012).

5. Степенко, В. Е., Чернова, О. Л. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России: сущность, спектр угроз и обуславливающих их возникновение факторов // Юридический мир. — 2006. — № 5. — С. 4—22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.