Научная статья на тему 'Пути детенизации экономики сельских территорий'

Пути детенизации экономики сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ДЕТЕНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГИ / УКЛОНЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / SHADOW ECONOMY / THE EXPOSURE OF BLACK ECONOMY / SYSTEM TAXATION / TAXES / TAX EVASION / RURAL TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зализко Василий Дмитриевич

В статье раскрываются особенности теневой экономики сельских территорий Украины и указываются возможные пути детенизации основных экономических процессов, характерных для сельских территорий. Приведены классификация видов теневых рынков и результаты анализа эффективности существующей налоговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways the exposure of shadow economy rural territories

The article reveals the features of the shadow economy of rural territory of Ukraine and indicates possible ways to legalize the basic economic processes that characterize rural territories. Shows the classification of types of shadow markets and results of the analysis of the existing tax system effectiveness.

Текст научной работы на тему «Пути детенизации экономики сельских территорий»

УДК 334 В. Д. Зализко*

Пути детенизации экономики сельских территорий

В статье раскрываются особенности теневой экономики сельских территорий Украины и указываются возможные пути детенизации основных экономических процессов, характерных для сельских территорий. Приведены классификация видов теневых рынков и результаты анализа эффективности существующей налоговой системы.

Ключевые слова: теневая экономика, детенизация экономики, система налогообложения, налоги, уклонение от налогообложения, сельские территории.

V. D. Zalizko*. Ways the exposure of shadow economy rural territories. The article reveals the features of the shadow economy of rural territory of Ukraine and indicates possible ways to legalize the basic economic processes that characterize rural territories. Shows the classification of types of shadow markets and results of the analysis of the existing tax system effectiveness.

Keywords: shadow economy, the exposure of black economy, system taxation, taxes, tax evasion, rural territory.

Постановка проблемы. Почти одновременно с появлением в Украине рыночных отношений ее экономика условно была разделена на официальную - «белую» и незаконную - «теневую». Неудачные реформы привели к уничтожению потребительского рынка страны, созданию «черного» рынка (когда почти все продавали «из-под полы») и гиперинтенсивной денежной эмиссии, что создавало благоприятные условия перехода экономики в тень. Каждая отрасль отечественной экономики имеет свои особенности и долю экономических процессов, происходящих незаконно, т.е. в тени. Возможно, одна из причин упадка и социально-экономической деградации значительного количества сельских территорий страны заключается именно в наличии теневых схем, которые сократили почти до нуля доходную часть местных бюджетов. Поэтому теневой сектор экономики любой страны нуждается в регионально-отраслевом уровне детальных исследований, которые смогут указать на возможные пути для его легализации и увеличения налоговых поступлений, что является залогом полноценного финансирования важных общегосударственных программ.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованиями по указанной тематике занимались во многих ведущих научно-исследовательских центрах Украины и мира. В научных публикациях В. Антипова, Г. Бирюкова, З. Варналия, Г. Гроссмана, Р. Гутманна, Я. Жалило, И. Мазур, Б. Румера, Л. Ронсека, П. Самуэльсона, Э. Сатерленд, А. Турчинова, Э. Фейга, К. Харта, Н. Шелудько, А. Шохина и многих других ученых была заложена база теоретико-практических аспектов определения причин, закономерностей, масштабов и последствий распространения теневой экономики.

Однако непоследовательность, недостаточная обоснованность, размытость, а иногда и противоречивость научных представлений на фоне сверхбыстрой рыночной трансформации украинской и мировой экономики обусловили значительные социально-экономические диспропорции в обществе. Учитывая, что украинские сельские территории сегодня находятся в крайне критическом положении и являются стратегически важным компонентом в дальнейшем существовании независимой Украины, то отыскание путей детенизации их экономики является важной задачей и требует дополнительного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является установление сути понятия «теневая экономика сельских территорий» и возможных путей детенизации основных социально-экономических процессов, происходящих на сельских территориях, путем системной классификации характерных для них теневых рынков.

Изложение основного материала. Сначала кратко напомним эволюцию понятия «теневая экономика». История теневой экономики имеет глубокие корни и упоминается с того момента, когда начали платить налоги. Однако одним из первых, кто детализировал идею свободных рыночных отношений, был испанский ученый Хуан де Матьенсо в XVI в. (Трактат «Commentaria Ioannis Matienzo Regii senatoris in cancellaria Argentina Regni Peru in librum quintum recollectionis legum Hispaniae»). Его идеи были настолько глубокими, что значительно позже легли в основу теории конкуренции и ценообразования и указывали на возможность создания альтернативной экономики в обход существующих законов и правил. Правда, размышления Матьенсо носили исключительно теоретический характер и были не актуальными для того периода. Подобные идеи выдвигали впоследствии многие известные экономисты, но одним из первых, кто использовал термин «неформальный», был английский ученый-социолог К. Харт [1] при исследованиях различных

* Зализко, Василий Дмитриевич, докторант кафедры аудита и экономического анализа Национального университета налоговой службы Украины, кандидат физико-математических наук, доцент. E-mail: zwd@ukr.net.

* Zalizko, Vasily Dmitrievich, Doctoral candidate dept. of Audit and Economic Analysis National University of State Tax Service of Ukraine, Cand. Phys.-Math. Sci., Docent. E-mail: zwd@ukr.net.

© Зализко В.Д., 2013

способов заработка в городах (1965-1968 гг.). Он установил типологию доходов городских жителей на базе противопоставлений формального и неформального, законного и незаконного. Согласно этой типологии, оказалось, что большинство исследованных им безработных в действительности активно работали (и часто даже имели несколько мест работы). К. Харт научно установил значение и важность дальнейших исследований в области неформальной экономики. Отметим, что подобная ситуация сейчас наблюдается в украинских селах. Большинство крестьян, зарегистрированных на бирже труда, получая определенную компенсацию, неофициально трудоустроены.

Несколько ранее, в Америке, в начале 1930-х гг. в связи с активизацией разного рода криминальных структур (в частности, мафиозных) неформальная экономика вышла за пределы юрисдикции правоохранительных органов и стала общенациональной проблемой. Это способствовало активизации научных исследований в этом направлении не только американских ученых. Поэтому не удивительно, что сам термин «теневая экономика» заимствован из иностранных научных изданий (автору удалось найти немецкие корни этого термина). В 1970-х гг. появились первые ученые, которые пытались подойти к проблеме теневой экономики более системно, а именно: Э. Банфилд, Г. Беккер, П. Гутман, П. Мауро, С. Роз-Аккерман, X. Вех, М. Джонстон, Р. Вишни, Р. Клитгаард, А. Кюрер, П. Мауро, С. Роттенберг, Г. Таллок, Дж. Тирол, Ф. Уирл, Б. Фрей, Л. Хиллман, А. Шляйфер и др. На наш взгляд, одними из первых и наиболее удачными научными работами для своего времени были публикации П. Гутмана «Подпольная экономика» (в этой работе практически показана важность минимизации теневой деятельности для дальнейшего развития) и Э. Де Сото, в которой он утверждал: «В странах третьего мира правовые институты в большей степени не инструмент развития общества, а принципиальное препятствие таком развитию» [2, с. 26]. Таким образом, проанализировав взгляды большинства ученых в данной области, можно сделать вывод, что теневая экономика - это синергетическая (спонтанная) реакция общества на тотальную коррупцию государственных органов.

Относительно отечественных исследований теневой экономики следует отметить, что они активизировались незадолго до распада Советского Союза. Наличие теневой экономики в советских республиках подтверждается комплексным американским исследовательским проектом «Berkerly-Duke survey», согласно которому не только торговый сектор и промышленность, но и сельское хозяйство выходили за пределы норм Государственного плана. По разным данным, дополнительные доходы сельского населения от неофициальной («базарной») реализации сельскохозяйственной продукции составляли от 50 % до 200 % их заработка, а ее объем составлял около четверти общего количества потребленной продовольственной продукции в целом по Союзу (причем теневой товарооборот СССР с 1986 г. составлял около 10 млрд. долларов).

Сегодня ситуация с переходом экономик большинства бывших республик Советского Союза в тень еще более осложнилась и в процентном значении, по сравнению с официальными экономическими показателями, постепенно приближается к критическому соотношению 50 : 50. Не стала исключением и Украина. Согласно официальным данным Министерства налогов и сборов и Минэкономразвития, общий уровень теневой экономики в Украине в прошлом году составил 34 % от уровня официального ВВП, а для отечественного АПК составлял не менее 20 %. Зарубежные исследования указывают на еще большие показатели тенизации экономик стран СНГ. Например, российский исследователь П. Ореховский отмечает, что показатели тенизации экономики России и Украины составляют соответственно 40 % и 50 % [3, с. 14]. По мнению эксперта Организации экономического сотрудничества и развития Ф. Шнейдера, доля теневой экономики в Украине составляет 57 % от ВВП, что почти втрое больше, чем в целом по Европе [4].

Для дальнейшей классификации возможных теоретических схем перехода экономики сельских территорий в тень систематизируем основные определения понятия «теневая экономика» в табл. 1.

Таким образом, теневая экономика - это такой вид экономики, в которой любая деятельность происходит без участия (или участия не в полной мере) соответствующих государственных структур.

Проанализировав определения отечественных и зарубежных специалистов в области исследований теневых экономических процессов, можно сделать вывод, что использование единой методики определения уровня тенизации экономики с последующей ее детенизацией нецелесообразно. Ведь в современной экономике наблюдается не только отраслевая асимметричность распределения теневых процессов, но и административно-территориальная. Поэтому попытаемся высветить особенности детенизации экономики сельских территорий, которая по своей природе разделяется на экономику АПК и экономическую деятельность несельскохозяйственного направления. При этом следует отдельно отметить, что именно деятельность АПК, которая полностью сосредоточена на сельских территориях, продолжает находиться на льготном налогообложении и остается едва ли не единственным видом занятости большинства сельского населения.

В исследованиях В. Семцова [5, с. 397] показывается, что украинская власть осуществляет наблюдение за экономикой АПК, используя такие индикаторы, как:

1) низкий уровень торговой наценки;

2) получение информационно-консультативных услуг (посреднические услуги) полученные от СПД, находящихся на упрощенной системе налогообложения;

3) уровень расходов, уплаченных за услуги аренды основных средств (связанные лица);

4) высокий удельный вес в составе валовых расходов сумм, уплаченных за полученные транспортно-экспедиционные услуги связанным предприятиям;

5) пользование банковскими кредитами и др.

Систематизация определений теневой экономики

(систематизировано автором)

Таблица 1

Автор Формулировка

Ф. Шнайдер способ бизнеса освободится от коррупции и давления власти

А. Турчинов экономическая деятельность, которая не учитывается и не контролируется официальными государственными органами, а также деятельность, направленная на получение дохода путем нарушения действующего законодательства

А. Шохин вктючает совокупность неучтенных, нерегламентированных (отличающихся от зафиксированных в нормативных документах и правилах хозяйствования) и противоправных видов экономической деятельности

В. Мандибура представляет собой хозяйственно-коммерческую деятельность, в результате определенных причин (иногда исторически оправданных), которая стремится избежать государственного учета и конгроля

П. Самуэльсон, В. Нордхаус экономическая деятельность, осуществление которой официально не зарегистрировано

С. Никитин рыночное производство товаров и услуг, как запрещенных, так и не запрещенных законодательством, не отчитывающееся официальной статистикой и не связанное какими-либо обязательствами по уплате налогов государству

А. Кальман совокупность преступлений, совершаемых в сфере скрытой от государства экономической деятельности путем уклонения от налогообложения, совершение краж, хозяйственных преступлений и корыстных должностных преступлений

Указ Министерства экономики Украины «Об утверждении Методических рекомендаций расчета уровня теневой экономики» от 18.02.2009 г. № 123 незарегистрированная в установленном порядке экономическая деятельность предприятия, которая характеризуется минимизацией затрат на производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, с уклонением от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), статистического анкетирования и представления статистической отчетности, следствием которого является нарушения законодательно установленных норм (уровень минимальной заработной платы, продолжительность рабочего времени, условия и безопасность труда и т.д.)

По нашему мнению, нужно значительно расширить набор подобных индикаторов, поскольку по пяти факторам невозможно ни сделать конкретных выводов, ни оценить возможные риски и ситуацию в целом (они играют в основном констатирующую функцию). В дальнейшем предлагаем исследовать теневую экономику в сельском хозяйстве в трех плоскостях:

1) производство в хозяйствах населения;

2) деятельность крупных агрокомпаний (агрохолдинги, корпорации и т.п.);

3) деятельность фермерских хозяйств, кооперативов, частных предпринимателей и т.д.

В свою очередь, в каждой из указанных плоскостей будем рассматривать такие виды теневой экономики как:

- «серая экономика» (в которой большая часть процессов происходит легально, но от официальной статистики скрываются настоящие показатели доходов, происходит неполное налогообложение или растаможивание товаров);

- «коричневая экономика» (в которой большая часть процессов происходит нелегально, ведется двойная бухгалтерия, с официальным обнародованием минимально возможных показателей доходов, заработных плат, уплаченных налогов и т.д.);

- «черная экономика» (этот вид экономики предполагает 100%-ную противозаконную деятельность, сознательно проводится с целью получения сверхприбылей без официального обнародования любой информации).

Таким образом, «серая экономика» в плоскости домашних хозяйств прослеживается как минимум в нежелании фиксировать полученные доходы с приусадебных участков, продажи молока и мяса на стихийных рынках и т.п. По нашему мнению, нужно обязать крестьян декларировать доходы, полученные от продажи продукции, и это можно сделать, установив оптимальные дотационные выплаты. Например, раз в год за каждый килограмм проданного молока, мяса, картофеля и т.д. компенсировать, в зависимости от вида продукции, от 0,01% до 50% его стоимости. Деньги на финансирование такой программы можно получить, установив соответствующий налог с перекупщиков, которые часто получают гораздо большие доходы, чем собственно производители. Это позволит улучшить официальные экономические показатели (как минимум на 25% от вклада АПК в ВВП страны), увеличить инвестиционную привлекательность агросектора и, по сути, является одним из самых простых путей детенизации части экономики сельских территорий.

Большинство крупных агрокомпаний находятся на грани «серой» и «коричневой» экономик. Владельцам этих компаний удалось «пролоббировать» законные основания пребывания на упрощенной системе налогообложения своей деятельности и уплаты минимального фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН), в результате ежегодно эти компании получают миллиардные дополнительные доходы от уплаты ФСН [6, с. 19-20], не выполняя свою социальную функцию поддержки сельских территорий. Более того, они занижают официальные суммы выплаченной аренды и заработной платы с целью минимизировать выплаты в Пенсионный фонд. Об этом свидетельствуют данные Государственного управления статистики, согласно которым официальные доходы в сельском

хозяйстве самые низкие в Украине - и это при том, что в связи с использованием современных технологий сельскохозяйственного производства количество рабочих, занятых в агрохозяйствах, уменьшилось на порядок, а результативность их деятельности, наоборот, увеличилась. Арендная плата за землю исчисляется на базе земельной оценки, проведенной в 1995 г. без учета индексации. Таким образом, можно утверждать, что доходы крупных агрокомпаний значительно выше официально задекларированных.

Относительно деятельности мелких фермерских хозяйств, то она, к сожалению, подобная ситуации с хозяйствами населения и попадает в подвид «серой» экономики. А кооперативное движение, которое так популярно в Европе, не развивается в Украине на должном уровне. Возможно, один из перспективных путей детенизации сельских территорий заключается в выборе кооперативного направления развития отечественного сельского хозяйства, поскольку именно Франция, Германия, Швейцария и другие страны имеют сверхнизкий уровень теневой экономики сельских территорий и высокий уровень кооператизации сельского хозяйства. Также нужно не забывать, что во время кооперативной организации сельскохозяйственной деятельности почти автоматически осуществляется контроль за соблюдением экологических норм при производстве (сохранение агроландшафтов, чистоты водоемов и лесов и т.д.) самими же кооператорами.

Отдельной проблемой в сельскохозяйственной деятельности является контроль за предоставлением земель запаса сельских территорий. В настоящее время нет четко прописанных условий предоставления таких земель в аренду аграрным предприятиям или фермерам. В распоряжении председателей сельских советов есть лишь указ о предоставлении земель запаса на тендерных условиях без прописанного механизма. Поэтому большая часть сельского руководства или не использует имеющийся земельный ресурс, чем увеличивает условные потери местных бюджетов (что в пределах страны измеряется миллиардами гривен), или же распределяет земли запаса в устном порядке без оформления официальных документов, получая собственную материальную выгоду.

Детального исследования требуют теневые схемы возврата НДС, растаможка сельскохозяйственной техники и продукции, выплаты заработной платы крупными агрохолдингами, большинство которых зарегистрированы за рубежом. Также нерешенными остались проблемы, связанные с нелегальным экспортом капиталов и сельхозтоваров иностранными компаниями (в частности, с их теневым ценообразованием), функционирующими на украинских сельских территориях, которые вместе с незаконными операциями в финансово-кредитной сфере наносят серьезный ущерб экономической безопасности страны.

Опасным видом теневой экономики является «черная экономика». На сельских территориях такого вида экономическая деятельность проявляется в незаконном посеве или выращивании наркосодержащих растений, которые могут быть сырьем для изготовления и распространения наркотических средств. К таким растениям относят снотворный мак, коноплю, марихуану и др. Относительная лояльность контролирующих органов к подобной деятельности может привести к еще большему повышению криминогенной обстановки в сельской местности.

Вместе с тем отметим, что государство не полностью использует свой аграрный потенциал в области выращивания промышленной конопли (этот вид конопли не содержит наркотических веществ). Несмотря на то, что Постановлением КМ от 22 февраля 2012 г. № 128 [7] были увеличены квоты на посев этой культуры почти вдвое (до 1,727 тыс. га), значительных позитивных экономических изменений не произошло, поскольку еще год назад Кабмин своим решением уменьшил конопляную квоту с почти 10 тыс. га до 357 га. А еще раньше, в 2009 г., была отменена государственная дотация предприятиям, выращивающим продовольственную коноплю, что привело к закрытию большинства специализированных предприятий (заводов) и освобождению значительного количества квалифицированных сотрудников.

Такая непоследовательная, а иногда и противоречивая политика правительства может привести к переходу данного вида сельскохозяйственной деятельности в тень, поскольку сегодня выращивание промышленной конопли сверхприбыльно. Заметим, что в уголовном праве нет четкой границы между марихуаной (так называемый «легкий» наркотик), коноплей (содержащей сильное наркотическое вещество тетрагидроканнабинол) и технической коноплей (не содержит наркотических веществ), что дает возможность для создания коррупционных схем между бизнесом и правоохранительными органами. Поэтому само по себе постановление КМУ от 22 августа 2012 г. № 800 [8], согласно которому разрешено выращивать промышленную (техническую) коноплю без обязательной круглосуточной охраны, тоже не возродит и не будет способствовать детенизации этой сверхприбыльной отрасли сельского хозяйства. По нашему мнению, нужно комплексно подойти к данному вопросу. С одной стороны, нужно позволить занимать под данную культуру неограниченное количество сельскохозяйственной земли, а для четкого контроля за производством запретить экспорт сырья в непереработанном виде, поскольку промышленная конопля имеет хорошие свойства не только для первичной переработки (сушка, измельчение, сбор семян и т.д.), но и для получения кремов, дорогих эфирных масел и др. Учитывая общемировое развитие биоэнергетики, жмых, остатки стеблей конопли после производства волокна, тканей, бумаги, строительных брикетов можно использовать для производства биотоплива - гранул (пеллет). Если брать в расчет сложную экологическую ситуацию, связанную с утилизацией тары, изготовленной из синтетических материалов (пластик, полиэтилен и др.), то и здесь эта культура способна внести свой вклад: отечественные и зарубежные ученые рекомендуют использовать их конопляные аналоги, которые сравнительно недороги и легко утилизируются без ущерба для окружающей среды. Поскольку для производства бумажной тары, которая тоже является экологически дружеской для окружающей среды, основным ресурсом является лес, для выращивания и переработки которого требуются значительное время, то отечественное коноплеводство может стать или настоящим локомотивом экономики АПК, или полностью перейдет в тень.

Поэтому считаем целесообразным поддержать путем льготного кредитования или налогообложения предоставление дотаций и других государственных преференций в следующих приоритетных направлениях развития научно-экономической деятельности в пределах сельских территорий:

- производство и селекция элитных семян различных сортов промышленной (технической) конопли;

- привлечение домашних хозяйств сельского населения, фермеров, кооперативных союзов и других сельскохозяйственных предприятий в процесс производства промышленной конопли;

- диверсификация видов переработки конопли (строительство перерабатывающих мини-заводов, фабрик в границах сельских территорий с целью производства готовой продукции);

- экспортная ориентация на производимую конопляную продукцию, а не на сырье.

Относительно несельскохозяйственного вида теневой экономики на сельских территориях

можно сказать, что туристическая отрасль сегодня находится в значительной мере в тени. Дело в том, что до сих пор законодательно четко не урегулированы различия между понятиями «туризм», «зеленый туризм», «агротуризм», «экотуризм» и др., поэтому предприниматели в данном секторе несельскохозяйственной деятельности, пользуясь неопределенностью законодательства (в частности, гостиничных хозяйств), могут формировать «серую экономику». Как отмечает П. Мельник, важным направлением совершенствования рекреационно-туристической отрасли является переход к территориальному планированию, поскольку оно наиболее полно соответствует оптимизации эксплуатации рекреационно-туристических ресурсов. Следовательно, детенизацию экономической деятельности в сельской местности следует начинать с конкретных территорий, анализируя их рекреационно-туристический потенциал, демографическую ситуацию, возможности развития производительных сил, инвестиционную привлекательность, инфраструктуру и т.д.

Проблема невыполнения Кодекса Украины об административных правонарушениях относительно запрета изготовления без цели сбыта спиртных напитков домашней выработки не нова и была актуальной еще во времена Советского Союза. Однако продажа несертифицированных спиртных напитков из-за подорожания ликероводочной продукции в украинских селах приобретает угрожающие масштабы. Такой вид экономической деятельности, безусловно, является составной частью «черной» экономики сельских территорий, поскольку каждый месяц по ст. 176, 177 КУоАП составляются сотни административных протоколов, а ситуация не меняется. Можно только догадываться о возможном денежном обороте в этой сфере, поскольку, по официальным данным УМВД Украины, в Житомирской области за 2012 г. было изъято 3 тыс. л самогона (что оценивается примерно в 100 тыс. грн.). Если учесть, что в других областях ситуация аналогична, то получаем по Украине сумму в 250000 грн., и это только вершина айсберга теневой экономики Украины.

Выводы. Проведенный анализ теоретико-практических аспектов, закономерностей, масштабов и последствий распространения теневой экономики на сельских территориях показывает на необходимость одновременного изменения действующего законодательства и усиление ответственности за его неисполнение. В Украине нужно создавать комплексные программы борьбы с теневой экономикой, синтезировав административно-территориальный и отраслевой подходы. В результате вывод из тени экономической деятельности, которая происходит на сельских и городских территориях, позволит не только увеличить размеры государственного бюджета и улучшить социальное положение украинского населения, но и, главное, - создать более благоприятный инвестиционный климат для иностранных компаний, что будет побуждать к устойчивому развитию сельских территорий и экономики Украины.

Список литературы

1. Hart, K. Informal Urban Income Opportunities and Urban Employment in Ghana // Journal of Modem African Studies. - 1973. - Vol. 11. - № 1. - P. 61-90.

2. Де Сото, Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. - М.: Gatallaxy, 1995. - 249 с.

3. Ореховский, П. В. Статистические показатели и теневая экономика. // Российский экономический журнал. - 1996. - № 4. - С. 14-22.

4. Теневой сектор в экономике Европы пошел в наступление [Электронный ресурс] // Новые Известия. - 2009. - Режим доступа: http://www.novopol.ru/text66378.html (дата обращения: 21.05.2013).

5. Семцов, В. М. Дисфункцюнальнють фактору тшьово! економши у соцiально-економiчному розвитку Украши // Збiрник наукових праць Тавршського державного агротехнолопчного ушверситету. Економiчнi науки. - 2012. - № 2 (18). - С. 391-405.

6. Украшська модель аграрного розвитку та И соцiоекономiчна переорieнтацiя : наук. доп. / [О. М. Бородша, В. М. Геець, А. О. Гуторов та ш.]; за ред. В. М. Гейця, О. М. Бородшо!, I. В. Прокопи; НАН Украши, 1н-т екон. та прогнозув. - К.: 2012. - 56 с.

7. Об утверждении объемов квот на 2012 год, в пределах которых осуществляется культивирование растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, производство, изготовление, хранение, ввоз на территорию Украины и вывоз с территории Украины наркотических средств и психотропных веществ: постановление Кабинета Министров Украины от 22 Февраль 2012 г. № 128 [Электронный ресурс] / Кабинет Министров Украины. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/128-2012-% D0% BF (дата обращения: 20.06.2013).

8. О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины: постановление Кабинета Министров Украины от 22 августа 2012 г. № 800 [Электронный ресурс] /

Кабинет Министров Украины. - Режим доступа: http://zakon4. rada.gov.ua/laws/show/800-2012-% D0% BF (дата обращения: 20.06.2013).

Literature

1. Hart, K. Informal Urban Income Opportunities and Urban Employment in Ghana // Journal of Modern African Studies. - 1973. - Vol. 11. - № 1. - P. 61-90.

2. De Soto, E. Inoy put. Nevidimaya revolyutsiya v tretem mire. - M.: Gatallaxy, 1995. - 249 s.

3. Orehovskiy, P. V. Statisticheskie pokazateli i tenevaya ekonomika. // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. - 1996. - № 4. - S. 14-22.

4. Tenevoy sektor v ekonomike Evropyi poshel v nastuplenie [Elektronnyiy resurs] // Novyie Izvestiya. - 2009. - Rezhim dostupa: http://www.novopol.ru/text66378.html (data obrascheniya: 21.05.2013).

5. Semtsov, V. M. Disfunktsionalnist faktoru tinovoi ekonomiki u sotsialno-ekonomichnomu rozvitku Ukraini // Zbirnik naukovih prats Tavriyskogo derzhavnogo agrotehnologichnogo universitetu. Ekonomichni nauki. - 2012. - № 2 (18). - S. 391-405.

6. Ukrainska model agrarnogo rozvitku ta ii sotsioekonomichna pereorientatsiya : nauk. dop. / [O. M. Borodina, V. M. Geyts, A. O. Gutorov ta in.]; za red. V. M. Geytsya, O. M. BorodInoi, I. V. Prokopi; NAN Ukraini, In-t ekon. ta prognozuv. - K.: 2012. - 56 s.

7. Ob utverzhdenii ob'emov kvot na 2012 god, v predelah kotoryih osuschestvlyaetsya kultivirovanie rasteniy, soderzhaschih narkoticheskie sredstva i psihotropnyie veschestva, proizvodstvo, izgotovlenie, hranenie, vvoz na territoriyu Ukrainyi i vyivoz s territorii Ukrainyi narkoticheskih sredstv i psihotropnyih veschestv: postanovlenie Kabineta Ministrov Ukrainyi ot 22 Fevral 2012 g. № 128 [Elektronnyiy resurs] / Kabinet Ministrov Ukrainyi. - Rezhim dostupa: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/128-2012-% D0% BF (data obrascheniya: 20.06.2013).

8. O vnesenii izmeneniy v nekotoryie postanovleniya Kabineta Ministrov Ukrainyi: postanovlenie Kabineta Ministrov Ukrainyi ot 22 avgusta 2012 g. № 800 [Elektronnyiy resurs] / Kabinet Ministrov Ukrainyi. -Rezhim dostupa: http://zakon4. rada.gov.ua/laws/show/800-2012-% D0% BF (data obrascheniya: 20.06.2013).

УДК 338/462

В.А. Титов*, Л.Н. Смирнова**.

Обеспечение стабильности экономической безопасности и устойчивости экономического роста государства за счет эффективного использования бюджетных средств

В статье рассматриваются проблемы, связанные с расходованием бюджетных средств, влияющие на безопасность России, и предлагаются критерии и показатели оценки их использования для достижения запланированных социально-экономических результатов.

Ключевые слова: безопасность, бюджет, критерии, показатели, расходы, эффективность.

V.A. Titov*, L.N. Smirnova**. Ensuring the stability of economic security and sustainable economic growth of the state through the effective use of budgetary funds. The article deals with problems related to budget spending, affecting the security of Russia and proposes criteria to indicate their use to achieve planned social and economic results.

Keywords: security, budget, criteria, indicators, cost effectiveness.

В современных условиях существенно повышаются требования к качеству управления социально-экономическими процессами как на уровне отдельных объектов хозяйствования (бюджетополучателей), так и на уровне государства. Для этого «все функциональные подсистемы должны быть органично связаны между собой и взаимодействовать в процессе регулирования, направленного на стабильное и устойчивое функционирование субъекта хозяйствования в условиях внутренних и внешних угроз» [4, c. 87].

* Титов, Виктор Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, начальник факультета повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1. Тел.: (812) 714-37-79, моб. 8-921855-24-25. E-mail: tvakfhd@mail.ru.

** Смирнова, Лариса Николаевна. Кандидат экономических наук, заместитель начальника кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России, соискатель кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 190121, г. Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1. Тел.: (812) 495-23-11, моб. 8-921-925-43-84. E-mail: larkhen@mail.ru.

* Titov, Victor Anatolievich, doctor of economic sciences, professor, chief of faculty of in-plant training MIA of Russia of the Saint Petersburg university Address: Russia, 190121, Saint Petersburg, Repin sq., 1. Tel.: (812) 714-37-79, mob. 8-921-855-24-25. E-mail: tvakfhd@mail.ru.

Smirnova, Larisa Nikolayevna. Deputy Head of the department of accounting, analysis and audit of the St. Petersburg University, the Russian Interior Ministry, the applicant department of economics and management of socio-economic processes of the St. Petersburg University, Russian Interior Ministry. Address: Russia, 190121, St. Petersburg, Repin sq., 1. Tel .: (812) 495-23-11, mob. 8-921-925-43-84, E-mail: larkhen@mail.ru. © Титов В.А., Смирнова Л.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.