Научная статья на тему 'Дисбалансы в национальной экономике и экономическая безопасность в Российской Федерации'

Дисбалансы в национальной экономике и экономическая безопасность в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1535
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСБАЛАНСЫ / СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL ECONOMY / NATIONAL CLASSIFICATION / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC IMBALANCES / ECONOMIC SYSTEM / THE THREAT OF ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородушко Елизавета Сергеевна

Статья посвящена теоретическим и прикладным аспектам исследования угроз экономической безопасности. Обосновывается предложение о рассмотрении экономических дисбалансов в качестве первоисточников угроз экономической безопасности. В статье сформулировано авторское определение понятия «экономические дисбалансы». Предложен метод систематизации всего многообразия экономических дисбалансов на ряд достаточно однородных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The imbalances in the national economy and economic security in the Russian Federation

The article is devoted to theoretical and applied aspects of the study of threats of economic security. The author justifies the proposal to addressing the economic imbalances as the primary sources of threats of economic security. In the article the author's definition of «economic imbalances». Proposed a method to systematize the variety of economic imbalances in a number of fairly homogeneous groups.

Текст научной работы на тему «Дисбалансы в национальной экономике и экономическая безопасность в Российской Федерации»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Экономика, финансы, менеджмент

УДК 338.07 Е.С. Бородушко*

Дисбалансы в национальной экономике и экономическая безопасность в Российской Федерации

Статья посвящена теоретическим и прикладным аспектам исследования угроз экономической безопасности. Обосновывается предложение о рассмотрении экономических дисбалансов в качестве первоисточников угроз экономической безопасности. В статье сформулировано авторское определение понятия «экономические дисбалансы». Предложен метод систематизации всего многообразия экономических дисбалансов на ряд достаточно однородных групп.

Ключевые слова: национальная экономика, общероссийский классификатор, экономическая безопасность, экономические дисбалансы, сектора экономики, экономическая система, угрозы экономической безопасности.

E.S. Borodushko*. The imbalances in the national economy and economic security in the Russian Federation. The article is devoted to theoretical and applied aspects of the study of threats of economic security. The author justifies the proposal to addressing the economic imbalances as the primary sources of threats of economic security. In the article the author’s definition of «economic imbalances». Proposed a method to systematize the variety of economic imbalances in a number of fairly homogeneous groups.

Keywords: national economy, national classification, economic security, economic imbalances, economy, economic system, the threat of economic security.

Исходным моментом в исследовании вопроса о дисбалансах в экономическом развитии является определение понятия экономической системы в контексте пропорциональности и согласованности характеристик экономической системы в целом и отдельных ее элементов. Экономика страны — сложноструктурированная многоуровневая развивающаяся система, обладающая комплексом общих свойств, механизмов функционирования, внутренних и внешних связей, отношений, взаимодействий. Подобно любой сложной системе, экономика страны состоит из элементов с вертикальными и горизонтальными внутренними и внешними связями. Эти элементы представляют взаимно связанные подсистемы общей системы, находящиеся в непрерывном развитии и изменении1.

Национальная экономика как сложная система представлена совокупностью институциональных единиц-резидентов, составляющих российскую экономику в целом. Национальная экономика географически размещена на экономической территории страны. Экономическая территория страны

— это находящаяся под управлением правительства географическая территория, в пределах которой люди, товары и капитал перемещаются беспрепятственно. Экономическая территория страны включает в себя наземное и воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, а также территориальные анклавы2 в странах остального мира. Под территориальными анклавами понимаются четко очерченные участки земли, которые расположены на территории других стран. Они используются правительством, которое владеет или арендует их для дипломатических, военных, научных или других целей с официального политического согласия правительства той страны, на территории которой эти анклавы расположены. В указанных границах своей экономической территории страна пользуется исключительными правами.

Будучи сложной системой, экономика страны обладает рядом существенных системных свойств, одним из которых является взаимосвязь ее элементов (подсистем). В успешно функционирующей

3

экономике все ее подсистемы находятся, по нашему мнению, в относительном динамичном равновесии .

* Бородушко, Елизавета Сергеевна, ведущий бухгалтер Санкт-Петербургского университета МВД России, аспирант СПбГУЭФ. Адрес: Россия, 1982G6, С-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: bo-liza@mail.ru.

* Borodushko, Elizaveta Sergeyevna, senior accountant St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, postgraduate SPbGUEF, bo-liza@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24 июня 2G1G года.

При этом равновесие означает, что существует определенная пропорциональность в состоянии элементов экономической системы, что единообразны тенденции их развития, а текущие изменения происходят сходным образом. Под динамичностью такого равновесия следует понимать тенденцию сохранения согласованности основных качеств подсистем в условиях непрерывных трендовых и колебательных изменений. Относительность этого динамичного равновесия заключается в том, что согласованность не является абсолютной. Она проявляется в форме общей закономерности, но не полностью тождественна фактически происходящим процессам. При этом равновесие системы поддерживается следующим образом. Индивидуальные условия функционирования отдельных элементов системы различны, что приводит к появлению различий между ними. Но большей силой воздействия обладают механизмы развития, присущие экономической системе в целом. Эти общесистемные механизмы восстанавливают равновесие путем устранения возникших у отдельных элементов системы отклонений. Таким образом, при благоприятных условиях поддерживаются свойственные системе пропорции и соотношения.

На практике относительное динамичное равновесие в несколько упрощенном виде можно представить как ситуацию, когда, с одной стороны, индивидуальные механизмы саморазвития каждой подсистемы, действуя в автономном режиме, преимущественно нарушают либо преимущественно поддерживают их сбалансированность. А с другой стороны, общесистемные механизмы саморазвития также способны восстанавливать либо нарушать согласованность характеристик разных подсистем.

Реальная картина поддержания экономической системы в равновесном сбалансированном состоянии значительно сложнее. Экономическая система, например, национальная экономика, структурирована одновременно по элементам разных видов. Одним из этих видов элементов являются территориальные подразделения экономического пространства страны. Так, национальная экономика подразделяется на подсистемы по территориальному признаку — на экономику федеральных округов, субъектов РФ, муниципальных образований. Это многоуровневая система, и на каждом уровне действуют свои специфические факторы и механизмы саморазвития.

Все вышесказанное относится к характеристике структуры сложной системы (национальной экономики) только в разрезе одного вида элементов — территориальных подразделений. Одновременно с этим национальная экономика подразделяется на элементы (подсистемы) по ряду других признаков, например, по видам экономической деятельности. По этому признаку выделяются промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.д. Каждая из этих подсистем, в свою очередь, имеет более дробные деления. Так, промышленность делится на добывающую и обрабатывающую, обрабатывающая промышленность — на машиностроение, пищевую промышленность и т.д. В этой многоуровневой системе также действуют многообразные факторы, определяющие сбалансированность всех элементов экономической системы.

Кроме упомянутых признаков — территориального деления и видов экономической деятельности

— существуют и иные признаки, по которым национальная экономика делится на элементы (подсистемы). В этой сложнейшей многоуровневой структуре экономики действуют не менее сложные комплексы факторов, определяющих степень сбалансированности экономической системы и риски возникновения дисбалансов, несущих угрозы экономической безопасности.

Отечественная и мировая практика свидетельствуют о трудностях анализа и прогнозирования дисбалансов в экономических системах. Подтверждением тому может служить глобальный финансовый кризис 2009 г., возникновение которого не прогнозировали и не предвидели ученые и эксперты. Следует отметить, что глобальный финансовый кризис по своей природе является результатом крайней формы дисбаланса элементов экономической системы.

В связи со сложностью анализа механизмов взаимодействия элементов экономической системы и рисками возникновения экономических дисбалансов актуальна задача определения подхода, позволяющего систематизировать и исследовать реальные и потенциальные дисбалансы в экономике. За основу такой систематизации целесообразно, как нам представляется, принять действующие классификаторы, которые определяют структуру экономической системы по определенным классификационным признакам4. Опираясь на сформированную в классификаторе структуру экономической системы, исследователь получает инструмент, позволяющий выявить формы и оценить масштабы экономических дисбалансов. В подтверждение этого может быть приведен следующий пример.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) дает строгое разграничение территориальных подразделений страны на субъекты Российской Федерации, на населенные пункты различных типов и т.д. На основе этого классификатора имеется возможность провести, например, оценку состояния региональных рынков труда с точки зрения степени сбалансированности спроса на рабочие места со стороны потенциальных работников и предложения вакантных рабочих мест со стороны работодателей. Применяя метод сравнительного анализа показателей по разным субъектам РФ, можно оценить реальную ситуацию в них. На основе полученных результатов имеется возможность разграничить регионы с различным типом конъюнктуры рынка труда. Эта информация позволяет выявить группы регионов, в которых сложилась явно выраженная разбалансированность рынка труда. Именно в таких регионах возникают угрозы экономической безопасности.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

Механизмы формирования соотношения спроса и предложения на рынке труда можно оценить при рассмотрении действия следующих основных факторов5. На уровне региона представлены такие внутренние факторы, как изменение числа рабочих мест в организациях; изменение масштабов самозанятости населения в домашнем хозяйстве и индивидуальном предпринимательстве; сдвиги в численности экономически активного населения под влиянием естественного воспроизводства населения; изменение в составе населения доли лиц, ориентированных на трудовую деятельность. Возникающие вследствие действия перечисленных внутренних для региона факторов диспропорции могут сглаживаться и компенсироваться (либо обостряться) под влиянием ряда внешних относительно региона факторов.

Такими внешними факторами являются прежде всего межрегиональная миграция рабочей силы и потоки иммигрантов. Мигранты, как правило, имеют свойство устремляться из регионов с меньшим дефицитом рабочей силы в регионы с большим дефицитом рабочей силы в надежде на получение более комфортных условий труда и более высокой оплаты труда. Таковы в основном закономерности формирования уровня обеспеченности регионов рабочей силой.

Кроме рабочей силы, экономика региона нуждается в ряде других ресурсов производства — инвестициях, инновационных технологиях, основных фондах, оборотном капитале. Относительно каждого из этих ресурсов в регионах действует своя специфическая система внутренних и внешних факторов. Рассогласованность действия этих факторов может вызвать экономические дисбалансы, порождающие угрозы экономической безопасности региона. Наконец, особенно большое значение имеет сбалансированность в обеспечении региона разными видами ресурсов производства.

Все вышесказанное относится только к одному из возможных принципов структурирования национальной экономики — по территориальному признаку на основе общероссийского классификатора ОКАТО. На основе данного способа классификации элементов (подсистем) национальной экономики можно обнаружить и оценить масштабы дисбалансов, чреватых угрозами экономической безопасности. К числу наиболее распространенных и опасных, с точки зрения экономической безопасности на территориальном уровне, относятся следующие дисбалансы:

— чрезмерная дифференциация субъектов Российской Федерации по их экономическому потенциалу и результатам производства, вследствие чего снижается эффективность экономической деятельности, как в дотационных регионах, так и в регионах-донорах;

— чрезмерная дифференциация муниципальных образований по их экономическому потенциалу, результатам экономической деятельности и уровню жизни населения;

— сохранение территориальных границ ряда субъектов РФ и муниципальных образований в пределах, консервирующих те или иные диспропорции: крайне ограниченные природные ресурсы, слабый демографический потенциал, неразвитую инфраструктуру и др. Как известно, за последнее десятилетие в стране был произведен ряд изменений в составе субъектов Российской Федерации. Вместе с тем при административно-территориальных преобразованиях, осуществляемых в целях сокращения масштабов территориальной дифференциации экономического потенциала, следует проявлять определенную осторожность. Необходимо учитывать особенности историко-культурных и этнокультурных традиций разных групп населения, чтобы избежать возможных социальных и этнических конфликтов. История и современность дают немало примеров межэтнических конфликтов;

— сохранение населенных пунктов городского типа с монофункциональной экономикой, что резко сужает структуру рабочих мест и в условиях рыночной экономики, создает повышенные риски резких колебаний конъюнктуры местного рынка труда, дестабилизируя уровень и качество жизни населения.

Разграничение элементов национальной экономики по признаку «вид экономической деятельности», которое ранее уже упоминалось, осуществляется на основе ОКВЭД — общероссийского классификатора видов экономической деятельности. ОКВЭД построен по многоуровневой схеме с выделением в структуре классификатора разделов, подразделов, классов, подклассов, групп, подгрупп и конкретных видов деятельности6. Прежде всего разграничиваются добывающие и обрабатывающие производства. Именно сырьевая ориентация промышленности и заниженная доля обрабатывающих производств в экономике России создает особенно большие риски экономической безопасности страны. Дисбалансы в разрезе видов экономической деятельности могут оцениваться на основе таких показателей, как численность занятых, объемы производства, технологический уровень, уровень эффективности производства и др. Наибольшие риски экономической безопасности в современной России несут в себе следующие формы дисбалансов в разрезе различных видов экономической деятельности:

— основной дисбаланс, создающий угрозу национальной экономике, — это крайне низкая доля обрабатывающих производств. В перспективе это может привести к необратимым последствиям и обречь страну на ее вытеснение в зону периферии мировой экономики с низким технологическим уровнем и низким уровнем жизни населения. В отдаленной перспективе, с учетом низкой плотности населения, это может даже создать угрозы утраты государственного суверенитета и территориальной целостности страны;

— крайне низкая доля производств и продукции высоких технологий в общем объеме деятельности обрабатывающих производств. Это снижает конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей на внутренних и на мировых рынках, снижает конкурентоспособность национальной экономики;

— в агропромышленном комплексе исключительно низка доля субъектов хозяйственной деятельности, применяющих современные эффективные технологии, низка доля инвестиций, направляемых в сельскохозяйственное производство. Все это делает неконкурентоспособным данный вид экономической деятельности и создает угрозы продовольственной безопасности страны.

Следующий принцип разграничения элементов национальной экономики состоит в классификации институциональных единиц по секторам экономики. Для реализации этого принципа используется общероссийский классификатор КИЕС. Объектом данного классификатора является институциональный сектор экономики, т.е. совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обусловливающих их сходное экономическое поведение.

В основу классификатора КИЕС положены общие принципы, критерии и понятия СНС-93 (системы национальных счетов 1993 г.), адаптированные к условиям организации экономики России с учетом отечественного законодательства. Институциональная единица в данном классификаторе — это хозяйственная единица, которая от своего имени владеет и распоряжается активами и доходами, вступает в экономические отношения с другими хозяйственными единицами, принимает на себя финансовые обязательства, принимает экономические решения, за которые она несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В классификаторе КИЕС раздельно представлены две группы институциональных единиц — резиденты и нерезиденты. Резидент Российской Федерации — это институциональная единица, имеющая центр экономического интереса на экономической территории Российской Федерации. Основными видами институциональных единиц резидентов являются: корпорации (финансовые и нефинансовые), некоммерческие организации (рыночные и нерыночные), государственные учреждения, домашние хозяйства. Совокупность институциональных единиц — нерезидентов (остальной мир) представлена хозяйствующими субъектами, которые вступают в сделки с единицами-резидентами или имеют с ними какие-либо иные экономические и финансовые взаимоотношения.

Основными секторами экономики для резидентов являются нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление; домашние хозяйства; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Каждая из этих групп, в свою очередь, подразделяется на более детальные подгруппы. Так, сектор нефинансовых корпораций состоит из трех подсекторов: государственные нефинансовые корпорации; национальные частные нефинансовые корпорации; нефинансовые корпорации под иностранным контролем.

Сектор финансовых корпораций включает все корпорации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества7. К сектору финансовых корпораций относятся собственно финансовые корпорации и некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые финансовыми корпорациями. Сектор финансовых корпораций состоит из четырех подсекторов:

1) Банк России;

2) другие депозитные корпорации — коммерческие банки, клиринговые учреждения, ссудосберегательные организации;

3) другие финансовые посредники — ипотечные, земляные, инвестиционные, муниципальные банки, кредитные союзы, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др.;

4) вспомогательные финансовые организации — валютные и фондовые биржи и иные учреждения, предоставляющие финансовые услуги.

Исследование дисбалансов на уровне секторов экономики показывает, что на современном этапе наибольшие угрозы экономической безопасности страны могут возникнуть вследствие следующих форм дисбалансов:

— неоправданно высокая доля подсектора нефинансовых корпораций, находящихся под иностранным контролем, в составе сектора нефинансовых корпораций;

— существенно завышенная численность аппарата федеральных и региональных органов государственного управления, что ведет к неэффективному расходованию ограниченных средств государственного бюджета. Периодически предпринимаемые меры по устранению подобных негативных явлений как в России, так и в зарубежных странах дают лишь временный и слабый результат;

— по некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, недостаточны объемы бюджетного финансирования и имеет место заниженное качество оказываемых населению услуг (как следствие этого, недостаточна поддержка социально незащищенных слоев населения и возможны риски роста социальной напряженности в обществе).

Следующий принцип разграничения элементов национальной экономики основан на использовании такого классификационного признака, как организационно-правовая форма субъектов хозяйственной деятельности. Общероссийский классификатор юридических лиц по организационноправовым формам (ОКОПФ), разграничивает коммерческие и некоммерческие организации8. В составе

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010

некоммерческих организаций представлены товарищества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы. Некоммерческие организации — это учреждения, фонды, религиозные и общественные организации и др. Основные экономические дисбалансы в структуре элементов национальной экономики, выделенных по признаку организационно-правовой формы юридических лиц, следующие:

— низкая доля субъектов малого и среднего бизнеса (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, производственные кооперативы), составляющих базу для формирования полноценного среднего класса в России. К субъектам малого предпринимательства относятся также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;

— в пределах отдельных видов экономической деятельности чрезмерно высокая или неоправданно низкая доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, что может быть чревато либо утратой государственного контроля за стратегически важными объектами национальной экономики, либо неоправданным сужением зоны действия рыночных механизмов в экономике страны;

— монополизация экономики за счет избыточной концентрации доли рынка в руках ограниченного числа акционерных обществ, транснациональных корпораций.

Продуктивным является разграничение элементов национальной экономики по признаку форм собственности. Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС), выделяет государственную федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ, муниципальную собственность, частную собственность, смешанную собственность, совместную собственность. Наиболее значимы следующие дисбалансы, вызванные нарушением оптимальных пропорций между разными формами собственности в структуре национального богатства и в структуре субъектов хозяйственной деятельности:

— резко завышенная или заниженная доля государственной собственности на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы и на произведенные трудом человека материальные активы. Такие дисбалансы либо неоправданно ограничивают область действия рыночных отношений, либо создают угрозы утраты государственного контроля над стратегически важными ресурсами и активами;

— нерационально завышенная или заниженная доля иностранной собственности в экономике страны, что создает риски для экономической безопасности страны либо придает национальной экономике свойства закрытой системы, неизбежно отличающейся низкой эффективностью и не способной использовать преимущества глобализации мировой экономики;

— нерациональная структура иностранной собственности в экономике России, что создает феномен «упущенной выгоды» от привлечения иностранных инвестиций.

Разграничение отдельных этапов воспроизводственного процесса в экономике используется в системе национальных счетов (СНС)9. Выделяются следующие этапы: производство, первичное распределение результатов производства, их перераспределение, накопление и конечное потребление. Дисбалансы, проявляющиеся в рассогласованности объемов, структуры и качественного уровня активов, представленных на разных стадиях процесса общественного воспроизводства, имеют следующие основные формы:

— несоответствие объемов и качества производимых отечественных товаров объему и качеству платежеспособного спроса населения и субъектов хозяйственной деятельности на внутреннем рынке. Это создает риски завышенного уровня импортозависимости национальной экономики и дефицита платежного баланса страны;

— на этапе перераспределения доходов доля средств, направляемых на инвестиции в экономику, резко занижена в сравнении с ее действительными потребностями. Тем самым тормозится процесс модификации экономики страны в целом и отдельных ее секторов;

— низкий уровень доходов домашних хозяйств ограничивает объем и обедняет структуру конечного личного и семейного потребления. Это, в свою очередь, создает препятствия для роста емкости внутреннего рынка и расширения стимулов к повышению деловой активности отечественных товаропроизводителей.

Приведенный выше перечень наиболее значительных дисбалансов в разрезе основных элементов национальной экономики является примером нетрадиционного авторского подхода к анализу угроз экономической безопасности, в основу которого положены два принципа:

— выявление и диагностика угроз экономической безопасности путем оценки рассогласованности, дисбаланса разных экономических параметров (в отличие от традиционного подхода, основанного на оценке уровней автономно рассматриваемых параметров), что, по мнению автора, позволит более глубоко раскрыть сущность и механизмы возникновения угроз экономической безопасности;

— за основу систематизации экономических дисбалансов, составляющих источники угроз экономической безопасности, приняты основные виды элементов, на которые подразделяется такая сложная система, как национальная экономика. Рассматриваемые элементы национальной экономики выделены в результате авторской интерпретации сущности объектов, принятых за основу при построении ряда общероссийских классификаторов. Элементами национальной экономики являются

различные категории материальных объектов, которые могут быть сгруппированы по классификационным признакам, положенным в основу общероссийских классификаторов. Элементами национальной экономики, соответствующими используемым классификаторам, являются:

1) секторы экономики;

2) совокупности организаций с различным организационно-правовым статусом;

3) материальные объекты в области разных видов экономической деятельности;

4) материальные объекты разных форм собственности;

5) элементы административно-территориального деления страны;

6) материальные объекты, представленные на разных этапах общественного воспроизводства.

Общероссийские классификаторы официально утверждены и обязательны к применению в

соответствующих разработках государственных информационных ресурсов. Это подтверждает, как нам представляется, обоснованность предлагаемого подхода к анализу и позволяет оперировать имеющейся базой официальной статистической информации.

При традиционном подходе угрозы экономической безопасности принято подразделять по предметному содержанию на экономические, финансовые, валютные, продовольственные, социальные,

демографические, политические, военные и т.д. При этом в категорию экономических угроз включается

10

ряд внеэкономических индикаторов10.

Следует признать, что все перечисленные выше экономические дисбалансы не более чем общеизвестные проблемы российской экономики. Но, несмотря на активное обсуждение этих проблем, вопрос о путях их решения во многом остается открытым. Поэтому новые подходы к их исследованию будут, возможно, полезны при поиске и реализации мер по преодолению сложных проблем развития российской экономики.

Изучение экономических дисбалансов как источников угроз экономической безопасности должно представлять решение следующего комплекса последовательных задач:

— анализ форм проявления диспропорций в экономических системах;

— исследование факторов и механизмов возникновения дисбаланса элементов в экономических системах;

— оценка связи между диспропорциями и безопасностью экономических систем;

— определение места дисбаланса в системе возможных угроз экономической безопасности;

— разработка методологии измерения диспропорций в экономических системах;

— определение способов предотвращения угроз экономической безопасности, обусловленных дисбалансом элементов экономических систем.

В рамках данной статьи автор ограничивается преимущественно рассмотрением только первой из вышеназванных задач, являющейся исходной и предопределяющей подходы к решению других задач. Решение данной задачи требует также обращения к некоторым теоретическим вопросам. Поскольку проблема экономических дисбалансов в целом слабо разработана, необходимо предварительно внести уточнения в используемый понятийный аппарат. Прежде всего следует определить, какое содержание вкладывается в понятие «экономический дисбаланс».

Как было отмечено, диспропорции в состоянии и развитии экономических систем — их неизбежное и естественное свойство. Нет развития без многообразия форм, состязательности во взаимоотношениях, различий в интенсивности и направленности процессов. Следствием и внешней формой выражения этого являются различного рода диспропорции между характеристиками экономической системы в целом и отдельных ее элементов. Главный вопрос заключается в степени выраженности таких диспропорций.

Это исключительно важный момент, т.к. слабо выраженные умеренные диспропорции составляют «двигатель прогресса», импульс к развитию, в ряде случаев сам его механизм. Диспропорции в экономических системах, превышающие допустимые пороговые значения, которые мы предлагаем именовать экономическими дисбалансами, становятся факторами регресса, рецессии, перехода экономической системы в кризисное состояние, т.е. порождающимиугрозы экономической безопасностирегиона, сектора экономики, национальной экономики.

Соответственно, термин «диспропорция» несет в себе высокую степень неопределенности. Диспропорции могут быть и позитивным, и негативным фактором развития экономической системы. Слабые диспропорции стимулируют развитие, чрезмерные диспропорции действуют на экономическую систему разрушающе. Поскольку в известных автору источниках нет специального термина для обозначения экономических диспропорций, превышающих предельно допустимые пороговые значения, предлагаем для их обозначения использовать термин «дисбаланс». Именно этот термин вынесен в заголовок статьи и в указанной интерпретации использовался в предыдущем изложении.

В предлагаемом определении экономических дисбалансов термин «пороговое значение» применен, скорее, как образное выражение и исключительно в целях прояснения их содержательной стороны. По существу же это не вполне правомерно, т.к., насколько осведомлен автор, пороговые значения разработаны только для ряда общеизвестных макроэкономических показателей11. Вопрос же о пороговых значениях для индикаторов экономических пропорций или диспропорций (насколько известно автору) в отечественной научной литературе пока не обсуждался. С учетом данной оговорки более строгое определение предлагаемого понятия «экономические дисбалансы» можно было бы

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010

сформулировать следующим образом: «Под экономическими дисбалансами понимается такая степень нарушения экономических пропорций, при которой возникают риски существенных негативных последствий для экономической системы».

Данное авторское предложение ориентировано прежде всего на принятие некоего единого условного термина, применение которого облегчит изложение и понимание определенных научных положений. Применение данного понятия позволяет систематизировать экономические дисбалансы, оценивать их с позиций обеспечения экономической безопасности, определить комплекс мер по их преодолению, нейтрализации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория : учебник. — М.: Юрайт-М, 2002.

2. Градов, Л. П. Национальная экономика : учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005.

3. Елисеева, М. М., Васильева, Э. К., Kjiynm, М. Л. и др. Демография и статистика населения : учебник. — М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Елисеева, М. М. Статистика : учебник. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.

5. Курнышева, М. Р. Макроэкономическое развитие: тенденции и перспективы / Ин-т экономики РАН. — М.: Наука, 2005.

6. Никифоров, О. Н., Федорова, Л. М. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности в системе стандартных экономико-статистических классификаторов : учебное пособие.

— СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2005.

7. Олейников, Е. Л. Экономическая и национальная безопасность : учебник. — М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

8. Саак, Л. Э, Пахомов, Е. В., Еюшняков, В. Н. Информационные технологии управления : учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008.

9. Сенчагов, В. К. Экономическая безопасность России : учебник. — М.: Дело, 2005.

10. Шкварок, В. М. Теоретические основы и классификация угроз экономической безопасности России : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — СПб., 2009.

11. Кевеш, Л.Л. Основные принципы построения Классификатора институциональных единиц по секторам экономики / / Вопросы статистики. — 2005. — № 8. — С. 3-7.

Literature

1. Borisov, E. F. Economic theory. — Moscow, 2002.

2. Gradov, A. P. National Economy. — St.-Petersburg, 2005.

3. Eliseeva, 1.1., Vasil’eva, E. K., Klupt, M. A. etc. Demography and population statistics. — Moscow,

2006.

4. Eliseeva, 1.1. Statistics. — Moscow, 2005.

5. Kurnysheva, I. R. Macro Economic Development: Trends and Prospects, Institute of Economics Academy of Sciences. — Moscow, 2005.

6. Nikiforov, O. N., Fedorova, L. M. National Classification of Economic Activities in the standard economic and statistical classifications. — St.-Petersburg, 2005.

7. Oleynikov, E. A. Economic and national security. — Moscow, 2005.

8. Saak, A. E., Pakhomov, E. V., Tyushnyakov, V. N. Information technology management. — St.-Petersburg, 2008.

9. Senchagov, V. K. The economic security of Russia . — Moscow, 2005.

10. Shkvarok, V. M. Theoretical basis and classification of threats to the economic security of Russia : author’s abstract ... Candidate of economic sciences. — St.-Petersburg, 2009.

11. Kevesh, A. L. Basic principles of building Classification of institutional units by sector // Problems of Statistics. — 2005. — № 8.

1 Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008.

С. 12,18.

2 Градов А.П. Национальная экономика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. С. 41-43.

3 Курнышева И.Р. Макроэкономическое развитие: тенденции и перспективы, Ин-т экономики РАН. М.: Наука, 2005. С. 22-23.

4 Кевеш А. Л. Основные принципы построения Классификатора институциональных единиц по секторам экономики / / Вопросы статистики. 2005. № 8. С. 3-7.

5 Елисеева И.И., Васильева Э.К., Клупт М.А. и др. Демография и статистика населения: учебник. М.: Финансы и статистика, 2006. С. 119-129.

6 Никифоров О. Н., Федорова Л.М. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности в системе стандартных экономико-статистических классификаторов, учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2005.

7 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. М.: Юрайт-М, 2002. С. 54-56.

8 Шкварок В. М. Теоретические основы и классификация угроз экономической безопасности России: автореферат ... канд.экон.наук. СПб, 2009 С. 16-22.

9 Елисеева И.И. Статистика: учебник. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. С 414-417.

10 Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность: учебник. М., Издательство «Экзамен», 2005. С. 137-146.

11 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: учебник. М.: Дело, 2005. С. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.